ЕАЭС: страны, наблюдатели, история, цели и задачи организации

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ЕАЭС: страны, наблюдатели, история, цели и задачи организации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


До момента создания Евразийского экономического союза в 2015 году в Таможенный союз входили только три страны – Беларусь, Россия и Казахстан. Эти же страны входили в состав ЕврАзЭС – Евразийского экономического сообщества.

Противоречия в Таможенном союзе

Хотя в состав ТС вошли страны, не так давно составляющие единое государство с общей экономикой, сегодня именно экономическое положение у всех разное.

Во времена СССР каждая страна специализировалась на производстве определенного товара/услуги. После распада Советского Союза экономика всех стран претерпела огромные изменения: каждое государство искало на мировом рынке свое место.

В современный Союз вошли страны, находящиеся географически далеко друг от друга. Устройство экономики у них разное, взаимные интересы почти отсутствуют. Но есть и такие вопросы, которые касаются всех стран. Им нужен российский рынок сбыта, а России нужны товары, которые предлагают другие страны-участницы.

Чтобы объединение работало, иногда приходится идти на компромисс, к чему некоторые страны не всегда готовы. Кроме того, хотя таможенные посты на границах между странами-участницами ликвидированы, остается пограничный и санитарный контроль.

Как показывает практика, пока что не наблюдается единого подхода и взаимного доверия. Один из ярких примеров этого — частые «продовольственные войны» между Беларусью и Россией.

Противоречия в Евразийском Таможенном Союзе

Когда таможенный союз создавался, у держав, подписавших договор, экономическое положение было примерно одинаковым. Но спустя почти 10 лет ситуация несколько поменялась.

Когда был СССР, каждому государству было отведено определённое место в союзной экономике. За каждой державой была «закреплена» обязанность лидерства в определённой отрасли экономики. После распада каждая страна испытала «стресс» — пришлось вливаться в мировую экономику.

Когда было принято решение о создании единого союза, единственное, что объединяло будущих членов – географическое положение. Державы находятся в близком соседстве друг с другом, что упрощает перевозку товаров. По остальным показателям взаимные интересы полностью отсутствовали. Но нашлись такие вопросы, которые требовали совместного решения. Товарам был нужен российский рынок сбыта, а Россия нуждалась в этих товарах.

Общее таможенное пространство для свободного движения товаров и услуг было создано в 2010 году между странами:

  • Беларусь,
  • Россия,
  • Казахстан.

В декабре 2010 года эти три страны подписали Декларацию о создании единого экономического пространства, положив начало ЕАЭС.

В 2012 году это сотрудничество вступило в действие как Единое экономическое пространство. К свободному движению товаров и услуг добавились капитал и рабочая сила.

В 2015 году к ним присоединились ещё две страны:

  • Армения,
  • Киргизия.

Таким образом, участниками ТС ЕАЭС на 2020 год являются:

  • Беларусь,
  • Россия,
  • Казахстан,
  • Армения,
  • Киргизия.

1994 год: инициатива Нурсултана Назарбаева по созданию экономического Евразийского Союза.

1995 год: подписание Соглашение о создании ТС тремя республиками.

1996 год: Россия, Белоруссия, Казахстан и Киргизия подтверждают свои намерения о сближении, подписав Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях.

1999 год: Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан подписывают первоначальный Договор о Таможенном союзе (ТС), но через полтора года состав участников ТС изменился из-за разногласий.

2000 год: подписание Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, РФ и Таджикистаном Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) и создание первого надгосударственного органа – суда ЕЭС.

Не путайте маркировки!

В этой статье мы говорим о маркировке продукции единым знаком обращения на рынке ЕАЭС, представляющим собой три буквы EAC (ЕврАзийское Соответствие / EurAsian Conformity). Этот знак наносится на продукцию после прохождения ею обязательной процедуры подтверждения соответствия.

Также в России действует система обязательной маркировки отдельных видов продукции специальными средствами цифровой идентификации и прослеживаемости, представляющими собой двумерные штрих-коды DataMatrix (похожи на QR-коды, но другие). Суть данной маркировки — учёт оборота определённых товаров с точностью до единицы продукции: от её производства до реализации конечному потребителю. Но эта статья не про неё.

Во избежание недопонимания, мы будем избегать слова «маркировка», используя вместо него «знак обращения на рынке», ибо речь здесь именно о нём.

Совокупное население государств–членов ЕС превышает 510 млн человек. Ранее исключительно экономический союз за годы своего существования превратился в мощное политическое объединение, совместно решающее проблемы безопасности, миграции, изменения климата, здравоохранения, образования и многое другое. Фундаментальные принципы Евросоюза основаны на едином внутреннем рынке, обеспечивающем свободное перемещение товаров, услуг, денег и людей, в том числе рабочую силу.

Основные ценности ЕС включают верховенство закона, свободу, демократию, равенство, уважение прав и достоинства человека. Функционирование Евросоюза обеспечивают 7 главных учреждений:

  1. Европейский парламент.

  2. Европейский совет.

  3. Европейская комиссия.

  4. Совет Европейского союза.

  5. Суд Европейского союза.

  6. Европейская счетная палата.

  7. Европейский центральный банк.

Миграционный учет иностранцев из ЕАЭС

    Граждане ЕАЭС могут встать на миграционный учет по особенным условиям, в отличие от других стран: им дается 30 календарных дней, а не 7 рабочих, как большинству мигрантов.

    Внимание! Если иностранец приезжает во время ЧМ-2018 по футболу, то зарегистрироваться он должен за 3 календарных дня, согласно Указа Президента РФ от 12.05.2018 № 214.

    Чтобы встать на миграционный учет, иностранцу необходима принимающая сторона. Ей могут быть:

    • физическое лицо (если иностранный гражданин живет у него или работает)
    • юридическое лицо (если это работодатель иностранца).

    Страны, входящие в Евразийский экономический союз

    Первая цель ТС касалась вопросов, связанных с увеличением рынков, где участники Союза могли бы сбывать производимые ими товары и услуги. Чтобы в первую очередь именно внутри него росли продажи.

    Для этого предлагалось следующее:

    1. Отменить внутренние таможенные платежи. Благодаря этому могла бы возрасти ценовая привлекательность производимой странами — членами Союза продукции.
    2. Отменить таможенный контроль и оформление документов для перемещения продукции. Это помогало ускорить оборот товаров внутри Союза.
    3. Принять общие требования по ветеринарным стандартам безопасности и санитарно-эпидемиологическим вопросам. Получить это предлагалось на основе результатов совместных испытаний.

    Чтобы унифицировать подход к безопасности и качеству, странами-участницами был подписан договор о том, что вся предлагаемая на сбыт продукция обязательно должна иметь сертификат. Его форма была оговорена в одном из документов Таможенного союза.

    Данный договор содержит более 30 регламентов. Все они относятся к качеству услуг/товаров и их безопасности. Причем сертификат, выданный одной страной — участницей Союза, остается действенным и в других государствах, входящих в его состав.

    К сожалению, на данный момент еще нельзя сказать, что ТС достиг тех целей, которые были задекларированы при его создании. К таким выводам подводит тот факт, что происходит падение товарооборота между странами-участницами.

    Если сравнивать период, пока не был заключен договор о Евразийском экономическом союзе, с последующим после этого события, то особого роста экономики не было замечено.

    Но не наблюдается и ее падения. Более того, если бы Таможенный союз не был заключен, ситуация оказалась намного сложнее из-за кризисных явлений во всех странах ТС. Участие на внутрисоюзном рынке дает определенные преимущества.

    Доли таможенных пошлин распределены следующим образом (показатели в списке даны от общей суммы в процентах):

    1. Россия — 85,3.
    2. Казахстан — 7,1.
    3. Беларусь — 4,59.
    4. Кыргызстан — 1,9.
    5. Армения — 1,11.

    Больше всего преимуществ в таможенных пошлинах, кроме России, имеют Казахстан и Беларусь. Так, благодаря действующим соглашениям появилась возможность реализовать без выплаты пошлины выпущенные в Союзе автомобили.

    В настоящий момент действующими участниками ТС являются:

    • Россия (с 2010 года);
    • Казахстан (с 2010 года);
    • Белоруссия (с 2010 года);
    • Армения (с 2015 года);
    • Киргизия (с 2015 года).

    Между государствами действует договор о Евразийском экономическом союзе, определяющий сферу его функционирования: основные принципы, управление, меры регулирования экономических процессов, сотрудничество по различным направлениям деятельности.

    С 1 января 2018 года страны приняли Таможенный кодекс ЕАЭС для упрощения ряда процедур, проводимых между участниками.

    О том, что такое Таможенный союз, дополнительно можно узнать ниже на видео.

    Общность границ участников повлекла возникновение единого таможенного пространства. К нему отнесены и территории, находящиеся под юрисдикцией членов Союза. Ограничивают ТС сторонние государства. На внешние границы вынесены транспортные и таможенные пункты контроля, между государствами-членами действует только миграционный надзор.

    Управление деятельностью объединения осуществляется органами:

    1. Высшим советом. Созывается минимум 1 раз в год и определяет перспективы развития интеграции, стратегию, принимает решения для достижения общих целей.
    2. Межправительственным советом. Состоит из глав правительств государств и проводится минимум 2 раза в год. Обеспечивает контроль исполнения положений Договора о ЕАЭС, решений Высшего совета.
    3. Комиссией. Постоянно функционирующий орган, состоящий из Совета и Коллегии. В отличие от предыдущих органов, пребывание которых меняется по договоренности стран, Комиссия на постоянной основе располагается в Москве. Орган обеспечивает условия деятельности и развития ТС ЕАЭС и вырабатывает предложения в сфере интеграции. Комиссия руководствуется принципами взаимовыгодного сотрудничества, правового равенства, экономической целесообразности и открытости.
    Читайте также:  Преимущества аутсорсинга в сфере общественного питания

    Председательство в советах осуществляется в течение 1 года каждым членом в порядке очередности.

    Отдельным статусом обладает Суд Союза, он не относится к органам управления. Суд постоянно пребывает в Минске и обеспечивает единообразие в толковании и применении норм международных договоренностей в пределах объединенной таможенной территории. В составе числятся по два судьи от каждого участника объединения, срок полномочий – 9 лет.

    В состав Совета входят главы участников Союза или главы их правительств. Заседаниями руководит Председатель, который готовит вопросы к рассмотрению и организовывает мероприятие.

    Повестку Совета формирует Коллегия. Ее члены могут присутствовать на заседании по согласованию с Председателем, который также определяет возможность визита представителей СМИ.

    Финансовое обеспечение мероприятия осуществляется за счет средств бюджета ЕАЭС.

    К полномочиям Высшего совета, указанным выше, можно добавить следующие:

    • утверждение состава Комиссии, регламента ее работы;
    • назначение судей по предложенным членами кандидатурам;
    • формирование бюджета, представление отчета о его исполнении;
    • рассмотрение вопросов, по которым не был достигнут консенсус в рамках заседаний других органов;
    • утверждение порядка международного сотрудничества, вступления в ТС ЕАЭС и исключения из него, размеров взносов участников;
    • осуществление поручений Межправительственному совету и Комиссии, обращений к Суду;
    • принятие решения о создании вспомогательных органов и другие.

    По результатам заседаний оформляются решения и распоряжения.

    ТС ЕАЭС обеспечивает функционирование внутреннего рынка продукции, повышение ее конкурентоспособности относительно импортных товаров. Страны-участники применяют Единый таможенный тариф в отношении торговли с третьими сторонами. Между Белоруссией, Киргизией, Арменией, Казахстаном и Россией перемещение товаров проходит без декларирования и государственного контроля.

    Отдельными статьями Договора между государствами-членами прописаны:

    • информационное взаимодействие;
    • регулирование обращения медикаментов;
    • установление единых требований к продукции;
    • соблюдение санитарных норм для обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан;
    • введение единых прав потребителей на всей территории Союза;
    • обеспечение развития всех участников с использованием потенциала и конкурентных преимуществ каждого члена и другие.

    Государство, пожелавшее вступить в Союз, должно направить обращение Председателю Высшего совета. Документ передается Комиссии и рассылается другим членам. В течение двух месяцев действующие участники направляют Комиссии позиции по данному вопросу, а решение о принятии кандидата принимается на заседании Совета.

    Государство, желающее прекратить членство в ТС ЕАЭС, сообщает о намерении в Комиссию, которая уведомляет остальных участников. Выход из объединения происходит спустя 12 месяцев с момента направления уведомления в Комиссию. Со страной улаживаются все финансовые вопросы.

    Таможенный союз, ЕАЭС: цели, страны

    / В создании единого платежного пространства государства — участники Евразийского экономического союза перешли от стадии планирования к конкретным шагам в реализации намеченного. Ожидается, что общая платежная система в странах ЕАЭС появится до конца 2021 года, рассказал в беседе на директор Национальной системы платежных карт РФ Владимир Комлев.

    Новости Сводное изображение 23.11.2021 Контент страницы​Итоги реализации транспортной политики Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в 2021 году и задачи на краткосрочную перспективу руководители уполномоченных органов в области транспорта государств-членов Союза обсудили на рабочей встрече, которая прошла 22 ноября в Москве в рамках «Транспортной недели – 2021».Особое внимание участники уделили деятельности Совета руководителей уполномоченных органов в области транспорта – вспомогательного органа Союза, созданного 14 мая 2021 года для реализации транспортной политики.

    Первое заседание Совета руководителей намечено на первое полугодие 2021 года.

    «С 1 января 2021 года обеспечивается плановое исполнение мероприятий «дорожных карт»

    по реализации транспортной политики.

    Таможенный союз — организация, которая обладает правосубъектностью, полученной согласно договору об экономическом союзе государств Евразии.

    Документ был подписан 29.05.2014. Участники Таможенного союзаСоздание Союза направлено на то, чтобы обеспечить решение следующих вопросов:

      Помочь скоординировать, согласовать, выработать единую политику относительно всех отраслей экономики.Обеспечить свободное движение как рабочей силы, так и финансов, услуг, товаров.

    В настоящее время участниками ТС являются следующие государства:

      Россия,Кыргызстан,Казахстан,Армения,Беларусь.

    Также Тунис, Сирия и Турция заявили, что они намерены войти в состав ТС. Но пока что для этого названые страны не предприняли никаких конкретных шагов.

    Лучше понять предпосылки и цели создания ТС поможет эволюция процесса.Первый договор, который и стал основой создания Союза, был подписан Беларусью, Казахстаном и Россией в 1995 году.

    Новости 16.04.2021 Контент страницы Об этом заявили руководители профильных госорганов стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) на совещании под председательством члена Коллегии (министра) по техническому регулированию Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Виктора Назаренко, которое прошло в ЕЭК.

    Страны, входящие в Евразийский экономический союз

    Первая цель ТС касалась вопросов, связанных с увеличением рынков, где участники Союза могли бы сбывать производимые ими товары и услуги. Чтобы в первую очередь именно внутри него росли продажи.

    Для этого предлагалось следующее:

    1. Отменить внутренние таможенные платежи. Благодаря этому могла бы возрасти ценовая привлекательность производимой странами — членами Союза продукции.
    2. Отменить таможенный контроль и оформление документов для перемещения продукции. Это помогало ускорить оборот товаров внутри Союза.
    3. Принять общие требования по ветеринарным стандартам безопасности и санитарно-эпидемиологическим вопросам. Получить это предлагалось на основе результатов совместных испытаний.

    Чтобы унифицировать подход к безопасности и качеству, странами-участницами был подписан договор о том, что вся предлагаемая на сбыт продукция обязательно должна иметь сертификат. Его форма была оговорена в одном из документов Таможенного союза.

    Данный договор содержит более 30 регламентов. Все они относятся к качеству услуг/товаров и их безопасности. Причем сертификат, выданный одной страной — участницей Союза, остается действенным и в других государствах, входящих в его состав.

    К сожалению, на данный момент еще нельзя сказать, что ТС достиг тех целей, которые были задекларированы при его создании. К таким выводам подводит тот факт, что происходит падение товарооборота между странами-участницами.

    Если сравнивать период, пока не был заключен договор о Евразийском экономическом союзе, с последующим после этого события, то особого роста экономики не было замечено.

    Но не наблюдается и ее падения. Более того, если бы Таможенный союз не был заключен, ситуация оказалась намного сложнее из-за кризисных явлений во всех странах ТС. Участие на внутрисоюзном рынке дает определенные преимущества.

    Доли таможенных пошлин распределены следующим образом (показатели в списке даны от общей суммы в процентах):

    1. Россия — 85,3.
    2. Казахстан — 7,1.
    3. Беларусь — 4,59.
    4. Кыргызстан — 1,9.
    5. Армения — 1,11.

    Больше всего преимуществ в таможенных пошлинах, кроме России, имеют Казахстан и Беларусь. Так, благодаря действующим соглашениям появилась возможность реализовать без выплаты пошлины выпущенные в Союзе автомобили.

    Хотя в состав ТС вошли страны, не так давно составляющие единое государство с общей экономикой, сегодня именно экономическое положение у всех разное.

    Во времена СССР каждая страна специализировалась на производстве определенного товара/услуги. После распада Советского Союза экономика всех стран претерпела огромные изменения: каждое государство искало на мировом рынке свое место.

    В современный Союз вошли страны, находящиеся географически далеко друг от друга. Устройство экономики у них разное, взаимные интересы почти отсутствуют. Но есть и такие вопросы, которые касаются всех стран. Им нужен российский рынок сбыта, а России нужны товары, которые предлагают другие страны-участницы.

    Чтобы объединение работало, иногда приходится идти на компромисс, к чему некоторые страны не всегда готовы. Кроме того, хотя таможенные посты на границах между странами-участницами ликвидированы, остается пограничный и санитарный контроль.

    Как показывает практика, пока что не наблюдается единого подхода и взаимного доверия. Один из ярких примеров этого — частые «продовольственные войны» между Беларусью и Россией.

    В 2001 году бывшими республиками СССР было учреждено Евразийское экономическое сообщество для реализации идей объединенного экономического пространства. В состав сообщества вошли 6 стран. И только три из них (Россия, Казахстан и Белоруссия) объединили свои территории, став первыми участниками Таможенного союза.

    С 2015 года по причине создания Евразийского экономического союза (ЕАЭС) сообщество было упразднено. Членство в ЕАЭС автоматически влекло за собой участие в Таможенном союзе (ТС) с применением единых тарифов пошлин.

    Одновременно с вступлением в ЕАЭС в 2015 году к ТС примкнули Армения и Киргизия.

    Тунис и Сирия изъявили желание стать членами Союза. Существует предложение приобщить к территории и Турцию, но реальных действий для подписания договоров с этими государствами пока не предпринято.

    В настоящий момент действующими участниками ТС являются:

    • Россия (с 2010 года);
    • Казахстан (с 2010 года);
    • Белоруссия (с 2010 года);
    • Армения (с 2015 года);
    • Киргизия (с 2015 года).

    Между государствами действует договор о Евразийском экономическом союзе, определяющий сферу его функционирования: основные принципы, управление, меры регулирования экономических процессов, сотрудничество по различным направлениям деятельности.

    С 1 января 2018 года страны приняли Таможенный кодекс ЕАЭС для упрощения ряда процедур, проводимых между участниками.

    О том, что такое Таможенный союз, дополнительно можно узнать ниже на видео.

    Общность границ участников повлекла возникновение единого таможенного пространства. К нему отнесены и территории, находящиеся под юрисдикцией членов Союза. Ограничивают ТС сторонние государства. На внешние границы вынесены транспортные и таможенные пункты контроля, между государствами-членами действует только миграционный надзор.

    Читайте также:  Пособие по беременности и родам в 2023 году

    Управление деятельностью объединения осуществляется органами:

    1. Высшим советом. Созывается минимум 1 раз в год и определяет перспективы развития интеграции, стратегию, принимает решения для достижения общих целей.
    2. Межправительственным советом. Состоит из глав правительств государств и проводится минимум 2 раза в год. Обеспечивает контроль исполнения положений Договора о ЕАЭС, решений Высшего совета.
    3. Комиссией. Постоянно функционирующий орган, состоящий из Совета и Коллегии. В отличие от предыдущих органов, пребывание которых меняется по договоренности стран, Комиссия на постоянной основе располагается в Москве. Орган обеспечивает условия деятельности и развития ТС ЕАЭС и вырабатывает предложения в сфере интеграции. Комиссия руководствуется принципами взаимовыгодного сотрудничества, правового равенства, экономической целесообразности и открытости.

    Председательство в советах осуществляется в течение 1 года каждым членом в порядке очередности.

    Отдельным статусом обладает Суд Союза, он не относится к органам управления. Суд постоянно пребывает в Минске и обеспечивает единообразие в толковании и применении норм международных договоренностей в пределах объединенной таможенной территории. В составе числятся по два судьи от каждого участника объединения, срок полномочий – 9 лет.

    В состав Совета входят главы участников Союза или главы их правительств. Заседаниями руководит Председатель, который готовит вопросы к рассмотрению и организовывает мероприятие.

    Повестку Совета формирует Коллегия. Ее члены могут присутствовать на заседании по согласованию с Председателем, который также определяет возможность визита представителей СМИ.

    Финансовое обеспечение мероприятия осуществляется за счет средств бюджета ЕАЭС.

    К полномочиям Высшего совета, указанным выше, можно добавить следующие:

    • утверждение состава Комиссии, регламента ее работы;
    • назначение судей по предложенным членами кандидатурам;
    • формирование бюджета, представление отчета о его исполнении;
    • рассмотрение вопросов, по которым не был достигнут консенсус в рамках заседаний других органов;
    • утверждение порядка международного сотрудничества, вступления в ТС ЕАЭС и исключения из него, размеров взносов участников;
    • осуществление поручений Межправительственному совету и Комиссии, обращений к Суду;
    • принятие решения о создании вспомогательных органов и другие.

    По результатам заседаний оформляются решения и распоряжения.

    ТС ЕАЭС обеспечивает функционирование внутреннего рынка продукции, повышение ее конкурентоспособности относительно импортных товаров. Страны-участники применяют Единый таможенный тариф в отношении торговли с третьими сторонами. Между Белоруссией, Киргизией, Арменией, Казахстаном и Россией перемещение товаров проходит без декларирования и государственного контроля.

    Отдельными статьями Договора между государствами-членами прописаны:

    • информационное взаимодействие;
    • регулирование обращения медикаментов;
    • установление единых требований к продукции;
    • соблюдение санитарных норм для обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан;
    • введение единых прав потребителей на всей территории Союза;
    • обеспечение развития всех участников с использованием потенциала и конкурентных преимуществ каждого члена и другие.

    Государство, пожелавшее вступить в Союз, должно направить обращение Председателю Высшего совета. Документ передается Комиссии и рассылается другим членам. В течение двух месяцев действующие участники направляют Комиссии позиции по данному вопросу, а решение о принятии кандидата принимается на заседании Совета.

    Государство, желающее прекратить членство в ТС ЕАЭС, сообщает о намерении в Комиссию, которая уведомляет остальных участников. Выход из объединения происходит спустя 12 месяцев с момента направления уведомления в Комиссию. Со страной улаживаются все финансовые вопросы.

    Евразийский экономический союз (ЕАЭС)

    В 2001 году бывшими республиками СССР было учреждено Евразийское экономическое сообщество для реализации идей объединенного экономического пространства. В состав сообщества вошли 6 стран. И только три из них (Россия, Казахстан и Белоруссия) объединили свои территории, став первыми участниками Таможенного союза.
    С 2015 года по причине создания Евразийского экономического союза (ЕАЭС) сообщество было упразднено. Членство в ЕАЭС автоматически влекло за собой участие в Таможенном союзе (ТС) с применением единых тарифов пошлин.

    Одновременно с вступлением в ЕАЭС в 2015 году к ТС примкнули Армения и Киргизия.

    Тунис и Сирия изъявили желание стать членами Союза. Существует предложение приобщить к территории и Турцию, но реальных действий для подписания договоров с этими государствами пока не предпринято.

    Основная цель создания общего таможенного пространства – достижение социально-экономического прогресса. Работы были направлены на упрощение товарооборота, совершенствование конкурентных условий у хозяйственных субъектов стран-участников ТС. Эти действия должны были привести к увеличению рынка, где страны Союза имели бы возможность реализовывать выпускаемые ими товары и услуги.

    Чтобы этого добиться, предполагалось:

    • отменить внутренние таможенные платежи, что привело бы к снижению стоимости продукции, которая производится участниками Союза;
    • ускорить оборачиваемость товаров внутри ТС по причине отмены таможенной проверки и оформления;
    • принять общие требования по санитарии и эпидемиологии, безопасные стандарты на услуги и продукцию, признать общую для всех силу результатов испытаний, проведенных в одной из стран-участников.

    Еще одна важная цель создания Евразийского таможенного союза заключается в защите союзного рынка, образовании подходящих условий для изготовления и продажи товаров от стран-участниц. Но в данном вопросе взаимопонимания между союзниками немного меньше, ведь государства имеют свои приоритеты производственного развития.

    В настоящий момент действующими участниками ТС являются:

    • Россия (с 2010 года);
    • Казахстан (с 2010 года);
    • Белоруссия (с 2010 года);
    • Армения (с 2015 года);
    • Киргизия (с 2015 года).

    Между государствами действует договор о Евразийском экономическом союзе, определяющий сферу его функционирования: основные принципы, управление, меры регулирования экономических процессов, сотрудничество по различным направлениям деятельности.

    С 1 января 2021 года страны приняли Таможенный кодекс ЕАЭС для упрощения ряда процедур, проводимых между участниками.

    О том, что такое Таможенный союз, дополнительно можно узнать ниже на видео.

    Среди основных критериев деятельности Союза можно выделить программу централизованного распределения таможенных пошлин, что уплачиваются при пересечении рубежей ЕАЭС при ввозе/вывозе товаров. При распределении используется единый механизм долевого участия:

    • РФ получает 85,33% от всех поступлений;
    • Казахстан – 7,11%;
    • Беларусь – 4.55%;
    • на долю Кыргызстана приходится 1.9%;
    • на долю Армении – 1.11%.

    С учетом представленной информации, можно отметить, что ныне действующий Таможенный союз является основательным инструментом для экономического объединения государств, состоящих в ЕАЭС.

    Общность границ участников повлекла возникновение единого таможенного пространства. К нему отнесены и территории, находящиеся под юрисдикцией членов Союза. Ограничивают ТС сторонние государства. На внешние границы вынесены транспортные и таможенные пункты контроля, между государствами-членами действует только миграционный надзор.

    Управление деятельностью объединения осуществляется органами:

    1. Высшим советом. Созывается минимум 1 раз в год и определяет перспективы развития интеграции, стратегию, принимает решения для достижения общих целей.
    2. Межправительственным советом. Состоит из глав правительств государств и проводится минимум 2 раза в год. Обеспечивает контроль исполнения положений Договора о ЕАЭС, решений Высшего совета.
    3. Комиссией. Постоянно функционирующий орган, состоящий из Совета и Коллегии. В отличие от предыдущих органов, пребывание которых меняется по договоренности стран, Комиссия на постоянной основе располагается в Москве. Орган обеспечивает условия деятельности и развития ТС ЕАЭС и вырабатывает предложения в сфере интеграции. Комиссия руководствуется принципами взаимовыгодного сотрудничества, правового равенства, экономической целесообразности и открытости.

    Председательство в советах осуществляется в течение 1 года каждым членом в порядке очередности.

    Отдельным статусом обладает Суд Союза, он не относится к органам управления. Суд постоянно пребывает в Минске и обеспечивает единообразие в толковании и применении норм международных договоренностей в пределах объединенной таможенной территории. В составе числятся по два судьи от каждого участника объединения, срок полномочий – 9 лет.

    Предпринятые в 2007 году действия по подписанию нового договора о ТС оказались более успешными. Определенные противоречия между участниками соглашения все же остались, и полной экономической интеграции не произошло, однако применение таможенных соглашений на этот раз оказалось выгодным для их участников.

    Внутри Таможенного союза бюрократические процедуры перемещения товаров через границы существенно упростилась, а за счет конкуренции улучшилось их качество. За счет упрощения и регулирования таможенных процедур всем странам удалось значительно нарастить товарооборот. Более того, они нарастили и объемы внешней торговли (например, Беларусь – почти на четверть).

    В состав Совета входят главы участников Союза или главы их правительств. Заседаниями руководит Председатель, который готовит вопросы к рассмотрению и организовывает мероприятие.

    Повестку Совета формирует Коллегия. Ее члены могут присутствовать на заседании по согласованию с Председателем, который также определяет возможность визита представителей СМИ.

    Финансовое обеспечение мероприятия осуществляется за счет средств бюджета ЕАЭС.

    К полномочиям Высшего совета, указанным выше, можно добавить следующие:

    • утверждение состава Комиссии, регламента ее работы;
    • назначение судей по предложенным членами кандидатурам;
    • формирование бюджета, представление отчета о его исполнении;
    • рассмотрение вопросов, по которым не был достигнут консенсус в рамках заседаний других органов;
    • утверждение порядка международного сотрудничества, вступления в ТС ЕАЭС и исключения из него, размеров взносов участников;
    • осуществление поручений Межправительственному совету и Комиссии, обращений к Суду;
    • принятие решения о создании вспомогательных органов и другие.

    По результатам заседаний оформляются решения и распоряжения.

    До момента создания Евразийского экономического союза в 2015 году в Таможенный союз входили только три страны – Беларусь, Россия и Казахстан. Эти же страны входили в состав ЕврАзЭС – Евразийского экономического сообщества.

    Членство в ЕврАзЭС не значило, что страна-участница должна входить в Таможенный союз. Сейчас правила поменялись. Все государства, которые являются частью ЕАЭС, автоматически становятся участниками Таможенного союза.

    Страны Таможенного союза ЕАЭС в 2021 году:

    • Республика Беларусь;
    • Российская Федерация;
    • Республика Армения;
    • Республика Казахстан;
    • Кыргызская Республика.
    Читайте также:  Льготы ветеранам труда: Федеральные и региональные

    В ЕАЭС хотели вступить Тунис и Сирия, однако предложение не было реализовано. В начале 2021 года начал обсуждаться вопрос вступления в ЕАЭС Узбекистана.

    Несмотря на то, что Таможенный союз создан для получения общих экономических выгод, каждая страна-участник ЕАЭС стремиться установить наилучшие условия для себя. Поэтому часто возникают противоречия между сотрудничающими государствами.

    Основные проблемы ЕАЭС:

    • применение нетарифных ограничений стран-участниц ЕАЭС, которые представляются как санитарные нормы (из-за чего происходят так называемые «продовольственные войны»);
    • неравное распределение таможенных пошлин (доля России – 85,26% с 2020 года);
    • системные изъятия из национального режима в области государственных закупок;
    • недоговоренность в вопросе общего рынка энергоресурсов.

    Так, например, между Россией и Беларусью часто возникали споры и разногласия. В 2010 году Беларуси пришлось уступить и повысить тарифы на ввоз легковых машин. Это было невыгодно белорусской стороне, потому что в стране не было автомобильного производства.

    На такие же уступки РБ пришлось идти и в легкой промышленности. Беларуси ввела обязательную сертификацию продукции легкой промышленности, из-за чего мелкорозничная торговля понесла убытки.

    В 2014 году Россия запретила ввоз около 400 тысяч тонн мяса из Беларуси. А также ужесточила контроль всех товаров, которые пересекали белорусскую границу. Это не входило в соответствие с Таможенным союзом, в котором должны действовать упрощенные правила перевозки грузов. К продовольственным войнам в 2019-2020 годах добавился конфликт, связанный с остановкой поставки нефти в Беларусь.

    Противоречия в Таможенном союзе в 2019-2020 гг. также провоцируют геополитические вызовы:

    • санкции против России от США и Европейского союза;
    • конфликт России с Украиной;
    • кризисы на Ближнем Востоке.

    Статус иностранных работников

    Условно всех иностранных работников, пребывающих в Россию в целях трудоустройства, можно разделить на две большие категории:

    • иностранные граждане и лица без гражданства, пребывающие в Россию в визовом и безвизовом порядке,
    • иностранные работники, пребывшие из стран-участников Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (применяется с 2015 года).

    Первая категория соискателей при трудоустройстве, помимо общих документов, указанных в ст. 65 ТК РФ, должна предоставить работодателю:

    • разрешение на работу/патент;
    • разрешение на временное проживание (если иностранец находится в РФ временно);
    • вид на жительство (если иностранец проживает в РФ постоянно).

    Список стран, входящих в Евразийский экономический союз

    Предвестником ныне действующего таможенного союза стало соглашение между Белоруссией, Россией и Казахстаном. Объединение трёх государство произошло в 2010 году. В ноябре 2011 году главы вышеперечисленных государств приняли Декларацию о евразийской экономической интеграции. В документе отражалось решение о переходе к следующему этапу – созданию Единого экономического пространства. В начале 2012 года получил юридическую силу документ, являющийся основой для формирования ЕЭП.

    Решение о подписании договора о создании Евразийского экономического союза было принято в марте 2012 года. В начале 2015 года соглашение было подписано.

    Изначально странами ЕАЭС считались лишь 3 государства, которые изначально приняли решение о создании единой зоны экономической и таможенной интеграции. Через некоторое время присоединилось ещё 2 страны. Теперь странами участниками ЕАЭС являются 5 держав.

    Сегодня странами, входящими в ЕАЭС, являются:

    • Россия – с 01.07.2010 года.
    • Казахстан – с 01.07.2010 года
    • Беларусь – с 06.07.2010 года.
    • Армения – с 10.10.2014 года.
    • Кыргызстан – с 23.12.2014 года.

    Каждое государство – участник имеет республиканский строй формирования государства, кроме России. В рамках единого экономического и таможенного пространства действуют несколько межгосударственных соглашений. Главный из них – Таможенный Кодекс.

    Когда создавался таможенный союз, странами – членами ЕАЭС были намечены основные цели. Это:

    • общая межгосударственная интеграция, модернизация, кооперация, повышение конкурентоспособности национальных экономик;
    • создание таких условий, чтобы они давали возможность экономического роста каждому государству – участнику;
    • повышение жизненного уровня населения каждой державы, входящей в объединение.

    Важной задачей является не только достижение уже поставленных целей, но и формирование перспектив на будущее. В перспективе к 2025 году является достижение и реализация «четырёх свобод». К ним относятся:

    • полное устранение барьеров, которые мешают свободно обороту товаров, услуг, рабочей силы и капитала между странами – участниками;
    • создание единого рынка энергоресурсов.

    К 2030 году планируется:

    • обеспечить устойчивость экономик на микроуровнях;
    • создание благоприятных условий для роста деловой активности национального населения, роста инвестиционной привлекательности каждой страны;
    • применение инновационных методов развития и модернизации экономик;
    • развитие транзитного потенциала;
    • развитие кадрового потенциала;
    • развитие и реализация внешнеторгового потенциала;
    • межрегиональное и пограничное сотрудничество.

    Несколько структур регулируют деятельность Евразийского союза. Это:

    • Высший Евразийский Экономический Совет – это наднациональный орган, в состав которого входят главы государств – участников. Каждый проходит заседание, на котором решаются вопросы, касающиеся экономического развития стран союза ЕАЭС. Принятые общим голосованием решения должны выполняться всеми членами. Также здесь решаются структурные вопросы.
    • Евразийская комиссия по экономике. Работает постоянно, выполняет регулирующие функции. Решает общие вопросы, а также те, что касаются регулирования на таможне и международной торговли. Разрабатывает меры, регулирует, обеспечивает условия для нормального развития стран – участников.

    Каждая держава, уже ставшая участником ТС, или только планирующая, должна понимать, что существуют определённые преимущества, к которым можно отнести общий экономический рост всех стран – участниц. ЕАЭС это:

    • Рынок – почти 176 млн человек.
    • ВВП — 2 411 млрд $.
    • Лидер по добыче газа в мире – 20,9% мирового рынка.
    • Лидер по добыче нефти в мире – 14,6% от мировой доли.
    • 6 место в мире по добыче угля – 5,8%.
    • 3 место в мире по выработке электроэнергии.
    • Производство стали находится на 5 месте – 4,5%.
    • 2 место по производству минеральный удобрений.
    • Лидирующие позиции в сельском хозяйстве.

    Сегодня, нельзя сказать, что цели, ради которых создавалось экономическое объединение стран, достигнуты. Сейчас товарооборот между державами – участниками значительно упал. Роста экономики не наблюдается, если сравнивать с тем периодом, когда договор создании ещё не был подписан.

    Плюс в том, что и падения тоже нет. Экономическая ситуация во всех странах находится в стабильном положении. Некоторые эксперты считают, что, если бы ТС не был создан, в каждой державе начался бы кризис на фоне мирового.

    Юридические лица, занимающие импортом товара среди держав – участников, уплачивают:

    • НДС.
    • Акцизы.

    Взимают налоговые органы. Исключение – акцизы по маркированным товарам. Их взимают таможенные органы. Даже применение систем льготных система налогообложения не предусматривает освобождение от уплаты косвенных налогов.

    Налоговая база для уплаты НДС рассчитывается как стоимость везённых товаров. Акцизы, подлежащие уплате по подакцизным товарам, входят в общую сумму по уплате НДС.

    Предусмотрены случаи освобождения от уплаты косвенных налогов. Это:

    • На основании ст. 150 НК РФ – товары, которые освобождены от налогообложения при ввозе их в РФ.
    • Товары, которые ввозятся гражданами для личных, а не для предпринимательских целей.
    • Товары, передача которых осуществляется в пределах одного юридического лица.

    При экспорте товаров применяется ставка НДС, равная 0%. От уплаты акцизов также полное освобождение. Право применения нулевой ставки по НДС должно быть подтверждено документами:

    • Договорами.
    • Заявлениями.
    • Транспортными документами.

    Битва титанов продолжается

    В октябре министерство торговли США сообщило о новых правилах, ограничивающих экспорт передовых полупроводников в Китай. Кроме того, правительство США рассматривает новые экспортные ограничения и их совместную реализацию с союзниками. Возможно, технологии останутся основным полем битвы в стратегической конкуренции между Вашингтоном и Пекином в 2023 году.

    Еще одним важным вопросом в отношениях между странами является Тайвань. Геополитическая напряженность немного снизилась после встречи Джозефа Байдена и Си Цзиньпина в ноябре, на которой главы государств решили придерживаться «политики одного Китая».

    Кроме того, недавняя победа на выборах в Тайване оппозиционной партии Гоминьдан, которая поддерживает сближение с материковым Китаем, также будет способствовать снижению геополитического риска в регионе.

    Техническое регулирование в Таможенном союзе ЕАЭС

    Техническое регулирование — один из ключевых элементов интеграции государств-участников Таможенного союза.

    Механизмы, заложенные в техническом регулировании, позволяют устранить многочисленные, во многих случаях искусственно созданные технические барьеры в торговле, которые являются серьезной проблемой для бизнеса. Этому помогает правовая база, созданная в течение нескольких последних лет, в том числе благодаря усилиям специалистов Евразийской экономической комиссии.

    В рамках Таможенного союза и Евразийского экономического сообщества к настоящему времени приняты следующие основные международные договоры, призванные упростить движение товаров на территории государств-участников:

    • Соглашение о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер;
    • Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования;
    • Соглашение об основах гармонизации технических регламентов;
    • Соглашение о применении Единого знака обращения продукции на рынке государств-членов ЕАЭС;
    • Соглашение о создании информационной системы ЕАЭС в области технического регулирования, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер;
    • Соглашение об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на территории Таможенного союза;
    • Соглашение о взаимном признании аккредитации органов по сертификации (подтверждению соответствия) и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия.


    Похожие записи:


    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *