Таблица КВР и КОСГУ для госзакупок

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Таблица КВР и КОСГУ для госзакупок». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Взяточничество как криминально-социальное явление и обобщенное понятие группы преступлений, включенных в раздел Уголовного кодекса «преступления против государственной власти», в то же время теснейшим образом связано с другим остронегативным социальным явлением – коррупцией. Оба эти криминальные социальные явления характеризуются разовыми или постоянными фактами получения и передачи должностными лицами разного служебно-государственного уровня незаконного вознаграждения (в виде материальных ценностей, услуг, благ, выгод и преимуществ) за их действия (бездействие) и за иное их поведение (покровительство, попустительство по службе, прикрытие криминальных структур и др.) в личных интересах лица, давшего взятку, или в пользу представляемой им юридической, в том числе криминальной, структуры.

Типовые следственные ситуации, версии и планирование расследования

При расследовании взяточничества на первоначальном и последующих этапах следственной деятельности складываются различные типовые следственные ситуации:

1) наличие аргументированных сведений об уже свершившемся взяточничестве, подкупе должностного лица, поступивших от взяткодателя и из органов дознания;

2) наличие заявлений конкретных лиц о вымогательстве у них взятки и предполагаемой ее передаче;

3) сведения о предполагаемом или установленном взяточничестве и коррупции стали известными из материалов расследования другого уголовного дела.

На первоначальном этапе расследования следственные версии прежде всего выдвигаются для установления того, действительно ли имело место взяточничество. Наиболее характерными при этом являются следующие версии: 1) должностное лицо действительно получило взятку при обстоятельствах, вытекающих из первичных данных; 2) должностному лицу действительно были вручены тот или иной предмет, деньги, иные ценности, но не как взятка, а в связи с другими обстоятельствами и вполне правомерно (возвращение долга, дарение, выплата гонорара и т.п.), заявление же о получении взятки явилось следствием добросовестного заблуждения или оговора; 3) должностное лицо закономерно выполнило служебные действия в пользу определенного лица и не получило взятки; 4) должностное лицо не получало взятки и не выполняло никаких действий в пользу лица, якобы давшего ему взятку.

Эти версии главным образом объясняют возможные варианты прошлых событий. В некоторых же случаях, например по заявлению о вымогательстве взятки, выдвигаемые версии должны не только объяснять уже свершившееся, но и прогнозировать наиболее вероятный исход будущих действий лиц, которые будут участвовать при задержании с поличным, а также возможное место, время и обстановку, в которых будет передана взятка.

Следственные ситуации на последующем этапе расследования обычно складываются с учетом результатов его первоначального этапа, степени продвижения вперед по пути проверки первоначальных следственных версий, а также характера отношения субъектов взяточничества к собранным доказательствам их виновности. При этом тип таких ситуаций в большей степени определяется характером отношения виновного к предъявленному ему обвинению во взяточничестве, а также степенью выяснения механизма взяточничества и коррупции (о приемах, процедурах и средствах передачи взятки, о процедуре выполненных за это действий и т.д.).

Соответственно новые следственные версии, если они появляются на этом этапе, чаще всего носят более частный характер, нежели в начале расследования, и направляются на уяснение отдельных элементов состава взяточничества и некоторых частных обстоятельств. Например, не носят ли средства взяток и подкупа криминальный характер и каков этот характер, его конкретный источник и т.д. Вместо с тем и на втором этапе расследования при установлении дополнительных, непроверенных еще обстоятельств может возникнуть необходимость в выдвижении новых версий, касающихся существа преступного деяния.

Краткий перечень налоговых и бухгалтерских изменений в 2022 году

Заказчикам придется быстрее оплачивать исполненные контракты. В отношении малого бизнеса сроки перечисления средств сократятся так:

  • в текущем году — 15 дней;
  • в следующем году — 10 дней;
  • с 2023 года — 7 дней.

Для остальных поставщиков:

  • сейчас — 30 дней;
  • в 2022 году — 15 дней;
  • с 2023 года — 10 дней.

Ускорятся и сами процедуры. Например, подать ценовое предложение на электронном аукционе нужно будет успеть за 4 минуты, а не за 10 минут, как раньше. А общее время торгов из неограниченного станет ограниченным — не более 5 часов.

При одностороннем расторжении контракта заказчиком у поставщика не будет десятидневного срока на исправление погрешностей. Такое решение будет приходить автоматически.

Сейчас в извещении о закупке содержится только общая информация, а все важные документы прикрепляются рядом. Получается, чтобы найти значимые для поставщиков сведения, нужно перебрать множество файлов. Это неудобно. Поэтому было решено сделать извещение более содержательным, а лишние документы вообще убрать. Теперь все нужные данные будут в извещении — инструкция по заполнению и требование к заявке.

Новые правила не распространяются на закрытые конкурсы и аукционы — там все по-прежнему.

Термин «банковские гарантии» изменится на «независимые гарантии». А значит, выбора станет больше.

Поставщики для обеспечения контракта смогут получать независимые гарантии:

  • у госкорпорации «ВЭБ.РФ»;
  • у региональных гарантийных организаций;
  • в Евразийском банке развития (для участников, зарегистрированных в государствах-участниках Евразийского экономического союза).

Что касается обеспечения, то для поставщиков появятся и неприятные нововведения. Теперь заказчик будет обязан требовать обеспечение заявки на участие в запросе котировок, если начальная (максимальная) цена контракта варьируется от 1 до 3 млн. руб.

Темпы прироста ВВП в 2022 году будут близки к нулевым, в 2023 году — ускорятся до 3,5–4,5%, а к концу прогнозного горизонта вернутся к значениям, близким к потенциальному росту. Влияние устойчивых факторов инфляции снизится раньше, чем в базовом сценарии, что сделает целесообразным смягчение ДКП в момент ухудшения эпидемической ситуации. В дальнейшем денежно-кредитная политика будет оставаться в целом нейтральной.

В 2022 году более активный рост в мировой экономике окажет дополнительную поддержку и ВВП России. Однако сопровождающее этот рост повышение устойчивого инфляционного давления в мире вызовет более быстрое прекращение стимулирующей политики в крупнейших странах, чем предполагается в базовом сценарии. Повышенный уровень мировой инфляции и глобальных процентных ставок потребует от Банка России проведения более жесткой ДКП, чем в базовом сценарии, для возвращения инфляции к цели во второй половине прогнозного периода.

Понятие коммерческого подкупа и ответственность за него

Об ответственности, а также более подробно о том, сколько это — взятка в крупном размере, читайте в статье Получение взятки – каковы виды и состав преступления?.

Объективная сторона: получение или дача взятки (лично либо через посредника) в размере, не превышающем 10 тысяч рублей. Законодательно минимальный порог взятки не определен: в судебной практике встречаются случаи, когда гражданин привлекался к уголовной ответственности за взятку в 1000 и даже 400 рублей.

Проведение вручения взятки с подставным лицом. Сначала фиксируется сумма, передаваемая подставному лицу – количество купюр, их достоинство, номера. Рекомендуется применять технические устройства аудио и видеозаписи. Фиксируются все исходные данные технических устройств, исходные данные и параметры носителя.

В содержательном смысле коррупция более масштабное понятие системообразующего характера, нежели взяточничество, являющееся лишь одним, но наиболее ярким проявлением коррупции.

Сложные вопросы квалификации посредничества во взяточничестве

Адвокатам рассказали о видах посредничества во взяточничестве, моменте окончания физического и интеллектуального посредничества, необходимости различать профессиональную и служебную деятельность при квалификации взяточничества

20 октября в ходе очередного образовательного вебинара ФПА РФ с лекцией «Квалификация посредничества во взяточничестве» выступил доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, член НКС при Верховном Суде РФ, главный редактор журнала «Уголовное право» Павел Яни.

В начале выступления спикер напомнил о введении несколько лет назад уголовной ответственности по ст. 291.1 УК РФ за посредничество во взяточничестве. Профессор отметил, что в УК РСФСР 1960 г. ответственность за похожее преступление была сформулирована, но более общо. В 1960-е гг. Пленум Верховного Суда СССР дал разъяснение, которое позволяло отнести к посредничеству и физическое, и интеллектуальное, т.е. все то, что сейчас указано в ныне действующем уголовном законе.

По словам Павла Яни, в результате такого разъяснения споры практиков и теоретиков завели доктрину и правоприменение в тупик. В ряде случаев стало невозможным различать посредничество и соучастие в даче и получении взятки. В связи с этим в постановлении 1977 г. Пленум ВС СССР отказался от этой идеи и отнес к посредничеству исключительно передачу ценностей от дателя к получателю т.е. посредничество физическое, тогда как все остальное содействие, способствование этим лицам реализации коррупционного соглашения Пленум расценивал и требовал расценивать от судов как соучастие в даче или получении взятки.

Дача и получение взятки, по мнению эксперта, образуют один состав, лишь юридико-технически разделенный на несколько статей. Павел Яни привел мнение выдающегося советского ученого Б.В. Волженкина, считавшего, что дача и получение взятки и посредничество – преступления, совершенные в так называемом необходимом соучастии.

Профессор перечислил примеры квалификации соучастия во взяточничестве. Например, 15 студентов передали преподавателю взятки каждый по 2 тысячи рублей за успешную сдачу экзамена. У каждого из студентов его взятка образовывала одно самостоятельное преступление, в то время как у преподавателя – 15 самостоятельных эпизодов получений взяток.

Затем лектор подробно остановился на разъяснениях, содержащихся в Постановлении Пленума ВС РФ от 24 декабря 2019 г. № 59 «О внесении изменений в постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2013 года № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» и от 16 октября 2009 года № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»» (далее – Постановление № 59). Так, п. 13.2 Постановления № 59 посредничеством во взяточничестве признается не только непосредственная передача по поручению взяткодателя или взяткополучателя, а также по поручению лица, передающего или получающего предмет коммерческого подкупа, денег и других ценностей, но и иное способствование в достижении или реализации соглашения между этими лицами о получении и даче взятки либо предмета коммерческого подкупа (например, организация их встречи, ведение переговоров с ними). Таким образом, отметил Павел Яни, интеллектуальное посредничество в виде организации встреч и переговоров считается оконченным независимо от достижения либо реализации соглашения, даже если посреднику не удалось добиться соглашения между сторонами.

Эксперт также акцентировал внимание адвокатов на необходимости разделять служебную и профессиональную деятельность при квалификации взяточничества. Он привел такой пример: если врач получает вознаграждение за то, что осмотрел пациента и назначил ему лечение, затем рассказал о полученном вознаграждении заместителю главного врача, а главврач, в свою очередь, обратился в правоохранительные органы, то данное вознаграждение нельзя квалифицировать как взятку. Врач использовал свои профессиональные знания. В случае, если бы врач удостоверил своей подписью историю болезни, выданную в данном учреждении, и этот листок временной нетрудоспособности наделял бы лицо определенными правами, то врач выступал бы как должностное лицо и совершил бы должностной подлог.

Обращаем ваше внимание, что трансляция будет доступна сегодня до 24.00. Повтор состоится в субботу, 24 октября.

Последующий этап расследования взяточничества

Одной из наиболее сложных задач расследования уголовных дел о взяточничестве является выявление всех эпизодов преступной деятельности и их участников. Поэтому рекомендуется изучать образ жизни подозреваемых (обвиняемых) в целях определения времени, с которого уровень их материального обеспечения стал превышать легальные доходы. В этих целях ведется поиск счетов в банках, производится оценка имущества обвиняемого, членов его семьи, близких, выясняются их затраты на ведение домашнего хозяйства и определяется время, с которого доходы и расходы указанных лиц повышаются. Некоторые субъекты взяточничества, скрывая свои доходы от окружающих, вкладывают средства в коммерческие предприятия, приобретают недвижимость, средства транспорта от имени подставных лиц. Несмотря на принимаемые меры, контакты с представителями коммерческих структур, мнимыми владельцами имущества, крупные сделки не могут осуществляться бесследно. В связи с этим при допросах свидетелей из числа родственников, знакомых, сослуживцев обвиняемого необходимо выяснять факты периодических встреч, переговоров, переписки с определенными лицами, а также характер отношений таких субъектов.

У обвиняемого могут быть обнаружены акции, документы, отражающие соглашения о передаче денег и имущества в пользование, квитанции об уплате за ремонт, о выплате штрафов за нарушение правил пользования имуществом. Время крупных материальных затрат обвиняемым сопоставляется с выполняемыми им в этот период служебными операциями. Целесообразно проводить проверку деятельности обвиняемого за довольно длительные периоды, поэтому часть документации может не сохраниться. В связи с этим организуется поиск документов в других организациях, куда они направляются для сведения, контроля и хранения. Кроме этого, следует изучить все материалы ведомственных и вневедомственных проверок, проводившихся в период деятельности обвиняемого, а также документов о привлечении его к административной ответственности за должностные проступки.

Особое внимание должно уделяться анализу уголовных дел о преступлениях, совершившихся в учреждениях, где работал обвиняемый, или в организациях, так или иначе связанных с ним, а также исследованию прекращенных производством и «отказных» материалов. В процессе изучения указанных материалов и дел могут быть выявлены необоснованность выводов, сделанных по ним, а также новые факты преступлений, неизвестные следствию субъекты взяточничества, важные свидетели. В этих же целях в ряде ситуаций полезно изучать жалобы в различные органы граждан и представителей юридических лиц на действия обвиняемого и его сослуживцев.

Читайте также:  Льготы на транспортный налог — 2022. Кто и почему может не платить

При осмотре документов, отражающих действие, за которое передавалась взятка, необходимо обращать внимание не только на исполнителей действия, но и на лиц, подписавших и подготовивших ходатайства в пользу взяткодателя или наложивших благожелательную для него резолюцию на этом ходатайстве.

В некоторых случаях полезно выяснение связей взяткодателя, пользуясь которыми он мог склонить должностное лицо к выполнению каких-то действий за взятку. Выявление соучастников может осуществляться и путем отработки всех связей обвиняемых, как по месту работы, так и по совместному проведению свободного времени, увлечениям и т. д.

Следует обращать внимание на встречи обвиняемого перед получением взятки либо до крупных материальных затрат. В тех случаях, когда выявлены посредники и организаторы, необходимо устанавливать, какие действия и в чью пользу выполняло должностное лицо после контактов с этими лицами.

Допросы обвиняемых проводятся по тем же вопросам, что и допросы подозреваемых, однако их тактика значительно отличается. Прежде всего к моменту предъявления обвинения обычно расширяется доказательственная база, следователь более полно изучает личность обвиняемого. В соответствии с моделью предполагаемого поведения допрашиваемого избираются приемы проведения допроса. Обвиняемые, отрицая свою виновность, чаще всего ссылаются на необъективность уличающих их соучастников и свидетелей. В подобных ситуациях допрашиваемым должны предъявляться доказательства, прямо или косвенно подтверждающие достоверность показаний названных лиц. К подобным доказательствам относятся: показания свидетелей о встрече взяткодателей и взяткополучателя в определенное время в указанном месте; о появлении у взяткополучателей ценностей после названной встречи; о произведенных обвиняемым крупных материальных затрат после контакта с взяткодателем; о совпадении обстановки, описываемой взяткодателем, с реально существующей на месте преступления; о даче обвиняемым распоряжения на выполнение в пользу взяткодателя неправомерного действия или ускорении совершения правомерного. Обвиняемым могут быть предъявлены данные об обнаружении у них записей о встрече и расчетах с другими участниками преступления, а также об обнаружении во время обыска предмета взятки или упаковки. При допросе обвиняемого должны использоваться документы, отражающие отклонения от выполнения установленных правил или принятой процедуры совершения служебных операций и причастность к этому допрашиваемого. Обвиняемому может быть разъяснено значение предъявляемых доказательств для установления обстоятельств преступного события.

Обвиняемым, упорно оказывающим противодействие на каждом последующем допросе, желательно постоянно предъявлять новые доказательства их виновности. При этом целесообразно вовлекать обвиняемого в обсуждение как отдельных, так и совокупности доказательств. Могут предъявляться только доказательства ложности их показаний без предъявления фактических данных, прямо подтверждающих преступную деятельность допрашиваемого. В частности, такой прием используется для разоблачения ложного алиби. В ходе допроса обвиняемого могут варьироваться доказательства, свидетельствующие об участии в отдельном эпизоде взяточничества и систематическом занятии этой деятельностью. В последнем из названных случаев нередко используются данные о превышении материальных затрат обвиняемого над его легальными доходами. Для этого очень тщательно изучается материальный уровень жизни обвиняемого: истребуются копии лицевых счетов вкладчика в банках; справки о помесячной заработной плате; проводится оценка и составляется список расходов обвиняемого в отдельные периоды времени и т.п.

При признании вины обвиняемым во взяточничестве его показания должны быть предельно детализированы. Выясняется, на что были истрачены средства, полученные в качестве взятки; как обвиняемый объяснил появление предмета взятки своим сослуживцам, родственникам. Ответы на эти вопросы будут способствовать проверке контрверсии о невиновности обвиняемого. Следует подчеркнуть, что она проверяется во всех ситуациях, независимо от того, признает свою вину обвиняемый или нет.

Особенности тактики первоначальных следственных действий

Задержание с поличным проводится обычно в момент дачи получения взятки и реже в случаях, когда взяткополучатель не выполнил действия, за которые была дана взятка, и возвращает предмет взятки. При допросе заявителя следует выяснить место, время предстоящей передачи взятки, способ прибытия на место взяткополучателя и другие обстоятельства, знание которых позволит тщательно осуществить подготовку задержания с поличным.

Организация наблюдения и задержания взяткополучателя включает несколько этапов: подготовку; непосредственное наблюдение; задержание; личный обыск; процессуальное оформление задержания и обыска.

Реализация непосредственного задержания осуществляется оперативно розыскными сотрудниками, обеспечивающими оперативное сопровождение расследования.

Тактическая операция «Задержание с поличным» включает: осмотр меси происшествия, местности, помещений, где было осуществлено задержание, а также личный обыск подозреваемого, его допрос, допрос иных лиц, имеющих отношение к даче и получению взятки.

В тех случаях, когда заявителем является взяткодатель и предстоит передача взятки, на предмет взятки наносятся соответствующие отличительные признаки, метки.

Процедура нанесения особых отметок на предмет взятки осуществляется следующим образом. Прежде всего, деньги или ценности осматриваются и фиксируются в протоколе осмотра, после чего на предмет взятки наносятся различного рода отличительные метки. Могут применяться: разрыв упаковочного материала с оставлением его части для последующей экспертизы целого по частям; фиксирование номеров денежных купюр: нанесение иных отметок.

Факт нанесения отличительных пометок отражается в протоколе осмотра. Осмотр предмета взятки и процесс нанесения меток целесообразно зафиксировать с помощью фото- или видеосъемки.

Как правило, тактически правильно задержание осуществляется непосредственно после передачи — получения взятки, однако чтобы получатель взятки не мог возвратить ее лицу, давшему ее, немедленно следует предпринять меры, исключающие возможность общения между задержанными.

Если в операции по задержанию участвует заявитель, следует договориться с ним об условных сигналах, в том числе о том, что передача состоялась.

При задержании предпринимаются меры, исключающие выбрасывание предмета взятки.

Допрос заявителя — взяткодателя должен быть произведен сразу же после его обращения, так как следователю неизвестны причины, побудившие взяткодателя обратиться с заявлением. Поэтому тактически правильным является незамедлительное проведение допроса.

При допросе взяткодателя детально выясняются обстоятельства: знакомства с лицом, которому должна быть передана взятка, его должностное положение; место, время, способ передачи взятки (лично или через посредника); кто выполняет роль посредника; где находится кабинет должностного лица; видел ли кто-либо заявителя в организации, в которой работает должностное лицо (сотрудники, пришедшие на прием, и т.д.); за выполнение каких действий (бездействия) дана или предполагается передача взятки; не был ли взяткодатель поставлен в условия, при которых он вынужден дать взятку, чтобы предотвратить вредные последствия для его (или других лип) прав и законных интересов: имелась ли и где находится упаковка, в которой передавалась взятка; не сохранилось ли у него что-либо от предмета взятки; каков источник получения средств для дачи взятки (снятие денежных средств с банковского вклада и т.д.); кто прямо или косвенно знает о даче взятки; мотивы добровольного заявления о даче взятки.

При допросе заявителя, не являющегося взяткодателем, выясняется: источник получения сведений о взяточничестве; кто дал, получил или посредничал во взяточничестве; в каких отношениях с ними находится заявитель; что является предметом взятки, его признаки; за совершение каких действий (бездействия) по службе была дана взятка, а также другие вопросы, вытекающие из конкретных обстоятельств.

Если дело возбуждается по сообщению должностного лица, которому была передана взятка (незаметно оставлена, переслана по почте, скрытно вручена с документами, передана родственникам или близким людям и т.д.), при его допросе выясняется: кто пытался или дал взятку, его приметы, знал ли его ранее, в каких взаимоотношениях состоял; обращался ли с ним взяткодатель по поводу выполнения или невыполнения каких-либо действий; входили ли они в полномочия должностного лица; каков установленный порядок разрешения вопроса, представляющего интерес для взяткодателя; что является предметом взятки, где она находится и при каких обстоятельствах была передана.

Особенностью допросов по делам о взяточничестве являются их конкретность и детализация показаний. При расследовании мелкие подробности могут иметь решающее значение для разоблачения взяточника, так как их могут знать лишь участники преступления. Кроме того, максимально детализированные сведения, полученные при допросе, предупреждают отказ от показаний или их изменение.

Одним из эффективных средств на начальном этапе является обыск. С учетом конкретных обстоятельств следователь принимает решение об одновременном проведении обыска у лиц, причастных к взяточничеству: в рабочих кабинетах (офисах) взяткополучателя, взяткодателя, посредника, в жилых помещениях и других местах, где могут находиться искомые объекты. Основные цели обыска: обнаружение предмета взятки; его упаковки; документов, указывающих о заинтересованности участников взяточничества в совершении (несовершении) ��ействий в интересах взяткодателя; материалы, указывающие на получение взяток, их характер, размер; документы, свидетельствующие об источнике извлечения средств для дачи взятки.

Личный обыск является неотъемлемой частью тактической операции по задержанию с поличным. Однако он проводится и в случаях задержания вне тактической операции. Во всех случаях на месте задержания или непосредственно после задержания должен быть произведен предварительный беглый обыск (путем ощупывания одежды). Второй этап личного обыска — детальный обыск, который проводится более тщательно. Личный обыск проводится с целью отыскать предмет взятки; его упаковку; обнаружить документы, связанные с дачей и получением взятки (о связях, взаимоотношениях взяточников, выполнением действий в интересах взяткодателя).

При осмотре во время личного обыска различных объектов могут быть обнаружены разнообразные записи и предметы, имеющие отношение к взяточничеству. Особое внимание должно быть обращено на последовательность расположения в карманах и тому подобных местах предметов (снизу, вверху), их состояние, а также записные книжки, письма, в которых могут иметься зашифрованные записи.

Обыскиваемый с целью избавления от изобличающих его предметов и документов может выбросить их, незаметно положить в карманы лиц, присутст вующих при обыске (в том числе обыскивающего), уничтожить и г.д.

Лиц, которых следователю приходится допрашивать в качестве подозреваемых и обвиняемых, можно разделить на три группы: а) взяткодатели; б) посредники и в) взяткополучатели. Опыт свидетельствует, что допрос целесообразно проводить именно в такой последовательности. Однако в каждом случае следует обдумать последовательность допроса, так как каждая из указанных групп не однородна. Так, применительно к взяткодателям имеет значение, в чьих интересах они действовали; для посредников — действовали ли они по указанию руководителей, частных лиц, использовали ли свое должностное (служебное) положение (обычное либо ответственное); для взяткополучателей — имело ли место вымогательство.

Допрос подозреваемых и обвиняемых характеризуется рядом особенностей. Он должен быть по возможности тщательно подготовлен. Даже к допросу подозреваемого следователь располагает определенными данными о преступной деятельности с учетом информации, содержащейся в материалах, собранных в ходе предварительной проверки, в том числе осуществленной оперативно-розыскными органами, а также сведений, собранных в процессе проведения неотложных следственных действий.

Учитывая, что допрашиваемыми являются должностные лица, при подготовке особое внимание должно быть уделено собиранию сведений о личности и приемов использования доказательств для получения правдивых показаний.

Последующий этап расследования

После предъявления обвинения, задачи расследования направлены на уточнение и конкретизацию обстоятельств, подлежащих доказыванию, полное исследование преступной деятельности взяточников (установление преступных связей, других фактов взяточничества), изучение личности взяточников, закрепление имеющихся доказательств другими данными.

1. Установление времени, места и способа передачи-получения взятки. По делам о взяточничестве установление времени и места нередко имеет важное значение, особенно в тех случаях, когда взяточник утверждает о его нахождении в то время, когда передавалась взятка, в другом месте. Точное установление времени (год, день недели, число месяца) передачи-получения взятки приобретает особое значение, когда взяткодатель и взяткополучатель находятся в неприязненных отношениях или мог иметь место оговор.

Тесно связано с выяснением обстоятельств передачи-получения взятки установление способа взяточничества.

Дача — получение взятки может быть открытой и завуалированной или скрытой. Различие между двумя способами заключается в степени замаскированности. Суть завуалированной взятки состоит в том, что истинная цель передачи должностному лицу материальных ценностей скрывается, их получение прикрывается внешне законной формой.

Скрытая взятка может быть передана под видом «подарка». При этом и лицо, передающее ценность, и лицо, получающее ее, понимают истинный, скрытый, смысл такого «подарка», являющегося средством подкупа должностного лица или вознаграждением за ранее выполненное действие. Преступники прибегают к взятке в виде «подарка» с целью скрыть от посторонних лиц действительное назначение передачи материальной ценности должностному лицу. В таких случаях при расследовании особое значение приобретает выяснение взаимоотношений между дарителем и одаряемым, заинтересованности предполагаемого взяткодателя в совершении или не совершении должностным лицом, которому был вручен «подарок», действий в его интересах. Выясняя взаимоотношения, следует обратить внимание на то, с какого времени знаком с должностным лицом предполагаемый взяткодатель. Давние дружеские отношения нередко действительно подтверждают бескорыстие в преподношении. Отсутствие таких обстоятельств может косвенно свидетельствовать о возможном взяточничестве.

При исследовании фактических обстоятельств требуется установить связь между «подарком» и должностным положением лица, подозреваемою в получении взятки.

Выяснению действительной картины способствует точное установление характера «подарка». Недавнее знакомство и вручение ценного подарка в прямом смысле этого слова обычно встречаются редко. Поэтому такие обстоятельства должны приковывать к себе внимание следователя.

Нередко взяточники прибегают к такому завуалированному способу дачи — получения взятки, как проигрыш в карты, в биллиард, в пари и т.д., причем взяткодатель преднамеренно проигрывает, маскируя проигрышем «правомерность» получения должностным лицом материального блага.

Расследуя взяточничество, совершенное указанным способом, наряду с другими обстоятельствами следует, в частности, выяснить: при каких обстоятельствах было заключено пари, состоялась игра; играли ли вообще ранее предполагаемые взяточники, играли ли они ранее вместе; размер проигрыша; проигрывал ли раньше взяткодатель такую сумму; не отличалась ли резко в сторону увеличения «ставка», по чьей инициативе это было сделано; играл ли предполагаемый взяткодатель в присущей ему манере, не наблюдалось ли каких- либо отклонений в обычном его «стиле» игры, не допускал ли он грубых просчетов, ошибок; не был ли заинтересован проигравший в совершении должностным лицом каких-либо действий в его интересах, характер этих действий, были ли они выполнены.

Читайте также:  Могут ли приставы забрать животных за долги

Угощение должностного лица, организация различного рода «досугов» также является одним из видов скрытой взятки. Предоставление займа также используется взяточниками для вуалирования взятки. Поэтому создается внешняя видимость законности сделки.

Особенностями расследования при даче взятки под видом займа являются: изучение документов для установления, были ли выполнены какие-либо действия в интересах взяткодателя; исследование обстоятельств, сопровождавших так называемый заем, причин и «условий» предоставления займа; при этом выясняется: давал ли ранее заимодатель такие суммы в заем, не отказывал ли он кому-либо, располагал ли определенной суммой для предоставления займа, каким путем извлекал он средства, не взял ли их в свою очередь в заем у кого-либо, была ли соблюдена требуемая гражданским законом форма сделки. Проверяется также нужда должностного лица в займе. С этой целью выясняется наличие сбережений, устанавливается, израсходовало ли и куда должностное лицо полученные деньги, обращался ли предполагаемый взяткополучатель к другим лицам (соседям, знакомым, сослуживцам и т.д.) с просьбой о предоставлении займа.

Завуалированная взятка может прикрываться внешне легальной формой продажи или обмена вещей. Это могут быть передача вещи под видом продажи ее, продажа по явно заниженной цене или явно неравноценный обмен дорогой вещи на дешевую.

Скрытая взятка может быть дана путем выполнения в интересах лица, получающего взятку, безвозмездно или за явно низкую плату каких-либо работ (ремонт квартиры, изготовление мебели и пр.). Скрытно передается 92 % взяток.

С целью избежания личного контакта при передаче взятки и таким образом маскировке взяточничества иногда преступник прибегает к пересылке предмета взятки по поч��е, внесению денег на лицевой счет, открытию лицевого счета; передаче взяткополучателю расчетной дебетовой карты; приобретению корпоративной пластиковой карты с оплатой услуг или товаров; созданию различных фондов. Таким-образом, взятка может быть передана в несколько приемов, так как перечисление одновременно значительной суммы демаскирует взяточников. При этом следует иметь в виду, что взятка может быть адресована не лично взяткополучателю, а близким ему лицам.

При использовании взяточниками подобного способа передачи получения взятки следователю нужно проверить в отделениях связи отправления и получения ценностей, произвести обыск у взяткополучателя с целью обнаружения и изъятия извещений на получение почтовых отправлений, талонов к переводам по почте, упаковки посылки, бандероли, предмета взятки. У взяткодателя следует искать квитанции почтового отправления, часть упаковки и т.д.

2. Исследование взаимоотношений участников взяточничества.

Деятельность должностного лица осуществляется в официальной служебной обстановке. Отклонение от обычных форм деятельности свидетельствует об определенной заинтересованности должностного лица. Поэтому подлежит выяснению не только факт необычных отношений взяткополучателя с другими участниками, но и причины и мотивы отклонений от нормального порядка разрешения тех или иных вопросов. Исследование взаимоотношений обычно включает время, место и другие обстоятельства знакомства, характер отношений между ними, установившийся после знакомства.

Исследование поведения, действий должностного лица, взаимоотношений между участниками взяточничества позволяет установить обстоятельства, свидетельствующие о вымогательстве взятки. Как вымогательство следует рассматривать действия лишь в тех случаях, когда они совершались умышленно, систематически и являлись формой понуждения к даче взятки. Волокита, бюрократизм, невнимательное отношение к законным требованиям граждан при отсутствии у должностного лица преступных целей не могут рассматриваться как вымогательство. Возможность своевременного положительного разрешения вопроса и умышленное затягивание, злостная волокита, необоснованные отказы обычно сопутствуют вымогательству.

3. Установление предмета взятки. В процессе расследования должны быть собраны исчерпывающие сведения о предмете взятки (характер, назначение, ценность предмета; его родовые и индивидуальные признаки: материал, окраска, форма, размеры, вес, объем, количество, марка, номер, дефекты и иные отличительные признаки, возможности их изменения). В более чем 70 % случаев предметом взятки являются деньги, а около 20 % составляют материальные ценности.

При обнаружении предмета взятки следует произвести его осмотр, сфотографировать, попытаться обнаружить на нем следы рук взяткодателя, посредника, взяткополучателя, других лиц, прикасавшихся к нему.

Наказание и штрафы за дачу взятки инспектору ГИБДД

Все осведомлены, что это плохо, противоречит законодательству, но продолжают повторять из раза в раз. Быть может именно потому, что лишь единицы знают, чем реально грозит дача взятки сотруднику ГИБДД? Давайте разбираться.

Как подтверждает судебная практика, нередко сотрудники ГАИ сами открыто провоцируют водителя на дачу взятки. Причем не надейтесь услышать от него прямое предложение уплатить n-ную сумму. Кража в магазине до 500 рублей что будет? Напротив, он лишь подтолкнет вас к нужному решению, а остальное будет зависеть уже от вас.

  • Когда должностное лицо вымогало взятку, а водитель активно способствовал раскрытию данного преступления;
  • Когда водитель добровольно дал взятку, после чего сам сообщил об этом факте в соответствующие органы и активно помогал следствию.

Наказание за дачу взятки при наличии доказательств этого факта получает как водитель, так и инспектор. Определение его размеров напрямую зависит от переданной денежной суммы и, согласно статье 291 УК РФ для водителя (для сотрудника ДПС см. ст. 290 УК РФ) подразделяется на 4 категории: Так довольно часто сотрудники ДПС нарочито медленно оформляют протокол, в красках расписывая нарушителю все, что того ожидает, и раздувая из мухи слона.

Или действуют на пару: один останавливает, другой предлагает уладить проблему с несговорчивым коллегой за вознаграждение.

Необходимо осознавать, что, пытаясь с помощью взятки сотруднику ГИБДД решить вопрос на месте и уйти от административной ответственности, вы совершаете уголовное преступление. И можете быть за это привлечены к ответственности по статье 291 УК РФ. Сроки светят реальные. Так, в зависимости от суммы взятки уголовное законодательство устанавливает различные виды ответственности и наказаний за данное преступление:

Если вы считаете, что это все страшилки и они не имеют ничего общего с реальной жизнью, то вот вам несколько примеров из судебной практики.

Сложно представить, что кто-то из водителей будет предлагать инспектору ГИБДД взятку в крупном или особо крупном размере, а вот в «значительном — легко. Особенно когда речь идет об уходе от ответственности за управление автомобилем в состоянии опьянения. И вы должны понимать, что за это деяние можно отправиться в тюрьму на срок до 5 лет.

Люблинский районный суд г. Москвы 27 июля 2021 года признал гражданина Рахимова Б. Н. виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст.

30 и ч. 3 291 УК РФ (покушение на дачу взятки инспектору ДПС роты ДПС ОБ ДПС ГИБДД УВД по ЮВАО ГУ МВД России по г. Москве в размере 1 000 рублей) и назначил ему наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

  • штраф до 1 000 000 рублей
  • исправительные работы на срок от 1 года до 2 лет
  • лишение свободы на срок до 5 лет.

В крупном размере (свыше 150 000 рублей):

  • штраф от 1 000 000 до 3 000 000 рублей
  • лишение свободы на срок от 7 до 12 лет.

Взятка и нарушение антикоррупционного законодательства – в чем разница?

Истории о громких случаях взяточничества или подкупа можно регулярно увидеть и услышать в российских СМИ. Обычно это истории о том, как некий гражданин дал взятку чиновнику за то, чтобы тот просто выполнил свою работу (или выполнил ее не так, как должен). Чуть более редкие случаи об опрометчивых поступках граждан, решивших дать взятку полицейскому, таможеннику или еще какому-нибудь чиновнику, которые вдруг вспомнили о своих обязанностях и не взяли деньги (попутно сообщив куда следует о попытке дать им взятку).

Однако мимо всеобщего внимания проходят сотни тысяч зарегистрированных, и иногда даже расследованных нарушениях антикоррупционного законодательства. И, хоть многие не видят разницы, но взятка – это не нарушение антикоррупционного законодательства. Чтобы это понять, нужно чуть подробнее узнать о сути коррупции.

В общем смысле коррупция означает, что некое должностное лицо использует свои полномочия, чтобы получить личную выгоду, и все это противоречит правовым нормам.

Квалификация посредничества

Объективная сторона посредничества представляет собой содействие взяточничеству и выражается в передаче сообщения виновным о своем согласии в совершении подобного рода преступления.

Если рассматривать взяточничество с субъективной стороны, то в этом случае речь идет о вине в форме прямого умысла. Другими словами, виновный должен осознать, что именно он делает. Так, например, посредник при приеме или передаче взятки в курсе, что за предмет он держит в руках и какое преступление совершается в данный момент. Если же доверенное лицо совершает акт посредничества, но при этом не подозревает об этом и не знает, что в его руках находится взятка, он может избежать ответственности, а его действия не будут квалифицироваться статьей Уголовного кодекса.

Способы совершения взяточничества

Способы взяточничества легче всего описывать в зависимости от того, кто является инициатором этого деяния. В тех случаях, когда взятка передается по инициативе взяткодателя, подготовительные действия чаще всего заключаются в сборе сведений о должностном лице, поисках контактов с ним. Нередко с предполагаемым взяткополучателем стремятся завязать внеслужебные отношения, оказать ему какую-то услугу, другим образом добиться его расположения. Иногда должностным лицам намекают на возможность вознаграждения за выполнение желаемых действий или прямо сообщают об этом, чтобы проверить, какая последует реакция. Наконец, на подготовительном этапе избираются место, время, предмет взятки.

В ситуациях, когда инициатором является взяткополучатель, принимаются различные меры по замедлению выполнения требуемых действий, созданию для просителей каких-нибудь препятствий и т.д. Эти операции сопровождаются намеками или неприкрытыми требованиями незаконного вознаграждения, высказываемыми лично должностным лицом или через посредников.

Действия непосредственно по передаче взятки могут совершаться в период личного контакта взяткодателя или без такового. В последнем случае взятка передается через посредников, пересылается по почте, деньги вносятся на счета взяткополучателя, приобретается ценное имущество нередко на подставных лиц. Встречаются случаи оказания взаимных услуг одновременно и взяткодателем, и взяткополучателем. Например, следователь прекращает уголовное дело в ответ на незаконный прием его родственника в учебное заведение. В тех случаях, когда деятельность субъектов взяточничества носит длящийся или продолжаемый характер, способы совершения преступления могут варьироваться. Чаще всего они повторяются в основных признаках.

Такой элемент способа взяточничества, как сокрытие, включает прежде всего действия по маскировке планируемого или совершаемого деяния. Приемы маскировки заключаются в использовании благоприятной обстановки для передачи взятки. Субъекты стремятся использовать такие условия, при которых о совершаемом деянии не станет известно органам расследования или лицам, могущим сообщить о преступлении. Для этого скрываются контакты взяткодателей, взяткополучателей и посредников. Их встречи проводятся без свидетелей или в кругу надежных лиц. Иногда маскируется цель встречи или ее стремятся представить как случайную либо вполне правомерную. Для маскировки расследуемых контактов оформление и непосредственное выполнение желаемых действий поручается другим работникам, нередко не подозревающим о преступлении.

В ситуациях, когда названные действия носят явно незаконный характер, они совершаются в обход лиц, которые могут установить противоправность выполняемой операции. При этом взяткополучатель сам совершает какие-то действия или поручает их менее принципиальным сослуживцам. В некоторых случаях, особенно при необходимости выполнения действий явно противоправного характера, взяткополучатели прибегают к фальсификации документов, отражающих незаконные операции. Подобные документы нередко хранятся с нарушением установленных правил, уничтожаются раньше сроков или изымаются из архивов и укрываются в тайниках.

В большинстве случаев взяткополучатели после начала расследования не только не прекращают противодействия, но и повышают его интенсивность. Кроме уже названных действий по уничтожению, маскировке и фальсификации документов, субъекты взяточничества пытаются ограничить доступ следствия к информации о совершенном преступлении. Они отказываются выдать требуемую документацию, уклоняются от участия в расследовании сами, а иногда стремятся воспрепятствовать допросу лиц, которые могут дать показания об обстоятельствах преступного события.

На свидетелей, взяткодателей, посредников и самих работников органов расследования оказывается давление, чтобы воспрепятствовать установлению объективной истины. Оно может осуществляться в различных формах при непосредственном контакте с перечисленными лицами или через других субъектов. Субъекты взяточничества, используя свое должностное и общественное положение, через руководителей различных органов государственной власти, в том числе и правоохранительных, нередко пытаются заставить следователя принять незаконное решение вопреки собранным доказательствам. Диапазон применяемых для этого уловок достаточно широк — от уговоров и угроз в отношении субъектов расследования до их компрометации, шантажа, незаконного воздействия на близких и даже физического насилия. Кроме того, взяточники стремятся скрыть имущество, полученное ими или приобретенное на средства, добытые преступным путем.

Более того, субъекты ведут внешне скромный, замкнутый образ жизни, не показывая, что они имеют средства, значительно превышающие их официальные доходы. Они либо хранят деньги и ценности в тайниках, на счетах в банках, либо приобретают дорогостоящее имущество на подставных лиц. Субъекты, которые не проявляют подобной осторожности, после начала расследования пытаются укрыть названное имущество в тайниках, у родственников, знакомых.

Допрос подозреваемого

Допрос подозреваемого, который проводится в начальной стадии расследования нередко бывает весьма эффективным средством изобличения виновного. Допрос может быть проведен в месте производства задержания и обыска, особенно в том случае если в ходе осмотра и обыска обнаружены существенные доказательства вины взяточника.

В ходе допроса обязательно следует использовать видео или звукозаписывающую аппаратуру.

Читайте также:  Поиск объектов и проверка недвижимости перед покупкой

Проведение внезапного допроса не позволяет подозреваемому придумать оправдательные аргументы, той или иной ложной версии. Допрос на месте задержания, при наличии для этого достаточных условий, весьма эффективен по целому ряду причин. У подозреваемого перед глазами находится вся обстановка места происшествия, обнаруженный предмет взятки и др. Все это не позволяет создать в сознании взяточника реабилитирующую «картинку» для подачи ее следователю и оказывает на допрашиваемого значительное психологическое воздействие.

Если проведение допроса на месте задержания не представляется возможным, то по пути следования к месту допроса необходимо не дать задержанному сосредоточиться на обстоятельствах дела. Следует постоянными вопросами отвлекать его от обстоятельств задержания, не дать ему сосредоточиться на обнаруженных доказательствах, правильно оценить показания свидетелей и т.д. Если задержанных несколько человек, то следует провести их одновременный допрос, предусмотрев в ходе допроса оперативный обмен информации между допрашиваемыми. Большую роль при допросе играет фактор внезапности, в том числе предъявление фрагмента показаний допрашиваемого в другом кабинете соучастника. В этих случаях целесообразно в вопросно-ответной форме зафиксировать показания допрашиваемого, а уже затем предъявить ему имеющиеся доказательства или зачитать фрагмент показаний подельника.

В ходе первого допроса подозреваемого особое внимание следует обратить именно на установление всех деталей передачи взятки и тех действий (бездействий), которые взяточник совершил или должен был совершить в интересах взяткодателя, а так же на выяснение связей субъекта, тех кто способствовал его действиям и обеспечивал его безопасность. На данном этапе расследования представляется целесообразным тратить время на выяснение круга служебных обязанностей должностного лица, порядок и режим его работы и др. детали общего характера, которые можно выяснить на последующих допросах.

Последующий этап расследования

После предъявления обвинения, задачи расследования направлены на уточнение и конкретизацию обстоятельств, подлежащих доказыванию, полное исследование преступной деятельности взяточников (установление преступных связей, других фактов взяточничества), изучение личности взяточников, закрепление имеющихся доказательств другими данными.

1. Установление времени, места и способа передачи-получения взятки. По делам о взяточничестве установление времени и места нередко имеет важное значение, особенно в тех случаях, когда взяточник утверждает о его нахождении в то время, когда передавалась взятка, в другом месте. Точное установление времени (год, день недели, число месяца) передачи-получения взятки приобретает особое значение, когда взяткодатель и взяткополучатель находятся в неприязненных отношениях или мог иметь место оговор.

Тесно связано с выяснением обстоятельств передачи-получения взятки установление способа взяточничества.

Дача — получение взятки может быть открытой и завуалированной или скрытой. Различие между двумя способами заключается в степени замаскированности. Суть завуалированной взятки состоит в том, что истинная цель передачи должностному лицу материальных ценностей скрывается, их получение прикрывается внешне законной формой.

Скрытая взятка может быть передана под видом «подарка». При этом и лицо, передающее ценность, и лицо, получающее ее, понимают истинный, скрытый, смысл такого «подарка», являющегося средством подкупа должностного лица или вознаграждением за ранее выполненное действие. Преступники прибегают к взятке в виде «подарка» с целью скрыть от посторонних лиц действительное назначение передачи материальной ценности должностному лицу. В таких случаях при расследовании особое значение приобретает выяснение взаимоотношений между дарителем и одаряемым, заинтересованности предполагаемого взяткодателя в совершении или не совершении должностным лицом, которому был вручен «подарок», действий в его интересах. Выясняя взаимоотношения, следует обратить внимание на то, с какого времени знаком с должностным лицом предполагаемый взяткодатель. Давние дружеские отношения нередко действительно подтверждают бескорыстие в преподношении. Отсутствие таких обстоятельств может косвенно свидетельствовать о возможном взяточничестве.

При исследовании фактических обстоятельств требуется установить связь между «подарком» и должностным положением лица, подозреваемою в получении взятки.

Выяснению действительной картины способствует точное установление характера «подарка». Недавнее знакомство и вручение ценного подарка в прямом смысле этого слова обычно встречаются редко. Поэтому такие обстоятельства должны приковывать к себе внимание следователя.

Нередко взяточники прибегают к такому завуалированному способу дачи — получения взятки, как проигрыш в карты, в биллиард, в пари и т.д., причем взяткодатель преднамеренно проигрывает, маскируя проигрышем «правомерность» получения должностным лицом материального блага.

Расследуя взяточничество, совершенное указанным способом, наряду с другими обстоятельствами следует, в частности, выяснить: при каких обстоятельствах было заключено пари, состоялась игра; играли ли вообще ранее предполагаемые взяточники, играли ли они ранее вместе; размер проигрыша; проигрывал ли раньше взяткодатель такую сумму; не отличалась ли резко в сторону увеличения «ставка», по чьей инициативе это было сделано; играл ли предполагаемый взяткодатель в присущей ему манере, не наблюдалось ли каких- либо отклонений в обычном его «стиле» игры, не допускал ли он грубых просчетов, ошибок; не был ли заинтересован проигравший в совершении должностным лицом каких-либо действий в его интересах, характер этих действий, были ли они выполнены.

Угощение должностного лица, организация различного рода «досугов» также является одним из видов скрытой взятки. Предоставление займа также используется взяточниками для вуалирования взятки. Поэтому создается внешняя видимость законности сделки.

Особенностями расследования при даче взятки под видом займа являются: изучение документов для установления, были ли выполнены какие-либо действия в интересах взяткодателя; исследование обстоятельств, сопровождавших так называемый заем, причин и «условий» предоставления займа; при этом выясняется: давал ли ранее заимодатель такие суммы в заем, не отказывал ли он кому-либо, располагал ли определенной суммой для предоставления займа, каким путем извлекал он средства, не взял ли их в свою очередь в заем у кого-либо, была ли соблюдена требуемая гражданским законом форма сделки. Проверяется также нужда должностного лица в займе. С этой целью выясняется наличие сбережений, устанавливается, израсходовало ли и куда должностное лицо полученные деньги, обращался ли предполагаемый взяткополучатель к другим лицам (соседям, знакомым, сослуживцам и т.д.) с просьбой о предоставлении займа.

Завуалированная взятка может прикрываться внешне легальной формой продажи или обмена вещей. Это могут быть передача вещи под видом продажи ее, продажа по явно заниженной цене или явно неравноценный обмен дорогой вещи на дешевую.

Скрытая взятка может быть дана путем выполнения в интересах лица, получающего взятку, безвозмездно или за явно низкую плату каких-либо работ (ремонт квартиры, изготовление мебели и пр.). Скрытно передается 92 % взяток.

С целью избежания личного контакта при передаче взятки и таким образом маскировке взяточничества иногда преступник прибегает к пересылке предмета взятки по поч��е, внесению денег на лицевой счет, открытию лицевого счета; передаче взяткополучателю расчетной дебетовой карты; приобретению корпоративной пластиковой карты с оплатой услуг или товаров; созданию различных фондов. Таким-образом, взятка может быть передана в несколько приемов, так как перечисление одновременно значительной суммы демаскирует взяточников. При этом следует иметь в виду, что взятка может быть адресована не лично взяткополучателю, а близким ему лицам.

При использовании взяточниками подобного способа передачи получения взятки следователю нужно проверить в отделениях связи отправления и получения ценностей, произвести обыск у взяткополучателя с целью обнаружения и изъятия извещений на получение почтовых отправлений, талонов к переводам по почте, упаковки посылки, бандероли, предмета взятки. У взяткодателя следует искать квитанции почтового отправления, часть упаковки и т.д.

2. Исследование взаимоотношений участников взяточничества.

Деятельность должностного лица осуществляется в официальной служебной обстановке. Отклонение от обычных форм деятельности свидетельствует об определенной заинтересованности должностного лица. Поэтому подлежит выяснению не только факт необычных отношений взяткополучателя с другими участниками, но и причины и мотивы отклонений от нормального порядка разрешения тех или иных вопросов. Исследование взаимоотношений обычно включает время, место и другие обстоятельства знакомства, характер отношений между ними, установившийся после знакомства.

Исследование поведения, действий должностного лица, взаимоотношений между участниками взяточничества позволяет установить обстоятельства, свидетельствующие о вымогательстве взятки. Как вымогательство следует рассматривать действия лишь в тех случаях, когда они совершались умышленно, систематически и являлись формой понуждения к даче взятки. Волокита, бюрократизм, невнимательное отношение к законным требованиям граждан при отсутствии у должностного лица преступных целей не могут рассматриваться как вымогательство. Возможность своевременного положительного разрешения вопроса и умышленное затягивание, злостная волокита, необоснованные отказы обычно сопутствуют вымогательству.

3. Установление предмета взятки. В процессе расследования должны быть собраны исчерпывающие сведения о предмете взятки (характер, назначение, ценность предмета; его родовые и индивидуальные признаки: материал, окраска, форма, размеры, вес, объем, количество, марка, номер, дефекты и иные отличительные признаки, возможности их изменения). В более чем 70 % случаев предметом взятки являются деньги, а около 20 % составляют материальные ценности.

При обнаружении предмета взятки следует произвести его осмотр, сфотографировать, попытаться обнаружить на нем следы рук взяткодателя, посредника, взяткополучателя, других лиц, прикасавшихся к нему.

Обнаруженные на предмете пятна и другие следы должны быть зафиксированы. Соответствующие лица должны быть допрошены об их происхождении. При необходимости назначается экспертиза веществ, материалов и изделий. Если у взяткодателя имеется часть предмета, использовавшегося в качестве взятки, производится его выемка и назначается экспертиза целого по частям. Аналогично поступают и с упаковкой. На указанных объектах могут быть обнаружены следы рук. При наличии рукописных надписей на упаковке предмета взятки может быть назначена почерковедческая экспертиза.

Если предметом взятки является вещь, стоимость которой неизвестна, последняя может быть установлена с помощью судебно-товароведческой экспертизы или из соответствующих учреждений истребуегся справка о стоимости вещи.

Исследование обстоятельств, связанных с выполнением должностным лицом действий в интересах взяткодателя. Взяточничество не может быть расследовано без тщательного изучения существующего порядка прохождения и разрешения интересующего следователя вопроса. Для уяснения этого следователь знакомится с различными инструкциями, разъяснениями, положениями, правилами, устанавливающими определенный порядок прохождения и рассмотрения дел. и проводит иные необходимые действия. Знание порядка прохождения и разрешения дел помогает следователю правильно избрать направление расследования и пути обнаружения доказательств. Документы (или выписки из них), фиксирующие установленный порядок разрешения данного вопроса, должны быть приобщены к уголовному делу.

Типичными нарушениями, с точки зрения порядка прохождения и разрешения дела, допускаемыми должностными лицами, являются:

  1. ускорение выполнения должностных действий;
  2. нарушение действующего порядка поступления и прохождения документов;
  3. несоблюдение очередности разрешения вопроса;
  4. нарушение существующих правил оформления документов;
  5. нарушение порядка подготовки материалов к рассмотрению;
  6. упрощение порядка рассмотрения вопроса;
  7. несоблюдение действующих требований о полноте представляемых материалов, необходимых для принятия решения.

Необычный, отличный от установленного порядок прохождения и рассмотрения дел свидетельствует о заинтересованности должностного лица в совершении действий в интересах взяткодателя.

Исследование установленного порядка прохождения и разрешения дел, являясь самостоятельной задачей, в то же время преследует цель выявления, кто из сотрудников имел отношение к документам, какова их роль в нарушении действующего порядка, почему были допущены нарушения и т.д. В процессе этой работы определяется круг лиц, соприкасавшихся в той или иной мере с решением вопроса в ��ользу взяткодателя и подлежащих допросу.

Важнейшее место при расследовании взяточничества занимает исследование обстоятельств, непосредственно связанных с совершением действий в интересах лица, давшего взятку.

Основным методом, с помощью которого это достигается, является обнаружение, осмотр и изучение документов. Нередко работа с документами наиболее трудоемкая часть расследования, так как она связана с изучением большого массива документов за длительный период времени.

Документы, имеющие отношение к расследуемому событию, следователь получает различными путями.

Истребование как способ получения документов можно использовать лишь в случае, если нет оснований опасаться фальсификации или уничтожения, интересующих следователя документов, сговора взяточников или иных неблагоприятных последствий. Поэтому к истребованию нецелесообразно прибегать, когда необходимо получить документы, отображающие действия, выполненные за взятку.

В ряде случаев нельзя поручать также предоставление различных сведений лицам, работавшим вместе со взяткополучателем.

Целесообразно вначале изучить документ с точки зрения наличия или отсутствия формальных нарушений, а затем по существу. Такое двухэтапное изучение положительно скажется на качестве осмотра.

Изучая документы с точки зрения соблюдения установленного порядка прохождения документов и разрешения вопросов, надо стремиться найти ответы на следующие вопросы:

  1. соблюдался ли принятый порядок поступления документов, какие допущены отклонения и кто ответствен за это;
  2. соблюдены ли установленные правила оформления документов, кем допущены нарушения; не имело ли место нарушение действующего порядка прохождения документов;
  3. какие имеются на документе пометки, подписи, резолюции, соответствуют ли они установленному порядку разрешения аналогичных вопросов и кем они сделаны;
  4. кому было поручено (кто обязан) произвести подготовку вопроса к рассмотрению, в установленный ли срок; была произведена проверка и каково ее качество;
  5. не имело ли место нарушение установленной (или обычной для данной организации) очередности рассмотрения заявления, чем это было вызвано и по чьей инициативе произведено;
  6. не нарушен ли установленный порядок рассмотрения вопроса по существу, не имел ли место упрощенный порядок разрешения вопросов (единоличное рассмотрение, когда требуется коллегиальное решение и т.д.);
  7. все ли документы имелись для принятия правильного решения и как они оформлены;
  8. не имели ли место ускоренные сроки совершения действий по службе;
  9. полномочно ли было должностное лицо выполнять какие-либо действия в интересах взяткодателя (с учётом места проживания последнего).

Для глубокого исследования действий должностного лица, выполненного за взятку, в необходимых случаях следует прибегнуть к ревизии. Цели ревизии вытекают из конкретных обстоятельств взяточничества.

Для решения вопросов, требующих иных специальных знаний, используется помощь специалистов и проводятся соответствующие виды экспертиз.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *