Россия в 2023г привлечет более 120 тыс. трудовых мигрантов
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Россия в 2023г привлечет более 120 тыс. трудовых мигрантов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Многочисленные дискуссии в российском обществе о том, что со дня на день стартует следующая волна в рамках частичной мобилизации, не имеют под собой реальных оснований. К такому выводу можно прийти, если опираться на официальные заявления властей.
Частичная мобилизация 2023: будет ли в России всеобщая мобилизация с 26 января 2023 года? Почему мобилизации в России в текущей ситуации не будет. Свежие новости, обстановка на 26.01.2023
В своем сообщении Сладков указывает два обстоятельства, по которым нужно провести вторую волну частичной мобилизации в России. Первое это закрепление военкоматами полученных навыков по проведению мобилизации, а второе это ротация уже призванных на службу граждан.
Что касается первого фактора, то тут я вполне согласен, можно провести мобилизацию для закрепления уроков первой волны и тут же отпустить всех домой, ведь мы проверяем военкоматы, а не бойцов.
Что касается второго факта, о том, что нужно проводить ротацию ранее призванных мобилизованных, то достаточно обратиться к словам Президента РФ Владимира Путина, который еще совсем недавно разъяснил ситуацию по этому поводу.
Так, в декабре 2022 года, Владимир Путин назвал цифры мобилизованных, которые находятся на фронте. По его словам, непосредственно на линии соприкосновения сейчас находится только 77 тысяч мобилизованных.
«У нас из 300 тысяч мобилизованных наших бойцов, мужчин, наших защитников отечества, 150 тысяч находится в зоне проведения операции, то есть половина, в войсках, находится в группировке. Из этих 150 тысяч находящихся в группировке половина только — это 77 тысяч, находится непосредственно в боевых подразделениях, остальные находятся на вторых-третьих рубежах, выполняя по сути функции войск территориальной обороны, или проходят дополнительную подготовку в зоне проведения операции», — сказал Путин на встрече с членами СПЧ.
Всеобщая мобилизация с 30 января 2023 года в России – миф или реальность, Дмитрий Песков заявил о том, что в рамках частичной мобилизации остановлен призыв, новости на 26 января 2023
Официальный представитель Кремля Дмитрий Песков заявил о том, что в рамках частичной мобилизации остановлен призыв, но указ продолжает действовать.
Документ распространяется на часть по “исполнению задач военнослужащими”.
Как сообщает РБК, призыв по частичной мобилизации производился “до достижения установленной численности” в 300 тысяч человек, а об окончании призыва было объявлено 28 октября прошлого года.
На тот момент говорилось о мобилизации 318 тысяч человек, часть из которых – добровольцы.
“Но кроме призыва граждан, частичная мобилизация включает и другие мероприятия, необходимые для обеспечения выполнения задач Вооруженными силами. Это связано с исполнением обязанностей военнослужащими и так далее и тому подобное. В этой части это продолжает работать”, – отметил Дмитрий Песков, не уточнив, о каких именно мероприятиях идет речь.
Однако он добавил, что это касается и седьмого, закрытого пункта указа.
Миграционные процессы
Нахождение иностранных граждан на территории РФ регулируется законом. Все граждане, которые пересекают границу РФ, обязаны получить миграционную карту, которая является документом, подтверждающим легальное нахождение в России. Государство стремится контролировать процесс миграции иностранных граждан на территорию РФ, для того чтобы увеличить безопасность в стране.
В Российской Федерации, согласно Закону «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ, органы государственной власти и местного самоуправления:
- регистрируют мигрантов по месту жительства;
- собирают и обрабатывают сведения, характеризующие миграционные процессы;
- поддерживают работу открытой информационной системы.
Миграционные и эмиграционные процессы в современной России
Ухудшение демографической ситуации в стране, еще во многом стихийный характер миграционных процессов, особенно в первой половине 90-х годов, обусловили необходимость осуществления в Российской Федерации целенаправленной и долгосрочной миграционной политики, подкрепление ее соответствующей законодательной базой.
Механизмы реализации Федеральной миграционной программы на период 2002—2005 гг. включают: совершенствование действующего законодательства Российской Федерации в области миграции, приведение его в соответствие с нормами международного права, для чего, в частности, предусмотрено заключение межгосударственных соглашений со странами СНГ4; совершенствование системы иммиграционного контроля, включая меры по депортации (выдворению) незаконных мигрантов; дифференцированную финансовую поддержку вынужденных мигрантов за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации; создание центров временного размещения вынужденных переселенцев, компактных поселений, новых рабочих мест и др.
Дореволюционные миграции.
Россия – самая крупная страна в мире. В течение веков освоение ее огромных пространств сопровождалось движением населения из центральных европейских регионов к окраинам. Начиная с 16-го века, двигаясь на юг, осваивали задонские и заволжские степи. Восточный путь — через Урал в Сибирь и в 17в вышли к Тихому океану. Главной причиной, выталкивавшей людей из центральных районов, стала нехватка земель, в том числе и у получивших волю крестьян(1861г). Одна часть — за Урал, другая – в южные степные губернии. Массовые миграции в города и фабричные поселки на заработки ( на период посевной или уборочной возвращались в деревню, но постепенно стали оставаться в городе навсегда).
Миграции советского времени.
Усиление миграции в конце 20-х г, когда советская власть взяла курс на развитие промышленности. «Раскулачивание» деревни, крестьяне во избежание репрессий уезжали в города и на крупные стройки.
Тотальной депортации в годы войны в СССР были подвергнуты семь народов: немцы, карачаевцы, калмыки, ингуши, чеченцы, балкарцы и крымские татары. После смерти Сталина началось постепенное возвращение депортированных народов на прежние земли.
ВОВ: эвакуация с запада в восточные и южные районы (многие после окончания войны не вернулись домой, остались жить на новых местах). Существовал в годы войны и западный миграционный поток – военнопленные, а также гражданские лица, вывезенные немецкими оккупантами на работы в Германии( часть вернулись, остальные погибли или стали «невозвращенцами»). После ВОВ — миграции сельских жителей в города и на новостройки Сибири и Дальнего востока. Постепенно в районах Европейской России жителей становилось все меньше. И во второй половине 70-х годов новое направление миграции – с окраин в центр.
Современные миграции в России.
В конце 20 века территория страны — две зоны: принимающую и отдающую население, причем + и минус поменялись местами. Весь Север (за исключением Тюменской области), ранее интенсивно притягивающий население (высокой заработной платой и льготами), теперь столь же интенсивно его теряет. Переход на рыночные отношения, отмена северных льгот, отсутствие финансирования многих предприятий обнажили острые проблемы Севера, в первую очередь низкую эффективность его хозяйства и перенаселенность.
Выбрать, куда уехать жить из России на ПМЖ семье с ребенком достаточно сложно. Ведь переезд для ребенка является стрессовой ситуацией и нужно подбирать страны, в которых детям будет легче всего адаптироваться.
Нужно обращать внимание на образовательную и медицинскую систему, криминогенную обстановку, язык и экологию. Первенство занимает Венгрия. Покупка недвижимости, трудоустройство или открытие собственного бизнеса гарантирует всей семье получение ПМЖ. Россияне с ПМЖ обладают правом приобретения недвижимости в ипотеку, получают социальное пособие на детей и бесплатное медицинское обслуживание.
Второе место, куда лучше иммигрировать из России с ребенком, занимает Греция. Страна характеризуется качественным образованием и медициной европейского уровня. Третье место отводится Испании и Португалии. Эти страны привлекают мягким климатом и отличной инфраструктурой. Испанская медицинская система признана лидером в ЕС, также в Испании находятся лучшие детские дошкольные учреждения.Во всех вышеперечисленных государствах имеются русскоязычные школы, поэтому детям будет проще выучить новый язык и обзавестись друзьями.
Что на самом деле будет с теми, кто покинул Россию во время мобилизации и решил вернуться
На данный момент ответственности за уклонение от явки по мобилизационной повестке НЕ предусмотрено. Но органами власти уже рассматриваются возможные меры воздействия. Так, помимо ограничения выезда за границу в период новой волны мобилизации, если она будет объявлена, уклонисты могут столкнуться с иными проблемами.
Фактически, они будут лишены возможности как-то себя обозначить в правовом поле: оформить регистрацию по месту жительства, продать или купить недвижимость, получить заграничный паспорт. В ряде случаев, если уклонение носит злостный характер, дело может дойти до уголовной ответственности.
Бороться с неправомерными штрафами или запретом на выезд придется уже в судах. А это дополнительные расходы, и отсутствие гарантии в вынесении положительного решения в пользу заявителя.
Также все чаще звучит мнение о том, что всех уехавших из РФ с начала СВО могут объявить иностранными агентами.
История населения России
Год | Население | Прирост населения |
---|---|---|
1951 | 103 557 863 | N/A % |
1952 | 105 140 435 | 1.53 % |
1953 | 106 854 432 | 1.63 % |
1954 | 108 639 342 | 1.67 % |
1955 | 110 453 377 | 1.67 % |
1956 | 112 259 732 | 1.64 % |
1957 | 114 041 287 | 1.59 % |
1958 | 115 775 108 | 1.52 % |
1959 | 117 455 928 | 1.45 % |
1960 | 119 078 147 | 1.38 % |
1961 | 120 644 095 | 1.32 % |
1962 | 122 137 033 | 1.24 % |
1963 | 123 539 790 | 1.15 % |
1964 | 124 823 957 | 1.04 % |
1965 | 125 971 775 | 0.92 % |
1966 | 126 964 220 | 0.79 % |
1967 | 127 805 460 | 0.66 % |
1968 | 128 525 434 | 0.56 % |
1969 | 129 181 268 | 0.51 % |
1970 | 129 825 751 | 0.50 % |
1971 | 130 492 490 | 0.51 % |
1972 | 131 187 116 | 0.53 % |
1973 | 131 910 707 | 0.55 % |
1974 | 132 657 103 | 0.57 % |
1975 | 133 421 734 | 0.58 % |
1976 | 134 202 704 | 0.59 % |
1977 | 135 008 138 | 0.60 % |
1978 | 135 840 058 | 0.62 % |
1979 | 136 703 220 | 0.64 % |
1980 | 137 598 762 | 0.66 % |
1981 | 138 527 362 | 0.67 % |
1982 | 139 478 186 | 0.69 % |
1983 | 140 449 232 | 0.70 % |
1984 | 141 439 868 | 0.71 % |
1985 | 142 452 072 | 0.72 % |
1986 | 143 480 584 | 0.72 % |
1987 | 144 518 381 | 0.72 % |
1988 | 145 525 863 | 0.70 % |
1989 | 146 442 199 | 0.63 % |
1990 | 147 200 488 | 0.52 % |
1991 | 147 765 480 | 0.38 % |
1992 | 148 132 826 | 0.25 % |
1993 | 148 321 512 | 0.13 % |
1994 | 148 361 414 | 0.03 % |
1995 | 148 287 956 | -0.05 % |
1996 | 148 123 597 | -0.11 % |
1997 | 147 874 241 | -0.17 % |
1998 | 147 543 798 | -0.22 % |
1999 | 147 136 436 | -0.28 % |
2000 | 146 659 006 | -0.32 % |
2001 | 146 115 448 | -0.37 % |
2002 | 145 520 689 | -0.41 % |
2003 | 144 910 806 | -0.42 % |
2004 | 144 344 314 | -0.39 % |
2005 | 143 874 708 | -0.33 % |
2006 | 143 536 587 | -0.24 % |
2007 | 143 334 169 | -0.14 % |
2008 | 143 257 438 | -0.05 % |
2009 | 143 288 155 | 0.02 % |
2010 | 143 403 715 | 0.08 % |
2011 | 143 592 070 | 0.13 % |
2012 | 143 849 252 | 0.18 % |
2013 | 144 161 035 | 0.22 % |
2014 | 144 496 541 | 0.23 % |
2015 | 144 826 264 | 0.23 % |
2016 | 145 131 010 | 0.21 % |
2017 | 145 403 779 | 0.19 % |
2018 | 145 632 901 | 0.16 % |
2019 | 145 803 715 | 0.12 % |
2020 | 145 903 530 | 0.07 % |
2021 | 145 963 350 | 0.04 % |
2022 | 146 023 195 | 0.04 % |
2023 | 146 083 065 | 0.04 % |
Миграционная ситуация в РФ и ее регулирование государством
Миграционные процессы в России подвергаются как отрицательным, так и положительным факторам развития. К отрицательным факторам относятся распад бывшего Союза ССР, проявления национализма, терроризм, незащищенность отдельных участков государственной границы Российской Федерации, ухудшение качества жизни людей и состояния окружающей среды, экономическая нестабильность и социальные конфликты. Не смотря на большое количество отрицательных факторов, так же имеются и положительные, например такие, как развитие рыночных отношений, развитие трудовой деятельности в отдаленных районах государства.
Российская Федерация всегда имел интерес у большинства иностранных граждан, она привлекала свое большой территорией и разновидностью трудовой деятельности. Исходя из этого, трудовая миграция пользуется особым интересом в РФ. Но для того, что бы в стране не возник экономический кризис, все трудовые отношения с мигрантами регулируются законами РФ. Так, например, с помощью миграционных квот, государство регулирует численность рабочих, которым могут предоставить место в организации или предприятии.
Миграционная политика служит для обеспечения устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, национальной безопасности РФ, удовлетворения потребностей растущей российской экономики в трудовых ресурсах, рационального размещения населения на территории страны, использования интеллектуального и трудового потенциала мигрантов для достижения благополучия и процветания России. Миграционную политику нельзя оставлять без внимания ни органам власти, ни обществу. Она является неотъемлемой частью всей государственной политики в целом, так как имеет непосредственное отношение к жизни многих граждан страны, заботиться о которых — первоочередная задача и цель любого государства.
Часто задаваемые вопросы
Вопрос №1
Определение миграции.
Ответ: Миграция – это перемещение граждан из одной страны в другую, в поисках лучших условий для проживания. Миграция оказывает значительное влияние на развитие государства. Экономика также находится под влиянием миграции населения из одной страны в другую, причем это влияние может быть как положительным, так и отрицательным.
Вопрос №2
Основные виды миграции.
Ответ: Миграционные процессы зависят от множества факторов, например, такие как политические, социальные и экономические. Отрицательное воздействие этих факторов на жизнь человека, вынуждает его на миграцию в другую страну, в поисках лучших условий для жизни.
Основные виды миграции:
- Трудовая;
- Сезонная;
- Временная миграция.
Участие в программах переезда в Канаде
Каждый год Канада принимает иммигрантов из разных стран, включая граждан бывшего Советского Союза. Канадское правительство разработало программу баллов для переселения через Express Entry, чтобы облегчить подачу заявлений.
В общей сложности можно получить 100 баллов, при этом минимальный балл составляет 67. Баллы рассчитываются на основе параметров заявителя:
- Владение языком. Чтобы подать заявку, вам необходимо пройти языковой тест на английском или французском языке. Баллы начисляются по результатам этого теста — каждая часть (аудирование, чтение, письмо и говорение) дает иммигранту определенное количество баллов, и здесь можно получить максимум 28 баллов. Стоит отметить, что если человек знает меньше уровня B1 (не менее 4 баллов в каждой части IELTS), его/ее не примут.
- Опыт работы. За опыт работы можно получить максимум 15 баллов (6 и более лет) и минимум 9 баллов (1 год). Учитывается только полная занятость.
- Возраст. Максимально можно получить 12 баллов (в возрасте от 18 до 35 лет) и 0 баллов, если заявителю менее 18 лет или более 47 лет.
- Образование. Степень бакалавра, бакалавра или магистра может дать максимум 25 баллов в своде.
- Наличие приглашения от работодателя. Если канадская компания готова заключить контракт с иностранным гражданином на год, она получит 10 баллов для участия в программе. Но это не обязательный пункт.
А если вы переезжаете всей семьей, то супруг или дети могут добавить заявителю в общей сложности 10 баллов: за знание языка, канадское образование и опыт работы в стране.
Вы можете пройти тест на официальном сайте Иммиграционной службы Канады, чтобы узнать, подходите ли вы для участия в программе.
Этапы эмиграции, с чего начать переезд в другую страну
Переезд — это стресс. Прежде чем решиться на этот шаг — подачу документов на визу, необходимо правильно подготовиться к переезду по простому алгоритму.
- Взвесьте все за и против и выберите наиболее подходящую страну для жизни за границей.
- Ознакомьтесь с вариантами и особенностями миграционных программ из России, возможно, вам удастся найти подходящую.
- Еще находясь в своей стране, выучите иностранный язык. Эмигрировать, не зная языка, довольно сложно.
- По возможности получите туристическую визу (если она требуется), съездите в выбранную вами страну и ознакомьтесь с ней.
- Оцените возможности для зарабатывания денег в выбранной вами стране регион за регионом. Выберите ту, где легче найти работу. Если вы эмигрируете для работы, вы обязаны связаться с работодателем и заключить трудовой договор. После этого начинается возможность получения годичной рабочей визы.
- Попробуйте снять (купить) квартиру. При наличии документов, подтверждающих, что иммигрант проживает в стране, миграционные службы более открыты для подачи заявления на въезд.
- Составьте пошаговый план переезда, рассчитайте расходы.
При соблюдении этих пунктов переезд в другую страну пройдет достаточно легко, и мигрант будет чувствовать себя максимально комфортно на новом месте жительства.
Куда иммигрировать из России в 2023 году
Подведем итог – переехать из РФ и бывших стран СНГ в 2023 году можно даже не имея больших финансов для старта. Достаточно правильно выбрать юрисдикцию, иметь достижения профессионального уровня или минимальную сумму для иммиграции, регистрации бизнеса и оформления ВНЖ.
Но есть и определенные ограничения, о которых нельзя забывать россиянам и гражданам Беларуси:
- Страны, в которых получить визу россиянам стало сложнее, но все еще возможно: Словения, Норвегия, Греция, Кипр, Польша, Болгария.
- Страны, которые прекратили выдавать шенгенские визы россиянам: Бельгия, Дания, Нидерланды, Чехия, Латвия, Литва, Мальта, Словакия, Эстония.
- Визовые центры остальных европейских государств работают в прежнем режиме.
Объединенные Арабские Эмираты входили в топ стран по оформлению ВНЖ и ПМЖ в 2022 — тенденция наверняка сохранится и в текущем году. Перечислим актуальные основания для запроса визы резидента в ОАЭ, основанные на опыте и решениях мигрантов:
- Обучение в местном вузе. Виза выдается на 1 год с последующей пролонгацией.
- Официальное трудоустройство в местную компанию.
- Оформление лицензии фрилансера в Дубае или иных эмиратах. Предложение открыто для IT-специалистов, дизайнеров и других удаленных работников с доходом, в среднем, не менее 5000 долларов в месяц.
- Приобретение недвижимости в Эмиратах. На сумму от 204 000 долларов — 2-летний вид на жительство, на сумму от 545 000 долларов — 10-летний ВНЖ.
- Переезд состоятельного пенсионера в возрасте от 55 лет с выполнением одного из условий: ежемесячный доход от $4100, сумма на банковском вкладе в Эмиратах от $275 000 (сроком на 3 года), личная недвижимость в ОАЭ стоимостью от $275 000. Пожилым людям резидентская виза выдается на 5 лет.
С 2022 года в Москве подорожает патент для трудовых мигрантов
27. Настоящей Концепцией предусматриваются следующие основные механизмы реализации государственной миграционной политики Российской Федерации:
а) дальнейшее совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере миграции с учетом норм международного права;
б) развитие международного сотрудничества Российской Федерации в сфере миграции, гармонизация миграционного законодательства Российской Федерации и унификация статистического учета в этой сфере в рамках межгосударственных объединений;
в) включение задач и мероприятий по реализации государственной миграционной политики Российской Федерации в государственные, федеральные и региональные программы;
г) учет задач государственной миграционной политики Российской Федерации при формировании федерального и региональных бюджетов, концентрация финансовых и материальных ресурсов на реализации приоритетных направлений и задач государственной миграционной политики Российской Федерации;
д) формирование приоритетных направлений государственной миграционной политики Российской Федерации для различных типов регионов с учетом складывающейся миграционной ситуации;
е) совершенствование системы взаимодействия между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и институтами гражданского общества в сфере миграции;
ж) постоянный мониторинг и анализ происходящих на территории Российской Федерации миграционных процессов и их влияния на социально-экономические, демографические и иные аспекты развития страны, а также последующая корректировка конкретных мер государственной миграционной политики Российской Федерации;
з) развитие научных исследований в сфере миграции.
28. Первый этап (2012 — 2015 годы):
а) разработка и принятие нормативных правовых актов Российской Федерации, обеспечивающих реализацию целей, задач и основных направлений государственной миграционной политики Российской Федерации;
б) разработка и апробация программ в рамках реализации основных направлений государственной миграционной политики Российской Федерации;
в) создание центров содействия иммиграции в Российскую Федерацию и медицинского освидетельствования иммигрантов, в том числе за рубежом;
г) создание инфраструктуры для проживания трудовых мигрантов на основе государственно-частного партнерства;
д) создание инфраструктуры для интеграции и адаптации трудовых мигрантов, включая центры информационной и правовой поддержки, курсы изучения языка, истории и культуры Российской Федерации;
е) проведение выборочных исследований, включающих вопросы внутренней и международной миграции.
29. Второй этап (2016 — 2020 годы):
а) принятие программ в рамках реализации основных направлений государственной миграционной политики Российской Федерации;
б) реализация и мониторинг принятых программ в рамках осуществления основных направлений государственной миграционной политики Российской Федерации;
в) обобщение и анализ правоприменительной практики принятых нормативных правовых актов Российской Федерации, обеспечивающих реализацию целей, задач и основных направлений государственной миграционной политики Российской Федерации;
г) расширение использования информационных технологий для анализа миграционной ситуации и обеспечения государственной миграционной политики Российской Федерации, в том числе уточнение программы статистических и аналитических работ в области внутренней и международной миграции.
30. По итогам реализации второго этапа предполагается к 2021 году приостановить миграционный отток населения из районов Сибири и Дальнего Востока.
31. Третий этап (2021 — 2025 годы):
а) оценка эффективности принятых программ в рамках реализации основных направлений государственной миграционной политики Российской Федерации;
б) уточнение основных стратегических ориентиров, приоритетов и основных направлений реализации государственной миграционной политики Российской Федерации и корректировка соответствующих программ.
32. По итогам реализации третьего этапа предполагается к 2026 году обеспечить миграционный приток населения в районы Сибири и Дальнего Востока.
Нельзя сказать, что власть не замечает проблему. Весь вопрос, насколько принимаемые меры соответствуют размаху миграционных потоков. Способны ли они справиться с преступностью мигрантов? Их сплочённости, коррумпированности с правоохранительными органами, наличию у них лоббистских этнических структур.
Так или иначе, президент во исполнение основной цели миграционной политики (Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 г. № 622) – «формирование отвечающей интересам Российской Федерации миграционной ситуации» – отдал целый ряд поручений.
По поводу института гражданства РФ вводится три вида порядка приёма: общий, упрощённый и особый.
Общий порядок понятен, как и раньше.
Упрощённый применяется к лицам, «близким нам в социокультурном отношении» (хотелось бы, чтобы это было именно так), при наличии «позитивных социальных связей» в РФ (родственники), «уязвимого положения» (например гонимые русские из соседних стран). Необходимо также знание русского языка и отсутствие проблем с законом. Здесь интересно, что только «экономические» (бизнес в России) социальные связи теперь не повод для получения гражданства в упрощённом порядке.
При особом порядке решение принимает президент РФ.
Теперь Комиссия по вопросам гражданства при президенте будет рассматривать материалы «об отмене решений о приёме в гражданство Российской Федерации, принятых как Президентом Российской Федерации, так и МВД России, и МИД России», если будет установлено, что получивший гражданство предоставил подложные документы или заведомо ложные сведения.
Что имеется в виду? Заведомо ложные сведения относятся к тому, что мигрант давал обещание соблюдать законы РФ, а, например, начал торговать наркотиками или заниматься террористической деятельностью. В таком случае, как разъясняется на сайте МВД, «решение о приобретении гражданства Российской Федерации… подлежит отмене на основании сообщения заявителем заведомо ложных сведений в отношении обязательства соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации».
Концепция государственной миграционной политики РФ на период до 2025 года
На этот вопрос невозможно ответить однозначно, так как мероприятия разрабатываются применимо к принятой государством концепции. Поэтому рассматривать их нужно четко в рамках проводящейся политики.
Если описать мероприятия, входящие в миграционную политику, в общих чертах, то можно назвать наиболее часто встречающиеся в мире:
- Организация обучения;
- Трудоустройство;
- Формирование облегченной системы получения гражданства;
- Знакомство с культурными ценностями и традициями страны;
- Облегчение ассимиляции;
- Предоставление временного жилья и так далее.
Чаще всего мероприятия делятся на 2 группы:
- Поддерживающие – они позволяют иностранцам быстрее устроиться на новом месте и приносить пользу стране;
- Ограничивающие – в эту группу входят меры, препятствующие такому явлению как «нелегальная миграция» и четко устанавливающие правовой статус иностранца.
Сильнее всего миграционная политика влияет на 2 фактора:
- Демографическая ситуация;
- Темпы роста экономики.
В первом случае мигранты стабилизируют демографическую ситуацию в стране. В итоге рождаемость начинает превышать смертность в несколько раз. Если говорить о России, то она уверенно занимает 3 место в мире по количеству осевших мигрантов: они превышают уже 12 миллионов человек.
Кратко социальный портрет иностранцев можно составить несколькими пунктами:
- Здоровые люди трудоспособного возраста;
- Наличие среднего или средне-специального образования.
Развитые мировые державы проводят протекционистскую миграционную политику. Ее главными целями являются:
- Защита собственных граждан;
- Отстаивание своих экономических интересов.
В 21 веке приток мигрантов в развитые страны усилился, и перед главами государств остро встали вопросы изменения миграционной политики в сторону ужесточения.
Российская Федерация является многонациональной страной. Поэтому вполне закономерно, что с 90-х годов прошлого века правительство поддерживало мигрантов. Но миграционная политика не отличалась четко выстроенной линией, а законодательные акты имели размытые и противоречивые формулировки.
В последние годы миграционная политика России приобрела четкость, и в ней прослеживается тенденция к ужесточению существующих правил и законов.
Основные задачи и направления новой МП озвучены В.В. Путиным:
- Поддержание мира (межнационального и межрелигиозного);
- Приоритет интересов граждан РФ;
- Защита их интересов внутри страны и за рубежом;
- Сохранение и популяризация русского языка;
- Организация правовой помощи мигрантам;
- Препятствие маргинализации иностранцев.
В общих чертах можно сказать, что иммиграционная политика направлена на то, чтобы лица, близкие россиянам по образу жизни и языку, могли легально пересечь границу и затем стать полноправными членами общества.
Остальным иностранцам для получения необходимо будет пройти несколько этапов отбора. Подразумевается, что ужесточение отборочной системы приведет к значительному оттоку мигрантов, имеющих низкий образовательный уровень и не желающих его повысить.
Российская МП имеет множество проблем. Решаются они, по мнению политиков, крайне медленно, а принимающиеся меры – неэффективны.
К основным проблемам причисляют:
- Нелегальную миграцию – иностранцы, пополняющие теневой сектор экономики, становятся первопричиной создания напряженности в обществе;
- Коррупция в системе по управлению миграцией – сотрудники ФМС и чиновники, обличенные властью на местах, нередко в буквальном смысле слова вымогают у иностранцев деньги;
- Отсутствие эффективной системы управления – ради получения нужных бумаг мигранты вынуждены ехать в территориальные ведомства;
- Минимальное использование миграции для развития государства;
- Отсутствие реально действующих программ по интеграции и адаптации иностранцев.
Правозащитники считают, что МП нуждается в коррективах. В ее основу необходимо внести принципы гуманизма и соблюдения прав всех слоев населения, включая иностранцев, претендующих на гражданство.
«Человек не раб своего государства», — говорит директор Института демографии ВШЭ Анатолий Вишневский. Он считает планы правительства разумной мерой, которая упрощает жизнь людям. Возможность иметь несколько паспортов разных стран соответствует мировой практике, добавил Вишневский.
Сейчас обязательный отказ — это формальная норма законодательства, и проверить, вышел ли человек из гражданства иного государства или нет, практически невозможно, отметила заведующая лабораторией экономики народонаселения экономического факультета МГУ Ольга Чудиновских. «В условиях глобализации, расширения контактов, поездок очень трудно заставлять людей выбирать что-то одно. Это мировой тренд — более лояльное отношение к наличию гражданства другого государства», — сказала РБК Чудиновских.
Путин подписал Концепцию миграционной политики в новой редакции
Миграционные процессы являются неотъемлемой частью мировой политики. Люди издавна стремились создать для себя максимально комфортные условия проживания и труда.
Нередко на родине гражданам не удается реализовать свой потенциал, поэтому они решают переехать за границу, где шансов обеспечить себе достойную жизнь и обеспеченное будущее своим детям, гораздо больше. Какие-то страны приветствуют приток иностранцев, другие выступают против привлечения мигрантов.
Чтобы урегулировать данный вопрос и организовать отлаженную систему въезда и выезда из страны, каждая держава принимает свое миграционное законодательство.
Чтобы понять, на чем основана государственная миграционная политика РФ, необходимо разобраться с тем, какие существуют виды миграции, чем они отличаются и как влияют на развитие социально-экономической и демографической отраслей страны. Миграцию населения можно классифицировать согласно:
- Продолжительности. Люди могут въезжать и выезжать из страны, как на постоянной основе, так и временно с целью вернуться на родину.
- Причинам переезда. Заставить людей поменять место жительства могут ряд причин, среди которых наиболее распространенными можно назвать экономические (безработица, инфляция), политические, военные, семейные и т. д.
- Направленности. Миграция может носить внешний характер, когда люди уезжают за пределы родины, а также внутренний. При втором варианте люди меняют место жительства, но не уезжают за рубеж.
- Организации. Согласно тому, при каких обстоятельствах происходит миграция, ее можно разделить на принудительную, массовую и индивидуальную.
Миграционное право в РФ признает каждый из вышеперечисленных вариантов. Отдельного внимания заслуживает трудовая миграция. Она может относиться к любому виду, но отличается целью переезда.
Миграция трудовых ресурсов всегда проводится с целью поиска работы и трудоустройства, получения высокой оплаты труда. В России, согласно действующим миграционным законам, иностранцы могут трудоустроиться при наличии разрешения или патента на работу.
Исключением из правил являются граждане стран, входящих в Таможенный Союз. Им для работы в России не нужно иметь никаких разрешений.
В 2012 году Президент России утвердил Концепцию, которая регулирует и прогнозирует, ставит задачи и цели, разъясняет условия и этапы, по которым будет развиваться миграционная политика России.
План разработан до 2025 года, основными шагами на пути к воплощению концепции является разработка нормативных актов и создание необходимой инфраструктуры (в период с 2012 до 2019 годы), реализация и мониторинг принятых мер (на что отводится время с 2019 по 2020 год), а также оценка эффективности проведенных мероприятий (с 2020 по 2025 годы).
Концепция была разработана на основе многолетнего опыта работы УФМС и того, как осуществлялась государственная миграционная политика на протяжении последних 20 лет, а также с учетом международной практики и других документов стратегического планирования. Согласно документу, основными целями, которые следует воплотить в жизнь до 2025 года, являются:
- решение демографических проблем РФ и организация равномерного расселения граждан;
- улучшение экономических показателей России и приток высококвалифицированных кадров;
- гарантия национальной безопасности местным жителям и иностранным мигрантам;
- сокращение случаев дискриминации между коренным населением и переселенцами;
- достижение баланса на рынке труда в России.
На сайте УФМС каждый желающий может получить доступ к полной версии Концепции развития миграционной сферы до 2025 года. Чтобы сэкономить собственное время, можно попросить нашего онлайн-эксперта разъяснить вам основы и направления документа, а также правила его реализации.
Сегодня миграционное право в России не в полном объеме соответствует поставленным задачам. Действующие правила привлекают временных мигрантов, ограничивая возможность их полной интеграции и переселения в РФ на ПМЖ.
Концепция же направлена на усовершенствование настоящих законов и максимальную адаптацию иностранцев в России. Отдельного внимания заслуживает пункт программы до 2025 года, который направлен на привлечение профессионалов и опытных кадров из-за рубежа, а также студентов и молодых специалистов.
Планируется, что к окончанию проекта численность населения РФ составит около 146 миллионов человек.
Миграционная политика – это свод законов и действий, направленных на урегулирование ситуации в стране, организацию законного перемещения россиян и иностранцев внутри государства, а также за его пределами.
Одним из эффективных направлений реализации политики в указанной сфере является государственная программа добровольного переселения соотечественников. Проект был принят в 2006 и был рассчитан до 2012 года.
За шесть лет программа удивила своей эффективностью и популярностью, поэтому в 2013 году российские власти приняли решение сделать проект бессрочным.
Сегодня каждый желающий, соответствующий некоторым критериям, может приехать в Россию на ПМЖ на выгодных условиях.
Соотечественником считается лицо, родившееся в РФ или СССР, а также имеющее родственников или предков-россиян.
- Новая Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 – 2025 годы представляет собой совокупность взглядов и фундаментальных подходов, поэтому она не содержит целевых показателей и конкретных мер, а только задаёт направления деятельности государства (конкретные мероприятия по реализации миграционной политики и целевые показатели будут содержаться в плане, который разрабатывается МВД России в настоящее время).
- В Концепции сформулированы основные вызовы в сфере миграции: сохранение негативного тренда на внутренний отток населения из большинства восточных регионов страны; преобладающая доля низкоквалифицированных иностранных работников, привлекаемых российскими работодателями в отечественную экономику преимущественно в регионах европейской части России, а также приграничных территориях Сибири и Дальнего Востока; возрастание миграционной активности вблизи зоны интересов Российской Федерации, несущей в себе угрозы национальной безопасности Российской Федерации.
- Цель миграционной политики – формирование миграционной ситуации, которая будет способствовать решению задач социально-экономического, пространственного и демографического развития страны, повышения качества жизни населения Российской Федерации, обеспечения безопасности Российской Федерации, защиты национального рынка труда, поддержания межнационального и межрелигиозного мира и согласия в российском обществе, защиты и сохранения русской культуры, русского языка и историко-культурного наследия народов России, составляющих основу ее культурного (цивилизационного) кода.
В Концепции прямо указывается основной источник пополнения численности населения страны и обеспечения национальной экономики трудовыми ресурсами – это естественное воспроизводство. Миграционная политика определена как вспомогательное средство для решения демографических и связанных с ними экономических проблем.
- В этой связи в Концепции обозначены новые принципы, на которых должны основываться все принимаемые решения в сфере миграции:
- а) комплексность решения задач миграционной политики с учётом решения задач социально-экономического, культурного, демографического и иного развития Российской Федерации;
- б) приоритет интересов Российской Федерации и российских граждан, постоянно проживающих на ее территории;
- в) учет многообразия региональных и этнокультурных укладов жизни населения Российской Федерации;
- г) координация действий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере миграции;
- д) участие институтов гражданского общества институтов гражданского общества в реализации миграционной политики при соблюдении принципа невмешательства в деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
- е) финансовая обеспеченность мер по реализации миграционной политики.
- Концепция чётко разделяет меры, принимаемые российским государством, и их приоритетность в отношении двух разных категорий иностранных граждан, которые приезжают в Россию.
Одна категория – это соотечественники и другие русскоязычные граждане, которые намерены жить в России, способны быстро, легко и гармонично интегрироваться в российское общество. Концепция предписывает создание им максимально благоприятного режима для переселения в Россию и получения гражданства.
Другая категория –граждане, которые не связывают с нашей страной своё будущее, не желают или не готовы интегрироваться, однако рассматривают Россию как удобное место для работы, предпринимательства, обучения и реализации других своих законных интересов.
С этими людьми Концепция делает акцент на их адаптацию к проживанию в российском обществе, а также на принятие со стороны государства мер для недопущения возникновения рисков, связанных с межнациональными конфликтами, дисбалансом на рынке труда, криминальными и другими негативными проявлениями.