Виды судебной дорожно-транспортной экспертизы и решаемые в их рамках вопросы.
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Виды судебной дорожно-транспортной экспертизы и решаемые в их рамках вопросы.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Назначение дорожной экспертизы целесообразно во всех случаях, когда причинами ДТП является загрязнение дорожного покрытия, несоответствие сцепных качеств дороги требованиям безопасности, при авариях в местах проведения ремонтных, строительных и иных дорожных работ, открытых (неисправных) крышек технологических колодцев, при наличии дефектов дорожного покрытия.
Законодательное регулирование экспертиз
Назначение конкретному лицу обязанности прохождения автотехнического расследование – это не обычная просьба, а действие, которое закреплено на законодательном уровне Российской Федерации.
В соответствии с Гражданско-процессуальным кодексом России, а именно, со статьёй 79, при возникновении необходимости в процессе рассмотрения судебного дела установления конкретных нюансов разбирательства, которые требуют специальных знаний в различных областях (наука, техника и др.), суд вправе назначить экспертизу.
Лицо, которое обязали пройти вышеуказанную процедуру, имеет право отказать уполномоченному органу только с предоставлением весомых аргументов для этого. В противном случае суд может трактовать это как «игнорирование предписаний суда» и то, что участник процесса что-то желает скрыть от правосудия.
Помимо этого иные лица, участвующие в процессе, имеют право просить судебный орган в назначении автотехнического исследования (первичного, повторного либо дополнительного) в специализированном судебно-экспертном учреждении или поручить это конкретному специалисту. Если суд выдвигает на полученную просьбу отказ, то он обязан это мотивировать, в ином случае участники процесса могут подать обжалование решения данного суда в вышестоящий орган.
Для прошения назначения независимой экспертизы мотиватор обязан предоставить уполномоченному лицу или канцелярии суда ходатайство, которое пишется в свободной форме, но обязано содержать соответствующие реквизиты, основания для выдвигаемого требования, вопросы для эксперта, а также список предметом исследования. Рекомендуется для составления данного документа обращаться непосредственно к профессиональным юристам, несмотря на дозволение написания бумаги в свободном виде.
Заключение экспертизы
Итогом экспертизы является письменное заключение от оценщика, которое содержит следующие пункты:
• реквизиты исполнителя и клиента;
• номер и дату проводимой работы, а также происшествия;
• реквизиты документов, которые были причиной экспертизы (решение суда или страховой компании, документы о ДТП и т. п.);
• все сведения о потерпевших лицах;
• все выясненные обстоятельства события исходя из осмотра и заданных вопросов оценщику;
• выводы по выполненной работе.
На каждый поставленный вопрос должен быть предоставлен ясный и читабельный ответ, который не создаёт дополнительных вопросов. Ответы пишутся в точно такой же последовательности, как и стояли вопросы. Все заключение подписывает то лицо, которое непосредственно проводило осмотр, если оценщиком выступала организация, то бумага заверяется подписью руководителя и печатью юридического лица.
Исследование подразделяют на судебное и внесудебное. Судебная экспертиза возможна только по назначению судебного органа или обращения заинтересованных лиц через суд, следственный орган.
Мероприятие проходит с участием сотрудников экспертно-криминалистических отелов МВД, государственных и федеральный учреждений. Оплачивает его государство или виновная сторона.
Внесудебное или независимое исследование проводят в досудебный период или в случае отказа от привлечения ГИБДД, суда. Заинтересованные лица обращаются в коммерческую организацию, специализирующуюся на экспертизе и ждут результата. Оплата происходит по договоренности между участниками происшествия. Если с заключением участники аварии согласны и не против возмещения ущерба пострадавшей стороне, вопрос закрывается.
ДТП с летальным исходом или причинению тяжкого вреда здоровью водителям, пассажирам или пешеходам, исследует только судебная экспертиза. Но при том есть вариант воспользоваться услугами частных учреждений.
Что именно помогает узнать
Полное изучение ситуации экспертами часто помогает выделить во время дорожно-транспортных расследований самые различные детали, ранее не очевидные. Так, к примеру, дорожно-транспортные экспертизы дают ответы на следующие вопросы:
- Соответствует ли участок дороги необходимым нормативным требованиям;
- Какие факторы обстановки на дороге способствовали возникновению ДТП (качество или наличие разметки, наличие необходимых дорожных указателей, регуляторов движения);
- Как должен был повести себя водитель при сложившихся обстоятельствах;
- Каким был угол обзора водителя в сложившейся ситуации и насколько он мог быть осведомлен;
- Какие действия мог предпринять водитель для предотвращения аварии с технической стороны вопроса;
- Какие были именно технически возможные варианты для предотвращения ДТП, учитывая общую дорожно-транспортную обстановку;
- Соответствует ли полотно и его состояние на момент происшествия всем необходимым нормам строительства;
- Были ли на участке дороге нарушения, которые подвергали участников движения непосредственной опасности;
- Могли ли являться причиной аварии именно нарушения в расположении или отсутствии дорожных знаков, разметки, светофоров.
Как видите, проведение подобной дорожной экспертизы помогает установить огромное количество фактов для успешного рассмотрения в суде.
Основные вопросы транспортно-трасологической экспертизы
Основные вопросы, которые ставятся перед экспертами, можно разделить на две группы:
- Диагностические:
- Могло ли повреждение возникнуть при описанном ДТП? Соответствует ли характер повреждений обстоятельствам ДТП?
- С какой скоростью двигались ТС непосредственно перед столкновением?
- Где располагается место столкновения транспортных средств?
- Двигался ли указанный автомобиль в момент столкновения?
- Идентификационные:
- Оставлены ли следы указанным автомобилем?
- Принадлежит ли деталь указанному ТС?
Из обстоятельств ДТП могут вытекать другие вопросы.
Экспертиза проводится в следующих случаях:
- На основании определения суда. В этом случае вопросы фиксируются в определении суда, уточнения возможны либо при допросе эксперта, либо путем назначения дополнительной экспертизы. Эксперт дает подписку по ст. 308 УК РФ об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного экспертного заключения.
- По прямому договору с заказчиком экспертизы (во внесудебном порядке).
Оценка воздушного транспорта
Воздушный транспорт, как и водный, относится к недвижимому имуществу и подлежит государственной регистрации. Оценка транспорта производится в отношении следующих летательных аппаратов:
- Грузовые самолеты
- Пассажирские самолеты
- Вертолеты
- Малые воздушные суда
- Прочие летательные аппараты
Для определения цены воздушного судна необходимо представить эксперту правоустанавливающие документы, а также сообщить основные характеристики летательного аппарата:
- Место производства и год выпуска.
- Основные летные характеристики.
- Функциональные характеристики.
- Сведения о двигателях – количество, тип, мощность, год выпуска и пр.
- Грузоподъемность и количество пассажиров, которые могут перевозиться на борту.
- Прочие характеристики – в зависимости от типа летательного аппарата и особенностей проводящейся экспертизы.
Экспертиза ТС после аварии
Результатом первичной экспертизы будет акт о состоянии автомобиля после ДТП. В нем указывают информацию относительно места и времени осуществления экспертной оценки. Также перечисляют присутствующих при экспертизе участников дорожного происшествия, уточняют информацию об общем состоянии ТС, наличии дефектов, не имеющих отношения к аварии, и присутствии/отсутствии скрытых повреждений. К акту могут быть приложены фото- и видео свидетельства, подтверждающие факты осмотра. Возможно, потребуется вторая экспертиза, если будет зафиксировано наличие скрытых повреждений.
В настоящее время приоритет отдается восстановительному ремонту, а не денежной выплате. Поэтому эксперты перед тем, как рассчитывать стоимость ущерба от ДТП, в первую очередь оценивают:
- насколько деформирована поверхность;
- степень повреждения запчастей в месте удара;
- процент ущерба узлов и агрегатов, требующего полной их замены.
Какие факторы могут влиять на сумму ущерба
Экспертный акт осмотра ТС после ДТП — основной документ, по которому рассчитывают сумму ущерба. По мере обнаружения скрытых повреждений или проведения дополнительных экспертиз сведения в него могут добавляться. Информация для расчета затрат на ремонт берется из этого акта.
Важные критерии для оценки состояния автомобиля:
- марка ТС;
- год его производства и постановки на учет;
- оснащение авто в момент покупки;
- город регистрации авто и где произошло ДТП;
- в каком состоянии был автомобиль до аварии;
- в каком состоянии запчасти, требующие замены.
Страховая компания для расчета стоимости ремонта использует средние показатели стоимости:
- ремонтных работ;
- материалов для произведения работ;
- запчастей для замены.
Последний показатель берут из Единого электронного справочника цен на автозапчасти, составленного РСА. Он размещен в интернете, в открытом доступе. Справочник периодически корректируют. По сути, это простой калькулятор. Чтобы рассчитать цену, нужно указать дату ДТП, марку авто, номер экономической зоны и номер запчасти.
Показатели, которые уменьшают размер компенсации:
- износ поврежденных запчастей (выражается в процентном коэффициенте);
- год выпуска ТС, время эксплуатации;
- пройденный путь в километрах.
Если ремонт невозможен или его стоимость будет больше, чем стоимость новой машины, СК обязана выплатить компенсацию в сумме, достаточной для покупки нового авто. Здесь тоже применяется методика расчета. Из предположительной стоимости новой машины вычитают цену целых запчастей. Предполагается, что владелец сможет их реализовать. Коэффициенты для расчета их стоимости тоже определены ЕМРУ.
Виды судебной автотехнической экспертизы
Целью осуществления судебной автотехнической экспертизы ДТП является установление фактических данных о состоянии машин, выяснение точной дорожной обстановки в месте происшествия, определение действий участников ДТП и их возможности не допустить аварии, а также установление данных о других факторах, способствовавших происшествию. Учитывая весьма разнообразный характер факторов, может потребоваться выполнение нескольких видов экспертиз.
Основными видами судебной автотехнической экспертизы являются:
- Экспертиза обстоятельств дорожно-транспортного происшествия (механизма ДТП).
- Экспертиза состояния транспортного средства, участвовавшего в ДТП.
- Транспортно-трассологическая экспертиза.
- Экспертиза дорожных условий.
Какие данные требуются эксперту для предварительного анализа:
- Комплект документов об обстоятельствах дорожно-транспортного-происшествия – тут необходимы письменные объяснения всех участников ДТП, пояснения сотрудника ГИБДД, протоколы об административных правонарушениях (при их наличии), постановление о привлечении к ответственности по административному правонарушению, протоколы осмотра места ДТП и т.д.;
- Фотографии и записи с видеорегистраторов с места ДТП (если есть);
- Поврежденное транспортное средство (можно обойтись фотографиями, если они раскрывают достаточно информации о повреждениях);
- Фотографии окружающей обстановки на месте ДТП (дорожное полотно, знаки, разметка и другие обстоятельства, которые могли оказать влияние на инцидент).
Порядок проведения экспертизы
Автолюбитель может воспользоваться услугами независимой экспертизы, чтобы доказать свою правоту. Результаты могут оспариваться, или же исследование назначается самим судом. НО первоначально стоит выбрать то экспертное подразделение, компанию, которая будет заниматься вашим вопросом. При этом лучше выбирать из существующих более длительное время, чтобы эксперты имели опыт проведения экспертиз. Сами представители компании должны иметь на руках все возможные документы на право осуществления своей деятельности. Если вам предложат бесплатную консультацию предварительно, то это многое говорит о серьезности учреждения.
От вас потребуют предоставить определенный набор документов, куда входят:
- Схема обстановки на месте происшествия.
- Протоколы, которые были составлены представителями ГИБДД.
- Возможные фототаблицы и другие снимки обстановки.
- Сведения о транспортных средствах, явившихся участниками происшествия, а также сами авто. Желательно, чтобы до окончания рассмотрения дела они оставались в первозданном виде без проведения ремонтных работ.
- При наличии видеорегистраторов, следует сразу же записать это все на отдельный диск или флеш-карту, чтобы в последующем информация не была утеряна.
- Документы на сами машины, все сведения и справки от органов полиции, где зафиксировано дорожно-транспортное происшествие, что оно имело место быть.
- Пояснения от всех участников аварии на дороге.
Важно вовремя провести осмотр места происшествия, так как там максимально сконцентрированы все объекты и следы, которые в последующем могут дать повод для выводов в заключении.
Какие задачи решают транспортно-технические экспертизы
Теоретики судебной экспертизы и эксперты-практики выделяют 5 видов диагностических задач, которые решают транспортно-технические экспертизы:
- исследования технического состояния транспортных средств:
- элементов конструкции ТС,
- технического состояния,
- неисправностей ТС, их причин, времени появления и влияния на развитие ДТП,
- качества ремонта, обслуживания и ТО.
- определение траектории и характеристик движения:
- механизма взаимодействия ТС с различными объектами в момент ДТП,
- механизма ДТП,
- особенностей повреждений и неисправностей после ДТП.
- установление состояния транспортных путей:
- характеристик дорожного покрытия и состояния дополнительных элементов,
- дефектов, причин и времени их возникновения,
- причинной связи между обнаруженными дефектами дефектами на дороге и ДТП.
- установление особенностей ДТП:
- возможных причин,
- скорости движения транспортного средства, его тормозного и остановочного пути,
- момента возникновения опасности для движения,
- действий водителя и технической возможности предотвратить ДТП.
- оценка действий специалистов по ТО и ремонту, обслуживавших транспортное средство до происшествия.
Как проводится дорожно-транспортная экспертиза
Частная независимая экспертиза может осуществляться через несколько часов после ДТП, за счет одного из участников аварии. Проводить экспертизу разрешается до судебного разбирательства для выяснения обстоятельства аварии, однако, как уже было сказано данная процедура не бесплатна.
Судебную дорожно-транспортную экспертизу могут назначить исключительно в суде по ходатайству одного из участников аварии либо с целью дополнительного расследования для определения виновника. Проводить экспертизу имеет право исключительно эксперт-автотехник (1, 2, 3 разряда). Эксперт-автотехник является специалистом, имеющим специальность «Автомобилетракторостроение» и «Автомобили и автомобильное хозяйство» и опыт работы по направлению подготовки не менее 1 года.
Для проведения экспертизы требуется предъявить:
- схему ДТП;
- задокументированные письменно опросы свидетелей и участников ДТП;
- видеозаписи, фотоснимки с места происшествия;
- акт осмотра ТС;
- справка о ДТП;
- постановление об административном правонарушении;
- протокол административного правонарушения (копия);
- заключение о наличии неисправностей ТС и стоимости восстановительного ремонта.