В сфере противодействия коррупции утрата доверия подразумевает

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В сфере противодействия коррупции утрата доверия подразумевает». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Чтобы уволить работника по данному основанию, необходимо доказать, что работник действительно совершил виновные действия, вследствие чего утратил доверие своего работодателя. Соответственно, если работодатель решил не обращаться в полицию, он должен провести собственное расследование.

Увольнение по утрате доверия: порядок действий

Для проведения такого расследования создается специальная комиссия, а основанием для его проведения может служить, например, служебная записка непосредственного начальника провинившегося работника.

Отметим, что если в процессе проведения расследования необходимо провести инвентаризацию (например, чтобы подтвердить факт недостачи/хищения), то перед ее проведением обязательно возьмите с работника расписку о том, что все доверенные ему денежные и материальные ценности оприходованы, а те, которые выбыли, — списаны.

Принято решение уволить

В Законе N 79-ФЗ не определен общий порядок прекращения служебного контракта. Напомним, в силу ст. 73 Закона N 79-ФЗ неурегулированные вопросы регламентируются нормами ТК РФ. В частности, ст. 84.1 ТК РФ устанавливает общий порядок оформления прекращения трудового договора работодателем, соответственно, указанный порядок будет применим и к отношениям на госслужбе.

Из ч. 2 ст. 33 Закона N 79-ФЗ следует, что прекращение служебного контракта с гражданским служащим, освобождение его от замещаемой должности и увольнение с гражданской службы оформляются правовым актом государственного органа (приказом или распоряжением), с которым служащий должен быть ознакомлен под роспись. Если акт об увольнении невозможно довести до сведения госслужащего или он отказывается от ознакомления, в акте необходимо сделать запись об этом.

Днем увольнения является последний день исполнения гражданским служащим должностных обязанностей, за исключением случаев, когда он фактически не работал, но за ним сохранялась должность.

Обращаем ваше внимание на то, что увольнение с гражданской службы в период временной нетрудоспособности или отпуска по рассматриваемому основанию не допускается (ч. 3 ст. 37 Закона N 79-ФЗ). Это подтверждает и судебная практика.

Решением Центрального районного суда г. Красноярска от 15.02.2008 М., проходивший службу в ФССП по Березовскому району Красноярского края в должности старшего судебного пристава и уволенный по п. 4 ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ (совершение виновных действий гражданским служащим, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему представителя нанимателя), был восстановлен на работе.

Коррупция (понятие, ответственность, противодействие коррупции)

  • Лекционный материал на тему:
  • «Коррупция (понятие, ответственность,
  • противодействие коррупции)»
  • Понятие коррупции.

На сегодняшний день существует четкое определение понятия «коррупция», установленное законом. Определение понятия «коррупция» приведено в Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

  1. Коррупцией считается — злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.
  2. Формы коррупции.
  3. Как социальное явление коррупция достаточно многолика и многогранна. Коррупция проявляется в совершении:

-преступлений коррупционной направленности (хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, дача взятки, получение взятки, коммерческий подкуп и т.д.);

-административных правонарушений (мелкое хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, нецелевое использование бюджетных средств и средств внебюджетных фондов и другие составы, подпадающие под составы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях);

-дисциплинарных правонарушений, т.е. использовании своего статуса для получения некоторых преимуществ, за которое предусмотрено дисциплинарное взыскание;

  • -запрещенных гражданско-правовых сделок (например, принятие в дар или дарение подарков, оказание услуг госслужащему третьими лицами).
  • Более подробно рассмотрим уголовно-наказуемые коррупционные деяния.
  • К коррупционным деяниям относятся следующие преступления: -злоупотребление должностными полномочиями (статья 285 Уголовного кодекса Российской Федерации[1]),
  • -превышение должностных полномочий (статья 286 УК РФ);
  • -получение взятки (статья 290 УК РФ)
  • -дача взятки (статья 291 УК РФ);
  • -злоупотребление полномочиями (статья 201 УК РФ);
  • -коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ), а также иные деяния, попадающие под понятие «коррупция», указанное выше.

Основным коррупционным деянием является взятка. Взятка — это не только деньги, но и другие материальные и нематериальные ценности. Услуги, льготы, социальные выгоды — так называемый «блат», — полученные за осуществление или неосуществление должностным лицом своих полномочий, также относятся к взяткам.

Взяткой признается передача и получение материальных ценностей как за общее покровительство, так и за попустительство по службе.

К общему покровительству по службе могут быть отнесены, в частности, действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности, совершением других действий, не вызываемых необходимостью.

К попустительству по службе следует относить, например, непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, недобросовестное реагирование на его неправомерные действия.

Злоупотребление полномочиями

Злоупотребление — это использование коррупционером своего служебного положения вопреки интересам службы (организации) либо явно выходящие за пределы его полномочий, если такие действия (бездействие) совершены им из корыстной или иной личной заинтересованности и влекут существенное нарушение прав и законных интересов общества.

Должностное лицо или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, в таких случаях действует в пределах своих полномочий по формальным основаниям либо выходит за пределы имеющихся у него полномочий. Это часто происходит вопреки интересам службы и организации.

  1. Коммерческий подкуп
  2. Схожим по своим признакам с составом таких преступлений, как дача взятки и получение взятки, является коммерческий подкуп, который также включен в понятие «коррупция».
  3. Различие этих преступлений заключается в том, что при коммерческом подкупе получение материальных ценностей, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего (оказывающего), осуществляется лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации.
  4. Также, как и за взяточничество, за коммерческий подкуп Уголовный кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность, лица подкупаемого, так и лица подкупающего.
  5. Ответственность за коррупцию.
  6. За совершение коррупционных правонарушений граждане несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  7. Рассмотрим вопросы уголовной ответственности за совершение коррупционных правонарушений.

Уголовным кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до 15 лет как за получение взятки так и за дачу взятки.

То есть перед законом отвечает не только лицо, которое получает взятку, но и то лицо, которое взятку дает, или от чьего имени взятка передается взяткополучателю.

В случае, если взятка передается через посредника, то он также подлежит уголовной ответственности за пособничество в даче взятки.

Понятие взяточничества охватывает два вида преступлений: получение взятки (статья 290 УК РФ) и дача взятки (статья 291 УК РФ). Близки к ним такие уголовно наказуемые деяния, как коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ) и провокация взятки либо коммерческого подкупа (статья 304 УК РФ).

Состав преступления (взяточничества) будет иметь место независимо от того, когда была принята взятка — до или после выполнения соответствующих действий, а также независимо от того, имелась ли предварительная договоренность между взяткодателем и взяткополучателем.

Дача взятки при отсутствии обстоятельств, отягчающих ответственность, наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, или в размере от пятикратной до тридцатикратной суммы взятки, либо исправительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере от пятикратной до десятикратной суммы взятки или без такового.

Читайте также:  ФНС ускорила проверки по налоговым вычетам

При наличии обстоятельств, отягчающих ответственность (дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействия) в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой), дача взятки наказывается штрафом в размере от двух миллионов до четырех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет, или в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового.

Дача взятки может осуществляться с помощью посредника.

Посредничеством во взяточничестве признается совершение действий, направленных на передачу взятки: непосредственная передача предмета взятки, создание условий для такой передачи.

Ответственность посредника во взяточничестве наступает независимо от того, получил ли посредник за это вознаграждение от взяткодателя (взяткополучателя) или не получил.

  • Если взятка передается должностному лицу через посредника, то такой посредник подлежит ответственности за пособничество в даче взятки.
  • Необходимо отметить, что лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место:
  • а) вымогательство взятки со стороны должностного лица;
  • б) если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки;
  • в) если лицо активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления;
  • Необходимо знать, что получение взятки — одно из самых общественно опасных должностных преступлений, особенно если оно совершено в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, сопряжено с вымогательством взятки.
  • Обстоятельствами, отягчающими уголовную ответственность за получение взятки, являются:
  • получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие);
  • получение взятки лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления;
  • — получение взятки группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
  • — вымогательство взятки;
  • — получение взятки в крупном размере (крупным размером признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие 150 тысяч рублей).
  • — получение взятки в особо крупном размере (особо крупным размером признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие 1 миллион рублей).

Самым мягким наказанием за получение взятки является штраф, а самым суровым — лишение свободы на срок до 15 лет. Кроме того, за получение взятки лишают права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (по ч. 1 ст. 290 УК РФ на срок до трех лет, по ч. 6 ст. 290 УК РФ на срок до 15 лет).

  1. Таким образом, попытка получить блага, преимущества, избежать неприятностей при помощи взятки имеет своим последствием уголовное преследование и наказание.
  2. Противодействие коррупции.
  3. Противодействие коррупции — деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
  4. а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
  5. б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
  6. в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
  7. Борьбу с коррупцией в пределах своих полномочий осуществляют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
  8. В целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации государственной политики в области противодействия коррупции по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц.
  9. При полученных данных о совершении коррупционных правонарушений органы по координации деятельности в области противодействия коррупции передают их в соответствующие государственные органы, уполномоченные проводить проверку таких данных и принимать по итогам проверки решения в установленном законом порядке.
  10. Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.
  11. Основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности борьбы с коррупцией законодатель определил:
  12. -проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции;
  13. -создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества; принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;
  14. -совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью;

-введение антикоррупционных стандартов, т.е. установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области; унификация прав и ограничений, запретов и обязанностей, установленных для государственных служащих, а также для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;

  • -обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
  • -обеспечение независимости средств массовой информации;
  • -неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность;
  • -совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции; совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы; обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;
  • -устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности; совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а таюке порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения;
  • -повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих;
  • -укрепление международного сотрудничества и развитие эффективных форм сотрудничества с правоохранительными органами и со специальными службами, с подразделениями финансовой разведки и другими компетентными органами иностранных государств и международными организациями в области противодействия коррупции и розыска, конфискации и репатриации имущества, полученного коррупционным путем и находящегося за рубежом;
  • -усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц;
  • -передача части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям;
  • -сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов;
  • -повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции.

Анатолий Выборный: Институт увольнения в связи с утратой доверия – эффективный инструмент противодействия коррупции»

Депутат Государственной Думы РФ Анатолий Выборный провел пресс-конференцию на тему: «Институт увольнения в связи с утратой доверия – эффективный инструмент противодействия коррупции». Ее организовали в международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня».

В конференции также приняли участие представители Генеральной прокуратуры и Минтруда РФ. Журналистам рассказали о механизмах контроля в сфере противодействия коррупции, применении санкций в отношении нарушителей и об общественной значимости института увольнения в связи с утратой доверия.

Основаниями для этого служат такие грубые коррупционные правонарушения, как сокрытие сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, непринятие мер по урегулированию конфликта интересов, осуществление предпринимательской деятельности в нарушение антикоррупционных запретов.

По данным Генеральной прокуратуры РФ, в 2018 году 1303 российских чиновника были уличены в коррупционных нарушениях и уволены с такой формулировкой (в 2015 г. – 121, в 2016 г. – 353, в 2017 г. – 1251).

Читайте также:  2023. Изменения в сфере недвижимости, вступающие в силу в новом году

«Институт увольнения в связи с утратой доверия, как показывает правоприменительная практика, является эффективном инструментом противодействия коррупции. С 2018 года в России ведется реестр коррупционеров.

В него сроком на 5 лет вносятся сведения о лицах, уволенных в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения. Включение в реестр, исключение из него определяется Правительством РФ. На начало апреля 2019 г. в него внесено чуть более 1100 лиц.

Таким образом, реестр коррупционеров – это своего рода дополнительный стимул для чиновников к соблюдению законов.

Кроме того, на рассмотрение в Государственную Думу внесен законопроект, предусматривающий дифференцированные меры, которые могут применяться, если увольнение является слишком суровым наказанием.

Бывают ситуации, когда должностное лицо допустило нарушение, но не настолько серьезное, чтобы его уволить в связи с утратой доверия с последующим внесением в соответствующий реестр.

В этих целях законопроектом предусмотрены дополнительные виды взысканий – выговор и предупреждение о неполном служебном соответствии.

Данные меры позволят обеспечить неотвратимость наказания за любые коррупционные правонарушения, не влекущие уголовно-правовых последствий и недостаточно серьезные для увольнения», — отметил Выборный.

Источник: http://guardinfo.online/2019/04/09/anatolij-vybornyj-institut-uvolneniya-v-svyazi-s-utratoj-doveriya-effektivnyj-instrument-protivodejstviya-korrupcii/

Причины увольнение госслужащих по статье

Мы рассмотрели возможные причины увольнения на основании утраты доверия к сотруднику, но котируются они только в коммерческих учреждениях. Законодательством предусмотрен ряд условий, на основании которых происходить увольнение на соответствующем основании в государственных бюджетных структурах. Статья 59.2 Федерального закона №79 от 27.07.2004 года относит к таковым следующие:

  • Оплачиваемое участие в управленческой деятельности коммерческих учреждений;
  • Отказ в предоставлении информации, касающейся доходов сотрудника или доходов членов его семьи или искажение этой информации;
  • Бездеятельность в случае обличения наличия конфликта интересов;
  • Ведение предпринимательства;
  • Пренебрежением табу на пользование заграничными финансовыми инструментами или банковскими счетами;
  • Участие в управлении органов заграничных бюджетных организаций.

Порядок действий при увольнении в связи с утратой доверия

Работодатель наделён правом односторонне прекратить трудовой договор, если больше не доверяет подчинённому. Но чтобы эта процедура считалась законной, необходимо соблюсти следующий порядок действий:

Нарушение выявляется и фиксируется с помощью служебной или докладной записки. Обнаружить проступок может любой член коллектива — руководитель, коллега, ответственное лицо.

Специальным приказом учреждают комиссию (минимум 3 члена), которая проверит данные из служебной записки или докладной.

  1. Комиссия проводит проверку: выясняет, было ли нарушение, когда и почему оно произошло, определяет масштаб вреда и виновность сотрудника.
  2. «Обвиняемому» даётся 2 дня, чтобы подготовить письменное объяснение. Он может отказаться от объяснений в присутствии свидетелей — тогда подписывают акт об отказе дать объяснения.
  3. Комиссия снова изучает материалы расследования и сопоставляет их с данными сотрудника. На этом этапе определяется, есть ли причины уволить работника. Все данные оформляют письменно и знакомят с ними «обвиняемого». Желательно, предоставить ему экземпляр под подпись.
  4. Если решено снять специалиста с должности, руководитель издаёт стандартный приказ об увольнении по форме Т-8. Причиной указывают утрату доверия (со ссылкой на ТК РФ или закон о гражданских служащих), а основанием — материалы комиссии.
  5. Затем оформляют трудовую книжку. Причины и основания дублируют приказ. В последний день на рабочем месте увольняемый получает все стандартные денежные платежи: заработную плату и компенсацию за неиспользованный отпуск.

Документация, за исключением приказа об увольнении Т-8, издаётся в свободной форме. Унифицированных образцов нет. Комиссию составляют руководящие лица организации — начальники, их заместители, главный бухгалтер, начальник отдела кадров. Хорошей идеей будет пригласить независимого эксперта («третью сторону»), но на практике это не всегда возможно.

Увольнение производится в следующие сроки:

  • в течение 1 месяца со дня обнаружения проступка;
  • от 6 месяцев до 2 лет со дня нарушения, если оно обнаружилось по ходу ревизии;
  • в течение 12 месяцев, если проступки совершены не на рабочем месте или не связаны со служебными обязанностями (норма касается гражданских служащих).

Увольнение сотрудника в связи с утратой доверия, статья ТК РФ

Увольнение в связи с утратой доверия является одной из причин прекращения трудового договора между работником и работодателем (п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). Какие статьи закона регулируют увольнение по утрате доверия?

Основным законом в вопросе увольнения по причине недоверия является пункт седьмой 81 статьи ТК РФ.

Помимо нее, данный процесс регулируют еще несколько законодательных документов:

  • статьи № 34-35 Закона «О занятости граждан РФ» № 1032-1;
  • статья ФЗ № 79;
  • статья 193 ТК РФ;
  • ФЗ № 255;
  • статья 261 ТК РФ;

Постановление Пленума Верховного Суда № 2.

Увольнение по утрате доверия грозит только работникам, обслуживающим денежные или товарные ценности, в случаи совершения этими работниками виновных действий, в результате которых у работодателя есть основания больше не доверять данным сотрудникам (п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).

Если виновные действия совершила работница, обслуживающая денежные/материальные ценности, но при этом она беременна, то уволить ее работодатель не может (ст. 261 ТК РФ).

Кроме того, по причине утраты доверия нельзя уволить работника, находящегося на больничном или в отпуске (ст. 81 ТК РФ). Его можно уволить после возвращения на работу.

Также под запретом увольнение несовершеннолетних работников, если нет согласия на эти действия трудинспекции и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (ст. 269 ТК РФ).

Таким документом может быть трудовой договор или же договор о материальной ответственности (ст. 244 ТК РФ).

К сожалению, трудовое законодательство не поясняет, какие конкретно виновные действия работника могут привести к тому, что работодатель утратит к нему доверие. Но к таким действиям, к примеру, можно отнести:

  • действия, в результате которых произошло хищение или утрата денежных и материальных ценностей, или же возникла угроза хищения/утраты;
  • взятничество.

Стоит отметить, что работодатель имеет все основания утратить доверие к своему работнику, даже если его виновные действия не связаны с работой (ст. 81 ТК РФ, п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2).

Если виновные действия работника имеют прямое отношение к исполнению им своих служебных обязанностей, то увольнение по причине утраты доверия является дисциплинарным взысканием (ст. 192 ТК РФ). И Трудовым кодексом установлен четкий порядок применения дисциплинарных взысканий (ст. 193 ТК РФ).

Как было сказано выше, увольнение в связи с утратой доверия за проступки, совершенные в рамках исполнения непосредственных должностных обязанностей, Трудовым кодексом относится к дисциплинарным взысканиям (ст. 192).

В связи с этим расторжение трудовых отношений на рассматриваемом основании должно быть проведено в порядке, предусмотренном статьей 193 ТК РФ. Это означает, что порядок увольнения в связи с утратой доверия:

  • Обнаружение и фиксация виновных действий работника.
  • Проведение служебного расследования.
  • Получение письменного объяснения от работника (составление акта отказа от объяснений).
  • Акт о результатах (итогах, выводах) служебного расследования.
  • Издание приказов.
  • Увольнение.

Докладная записка может быть подана непосредственным руководителем провинившегося работника (начальником его структурного подразделения), трудовым коллективом, руководителем кадровой службы или другим лицом. Руководитель организации должен проставить на докладной записке резолюцию (надпись: Решение руководителя. Подпись. Расшифровка подписи. Число).

  • Трудовая обязанность может быть закреплена в трудовом договоре, должностной инструкции, правилах внутреннего распорядка и других нормативных документах, описывающих обязанности работника.
  • Приказ следует распечатать и ознакомить с ним работников, указанных в приказе, под роспись — в нижней части приказа они должны расписаться и поставить дату ознакомления.
  • В случае если ситуация носит конфликтный характер, необходимо письменно оформить уведомление о необходимости дачи объяснений и вручить его работнику под роспись.
  • Срок: два рабочих дня с момента установления факта нарушения трудовой обязанности.
  • Срок: два дня.

За каждое нарушение можно применить только одно взыскание, которое применяется с учетом тяжести совершенного проступка. В случае применения несоразмерного взыскания работодатель может быть привлечен к ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ.

Срок: не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка и не позднее шести месяцев со дня его совершения (а по результатам ревизии или проверки не позднее двух лет со дня совершения).

Срок: два дня.

Бесплатная консультация юриста

Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

Бесплатная консультация юриста

Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

Задать вопрос

  1. Приказ следует распечатать и ознакомить с ним работника под роспись — в нижней части приказа работник должен расписаться и поставить дату ознакомления.
  2. Срок: три дня.
  3. Срок: день прекращения трудового договора.
  4. Запись вносится в соответствии с приказом об увольнении по следующему образцу:
№ записи Дата Сведения о приеме на работу, переводе
на другую постоянную работу, квалификации, увольнении
(с указанием причин и ссылкой на статью, пункт закона)
Наименование,
дата и номер документа, на основании которого внесена запись
число месяц год
1 2 3 4
Общество с огр��ниченной ответственностью «Ромашка» (ООО «Ромашка»)
12 31 08 2012 Принят на должность генерального директора
Читайте также:  С 2023 года уменьшится госпошлина за регистрацию изменений в договорах аренды

Увольнение по утрате доверия судебная практика

В основном за восстановлением нарушенных прав обращаются бывшие директора предприятий. Решения суда в этом вопросе не имеют единообразия, так как каждый случай строго индивидуален.

Следует обратить внимание, что отсутствие доказательственной базы может привести не только к отказу в возмещении вреда, но и послужить основанием для восстановления в должности руководителя. Если не соблюдена процедура, то работодатель также лишается оснований для вменения в качестве увольнения “утраты доверия”.

В некоторых случаях оспаривается требование о материальном ущербе при условии отсутствия соглашения о полной материальной ответственности. Однако в этом вопросе суды опираются на разъяснения ВС РФ. В нем говорится, что заключать подобные соглашения необязательны, если профессия уволенного сотрудника вошла в перечень наименований должностей, которые несут ответственность за товарные ценности и доверенные денежные знаки. Поэтому в отношении главного бухгалтера и генерального директора будут вынесены различные постановления.

Следует обратить внимание и на тот факт, что дела в отношении недоверия к военнослужащему рассматриваются в военных судах. Здесь существует особый порядок доказывания, исключающий субъективный подход. Эта категория лиц в основном подвергается наказанию за несоблюдение порядка предотвращения конфликта интересов.

Проблема правового регулирования увольнения гражданского служащего в связи утратой доверия

Подробно данный вопрос урегулирован ст. 59.2 ФЗ № 79, представляющей конкретные причины, которые могут привести к утрате доверия. Например, к ним законодатель отнес: непринятие гражданским служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является. При этом согласно ч. 2 ст.59.2 ФЗ № 79 подлежит увольнению в связи с утратой доверия и сам представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, но не принято мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов. Ученые данное основание часто относят к списку коррупционных правонарушений, отсюда часто возникает вопрос о том какой вид юридической ответственности в этом случае применяется [4, С. 15]. Так, например, Н. А. Кандрина предлагает рассматривать ответственность гражданских служащих как служебную ответственность, а М. Б. Добробаба полагает, что в сфере гражданской службы существует служебно-дисциплинарная [5, С. 50; 6, С. 49]. Можно поддержать в этом споре В.В. Коробченко и Т.В. Иванкину, которые посчитали подобный подход не вполне удачным, так как он «предполагает смешение различных по своей природе и целевому назначению видов юридической ответственности» [7, С. 34]. Основания прекращения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя содержатся в статье 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 79) [1]. В целом они воспроизводят соответствующие нормы ст. 81 Трудового кодекса РФ [2]. Данные основания традиционно можно разделить на две группы в зависимости от вины гражданского служащего. Благодаря принятому Федеральному закону от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в 2011 году в ФЗ № 79 было внесено новое основание, которое является причиной увольнения гражданского служащего вследствие его виновных действий [3]. А, именно, это прекращение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя в связи с утратой представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей (п. 1.1 ч. 1 ст. 37 ФЗ № 79).

Обратите внимание => Серия и номер полиса омс как выглядит

Как уволиться госслужащему по своему желанию?

Если служащий решил уволиться по своей инициативе, он должен предоставить заявление за 2 недели до предполагаемой даты расторжения контракта. Как выглядит процедура:

  1. Отдел кадров получает заявление в свободной форме, наниматель или его представитель решает вопрос о необходимости двухнедельной отработки.
  2. Наниматель оформляет приказ по форме Т-8 с указанием причин и знакомит работника с ним под роспись.
  3. В последний день трудовой деятельности производятся все выплаты, заполняется трудовая книжка.(О том, как правильно написать заявление об увольнении смотрите здесь⇒ Образец заявления на увольнение фгс).

Увольнение госслужащего по ходатайству представителя нанимателя

Если инициатором расторжения контракта является не служащий, а представитель нанимателя, необходимо руководствоваться основаниями, указанными в ст. 37 ФЗ №79-ФЗ. Здесь все зависит от конкретной ситуации:

  • Когда служащим было допущено однократное грубое нарушение (пребывание на работе в состоянии опьянения, аморальный поступок и т.д.), данный факт должен быть зафиксирован соответствующим актом. Также сюда входят прогулы без уважительных причин.
  • Если работник появился в нетрезвом виде, требуется заключение медкомиссии.
  • Нельзя расторгнуть контракт без предварительной служебной проверки с целью сбора доказательств вины сотрудника.
  • По окончании проверки составляется приказ о прекращении контракта, он отдается на подпись служащему.

В случаях с увольнением по утрате доверия судебная практика достаточно разнообразна. Например, есть решение Архангельского областного суда от 16.05.2002 по делу № 33-1411, по которому увольнение по указанному обстоятельству за нарушение кассовой дисциплины признано обоснованным (недостача).

Нарушение порядка выдачи материальных ценностей ответственным лицом также признано Рязанским судом от 29.11.2006 по делу № 33-1699 достаточным основанием для увольнения.

Общим для всех судебных решений по данному вопросу являются:

  • виновные действия ответственного лица;
  • соблюдение порядка процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности в виде увольнения.

Расторгнуть трудовой договор по причине утраты доверия возможно только с определенным кругом работников. Так, в пункте 45 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года N 2 (далее — Постановление N 2) указано, что уволить из-за утраты доверия можно только работников, непосредственно обслуживающих денежные или товарные ценности (прием, хранение, транспортировка, распределение и т.п.). К ним относятся: кассиры, кладовщики, водители-экспедиторы, бухгалтеры-кассиры, начальники складов и т.д.
При этом должно быть соблюдено условие о том, что эти сотрудники совершили виновные действия, которые послужили поводом утраты доверия к ним со стороны работодателя. Такое увольнение возможно независимо от того, заключен с работниками, обслуживающими денежные или товарные ценности, договор о полной материальной ответственности или нет. Также неважно, к каким трудовым обязанностям относится обслуживание ценностей. По данному основанию не допускается увольнение беременных женщин и других сотрудников в период их временной нетрудоспособности или во время отпуска.

Порядок увольнения служащих в муниципальных, военных и государственных органах, в связи с утратой доверия

Расследование произошедшего нарушения проводится до завершения месяца со дня получения информации о нарушении. При этом выбывают дни, в которые работник был на больничном по временной нетрудоспособности, на время нахождения в отпуске, в дни непосещения работы по веским причинам, время выполнения проверки, период рассмотрения материалов по делу собранной комиссией. Увольнение может быть проведено в течении полугода, но не после этого срока.
Также следует учесть принятый 1.07.2019 федеральный закон № 132-ФЗ, согласно которому будет вести реестр муниципальных служащих, уволенных из-за утраты доверия. В особенности причина увольнений касается нарушений, связанных с коррупцией. Однако введение этого реестра не означает полную невозможность вернуться к муниципальной службе. Введение этого закона лишь делает открытым список тех, кто был уволен по названной причине, и работодатель должен учитывать это при принятии решения о приеме на работу.

Увольнение в связи с утратой доверия

Положения ст. 19 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ устанавливают порядок урегулирования конфликта интересов на гражданской службе и предусматривают, что для целей настоящего Федерального закона используется понятие «конфликт интересов», установленное частью 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», а также понятие «личная заинтересованность», установленное частью 2 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *