Облагается ли субсидия налогом УСН?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Облагается ли субсидия налогом УСН?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Списание полученной от государства финансовой помощи происходит поэтапно, по мере выполнения условия, заявленного для предоставления субсидии. Если деньги были выделены на приобретение материальных средств, то при списании финансирования с восемьдесят шестого счета на счет доходов будущих периодов происходит начисление амортизации.

Как происходит учет расходов по выделенной субсидии

Пример получения и списания субсидирования на приобретение станков для цеха:

  • Дт 76 Кт 86 — отражает готовый пакет документов для получения финансовой господдержки;
  • 51 76 — поступила сумма пособия;
  • 86 98 — сумма зачислена на доходы будущих периодов;
  • 20 02 — начисление амортизации на установленные станки;
  • 98 91 (субсчет 1) — полученное пособие списано на счет доходов предприятия за текущий период.

Целевое финансирование

Основная особенность в ведении учета в НКО — наличие целевого финансирования ее деятельности.

Если НКО оказывает платные услуги, прибыль от которых идет на обеспечение основной деятельности, то учет по ней ведется практически так же, как в обычной организации.

А вот поступление, например, от членов СНТ или общественной организации — это уже членские взносы и особый порядок учета.

Главным отличием учета в НКО является принцип раздельного учета целевых поступлений и приносящей доход деятельности.

Движение средств должно быть прозрачным в первую очередь для источников финансирования организации. Ну и, конечно, для контролирующих органов.

План счетов некоммерческих организаций

Особенности разработки рабочего плана счетов в НКО связаны:

  • с необходимостью детализированного учета поступления и использования целевого финансирования — средств, полученных на ведение уставной некоммерческой деятельности;
  • необходимостью вести раздельный учет поступлений и расходов по некоммерческой деятельности и доходов и расходов по коммерческой деятельности, если такая деятельность ведется;
  • выбором упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, если НКО вправе их применять.

НКО утверждают рабочий план счетов в составе учетной политики организации (п. 4 ПБУ 1/2008). Его разрабатывают на основе утвержденного Минфином России Плана счетов с учетом Инструкции по его применению.

Укажите в нем полный перечень синтетических и аналитических (включая субсчета) счетов бухгалтерского учета, которые будете использовать.
При их выборе руководствуйтесь тем составом хозяйственных операций, которые осуществляете постоянно или намерены осуществлять в ближайшем будущем.
Так, например, к счету 86, на котором НКО отражают поступление и использование средств целевого финансирования, могут быть открыты субсчета для ведения учета в разрезе источников поступления целевых средств. А к субсчету, на котором отражаются пожертвования, можно предусмотреть субсчета по их целевому назначению.

Если ваша организация наряду с уставной некоммерческой деятельностью ведет и коммерческую деятельность, то к счетам учета затрат введите соответствующие субсчета (п. п. 1.1, 2.1.14 специальной части Рекомендаций по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в сельскохозяйственных потребительских кооперативах). Например, к счету 20 «Основное производство» можно открыть:

  • субсчет 20-1 «Затраты по некоммерческой деятельности». К нему можно открыть субсчета второго и третьего порядка или организовать аналитический учет иным способом для отражения расходования целевых средств по каждой целевой программе в разрезе статей затрат;
  • субсчет 20-2 «Затраты по коммерческой деятельности». К нему можно открыть субсчета второго и третьего порядка или организовать аналитический учет иным способом для отражения затрат по видам коммерческой деятельности в разрезе статей затрат.

Понятие целевого финансирования

Целевое финансирование – выделение средств под реализацию строго определённых целей с возможностью контролирования расходов. Это может быть:

  • проведение научно-исследовательских изысканий;
  • капитальное строительство;
  • организация мероприятий;
  • развитие нового направления деятельности и пр.

По источникам поступления денежных средств различают финансирование:

за счёт бюджета (государственное):

  • субсидии – например, на компенсацию расходов ЖКХ;
  • трансферты – на возведение объектов капитального строительства;
  • гранты – на проведение научно-исследовательских работ.

за счёт средств негосударственных организаций:

  • стипендии;
  • гранты;
  • инвестиции.

Налогом на прибыль не облагают федеральные субсидии в связи с коронавирусом организациям из пострадавших отраслей бизнеса, которые на 1 марта 2020 года включены в реестр малого и среднего предпринимательства. Полученную субсидию в доходы при расчете налога на прибыль не включайте. Данный вид необлагаемых доходов обособили от доходов в виде целевого финансирования по подпункту 14 пункта 1 статьи 251 НК и закрепили в подпункте 60 пункта 1 статьи 251 НК.

Расходы за счет таких субсидий не учитывайте при расчете налога на прибыль. Такую норму закрепили в пункте 48.26 статьи 270 НК. Новые нормы вступили в силу 22 апреля 2020 года и распространяются на правоотношения с 1 января 2020 года (п. 1 и 2 ст. 3 Закона от 22.04.2020 № 121-ФЗ).

Региональные субсидии в связи с коронавирусом учитывайте при расчете налога на прибыль в общем порядке, как госпомощь

Единым налогом при УСН не облагают федеральные субсидии в связи с коронавирусом организациям и предпринимателям из пострадавших отраслей бизнеса, которые на 1 марта 2020 года включены в реестр малого и среднего предпринимательства. Полученную субсидию не включайте в состав налогооблагаемых доходов (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15, подп. 60 п. 1 ст. 251 НК).

Читайте также:  Бессрочная инвалидность в 2020 году: полный список заболеваний

Новое правило касается организаций и ИП, которые платят налог с доходов, а также организаций и ИП, которые используют в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на расходы. Новые нормы вступили в силу 22 апреля 2020 года и распространяются на правоотношения с 1 января 2020 года (п. 1 и 2 ст. 3 Закона от 22.04.2020 № 121-ФЗ).

Организации и ИП, которые платят налог с доходов, уменьшенных на расходы, не вправе учитывать затраты, оплаченные за счет таких субсидий, в составе расходов при расчете единого налога (п. 2 ст. 346.16, п. 1 ст. 252, п. 48.26 ст. 270 НК).

Региональные субсидии в связи с коронавирусом учитывайте при расчете единого налога в общем порядке, как госпомощь.

Важной особенностью использования средств субсидии является обязанность компании расходовать их неукоснительно по целевому назначению, четко соблюдая оговоренные условия предоставления. Никаких альтернативных вариантов законодательством не предусматривается, при невозможности реализовать проекты, на которые поступила бюджетная субсидия, полученные средства придется вернуть. Возврат субсидии осуществляется в зависимости от метода отражения полученных средств и момента возникновения обязательства по возврату средств.

Если дотация возвращается в год ее получения, то компании достаточно сторнировать проводки, которыми сопровождалось ее поступление (кроме Д/т 51 К/т 76) и использование. На момент фактического перечисления возвращенной дотации делают обратную бухгалтерскую запись – Д/т 76 К/т 51.

Возврат субсидии, полученной в прошлые годы, оформляется так:

Операции

Д/т

К/т

По капвложениям

Отражена задолженность по возврату субсидии

Восстановлены дотационные средства в сумме начисленного износа

Восстановлена сумма субсидии

По текущим затратам

Задолженность по возврату ранее предоставленной субсидии

Размер субсидии восстановлен в сумме реально понесенных расходов

Пунктом 1 ст. 170 НК РФ установлено, что суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг, имущественных прав), не включаются в расходы при исчислении налога на прибыль организаций, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст.170 НК РФ.
В п. 2 ст. 170 НК РФ содержится исчерпывающий перечень операций, при которых суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг). Операции, связанные с оплатой товаров (работ, услуг) за счет средств федерального бюджета, в указанном перечне не поименованы.
Таким образом, при оплате товаров (работ, услуг) за счет средств федерального бюджета суммы НДС, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), не могут быть учтены покупателем в составе расходов для целей налогообложения прибыли организаций (Письмо Минфина РФ от 19.03.2012 № 03-03-06/4/20).
Согласно пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ суммы НДС, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном настоящей главой, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случаях: при получении налогоплательщиком в соответствии с законодательством РФ субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога, а также при возмещении затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету.
Суммы налога, подлежащие восстановлению в соответствии с настоящим подпунктом, не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг), а учитываются в составе прочих расходов в соответствии со ст. 264 НК РФ.
Восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором получены суммы предоставляемых субсидий.
При получении налогоплательщиком частичной компенсации затрат на приобретение товаров (работ, услуг) за счет субсидий, выделенных из федерального бюджета, восстановление налога на добавленную стоимость производится в части полученных субсидий (Письмо Минфина РФ от 19.01.2012 г. № 03-07-11/15).

Целевое финансирование. Государственная помощь

1. Инструкция к Плану счетов (приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н);

2. Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000 (утв. приказом Минфина от 16.10.2000 № 92н);

3. Статья 251 НК РФ.

Целевое финансирование – это выделение (юридическими, физическими лицами, бюджетом и т.п.) финансовых ресурсов, денежных средств целевым назначением для использования в качестве средства достижения определенной цели, решения социально-экономической проблемы, создания определенного объекта. Движение средств, полученных организацией в качестве целевого финансирования, отражается на балансовом счете 86 «Целевое финансирование». Аналитический учет на этом счете ведется по назначению целевых средств в разрезе источников финансирования.

Порядок бухгалтерского учета средств целевого финансирования зависит от источников финансирования, формы финансирования, а также целевого назначения расходования полученных средств;

1) средства целевого финансирования, причитающиеся к получению по условиям договоров, соглашений, бюджетных уведомлений и т.п. отражаются проводкой: Дебет 76 Кредит 86;

2) поступление денежных средств в счет целевого финансирования: Дебет 50, 51, 52 Кредит 76;

3) поступление имущества в счет целевого финансирования: Дебет 08, 10, 41, 58 … Кредит 76;

4) использование средств целевого финансирования: застройщиком по договорам инвестирования или участия в долевом строительстве:

Дебет 86 Кредит 08, 19 — передача построенного объекта и суммы «входного» НДС дольщику (инвестору) по акту приема-передачи после ввода объекта в эксплуатацию;

5) использование безвозмездного финансирования текущих расходов коммерческой организации: Дебет 60, 76 Кредит 51 и одновременно на использованную сумму —

Дебет 86 Кредит 98-2 «Безвозмездные поступления».

Как на УСН отразить поступление и расход субсидии по Постановлению N 1513?

Определение субсидии как целевой помощи (ПБУ 13/2000) является главным условием применения счета 86 «Целевое финансирование». Именно на нем аккумулируются суммы, объединяемые единым термином «субсидии» — учитываются поступления, контролируется использование средств по назначению и осуществляется возврат неосвоенных сумм.

Поступление субсидии фирма может отражать в учете двумя способами:

  1. Зафиксировав на момент подписания договора о предоставлении дотации задолженность бюджета по дебету сч. 76, а при получении субсидии – кредитуя его:

Д/т 76 К/т 86 – на сумму предполагаемой субсидии;

Д/т 51 (08, 10) К/т 76 – на поступление средств, инвестиций, ТМЦ, имущества и др. в рамках договора о целевом субсидировании;

  1. По факту поступления средств:

Д/т 08, 10, 51 К/т 86 – на сумму субсидии.

Если дотационными средствами осуществляется финансирование затрат, возникших в прошлых отчетных периодах, то учет субсидий в бухгалтерском учете производится в структуре прочих доходов:

Д/т 76 К/т 91/1- на сумму бюджетной задолженности;

Д/т 51 К/т 76 – на сумму поступившей субсидии.

Важной особенностью использования средств субсидии является обязанность компании расходовать их неукоснительно по целевому назначению, четко соблюдая оговоренные условия предоставления. Никаких альтернативных вариантов законодательством не предусматривается, при невозможности реализовать проекты, на которые поступила бюджетная субсидия, полученные средства придется вернуть. Возврат субсидии осуществляется в зависимости от метода отражения полученных средств и момента возникновения обязательства по возврату средств.

Если дотация возвращается в год ее получения, то компании достаточно сторнировать проводки, которыми сопровождалось ее поступление (кроме Д/т 51 К/т 76) и использование. На момент фактического перечисления возвращенной дотации делают обратную бухгалтерскую запись – Д/т 76 К/т 51.

Возврат субсидии, полученной в прошлые годы, оформляется так:

Операции

Д/т

К/т

По капвложениям

Отражена задолженность по возврату субсидии

86

76

Восстановлены дотационные средства в сумме начисленного износа

91/2

86

Восстановлена сумма субсидии

98/2

86

По текущим затратам

Задолженность по возврату ранее предоставленной субсидии

86

76

Размер субсидии восстановлен в сумме реально понесенных расходов

91/2

86

Возврат субсидии: проводки

Если компания перестала удовлетворять условиям предоставления субсидии, ее могут обязать вернуть остаток полученных денежных средств или всю госпомощь. Если речь идет о субсидии, полученной в текущем году, то компания должна сторнировать все проводки, связанные с поступлением и использованием бюджетных средств, за исключением проводки по получению субсидии. Возврат денег отражают с помощью проводки.

Операция Дебет Кредит
Возврат средств по субсидии Счет 76 Счета 51 (08, 10)

Если компания должна вернуть денежные средства, полученные в предыдущие годы, то в части средств, предоставленных на финансирование капвложений, потребуются следующие проводки.

Как отразить субсидии в бухгалтерском учете

Субсидии подлежат возврату в том случае, когда:

  • покупка внеоборотных активов, на которые выделялись средства, больше не актуальна;
  • после реализации целевой программы образовался остаток (возвращается остаток);
  • в результате проверки были обнаружены нарушения.

Если бюджетные деньги возвращаются в тот же год, когда и были получены, то достаточно сделать обратную проводку:

  • Дт 76 Кт 51 — перечисление полученного пособия обратно в бюджет.

Пример покупки лизингового имущества.

  • Дт 76 Кт 86 — подписаны документы;
  • 51 76 — получены денежные средства;
  • 86 98 — отражение доходов будущих периодов;
  • 20 02 — амортизация;
  • 98 91 — часть субсидии учтена как внереализационный доход на амортизацию.

ООО “Апельсин” получило дотации на 1 млн рублей. Через год в результате проверки был выявлен нецелевой расход средств, и принято решение их вернуть.

Проводки будут следующими:

  • Дебет 86 Кредит 76 – 1 млн рублей — выставлена сумма к возврату;
  • 98.2 91.1. – 180 тыс. руб. — незаконно начисленный износ;
  • 91.1 86 – 180 тыс руб. — ликвидировано начисление амортизации;
  • 98.2 86 – 820 тыс руб. — восстановлен остаток субсидии;
  • 86 51 – 1 млн рублей — возврат фактически осуществлен.

Субсидии могут быть получены организацией только для целевого использования. Их обязательно нужно отражать в бухгалтерском учете. Есть несколько основных операций, обусловленные целевым направлением, проводки по которым приведены в статье. В некоторых случаях предусмотрен возврат средств, полученных из бюджета.

Субсидия по зарплате — как правильно отразить в учете

В зависимости от выполнения условий предоставления бюджетных средств организация может отражать средства государственной помощи:

  • по мере возникновения целевого финансирования и задолженности по этим средствам;
  • по мере фактического получения ресурсов.

Об этом говорится в пункте 7 ПБУ 13/2000.

В первом случае организация отражает государственную помощь в учете при наличии следующих условий:

  • имеется уверенность, что условия предоставления таких средств организацией будут выполнены. Подтверждением могут быть, например, заключенные организацией договоры, принятые и публично объявленные решения, технико-экономические обоснования, утвержденная проектно-сметная документация;
  • имеется уверенность, что указанные средства будут получены. Подтверждением могут быть, например, утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, акты приемки-передачи ресурсов и иные соответствующие документы.

Такой порядок предусмотрен пунктом 5 ПБУ 13/2000.

При возникновении целевого финансирования (задолженности по предоставлению средств) в учете сделайте проводки:

Дебет 76 Кредит 86
– отражена задолженность бюджета по предоставлению государственной помощи.

По мере фактического получения средств соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счета учета поступившего имущества (например, денежных средств, капитальных вложений):

Дебет 51 (08, 10…) Кредит 76
– отражено поступление имущества (в т. ч. денежных средств) в рамках государственной помощи.

Об этом говорится в абзаце 1 пункта 7 ПБУ 13/2000 и Инструкции к плану счетов.

Читайте также:  Можно ли поменять паспорт в другом городе?

Во втором случае (если организация фактически получила средства государственной помощи, но достаточная уверенность в том, что она выполнит условия их предоставления отсутствует) при их получении в учете сделайте проводку:

Дебет 51 (08, 10…) Кредит 86
– отражено поступление имущества (в т. ч. денежных средств) в рамках государственной помощи.

Полученные средства учитывайте на счете 86 вплоть до того момента, пока у организации не появится уверенность в том, что условия получения целевых средств будут выполнены.

Например, такая ситуация может возникнуть, если организация получила средства на строительство производственного цеха, однако есть сомнения в том, что строительство будет окончено в установленный срок.

Об этом говорится в пункте 12, абзаце 2 пункта 7 ПБУ 13/2000 и Инструкции к плану счетов.

Если государственная помощь предоставлена на финансирование расходов, которые возникли у организации в прошлых отчетных периодах, то в бухучете сделайте проводки:

Дебет 76 Кредит 91-1
– отражена задолженность бюджета по предоставлению государственной помощи;

Дебет 51 Кредит 76
– отражено поступление средств государственной помощи на финансирование расходов, которые возникли у организации в прошлых отчетных периодах.

Об этом говорится в пункте 10 ПБУ 13/2000.

Субсидии, полученные в связи с реализацией товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам или предоставлением потребителям льгот в соответствии с законодательством, НДС не облагаются (п. 2 ст. 154 НК РФ).

Ситуация: как участнику «Сколково» отразить в бухучете получение субсидии из федерального бюджета? Возмещаются расходы при импорте товаров через управляющую компанию: НДС и таможенная пошлина.

В данном случае субсидия будет зачислена на счет управляющей компании. Поступление средств отразите зачетом обязательств: кредиторской задолженности перед управляющей компанией и дебиторской задолженности государства перед вами.

Так как управляющая компания оказывает участнику «Сколково» услуги таможенного брокера, она сама платит таможенные пошлины и НДС. Делает она это от имени и по поручению участника. То есть это затраты непосредственно участника, а управляющая компания – всего лишь посредник. Это следует из положений статьи 11 Закона от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ.

Затраты на уплату таможенных пошлин и НДС по импорту участнику возместят в виде субсидии. Но перечислят ее не участнику, а управляющей компании по Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 5 мая 2011 г. № 339.

Поступление товара отразите проводкой:

Отражение в бухучете операций по возврату средств государственной помощи зависит от:

  • момента, когда возникли обстоятельства, при которых организация должна возвратить полученные ресурсы;
  • метода отражения в бухучете поступления государственной помощи.

На дату возникновения задолженности перед бюджетом по возврату государственной помощи в бухучете сделайте исправительные записи (сторно) при одновременном соблюдении двух условий:

  • организация отражала поступление государственной помощи по мере возникновения целевого финансирования (задолженности по этим средствам);
  • обстоятельства, повлекшие возврат средств, возникли в том же году, когда была получена государственная помощь.

Зарплата за счет субсидии — проводки

Напомним, что к доходам от реализации произведенной сельхозпродукции применяется ставка налога на прибыль 0 процентов (п. 1.3 ст. 284 Налогового кодекса РФ). Поэтому при получении средств финансирования льготную ставку можно применять, если они непосредственно относятся к деятельности по производству сельхозпродукции, ее переработке и продаже.

Например, хозяйство вправе использовать нулевую ставку налога на прибыль в отношении средств господдержки, полученных:

  • на компенсацию затрат, понесенных по причине гибели сельскохозяйственных культур из-за засухи;
  • на субсидирование элитного семеноводства;
  • на приобретение минеральных удобрений и средств защиты растений;
  • на возмещение процентных ставок по кредитам на приобретение сельскохозяйственной техники, семян, минеральных удобрений, горюче-смазочных материалов.

Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 6 апреля 2011 г. № 03-03-06/1/217.

Что касается субсидий, которые не связаны с сельскохозяйственной деятельностью, то они облагаются по ставке 20 процентов. Об этом сказали чиновники в письме Минфина России от 1 ноября 2013 г. № 03-03-06/1/46682.

Бухгалтерский учет субсидий регулируется ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» и ведется на счете 86 «Целевое финансирование».

Возможны два варианта учета (п. 7 ПБУ 13/2000):

  • по мере возникновения права на субсидию;
  • при ее фактическом получении.

Если выбрать первый вариант, то нужно будет сделать следующие проводки:
ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 86
– признаны средства господдержки;

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 76
– поступило финансирование.

При выборе второго варианта достаточно будет одной проводки:
ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 86
– получена господдержка.

По мере расходования субсидии ее сумма списывается со счета 86. Порядок списания зависит от того, на какие расходы она выделена – капитальные или текущие.

Определение субсидии как целевой помощи (ПБУ 13/2000) является главным условием применения счета 86 «Целевое финансирование». Именно на нем аккумулируются суммы, объединяемые единым термином «субсидии» – учитываются поступления, контролируется использование средств по назначению и осуществляется возврат неосвоенных сумм.

Поступление субсидии фирма может отражать в учете двумя способами:

  1. Зафиксировав на момент подписания договора о предоставлении дотации задолженность бюджета по дебету сч. 76, а при получении субсидии – кредитуя его:

Д/т 76 К/т 86 – на сумму предполагаемой субсидии;

Д/т 51 (08, 10) К/т 76 – на поступление средств, инвестиций, ТМЦ, имущества и др. в рамках договора о целевом субсидировании;

  1. По факту поступления средств:

Д/т 08, 10, 51 К/т 86 – на сумму субсидии.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *