Корпоративный подоходный налог
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Корпоративный подоходный налог». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Законодательством российской Федерации установлены определенные условия, согласно которым любая коммерческая компания должна производить взносы в указанный период. Параллельно она обязана вести соответствующую отчетность. Число подготавливаемых отчетов и объем вносимых денег разнятся в зависимости от плана налогообложения, задействованного в работе организации.
Доходы, которые участвуют в расчёте налога
Доходы для этой цели делятся на две группы: от реализации и внереализационные. Доходы от реализации организация получает следующим образом (статья 249 НК РФ):
- от продажи своих товаров, работ, услуг, имущественных прав;
- перепродавая ранее приобретенные товары.
Все прочие доходы считаются внереализационными. Это, например, доходы от долевого участия в других компаниях, от сдачи имущества в аренду, проценты по вкладам и другие.
Налогом облагается не вся прибыль — список исключений приводится в статье 251 НК РФ. Он исчерпывающий, то есть, если какого-то вида доходов в этой статье нет, значит, он облагается. Необлагаемых доходов довольно много, вот лишь некоторые:
- предоплата;
- имущество, которое получено в виде залога или задатка;
- кредитные и заёмные средства;
- всё, что передано в виде вклада в уставный или складочный капитал.
Что платит ООО: виды налогов для общества с ограниченной ответственностью
В действительности целесообразно будет говорить не о разновидностях налогообложения, а о типах налоговых режимов, подходящих для работы данных компаний. Такое наименование можно встретить в НК РФ, именно его следует рассматривать как основное. Опираясь на законодательные акты, несложно узнать, что коммерческая организация может функционировать в рамках одной из следующих схем:
- базовая или общая система ОСНО;
- упрощенка УСН (с учетом доходов или прибыль минус расходы);
- сельскохозяйственный ЕСХН.
До января 2021 года существовал еще и ЕНВД. Но ко всеобщему разочарованию предпринимателей был отменен, согласно вступившему в силу закону.
Установленные режимы различаются по ряду параметров:
- объект обложения — все, что подпадает под налоговые начисления (доходные средства, имущество);
- налогооблагаемая база — предмет налогообложения в денежной форме;
- расчетный период;
- процентная ставка;
- характеристики проводимого расчета и время внесения.
Уменьшение вносимой суммы
Существует ряд методов, позволяющих платить налоги в меньшем размере:
- Применение льготных режимов. В любой налоговой схеме предусмотрены льготы для определенных категорий плательщиков. Например, в некоторых регионах упрощенка по доходам может быть снижена до 1-5%. К сведению — в Бурятии на деятельность образовательных организаций и компаний по производству мебели действует ставка в размере 5%. УСН прибыль минус расходы в Петербурге составляет 7%, в Крыму — 3%.
- Работа в особых зонах. Актуально, когда на определенной территории открывают научно-исследовательский институт, учебный или бизнес-центр, а также выставочную площадку. Стать участником такого проекта вправе далеко не любое предприятие. Чтобы работать в таком месте, нужно быть инновационной или IT-компанией, соответствующей установленным параметрам. Только так удастся получать льготы.
- Выгода за счет сокращения штата (отказа от найма новых сотрудников). Часть функциональных обязанностей можно передать на аутсорс и не платить страховые взносы. Хорошая идея — не нанимать уборщика, обращаясь в клининговую компанию. Экономить на юридическом и бухгалтерском содействии с помощью организаций-подрядчиков.
Налоги при разных режимах налогообложения
Согласно главе 6 Налогового Кодекса РФ всего существует 5 режимов налогообложения:
- ОСНО — общий режим налогообложения;
- УСН — упрощенная система налогообложения;
- ЕНВД — единый налог на вмененный доход;
- ЕСХН — единый сельскохозяйственный налог;
- Патент — патентная система налогообложения (доступна только индивидуальным предпринимателям).
Для общей системы налогообложения, помимо общих налогов, к уплате положены следующие платежи: НДС в размере 0%, 10%, 20%; налог на прибыль в размере 20%.
При упрощенной системы налогообложения не начисляются НДС, налог на прибыль и налог на доходы физ.лиц (для ИП). Вместо этого по УСН существует налог на доход. По этой системе предусмотрено два варианта определения объекта налогообложения:
- УСН (доходы). Налог в размере не более 6% начисляется на доходы организации. Точная ставка зависит от региона.
- УСН (доходы — расходы). Налог в размере от 5% до 15% начисляется на доходы, уменьшенные на величину расходов.
Единый налог на вмененный доход и сельскохозяйственный налог также, как УСН, освобождает фирму от уплаты множества налогов. Налоговой базой здесь является не прибыль, а размер дохода. Ставка налога определяется региональными властями.
Подоходный налог с юридических лиц (корпорационный налог)
К налогооблагаемой базе применяется ставка корпорационного налога, которая значительно варьируется в разных странах. Например, во Франции действуют ставки налогообложения, варьирующиеся в зависимости от вида дохода акционерных обществ: доход от предпринимательской деятельности облагается по ставке 34%; доход по ценным бумагам — 16%; от долгосрочных инвестиций — 15%. В некоторых других странах предельные ставки налога (в 2009 г.) таковы: в США — 38%, Италии — 36%, Испании — 35%, Великобритании — 33%, Швеции и Финляндии — 28%, Германии — 25%, Швейцарии — 8,5%.
Принцип территориальности означает, что обложению корпорационным налогом в данной стране подлежат только доходы, извлекаемые на ее территории. Примером применения этого принципа являются такие страны, как Франция, Швейцария, страны Латинской Америки. Подоходный налог с юридических лиц (корпорационный налог) является прямым налогом и взимается с прибыли компаний. Налоговая база корпорационного налога — это доход (прибыль) корпораций, рассчитанный в соответствии с установленным порядком.
Размер подоходного налога в России
- определенные виды компенсации;
- пособие по родам, беременности, безработице;
- алименты;
- пенсии;
- стипендия;
- компенсации (определенные виды);
- вознаграждение за найденный клад;
- средства, выдаваемые за донорство плазмы или крови;
- премии и гранты, субсидии;
- одноразовые выплаты – по утере кормильца, на похороны, на детей-сирот, малоимущим семьям и так далее.
- Стандартные имеют две суммы уменьшения – 500 и 3000 рублей на одного плательщика. Предоставляются определенным гражданам, имеющим некоторые заслуги перед государством: «чернобыльцам», ветеранам боевых действий и другим. Всем налогоплательщикам также полагается вычет на 400 рублей – минимум дохода, свободный от начисления НДФЛ.
- Имущественный полагается в случае получения дохода от продажи личного имущества. Продавая дом, авто или квартиру, плательщик получает доход и обязан выплатить с него налог, если имуществом он владел менее 3 полных лет. Но продавец может воспользоваться вычетом: максимальное уменьшение базы на 2 миллиона рублей. Кроме того, такой вариант вычета дается и при строительстве дома, его покупке в пределах страны.
- Социальные предоставляются при расходах на благотворительность, обучение, покупку лекарств и оплату медуслуг.
- Профессиональные положены определенным субъектам бизнеса – частным нотариусам, адвокатам, ИП и прочее. Основное правило – подтверждение расходов на свою деятельность документами: чеками, квитанциями, договорами, и экономическая обоснованность таких трат.
Ставки корпоративного налога в России
Как правило, иностранные компании, являющиеся постоянными юридическими лицами и получающие прибыль из российских источников, обязаны уплачивать 20% своей прибыли в качестве корпоративного налога в России. Это снижение по сравнению с 24% ставкой, применяемой около десяти лет назад, однако отчасти для того, чтобы побудить больше корпораций платить налоги.
Нерезиденты также облагаются налогом на прибыль в размере 10–20%. Это зависит от типа дохода и методов, используемых для расчета налоговых обязательств корпорации.
До 2023 года корпоративный налог в России выглядит следующим образом: 3% поступает в федеральный бюджет и 17% — в регион, в котором действует налогоплательщик. На практике региональные корпоративные налоги могут опуститься до 13,5%. Таким образом, общие налоговые ставки могут варьироваться от 15,5% до 20%.
Тенденции развития отечественной системы налогообложения
Система налогообложения в России с 1991 года претерпела радикальную перестройку. При социалистической плановой экономике налоговая система не играла важной роли в наполнении бюджета и регулировании экономических процессов. В шестидесятые годы в СССР была предпринята попытка снизить налоги с заработной платы рабочих и служащих вплоть до полной отмены.
«В период существования в России социалистической экономики было распространено мнение, что налоги с населения, и прежде всего подоходный налог с рабочих и служащих, не имеют политической и социальной почвы и не слишком важны как источник бюджета. На самых разных уровнях предлагалось ограничиться взиманием в бюджет платежей с доходов организаций».11
В 1991 году была учреждена Государственная налоговая служба России и сформировалась новая законодательная база по налогам и сборам. В 1998 году усиление роли налоговой службы в стране ознаменовалось созданием Министерства по налогам и сборам РФ.
В это время начался второй этап реформирования налоговой системы с учетом развития малого бизнеса в стране. Были разработаны специальные налоговые режимы: упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Результат налоговых реформ 1998–2004 годов предпринимательское сообщество считает наилучшим вариантом налоговой системы. Однако в последующие годы в налоговое законодательство были внесены дополнения и изменения, которые, по мнению предпринимателей, значительно повысили налоговую нагрузку на малый бизнес. Предприятия на упрощенной системе налогообложения обязали платить налог на имущество, повысили тарифы страховых взносов в социальные фонды, ввели торговые сборы, систему транспортных сборов «Платон», в худшую сторону изменилась система кадастровой оценки недвижимости, от которой зависят ставки налога на имущество и арендные ставки.
Реформирование налоговой системы является постоянной темой энергичных дискуссий в обществе и в СМИ. И власти, и бизнес-сообщество, и общественные деятели сходятся в том, что от изменения существующей налоговой системы во многом зависит успех экономических преобразований в стране.
Основные направления налоговой политики на 2017–2019 годы разработаны Министерством финансов РФ и утверждены федеральным законом. В послании к Федеральному Собранию 1 декабря 2016 года Президент России Владимир Путин указал, что основная цель перемен в области налоговой политики – стимулировать активность участников деловой сферы. А Министерство финансов РФ определило приоритетной задачей налоговой реформы достижение стабильного и предсказуемого уровня налоговой нагрузки.
Министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов обозначил первоочередной задачей повышение собираемости налогов, вывод из тени доходов населения и бизнеса. Добиться этого предполагают стимулирующими мерами – за счет снижения фискальной нагрузки на фонд оплаты труда. Как показывает практика прошлых лет, эта мера производит ощутимый эффект: после снижения в 2005 году базовой ставки единого социального налога с 35,6 % до 26 % было отмечено значительное снижение доли теневой экономики. Инструментом борьбы с теневым сектором экономики должно стать расширение сферы применения безналичных расчетов и усиление надзора за использованием контрольно-кассовой техники в розничной сфере и в сфере онлайн-платежей.
Одной из ключевых задач по реформированию существующей налоговой системы станет ее упорядочивание. В частности, правительству поручено создать реестр неналоговых платежей и выработать единые подходы к ним, упорядочить существующие фискальные льготы, сделать их адресными, отказаться от неэффективных инструментов.
Для стимулирования деятельности малого и среднего бизнеса планируется оптимизировать государственное регулирование: упростить налоговое администрирование, сократить налоговую и статистическую отчетность и систематизировать различные платежи в казну.
Также планируется совершенствовать систему налогообложения добычи нефти и порядок налогообложения НДС.
Опыт СМИ в поддержании законодательных инициатив в сфере налогообложения
Средства массовой информации традиционно относятся к любым нововведениям в налоговой сфере скептически и в первую очередь ставят своей целью оценить все позитивные и негативные последствия для экономики и общества.
Безусловной поддержкой СМИ пользовались только законодательные инициативы, которые были однозначно позитивными для налогоплательщиков, как, например, отмена налога с продаж в 2004 году или снижение страховых взносов в социальные фонды для предпринимателей.
В 2014 году в СМИ развернулась кампания по информированию населения об изменении порядка расчета налога на имущество физических лиц: было объявлено, что вместо привычной инвентаризационной стоимости в 2016 году налог будут рассчитывать, исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости. Новый принцип декларировался как способ более справедливый, позволяющий повысить налоговую нагрузку на владельцев дорогой недвижимости.
Некоторые СМИ подогревали панические настроения, возникшие в обществе, и прогнозировали рост налога до неподъемной для населения величины. Однако большинство СМИ взвешенно подошли к этой теме, разъяснив на примерах, что размер налога для большинства изменится незначительно. Это помогло заметно снизить градус напряженности в обществе.
В 2015 году благодаря СМИ распространилась информация о появлении инвестиционного налогового вычета для владельцев индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС). Этот вид счетов и связанная с ним налоговая льгота были специально разработаны в рамках государственной политики по стимулированию инвестиционной активности населения. СМИ принадлежит большая заслуга в популяризации этого нового финансового продукта и преимуществ, которые получает инвестор, который управляет своим портфелем посредством ИИС.
Основные функции налогов
Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, распределительную, регулирующую и контролирующую.
-
Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной функции.
-
Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).
-
Регулирующая функция налогообложения — направлена на решение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. В рамках регулирующей функции налогообложения выделяют три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.
-
Стимулирующая подфункция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.
-
Дестимулирующая подфункция налогообложения — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.
-
Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.
-
-
Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.
Кто и за что должен уплачивать НДФЛ
Плательщиками являются физические лица как с российским, так и с иностранным гражданством, как резиденты РФ, так и нерезиденты. Последнее дополнительно влияет на размер налога, всего же существует пять различных ставок: от 9% до 35%. Основная ставка налога на доходы физических лиц в России равна 13%.
Конечная ставка НДФЛ зависит от налогового статуса физического лица — является ли он резидентом РФ; вида дохода: заработная плата от работодателя, доход в виде призов, дивидендов и так далее.
С каких доходов платится 13 НДФЛ:
- продажа имущества, находившегося в собственности менее минимального предельного срока владения объектом недвижимости;
- сдача имущества в аренду;
- продажа имущества (кроме ценных бумаг);
- деньги, полученные от источников за пределами Российской Федерации;
- прибыль в виде разного рода выигрышей;
- иные заработки, получаемые физическими лицами от частной практики, а также у частных предпринимателей;
- другие источники.
Ставка НДФЛ для резидентов
Для резидентов существуют четыре налоговые ставки: 9%, 13%, 15% и 35%. Облагаются налогом доходы как от российских источников, так и от зарубежных.
Чаще всего используется ставка 13%. Например, при получении зарплаты по месту работы или прибыли после продажи имущества в виде недвижимости. С 2021 года введены изменения в налогообложение физлиц. Теперь ставка налога на доходы физических лиц зависит от размера дохода.
Теперь, если ваша налогооблагаемая база превысит 5 млн рублей за год, то будут применяться одновременно две ставки:
Годовой доход до 5 млн рублей |
Сумма свыше 5 млн рублей |
13% |
15% |
Акциз является косвенным налогом, включаемым в цену товара, и оплачиваемым покупателем. Акциз как налог на добавленную стоимость введен в действие с 1 января 1992 г. при одновременной отмене налога с оборота и налога с продаж.
Это сравнительно новая для нас, но общепринятая в мировой практике форма изъятия сверхприбыли, получаемой от производства товаров со значительной разницей между ценой, определяемой потребительной стоимостью, и фактической себестоимостью. Рыночная экономика неизбежно порождает необходимость в акцизах.
Плательщиками акцизов являются все находящиеся на территории РФ предприятия и организации, реализующие вышеназванные товары, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.
Объектом налогообложения является оборот (стоимость) подакцизных товаров собственного производства, реализуемых по отпускным ценам, включающим акциз: винно-водочные изделия, этиловый спирт из пищевого сырья, пиво, табачные изделия, легковые автомобили, грузовые автомобили, ювелирные изделия, бриллианты, изделия из хрусталя, ковры и ковровые изделия, меховые изделия, а также одежда из натуральной кожи. Сумма акциза учитывается в базе обложения налогом на добавленную стоимость.
Отдельные товары акцизами не облагаются. Ставки акцизов утверждаются правительством Российской Федерации и являются едиными на всей территории России.
Поимущественные налоги
Действуют поимущественные налоги, прежде всего налоги на имущество, дарения и наследство.
Важное место в налоговой системе занимает налог на имущество предприятий, который в перспективе должен получить дальнейшее развитие. Данный налог относится к числу республиканских и краевых налогов РФ.
Плательщиками этого налога являются предприятия, учреждения (включая банки и кредитные учреждения) и организации, в том числе с иностранными инвестициями, являющиеся юридическими лицами; их филиалы, имеющие отдельный баланс и расчетный счет, а также международные объединения и организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью, постоянные представительства и другие обособленные подразделения иностранных фирм, банков и организаций, расположенных на территории РФ. Объектом налогообложения является имущество предприятия в стоимостном выражении, находящееся на его балансе. Для целей налогообложения определяется среднегодовая стоимость имущества предприятий.
Налогом на имущество предприятий не облагаются: имущество бюджетных учреждений и организаций, адвокатов; предприятий по производству и хранению сельскохозяйственной продукции; жилищно-коммунального и другого городского хозяйства и т. д.
С каких доходов платится налог
В самом простом, но одновременно и самом массовом варианте удержание НДФЛ производится с заработной платы бухгалтерией работодателя. Но подоходный налог берётся не только с зарплаты, налоги платятся также с премий и других выплат работникам. В целом же НК РФ определяет объекты налогообложения, как доходы, полученные налогоплательщиками НДФЛ (ст. 209):
- от источников в РФ и/или от источников вне РФ – для налоговых резидентов РФ (п. 1);
- от источников в РФ – для налоговых нерезидентов РФ (п. 2).
Таким образом, плательщиками налога на доходы физических лиц являются как резиденты, так и нерезиденты РФ. Согласно ч. 2 ст. 207 НК РФ налоговые резиденты – это физлица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения в РФ не прерывается на срок пребывания за границей для краткосрочного (менее 6 мес) лечения или обучения, а также для выполнения работ на морских месторождениях углеводородов. Независимо от фактического времени нахождения в РФ налоговыми резидентами РФ признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, и сотрудники органов власти, откомандированные на работу за рубеж (ч. 3 ст. 207 НК РФ).
Другие виды налогооблагаемых доходов, кроме выплат от работодателей сотрудникам:
- от продажи имущества;
- от сдачи имущества, например, квартиры или авто, в аренду;
- от операций с ценными бумагами;
- полученные в виде дивидендов;
- полученные в виде выигрышей в азартных играх и лотереях.