Налоговые преступления юридических лиц
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговые преступления юридических лиц». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Основное деяние, за которое предусмотрена уголовная ответственность – то есть, сам факт неуплаты налогов, – для физических лиц-предпринимателей и для юридических лиц не отличается: и в том, и в другом случае предполагается, что требуемые платежи в бюджет не были внесены вовремя. Кроме того, уголовная ответственность наступает только с определённой суммы, которая превышает крупный размер. Однако здесь уже есть первое отличие по привлечению ИП и юридических лиц: для физических лиц уголовная ответственность начинается с суммы неуплаты налогов 900 тысяч рублей (обычно учитывается период в 3 года), а для компаний пороговая сумма наступления уголовного преследования составляет 5 млн рублей за тот же срок.
Отвественность за налоговое преступление
За уклонение от уплаты налогов в крупном размере Уголовным кодексом предусмотрены следующие меры наказания:
-
штраф от 100 000 до 300 000 рублей (либо штраф в размере заработной платы или другого дохода обвиняемого за период от одного года до двух лет);
-
принудительные работы сроком до двух лет – при этом юридическое лицо может лишиться права занимать определённые должности или заниматься определённым видом деятельности на срок до трёх лет;
-
арест сроком до шести месяцев;
-
лишение свободы сроком до двух лет – либо с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённым видом деятельности на срок до трёх лет, либо без такового.
Что делать, если налог не уплачен в срок
Если по итогам совершения одного из вышеперечисленных действий вами выявлена неуплата налога в срок, в первую очередь следует выяснить ее причину.
Если ошибка допущена вашим сотрудником или непосредственно вами, необходимо уплатить недоимку и соответствующие пени. Если же по вашим данным расчеты произведены корректно, отражены в представленной в инспекцию налоговой декларации, а налог своевременно уплачен, то в вопросе целесообразно разбираться по следующему алгоритму:
1) Телефонные переговоры с инспектором.
Тут нужно указать инспекции на выявленные расхождения и в устной форме аргументировать позицию, почему вы считаете сумму недоимки или пеней, штрафов неправомерной.
Адвокат по уклонениям от уплаты налогов и ст. 199 УК РФ в Екатеринбурге
Невыплата налогов приводит к тому, что в казне может оказаться недостаточно средств на обеспечение безопасности, оборону, социальную сферу, здравоохранение и пр. Налоги от юридических лиц являются одним из важнейших элементов наполнения казны, поэтому уклонение от уплаты налогов юридическим лицом наказуемо.
Для защиты своих прав и обязанностей в налоговой сфере лучше советоваться с адвокатом, который поможет избежать притеснения и нарушение прав со стороны государства в лице налоговых органов, будет участвовать в разрешении налоговых споров в судах и правоохранительных органах.
Обратитесь к нам в Адвокатское бюро «Кацайлиди и партнеры» г. Екатеринбург — мы встанем на защиту Ваших прав и интересов.
Какая уголовная ответственность за неуплату налогов есть для ИП и юридических лиц?
Кроме пороговой суммы, головное дело может быть возбуждено, если налогоплательщик игнорирует необходимость уплаты налогов два отчетных периода подряд – то есть, два месяца, квартала и т. д., в зависимости от формы налогообложения. Этом случае, если предупреждения и требования налоговой инспекции остаются без внимания, сведения передают в правоохранительные органы.
Различаются и конкретные санкции, которые применяются к физическим и юридическим лицам:
- уголовная ответственность за неуплату налогов для ИП регулируется ст. 198 УК РФ и предусматривает следующие виды наказания: штраф в размере 100-500 тысяч рублей (в зависимости от суммы неуплаты) или в размере заработной платы за 3 года, принудительные исправительные работы на срок до 3 лет или лишение свободы на аналогичный период. Стоит отметить, что если индивидуальный предприниматель нарушил данную статью уголовного кодекса впервые, и при этом полностью погасил задолженность перед бюджетом, а также пени, связанные с просрочкой выплаты, он освобождается от уголовной ответственности;
- уголовная ответственность для юридических лиц более строгая, и предусматривает, согласно ст. 199 УК РФ, следующие санкции: штраф до 1 млн рублей или в размере заработной платы виновных лиц за 3 года, принудительные работы на срок до 5 лет или лишение свободы на срок до 6 лет. Кроме того, у виновных может быть конфисковано их имущество, если оно было получено вследствие нарушения законодательства, а также им может быт наложен запрет занимать те или иные руководящие должности на срок до 5 лет. Строгость наказания возрастает, если ущерб, который был нанесен государственному бюджету, превышает особо крупный размер (15 млн рублей за 3 года), если обвиняемые действовали в составе организованной группы и по предварительному сговору, если они уже ранее привлекались к уголовной ответственности по схожим статьям и т. д.
Нужно также упомянуть о некоторых особенностях уголовного преследования за неуплату налогов. Так, к ответственности могут привлечь только в том случае, если будет доказаны именно факты уклонения, то есть, умышленной неуплаты или недоплаты предусмотренных законодательством сборов. Если же налоги не платились или платились не в полном объеме по ошибке, по закону к уголовной ответственности привлечь нельзя, ограничиваются административной (штрафы). Еще один нюанс: уголовное дело возбуждается не против юридического лица как такового, а против конкретных лиц, виновных в уклонении от налогов – генерального директора, главного бухгалтера и т. д. Именно их в конечном итоге и привлекают к ответственности, если вина будет доказана. При этом следствие должно установить, что именно это лицо (или лица) умышленно не платили налоги в бюджет, чем нанесли ущерб государству.
Как обычно проходит расследование по данной статье
В подавляющем большинстве случаев, когда начинается налоговая проверка, в состав проверяющих включается два сотрудника налоговой и пара оперативных сотрудников. Если по материалам налоговой проверки решение вынесено, что юрлицо не оплатило обязательных налогов свыше 5 млн и более, автоматически все материалы направляются в следственные органы для открытия уголовного дела.
В такой ситуации вам предстоит решить: соглашаться с налоговой или нет. Здесь надо всё взвесить очень и очень тщательно. Подумайте сможете ли вы в суде доказать, что:
а) у вас не было умысла;
б) это непреднамеренные действия, а некие ошибки;
с) что у вас не было группы лиц по предварительному сговору;
д) что на самом деле сумма неуплаченных налогов меньше 5 млн рублей.
Бизнесмены в западне: следователь докажет вину, руководствуясь логикой, на которую вы не можете повлиять
Итак, есть декларация по НДС. В ней есть данные книг покупок и продаж.
Органы следствия видят, по каким контрагентам и на какую сумму были заявлены вычеты по НДС. Этих данных уже достаточно, чтобы из числа заявленных вычетов отобрать недобросовестных контрагентов и рассчитать сумму налогов, на которую уклонилась компания.
То есть для проведения экспертизы в рамках уголовного дела достаточно предоставить эксперту книгу покупок и указать по каким контрагентам исключить из деклараций вычеты по налогу. Если за 3 года вы так «сэкономили» больше 15 млн руб — то ч.1 ст.199 УК. Если за 3 года набралось 45 млн руб — то ч.2 ст.199 УК (в ред. с 01.04.2020 г.)
Теперь задача Следственного комитета — доказать, что ваш контрагент — однодневка. Как это делается?
- Следователи допрашивают директора контрагента. Он говорит, что никакой он не директор, что компанию свою он зарегистрировал за деньги, никаких документов и договоров в глаза не видел, никаких обязательств по договорам не исполнял.
- Анализируют банковские выписки контрагента. Значит, вы говорите, что купили у него товар? А откуда он этот товар взял, у кого сам-то купил, чтобы вам продать, как за товар расплачивался? Ах, в банковской выписке вашего контрагента нет этих операций… Значит, и товара не было, и ничего вы не покупали, соответственно сделка фиктивная.
- Доказывают, что деньги, которые вы платили этому контрагенту, потом обналичивались. Они шли по цепочке, а потом выдавались каким-то директорам под отчёт, каким-то ИПшникам переводились… В общем, обналичивались эти деньги!
- Видят, что деньги за товар (работы) вы не оплачивали на расчётный счёт (так бывает если имело место покупка «бумажного НДС»). Оплаты не было, а поставщик никаких действий по взысканию долга не предпринимает, что не соответствует обычаям делового оборота, где целью предпринимательской деятельности является извлечение прибыли. Соответственно, по мнению проверяющих, эта сделка недействительная.
- Смотрят количество сотрудников в штате контрагента. Сотрудников нет или мало? Значит, контрагент не мог продать вам товар либо выполнять для вас работы, потому что эта сделка — трудозатраты. По договорам ГПХ контрагент людей тоже не привлекал, это из банковской выписки видно, никому он не платил. Мог заплатить наличкой? Но на допросе он уже сказал, что никому не платил и ничего по деятельности компании не знает.
Нет техники, адрес массовой регистрации, минимальные налоговые платежи… Все. Ваш контрагент — однодневка, а вы — выгодоприобретатель по схеме и без пяти минут подсудимый.
Налоговая ответственность
В соответствии со статьей 120 НК РФ за грубое нарушение правил учета доходов и расходов ИП несет ответственность в виде штрафа (10 000 рублей в первый раз; 30 000 рублей во второй; 20% от суммы налога, подлежащего уплате в государственный бюджет, при занижении налоговой базы, но не менее 40 000 рублей). Под грубым нарушением правил учета следует понимать полное отсутствие документов первичного учета (акты выполненных работ, товарно-транспортные и транспортные накладные, ордера, счет-фактуры и т.д.), ненадлежащее ведение налогового бухгалтерского учета, искажение данных в указанных учетах и т.д.
Обратите внимание — физические лица также несут ответственность за неуплату налогов. В случае неуплаты налогов на сумму свыше 3 тысяч рублей и сроком просрочки свыше 6 месяцев, налоговая служба вправе обратиться в суд с требованием принудительного изъятия долга. Ответственность за неуплату налогов физическим лицом предусмотрена статьей 198 УК РФ
По ст.122 НК РФ ответственность наступает за полную или частичную неуплату налогов и сборов в результате занижения налоговой базы, неправильное исчисление и другие нарушения. Санкция предполагает уплату штрафа в 20% от суммы недоплаты либо же 40% в случае, когда установлено, что действия совершены умышленно.
Ст.123 НК грозит такой ответственностью ИП за неуплату налогов на доходы физлиц в отношении своих работников, как денежный штраф в размере 20% от суммы недоплаты.
Уголовная ответственность за неуплату налогов ИП
Ответственность по нормам УК РФ для физлиц предусмотрена, если их неуплата по налогам, сборам и страхвзносам будет крупной или особо крупной (ст. 198 УК РФ).
Размер задолженности, когда наступает уголовная ответственность за неуплату налогов ИП, или физлицом:
- крупная – доля неуплаты выше 10% от общей суммы платежей «к уплате» за 3 года подряд, составляющей более 900 тыс. руб., либо неуплаченная в срок сумма превышает 2 млн 700 тыс. руб.,
- особо крупная — доля неуплаты выше 20% от общей суммы платежей к уплате за 3 года подряд, составляющей более 4 млн 500 тыс. руб., либо, когда неуплата превысила 13 млн 500 тыс. руб.
Санкции для физлиц установлены ст. 198 УК РФ:
Вид наказания для физлиц |
Размер наказания за неуплату |
|
в крупном размере |
в особо крупном размере |
|
Штраф за неуплату налогов |
100 тыс. — 300 тыс. руб., или равный доходу за 1-2 года |
200 тыс. – 500 тыс. руб., или равный доходу за 1,5-3 года |
Принудительные работы |
до 1 года |
до 3 лет |
Арест |
до 6 месяцев |
— |
Лишение свободы |
до 1 года |
до 3 лет |
Ответственность, предусмотренная УК РФ
Наиболее серьезное наказание за экономические преступления предусматривает УК РФ. Стоит учитывать, что в качестве обвиняемых в подобных делах проходят должностные лица, допустившие возникновение противоправного деяния. Состав преступления, который предусматривается статьями УК РФ, образуется если будет доказано наличие умысла на совершение незаконных действий.
Например, уголовное дело в связи с уклонением ООО от налогов возбуждается только если присутствуют доказательства того, что должностное лицо имело возможность произвести платеж, но уклонилось от исполнения возложенных на него обязательств.
Основанием для возбуждения уголовного дела является только крупный размер (более 5 млн. рублей за три года) неуплаты налогов.
При возникновении проблем, связанных с неуплатой налогов, следует незамедлительно обратиться за помощью к адвокату, специализирующемуся на делах экономической направленности.
С 7 декабря 2011 года поводом для возбуждения уголовного дела по статьям 198 – 199.2 УК РФ могло стать только вступившее в силу Решение налогового органа о привлечении налогоплательщика (налогового агента) к ответственности за совершение налогового правонарушения, сумма недоимки по которому достаточна для возбуждения уголовного дела. При этом материалы проверок, послужившие основанием для вынесения такого решения, налоговый орган должен был направлять в Следственный комитет только в случае, если налогоплательщик (налоговый агент) не уплатил доначисленные по решению налоги и сборы более двух месяцев с даты истечения срока по соответствующему требованию.(п. 3 ст.32 НК РФ)
Но такой порядок просуществовал недолго. С конца 2014 года поводом для возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях могут стать уже не только материалы, полученные из налоговых органов выше указанным путем, но и заявление о преступлении, сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из различных источников (в том числе из средств массовой информации), постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании, а также явка с повинной.
Что в итоге? Для принятия решения, возбуждать уголовное дело или нет, следователю нет прямой надобности дожидаться результатов проверок налоговых органов, в его компетенции определить наличие признаков налогового преступления и ущерб от его совершения самостоятельно, в частности, исходя из данных оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ), проведенных сотрудниками полиции.(согласно Решению Верховного Суда РФ от 26.03.2008 № ГКПИ08-334 и Приказу МВД России от 29.06.2005 № 511 правоохранительные органы сами обладают аппаратом, позволяющим провести налоговую экспертизу)
И это полбеды. Отсутствие привязки возбуждения уголовного дела по налоговым преступлениям к вступившему в силу решению налогового органа по результатам соответствующей проверки позволяет возбуждать уголовные дела, проводить следственные мероприятия и привлекать к уголовной ответственности за налоговые преступления до 10-летней давности, теперь это не ограничено сроками выездных налоговых проверок, глубина которых не превышает трех лет, предшествующих году, в котором проверка начата. Отсутствие такой связи существенно усложняет, если не исключает, и ранее имевшуюся возможность избежать уголовного преследования путем уплаты сумм недоимки, пеней и штрафов по решению налогового органа. Например, в ситуации, когда налоговая проверка не была открыта, а сумму недоимки предъявляет следователь, налогоплательщик такой возможности лишается. Оспаривать предъявленную сумму придется в суде общей юрисдикции в рамках уголовного дела.
Особенности порядка возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям:
При поступлении сообщения о налоговом преступлении от органов дознания (от полицейских проводивших ОРМ), следователь в соответствии с УПК РФ обязан не позднее трех суток с момента поступления такого сообщения направить в налоговый орган (региональное управление ФНС РФ) копию этого сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам и (или) сборам. Налоговый орган в течение 15 суток с момента получения материалов, должен рассмотреть их и направить в ответ следователю:
— заключение о нарушении законодательства;
— или информацию о том, что указанные в сообщении обстоятельства были предметом проверки, о результатах такой проверки;
— или информацию об открытой проверке в отношении интересующего следователя налогоплательщика, по которой еще нет решения;
— или, в случае, если указанные в сообщении о преступлении обстоятельства не были предметом исследования при проведении налоговой проверки, информацию об отсутствии сведений о нарушении налогового законодательства.
Получив заключение (информацию) от налогового органа, следователь должен принять процессуальное решение:
— о возбуждении уголовного дела в порядке;
— или об отказе в возбуждении уголовного дела;
— или о передаче сообщения по подследственности(ст. 151 УПК РФ), а по уголовным делам частного обвинения — в суд.
Такое решение должно быть принято не позднее 30 суток со дня поступления сообщения о преступлении, и уголовное дело о налоговых преступлениях, может быть возбуждено следователем до получения из налогового органа какой-либо информации, просто при наличии у него «повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления». Новые положения УПК РФ не предусматривают никаких обязательных проверок со стороны налогового органа правильности расчета ущерба или оснований привлечения к ответственности по существу, налоговый орган просто выдает информационные справки Следователю (в прямом смысле).
Т.е. вся переписка между следователем и налоговым органом фактически представляет собой ни к чему не обзывающую их формальность. Причем эта формальность предусмотрена только для случаев поступления сообщений о преступлениях из органов дознания, направление каких-либо материалов в налоговые органы при получении сообщений непосредственно следственным органом или от прокурора не предусмотрено.
В таких условиях не стоит ожидать, что увеличение количества возбуждаемых уголовных дел по налоговым составам будет происходить за счет улучшения качества выявления и расследования злоупотреблений, а не за счет широты оснований для возбуждения дел.
Инициирование возбуждения уголовных дел со стороны налоговых органов:
Налоговые органы по-прежнему обязаны направлять свои вступившие в силу Решения о привлечении к ответственности в Следственный комитет, сумма налоговой недоимки по которым установлена в достаточном размере для возбуждения уголовного дела, и она не уплачена налогоплательщиком в течении двух месяцев с даты истечения срока уплаты по соответствующему требованию.
Но с учетом озвученных поправок в УПК, налоговый орган теперь не ограничен этой обязанностью, он может предоставить в следственные органы и данные, например, лишь о предполагаемом налоговом правонарушении, содержащем признаки преступления, собранные на этапе предпроверочного анализа или в ходе прочей текущей аналитической и контрольной работы.
Налоговые органы стали активно пользоваться тем, что их вступившее в силу решение теперь не единственный документ, который может послужить поводом для возбуждения уголовного дела.
После принятия Определения ВС РФ от 27.01.2015 №81-КГ14-19, у налоговых органов появился один серьезный инструмент для взыскания недоимок непосредственно с контролирующих организацию физических лиц в рамках уголовного судопроизводства. Ранее суды не признавали возможность взыскания ущерба с физического лица, признанного виновным в совершении уголовного преступления, выразившегося в неуплате организацией, которую он контролировал, установленных налогов и сборов в крупном или особо крупном размере. Данная позиция была основана на том, что юридическое лицо является самостоятельным субъектом, отвечающим по своим обязательствам всем своим имуществом, поэтому неуплата налога, допущенная со стороны юридического лица, не может квалифицироваться как ущерб, причиненный государству действиями ее руководителя и (или) учредителя.
Верховный суд решительно поменял эту практику своим Определением, указав в нем, что
ответственным за возмещение ущерба Российской Федерации в виде неуплаченных организацией налогов, в том числе неправомерного возмещения из бюджета НДС, может быть признано физическое лицо, привлеченное к уголовной ответственности за данное правонарушение.
Общие правила ответственности за неуплату налогов и сборов
Суть налоговых правонарушений является противоправность действий лица, на котором лежит обязанность уплаты сборов, установленных законодательством РФ. Это выражается как в действии (предоставление декларации с заведомо заниженной базой налогообложения), так и в бездействии (непредоставление отчетной декларации, неперечисление денежных средств государству).
Основания ответственности налогоплательщика подразумевают, что лицо может быть привлечено только за правонарушение, предусмотренное налоговым кодексом. Основные правила привлечения к ответственности по фактам совершения налоговых правонарушений предусмотрены в ст.108 НК РФ. Вообще перечень нарушений, предусмотренный налоговым законодательством, является ограниченным и расширительному толкованию не подлежит. При этом налоговикам, которые инициируют привлечение к ответственности нарушителя, следует соблюдать порядок применения взысканий. В противном случае действия их действия могут быть обжалованы и признаны незаконными.
Уголовная ответственность физлица за неуплату налогов
Для привлечения физлица к ответственности по ст. 199 УК РФ должно быть доказано, что оно является субъектом данного преступления. Им может быть достигшее 16 лет физическое лицо, независимо от гражданства (примечание № 1 к ст. 198 УК РФ, п. 6 постановления № 64):
- обязанное представлять налоговую декларацию и другие документы в соответствии с законодательством (к таким лицам относятся индивидуальные предприниматели (ИП), нотариусы, адвокаты и др.);
- представляющее обязанное лицо на основании полномочий, возложенных в соответствии с законом или договором;
- действующее через подставное лицо, на которое формально зарегистрирован бизнес.
Что говорит о неуплате налогов УК РФ?
Согласно ст. 198–199 УК, о наступлении уголовной ответственности можно вести речь в случае, когда совершенные лицом деяния были направлены на уклонение от обязательств по уплате налогов/сборов (как полностью, так и частично), если размер недоплаты превышает 10% от общей суммы налога/сбора, подлежащей уплате.
Для назначения наказания физ. лицу в случае его уклонения от уплаты налога размер недоплаченной суммы в крупном размере должен превышать 10% от всей суммы начисленного налога за прошлые 3 года и составлять более 600 тыс. руб. (или 1,8 млн руб. вне зависимости от периода и пропорций).
Особо крупной считается сумма в размере не менее 20% от общего размера начисленного налога за 3 предшествующих года и составляющая не менее 3 млн рублей (либо сумма, превышающая 9 млн рублей вне зависимости от пропорций и периода).
Если же говорить о суммах налогов, неуплаченных юр. лицами, то уполномоченные должностные лица признаются виновными в совершении преступления (уклонении от уплаты налогов в крупном размере), когда сумма недоплаты превышает 10% общей суммы налога, начисленного организации за 3 финансовых года, и составляет более 2 млн руб. (либо более 6 млн рублей вне зависимости от пропорции и периода).
Особо крупной в этом случае считается сумма неуплаченного налога, превышающая 20% от общего размера налога, начисленного за 3 предшествующих финансовых года, и составляющая не менее 10 млн рублей. Также к особо крупным относится недоплаченный налог в размере не менее чем 30 млн рублей, вне зависимости от периода и пропорций.
Виды ответственности в соответствии с Законом
Не смотря на то, что многие налогоплательщики считают обязанность платить налоги и другие платежи и сборы второстепенной, законодательно такой процесс регламентирует как Налоговый, так и Уголовный Кодекс. Поэтому помимо лёгкого штрафа, в случае неуплаты налогов в особо крупных размерах, физическое или юридическое лицо может понести и уголовную ответственность.
Виды ответственности за неуплату налогов:
- Административная ответственность. Подразумевает, что человеку придется заплатить штраф за неоплату налога, а также погасить имеющееся у него задолженность в полном объеме;
- Налоговая ответственность. Она чем-то схожа по сущности с административной ответственностью, поскольку в таком случае налогоплательщик обязан будет в полном объеме погасить долг по налогам, а также уплатить начисленные на него штрафы и пеню за каждый день просрочки;
- Уголовная ответственность. Этот вид ответственности уже подразумевает по степени тяжести наиболее серьёзное финансовое нарушение, в частности, мошенничество, неуплату налогов в особо крупных размерах и т.д. При уголовной ответственности налогоплательщик может быть лишен свободы, в частности, взят под стражу до выяснения обстоятельств дела, а также принудительно будет привлечен к необходимости компенсировать ущерб государству и другим субъектам.
Также необходимо понимать, что ни один вид ответственности не освобождает субъекта от необходимости погасить свой долг. Даже если виновный понесет наказание, и будет взят под стражу, то в обязательном порядке он должен будет и погасить всю имеющеюся задолженность.
Но при этом есть интересный факт: любой вид ответственности может наступить лишь тогда, когда налоговый орган вынесет соответствующее решение о точной сумме долга и о том, что налогоплательщик является должником.
Решение такого рода может быть вынесено только по итогу проверки. Каждый обвиненный в налоговом нарушении имеет право обжаловать его, но только в судебном порядке. Суд может вынести или оправдательное решение, или обвинительное.
Необходимо также знать, что в отношении каждого, кто признан виновным, может быть непросто инициирована процедура обвинения и признания, но также процедура и взыскания, которая будет иметь принудительный характер: налоги будут оплачены за счет блокировки расчетных счетов компании, ареста ее имущества, взимания налогов с доходов граждан и т.д.
При этом любой обвиненный налогоплательщик не обязан доказывать в суде или непосредственно ФНС свою правоту и невиновность.
Главная задача представителей налоговой службы как раз доказать вину самого налогоплательщика, предъявив веские основания для такого обвинения.
Представители налоговых органов или суд может принять решение о том, что налоговое нарушение было за счет:
- Намеренного умысла, который заключался в полном игнорировании требований ФНС. Примером такого намеренного умысла может стать случай, когда человек, собственник жилья, целенаправленно сдавал свой объект недвижимости, получал доход, но не платил в бюджет налог с полученного дохода;
- Неосторожных действий налогоплательщика, который вроде и знал о своих налоговых обязательствах и понимал о последствиях их невыполнения, но при этом по каким-то причинам не смог выполнить в срок такие обязательства перед ФНС. Например, некий Пупкин П.В. сдал квартиру и заключил с арендатором договор аренды, в котором прописал норму о перечислении данным арендатором 13% от суммы аренды в бюджет в качестве дохода. Пупкин П.В. думал, что за него платят налог, но фактически арендатор такого налога не платил.
Срок исковой давности
Возникает вполне логичный вопрос: а что со сроками исковой давности, ведь они также должны быть применимы к таким правонарушениям? Да, срок исковой давности существует.
По действующему НК представители ФНС или суд может привлечь к ответственности в течение 3-х лет с момента совершения такого проведения. Хотя и здесь есть свои особенности.
Еще в 2016 году ФНС дала пояснения к тому, как следует понимать эту норму. Моментом совершения преступления необходимо считать не день, а отчетный период, в котором такое деяние было совершено. Поэтому период в три года необходимо начинать отсчитывать с дня, следующего за днем окончания отчётного периода, в котором такое нарушение было совершено.
Разграничение ответственности по нормам КоАП, УК и НК по субъектам
За уклонение от уплаты налогов по УК РФ и КоАП РФ могут наказываться только физические лица (граждане и индивидуальные предприниматели). Правонарушения в налоговой сфере, совершенные предприятиями, наказываются только по нормам НК РФ.
Согласно положениям статьи 198 и статьи 199 УК РФ, состав уголовного правонарушения – уклонение от налоговых выплат. По статье 198 кодекса, речь идет о гражданах, в 199 – о предприятиях.
В отношении физических лиц нет необходимости определять виновное лицо. Им является сам гражданин. Если речь идет о налоговых преступлениях предприятия, необходимо проводить расследование уклонения от уплаты налогов и выяснять, какие физические лица инициировали и совершили данное преступление.
По нормам законодательства, привлечь к ответственности можно граждан, достигших шестнадцатилетнего возраста. Это связано с тем, что по нормам Гражданского кодекса, заниматься предпринимательством можно с шестнадцати лет, если гражданин эмансипирован.