Пенсионное страхование в России
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пенсионное страхование в России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Пенсионная реформа, проведенная в 2001г., не привела к существенному повышению пенсий и улучшению благосостояния пенсионеров. Средний уровень трудовых пенсий ненамного превышает величину прожиточного минимума в целом по России. Индексация не соответствует уровню инфляции. По расчетам специалистов, существует устойчивая тенденция к дальнейшему снижению уровня трудовых пенсий.
Понятие и цели дополнительного пенсионного страхования
В целях стимулирования формирования пенсионных накоплений и повышения уровня пенсионного обеспечения граждан государство создает механизм уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и обеспечивает поддержку формирования пенсионных накоплений. Основа правового регулирования дополнительного пенсионного страхования заложена Федеральным законом от 30.04.2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».
Правовое регулирование
Основы государственного регулирования в системе ОПС устанавливаются согласно закону «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» № 167 — ФЗ от 15.12.01. Этим документом определяется правовой статус субъектов ОПС, их основные права, обязанности и степень ответственности. Дополнительно пенсионное страхование РФ регулируется:
Переговоры с Республикой Албания были завершены. Переговоры с Филиппинами были завершены. Соглашение является так называемым «открытым соглашением», применимым ко всем лицам, к которым применяется или применяется законодательство одного из Договаривающихся государств. В своей основной области это относится к пенсионному страхованию, установленному законом. Он содержит положения о применимом праве, равном обращении с лицами, охваченными личным охватом, гарантиями прав и приобретенных прав, а также взаимной административной и юридической помощью.
Размеры и порядок уплаты добровольных страховых взносов, поступающих в Пенсионный фонд для последующего инвестирования
Добровольно вступая в правовые отношения, регулирующие уплату дополнительных взносов в накопительную часть трудовой пенсии, застрахованные лица самостоятельно определяют их размер исходя из своего материального положения.
Ежемесячный страховой взнос устанавливается в процентах от базы удержания (заработной платы, вознаграждения) либо фиксированной суммы.
Уплату производит работодатель одновременно с обязательными взносами.
К добровольному страхованию работников по обеспечению в старости относят и корпоративное страхование, когда величину страхового взноса назначает наниматель.
Привлеченные дополнительные средства Пенсионный фонд передает для инвестирования в негосударственный ПФ.
Для достижения большей доходности вложений застрахованное лицо вправе самостоятельно выбрать организацию, которая будет инвестировать накопительную часть пенсии, включая добровольные накопления.
При увольнении не работающие граждане самостоятельно уплачивают добровольные взносы посредством любой кредитной организации. По истечении квартала, в котором взносы уплачивались самостоятельно, застрахованное лицо в 20-дневный срок представляет территориальному органу ПФ копии платежных инструкций, подтверждающих произведенные перечисления.
Варианты программ ДПС
Программы ДПС разрабатываются негосударственным пенсионным фондом и страховыми компаниями для привлечения инвестиционного капитала вкладчиков. Существуют индивидуальные и корпоративные программы. Корпоративные программы функционируют на базе следующей организационной схемы:
- Вкладчик.
- Страховщик (компания, фонд).
- Участник, пенсионер.
Схемы пенсионных страховых программ бывают двух вариантов:
- с договорными страховыми взносами;
- с фиксированными выплатами.
Существует 4 разновидности базовых схем ДПС:
- пожизненная;
- с договорными взносами;
- срочная;
- с договорными выплатами.
НПФ вправе предложить вкладчику разные варианты расчётов размера пенсии:
- в зависимости от разряда трудящегося;
- по сумме пенсионных накоплений;
- согласно пропорциональному внесению взносов.
Итак, добровольное пенсионное страхование – это:
- дополнительные пенсионные средства;
- обеспеченная старость;
- достойный уровень жизни;
- гарантия получения денежных средств, независимо от политической и экономической стабильности в стране.
Разница между добровольным и обязательным
Основные различия двух этих видов страхования заложены в самом их наименовании. Обязательное подразумевает обязанность гражданина или его работодателя осуществлять взносы в ПФР на будущее государственное пособие пожилого гражданина. Решение о добровольном страховании принимается самим лицом или его работодателем, государство оставляет возможность использования данного инструмента на усмотрение самих этих лиц.
В рамках НПО лицо, вступающее в договорные отношения с фондом, имеет возможность по своему усмотрению определить:
- размер платежей;
- длительность их перечисления;
- периодичность внесения;
- схему формирования (правила наследования, период начала выплат и т.п.).
Правила НПО устанавливаются управляющими компаниями самостоятельно, но должны подчиняться Типовым страховым правилам, утвержденным Центробанком. Указанные правила НПФ регистрируются в Банке России, а при внесении в них изменений регистрации подлежат и они.
Роль государства в формировании НПО заключается в установлении общих законодательных норм и регулировании деятельности НПФ. Непосредственного участия в формировании негосударственных пенсий власти не принимают, поскольку оно является лишь дополнительным к обязательному страхованию.
Ответы на распространенные вопросы про добровольное пенсионное страхование
Вопрос №1: На что ориентироваться при выборе негосударственного пенсионного фонда?
Ответ: Каждый вкладчик ориентируется исключительно на собственные возможности и предпочтения, учитывая размер своей зарплаты, периодичность, с которой у него появляются деньги для совершения взносов, количество свободных денег и т.д. Практически все условия, на которых будет назначена и начислена пенсия, определяются самим будущим пенсионером. Помочь с выбором может рейтинг подобных учреждений, составленный агентством “Эксперт РА”.
Вопрос №2: Какое государственное учреждение занимается осуществлением контроля за деятельностью негосударственных пенсионных фондов?
Ответ: Уполномоченным органом является Пенсионный Фонд России, однако, какого-либо участия данное государственное учреждение в работе НПФ не принимает. Единственная его задача – контролировать, чтобы граждане не были обмануты. Все НПФ проходят предварительную государственную аккредитацию.
Реформирование пенсионной системы и ее правовые основы
Осуществляемые в России за последние годы реформы системы пенсионного обеспечения были направлены на решение двух взаимосвязанных задач: обеспечение финансовой устойчивости пенсионной системы и повышение размера пенсий. Решение первой задачи связано с необходимостью учета прошлых заработков и величины уплаченных страховых взносов. Решение второй задачи возможно на пути перспективного внедрения накопительных механизмов для повышения пенсий ныне работающего населения. Конечная цель реформы пенсионной системы — достижение такого положения, чтобы распределительные (страхование) и накопительные основы строились на паритетных началах. Предполагалось, согласно государственным расчетам, выйти на эти рубежи примерно к 2024 г.
Для решения указанных задач государством избраны следующие основные направления:
- — создание пенсионной системы, привлекательной для работающего населения;
- — поэтапное введение в систему обязательного пенсионного страхования накопительных механизмов;
- — установление порядка исчисления размера пенсий путем применения индивидуального коэффициента пенсионера;
- — переход к новой системе повышения пенсий, основанной на сочетании индексации по инфляции и заработной плате;
- — организация инвестирования пенсионных резервов в те сферы, которые обеспечат высокую доходность;
- — реформирование условий и порядка назначения пенсий в льготном исчислении;
Что представляет собой ДПС?
Добровольное пенсионное страхование представляет собой систему накоплений финансовых средств для формирования дополнительной пенсии, управляемую негосударственными экономическими организациями.
ДПС базируется на таких же принципах, что и обязательное страхование. Но для осуществления ДПС необходимо волеизъявление сторон. Главным документом здесь является договор, согласно которому начисление страховых взносов регулирует не государство, а сам гражданин, заинтересованный в получении дополнительной пенсии.
Важно! Добровольное страхование является дополнительной базой, примыкающей к обязательному страхованию. Взаимозаменять одно другим нельзя!
Накоплением средств будущих пенсионеров занимаются негосударственные финансовые и страховые компании.
Страховщиками по ДПС выступают:
- негосударственные пенсионные фонды (НПФ);
- страховые компании.
В роли НПФ выступают некоммерческие организации, которые управляют добровольным страхованием и обеспечением участников фонда (ФЗ — №75 ст. 2).
Застрахованным признаётся любое физлицо, в пользу которого был заключён пенсионный договор.
Участником НПФ вправе стать любое физлицо, независимо от гражданства. Вкладчиком, или страхователем, считается лицо, которое отчисляет страховые платежи в пользу частника. Вкладчиками могут стать:
- гражданин России или иностранного государства;
- иностранное юрлицо, зарегистрированное в РФ;
- органы исполнительной власти.
Обратите внимание! Участником и пенсионером можно стать в нескольких фондовых организациях. Однако это правило на вкладчиков не распространяется.
Добровольное пенсионное страхование – это система денежных накоплений для формирования будущей пенсии с помощью различных финансовых организаций. Основывается на аналогичных с обязательным страхованием принципах. Для проведения добровольного страхования необходимо волеизъявление сторон.
Оно основывается на договоре, согласно которому не государство устанавливает размер и порядок начисления страховых взносов, а сам заинтересованный в получении достойной пенсии гражданин.
Добровольное страхование выступает дополнением к обязательному страхованию. Накоплением денежных средств занимаются различные финансовые и страховые компании. Внебюджетные фонды к формированию средств не имеют отношения.
Добровольное страхование является гарантией достойного материального обеспечения работника в старости. Установленный минимальный размер пенсии не позволяет полноценно жить и удовлетворять потребности человеку пенсионного возраста.
В этом правиле есть исключения, но встречаются они редко. Именно поэтому как дополнение к обязательному страхованию было создано добровольное пенсионное страхование.
Выплаты по данному виду страхования гарантируют застрахованному достойный доход в старости, независимо от размера начисленной трудовой пенсии. Метод объединения двух видов страхования широко применяется в США, Британии, Франции, Канаде и Германии.
Поэтому пенсионный период работников в этих странах является предметом для мечтаний всех трудящихся РФ. За счет средств, накопленных по добровольному страхованию, западноевропейские и американские пенсионеры живут в достатке и активно путешествуют по миру.
Добровольное пенсионное страхование дарит каждому работнику альтернативу. Каждый вправе самостоятельно выбирать для себя страховщика с самыми оптимальными тарифами и условиями страхования.
Добровольное страхование выступает гарантией экономической стабильности в старости каждого отдельного индивидуума, независимо от внешних факторов и состояния бюджетной системы государства.
Ошибка: Сотрудник предприятия просит работодателя прекратить удерживать с его зарплаты страховые отчисления для направления средств в ПФР и перечислять деньги в выбранный им негосударственный пенсионный фонд.
Комментарий: Совершение страховых отчислений в НПФ является добровольным и дополнительным к обязательному пенсионному страхованию. Отказаться выплачивать взносы в ПФР невозможно.
Ошибка: Гражданин боится открывать вклад в негосударственном пенсионном фонде, потому что его накопления “сгорят” после его смерти.
Комментарий: В договоре с НПФ имеется пункт об указании правопреемника – в случае внезапной кончины застрахованного лица его накопления переходят наследнику.
Негосударственное пенсионное страхование подходит всем, кто имеет свободные средства и хочет направить их на обеспечение своей старости. При этом большинство компаний предлагает программы, посильные для любого уровня дохода. Например, в НПФ «Сбербанк» минимальный размер первого взноса — 1,5 тыс. руб., последующих — 500 руб. При желании расторгнуть договор получить на руки всю накопленную сумму можно уже через 5 лет.
Если же речь идет о добровольных взносах в рамках программы обязательного пенсионного страхования, то они целесообразны исключительно для тех, кто рискует получить отказ в назначении пособия из-за недостаточной длительности стажа или нехватки баллов.
Перечислив деньги ПФР, человек получает на свой счет дополнительные баллы. Стаж увеличивается на то время, в течение которого он являлся добровольным плательщиком взносов.
Регулярно совершать переводы в пользу государственного фонда с целью увеличения своего будущего дохода не имеет смысла. Например, человек, добровольно перечисливший в 2019 г. 30 тыс. руб., увеличил свой ИПК на 1,186 балла. В цифрах 2020 г. это означает прирост пенсии на 110 руб. и 30 коп.
Обязательное пенсионное и медицинское страхование
Система обязательного пенсионного страхования (ОПС) функционирует на территории РФ с 2002 года. В рамках проведенной реформы все граждане, родившиеся с 1967 года и позже получают пенсию, которая делится на страховую и накопительную часть. Оба вида пенсии формируются путем уплаты страховых взносов обязательного характера.
Обязательное медицинское страхование или ОМС – часть государственной программы социального страхования. Основной плюс – равные возможности для каждого гражданина в получении лекарственной и медицинской помощи. Услуги предоставляются за счет средств, которые перечисляются в фонд в обязательном порядке на условиях государственной программы.
В системе ОПС Российской Федерации предусмотрено 4 типа пенсионного обеспечения:
- Страховое – ежемесячно выплачивается россиянам, чтобы компенсировать им зарплату либо иной доход, который был утрачен после достижения установленного возраста.
- По государственному обеспечению – отличается от страхового тем, что выплачивается за выслугу лет военнослужащим, космонавтам, чиновникам.
- Накопительное – формируется за счет платежей нанимателей в ПФР и прибыли, полученной от инвестирования взносов страхователей в различные проекты.
- Добровольное – выплачивается НПФ, обычно взносы в фонд делает сам гражданин, а не его работодатель.
Понятие и значение Пенсионной системы РФ
Пенсионная система — это система взаимосвязанных и взаимодействующих денежных источников, органов и учреждений, субъектов обеспечения, видов обеспечения и нормативных правовых актов, направленных на реализацию прав граждан в области пенсионного обеспечения.
М. Л. Захаров под пенсионной системой понимает комплексное образование, регулирующее отношения по формированию соответствующих пенсионных фондов, за счет которых выплачиваются пенсии и осуществляются иные пенсионные выплаты, отношения по материальному обеспечению членов общества пенсиями и иными пенсионными выплатами и отношения по управлению и организации пенсионного обеспечения.
В. В. Куценко определят пенсионную систему как составную часть социального обеспечения, звена защитного механизма, призванное обеспечить эффективное функционирование одного из секторов социальной сферы общества. [15,c.25]
Наиболее известны распределительная и накопительная пенсионные системы.
Распределительная пенсионная система — пенсионная система, при которой государственные пенсии выплачиваются на основе принципа «солидарности поколений», т.е., те, кто сейчас на пенсии, получают деньги за счет налогов, уплачиваемых работающими гражданами. Собранные деньги не инвестируются, они идут на выплату текущих пенсий.
Накопительная пенсионная система — система пенсионных выплат, при которой определенная часть пенсионных взносов, поступающих за каждого работника, не тратится на текущие пенсии, а инвестируется в ценные бумаги или финансовые активы. Данная система дает дополнительный источник для повышения размера пенсии за счет инвестирования части пенсионных отчислений и ставит в зависимость размер пенсии от размера зарплаты.[16, c.37]
Представляя собой целостное образование, пенсионная система в зависимости от источников финансирования и субъектов обеспечения состоит из нескольких структурных элементов — частей, которыми являются:
1) пенсионное обеспечение по обязательному пенсионному страхованию;
2) государственное пенсионное обеспечение;
3) дополнительное пенсионное обеспечение.
Каждая из частей пенсионной системы в свою очередь является системой, состоящей из элементов, которые находятся во взаимосвязи. Элементами каждой из частей пенсионной системы выступают подсистемы:
3) субъектов обеспечения;
4) видов обеспечения;
5) правовая. [ 2, c.258]
Во многом особенности пенсионной системы определяются лежащими в ее основе принципами финансирования — распределительным или накопительным. В настоящее время в Российской Федерации в результате проведенной реформы пенсионная система носит смешанный характер. Применяется, во-первых, распределительная система, при которой непосредственным источником выплат являются в зависимости от вида пенсии или ее части государственный бюджет или страховые взносы, поступающие в ПФР. Во-вторых, используется обязательная накопительная система. В настоящее время на финансирование накопительной части взносы поступают за лиц 1967 года рождения и моложе. Средства по выбору застрахованного лица уплачиваются в ПФР или негосударственный пенсионный фонд, могут переводиться из одного фонда в другой. В-третьих, существует дополнительное пенсионное обеспечение (применяются распределительные и накопительные принципы). Абсолютное преобладание с точки зрения количества пенсий и их доли в общих расходах на пенсионное обеспечение имеет распределительный принцип. Следует отметить, что в развитых странах основой пенсионного обеспечения являются именно государственные распределительные системы. [7, c.5]
Пенсионное обеспечение по обязательному пенсионному страхованию -часть пенсионной системы, которая обеспечивает предоставление гражданам трудовых пенсий за счет страховых взносов. Отношения, связанные с начислением и уплатой страховых взносов в ПФР, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля над начислением и уплатой страховых взносов, регулируются Законом о страховых взносах и Законом об обязательном пенсионном страховании. Согласно ст. 22 Закона об обязательном пенсионном страховании на 2011 г. установлены следующие тарифы страховых взносов для страхователей (лиц, производящих выплаты физическим лицам): всего 26,0% от базы для начисления страховых взносов; на финансирование страховой части трудовой пенсии:
а) для лиц 1966 г.р. и старше — 26,0%;
б) для лиц 1967 г.р. и моложе — 20,0%; на финансирование накопительной части трудовой пенсии для лиц 1967 г.р. и моложе — 6,0%.
На 2012-2013 гг. указанные величины составляют 22%, 16 и 6% соответственно. А на выплаты сверх предельной величины базы для начисления страховых взносов предусмотрены 10%. Кроме того, введено разделение тарифа на солидарную и индивидуальную части. Солидарная часть тарифа в отличие от индивидуальной не влияет на показатели, определяющие размер трудовой пенсии застрахованного лица. Индивидуальная часть составляет 16%, 10 (формируют расчетный пенсионный капитал) и 6% (формируют пенсионные накопления) соответственно в пределах максимальной величины базы для начисления страховых взносов. [12, c.60]
Участниками пенсионной системы России являются:
1. Пенсионер – физическое лицо, реализовавшее право на получение пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и постоянно проживающее в Российской Федерации.
2. Застрахованное лицо. Застрахованными лицами являются граждане РФ, а также проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства:
— работающие по трудовому договор�� или по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору;
— самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты);
— являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;
— являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;
— работающие за пределами территории РФ в случаях уплаты страховых взносов в соответствии со ст.29 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ, если иное не предусмотрено международным договором РФ;
— иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»
3. Страхователи – физические или юридические лица, производящие выплаты физическим лицам (в т.ч. организации, индивидуальные предприниматели, физические лица) и обязанные перечислять страховые взносы в пользу застрахованного лица.
Структура пенсионной системы
Пенсионная система в РФ (как совокупность создаваемых государством правовых, экономических и организованных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсий) состоит из следующих частей:
[2]
Государственное пенсионное обеспечение — часть пенсионной системы, обеспечивающая за счет сумм страховых взносов предоставление базовой части трудовых пенсий, базовой части пенсий инвалидам и иждивенцам умершего кормильца, за счёт ассигнований из федерального бюджета — социальных пенсий нетрудоспособным гражданам в соответствии с законодательством.
Обязательное пенсионное страхование (ОПС) — часть пенсионной системы, обеспечивающая компенсацию гражданам утраченного заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до выхода на пенсию.
Дополнительное пенсионное страхование и обеспечение (ДПО) — часть пенсионной системы, обеспечивающая в дополнение к государственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию предоставление пенсий за счёт накопительных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц. Сегодня возможно и необходимо развивать добровольное пенсионное обеспечение как механизм привлечения работодателей и самих работников к созданию достойных условий жизни после окончания трудовой деятельности.