Порядок расчетов с казначейством по госконтрактам в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок расчетов с казначейством по госконтрактам в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Казначейское сопровождение — это механизм, с помощью которого государство контролирует целевое использование бюджетных средств. Все деньги по контракту в цепочке: «заказчик — исполнитель — субподрядчики» проходят через счета, открытые в территориальных органах Федерального казначейства (ТОФК).

Участники системы казначейских платежей.

Участниками системы казначейских платежей являются прямые и косвенные участники, определенные ст. 242.8 БК РФ (в редакции Федерального закона № 479-ФЗ).

К прямым участникам системы казначейских платежей относятся, в частности:

  • Федеральное казначейство;

  • финансовые органы субъектов РФ (муниципальных образований);

  • администраторы доходов бюджетов, получатели средств федерального бюджета, администраторы источников финансирования дефицита федерального бюджета;

  • федеральные бюджетные и автономные учреждения.

Косвенными участниками системы казначейских платежей считаются в том числе:

  • получатели средств бюджета субъекта РФ (местного бюджета), администраторы источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ (местного бюджета);

  • бюджетные и автономные учреждения субъекта РФ (муниципальные бюджетные и автономные учреждения).

Новые правила казначейского сопровождения в 2022 году

Законодательство обновило порядок казначейского сопровождения в 2022 г. Надзор осуществляется за целевым бюджетом, выделенным государственным и муниципальным организациям и за реализацией национальных проектов:

  • субсидирование и бюджетное инвестирование юридических лиц;
  • взносы в уставные капиталы и вклады в собственность юрлиц за счет государственных субсидий и бюджетных инвестиций;
  • авансы по контрактам, заключенным получателями средств;
  • авансы по контрактам, заключенным для выполнения условия о выдаче субсидий и концессионных соглашений;
  • взаиморасчеты по госконтрактам с единственным поставщиком по п.2 ч.1 ст.93 44-ФЗ стоимостью не менее 300 тыс. руб.;
  • взаиморасчеты по соглашениям в рамках гособоронзаказа стоимостью не менее 300 тыс. руб.;
  • бюджет, выделяемый учреждениям и ИП в случаях, предусмотренных Правительством РФ.

Новый порядок сопровождения гособоронзаказа в 2022 году

Правительство РФ разработало проект, утвердивший новый порядок взаимоотношений организаций с Казначейством по ГОЗ:

  1. Контроль всех контрактов по ГОЗ стоимостью более 300 тыс. руб.
  2. Все финансовые действия происходят на счетах, открытых в ТОФК.
  3. Счета открываются после проверки информации о головном исполнителе или исполнителе на следующий день после окончания контроля. Заказчики подтверждают открытие лицевого счета исполнителю.
  4. За каждым соглашением закрепляется код госконтракта, который следует указывать во всех платежных документах.
  5. Списание производится после санкционирования расходов. Санкционирование — это проверка соответствия источников поступления средств и их расходов.
  6. Действия с лицевым счетом реализуются в специальном режиме и только при наличии идентификатора госконтракта.
  7. Заказчик отчитывается перед ФК после полного исполнения обязательств.

Информация Федерального казначейства от 11 мая 2018 г. “Ответы на вопросы, поступившие на Всероссийском совещании на тему: «Казначейское сопровождение средств в валюте Российской Федерации, предоставленных для выполнения государственного оборонного заказа в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» 23 марта 2018 года”

N п/п Вопрос Ответ
Открытие лицевого счета для учета операций неучастника бюджетного процесса
1. Сколько лицевых счетов может быть открыто в рамках одного государственного контракта, контракта (договора)? В соответствии с пунктом 3 Правил казначейского сопровождения средств государственного оборонного заказа в валюте Российской Федерации в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2017 г. N 1680 (далее — Правила N 1680), основанием для открытия лицевого счета является государственный контракт по государственному оборонному заказу (далее — ГОЗ), контракт (договор) либо выписка из государственного контракта, контракта (договора) в случае, если указанный государственный контракт, контракт (договор) содержит сведения, составляющие государственную тайну, представленная в порядке и по форме, которые установлены Министерством финансов Российской Федерации. В рамках одного государственного контракта (контракта, договора) открывается отдельный лицевой счет. В случае если головным исполнителем (исполнителем) заключен контракт (договор), условиями которого предусмотрена оптовая закупка у одного поставщика сырья, материалов, комплектующих изделий, в рамках исполнения нескольких государственных контрактов по ГОЗ, то условиями контракта (договора) должно быть предусмотрено соответствующее пропорциональное распределение затрат на каждый государственный контракт по ГОЗ с указанием идентификаторов государственных контрактов по ГОЗ. В этом случае исполнителю по контракту (договору) открываются отдельные лицевые счета в рамках исполнения каждого государственного контракта.
2. Можно ли не открывать лицевой счет, если сумма контракта менее 100,0 тыс. рублей? В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 5 Федерального закона от 5 декабря 2017 г. N 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» (далее — Федеральный закон N 362-ФЗ) казначейскому сопровождению подлежат расчеты по государственным контрактам, заключаемым в целях реализации ГОЗ на сумму более 100,0 тыс. рублей, а также расчеты по контрактам (договорам), заключаемым в рамках исполнения указанных государственных контрактов на сумму более 100,0 тыс. рублей, за исключением средств, указанных в пункте 3 части 3 статьи 5 Федерального закона N 362-ФЗ. Если сумма государственного контракта по ГОЗ, контракта (договора) менее 100,0 тыс. рублей лицевой счет головному исполнителю (исполнителю) не открывается и расчеты осуществляются на расчетный счет, открытый головному исполнителю (исполнителю) в кредитной организации.
Санкционирование расходов
3. Частью 5 статьи 5 Федерального закона N 362-ФЗ установлено, что при казначейском сопровождении средств ГОЗ в условия государственного контракта, заключаемого в рамках ГОЗ включаются, в том числе положения о перечислении прибыли в размере, согласованном сторонами при заключении контракта и предусмотренном его условиями, после исполнения контракта и представления в территориальный орган Федерального казначейства акта проема-передачи товара (выполнения работ). Просьба разъяснить, какая формулировка должна присутствовать в государственном контракте на проектирование (строительство) объекта в целях соблюдения данного установленного требования и каким образом эта прибыль должна рассчитываться (в случае если она должна быть)? Достаточно ли указать в тексте государственного контракта такую формулировку: «положения о перечислении прибыли в размере, согласованном сторонами при заключении контракта, условиями контракта не устанавливаются»? Определение размера рентабельности (прибыли), учитываемой в цене на продукцию по ГОЗ, при определении начальной (максимальной) цены государственного контракта, а также цены государственного контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), установлено разделом IV постановления Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 г. N 1465 «О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее — Постановление N 1465). Порядок определения плановой рентабельности (прибыли) в цене на продукцию установлен пунктами 54 — 57 Постановления N 1465, при определении цены на продукцию затратным методом и методом индексации по статьям затрат. Стороны государственного контакта самостоятельно определяют соответствующий размер прибыли, обоснованный единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) государственного контракта при определении цены государственного контракта методами, отличными от затратного метода и метода индексации по статьям затрат. В соответствии с пунктом 4 части 5 Федерального закона N 362-ФЗ в условия государственного контракта включаются положения о перечислении головным исполнителем средств в согласованном государственным заказчиком размере, не превышающем размера прибыли, подлежащего применению государственным заказчиком в составе цены продукции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для определения начальной (максимальной) цены государственного контракта или цены государственного контракта, заключаемого с единственным головным исполнителем, в случае частичного исполнения головным исполнителем государственного контракта, если результатом такого частичного исполнения является принятая государственным заказчиком продукция. Цена государственного контракта на проектирование (строительство) объекта включает в себя сметную прибыль. В случае если размер прибыли условиями государственного контракта не установлен, перечисление прибыли на расчетный счет головного исполнителя осуществляется при наличии в Сведениях об операциях с целевыми средствами, утвержденных государственным заказчиком, суммы по коду 0999 «Выплаты по окончательным расчетам (прибыль)» после исполнения обязательств по государственному контракту либо его этапа (в случае если это предусмотрено условиями государственного контракта) и при предоставлении документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств.
4. По условиям государственного контракта на лицевой счет исполнителя (подрядчика), предназначенный для учета операций со средствами юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, открытый в органе Федерального казначейства перечислены денежные средства (аванс). Каков правовой статус денежных средств, находящихся на лицевых счетах исполнителей (подрядчиков), предназначенных для учета операций со средствами юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, открытых в органах Федерального казначейства? Имеется ли закрепление в нормативных правовых актах? В соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 362-ФЗ средства в валюте Российской Федерации, указанные в части 2 статьи 5, в том числе расчеты по государственным контрактам, заключаемым в целях реализации ГОЗ, являются целевыми средствами.
5. Имеется ли механизм возврата денежных средств, находящихся на лицевых счетах исполнителей (подрядчиков), предназначенных для учета операций со средствами юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, открытых в органах Федерального казначейства, в бюджет, в случае добровольного отказа исполнителя (подрядчика) от их возврата? Возможно ли включение денежных средств, находящихся на лицевых счетах исполнителей (подрядчиков), в конкурсную массу, в связи с проведением процедуры банкротства владельца вышеуказанного счета? Статьей 5 Федерального закона N 362-ФЗ установлен механизм возврата остатков средств субсидий или дебиторской задолженности, источником финансового обеспечения которых являются субсидии. По данному вопросу Федеральным казначейством направлен запрос в Министерство финансов Российской Федерации, как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативное правовое регулирование в сфере бюджетных отношений, от 29 марта 2018 г. N 22-02-05/5252.
6. Необходимость разработки плана закупок на работы по государственному оборонному заказу? Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон N 44 ФЗ) планы закупок формируются заказчиками исходя из целей осуществления закупок, определенных с учетом положений статьи 13 Федерального закона N 44-ФЗ, а также с учетом установленных статьей 19 Федерального закона N 44-ФЗ требований к закупаемым заказчиками товарам, работам, услугам. В соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона N 44-ФЗ особенности планирования закупок в рамках ГОЗ устанавливаются Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее — Федеральный закон N 275-ФЗ). Положениями части 5 статьи 4 Федерального закона N 275-ФЗ установлено, что состав, правила разработки ГОЗ и его основных показателей определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Вместе с тем согласно пункту 22 Правил разработки государственного оборонного заказа и его основных показателей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1255, формирование проекта государственного оборонного заказа и разработка с участием федеральных органов исполнительной власти и Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» проекта постановления Правительства Российской Федерации о государственном оборонном заказе, а также внесение в Правительство Российской Федерации проекта постановления Правительства Российской Федерации об утверждении государственного оборонного заказа осуществляется коллегией Военно-промышленной комиссии Российской Федерации. Таким образом, постановление Правительства Российской Федерации об утверждении государственного оборонного заказа не может рассматриваться в качестве плана закупок в связи с тем, что соответствующий проект постановления разрабатывается коллегией Военно-промышленной комиссии Российской Федерации и содержит в себе перечень закупок, осуществляемых в рамках государственного оборонного заказа. Вместе с тем план закупок формируется каждым заказчиком самостоятельно и включает все закупки, осуществляемые таким заказчиком (разъяснения даны в письме Минэкономразвития России от 15 марта 2016 г. N Д28и-734).
7. Возмещение произведенных расходов по государственным контрактам по ГОЗ, заключенным до 1 января 2018 года, а также по контрактам (договорам), заключенным в рамках их исполнения. Операции, связанные с возмещением произведенных расходов по государственным контрактам по ГОЗ, заключенным до 1 января 2018 года, а также по контрактам (договорам), заключенным в рамках их исполнения, могут осуществляться: при наличии средств на лицевом счете, открытом головному исполнителю (исполнителю); при отсутствии в государственном контракте (контракте, договоре) условия о возможности возмещения произведенных головным исполнителем (исполнителем) расходов (части расходов); при условии представления документов, подтверждающих факт выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров, и копий платежных поручений, реестров платежных поручений, подтверждающих оплату произведенных юридическим лицом расходов (части расходов). Соответствующие разъяснения даны в совместном письме Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства от 23 апреля 2018 г. N 09-01-08/27350, 07-04-05/22-7629.
8. Необходимость предоставления в 2018 году Сведений об операциях с целевыми средствами по государственным контрактам по ГОЗ, заключенным в 2017 году. В соответствии с пунктом 16 Правил N 1680 санкционирование расходов при казначейском сопровождении средств ГОЗ осуществляется в соответствии с представляемыми головным исполнителем (исполнителем) в территориальный орган Федерального казначейства по месту открытия ему лицевого счета Сведениями об операциях с целевыми средствами, сформированными в порядке и по форме, установленным Министерством финансов Российской Федерации. При этом форма указанных Сведений установлена приказом Минфина России от 8 декабря 2017 г. N 220н «Об утверждении Порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства санкционирования расходов, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства, при казначейском сопровождении целевых средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», которая применяется как при казначейском сопровождении средств, получаемых в рамках исполнения государственных контрактов (контрактов, договоров), заключаемых в целях исполнения государственного оборонного заказа, так и вне рамок государственного оборонного заказа. Соответствующие разъяснения даны в совместном письме Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства от 23 апреля 2018 г. N 09-01-08/27350, 07-04-05/22-7629.
Казначейское обеспечение обязательств
9. О порядке перечисления средств при оплате обязательств юридических лиц в пределах суммы, необходимой для оплаты фактически поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг. Какие условия о казначейском обеспечении обязательств необходимо включать в государственные контракты? В соответствии с пунктом 18 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2017 г. N 1496, получатели средств федерального бюджета вправе предусматривать в заключаемых ими договорах (государственных контрактах) авансовые платежи в размере и порядке, которые установлены для такого договора (государственного контракта) указанным пунктом, если иное не предусмотрено федеральным законом, указом Президента Российской Федерации, данным Положением или иным нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации. Согласно пункту 6 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1705 «Об особенностях реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» получатели средств федерального бюджета вправе предусматривать в заключаемых ими в 2018 году договорах (государственных контрактах) о поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг) условие о казначейском обеспечении обязательств в размере до 100 процентов суммы договора (государственного контракта). Примерные условия о казначейском обеспечении обязательств для включения в государственные контракты изложены в совместном письме Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства от 13 апреля 2018 г. N 09-01-08/24704, 07-04-05/05-6755.
О формировании идентификатора государственного контракта по ГОЗ
10. Порядок формирования идентификатора государственного контракта по ГОЗ? По решению главного распорядителя средств федерального бюджета — государственного заказчика, в том числе для находящихся в его ведении территориальных органов и федеральных казенных учреждений, при осуществлении ими государственных закупок в целях реализации государственного оборонного заказа формирование идентификатора государственного контракта по ГОЗ осуществляется в соответствии с Порядком формирования идентификатора государственного контракта по государственному оборонному заказу, утвержденным приказом Министерства обороны Российской Федерации и Федерального казначейства от 11 августа 2015 г. N 475/13н либо в соответствии с Порядком формирования идентификатора государственного контракта, контракта учреждения, соглашения, договора о капитальных вложениях при казначейском сопровождении средств в валюте Российской Федерации в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», утвержденным приказом Федерального казначейства от 9 января 2018 г. N 5н. Соответствующие разъяснения даны в совместном письме Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства от 18 апреля 2018 г. N 09-01-08/26302, 07-04-05/22-7200.
Читайте также:  Оказание услуг: прямые затраты учитываются в момент их реализации

Что такое казначейский счет

Счет в Казначействе для юридических лиц, или казначейский СЧ — это отдельный расчетный лицсчет, который открыт в территориальном отделении Федерального казначейства РФ. Такие счета используются исключительно получателями бюджетных средств, а также участниками бюджетного процесса. Коммерческой фирме отрывать такой РСЧ необязательно.

Следовательно, казначейский счет для коммерческой организации — что это? Это обычный РСЧ, который открыт в ТОФК в случае, если коммерческая организация является участником (заказчиком, исполнителем или подрядчиком) при заключении или исполнении государственного контракта. Иными словами, если фирма имеет отношение к госконтракту, то получить бюджетное финансирование она сможет только на счет в Казначействе (что это, мы определили выше).

Контроль и расходование денег

Что же происходит дальше – после того как реквизит уже открыт? Как им пользоваться?

На него начисляют денежные средства. Поступают они, как уже было отмечено, из бюджета. Сумма определяется условиями контракта.

Но даже на этом этапе, когда, казалось бы, одобрение всех госорганов уже есть, просто так начинать использовать деньги нельзя. Нужно направить в Федеральное казначейство документацию, которая подтверждает целевой расход

. Какие это бумаги? Например, можно направить:

  • платёжное поручение;
  • собственно госконтракт;
  • накладные и иные документы, свидетельствующие о фактических обязательствах.

Примечание 3.

В платёжной документации обязательно указывается идентификатор госконтракта.

В большинстве случаев государственный контракт подразумевает очень большие суммы. Это обстоятельство определяет оправданность строгого контроля и особенных требований по части предоставления образцов подписей.

Кто участвует в системе казначейских платежей

1 января 2021 г. вступил в силу Федеральный закон №479-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части казначейского обслуживания и системы казначейский платежей», согласно которому Бюджетный кодекс был пополнен новыми главами, такими как «Система казначейских платежей» и «Казначейское обслуживание». Бухгалтерам бюджетной сферы придется привыкать к новым понятиям: казначейское обслуживание, система казначейских платежей, единый казначейских счет, временно свободные средства и казначейский счет. Такое понятия как «Кассовое обслуживание» теперь замещено новым «Казначейское обслуживание». И как следствие таких многочисленных изменений, вступает в силу ряд нормативно-правовых актов, регулирующих порядок работы.

Читайте также:  Субсидии молодой семье какая сумма в 2023 году

Разберем новое понятие «система казначейских платежей». Бюджетный кодекс определяет ее как совокупность взаимодействий участников и операторов по установленным правилам, которые утверждены приказом федерального казначейства № 20н от 13.05.2020. В данной системе будут ежедневно осуществляться операции по переводу денежных средств среди ее участников. Федеральное казначейство в этой системе выступает в роли оператора, а остальные участники деляться на две группы: прямые и косвенные.

К прямым участникам относятся ФК, Финансовые органы субъектов РФ, органы управления государственными внебюджетными фондами, администраторы доходов бюджетов, федеральные бюджетные и автономные учреждения и юридические лица, не являющиеся участниками бюджетного процесса, лицевые счета которых открыты в ФК.

К косвенным участникам относятся получатели средств бюджета субъектов РФ, бюджетные и автономные учреждения субъекта РФ и юридические лица, не являющиеся участниками бюджетного процесса, лицевые счета которых открыты в финансовом органе субъектов РФ.

Таким образом, казенные учреждения могут быть как прямыми участниками системы казначейских платежей, так и косвенными. Статус будет зависеть от уровня бюджета, из которого учреждение получает финансирование. Финансовые органы субъектов РФ (муниципальных образований) будут относиться к категории прямых участков системы казначейских платежей.

П. 5 Порядка №21н гласит, что учет операций участников системы казначейских платежей ведется на лицевых счетах, которые открыты прямыми участниками системы казначейских платежей в территориальных органах Федерального казначейства.

Если обратиться к ст. 242.14 Бюджетного кодекса РФ, в которой описаны Основы казначейского обслуживания и что именно должно учитываться на казначейском счете (денежные средства бюджетов, денежные средства во временном распоряжении получателей бюджетных средств, денежные средства бюджетных и автономных учреждений и денежные средства иных юридических лиц, лицевые счета которых открыты в ФК), а также к письмам Минфина РФ № 09-01-10/6674, Банка России № 04-45-7/5526 и Казначейства России № 07-04-05/05-14880 от 29.07.2020 «О закрытии банковских счетов в связи с переходом на казначейское обслуживание», то все операции финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований теперь будут вестись на казначейских счетах.

Автономным учреждениям

А относятся ли данные требования к автономным учреждениям? Если вспомнить ч.3 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 №174-ФЗ «Об автономных учреждениях», в которой описывается право автономных учреждений открывать счета в кредитных организациях и (или) лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства и финансовых органах, которая не претерпела никаких изменений, то логично предположить, что банковские счета автономным учреждениям закрывать не требуется. Более того, в новой редакции пункта 6 статьи 220.1 БК РФ указано: операции по средствам автономных учреждений должны осуществляться на лицевых счетах, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Согласно приказу Федерального казначейства №21н «О порядке казначейского обслуживания» все операции в системе казначейских платежей теперь ведутся на лицевых счетах, которые были открыты прямым участникам в территориальных органах Федерального казначейства, и как следствие этого, казенные и муниципальные учреждения должны вести свои расчеты через финансовые органы субъектов РФ, т.е. через прямых участников системы казначейских платежей.

Для того чтобы совершить платеж, необходимо распоряжение о перечислении средств, составленное либо на бумажном носителе, либо в электронном виде от прямых или косвенных участников системы. Форма данного распоряжения для прямого участника устанавливается Федеральным казначейством, а для косвенного – прямым участником.

Обмен данными между прямыми участниками и территориальным органом Федерального казначейства осуществляется в электронном виде с применением усиленной электронной подписи уполномоченного лица.

При обмене данными, содержащих государственную тайну либо при отсутствии электронного документооборота, передача осуществляется на бумажном носителе с одновременным предоставлением документов на машинном носителе.

При казначейском обслуживании исполнения федерального бюджета территориальный ОФК проверяет распоряжения о совершении казначейских платежей, представленные получателями средств (администраторами источников финансирования дефицита) федерального бюджета, на соответствие (п. 15 Порядка № 21н):

документам, необходимым для санкционирования оплаты денежных обязательств

положениям порядка санкционирования оплаты денежных обязательств, установленного Минфином в соответствии со ст. 219 и 219.2 БК РФ.

В случае, если распоряжение о совершении казначейских платежей соответствует положениям, установленным данным порядком, то территориальный ОФК принимает его к исполнению. Такие распоряжения исполняются при наличии на казначейском счете, к которому они были представлены, остатка средств, достаточного для их исполнения.

В соответствии с положениями статьи 242.14 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27 декабря 2019 года № 479-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского обслуживания и системы казначейских платежей») денежные средства бюджетов, денежные средства, поступающие во временное распоряжение получателей бюджетных средств, денежные средства бюджетных и автономных учреждений, денежные средства юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, бюджетными и автономными учреждениями, лицевые счета которым открыты в Казначействе России (финансовом органе субъекта Российской Федерации, муниципального образования), с 1 января 2021 года учитываются на казначейских счетах.

Для совершения переводов денежных средств в целях обеспечения осуществления и отражения операций на казначейских счетах, за исключением казначейских счетов для осуществления и отражения операций с денежными средствами Фонда национального благосостояния, территориальным органам Казначейства России в подразделениях Банка России в первый день функционирования платежной системы Банка России 2021 года открываются банковские счета на балансовом счете № 40102 «Единый казначейский счет» в валюте Российской Федерации, входящие в состав единого казначейского счета. При этом отдельным территориальным органам Казначейства России будут открыты несколько банковских счетов, входящих в состав единого казначейского счета.

Читайте также:  Программа по предотвращению попадания посторонних предметов (стр. 1 )

Открытые в настоящее время территориальным органам Казначейства России банковские счета в валюте Российской Федерации (далее – ранее открытые банковские счета) будут закрыты в первом полугодии 2021 года, при этом предусматривается период одновременного функционирования ранее открытых банковских счетов и банковских счетов, входящих в состав единого казначейского счета. В указанный период допускается зачисление денежных средств на ранее открытые банковские счета, устанавливается запрет списания с них денежных средств, а также предусматривается ежедневный перевод остатка денежных средств с ранее открытых банковских счетов на банковские счета, входящие в состав единого казначейского счета.

Казначейские счета открываются в Федеральном казначействе в соответствии с Порядком открытия казначейских счетов, утвержденным приказом Казначейства России от 1 апреля 2020 года № 15н.

Что изменят в правилах

Процедура открытия счета в УФК (Федеральном казначействе) регулируется приказом № 21н от 17.10.2016. С 2021 года норматив начнет действовать в обновленной редакции. Сам алгоритм не особо изменится. Клиентами территориального отделения ФК останутся заказчики и поставщики — участники и неучастники бюджетного процесса. Для оформления платежных реквизитов им придется обращаться в ТОФК, готовить заявление и ждать результатов проверки всех сопроводительных документов.

Изменится название основного инструмента взаиморасчетов: вместо лицевых специалисты ФК открывают казначейские счета. Через них осуществляется казначейское сопровождение государственных контрактов и бюджетных соглашений и последующий контроль исполнения бюджета (ст. 220.1, 242 БК РФ).

И ключевое изменение — бумажные документы перестанут принимать. Подача регистрационной документации ведется через ГИС Электронный бюджет и ЕИС. Это значит, что перед открытием счетных программ клиенты обязаны заключить с ТОФК соглашение об электронном документообороте, которое прикрепят к делу организации. В обновленном приказе 21н прописано, как открыть счет в Казначействе юридическому лицу для расчетов по ГОЗ:

  1. Заполнить регистрационное заявление и карточку образцов подписей.
  2. Направить документы в ТОФК.
  3. Дождаться результатов проверки и получить новые платежные реквизиты.

В каких случаях коммерческой компании нужно открыть счет в казначействе?

  1. если компания является исполнителем контракта по Закону № 275-ФЗ от 29.12.2012 «О государственном оборонном заказе» (есть исключения, когда открывать счет не требуется);
  2. если с компанией заключен государственный контракт, стоимостью 100 миллионов рублей и более, по условиям которого предусмотрен аванс;
  3. если с компанией заключено соглашение на выделение субсидий и бюджетных инвестиций;
  4. если с компанией заключен договор о взносах в уставный капитал или имущество юридических лиц;
  5. если компания выступает соисполнителем или субподрядчиком по контракту, условиями которого предусмотрено казначейское сопровождение;
  6. если в рамках нормативно-правовых актов установлено условие предоставления субсидирования только при осуществлении расчетов через казначейский счет.

Как работает казначейское сопровождение

Выделим несколько основных этапов казначейского сопровождения.

  1. У каждого территориального подразделения Федерального казначейства есть счет в Центральном банке. На этот счет заказчик переводит аванс, предусмотренный госконтрактом.
  2. После заключения госконтракта выпускается акт о том, на какое территориальное подразделение казначейства возложено его сопровождение. Поставщик обращается туда с государственным контрактом и собственным заявлением. В течение одного-двух рабочих дней ему открывается казначейский счет.
  3. Для получения средств поставщик представляет казначейству все подтверждающие документы: госконтракт и «первичку» по целевым расходам (товарные накладные, акты выполненных работ). Удостоверившись в целевом расходовании денежных средств, казначейство перечисляет необходимую сумму поставщику.

При этом целевые деньги не перечисляются:

  • в качестве взносов в уставной фонд или имущество другого юрлица (например, «дочке» подрядчика);
  • на депозитные счета;
  • на банковские счета поставщика (за исключением денег на зарплату или оплату фактически выполненных работ) на банковские счета субподрядчиков (за исключением оплаты субконтрактов на коммунальные услуги, электроэнергию, авиационных и железнодорожных билетов и др.)

Открытие необходимо нескольким категориям участников госконтракта:

  1. Заказчикам, являющимся получателями бюджетных средств. Для них все операции по поступлению и расходованию средств осуществляются через органы Федерального казначейства. Обязательным является открытие счетов казенного учреждения, бюджетных и автономных организаций.
  2. Заказчикам, если оплата заказа осуществляется из бюджета. Пример: заказчиком выступает компания, не являющаяся ПБС; если финансирование госзаказа производится из бюджета, то открыть КС в ТОФК придется.
  3. Исполнителям гособоронзаказа. В отношении этой категории исполнителей предусмотрены отдельные требования, касающиеся открытия спецсчета в ФК. Работа по иным счетам с гособоронзаказом не допускается.
  4. Обеспечению контракта. По условиям госконтрактов для перевода обеспечения открывают спецсчет. Например, исполнитель вносит обеспечительный платеж вместо банковской гарантии.

Общие положения. Инструкция N 157н

Для отражения операций со средствами, находящимися на счетах учреждений, открытых в кредитных организациях или органах Федерального казначейства (в финансовом органе соответствующего бюджета), а также операций с наличными денежными средствами и денежными документами предназначен счет 201 00 «Денежные средства учреждения» (п. 152 Инструкции N 157н).

Учет операций по движению безналичных денежных средств учреждений ведется на основании первичных документов , приложенных к выпискам из соответствующих счетов: по движению наличных денежных средств (денежных документов) — на основании кассовых документов, предусмотренных для оформления соответствующих операций с наличными деньгами (денежными документами) (п. 153 Инструкции N 157н).

Приказ Минфина России от 15.12.2010 N 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению».

Операции по движению средств в иностранных валютах учитываются одновременно в соответствующей иностранной валюте и валюте РФ по курсу ЦБ РФ (далее — рублевый эквивалент) на дату совершения операций (п. 154 Инструкции N 157н).

Рублевый эквивалент остатка средств в иностранных валютах на отчетную дату (дату формирования регистров бухгалтерского учета) отражается в валюте РФ по курсу ЦБ РФ на эту же дату.

Переоценка денежных средств в иностранных валютах осуществляется на дату совершения операций в иностранной валюте и отчетную дату.

При этом положительные (отрицательные) курсовые разницы, возникшие при расчете рублевого эквивалента, относятся на увеличение (уменьшение) денежных средств на счетах учреждения в иностранной валюте с отнесением курсовых разниц на финансовый результат текущего финансового года от переоценки активов.

Денежные средства, размещенные на депозиты в кредитной организации

Банковские депозиты — вклады, денежные средства, вносимые в банки в виде вкладов, по которым банк выплачивает проценты .

Райзберг. Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. М.: ИНФРА-М, 2006. 495 с.

Операции по размещению денежных средств на банковские депозитные счета отражаются на счете 0 201 22 000 «Денежные средства, размещенные на депозиты в кредитной организации». Аналитический учет по этому счету ведется по каждому депозитному счету в карточке учета средств и расчетов и (или) журнале операций с безналичными денежными средствами, учет операций — в журнале операций с безналичными денежными средствами (п. п. 160, 161 Инструкции N 157н ).

Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению».

Казенные учреждения по данному счету на основании документов, прилагаемых к выписке со счетов, делают следующие записи (п. 46 Инструкции N 162н):

 Наименование операции 
 Дебет 
 Кредит
 Поступление на депозитный счет средств 
бюджета, перечисленных с лицевых счетов в
органе казначейства
 1 304 04 510 
1 304 05 510
 1 201 22 510 
1 304 04 510
 Зачисление на депозитный счет средств 
бюджета, перечисленных со счетов в кредитной
организации
 1 304 04 510 
1 201 21 610
1 201 27 610
 1 201 22 510 
1 304 04 510
 Увеличение суммы депозитного счета на 
величину начисленных процентов
 1 201 22 510 
1 401 10 120
 Перечисление средств с депозитного счета 
(закрытие депозита)
 1 304 04 610 
1 201 22 610
 1 201 21 510 
1 201 27 510
1 210 02 610
1 304 04 610


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *