Правовые аспекты защиты детей в семье
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правовые аспекты защиты детей в семье». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Одна из главных обязанностей родителей заключается в защите прав и интересов детей. При этом родители могут защищать права своих детей в отношениях с любыми лицами или государственными органами без представления на это специальных полномочий.
Защита прав и интересов ребенка
Осуществляя защиту прав ребенка, родители должны исходить исключительно из интересов своих детей.
Защищать права и интересы ребенка необходимо до достижения им возраста совершеннолетия.
Совершеннолетие, по общему правилу, наступает в возрасте 18 лет. В случае обретения полной дееспособности в результате эмансипации или вступления в брак ребенок может достичь совершеннолетия в возрасте 16 лет. При этом признание несовершеннолетнего ребенка полностью дееспособным до возраста 18 лет производится по решению органа опеки и попечительства с согласия обоих родителей.
Обратите внимание: в определенных случаях ребенок вправе самостоятельно защищать свои права и законные интересы. Например, при злоупотреблении родителей своими правами, ребенок может обратиться за защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет самостоятельно подать исковое заявление в суд.
Основные нормативно-правовые акты, используемые в работе
- Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990).
- Конституция Российской Федерации.
- Семейный кодекс Российской Федерации.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая).
- Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
- Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».
- Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
- Закон ЯНАО от 28.10.2013 № 117-ЗАО
- Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»
- Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
«О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе отдельными государственными полномочиями Ямало-Ненецкого автономного округа по опеке и попечительству над несовершеннолетними и по осуществлению контроля за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также по осуществлению контроля за распоряжением ими».
Рекомендательные письма:
1. Письмо министерства образования РФ от 20 февраля 1995 № 09 – м «О защите жилищных прав несовершеннолетних».
2. Письмо министерства образования РФ от 09 июня 1999 № 244/26–5 «О дополнительных мерах по защите жилищных прав несовершеннолетних».
3. Письмо Минобрнауки России от 02.09.2016 № 07-3765 «О применении норм по выявлению и учету детей, оставшихся без попечения родителей».
Перечень прав ребенка в России и нормативные правовые акты, в которых они закреплены
Кроме того, в статье 38 говорится о правовой защите, моральной и материальной поддержке материнства и детства. 2 В статье 43 предусмотрены бесплатное образование, всеобщее обязательное среднее образование молодежи. В этой статье также поддерживаются различные формы самообразования. 1
В статье 39 Конституции говорится о социальных правах населения, в том числе и детей, которые включают в себя социальное страхование, социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и социальную защиту детей. 2
По статье 45 гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. 3
Наконец, статья 60 указывает на то, что гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет 4 .
Данный перечень статей говорит о том, что в России права ребенка находятся на должном уровне, и они рассматриваются в различных аспектах жизнедеятельности детей.
Семейный Кодекс Российской Федерации был принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 8 декабря 1995 года и вступил в силу с 1 марта 1996 года. Здесь довольно широко рассматриваются не только права и обязанности семьи и отдельных ее членов, но и права детей. Среди таких прав следует отметить:
Право ребенка жить и воспитываться в семье;
Услуги адвоката по правам ребенка
Содействие семейного адвоката трудно переоценить в случае, если:
- необходимо определить место жительства ребенка при разводе родителей;
- требуется восстановить родительские права, которые были ограничены;
- необходимо подтвердить факт отцовства или материнства;
- нужно определить время, место и условия общения с ребенком второго родителя при разводе;
- требуется защита прав ребенка в связи с осуществлением операций с недвижимым имуществом;
- необходимо разрешить проблемы, связанные с усыновлением или удочерением;
- нужно решить вопросы относительно уплаты алиментов.
Как защитить права дошкольника
В первую очередь, необходимо поговорить с директором ДОУ. Если беседы не дали положительного результата, то в этом случае стоит поднять вопрос на очередном родительском собрании. Если и это не помогло, то необходимо составить официальное требование на имя администрации заведения.
Следующий этап – обращение в государственные органы. Жалоба может быть направлена в прокуратуру. При этом нужно приложить заявление, которое ранее было направлено дирекции ДОУ.
Как правило, после этого начинается служебное расследование, и все виновные несут наказание.
Зная права и обязанности детей в детском саду, можно защитить их от грубого обращения.
Международные документы о правах ребенка
Благополучие
детей и их права всегда вызывали
пристальное внимание международного
сообщества. Еще в 1924 году Лига Наций
приняла Женевскую декларацию прав
ребенка. В то время права детей
рассматривались в основном в контексте
мер, которые необходимо было принять в
отношении рабства, детского труда,
торговли детьми и проституции
несовершеннолетних.
В 1959 году ООН
принимает Декларацию прав ребенка, в
которой были провозглашены социальные
и правовые принципы, касающиеся защиты
и благополучия детей.
Однако время
и положение детей – будущего всего
человечества – потребовало от мирового
сообщества принятия нового документа,
в котором не просто декларировались
права детей, но на основе юридических
норм фиксировались меры защиты этих
прав. В период с 1979-го по 1989 год Комиссия
ООН по правам человека, в которой
участвовали специалисты из многих стран
мира, подготовила текст Конвенции о
правах ребенка.
По сравнению
с Декларацией (1959 г.), где было 10 коротких,
носящих декларативный характер положений
(принципов), Конвенция имеет 54 статьи,
учитывающие практически все моменты,
связанные с жизнью и положением ребенка
в обществе.
Она не только конкретизирует,
но и развивает положения Декларации,
возлагая на принявшие ее государства
правовую ответственность за действия
в отношении детей. Страны, ратифицировавшие
Конвенцию или присоединившиеся к ней,
должны пересмотреть свое национальное
законодательство для обеспечения его
соответствия положениям Конвенции ООН.
«Конвенция о правах ребенка» была
принята и открыта для подписания,
ратификации и присоединения резолюцией
44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября
1989 г. Вступила в силу 2 сентября 1990 г.
Ратифицирована
Верховным Советом СССР 13 июля 1990 г.
Вступила в силу для СССР 15 сентября 1990
г.
Другим документом
является «Декларация о социальных и
правовых принципах, касающихся защиты
и благополучия детей, особенно при
передаче детей на воспитание и их
усыновлении на национальном и международном
уровнях», которая была принята
резолюцией 41/85 Генеральной Ассамблеи
от 3 декабря 1986 года. В ней говорится:
«Генеральная
Ассамблея, ссылаясь на Всеобщую декларацию
прав человека, Международный пакт об
экономических, социальных и культурных
правах, Международный пакт о гражданских
и политических правах, Международную
конвенцию о ликвидации всех форм расовой
дискриминации и Конвенцию о ликвидации
всех форм дискриминации в отношении
женщин, ссылаясь также на Декларацию
прав ребенка, которую она провозгласила
в своей резолюции 1386 (XIV) от 20 ноября 1959
года, вновь подтверждая принцип 6 этой
Декларации, который предусматривает,
что ребенок должен, когда это возможно,
расти на попечении и под ответственностью
своих родителей и, во всяком случае, в
атмосфере любви и моральной и материальной
обеспеченности, будучи озабочена большим
числом детей, оставленных родителями
или ставших сиротами в результате
насилия, внутренних беспорядков,
вооруженных конфликтов, стихийных
бедствий, экономических кризисов или
социальных проблем, учитывая, что во
всех процедурах передачи детей на
воспитание или их усыновления
первостепенное значение имеет наилучшее
обеспечение интересов ребенка, признавая,
что в основных правовых системах мира
существуют различные общественно
полезные альтернативные институты,
такие, как кафала в мусульманском праве,
которые предусматривают замену семенное
заботы о тех детях, о которых не могут
заботиться их собственные родители,
признавая далее, что лишь в тех случаях,
когда во внутреннем праве государства
признан и регулируется какой-либо
конкретный институт, будут применяться
положения настоящей Декларации,
касающиеся данного института, и что эти
положения никоим образом не будут
затрагивать существующие альтернативные
институты в других правовых системах,
сознавая необходимость провозглашения
универсальных принципов, которые следует
принимать во внимание в тех случаях,
когда установлены процедуры, касающиеся
передачи ребенка на воспитание или его
усыновления на национальном или
международном уровнях, учитывая, однако,
что изложенные ниже принципы не налагают
на государства обязательства по созданию
таких правовых институтов, как передача
на воспитание или усыновление» и
провозгласила основные принципы,
касающиеся:
- общего благополучия семьи и ребенка;
- передачи детей на воспитание;
- усыновления.
Частным
документом, касающимся определенных
аспектов проблем несовершеннолетних,
является также Резолюция 45/112 «Руководящие
принципы ООН для предупреждения
преступности среди несовершеннолетних»,
принятая 14 декабря 1990 года. Это так
называемые «Эр-Риядские руководящие
принципы»:
-
Предупреждение преступности среди несовершеннолетних является важнейшим аспектом предупреждения преступности в обществе. Участвуя в законной, социально полезной деятельности и вырабатывая гуманистический взгляд на общество и жизнь, молодежь может быть воспитана на принципах, не допускающих преступную деятельность.
-
Для того чтобы предупреждение преступности среди несовершеннолетних было эффективным, необходимы усилия всего общества в целом в целях обеспечения гармоничного развития подростков при уважении к их личности и поощрении ее развития с раннего детства.
-
Для целей толкования настоящих Руководящих принципов должна проводиться ориентация на нужды детей. Молодые люди должны играть активную роль в обществе и быть его полноценными участниками и не должны рассматриваться лишь как объекты для подготовки к жизни в обществе или контроля.
-
При осуществлении настоящих Руководящих принципов в соответствии с национальными правовыми системами в центре внимания любой программы предупреждения преступности должно быть обеспечение благосостояния молодежи с раннего детства.
-
Следует признать необходимость и важность осуществления прогрессивной политики предупреждения преступности среди несовершеннолетних, а также необходимость и важность систематического изучения и выработки мер. При этом следует избегать криминализации и наказания ребенка за поведение, не причиняющее серьезного ущерба развитию самого ребенка или вреда другим. Такая политика и меры должны предусматривать:
- обеспечение возможностей, в частности возможностей в области получения образования, для удовлетворения различных потребностей молодежи и создания системы поддержки, обеспечивающей развитие личности всех молодых людей, и особенно тех, кто явно находится под угрозой или в социально опасном положении и нуждается в особой заботе и защите;
- специальные теории предупреждения преступности среди молодежи и подходы к этому вопросу, основанные на использовании законов, процессов, учреждений, средств и системы услуг, направленных на сокращение причин необходимости и возможности совершения правонарушений или ограничение условий, ведущих к этому;
- вмешательство официальных органов, которое должно осуществляться, в первую очередь, с учетом общих интересов несовершеннолетнего и на основе беспристрастного и справедливого подхода;
- обеспечение благополучия, развития, прав и интересов всех молодых людей;
- учет того, что поступки молодых людей или поведение, которое не соответствует общим социальным нормам и ценностям, во многих случаях связаны с процессом взросления и роста и что, как правило, по мере взросления поведение большинства индивидов самопроизвольно изменяется,
- осознание того, что, по преобладающему мнению экспертов, определение молодого человека как «нарушителя», «правонарушителя» или «начинающего правонарушителя» во многих случаях способствует развитию устойчивого стереотипа нежелательного поведения у молодых людей.
-
Для предупреждения преступности среди несовершеннолетних, особенно в тех местах, где еще не создано никаких учреждений, необходимо разрабатывать общинные службы и программы. Официальные учреждения социального контроля должны использоваться лишь в крайних случаях.
Защита прав детей оставшихся без родителей
Если по каким-то причинам ребенок остался без родителей, то защиту его прав может осуществлять опекун, приемный родитель либо организация, в которых ребенок находится, например, детский дом.
Ребенок может остаться без родителей по причине их смерти, а также «остаться без родителей», которые его бросили, не проживают с ним и не занимаются его воспитанием.
Также защиту прав детей в подобных ситуациях могут осуществлять органы прокуратуры, органы опеки.
Защита детей будет осуществляться путем устранения нарушений их прав, отстаивания интересов ребенка в суде, например, лишение родительских прав родителей или признание их недееспособными, ограничение в родительских правах, взыскание алиментов, обеспечение жильем ребенка, признании за ребенком права на наследство и т.д.
Действия при нарушении прав дошкольников
Защита прав ребёнка в детском саду – забота родителей. При обнаружении неправомерных действий со стороны сотрудников, рекомендуется начать с самых простых действий.
- Поговорить с воспитателем спокойно, обсудить проблему, не проявляя излишней эмоциональности. На данном уровне можно разрешить большую часть конфликтов. Если проблема не решена, продолжить действия, используя другие инстанции.
- Поднять вопрос на родительском собрании. При необходимости пригласить психолога, социального работника.
- Составить письменное обращение к руководителю учреждения.
- Обратиться к помощи государственных вышестоящих образовательных органов.
- Обратиться с жалобой в прокуратуру. Родители должны быть ознакомлены с результатами служебного расследования.
Последние изменения в законе о детях
Федеральный закон от 03 декабря 2011 г. №378-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»» был принят членами Государственной Думы 18 ноября 2011 года. Настоящие изменения были одобрены Советом Федерации 25 ноября того же года. Больше всех изменений в ФЗ о детях претерпели статьи 13 и 16.
Статья 13
Согласно первому пункту, защиту законных интересов ребенка при формировании общественной инфраструктуры для детей, обеспечивают федеральная служба исполнительного правления, а также служба исполнительного правления субъектов РФ. Пункт 6 ст 14 утратил свою правовую силу.
Пункт 7 изложить в следующей редакции: «Изменение формы собственности имущества, относящаяся к субъектам общественной инфраструктуры для детей и является общегосударственной и муниципальной собственностью, которая должна исполняться в установленном законом порядке».
Статья 16
Дополнить пункт 2 следующим текстом: «В соответствии с настоящим законом и другими нормативно-правовыми актами, субъекты РФ могут создавать должность уполномоченного лица».
Документы защищающие права ребенка
В 1959 году Генеральная ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка . В это международно-правовом документе утверждается , что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям , которые нуждаются в особой заботе и внимании , поскольку чрезвычайно уязвимы по причине возраста .
Принятие Декларации имело огромное значение в деле защиты детей. Однако нужно знать, что любая декларация имеет лишь рекомендательный характер, а следовательно, ее нормы вовсе не обязательны для исполнения. В этой связи огромное значение для защиты детей во всем мире имело принятие 20 ноября 1965 года Конвенции о правах ребенка. Конвенция была принята Генеральной Ассамблеей ООН и через год ратифицирована нашей страной. В соответствии с Конвенцией ребенком является человеческое существо до достижения 18-летнего возраста (ст. 1).
Статья «Права ребенка и их защита»
2. Ребёнку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита детей и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путём и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребёнка.
1. Ребёнку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребёнка или его семьи.
Основные документы о правах ребенка и обязанностях родителей и (лиц их замещающих) по отношению к детям
Каждый ребенок должен знать свои права и обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в любой жизненной ситуации. Но, как показывает практика, во многих случаях дети не имеют доступа к информации, материалам, подробно затрагивающим и раскрывающим вопросы правового положения несовершеннолетних.
Права граждан в семье могут быть ограничены только на основании Федерального Закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других членов семьи и иных граждан. В Семейном Кодексе РФ подчеркнуто, что осуществление членами семьи своих прав и исполнения ими своих обязанностей не должно нарушать права, свободы и законные интересы других членов семьи и иных граждан. Вопросы материнства, отцовства, воспитания, образования детей и другие вопросы жизни семьи решаются супругами совместно, исходя из принципа равенства супругов. Супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей. Права детей в семье и ответственность родителей за их здоровое развитие регламентируются многими нормативно-правовыми документами, как на международном, так и на российском уровне. Основным международным документом по защите прав несовершеннолетних является Конвенция о правах ребенка.
Каким образом обеспечивается защита прав ребенка в РФ
Если ответ директора школы дан не был, либо же он не удовлетворил родителей, ФЗ по защите детей предусматривает необходимость дальнейшего обращения в вышестоящие уполномоченные органы. Туда помимо заявления желательно представить доказательства нарушения прав. Ходатайство данного типа рассматривается в течение 30 календарных дней с момента его подачи (статья 12 Федерального Закона № 59-ФЗ). Решение уполномоченного органа может быть также обжаловано посредством обращения в районный суд по месту жительства заявителя.
Нередко встречаются ситуации, когда права своих отпрысков нарушают сами родители. Как защитить права ребенка в таком случае? Первое, что нужно сделать лицам, заметившим данный факт, так это обратиться в органы соцзащиты, которые на основании поступившей информации должны начать проверку указанной семьи. В случае если данный факт подтвердится, представители данного органа могут обратиться в суд с целью привлечения родителей к ответственности.
Нормативные правовые акты (законы и подзаконные акты), действующие на всей территории РФ
Начиная с 1993 г. принято более 200 нормативных правовых актов, затрагивающих все сферы жизнедеятельности семьи и детей и нацеленных на усиление мер их социальной защиты, включая федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др. Особенно важное значение имеет принятие следующих нормативно-правовых актов:
- Конституция РФ,
- Семейный кодекс РФ,
- Гражданский кодекс РФ,
- Уголовный кодекс РФ,
- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»,
- Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»,
- Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»,
- Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» и др.
Правовое регулирование защиты прав ребенка
При рождении ребенка между ним и его родителями сразу возникают определенные отношения. Один из этих отношений регулируются нормами морали и правилами совместного проживания людей, другие — нормами права, в частности, нормами семейного права, которое устанавливает условия и порядок вступления в брак и его прекращения, регулирует личные имущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми, другими родственниками, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей [27].
В частности, статья 26 ГК предусматривает, что несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей — родителей, усыновителей или попечителя [23].
Документы по защите прав детей в Российской Федерации»
На международном и национальном уровне существует множество специальных актов о правах ребенка. Основным актом о правах ребенка на международном уровне является Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) — это документ о правах ребенка из 54 статей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей.
В соответствии со статьей 65 при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому или психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.
До скольких лет ребёнок считается таковым
Ребёнком считается лицо, не достигшее совершеннолетия (восемнадцатилетнего возраста). Но существуют и исключения. Первый случай – если 16-летний подросток с согласия родителей (попечителя, усыновителя) устраивается на работу, подписав контракт или трудовой договор, занимается волонтёрством.
Как вариант – 16-летний подросток начал заниматься предпринимательской деятельностью, тогда его уже могут объявить дееспособным. Ещё один случай – вступление в брак до совершеннолетия. В этом случае подросток считается дееспособным с того дня, когда был заключен брак.
О том, что такое эмансипация несовершеннолетних, смотрите в следующем видеоматериале.