Проверки ККТ стали внеплановыми: как избежать миллионных штрафов от ФНС
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проверки ККТ стали внеплановыми: как избежать миллионных штрафов от ФНС». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Налоговая требует, чтобы онлайн-кассы были зарегистрированы в ФНС, имели нанесенный на корпус заводской номер, часы и устройство для печати фискальных документов. Это устройство обязательно должно быть встроенным в корпус, если только расчеты не производятся по интернету.
Что будет при нарушении закона 54-ФЗ?
Самые большие санкции налоговая дает за полное игнорирование закона. Индивидуальные предприниматели, которые все еще не перешли на онлайн-кассы, получат штраф в размере от 25 до 50 % всей прибыли, полученной без ее использования (но не менее 10 000 рублей).
Приведем пример. За время отсутствия онлайн-кассы вы заработали 15 000 рублей. Налоговая должна была бы выписать штраф на сумму 3750 рублей (25 % от прибыли), но выпишет на 10 000, так как это минимальный размер штрафа за эту провинность.
Санкции за нарушение тех же правил ООО выше. Вы получите штраф в размере 75-100 % чистой прибыли, но не менее 30 000 рублей. При повторном нарушении этого закона директор лишается права занимать должность в течение 1-2 лет, а бизнес приостанавливает деятельность на 90 дней.
Если же вы используете онлайн-кассу, но в процессе проверки кассы были выявлены нарушения, ИП получают штраф в размере от 1500 до 3000 рублей. ООО за ту же провинность платят от 5000 до 10 000 рублей.
Обратите внимание! В зависимости от серьезности нарушения инспектор налоговой может выписать вам обычное предупреждение и дать время на решение проблемы.
Как застраховаться от санкций со стороны налоговой
Чтобы свести риски от проверок ФНС к минимуму, воспользуйтесь этими советами:
- распечатайте чек и проверьте наличие всех необходимых реквизитов по пунктам;
- отошлите тайного покупателя, чтобы заранее проконтролировать кассира;
- проведите разъяснительную работу с кассиром (при выявлении нарушений налоговый сотрудник попросит его дать письменные пояснения относительно сложившейся ситуации);
- подготовьтесь к проверке кассовых документов — храните их в доступности;
- подайте в налоговую уточняющие данные, если расположение кассы не совпадает с ранее заявленным;
- Проверьте онлайн-кассу на соответствие нормам 54-ФЗ.
Какие бывают налоговые проверки бизнеса
Согласно ФЗ №248 налоговые проверки малого и среднего бизнеса могут иметь следующие формы:
Контрольная закупка — проверки без уведомления с целью оценки того, соблюдены ли правила продажи товаров или услуг. | Мониторинговая закупка — проверки без уведомления, которые проводятся с целью отправки товаров или результата оказания услуг на последующую экспертизу. |
Выборочный контроль — проверка согласуемая с прокуратурой и проводимая с целью сбора образцов для дальнейшего исследования и анализа на предмет безопасности реализуемых товаров. Обычно такие проверки проводятся с целью контроля устранения нарушений, если такие были выявлены в ходе предыдущего исследования. | Рейдовый осмотр — проверка согласованная с прокуратурой проводимая с целью оценки соблюдений норм и правил по эксплуатации объекта контроля. Такой осмотр может проводиться по требованию правительства и президента РФ, если есть угроза безопасности граждан, угроза окружающей среде или культурному наследию. |
Документарная проверка — проверка без уведомления, проводимая с целью изучения регистрационных и иных документов связанных с деятельностью организации (ИП), полноты реализации требований контролирующей инстанции. | Выездная проверка — проверка согласованная с прокуратурой с целью оценки соблюдения требований контролирующего органа и его предписаний. Организацию или ИП о проведении выездной проверки уведомляют за сутки. |
Выездное обследование — проверка без уведомления с целью визуального контроля соблюдения требований. |
*Иногда ИФНС может проводить выездные мероприятия с целью предупреждения или информирования организации (предпринимателя).
Как проходит проверка онлайн-кассы
В начале ревизии налоговый инспектор проводит две анонимные контрольные закупки: за наличные и по безналичному расчету. Кроме того, формирует два чека: в бумажном и электронном виде.
Далее — запускает мобильное приложение ФНС и проверяет полученную документацию на корректность. Благодаря этому инспектор может быстро убедиться в финансовой безупречности компании. Если уполномоченный работник ФНС захочет проверить работу и квалификацию кассира, он может попросить оформить возврат.
При проверке применения онлайн-кассы тщательно изучают устройство оборудования. Уточняют наличие модели в государственном реестре, проверяют присутствие пломб, общую целостность аппарата, соответствие техническим требованиям. Затем проверяют выручку, зафиксированную ККМ.
Далее осуществляется проверка документации. Если представители налоговой находятся на территории фирмы, они изымают оригиналы документов. Если процедура проводится в местном отделении ФНС, лучше будет предоставить для контроля копии бумаг.
Проверке подлежат:
- бланки и чеки строгой отчётности;
- ежедневные отчёты;
- накладные;
- кассовая книга.
Инспектор может предъявить претензию даже к качеству печати документов. Размытые буквы, нечёткий шрифт, лишние элементы на чеке могут смутить не только налоговые органы, но и клиентов компании. Поэтому настоятельно рекомендуется следить за состоянием принтера, своевременно заправлять картриджи, проводить техническое обслуживание печатающего оборудования. Бумажные и электронные чеки проверяют на наличие реквизитов, установленных стандартами.
В их число входят:
- наименование предприятия;
- номер чека за смену;
- ФИО кассира;
- реквизиты товара или услуги (название, количество, стоимость);
- ставка и сумма НДС;
- способ оплаты;
- стоимость товара с издержками и надбавками, включая скидки и акции;
- QR-код, содержащий информацию о документе;
- заводской номер ФН;
- номер ККТ, выданный при регистрации в ФНС;
- ИНН предприятия;
- форма налогообложения компании;
- адрес торговой точки, в которой была осуществлена продажа;
- дата и время проведения операции;
- номер смены;
- фискальный фактор и порядковый номер чека.
Все реквизиты должны находиться строго в отведённых для них местах, просматриваться чётко, без каких-либо дефектов и неточностей. В противном случае инспектор имеет право забраковать документ и оштрафовать компанию.
Если инспектор собирается забрать какие-либо документы, это должно происходить строго по описи, под подпись обеих сторон. В конце проверки уполномоченный работник ФНС подготавливает акт в двух экземплярах.
Как проводится проверка банками кассовой дисциплины – порядок, сроки
Целью проведения банком проверок находящихся на обслуживании предприятий является проверка соблюдения установленного Центробанком порядка работы с наличностью и ведения кассовых дисциплин.
Должностное лицо банка, в частности, будет проверять соблюдение требований следующих нормативных актов:
- Порядка ведения кассовых операций в РФ (утв. Решением Совета Директоров Банка России от 22.09.1993 № 40);
- Положения Банка России от 24.04.2008 № 318-П (ред. от 13.05.2011) «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях в РФ»;
- Указания Банка России от 14.08.2008 № 2054-У (ред. от 28.03.2011) «О порядке ведения кассовых операций с наличной иностранной валютой в уполномоченных банках РФ»;
- Положения Банка России от 05.01.1998 № 14-П.
Полезные ссылки по теме «Проверка кассовой дисциплины»
- Порядок регистрации ККТ
- Порядок ведения кассовых операций
- Когда можно работать без ККТ (в том числе — при УСН, ЕНВД)
- Возражения на акт налоговой проверки
- Какую систему налогообложения выбрать?
- Общая система налогообложения
- Упрощенная система налогообложения
- Патентная система налогообложения
- Система налогообложения в виде ЕНВД
- Налоговая отчетность для общей системы налогообложения
- Налоговая отчетность для УСН
- Налоговая отчетность для ЕНВД
- Налоговый календарь на 2021 год
- Как уменьшить налоговые риски бизнеса?
- Налоговая оптимизация и практические вопросы ее применения
- Проверка контрагентов на добросовестность
- Правильная организация договорной работы
По каким параметрам налоговые органы отбирают претендентов для проверки?
Сейчас для этого принят риск-ориентированный подход. Существует ряд параметров, на основе которых разработан алгоритм оценки компании или предпринимателя. На основании имеющихся у налогового органа сведений проводится анализ налогоплательщика. Для него используются в том числе и фискальные данные, а также сигналы от покупателей, сведения, поступившие из других органов власти, и так далее. На основе этих сведений субъекту присваивается определенный уровень риска. Если он высокий, то вероятность проверки резко повышается.
Сейчас, когда процесс перехода на онлайн-кассы еще не завершен, налоговые органы больше ориентированы на информационно-разъяснительную работу с налогоплательщиками, чем на проверки и штрафование.
Проверки полноты учета выручки
Инспекторы будут (Пункты 35 — 40 Регламента 133н):
— сопоставлять данные кассовых документов с суммой наличных, находящихся в ящике ККТ;
— сопоставлять данные различных кассовых документов между собой (например, ПКО с кассовой книгой и с книгой учета доходов и расходов);
— изучать правильность оформления кассовых документов.
Кстати, из всех требований к ведению кассовых операций налоговики вправе проверять соблюдение только одного: полноту оприходования наличной выручки (Пункт 1 ст. 7 Закона от 21.03.1991 N 943-1). Но для этого инспекторам придется изучить большинство связанных с ведением кассы документов. По ним инспекторы могут обнаружить и иные кассовые нарушения. И это будет законным поводом для штрафа за них (Пункт 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ).
Последовательность действий проверяющих такова.
Этап 1. Инспекторы проверяют, выдаете ли вы кассовые чеки, БСО или, по требованию покупателя, документ, подтверждающий прием денежных средств за ваши товары (товарный чек, квитанцию и т.п.). Результат фиксируют в акте проверки (Пункт 25 Регламента 132н).
То, что проверочную (контрольную) закупку налоговики проводить не вправе, давно подтвердил ВАС РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 16.06.2009 N 1988/09). Однако Минфин в Регламенте 132н указал, что проверка выдачи кассовых чеков включает в себя приобретение товаров (работ, услуг) за наличные и их оплату. Между тем такие полномочия инспекторам могут быть предоставлены только законом, а ведомственного нормативного акта (каким является Приказ Минфина об утверждении Регламента) для этого недостаточно. Поэтому штраф по результатам контрольной закупки по-прежнему можно оспорить в суде. А инспекторы вправе лишь наблюдать, как вы выдаете чеки другим покупателям, и вести при этом видео- или аудиозапись (Пункт 23 Регламента 132н).
Другой предписанный Регламентом 132н способ выявления случаев невыдачи чеков — «аналитические процедуры». Их проводят еще до того, как предъявят вам поручение на проверку. Поэтому речь идет, видимо, о ситуациях, когда к инспекторам попали кассовые чеки, выбитые от имени вашей организации (предпринимателя). Тогда они по своим данным проверят, зарегистрирована ли на вас такая ККТ. А если выяснят, что зарегистрирована, то позже, уже после того, как предъявят вам поручение, посмотрят, есть ли данные об этих чеках в фискальной памяти ККТ.
Этап 2. Вместе со служебными удостоверениями налоговики предъявляют вам поручение на проведение проверки и предлагают его подписать. Если директора (предпринимателя) на месте нет или он отказывается ставить подпись, делают об этом отметку в поручении.
Этап 3. Налоговики запрашивают документы. Получение документов фиксируют в акте проверки (Пункты 34, 37, 38 Регламента 132н).
Обратите внимание, если вы на ЕНВД и не используете ККТ и БСО, то по Регламенту инспекторы вправе требовать у вас документы, связанные с выдачей товарных чеков, квитанций или других документов, подтверждающих прием денег за товары и работы. Не ясно, что за документы тут имеет в виду Минфин. Обязанности хранить у себя копии товарных чеков и квитанций и как-то их регистрировать у вмененщиков нет. Проверка наличия пустых бланков этих документов инспекторам ничего не даст — их отсутствие не является нарушением. Впрочем, вероятность того, что инспекторы придут с проверкой полноты учета выручки к вмененщикам, невелика (Письмо ФНС России от 21.12.2011 N АС-4-2/21794@).
Этап 4. Инспекторы проверяют соблюдение порядка и условий регистрации ККТ и ее применения. Результат фиксируют в акте.
Права и обязанности должностных лиц налоговых органов
Проверяющие имеют право:
- иметь беспрепятственный доступ к ККТ проверяемого объекта, хранимым использованным контрольным лентам, накопителям фискальной памяти и программно-аппаратным средствам, обеспечивающим некорректируемую регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации в ККТ, и автоматизированным системам, формирующим бланки строгой отчетности (БСО) и документы на этих бланках, приравненные к кассовым чекам;
- запрашивать для проверки документацию от проверяемого объекта, связанную с применением ККТ и учетом денежных средств;
- проводить проверку наличных денежных средств кассы и фактического наличия БСО;
- получать информацию о сформированных автоматизированными системами БСО, заполнении бланков и выпуске автоматизированной системой документов, приравненных к кассовым чекам (информацию из автоматизированных систем о выпущенных документах);
- получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим во время исполнения государственной функции;
- получать пароли ККТ, необходимые для снятия отчетов показаний фискальной памяти и контрольной ленты;
- взаимодействовать с органами внутренних дел РФ;
- привлекать к административной ответственности объекты контроля в случаях и порядке, которые установлены КоАП РФ.
А вот обязанность у представителей ФНС только одна — при исполнении соблюдать положения Административного регламента.
В ходе проверки предприятия рассматриваются следующие вопросы.
- Полнота оприходования денежной наличности, полученной в учреждении банка.
Проверяется соответствие записей в кассовой книге данным учреждения банка по суммам и срокам. При наличии расхождений между данными учреждения банка и записями в кассовой книге предприятия выясняются их причины. Фактическое наличие денег в кассе предприятия, а также условия хранения наличных денег и ценностей представителем учреждения банка не проверяются.
Полнота оприходования (неполное оприходование) в кассу предприятия наличных денежных средств, полученных в результате хозяйственной деятельности, банком не контролируется. Осуществление такого контроля возложено на налоговые органы (Письмо УФНС России по г. Москве от 01.07.2005 N 22-07/46541.2).
- Полнота сдачи денег в кассу учреждения банка.
Рассматривается соблюдение согласованного порядка и сроков сдачи денежной выручки в учреждение банка, уточняется сумма наличных денег, поступивших в кассу за проверяемый период, и сопоставляется с суммой денег, сданных в банк. Проверяется своевременность возврата в учреждение банка не выплаченных в срок средств на заработную плату, выплаты социального характера, других денежных средств.
Сверяются суммы и даты сдачи наличных денег в банк с записями в кассовой книге, при наличии расхождений между данными учреждения банка и записями в кассовой книге выясняются причины такого положения.
- Соблюдение согласованных с учреждением банка условий расходования поступающих в кассу предприятия наличных денежных средств.
На основании первичных документов по учету кассовых операций и других бухгалтерских данных рассматривается соблюдение согласованных с банком условий расходования наличных денег из выручки, поступившей в кассу предприятия.
- Соблюдение установленных предельных сумм расчетов наличными деньгами между юридическими лицами.
В настоящее время предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами в рамках одного договора составляет 100 000 руб. (Указание Банка России от 20.06.2007 N 1843-У (ред. от 28.04.2008), Официальное разъяснение Банка России от 28.09.2009 N 34-ОР). При этом запрет на расчеты наличными деньгами в размере, превышающем 100 000 руб., распространяется на обязательства, предусмотренные договором и (или) вытекающие из него и исполняемые как в период действия договора, так и после окончания срока его действия (Официальное разъяснение Банка России N 34-ОР).
В целях выявления фактов превышения предприятием предельных сумм расчетов наличными деньгами с юридическими лицами за товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги рассматриваются записи в документах первичной учетной документации по кассовым операциям (записи в кассовом журнале, приходно-расходных документах, кассовой книге), отчеты подотчетных лиц о расходовании полученных наличных денег (проверяются обороты по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами»), а также товарные чеки, счета, счета-фактуры. При наличии таких фактов в справке о результатах проверки соблюдения предприятием порядка работы с денежной наличностью (форма N 0408026) проставляются сумма произведенного платежа и наименование участников расчетов.
- Соблюдение установленного учреждением банка лимита остатка наличных денег в кассе предприятия.
Рассматривается соблюдение установленного учреждением банка лимита остатка денежных средств в кассе на каждый день проверяемого периода. В справке о результатах проверки проставляются данные о лимите остатка в кассе, фактических остатках наличных денег в кассе предприятия в дни, когда был превышен лимит.
Определяется общая сумма превышения лимита остатка денежных средств в кассе в проверяемом периоде, а также сверхлимитная кассовая наличность (средняя величина), рассчитанная исходя из общей суммы и количества дней превышения лимита остатка в кассе.
- Ведение кассовой книги и других кассовых документов.
Штрафы за нарушение кассовой дисциплины
Разработка принципов кассовой дисциплины — полномочие ЦБ РФ, но привлечением к ответственности за её нарушение занимается ФНС. Именно в полномочиях налоговиков с 2012 года находится контроль за данной сферой деятельности.
Ограничение наличных расчетов
Лимит расчетов наличными в сумме 100 тыс. руб. в рамках одного договора распространяется на платежи между субъектами предпринимательской деятельности, то есть индивидуальными предпринимателями и организациями между собой. С физическими лицами, не являющимися предпринимателями, лимит наличных расчетов не действует, так же как и при выдаче работникам из кассы подотчетных сумм, зарплаты и других социальных выплат.
Если вы оплачиваете товары или услуги наличными деньгами, то можете выдать подотчетному лицу любую сумму для оплаты, при условии, что лимит в 100 тыс. рублей в рамках одного договора будет сохраняться. Например, вы направили своего менеджера по разным адресам: купить материалы для производства, оплатить какие-либо услуги, заказать выполнение работ. Если по каждой из этих сделок сумма не превышает 100 тыс. рублей, то вы можете выдать ему до 300 тыс. рублей.
Другое дело – насколько безопасно перевозить и рассчитываться крупной суммой наличных денег? Безналичные расчеты и более выгодны (нет комиссии банка при обналичивании), и более безопасны.
Проверка документов по работе кассира
После контроля использования онлайн-кассы начинается вторая часть проверки. Предприниматели предоставляют налоговым инспекторам все необходимые документы. Если специалисты будут просматривать документацию в торговой точке, то нужно предоставить оригиналы. В здании ФНС допускается использование копий документов.
По ежедневным операциям предоставляют такие основные документы:
· кассовые чеки и ордера, БСО;
· документы по возвратам товаров: накладные, заявления, объяснительные и т.п.;
· распечатки сформированных ежедневных отчетов;
· кассовую книгу;
· другие документы, подложенные к вышеуказанным.
Налоговый инспектор может посмотреть все вышеперечисленные документы через онлайн-кассу.
Если при проверке есть вероятность изъятия документации или последующего судебного разбирательства, то необходимо требовать список запрашиваемых бумаг. А после предоставления налоговикам документов нужно попросить расписаться их об этом в описи.
Кто вправе проверять кассовые операции?
Порядок ведения кассовых операций могут проверить уполномоченные лица:
– являющиеся работниками учреждения (внутренний контроль);
– органов Росфиннадзора;
– налоговых органов.
Кроме того, в целях проверки финансово‑хозяйственной деятельности и ведения бухгалтерского учета, в том числе соблюдения порядка ведения кассовых операций, учреждения вправе прибегать к услугам аудиторских фирм или частных аудиторов. Стоит отметить, что согласно ранее действовавшему Порядку № 401 проверку соблюдения учреждениями требований кассовой дисциплины систематически могли осуществлять банки. В Порядке № 373‑П такое положение отсутствует. То есть теперь кредитные организации не уполномочены осуществлять такие проверки. Далее рассмотрим особенности проведения проверки кассы указанными проверяющими органами.