В России управлять автомобилем нельзя при ряде заболеваний
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В России управлять автомобилем нельзя при ряде заболеваний». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Гораздо менее определённо можно говорить о патологиях, связанных с расстройствами психики. Впрочем, и здесь правила, касающиеся запрета на вождение, прописаны достаточно чётко. Существует две категории таких отклонений: временные, вызванные тяжёлыми жизненными ситуациями, и постоянные или прогрессирующие.
Как запрещают водить авто при болезнях?
Самое важное, что нужно знать – это ваше личное чувство ответственности за жизни других участников дорожного движения, среди которых много детей и беременных. Мы пишем об этом, потому что формально до очередного медицинского обследования в целях получения справки для ГИБДД никто может не узнать о наличии у человека опасной болезни, с которой водить не просто запрещено, но и очень рискованно и неразумно. И главная проблема взаимодействия ведомств в 2022 году в том, что врач автоматически не передаёт информацию в ГАИ о появившемся заболевании.
То есть фактически, если у водителя появились, к примеру, припадки эпилепсии через год после того, как он получил впервые или поменял права, то ещё 9 лет он может ездить с этой опасной болезнью. Да инспектор может выявить болезнь случайным образом и ранее. Либо автолюбитель попадётся на лишение прав, которое предусматривает медосвидетельствование как условие для возврата водительского удостоверения.
Отмена закрытых площадок при сдаче экзаменов в 2023
Внесенные изменения в сдаче экзамена в ГИБДД в 2023 году исключают демонстрацию навыков будущих водителей на закрытых площадках.
Им достаточно показать свое умение управлять транспортным средством в городском шоссе, где наблюдается естественный поток автомашин. То есть им не приходиться сдавать «площадку».
Такое правило относится к выпускникам, которые хотят получать права для управления легковым автомобилем, автобусом, грузовиком и составом.
Дополнительно от них требуется выполнять следующие маневры в реальных условиях:
- развернуть автотранспорт в ограниченном пространстве;
- параллельно припарковать ТС;
- начинать ход на подъеме;
- въезд в гараж выполнением заднего хода.
В автодромах или закрытой площадке будут проводиться испытания для тех, кто намерен получать удостоверение, разрешающее управлять мотоциклом, трициклом, квадроциклом и мопедом.
Полный перечень медицинских противопоказаний, применимых к управлению автомобилем, который приводится в указанном документе и других подзаконных актах, принятых позже, можно разделить на несколько больших групп:
- патологии, которые при определённых условиях всё же позволяют управлять автотранспортным средством. Например, при плохом зрении нужно обязательно быть в очках или других средствах корректировки зрения;
- болезни, при которых нельзя управлять транспортом, относящимся к определённой категории;
- заболевания, при которых противопоказано находиться за рулём любого автотранспортного средства, независимо от категории.
При выявлении медкомиссией у обследуемого противопоказаний, препятствующих вождению ТС, в медицинской справке прямо указывается, что данное лицо не может управлять автотранспортными средствами, на основании чего ему откажут в получении ВУ.
Ознакомиться с действующим списком таких противопоказаний можно в статье 23.01 ФЗ196. Отметим, что в законе оговариваются и случаи, когда данное ограничение может иметь временные рамки, после окончания которых нужно проходить медкомиссию повторно.
Поскольку орган зрения для водителя является основным, понятно, что к глазным патологиям приковано самое пристальное внимание. В частности, применительно к самым многочисленным категориям ВУ (А/А1, В/В1, ВЕ, М) прямыми противопоказаниями к вождению автомобиля являются следующие состояния:
- болезни глазной оболочки хронического характера, существенно ухудшающие остроту зрения;
- если один глаз вообще не видит, а у второго острота зрения составляет менее 0.8;
- при сниженной остроте глаза до 0.6 на одном и 0.2 на другом;
- если на глазу менее 30 дней назад была проведена рефракционная операция;
- при присутствии такой патологии, как спонтанный нистагм, если оба зрачка отклоняются от центральной линии на 70º;
- если поле зрения в направлении любого меридиана ограничено углом, превышающим 20º.
Медицинские показания и ВУ
Под медицинскими показаниями следует понимать заболевания, наличие которых должно указываться в основном водительском документе в обязательном порядке (в виде отметки).
В законе чётко прописано, при наличии каких патологий допускается управление автотранспортом, и какие меры предосторожности должен соблюдать такой водитель. Так, ТС должно быть оснащено ручным управлением при следующих показаниях:
- паралич НК;
- культи голеней/бедер (включая двойственные);
- деформации стопы.
Автоматическая трансмиссия должна присутствовать при:
- отсутствии одной НК или стопы;
- отсутствии нескольких пальцев/кисти/одной руки;
- отсутствии обеих НК.
Нарушения слуха не являются препятствием для нахождения за рулём, если водитель пользуется слуховым аппаратом. Если у него отсутствует один глаз, автомобиль должен быть оснащён парковочной системой с акустическими средствами предупреждения.
Перечень медицинских показаний к управлению транспортным средством
I. Медицинские показания к управлению транспортным средством с ручным управлением
1. Деформация стопы, значительно затрудняющая ее движение.
2. Укорочение нижней конечности более чем на 6 см (за исключением случаев, когда конечность не имеет дефектов костей, мягких тканей и суставов, объем движений сохранен, длина конечности от пяточной кости до середины большого вертела бедра составляет более 75 см).
3. Ампутационные культи обоих бедер.
4. Ампутационные культи обеих голеней.
5. Культя бедра или голени одной конечности при значительном нарушении двигательных или статических функций другой нижней конечности (ампутационная культя стопы, деформация, сосудистое заболевание, поражение крупных периферических нервных стволов и др.).
6. Стойкая деформация или заболевание нижних конечностей, таза или позвоночника, значительно затрудняющее стояние и ходьбу (анкилозирующий полиартрит нижних конечностей, тяжелый кифосколиоз и спондилит с явлениями компрессии, псевдоартроз, эндартериит II и III степени, слоновость и др.).
7. Паралич и парез нижних конечностей при возможности сидения.
8. Повреждение нервно-сосудистого пучка одной нижней конечности со значительными трофическими нарушениями (обширные незаживающие язвы).
II. Медицинские показания к управлению транспортным средством с автоматической трансмиссией
9. Отсутствие верхней конечности или кисти.
10. Отсутствие нижней конечности или стопы.
11. Деформация кисти или стопы, значительно затрудняющая движение кисти или стопы.
12. Культя бедра или голени при одновременном отсутствии одной из верхних конечностей.
13. Отсутствие пальцев или фаланг, а также неподвижность в межфаланговых суставах:
- отсутствие 2 фаланг большого пальца на руке;
- отсутствие или неподвижность 2 или более пальцев на правой руке или полного приведения хотя бы одного пальца;
- отсутствие или неподвижность 3 или более пальцев на левой руке или полного приведения хотя бы одного пальца.
14. Остаточные явления поражения центральной нервной системы в виде гемиплегии.
Противопоказания, изложенные в п. 12.1; дополнительно:
5. Для водителей такси и спецавтотранспорта (машины станций скорой и неотложной медицинской помощи, оперативные и др.), относящихся к категории В: острота зрения с коррекцией ниже 0,8 на одном глазу, ниже 0,4 на другом. Допустимая коррекция, см. п. 12.1; состояние после рефракционных операций на роговой оболочке, см. п. 12.1; искусственный хрусталик, см. п. 12.1.
5. б) в виде исключения допускаются водители при условии, если острота зрения на оставшемся глазу 0,8 (без коррекции) и нормальном поле зрения; переосвидетельствование через год.
6. Нарушение цветоощущения типа дихромазии.
8. Только стажированные водители.
9. Восприятие разговорной речи на одно или оба уха на расстоянии менее 3 м, шепотной речи на расстоянии 1 м (при полной глухоте на одно ухо и восприятии разговорной речи на расстоянии не менее 3 м на другое ухо или восприятие разговорной речи не менее 2 м на каждое ухо, вопрос о допуске стажированных водителей решается индивидуально, переосвидетельствование ежегодно).
12. Не допускаются во всех случаях.
15. Не допускаются водители такси и спецавтотранспорта.
21. Без индивидуального допуска.
23. Состояние после операции на сердце и крупных магистральных сосудах, в том числе и лица с имплантированными водителями ритма сердца без индивидуального допуска.
25. Гипертоническая болезнь II — III ст. Вопрос о допуске с гипертон. болезнью I ст. — индивидуально.
26. Переосвидетельствование через 1 год.
28. При диагностике диабета негодны.
29. а) См. 12.1. 29. б) После специального противоалкогольного лечения с хорошими результатами при отсутствии деградации личности и сомато неврологических расстройств у больных хроническим алкоголизмом вопрос об их допуске решается индивидуально медицинской комиссией наркологического учреждения, имеющего в своем составе организационно методический консультативный отдел, при предоставлении больным хроническим алкоголизмом положительной характеристики — ходатайства с места работы и информации о его поведении по месту жительства из органов внутренних дел. Больные наркоманиями и токсикоманиями допускаются в аналогичном порядке, но при наличии у них стойкой ремиссии не менее трех лет.
32. Не допускаются. Стажированные водители — индивидуально.
33. Язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, хронические заболевания печени, желчевыводящей системы, поджелудочной железы с частыми обострениями, болезнь оперированного желудка — допуск индивидуальный, с переосвидетельствованием через 2 года.
Концентрация, ясное сознание, пространственная ориентация — обязательные условия безопасного вождения. Пациенты с деменцией эти способности утрачивают, потому их включают в список тех, кому нельзя водить машину. Развивается заболевание постепенно, поначалу не вызывая особого беспокойства. Многие пожилые автовладельцы продолжают водить, игнорируя лёгкое нарушение когнитивных способностей. Однако по мере прогрессирования заболевания ситуация ухудшается, проявляются следующие симптомы:
- рассеянность;
- потеря кратковременной памяти;
- замедленное принятие решений;
- подозрительность, агрессивность;
- бред, галлюцинации;
- бесцельные передвижения, длительный поиск нужного маршрута.
Что грозит нарушителю
Часто требования к условиям вождения накладываются сразу при первичной постановке диагноза заболевания, выявленного на обязательном для выдачи ВУ медосмотре. И зачастую, здоровье автолюбителя со временем ухудшается, при наличии удостоверения, разрешающего пользование ТС. В данной ситуации, то есть при возникновении заболевания, запрещающего эксплуатацию ТС, даже наличие ВУ не позволяет водителю управлять транспортом. Удостоверение перестает действовать в случае развития всех обозначенных патологий и заболеваний.
Последствия в отношении тех граждан, кто пренебрегает всеми противопоказаниями и ограничениями и продолжает пользоваться ТС, будут крайне серьезными. Как только данный факт будет обнаружен и установлен инспектором ГИБДД, водителя ждет серьезный штраф и санкции по статье отсутствия ВУ.
Очень важно продемонстрировать медицинским сотрудникам свое прекрасное самочувствие, параметры давления, работу слухового и зрительного органов для того, чтобы использовать ТС повышенной опасности. Такие водители вынуждены посещать врача чаще, а значит и более внимательно относиться к своему здоровью. Поэтому для того, чтобы иметь все законные основания пользования транспортом, важно не только знать ПДД и уметь водить ТС, но и доказать свою пригодность по здоровью.
Ответственность за игнорирование ограничений
К сожалению, такое сейчас не редкость. Человек с показаниями носить очки или линзы в повседневной жизни, пренебрегает этим требованием и садится за руль, не применяя данные приспособления. Случается, что слепой на один глаз водитель не торопится производить ремонт неисправной акустической парковочной системы.
Многие автолюбители из числа тех, кто имеет ограничения, считают требования голословными, поскольку убеждены, что наличие или отсутствие слухового аппарата или линз никак не влияет на качество управления автомобилем. При остановке сотрудником патрульно-постовой службы такие водители часто ссылаются на ПДД, как на основополагающий нормативный акт, регулирующий вопросы безопасной езды.
Во втором разделе этого документа, в котором перечисляются обязанности водителя, ни слова не говорится о необходимости применять те средства, которые позволят автомобилисту компенсировать физические недостатки, отличающие его от полностью здорового водителя.
Однако это обстоятельство не отменяет ограничивающую отметку в правах и сам факт того, что шофер этим требованием пренебрег. Что же грозит водителям, когда они игнорируют требования законодательства в области безопасности дорожного движения?
Дело в том, что в уже упоминавшейся 23 статье Федерального закона «О безопасности дорожного движения» прописывается, что при наличии определенных заболеваний водитель обязан применять технические средства («медицинские изделия», «специальные приспособления») или же оборудовать свое авто специальными техническими средствами, облегчающими вождение (акустическая парковочная система).
Таким образом, становится ясно, что управление ТС водителем, пренебрегающим предписанные ему ограничения, приравнивается к вождению без права управления машиной. Необеспечение требований регламентировано статьей 12.7 Кодекса об административных правонарушениях (управление ТС водителем, не имеющим права управления).
Данное правонарушение карается, равно как и езда без водительского удостоверения, административным штрафом от пяти до пятнадцати тысяч рублей.
[3]
Избежать штрафа будет весьма затруднительно. Доказать патрульному наличие акустической системы или слухового аппарата, при их отсутствии в авто, невозможно. А вот водители с плохим зрением имеют больше шансов «отделаться» малой кровью – очки, как правило, возят при себе. Да и проверять наличие линз у шофера вряд ли кто будет.
Перечень медицинских противопоказаний, при которых запрещается управлять ТС
Все требования к пригодности водителя перечислены в приказе Минздрава СССР от 29.09.1989 N 555 «О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств». В нем перечень медицинских противопоказаний к водителям прописан в п.12.1. (Мотоциклы, мотороллеры, мотонарты всех типов и марок — категория А). Для категории B действуют лишь некоторые поправки к данному перечню. Причем категория B разделена на две группы: с правом работы по найму и без права работы по найму.
12.3. Автомобили, полная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8 – категория В с правом работы по найму.
- Хронические заболевания оболочек глаза, сопровождающиеся значительным нарушением функции зрения, стойкие изменения век, в том числе и их слизистых оболочек, парезы мышц век, препятствующие зрению или ограничивающие движение глазного яблока (после оперативного лечения с хорошим результатом, допуск к вождению разрешается).
- Хроническое, не поддающееся консервативному лечению воспаление слезного мешка, свищ слезного мешка, а также упорное, не поддающееся лечению слезотечение (после оперативного лечения с хорошим результатом допуск к вождению разрешается).
- Стойкая диплопия вследствие косоглазия любой этиологии.
- Ограничение поля зрения более чем на 20 град. в любом из меридианов. Центральная скотома абсолютная или относительная (при скотоме и наличии изменений зрительной функции не ниже значений, указанных в п. 5-а допуск без ограничений).
- Понижение остроты зрения в зависимости от стойких помутнений преломляющих сред или изменений глазного дна, аномалий рефракций, а также других причин органического характера:
Что касается регламентирующего документа, то это Приказ Минздравсоцразвития России № 302н от 12 апреля 2011 г. «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»
Весь список вредностей и опасностей в приложении к этому приказу довольно обширен, на несколько листов. Мы же коснемся только вождения транспорта. Периодичность медосмотра для водителей до достижения ими пенсионного возраста — раз в пять лет. При достижении пенсионного возраста — ежегодно.
Законодательство РФ о медицинских ограничениях для водителей
Согласно законодательству РФ, управлять транспортным средством может любой человек, который успешно сдает экзамены в автошколе и сотрудникам ГИБДД. Но к экзаменам допускаются только те, кто успешно прошел медицинскую комиссию, не имеет физических ограничений к управлению ТС.
Федеральный закон от 1995 года в статьях 23 и 23.1 четко указывает алгоритм прохождения медицинской комиссии и частоту осмотров для каждой категории водителей. Например, управляющие общественным транспортом обязаны проходить в сжатые сроки осмотр перед каждым выходом на линию. В этом же законе указан перечень болезней, которые относятся к ограничениям.
Врачебную комиссию обязаны проходить:
- получающие водительское удостоверение впервые – до сдачи экзаменов в автошколе;
- восстанавливающие права после их изъятия – например, если было лишение по причине управления транспортным средством в нетрезвом виде;
- продлевающие срок действия водительского удостоверения.
Полный перечень медицинских противопоказаний, применимых к управлению автомобилем, который приводится в указанном документе и других подзаконных актах, принятых позже, можно разделить на несколько больших групп:
- патологии, которые при определённых условиях всё же позволяют управлять автотранспортным средством. Например, при плохом зрении нужно обязательно быть в очках или других средствах корректировки зрения;
- болезни, при которых нельзя управлять транспортом, относящимся к определённой категории;
- заболевания, при которых противопоказано находиться за рулём любого автотранспортного средства, независимо от категории.
При выявлении медкомиссией у обследуемого противопоказаний, препятствующих вождению ТС, в медицинской справке прямо указывается, что данное лицо не может управлять автотранспортными средствами, на основании чего ему откажут в получении ВУ.
Ознакомиться с действующим списком таких противопоказаний можно в статье 23.01 ФЗ196. Отметим, что в законе оговариваются и случаи, когда данное ограничение может иметь временные рамки, после окончания которых нужно проходить медкомиссию повторно.