Жалоба в ФАС по 44-ФЗ: подача, сроки, обжалование

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Жалоба в ФАС по 44-ФЗ: подача, сроки, обжалование». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В зависимости от разновидности торгов, сроки рассмотрения заявления антимонопольным органом отличаются. Так, жалобы, касающиеся тендеров по 44-ФЗ, рассматриваются по существу в пятидневный срок. Датой поступления обращения считается день его регистрации в ведомстве в порядке, установленном внутренними правилами. Решение выдается в полном объеме в течение 3 рабочих дней после оглашения его резолюции.

Сроки рассмотрения и решение

Рассмотрение жалобы по 223-ФЗ осуществляется в семидневный срок после ее регистрации. Но, если комиссии ФАС посчитает, что в обращении недостаточно информации, период принятия решения может быть однократно продлен на 7 рабочих дней.

Заявителю следует учитывать, что законодательство допускает срок 3 дня на регистрацию обращения. Если же специалисты ведомства решат, что основание заявления не относится к их компетенции, документ перенаправляется в иной орган, в чьи обязанности входит решение данной проблемы. В таком случае заявителю приходит уведомление о передаче обращения в другое ведомство с обязательным указанием реквизитов и контактов получателя.

В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛНЕНИЯ КОНТРАКТА ЗАКАЗЧИК ТАКЖЕ МОЖЕТ НАРУШАТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ЗАКУПКАХ ДЛЯ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД.

  1. Заказчик может отказаться от приёмки работ по незаконным основаниям, не принимать качественно выполненные работы, по отсутствующим в контракте основаниям.
  2. Не применять законные штрафы за нарушение исполнителем условий контракта.
  3. Не применять законные пенни за нарушение сроков исполнения контракта
  4. Заказчик принимает услуги, работы, товары ненадлежащего качества.
  5. Не расторгает контракт при существенном нарушении условий контракта поставщиком.
  6. Заказчик меняет цену контракта после проведения аукциона.
  7. Сомнительное расторжение контракта по соглашению сторон, при отсутствии законных оснований.
  8. Не подаёт информацию в ФАС на внесение недобросовестных исполнителей в реестр недобросовестных поставщиков.
  9. Заказчик неэффективно использует услуги, работы и товары полученные в результате закупки.

В вышеперечисленных случаях имеет смысл подавать жалобу в контрольные органы по ведомственной принадлежности заказчика или в прокуратуру.

Наши специалисты обеспечат Вам помощь и защиту ваших интересов при нарушениях заказчиком ваших прав на этапе размещения аукционной документации и необоснованном отклонении заявки, в рамках законодательства о государственных закупках.

У участников закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ, случаются ситуации, когда они видят нарушение своих законных прав. Контрольные органы в сфере закупок, защищают интересы таких участников.

Дополнительные требования в котировочной документации и практика их обжалования.

Заказчик может установить в котировочной документации и дополнительные требования, например, к последовательности пунктов и нумерации страниц заявки, простановке подписей и печатей. Но ему не следует забывать о том, что пословица «кто платит деньги, тот и заказывает музыку» неприменима к сфере государственных закупок, в том числе, способом запроса котировок, где объем предоставляемой информации строго ограничивается частью 3 статьи 73 закона 44-ФЗ. И попытки расширить его обрекаются на провал ФАСом или арбитражным судом.

В котировочной заявке на поставку надувной лодки участник пронумеровал документы дискретно, в то время как заказчику требовалась сквозная нумерация. Заказчик заявку отклонил. Участник обжаловал отклонение в ФАС и добился победы. Заказчик, в свою очередь, обжаловал решение ФАС в арбитражном суде. Однако суд принял точку зрения ФАС, пояснив, что котировочная заявка в полном объёме содержит информацию, предусмотренную частью 3 статьи 73 закона 44-ФЗ. Заказчик сделал безуспешную попытку оспорить решение суда в вышестоящей инстанции, но апелляционный суд оставил данное решение без изменения.

Как правильно подать жалобу в ФАС по 44-ФЗ: пошаговая инструкция

Если кратко, то, чтобы обратиться в антимонопольную службу, нужно:

  • выбрать основания для обжалования;
  • собрать доказательства нарушения норм закона;
  • подготовить обращение;
  • передать бумаги в ФАС.
Читайте также:  Каким будет стандартный налоговый вычет в 2023 году

Шаг 1. Определите основания для обжалования.

В первую очередь вам нужно понять:

  • какие ваши права нарушены в процессе торгов;
  • какие действия заказчика или оператора площадки были неправомерными;
  • не завершился ли срок, установленный для обжалования подобных действий.

Основания и сроки подачи обращений, имеющих отношения к незаконным действиям организатора тендера, можно уточнить в ч. 4 ст. 105 44-ФЗ. Если вы считаете, что ваши права были нарушены оператором ЭТП, изучите положения ч. 5 ст. 105 44-ФЗ.

Шаг 2. Соберите доказательную базу.

Во время подготовки жалобы в ФАС по 44-ФЗ, помните, что в обращении необходимо подробно описать действия или решения госзаказчика/оператора, которые не являются законными. Все выводы необходимо подкрепить документами. В качестве аргументов может использоваться информация из:

  • закона о контрактной системе, Закона 135-ФЗ и других ФЗ;
  • подзаконных актов: постановлений правительства, приказов, распоряжений;
  • разъяснительных писем Минфина, Минэкономразвития, ФАС;
  • судебной практики: решений и постановлений;
  • опубликованных решений УФАС – особенно убедительными для комиссии оказываются решения, вынесенные их коллегами в том же УФАС.

Собрать доказательную базу

Документ должен содержать информацию, которая подтверждает ее обоснованность. Это могут быть ссылки на законы, постановления, приказы, которые касаются предмета закупки, административная практика ФАС или судебные акты для аналогичных слуаев, указывающие на необоснованость действий по отношению к участнику.

Например, неправомерное установление требования о наличии свидетельства саморегулируемой организации о допуске к работам по текущему ремонту может быть оспорено нормами Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624. В случае объединения в один предмет закупки лицензируемых и нелицензируемых видов работ — письмо ФАС России от 9 февраля 2015 г. N АЦ/5147/15. Объединение в один лот проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ — Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2014 N 09АП-39582/2014 по делу N А40-34781/2014. Отклонение заявки в связи с несоответствием функциональных или качественных характеристик должно опираться на нормы технических регламентов, документов национальной системы стандартизации.

Основные полномочия ФАС

Основные полномочия ФАС России прописаны в Постановлении Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе» и в Федеральном законе «О защите конкуренции».

Итак, согласно действующему законодательству, Федеральная антимонопольная служба осуществляет следующие полномочия:

  • Проведение проверок соблюдения антимонопольного законодательства физическими и юридическими лицами, некоммерческими организациями, внебюджетными фондами и т.д.;
  • Осуществление контроля за деятельностью юридических лиц, обеспечивающих организацию торговли на рынках определенных товаров;
  • Осуществление контроля за предоставлением и использованием государственных или муниципальных преференций;
  • Возбуждение дел о нарушениях антимонопольного законодательства;
  • Обращение в органы в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, с просьбой о проведении оперативно-розыскных мероприятий;
  • Обращение в арбитражный суд с исками о нарушении антимонопольного законодательства;
  • Участие в судебном рассмотрении дел, связанных с применением и/или нарушение антимонопольного законодательства;
  • Ведение реестра лиц, привлеченных к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства;
  • Размещение в интернете решений и предписаний, затрагивающих интересы неопределенного круга лиц.

Все жалобы хранятся в реестре ЕИС. На сайте единой информационной системы можно посмотреть количество обращений в ФАС по тому или иному субъекту, заполнив соответствующие поля в фильтре: по закупке, заказчику, дате или номеру документа. У обращения может быть несколько статусов.

Жалоба не принята:

  • обращение не соответствует требованиям ФЗ № 44 или № 223;
  • документ не подписан или заверен не уполномоченным на то лицом;
  • истёк срок подачи обращения;
  • уже есть судебное решение.

Жалоба принята и удовлетворена:

  • заказчику предписывается изменить данные о закупках;
  • отменяется протокол выбора победителя;
  • подписанные договора с заказчиком по тендеру аннулируются.

Если решение ФАС по существу обращения никоим образом не повлияет на результаты выбора победителя, то предписание может не выдаваться.

Жалоба принята, но отклонена:

  • отсутствуют веские доводы со стороны поставщика;
  • недостаточно материалов для принятия решения по заказчику.

Если поставщик не согласен с решением антимонопольной службы, то он вправе его обжаловать в этой же инстанции, либо обратиться в суд.

Порядок рассмотрения жалоб в ФАС

При поступлении жалобы ФАС в течение 2-х рабочих дней после дня, когда жалоба поступила, размещает об этом информацию в ЕИС вместе с текстом жалобы, а также сообщает заявителю и заказчику (иному лицу, если обжалуются не действия заказчика) о месте, дате и времени рассмотрения жалобы.

В назначенное время жалоба рассматривается на заседании комиссии контрольного органа.

Читайте также:  Облагается ли субсидия налогом УСН?

При рассмотрении жалобы вправе присутствовать заявитель и заказчик, иные заинтересованные лица. При этом на заседание комиссии соответствующие лица будут допущены только при предъявлении документов, удостоверяющих личность. Также должны быть подтверждены полномочия представителей, в ином случае соответствующие лица смогут присутствовать, но не вправе будут давать пояснения.

Как происходит рассмотрение жалобы?

  1. Председатель комиссии открывает заседание и сообщает, какая жалоба будет рассматриваться;
  2. Разъясняются представителям сторон и заинтересованным лицам их права и обязанности;
  3. Далее определяется, в каком порядке будет рассматриваться жалоба. Сообщается о ведении аудиозаписи заседания и проведении внеплановой проверки соблюдения соответствующего законодательства РФ;
  4. Обеспечивается всестороннее и полное исследование доказательств и обстоятельств дела, разрешаются заявления и ходатайства;
  5. Заявитель сообщает о своих требованиях. При отсутствии заявителя доводы заявления сообщает сотрудник ФАС.
  6. По доводам жалобы заказчик вправе высказать свои возражения.
  7. Присутствующие заинтересованные лица могут дать свои пояснения.
  8. Комиссия, рассматривая жалобу, одновременно проводит внеплановую проверку.
  9. При необходимости может быть объявлен перерыв в заседании.
  10. По результатам рассмотрения комиссия принимает решение об обоснованности или необоснованности жалобы.

Как расшифровывается ФАС? Ответ на вопрос — в названии организации. Это Федеральная антимонопольная служба.

Является федеральным органом исполнительной власти, что осуществляет целый ряд функций:

  • Принятие нормативных, правовых актов в области антимонопольного законодательства.
  • Контроль за соблюдением данного законодательства.
  • Контроль за соответствием российскому законодательству деятельности в области естественных монополий и рекламы.
  • Контроль за осуществлением вложений иностранными инвесторами в хозяйствующие объекты, что имеют стратегическое значение для российской обороны и отечественной безопасности.
  • Надзор в нише государственных оборонных заказов, области закупок, работ, товаров и услуг для муниципальных и госнужд.
  • Согласование использования закрытых способов определения подрядчиков, поставщиков, исполнителей.

Чем занимается антимонопольная служба? Рассмотрим ее самые главные задачи в РФ:

  • Контроль за соблюдением российского антимонопольного законодательства. В главной мере: в области электроэнергетики, использования земельных участков, природных, водных ресурсов, полезных ископаемых и проч.
  • Надзор за соблюдением законодательных актов в сфере естественной монополии.
  • Контроль за соблюдением законодательства о рекламной деятельности.
  • Контроль в сфере закупок продукции, услуг, товаров, призванных обеспечить муниципальные и государственные нужды.
  • Надзор за соблюдением российских законов в сфере оборонных госзаказов.
  • Контроль за вложениями иностранных инвесторов в компании, организации, что имеют стратегическое значение для обеспечения безопасности России.

С какими жалобами обращаются в ФАС

Каждый гражданин может направить просьбу восстановить или защитить нарушенные права, свободы или интересы, свои личные или других лиц. Это называется жалобой. ФАС обязан рассмотреть такие обращения по антимонопольному и рекламному законодательству, контрактной системе, закупке товаров, услуг, работ отдельными субъектами хозяйствования, а также по законодательству, регламентирующему градостроительную деятельность. Срок обжалования решений ФАС – 5, 7 или 30 дней, в зависимости от вида жалобы. Компетентный орган рассмотрения – центральный аппарат или территориальный орган. В этих вопросах банк решений ФАС очень кстати. С его помощью можно проконтролировать ход рассмотрения и определить, достаточно ли предпринятых мер или есть смысл судебного оспаривания. Выбор подведомственности споров и подготовка полного комплекта документов могут вызывать трудности. Юридическая фирма «Нечаев и Партнеры» сэкономит ваше время и возьмет организационные вопросы на себя, а также подготовит грамотную, аргументированную жалобу.

Сроки рассмотрения и принятия судом решений

С момента, когда выдано предписание или принято решение антимонопольным органом, на него можно подать жалобу в течение трех месяцев. Аналогичный срок обжалования действий и бездействия ФАС в арбитражном суде. Дата изготовления судебного решения совпадает с датой его принятия. Для составления полного текста документа отводится десять дней с момента провозглашения резолютивной части. Если обжалование решения ФАС в арбитражном суде имеет отношение к антимонопольному законодательству, оно оглашается сразу. Все стороны процесса получают экземпляры. Истечение срока исковой давности начинается с момента, кода субъект хозяйствования узнал о нарушении своих интересов. Наличие уважительных причин пропуска позволяет восстановить срок обращения, что исключено во внесудебном порядке. Для обжалования в апелляционной инстанции отводится один месяц с момента принятия решения судом первой инстанции. На официальном сайте ФАС подача жалобы и способы оспаривания описаны максимально детально.

Когда могут отказать?

В рассмотрении жалобы сотрудники Федеральной антимонопольной службы имеют право отказать в определенных случаях. Отказ оформляется чаще всего еще на этапе регистрации поданных документов. К числу основных причин для отказа относятся:

  • подача анонимного заявления. В случае если сотрудникам удалось расшифровать адрес отправителя, ему направляется ответ с предложением оформить поданные документы в соответствии с требованиями законодательства, в том числе идентифицировать заявителя;
  • в тексте заявления содержатся угрозы в адрес сотрудников Федеральной антимонопольной службы;
  • по одной и той же причине было подано несколько заявлений, при этом даны исчерпывающие ответы, а новых фактов не появилось;
  • одновременно осуществлена подача жалобы в Федеральную антимонопольную службу и в судебные органы по одному и тому же вопросу;
  • поданные в электронной форме документы не подписаны квалифицированной электронной цифровой подписью.
Читайте также:  Сколько метров в длину и в ширину один гектар?

Нововведения в обжаловании в 2021 году

В базе проектов НПА выложили законопроект о поправках в 44-ФЗ, которые усовершенствуют правила обжалования действий или бездействия контролирующих органов. По плану, изменения вступят с силу с 01.04.2021. В таблице — суть основных поправок.

Суть поправок Для чего это делают

Разрешат подавать жалобы в ФАС по 44-ФЗ дистанционным способом через ЕИС. С 2021 года участвуют в закупках только поставщики, которые зарегистрированы в этой системе. Исключают потребность в излишней идентификации лица, которое жалуется.
Утвердят общую стоимостную предварительную квалификацию участников закупок. Жалуясь на закупки с НМЦК более 20 млн руб., исполнитель должен иметь хотя бы один исполненный контракт по 44-ФЗ с не менее 20% от НМЦК по госзакупке, на которую подают жалобу в ФАС. Предмет контракта роли не играет. Перестанут обжаловать госзакупки, в которых исполнители не поучаствуют.
Утвердят срок подачи обжалования в электронном виде до истечения половины срока, когда подается сама заявка. Страхуются от злонамеренного затягивания определения поставщика.
Жаловаться на документацию о госзакупке разрешат только один раз. Уменьшают риск затягивания госзакупки путем направления более чем одной жалобы от каждого участника.
Жаловаться на работу заказчиков разрешат, когда такие действия или бездействие относится непосредственно к заявке участника госзакупки. Запретят подачу жалоб по заявкам других участников госзакупки.

Антимонопольная служба поделилась планами по изменениям.

Обжалования в ФАС направляют как в бумажной форме, так и в электронном виде. Электронное обращение составляют в письменной форме на русском языке, в нем приводят сведения и прикладывают документы по ч. 8 ст. 105 44-ФЗ:

  • название компании, адрес, где находится юрлицо, Ф.И.О. (если есть), адрес, где живет физлицо, контакты лица, на действия (бездействие) которого подается обращение;
  • название компании, где находится юрлицо, Ф.И.О. (если есть), где живет физлицо, контактный телефон подающего обращение, его почтовый адрес, электронная почта, контактный телефон и факс;
  • идентификационные данные тендера (объект и номер извещения). В качестве исключения — обжалование действий (бездействия) оператора ЭП, связанные с аккредитацией участника госзакупки;
  • информация об обжалуемых действиях (бездействии) госзаказчика, органа, обладающего спецполномочиями, учреждения, спецорганизации, комиссии по госзакупкам, ее отдельных представителей, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего;
  • документальное подтверждение обоснованности жалобы;
  • опись приложений, которые прикладывают к жалобе.

В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛНЕНИЯ КОНТРАКТА ЗАКАЗЧИК ТАКЖЕ МОЖЕТ НАРУШАТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ЗАКУПКАХ ДЛЯ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД.

  1. Заказчик может отказаться от приёмки работ по незаконным основаниям, не принимать качественно выполненные работы, по отсутствующим в контракте основаниям.
  2. Не применять законные штрафы за нарушение исполнителем условий контракта.
  3. Не применять законные пенни за нарушение сроков исполнения контракта
  4. Заказчик принимает услуги, работы, товары ненадлежащего качества.
  5. Не расторгает контракт при существенном нарушении условий контракта поставщиком.
  6. Заказчик меняет цену контракта после проведения аукциона.
  7. Сомнительное расторжение контракта по соглашению сторон, при отсутствии законных оснований.
  8. Не подаёт информацию в ФАС на внесение недобросовестных исполнителей в реестр недобросовестных поставщиков.
  9. Заказчик неэффективно использует услуги, работы и товары полученные в результате закупки.

В вышеперечисленных случаях имеет смысл подавать жалобу в контрольные органы по ведомственной принадлежности заказчика или в прокуратуру.

Наши специалисты обеспечат Вам помощь и защиту ваших интересов при нарушениях заказчиком ваших прав на этапе размещения аукционной документации и необоснованном отклонении заявки, в рамках законодательства о государственных закупках.

У участников закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ, случаются ситуации, когда они видят нарушение своих законных прав. Контрольные органы в сфере закупок, защищают интересы таких участников.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *