Все о камеральных налоговых проверках

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Все о камеральных налоговых проверках». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Если налогоплательщик не согласен с результатами камеральной проверки, он вправе их оспорить. Для этого необходимо составить возражение в письменной форме и направить его по адресу ИФНС, составившей акт.

Оформление результатов камеральной налоговой проверки

Если нарушения не выявлены, камеральная проверка автоматически завершается. Никаких сообщений об отсутствии нарушений и окончании проверки налогоплательщик не получает.

Если выявлены нарушения, то:

  • в течение 10 рабочих дней с момента завершения камеральной проверки составляется акт камеральной проверки в соответствии со ст.100 НК РФ;
  • акт не позднее 5 рабочих дней с даты составления вручается налогоплательщику;
  • налогоплательщик в течение 1 месяца вправе подать возражения на акт камеральной проверки;
  • в течение 10 рабочих дней после окончания срока представления возражений руководитель налогового органа обязан рассмотреть материалы проверки, возражения налогоплательщика, и вынести решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Последствия камеральной проверки

По результатам камеральной проверки, если все будет в порядке с декларацией, с документами, налогоплательщику будет произведен возврат денежных средств, если лицо просит вернуть уплаченный налог по тем или иным основаниям.

Если в ходе проверки налоговиками будут выявлены нарушения и составлен акт, то налогоплательщик вправе будет представить возражения на такой акт проверки в течение месяца со дня его получения.

После того, как истечет время на представление возражений, налоговый орган в течение 10 рабочих дней должен будет рассмотреть материалы проверки и принять решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности налогоплательщика за налоговое нарушение.

При не согласии с решением налоговой, лицо может обжаловать его в вышестоящий налоговый орган, в далее в суд.

Если лицо, которое проверяет налоговая, плохо ориентируется в налоговом законодательстве, то стоит обратиться как можно быстрее за консультацией и помощью к налоговым юристам или адвокатам. Адвокаты нашего Адвокатского бюро «Кацайлиди и партнеры» имеют большой опыт в отстаивании интересов налогоплательщиков в спорах с налоговой и готовы оказать услуги: по сопровождению налоговых проверок, по подготовке возражений на акты налоговых, по обжалованию решений налоговых.

Сроки проведения камеральной проверки

Согласно общему правилу, срок проведения камеральной налоговой проверки составляет 3 календарных месяца с момента подачи отчетности. Исключением является проверка налоговых деклараций по возврату НДС — для нее отводится всего 2 месяца.

Если вы обнаружили до момента вынесения решения ФНС ошибки или неточности, то вы имеете полное право подать уточненную декларацию. В этом случае контроль по первоначально предоставленной документации приостанавливается. По новой отчетности срок отсчитывается вновь с момента ее подачи.

Если же ФНС выявила ошибки в предоставленных вами данных, она направляет налогоплательщику требование с просьбой предоставить пояснения и верную декларацию и отчет, также может потребоваться предъявление дополнительных документов.

На мотивированный ответ налогоплательщику в этом случае дается 5 дней. Если за это время недочеты не будут исправлены, то налогоплательщику придется заплатить штраф. На данный момент его размер составляет 5000 рублей. Если же вы в течение года снова будете пренебрегать своевременным ответом на требования налоговой, то заплатить придется уже 20 000 рублей.

Как это работает (на примере налоговой проверки)

  • Проверяющий сначала изучает непосредственно отчётности и другие документы, предоставленные физическим или юридическим лицом. Также он может посмотреть дополнительные материалы — например, архивы предыдущих лет или данные других ведомств.

  • Если возникнут вопросы в правильности заполнения, подлинности документов, достоверности указанных сведений и т. п., проверяющий может затребовать письменные объяснения, дополнительные документы, уточняющую информацию и др. Но всё это должно относиться только к предмету проверки.

  • Пояснения в налоговый орган необходимо представить в течение 5 дней с момента получения такого требования.

Если по итогам первого или второго этапов не будет выявлено нарушений, камеральная проверка автоматически завершается.

Другой комментарий к Ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации

Статьей 88 Кодекса (ч. 1) установлено, что камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа. Документами, на основании которых проводится камеральная налоговая проверка, согласно комментируемой статье являются:

налоговые декларации, представленные налогоплательщиком;

документы, представленные налогоплательщиком, служащие основанием для исчисления и уплаты налога;

другие документы о деятельности налогоплательщика, имеющиеся у налогового органа.

«Другие» документы о деятельности налогоплательщика — это документы, полученные налоговым органом в ходе встречных проверок (см. комментарий к ст. 87 Кодекса), и документы, представленные в налоговые органы органами, учреждениями, организациями и должностными лицами во исполнение обязанностей, установленных ст. 85 Кодекса (см. комментарий к ст. 85 Кодекса).

Согласно ч. 2 комментируемой статьи какого-либо специального решения руководителя налогового органа о проведении камеральной проверки не требуется.

В части 2 комментируемой статьи также установлен срок проведения камеральной проверки — три месяца со дня представления налогоплательщиком в налоговый орган налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

В пункте 9 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений Кодекса, приведен пример, согласно которому проведение камеральной налоговой проверки за пределами срока, предусмотренного комментируемой статьей, само по себе не может повлечь отказ в удовлетворении требования налогового органа о взыскании налога и пеней, предъявленного с соблюдением срока, предусмотренного п. 2 ст. 48 Кодекса.

Разрешая конкретное дело, Президиум ВАС России в Постановлении от 17 февраля 2004 г. N 11489/03 указал, что Кодекс не ставит реализацию прав и обязанностей налоговых органов по проверке указанных налогоплательщиком в декларации сведений в зависимость от их реорганизации в период, отведенный налоговым органам по закону для проверки.

В части 4 комментируемой статьи указано на следующие права налоговых органов при проведении камеральной проверки:

истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения. Порядок истребования документов определен ст. 93 Кодекса (см. комментарий к ст. 93 Кодекса);

получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Читайте также:  ЕНП в 2023 году: о чем рассказывает ФНС на встречах с налогоплательщиками

На случаи выявления налоговым органом нарушений по результатам камеральной проверки комментируемой статьей предусмотрены следующие последствия:

в случае выявления ошибок в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, — налоговый орган сообщает об этом налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок;

в случае доначисления налогов — налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате соответствующей суммы налога и пени. О порядке и сроках направления налогоплательщику требования об уплате налога см. комментарии к ст. 69 и 70 Кодекса.

В случае же, если по результатам камеральной проверки никаких нарушений не выявлено, осуществление налоговым органом каких-либо действий не предусмотрено.

В Кодексе прямо не указано на то, что по результатам камеральной налоговой проверки налогоплательщик может быть привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Дело в том, что в комментируемой статье ничего не говорится о рассмотрении результатов камеральной налоговой проверки, а ст. 101 Кодекса, определяющей порядок производства по делу о налоговом правонарушении (вынесения решения по результатам рассмотрения материалов проверки), предшествует статья 100, определяющая порядок оформления результатов выездной налоговой проверки. В пункте же 6 ст. 100 Кодекса указано на то, что по истечении установленного срока осуществляется рассмотрение материалов выездной налоговой проверки.

Однако судебная практика признает, что налоговые органы вправе привлекать налогоплательщиков по результатам камеральной налоговой проверки к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Тем не менее при осуществлении такого права налоговые органы обязаны выполнять требования, предусмотренные ст. 100 и 101 Кодекса (см. комментарии к ст. 100 и 101 Кодекса).

Представляется целесообразным упомянуть, что Приказом МНС России от 17 ноября 2003 г. N БГ-3-06/627@ «Об утверждении Единых требований к формированию информационных ресурсов по камеральным и выездным налоговым проверкам» (в ред. Приказа МНС России от 19 марта 2004 г. N САЭ-3-06/218@) в целях повышения эффективности налогового контроля и автоматизации формирования статистической налоговой отчетности утверждены Единые требования к формированию информационного ресурса «Камеральные налоговые проверки».

———————————
Справочные правовые системы.

В соответствии с общими положениями указанных Единых требований информационный ресурс «Камеральные налоговые проверки» состоит из следующих разделов:

I. Общие сведения из налоговой декларации (расчета).

II. Показатели налоговой декларации (расчета).

III. Показатели протокола проверки деклараций (расчетов) по контрольным соотношениям.

IV. Показатели проведения и результатов камеральной налоговой проверки, в том числе проверки обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость.

V. Реквизиты докладной записки по результатам камеральной налоговой проверки.

VI. Реквизиты для формирования решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

VII. Реквизиты для формирования решения об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

VIII. Реквизиты для формирования решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

IX. Реквизиты докладной записки по результатам проверки обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость.

X. Реквизиты для формирования решения о возмещении (зачете, возврате) сумм налога на добавленную стоимость.

XI. Реквизиты для формирования решения об отказе (полностью или частично) в возмещении сумм налога на добавленную стоимость.

XII. Реквизиты для формирования мотивированного заключения.

XIII. Уточненные показатели результатов камеральной налоговой проверки, в том числе проверки обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, на основании документов вышестоящих налоговых органов и (или) судов.

XIV. Реквизиты справки о проведенных дополнительных мероприятиях налогового контроля.

XV. Реквизиты документов, формируемых в рамках действий по осуществлению налогового контроля, проводимых в процессе камеральной налоговой проверки, в том числе проверки обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость.

XVI. Реквизиты для формирования отдельных показателей статистической налоговой отчетности по результатам камеральной налоговой проверки.

XVII. Реквизиты для формирования решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке.

XVIII. Реквизиты, используемые для формирования Журналов регистрации документов, формируемых при проведении камеральной налоговой проверки или проверки обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость.

Перечисленные положения имеют значение для представления о том, какие сведения, касающиеся камеральных налоговых проверок, хранятся в налоговом органе и, соответственно, могут быть истребованы для сбора доказательств при рассмотрении дел в судах.

Распространенные нарушения при проведении налоговых проверок

Нарушения, которые допускают налоговики при проверках, условно можно поделить на две группы:

  1. те, что влекут безусловную отмену результатов проверки;
  2. и нарушения, которые помогают отменить результаты проверки вместе с другим факторами.

Безусловных нарушений два:

  1. Неуведомление или неправильное уведомление налогоплательщика о рассмотрении материалов проверки. Наиболее распространенная ошибка проверяющих — это отсутствие доказательства вручения уведомления;
  2. Непредоставление возможности налогоплательщику давать объяснения при рассмотрении материалов налоговой проверки.

Нарушений проверочных процедур, позволяющих оспорить решение налогового органа с вероятностью отмены, немного больше.

  1. Незаконные доказательства, использованные налоговым органом: допрос без предупреждения о ст. 51 Конституции РФ, осмотр помещений без понятых, получение документов неофициальным путем и тому подобное.
  2. Необоснованные обвинения: когда претензии указаны в решении, а обоснования нет, отсутствуют ссылки на конкретные доказательства, документы и нормы закона.
  3. Использование налоговыми органами для обоснования своих претензий документов, не предусмотренных законом. Например, личные заметки, какие-то записи в тетрадях и т.п.
  4. Нарушение сроков проведения проверки. Очень полезная причина, которая определяется как дискриминационная по отношению к проверяемому налогоплательщику.

Сроки проведения камеральных налоговых проверок

Общий срок проведения камеральной налоговой проверки составляет 3 месяца.

По ряду налоговых деклараций устанавливается сокращенный срок проведения камеральных проверок. В частности, в отношении декларации по НДС такой срок составляет 2 месяца с момента подачи декларации. Данный срок, если ИФНС выявит в декларации какие-либо несоответствия и ошибки, может быть продлен до 3 месяцев (абз. 5 п. 2 ст. 88 НК РФ). Если же речь идет о налоговой декларации по НДС, которую представляет иностранная организация, поставленная на учет в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ, срок камеральной проверки увеличивается до 6 месяцев.

Срок, отводимый на проведение проверки, отсчитывается со дня представления в ИФНС налоговой декларации/расчета (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Комментарий к ст. 88 НК РФ

Данная статья регламентирует порядок проведения камеральной налоговой проверки. В отличие от выездной камеральная проверка может проводиться в отношении всех налогоплательщиков без ограничений.

Суть камеральной налоговой проверки состоит в сборе, анализе, изучении и обработке представленных в налоговой орган документов о деятельности налогоплательщика и проверке соответствия этих документов фактическим данным.

Читайте также:  Порядок расторжения брака через ЗАГС и суд

1. Статья посвящена одному из самостоятельных видов налоговой проверки, а именно — камеральной налоговой проверке.

Нормы, указанные в абзаце 1 комментируемой статьи, позволяют сделать ряд важных выводов:

а) камеральная налоговая проверка всегда проводится по месту нахождения налогового органа (как правило, того, в котором налогоплательщик состоит на налоговом учете, хотя возможно проведение камеральной проверки и в другом налоговом органе; о возможности проведения камеральной налоговой проверки в ходе так называемой встречной проверки — ст. 87 НК РФ);

б) данный вид налоговой проверки проводится только на основании имеющихся у налогового органа данных о деятельности налогоплательщика, которые формируются:

— путем представления налогоплательщиком в налоговой орган налоговой декларации и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов. Представление данных документов в установленных законом случаях является обязанностью налогоплательщика (ст. 23 НК РФ);

— путем получения налоговым органом иных документов о деятельности налогоплательщика. В данном случае речь идет о тех документах, которые получены налоговым органом не от налогоплательщика, а из иных источников;

— путем истребования у налогоплательщика дополнительных документов и сведений, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Причем форма (устная, либо по запросу, либо иным способом) истребования налоговым органом таких документов у налогоплательщика Кодексом не установлена. В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщик обязан предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом. Соответствующее право налогового органа истребовать у налогоплательщика необходимые для проведения проверки документы установлено пунктом 1 статьи 31 и статьей 93 НК РФ. Лицо, которому адресовано требование о предоставлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в течение пяти дней. Отказ от представления или непредставление в срок необходимых документов влечет ответственность налогоплательщика в установленном главами 15 и 16 НК РФ порядке. В случае такого отказа у должностного лица налогового органа в соответствии со статьей 93 НК РФ возникает право произвести выемку необходимых документов. Однако в рамках камеральной налоговой проверки такая выемка производиться не может, так как пункт 1 статьи 94 НК РФ предусматривает возможность выемки документов и предметов только в рамках выездной налоговой проверки. Следовательно, для должностного лица налогового органа, проводящего камеральную проверку, становится невозможным получение необходимых дополнительных документов, если налогоплательщик отказался их предоставить. Налоговый орган в такой ситуации вправе только наказать налогоплательщика путем наложения на него определенных санкций;

— путем получения объяснений налогоплательщика. Пункт 1 статьи 31 НК РФ устанавливает право налогового органа вызывать на основании письменного уведомления налогоплательщиков и иных обязанных лиц для дачи пояснений в связи с уплатой (перечислением) ими налогов.

2. Нормы абзаца 2 комментируемой статьи устанавливают ряд процедур, соблюдение которых необходимо для того, чтобы камеральная налоговая проверка была признана правомерной:

а) для камеральной налоговой проверки достаточно полномочий должностного лица налогового органа, осуществляющего проверку. То есть в отличие от выездной налоговой проверки камеральная проводится и при отсутствии такого решения (что чаще всего и бывает на практике);

б) камеральная налоговая проверка не требует какого-либо специального порядка назначения. Она осуществляется по месту нахождения налогового органа и проводится должностным лицом в соответствии со своими служебными обязанностями.

Другими словами, должностное лицо налогового органа (ст. ст. 30 — 33 НК РФ) проводит камеральную налоговую проверку, так как:

— это входит в круг его служебных обязанностей (последние определяются не только нормами Закона о налоговых органах, Положения о ФНС, но и нормативными правовыми актами, издаваемыми Минфином РФ, а также ранее изданными МНС России, должностными инструкциями, правилами внутреннего распорядка налогового органа, иными актами действующего законодательства). Например, МНС России Приказом от 28 августа 2003 г. N БГ-3-03/478 утвердило Методические рекомендации по проведению камеральной налоговой проверки декларации по акцизам на подакцизные товары (по формам 1, 2, 3);

— наступил срок представления налогоплательщиком налоговой декларации и иных документов, упомянутых в абзаце 1 статьи 88 НК РФ. При этом камеральная проверка должна быть проведена в течение трех календарных месяцев со дня представления указанных документов в налоговый орган;

в) правила абзаца 2 комментируемой статьи диспозитивны: дело в том, что другими актами законодательства о налогах может быть установлено и иное.

3. Правила абзаца 3 комментируемой статьи применяются, если в ходе проведения камеральной проверки уполномоченное должностное лицо налогового органа:

— выявило ошибки в заполнении представленных в налоговый орган документов. Ошибки могут быть самыми разнообразными: это и чисто арифметические (счетные) ошибки, это и неправильное заполнение форм документов (например, налоговой декларации), это и неверное указание дат в документах, и т.д.;

— выявило противоречия в упомянутых документах.

В абзаце 3 комментируемой статьи законодатель предписывает уполномоченному должностному лицу письменно сообщать налогоплательщику:

— о выявленных в документах ошибках и противоречиях;

— необходимости внести в них соответствующие исправления. При этом в сообщении указываются сроки, в течение которых документы должны быть исправлены.

4. Правила абзацев 4 и 5 комментируемой статьи устанавливают, что в ходе проведения камеральной проверки налоговый орган вправе (хотя и не обязан — нужно учитывать конкретные обстоятельства) истребовать от налогоплательщика:

— дополнительные сведения, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Эти сведения могут касаться самых разных сторон деятельности налогоплательщика (например, договоры с контрагентами, расчеты по уплате других налогов, платежные ведомости и иные документы, свидетельствующие об уплате сборов, и т.д.), относиться как к данному налоговому периоду, так и к прошедшему, содержать информацию об имуществе налогоплательщика, о численности его работников и т.п.;

— документы (например, учредительные документы организаций, договоры аренды на объекты недвижимости, учетные документы, завещания и т.п.), подтверждающие правильность и своевременность уплаты налога (о документах и о порядке их истребования — ст. ст. 93, 94 НК РФ);

— объяснения (устные и письменные).

Следует обратить внимание на то, что за отказ представить в налоговый орган документы и сведения налогоплательщик может быть (при наличии всех необходимых обстоятельств) привлечен к ответственности по статьям 119, 126, 129.1 НК РФ;

б) налоговый орган обязан направить налогоплательщику:

— требование о доплате налога. Речь идет о письменном извещении, обязывающем доплатить обозначенную в нем сумму в установленный срок (ст. ст. 69, 70 НК РФ);

— требование об уплате пени (ст. 75 НК РФ).

Правила и порядок проведения

Порядок проведения камеральной проверки установлен ст. 88 НК РФ. В соответствии с её положениями:

  • проверка начинается после предоставления налогоплательщиком налоговой декларации;
  • для начала проверки не требуется решения руководителя налогового органа, её инициирует налоговый инспектор, которому направлена декларация для отработки;
  • уведомление о проведении проверки налогоплательщику не направляется;
  • в процессе КНП налоговый инспектор проверяет, соответствуют ли предоставленные налогоплательщиком документы установленным требованиям;
  • декларация в процессе КНП проверяется на правильность исчисления налогов;
  • если в ходе камеральной проверки выявлены нарушения (ошибки, несоответствия в документах), налоговый инспектор уведомляет об этом налогоплательщика с требованием представить пояснения (внести исправления) в 5-дневный срок;
  • налогоплательщик даёт пояснения и/или вносит исправления путём подачи уточнённой декларации (расчёта);
  • налоговый инспектор в рамках камеральной проверки вправе направлять запросы в банки, опрашивать свидетелей (например, бухгалтера), осматривать территорию, помещение и имущество налогоплательщика, проводить иные контрольные мероприятия.

Камеральная налоговая проверка проводится с целью:

  • Контроля за соблюдением НК РФ.
  • Выявления суммы неуплаченных или погашенных частично налоговых сборов по текущим нарушениям.
  • Взыскания неуплаченной или погашенной частично задолженности перед налоговыми органами.
  • Привлечения нарушителя к налоговой или административной ответственности.
  • Подготовка информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для выездных проверок.
  • Проверка правомерного использования льгот и вычетов.

Для достижения данных целей перед налоговой инспекцией поставлен ряд задач:

  • Проверка правильности оформления бухгалтерской отчетности.
  • Подсчет показателей по налогам, которые перечисляются в государственную казну.
  • Контроль своевременности предоставления налоговой инспекции расчетов.
  • Выявление искаженной информации в отчетных документах.
  • Проверка согласованности значений в бухгалтерских и налоговых отчетах.
  • Выявление фактов нарушений налоговой дисциплины.

При обнаружении в декларации ошибок и неточностей инспектор службы обязан проинформировать об этом налогоплательщика в трехдневный период. Также инспектор потребует внести некоторые изменения и в документы. Срок внесения изменений составляет не больше 5 рабочих дней. Это относится к ситуациям, когда ошибки в декларации стали причиной недоплаты налогов.

При выявлении факта недоплаты инспектор выносит решение в 10-дневный период о привлечении организации или предпринимателя к ответственности. Дополнительно налоговой инспекции дается 10 дней на отправление уведомлений об уплате штрафов, пени, внесении изменений в документы.

В налоговом законодательстве имеются некоторые расхождения, касающиеся вопросов составления акта. Высший суд Российской Федерации придерживается позиции, что в этом нет прямой необходимости. Арбитражные же суды считают, что решение камеральной налоговой проверки должно быть оформлено документально, иначе нарушаются права налогоплательщиков. Поэтому с оплатой штрафов можно не спешить, если акт не был составлен.

Как налоговая выбирает, кого проверять

Классическая камеральная проверка — это процедура, которую проходит каждый налогоплательщик, подающий декларацию или иную отчетность.

Более подробная камеральная проверка будет в случаях, когда требуется возмещение НДС, имеются расхождения в данных или обнаружены пробелы в начислении налогов.

Главными причинами для организации выездных проверок являются:

  • Предприятие имеет наиболее низкую налоговую нагрузку, чем аналогичные компании;
  • Регулярные убытки организации, т.к. любой бизнес создается в целях получения прибыли;
  • Большой налоговый вычет;
  • Доходы и расходы индивидуального предпринимателя равны;
  • Низкая заработная плата сотрудников предприятия, на основании средней в этой сфере;
  • Многократная смена местонахождения плательщика налогов;
  • Регулярное сотрудничество с перекупщиками при отсутствии весомых экономических причин.

Что вправе предпринять налоговая

При выявлении недоплаты по налогам, грозит штраф в размере 20% от недостающей суммы. В ситуации, когда неуплата была совершена умышленно, штраф будет равен 40%.

Помимо самого штрафа будут начислены пени, при просрочке до 30 дней будет начислено 1/300 от ключевой ставки ЦБ РФ, с 31 дня будет начисляться 1/150 ставки.

Если декларация была подана позже, будет начислен штраф в размере 5% от суммы налога за каждый месяц просрочки. При этом штраф не может быть менее 1 тысячи рублей и более 30% от суммы указанной в отчетности.

В ситуации когда налог оплачен своевременно, но не сдали декларацию, штраф будет равен 1 тысяче рублей.

Камеральная налоговая проверка – это…

Камеральная проверка представляет собой проверку соблюдения налогоплательщиком налогового законодательства на основании сданной им отчетности. Она имеет характер обязательной и проводится в отношении любой отчетности, представленной в налоговый орган.

Первым этапом камеральной налоговой проверки 2020 является регистрация данных поданного отчета в автоматизированной информационной системе налоговых органов (АИС «Налог»).

На следующем этапе проведения камеральной налоговой проверки производится сверка контрольных соотношений. Кроме того, анализируются показатели текущего налогового (расчетного, отчетного) периода в сопоставлении с аналогичными показателями за прошлый период. Также при камеральной проверке производится сверка показателей представленной декларации (расчета) с показателями в иной отчетности и, в частности, с отчетами по другим налогам (страховым взносам).

Одновременно при камеральной проверке представители налоговых служб отслеживают следующие моменты:

  1. Соблюдение сроков предоставления декларации или расчета (п. 1 ст. 23, п. 6 ст. 80, п. 2 ст. 88 НК РФ).
  2. Наличие либо отсутствие противоречий, ошибок, несоответствий в отчетности (ст. 88 НК РФ).
  3. Наличие оснований для углубленной камеральной проверки.

Следует отметить, что во время камеральной проверки контролируется не только соблюдение срока подачи отчетности, но и те сроки, которые дают право налоговым органам на вынесение наказания за несвоевременное представление отчета. При задержке подачи декларации (расчета) на 10 дней и более налоговые органы вправе приостановить ведение операций по расчетным счетам (п. 3 ст. 76 НК РФ). Арест с банковских счетов налогоплательщика будет снят только на следующий день после предоставления отчетности (ст. 76 НК РФ).

Результаты камеральной налоговой проверки

Результат КНП оформляется актом проверки только в том случае, если выявлено нарушение законодательства о налогах и сборах, а сам акт составляется в течение 10 рабочих дней после окончания КНП.

Сообщение налогоплательщику об отсутствии нарушений и окончании КНП законом не предусмотрено.

Если налогоплательщик представлял декларацию с целью получения налогового вычета, то инспекция принимает решение о возврате излишне уплаченной суммы НДФЛ или об отказе в возврате НДФЛ. При подтверждении права на вычет и факта излишней уплаты НДФЛ сумму переплаты должны перечислить на счет налогоплательщика в течение 1 месяца со дня получения заявления о возврате излишне уплаченного налога или окончания КНП, если налогоплательщик представил заявление вместе с декларацией.

Важно понимать, что выездные налоговые проверки в качестве самостоятельной формы налогового контроля не зависят от выводов, сделанных в рамках камеральных проверок и являются самостоятельной формой налогового контроля.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *