Штраф за выезд на встречную полосу в 2023 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за выезд на встречную полосу в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Есть немало нарушений, которые ошибочно квалифицируются по ст. 12.15, при этом не подходящих под эту статью. Для того чтобы не попасться на уловки неграмотных или хитрых сотрудников ДПС, необходимо твердо знать ПДД и свои права. Рассмотрим несколько примеров.
Если заехали на встречную полосу
Если при выезде с перекрёстка вы оказались на встречной полосе движения, то в этом случае вас ждёт наказание уже по части 4 статьи 12.15 КоАП, которая предусматривает лишение прав или крупный штраф.
Всё дело в пункте 8.6 Правил дорожного движения, который чётко предписывает:
8.6. Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.
И выезд на встречку там, где это по ПДД запрещено, предусматривается специальная административная норма – именно ч.4 ст. 12.15 с возможностью лишить водителя прав на 4-6 месяцев либо при наличии смягчающих обстоятельств назначить штраф 5 000 рублей.
Виды маневров в дорожном движении
Во время движения автомобилисты постоянно совершают различные маневры, но многие даже не задумываются над этим. В наше время в автошколах самому понятию «маневр» уделяется сравнительно немного внимания. Многие и вовсе упускают этот момент при обучении. Если спросить у человека, только что получившего права, какие маневры он может назвать, возможно, не каждый сразу сориентируется и назовет их. Тем не менее каждый день, садясь за руль, водители совершают маневры.
Так какие же маневры существуют? Их немного: перестроение, поворот, разворот, обгон, объезд, начало движения с обочины или от тротуара, съезд на обочину или к тротуару, движение задним ходом. Это основные виды маневров, но у них существует множество вариаций. Кстати, поворот с выездом на встречную полосу запрещен. Имеется в виду случай, когда перед поворотом водитель какое-то расстояние проезжает по «встречке».
Зачем же это нужно знать? Все это необходимо для того, чтобы соблюдать правила дорожного движения, ведь там эти термины встречаются как при описании того, что разрешено, так и при описании того, что запрещено. А как водитель будет соблюдать жизненно важные запреты, если не будет себе представлять, что ему нельзя делать? Поэтому логичный вывод — знание теории для водителя крайне важно.
Какие бывают виды поворотов
Сначала необходимо уяснить, что такое поворот. Поворот – это изменение траектории движения транспортного средства. Это один из главных и самых частых маневров дорожного движения. Съезд к обочине поворотом не считается, так как траектория движения остается прежней. Перестроение также обгоном не считается, хоть и сопровождается поворотом рулевого колеса в ту или иную сторону, но направление движения сохраняется, поэтому это совсем другое. Обгон не считается поворотом по тем же основаниям. Про движение задним ходом упоминать не стоит, так как здесь и сомнений быть не может. Следует помнить, что поворот с выездом на «встречку» не допускается.
В правилах дорожного движения выделяют несколько видов поворотов: простой, сложный, опасный, который одновременно может быть и простым, и сложным. Однако этот перечень не исчерпывающий, ситуации на дороге бывают разными, и их все невозможно описать. Итак:
- Простой поворот — это когда автомобиль поворачивает по понятной траектории, только налево или только направо.
- Сложный поворот — это когда автомобиль сначала поворачивает в одну сторону, потом, возможно, едет в другом направлении или прямо, направо или змейкой, но все в рамках выполнения одного маневра. Хотя, к счастью, такие ситуации достаточно редки.
- А опасный поворот, который может быть как простым, так и сложным, характеризуется именно повышенным риском наступления негативных последствий при совершении данного маневра. Поэтому водителям требуется максимальное сосредоточение при прохождении этого участка дороги и снижение скорости.
Советы опытных автолюбителей
Как говорят опытные автолюбители, «жизнь научит» водить правильно, подразумевая, что учатся на ошибках. Но лучше учиться заранее, чтобы ошибок не совершать, поэтому, выслушав советы опытных автолюбителей касательно правильного выполнения поворотов, можно выделить несколько важных моментов.
- Во-первых, при повороте налево выезд на встречную полосу нельзя совершать слишком рано, чтобы «срезать» угол. Поворачивать нужно почти под прямым углом, чтобы избежать движения по «встречке» и только пересечь ее.
- Во-вторых, нельзя резко тормозить перед поворотом, чтобы никто сзади, зазевавшись, не въехал в автомобиль.
- И в-третьих, нельзя допускать выезда на встречную полосу при повороте направо, потому что если так случилось, то водитель точно едет неправильно, да еще и может в некоторых случаях лишиться за это прав, не говоря уже о последствиях лобового столкновения.
Как защитить свои права
Если вам грозит лишение водительских прав за выезд на встречную полосу, необходимо обратить внимание на несколько важных моментов:
- попытайтесь обосновать нарушение правил дорожного движения. Вполне возможно, что работники органов переквалифицируют его на более мягкое, где наказание не подразумевает лишения прав,
- можно обратиться к квалифицированному юристу. Опытные адвокаты могут сделать так, что дело закроют из-за отсутствия состава преступления. Однако заплатить таким специалистам придется больше, чем сумма самого штрафа. Кроме того, никто не гарантирует успеха в этом деле,
- если наказание в отношении административного правонарушения уже избрано, всегда имеется возможность его оспорить. При этом необходимо представить доказательства невиновности. В противном случае суд примет аналогичное решение.
Учтите! Если нарушитель сможет предоставить запись нарушения с камеры видеорегистратора, то вполне возможно избежать наказания в виде лишения права управления автотранспортом. В этом случае на водителя наложат штрафное взыскание 5000 руб.
Гаи впервые дала разъяснение, когда выезд на встречную полосу не карается лишением прав
Ужесточение ответственности за нарушения дорожных правил породило огромное количество спорных случаев. Одной из самых суровых для водителей стала кара за пересечение сплошной разделительной линии. Всех поголовно, кто попался на этой опасной черте, гаишники отправляют в суд, а там автоматически штампуют решение — лишить прав.
Департамент обеспечения безопасности дорожного движения МВД специально для «Российской газеты» разъяснил, какие статьи обновленного Кодекса об административных правонарушениях должны применяться в различных случаях проезда через сплошную. Этот правовой комментарий в равной степени важен и для водителей, и для автоинспекторов.
Никакой закон не может предусмотреть всех возможных ситуаций на дороге. Инспекторы зачастую трактуют его так, как им удобнее, а может быть, и выгоднее. Проблема еще и в том, что состояние российских дорог и организация движения зачастую вынуждают водителя отступать от правил. Хочешь, не хочешь, а нарушишь.
В некоторых местах встречаются такие ямы, которые безопаснее объехать по встречной, если, конечно, там свободно, чтобы не остаться без колес. Встречаются участки, где на протяжении десятков километров нет ни одного разрыва в сплошной. Причем без видимых на то причин.
Ощущение, что в той машине, которая рисовала разметку, попросту испортился подъемный механизм, отрывающий кисть от асфальта.
В результате водители, долгое время ползущие за трактором, увидев возможность для обгона, на свой страх и риск нарушают правила.
Если учесть, что законодательство в сфере безопасности дорожного движения у нас меняется по несколько раз в год, то не у каждого автолюбителя получается отследить все нововведения. Поэтому когда ему говорят, что он совершил нарушение, за которое грозит лишение прав, он в большинстве случаев верит. А некоторые недобросовестные сотрудники ДПС этим пользуются.
Раньше выездом на встречную полосу считался любой маневр, когда колеса автомобиля пересекали сплошную: разворот, поворот, обгон. И все однозначно каралось лишением прав или штрафом.
Такое жесткое определение вынес Верховный суд. Но с 1 июля ситуация изменилась.
И в обновленном Кодексе об административных правонарушениях четко прописано, за что лишать прав, а какое пересечение сплошной (или двойной сплошной — разницы нет) карать штрафом.
Заместитель начальника Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД Владимир Кузин дал официальные разъяснения правоприменения тех или иных статей КоАП. Он на бумаге и по схемам показал, за какое нарушение водитель останется без прав, а какое грозит ему только штрафом. Эти пояснения- своеобразная помощь автолюбителю в трудных ситуациях общения с автоинспекторами.
Ответственноcть за въезд на встречную предусмотрена статьей 12.15 КоАП. До сих пор наиболее частое нарушение — это обгон по встречной полосе (ситуация 1). И эта ситуация прописана однозначно в части 4 этой статьи. За такое нарушение положено безальтернативное лишение права управления на срок от 4 до 6 месяцев.
Не спасет даже уверение в том, что вы обгоняли трактор, который ехал со скоростью 20 километров в час. Конечно, водитель трактора виноват в том, что не съехал на обочину и не пропустил все машины, которым он мешал. А это его обязанность, прописанная в правилах.
Но ссылка на чужое нарушение не спасет от лишения прав того, кто обгонял тихоходный транспорт по встречке.
Ситуация 2 — тоже квалифицируется по части 4 статьи 12.15. При повороте налево водители часто начинают маневр, не доехав до прерывистой линии.
Объяснение простое — остался метр-другой до разрыва в сплошной, а хочется успеть проскочить под горящую стрелку. Но фактически водитель выезжает на полосу встречного движения. И тем самым создает опасную ситуацию.
Ведь из поворота навстречу мог выезжать другой автомобиль. Сэкономленный метр на повороте также без вариантов оставит нарушителя без прав.
Все другие случаи пересечения сплошной оставляют водителю шанс отделаться штрафом.
Рассмотрим часто встречающуюся ситуацию, когда единственный ряд дороги перегородил стоящий автомобиль (ситуация 3). Объезжать такое препятствие полагается справа. Но если такой возможности нет — то вы можете объехать ее и слева, предварительно уступив дорогу встречным транспортным средствам.
И автоинспектор не должен наказывать вас за такое пересечение сплошной и выезд на встречную. Однако если была возможность объехать препятствие с правой стороны, а вы решили, что с левой будет быстрее или проще, то вам придется отвечать по части 3 статьи 12.15 — выезд на встречку, соединенный с объездом препятствия.
За такое нарушение положен штраф — от 1000 до 1500 рублей.
Особый разговор — о развороте через сплошную (ситуация 4). Большинство водителей убеждены, что за такой грубый маневр без альтернативы отберут права. Автоинспекторы нередко поддерживают это заблуждение.
Однако по новым правилам, если водитель развернулся через сплошную, то он «совершил выезд в нарушение ПДД на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, соединенный с разворотом». Ему грозит ответственность по части 3 статьи 12.15.
Но это не лишение прав, а штраф от 1000 до 1500 рублей.
Точно также карается другое распространенное нарушение — поворот налево через сплошную (ситуация 5). В таких случаях водитель пересекает сплошную линию и встречную полосу. И попадает под часть 3 статьи 12.15. Подобное нарушение считается выездом на встречную полосу, соединенным с поворотом налево. Оно карается только штрафом. Правда, тоже существенным: от 1000 до 1500 рублей.
Нередко проблему составляет выезд со двора или из переулка на улицу с двусторонним движением. Если на ней — сплошная линия, то левый поворот будет грубым нарушением (ситуация 6).
Однако права за такой опасный маневр не отберут. Отвечать вам придется по статье 12.16 — за несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой.
За это нарушение предусмотрен штраф в размере 100 рублей.
Подробный разбор других случаев, связанных с выездом на встречную полосу, будет опубликован в ближайших номерах «Российской газеты».
Что такое выезд на полосу встречного движения
В идеале, автомашина должна всегда передвигаться по своей полосе и в одном направлении. На практике, это нереально, так как в процессе вождения приходится выполнять множество маневров – обгоны, перестроения, повороты и развороты. При совершении таких маневров почти всегда задействуются смежные полосы в попутном направлении или встречка.
В зависимости от условий обстановки и вида автодороги, разграничение между участками попутного и встречного движения может происходить следующим образом:
- условно, т.е. без нанесения какой-либо разметки, без установки ограждений (месторасположение машин встречных потоков определяется на усмотрение самих водителей, с учетом размера проезжей части и норм безопасности);
- в виде одинарной или двойной линии, прерывистой разметки (она наносится по согласованию с ГИБДД);
- в виде временных или постоянных ограждений, разграничивающих потоки (островки безопасности, бордюры, иные виды ограждений).
Как вести себя если остановил инспектор
Чтобы не лишиться прав при данном нарушении, необходимо воспользоваться следующими способами:
- Как только водитель будет вынужден остановиться по знаку сотрудника ПДС за проезд по встречке, необходимо вступить с ним в диалог и объяснить причину, по которой был совершен этот маневр. Если водитель будет убедительным и докажет, что не мог обойтись без заезда на встречную полосу, то может отделаться только штрафом.
- Нужно ознакомиться с протоколом, который составил инспектор, особенно с той частью, где фигурирует статья КоАП, в соответствии с которой водителю грозит наказание.
- Инспектор указывает в протоколе основную причину задержания (выезд на встречку). Водитель в данной ситуации должен внести в протокол свое видение сложившихся обстоятельств. Если есть претензии к самому инспектору, то зафиксировать их.
- Не помешает приложить к документам фотографии или видеосъемку того места, где водитель был остановлен. При съемке уделить побольше внимания следующим ракурсам: нахождению автомобиля инспектора ПДС, состоянию дорожного покрытия, положению автомобиля нарушителя ПДД.
- Привлечь свидетелей, которыми могут быть пассажиры или родственники водителя, указать их имена в протоколе. Сделать опись всех прикладываемых к протоколу фотографий и свидетельских показаний.
Следующее видео будет наглядным примером тому, какое наказание будет за встречку.
Бесплатная юридическая консультация онлайн
Привлечение адвокатов к правовым спорам обусловлено необходимостью полноценной защиты личных интересов граждан.
Как показывает практика, граждане избегают юридической помощи с целью финансовой экономии, но на практике это связано с большими затратами. Даже граждане, имеющие образование юриста, не всегда успевают за актуальными изменениями законодательства, поэтому целесообразно будет воспользоваться консультацией квалифицированного специалиста. Удобство заключается в том, что проводиться консультация юриста бесплатно и онлайн.
Где и как получить бесплатную юридическую консультацию? предоставляется на всей территории Российской Федерации. Воспользоваться поддержкой могут граждане, резиденты государства, а также нерезиденты страны, которые временно проживают в РФ. Более того, консультировать заинтересованных лиц юристы могут и за пределами России, но только в рамках отечественного законодательства.
Предоставляется юридическая консультация бесплатно онлайн круглосуточно, независимо от выходных и праздничных дней. Оперативность ответа специалистов на сайте составляет до 15 минут.
Если пришло письмо о правонарушение за пересечение сплошной линии, но человек точно знает, что не совершал этого, можно избежать наказания. В 2022 году решение можно обжаловать — для этого обращаются в местное отделение ГИБДД или в районный суд. Ситуации при которых оспаривается постановление:
- Неточные номерные знаки — эта ошибка считается самой распространенной, когда нарушение фиксируют автоматические камеры, установленные на проезжей части.
- Если за рулем другой водитель, а не владелец автотранспортного средства. Потребуется подтвердить, что в машине находится посторонний человек. В качестве доказательной базы предоставляется доверенность, и штрафные санкции выплачивает непосредственно сам нарушитель.
- Вынужденный выезд на сплошную линию. Понадобиться подтвердить, что таким образом водитель хотел предотвратить акт дорожно-транспортной аварии. По этой причине обязательно необходимо иметь в машине видеорегистратора.
- Достаточно часто работники неправильно наносят разметку на асфальте, и если есть ошибка, то штрафа за пересечение сплошной в 2022 году при обгоне можно избежать. В соответствии с ГОСТом линия должна сначала идти с короткими пропусками, именно они сообщают водителю о приближении запрещающего знака для выезда на встречную полосу. В качестве доказательства предоставляются видеозаписи, а также фото с места, где произошло нарушение.
Можно ли обжаловать постановление
Если никакие обстоятельства не убедили сотрудника ГИБДД отказаться от возбуждения административного дела, и обвиняемая сторона все равно уехала с выписанным постановлением, то спешить оплачивать штраф не нужно. Ведь законодательство РФ предусматривает возможность обжалования спорных ситуаций в суде, куда нарушителю и следует обратиться в течение 10 дней с момента получения протокола на руки.
Самым простым вариантом разрешения проблемы в пользу виновника окажется отсутствие у сотрудника ГАИ материалов по совершенному правонарушению. В противном случае водителю придется также подготавливать доказательства с места происшествия, чтобы судья смог убедиться в несоответствии дорожного указателя или разметки установленному ГОСТу.
Возможные спорные ситуации
Часто между водителем и сотрудниками ГИБДД происходят спорные ситуации.
Владелец автомобиля должен понимать, что лишить право управлять транспортное средство могут только в том случае, если водитель нарушил границу двойной сплошной для совершения обгона. В иных случаях для водителя предусмотрен штраф.
На практике происходит иная ситуация, сотрудники Госавтоинспекции даже не пытаются разобраться в ситуации и сразу направляют дело в суд.
Когда вам пришлось выехать на встречку, можно попытаться доказать, что действие было совершено с целью избежать столкновения с другим транспортом. В данном случае изменение траектории могут признать вынужденным, что не является основанием для лишения прав.
Если автомобилист пересек проезжую часть дороги под прямым углом, а после сворачивает обратно, то он нарушает требования разметки и впоследствии будет выписан штраф 1500 рублей.
В статье 2.7 КоАП закреплено правило на совершение действия с нарушением регламента при необходимости. Оно подразумевает попытку избежать образование аварийной ситуации. В этом случае водителю на суде нужно доказать, что совершенное нарушение принесло наименьший вред, чем события, которые он предотвратил.
Например, судья оправдает нарушителя, который вынужденно совершил разворот в неположенном месте для того, чтобы доставить в больницу человека, пострадавшего в аварии. В этом случае на водителя не будет наложена административная ответственность за то, что он покинул место аварии.
Наказание за выезд на встречную трамвайную полосу
Правомерность нахождения автомобилиста на трамвайных рельсах определяется тем, в какую сторону они ведут. Если в попутном направлении, то у инспекторов есть даже ряд ситуаций, когда они настоятельно рекомендуют пользоваться путями.
С трамвайных путей разрешается поворачивать налево или совершать разворот. Обязательно, чтобы соблюдались два условия. Подобные маневры не должны противоречить разметке и знакам. Недопустимо создавать помехи самому трамваю.
На встречных трамвайных рельсах машине появляться нельзя. За нарушение уплачивается штраф в 5 000 рублей. На полгода можно остаться без прав (ч. 4 12.15 КоАП).
Где применяется одинарная и двойная сплошная?
Итак, одинарная сплошная применяется в следующих случаях:
- для разделения дороги на полосы движения, перестраиваться, при этом, пересекая одинарную сплошную, запрещено;
- для разделения встречных потоков транспорта, но только если дорога двухполосная, и ширина каждой полосы не более 3,75 метра – пересекать такую одинарную сплошную линию тоже запрещено;
- для обозначения границ парковочных мест;
- для отделения любых других участков дороги, на которые нельзя выезжать.
Двойная сплошная линия применяется только в двух случаях:
- для разделения встречных потоков движения автомобилей, если на дороге 4 и более полос движения;
- для разделения встречных потоков транспорта, если количество полос менее 4, но ширина каждой более 3,75 метра.