Задачи, функции и система вневедомственной охраны при УВД
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Задачи, функции и система вневедомственной охраны при УВД». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Вневедомственная охрана состоит из военизированных подразделений. Их основной задачей является возмездная защита транспортируемого имущества или стационарных объектов, которые могут принадлежать частным лицам, компаниям или государственным организациям.
Задачи и обязанности ВО
Круг задач, решением которых занимаются сотрудники вневедомственной охраны, регламентирован федеральным законом № 226, принятым в 2016 году. В него входят:
— охрана на основе договора объектов, принадлежащих физлицам и юрлицам;
— соблюдение пропускного режима;
— обеспечение безопасности коммуникаций, важных грузов, ВГО, определенных перечнем, который утвержден председателем правительства России;
— проведение работ, мероприятий, оказание услуг по обеспечению сохранности вверенных объектов и имущества в рамках единой технической политики;
— повышение эффективности мер, касающихся защиты имущества, принадлежащего частным лицам, индивидуальным предпринимателям и организациям;
— оперативное реагирование на тревожные сигналы, которые поступают на охранные пульты центральных пунктов наблюдения.
Это то, чем в первую очередь занимаются сотрудники отделов вневедомственной охраны. По решению Главного управления МВД они могут выполнять и другие функции:
— обеспечивать безопасность должностных лиц и рядовых граждан;
— охранять общественный порядок, пресекать правонарушения;
— контролировать соблюдение режимов чрезвычайного или военного положения, введенного на территории РФ/отдельных субъектов федерации;
— противодействовать терроризму, участвовать по распоряжению президента России в контртеррористических операциях.
Общее руководство ОВО осуществляет Главное управление Росгвардии. Отделы вневедомственной охраны могут сотрудничать с полицейскими службами, ФСБ и иными государственными структурами. Совместная работа проходит в рамках межведомственного взаимодействия, при этом сотрудники ВО подчиняются только своим начальникам.
История создания отдела вневедомственной охраны
Подразделение появилось в 1952 году. 29 октября Совмин СССР принял соответствующее решение. Однако организация имела более давнюю предысторию.
По мнению историков, основой этой структуры стало появление промышленной милиции. В РСФСР она возникла 3 марта 1920 года. В стране бушевала Гражданская война. Многие промышленные объекты были разрушены. Обычная милиция с задачами не справлялась. Милиционеры могли ловить преступников, задерживать правонарушителей. Отдельной деятельности по обеспечению защиты конкретных государственных объектов никто не вел. Отсутствовала и профилактика преступлений.
Обеспечить безопасность этих объектов должна была промышленная милиция. К задачам структуры добавили:
- защиту запасов продукции;
- охрану складских помещений.
В 1924 году организацию трансформировали. 6 февраля СНК РСФСР издало приказ о формировании ведомственной милиции. Тогда же появилось соответствующее Положение, регламентирующее работу службы. Задача – защита материальных ценностей заводов, фабрик и складов. Милиция могла работать и с частными структурами, обладающими важным государственным значением.
Какие служебные полномочия предоставляются сотрудникам ОВО
Полномочия работников гвардии ОВО отличаются от прав полицейских. Работники ведомства могут:
- Проверять документы граждан. Проверка документов возможна, если сотрудник ОВО подозревает конкретного человека в совершении правонарушения или он похож на разыскиваемого преступника. Останавливать людей просто так охранники не будут.
- Пресекать преступления.
- Охранять вверенные объекты.
- Проводить осмотр территории охраняемых зданий и сооружений. При этом работники ведомства получили право круглосуточного посещения указанных объектов.
- Задерживать людей, проникших на охраняемую территорию незаконно.
- Доставлять задержанных правонарушителей в отделы полиции.
- Защищать граждан от угроз здоровью и жизни.
- Следить за соблюдением пропускного режима на охраняемых объектах.
- Проводить досмотр личных вещей.
С изменением структуры работы сотрудники службы продолжают предотвращать преступления. Организация показала эффективность в профилактике правонарушений.
Состав и численность организации
Для обеспечения максимально эффективной охраны вверенных ей объектов ВО Росгвардии четко структурирована на отдельные службы, каждая из которых выполняет исключительно возложенные на нее обязанности, но все вместе они координируются из единого центра, что позволяет добиться максимальной скорости реагирования на возникающую для охраняемых объектов опасность и быстрого задержания преступников.
Структурно ВО ВНГ подразделяется на:
- Главное управление ВО Росгвардии (находится в Москве);
- региональные Управления ВО (УВО) — есть в каждой области страны;
- отделы вневедомственной охраны (ОВО) — организованы во всех крупных и малых городах России.
За какие услуги вневедомственной охраны взимается оплата
В 2022 г. ОВО Росгвардии предоставляют населению и организациям перечень официальных услуг, за каждую из которых воспользовавшимся ими необходимо заплатить определенную сумму.
Как правило, стоимость услуг/работ ВО ВНГ выше аналогичных услуг, предоставляемых населению/организациям частными охранными компаниями. Однако большинство граждан и руководителей российских предприятий все-таки предпочитают иметь дело именно с вневедомственной охраной Росгвардии, т. к. у нее есть то, что отсутствует у конкурентов: максимальная скорость прибытия нарядов при получении сигнала тревоги с ОО, разрешение на использование автоматического оружия, на задержание преступников и т. п.
По состоянию на 2022 г. ВО ВНГ берет плату за:
- монтаж охранных систем на ОО и их последующее техобслуживание;
- охрану объекта/имущества с пульта — диспетчером на ЦПН;
- военизированную защиту ОО, осуществляемую мобильными вооруженными патрулями;
- сопровождение грузов — нарядами, также вооруженными автоматическим оружием;
- охрану объектов промышленности.
Таблица различий ведомственной и вневедомственной охраны
Отличия | Ведомственная охрана | Вневедомственная охрана |
1. Правовые основы | Действия регулируются ФЗ №77 от 14.04.1999. Подчиняется профильным ведомствам: МВД, МЧС, Минобороны, Минтранспорта и пр. | Структурное подразделение Росгвардии. |
2. Полномочия | Имеет широкие полномочия. Обеспечивает безопасность федеральных органов власти, госкорпораций, юридических лиц, подконтрольных различным министерствам. | Обеспечивает безопасность коммерческих и частных объектов разного назначения и масштаба. Работает на объектах военно-промышленного комплекса. |
3. Структура | Включает учебные центры и профильные отделы министерств и ведомств. | Включает центры оперативного управления, централизованные пункты охраны, строевые спецподразделения. |
4. Вооружение и оснащение | Стрелковое ручное боевое оружие, огнестрельное оружие, гладкоствольное длинноствольное оружие, спецсредства несмертельного действия, дубинки, электрошокеры, наручники, автомобильные заграждения. | Нарезное огнестрельное оружие, дальнобойное оружие, спецсредства нелетального действия, боевая экипировка, спецтранспорт. |
5. Формат оказания услуг | Работает в штате министерств и ведомств. | Работает по договору, как и ЧОПы. Строгий прайс. |
Критерии приема на службу в органы внутренних дел г. Москвы, какие проверки при этом проходит кандидат.
На службу в органы внутренних дел вправе поступать граждане не моложе 18 лет и не старше 35 лет независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, владеющие государственным языком Российской Федерации, соответствующие квалификационным требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел.
Квалификационные требования к должностям в органах внутренних дел предусматривают наличие для должностей рядового состава и младшего начальствующего состава среднего (полного) общего образования, для должностей среднего начальствующего состава — образования не ниже среднего профессионального, соответствующего направлению деятельности, для должностей старшего и высшего начальствующего состава — высшего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности.
Вневедомственная охрана: задачи, функции и правовое положение
Подразделения вневедомственной охраны полиции занимают особое место в охране объектов собственности, они решают задачи по повышению защищенности имущественных интересов граждан и юридических лиц, профилактике правонарушений и преступлений в области охраны собственности. Подразделения вневедомственной охраны полиции обеспечивают охрану общественного порядка и безопасности.
Для реализации такого направления деятельности полиции, как охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе, обозначенного в Федеральном законе «О полиции», создаются и функционируют подразделения вневедомственной охраны полиции.
Подразделения вневедомственной охраны при ОВД впервые были созданы в 1952 г. Основанием для их создания послужили необходимость совершенствования системы охраны собственности и сокращение расходов на охранные мероприятия. За 60 лет своего существования подразделениями вневедомственной охраны при ОВД накоплен богатый опыт практической и научной деятельности, а также сформирован широкий материально-технический потенциал.
В 2005 г. был создан Департамент государственной защиты имущества МВД России (реорганизованный впоследствии в Главное управление вневедомственной охраны) и образовано специализированное федеральное государственное унитарное предприятие «Охрана» (ФГУП «Охрана» МВД России), подведомственное МВД России. ФГУП «Охрана» образовано на базе военизированных и сторожевых подразделений вневедомственной охраны при ОВД Российской Федерации и подразделений вневедомственной охраны при ОВД Российской Федерации.
В настоящее время на федеральном уровне управление вневедомственной охраной полиции осуществляет Главное управление вневедомственной охраны МВД России (далее — ГУВО МВД России). ГУВО МВД России осуществляет функции головного подразделения МВД России в области охраны имущества и объектов на договорной основе. Также ГУВО МВД России осуществляет организационно-методическое обеспечение деятельности федерального государственного учреждения «Научно-исследовательский центр «Охрана» МВД России, федерального государственного учреждения «Центр сертификации аппаратуры охранной и пожарной сигнализации» МВД России, Центра специального назначения вневедомственной охраны МВД России, а также ФГУП «Охрана», подведомственного МВД России.
Задачи ГУВО МВД России:
Подразделения вневедомственной охраны входят в состав полиции территориальных структур МВД. Страховые подразделения вневедомственной охраны в структуре территориальных органов МВД России на региональном уровне создаются по согласованию с МВД России. В управлении (отделе) вневедомственной охраны на региональном уровне вводятся следующие должности: начальники центра оперативного управления, пункта централизованной охраны, смены центра оперативного управления, пресс-группы; заместитель начальника центра оперативного управления; старший инспектор по особым поручениям, инспектор по особым поручениям; главный специалист; старшие: инспектор, специалист (по работе с личным составом), юрисконсульт; ведущий специалист; инспектор; психолог; специалист по работе с личным составом; дежурный пункта централизованной охраны, центра оперативного управления; инженер.
На районном уровне подразделения вневедомственной охраны в статусе отдела (отделения) предусмотрены типовой структурой отдела (отделения, пункта) полиции в составе территориального органа МВД России, находятся в прямом подчинении у заместителя начальника отдела (отделения) полиции.
Подразделения вневедомственной охраны полиции созданы и функционируют во всех населенных пунктах всех субъектов Российской Федерации.
Подразделения вневедомственной охраны полиции в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законам.
Правовую основу деятельности подразделений вневедомственной охраны составляют следующие нормативные правовые акты Российской Федерации: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции», Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», постановление Правительства от 7 сентября 2011 г. № 752 «О порядке определения тарифов на оказываемые полицией услуги по охране имущества и объектов граждан и организаций, а также иные услуги, связанные с обеспечением охраны имущества на договорной основе», ведомственные нормативные правовые акты, а также законы субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданные в пределах их компетенции.
Основные задачи вневедомственной охраны полиции:
При этом необходимо обозначить отличие деятельности по охране имущества по договорам подразделениями вневедомственной охраны от деятельности коммерческих организаций в этой сфере. Так, в отличие от коммерческих организаций деятельность подразделений вневедомственной охраны нацелена не на получение прибыли, а на оказание услуги населению и организациям по охране имущества, а полученные денежные средства в полном объеме идут в федеральный бюджет.
С 1 января 2012 г. подразделения вневедомственной охраны имеют статус федерального государственного казенного учреждения. Согласно Бюджетному кодексу РФ это означает, что данное учреждение осуществляет оказание государственных (муниципальных) услуг в целях реализации предусмотренных законами полномочий, финансовое обеспечение его деятельности осуществляется за счет бюджетных средств.
Статья 47 ФЗ «О полиции» также указывает, что средства, получаемые полицией по договорам об охране имущества и объектов граждан и организаций и о предоставлении иных услуг, связанных с обеспечением охраны имущества по этим договорам, являются доходами федерального бюджета и после возмещения убытков в связи с кражами и обстоятельствами, предусмотренными условиями договоров, зачисляются в федеральный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в полном объеме.
Участие в разработке и реализации государственных мер по упорядочению и совершенствованию охраны имущества и материальных ценностей, что во многом достигается путем подготовки, в пределах своей компетенции, проектов нормативных правовых актов по вопросам защиты имущества от преступных и иных противоправных посягательств.
Проведение на территории Российской Федерации единой технической политики в области создания средств охранной сигнализации, их промышленного освоения, контроля качества, тактики их применения, внедрения и эксплуатационного обслуживания.
Участие в деятельности ОВД по охране общественного порядка. Подразделения вневедомственной охраны полиции включаются в систему единой дислокации подразделений полиции по охране общественного порядка. Согласно Уставу патрульно-постовой службы полиции РФ подразделения патрульно-постовой службы полиции в своей деятельности взаимодействуют с подразделениями вневедомственной охраны территориальных ОВД. То есть наряду с выполнением своих основных задач подразделения вневедомственной охраны полиции участвуют в обеспечении общественного порядка и общественной безопасности, борьбе с правонарушениями в зонах своих постов и маршрутов патрулирования.
Полномочия, задачи, функции ВО
Подразделения вневедомственной охраны являются составной частью Росгвардии, предназначенной для обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданин.
Вневедомственная охрана – единственное государственное учреждение, оказывающее все виды услуг по охране на договорной основе. Опыт, накопленный за более чем полувековую историю деятельности, позволяет максимально эффективно обеспечивать имущественную безопасность любых форм собственности.
Вневедомственная охрана сегодня – это служба, заслуженно уважаемая в Республике Карелия. Практически во всех районах республики есть подразделения вневедомственной охраны, которые своим трудом завоевали доверие жителей Республики Карелия.
Одним из главных направлений деятельности вневедомственной охраны является постоянное совершенствование технических средств охраны, отвечающих современным требованиям безопасности. Объект, подключенный на пульт централизованной охраны, круглосуточно находится под надежной защитой. Автоматизированная система воспринимает любой вид сообщения о проникновении на объект.
Использование надежных современных охранных систем в сочетании с профессиональными действиями сотрудников групп задержания позволяет в максимально короткие сроки после поступления тревожного сигнала прибывать на объект и предотвращать противоправные действия. С момента поступления тревожного сигнала и до момента приезда вооруженного наряда полиции проходят считанные минуты.
Подразделения вневедомственной охраны доказали эффективность своей деятельности как при защите объектов, так и в борьбе с преступностью, в обеспечении общественного порядка в городах и населенных пунктах. Беречь людей, защищать их, помогать, охранять покой и порядок – для тех, кто служит во вневедомственной охране, эти задачи неразделимы.
Ситуация после Великой Отечественной войны
После Великой Отечественной войны задачи восстановления и дальнейшего развития экономики страны в условиях значительных человеческих потерь в войне потребовали изыскания дополнительных резервов трудовых ресурсов, вплоть до таких необычных форм, как замена на угольных шахтах 27 500 больных и нетрудоспособных пленных немцев на находящихся в лагерях и тюрьмах МВД СССР в Германии работоспособных интернированных немцев.
Нехватка трудовых ресурсов заставила правительство обратить внимание на ведомственную охрану предприятий, учреждений и организаций. Началась многолетняя борьба государства за контроль над этой во многом теневой сферой народного хозяйства. Совет Министров СССР принимает ряд постановлений, направленных на совершенствование учета, сокращение и вывод в производственную сферу численности ведомственной охраны (Постановления СМ СССР № 2619-1088с-1946, 1076-386с-1948, 2539-999с-1949, 3851-1539с-1952, 4633-1835с-1952).
Одновременно с ведомственной охраной во всех указанных постановлениях рассматриваются вопросы создания и совершенствования работы так называемых специальных организаций на договорных началах, призванных заменить ведомственную охрану на мелких предприятиях (магазины, столовые, школы и т.п. Начался длительный эксперимент по созданию новой формы охраны. Основной целью этого эксперимента являлось сокращение численности охраны за счет устранения ведомственных барьеров, перехода на наружную, обходную форму несения сторожевой охраны, широкое внедрение технических средств охраны, использование сторожевых собак.
Но создаваемые управления охраны горисполкомов не могли конкурировать со сторожевыми артелями. В Воронеже такое управление просуществовало всего 2 года и было ликвидировано. А сторожевые артели не воспринимали идей обходной охраны и применяли ее только в местах концентрации охраняемых объектов: рынки, базы, стройки.
В результате в январе 1959 г. принимается с незначительными изменениями Постановление СМ СССР № 9342 «Об упорядочении охраны предприятий, организаций и учреждений». Управления (отделы) ВНСО преобразуются в управления (отделы) охраны, вводятся аттестованные должности руководящего и инспекторского состава, а также инженерно-технический персонал.
Постановление возложило на МВД СССР обязанность составления заявок на технические средства охраны и распределения этих средств между союзными республиками, министерствами и ведомствами СССР. Разработка и производство ТСО по заявкам МВД СССР возлагались на Госкомитет СМ СССР по радиоэлектронике.
Это был прорыв!
Начался бурный прием под охрану объектов. Только за 1959 г. численность вневедомственной охраны в РСФСР возросла с 68 до 142 тыс. чел. Появившиеся в штатах управлений, отделов охраны инженеры и техники из подручных материалов в кустарных условиях изготавливали простейшие устройства сигнализации и устанавливали на объектах. Уже на 1-е полугодие 1962 г. оснащенность объектов сигнализацией возросла до 16%, а в ряде регионов и до 40%. Это сразу сказалось на уровне краж с охраняемых объектов, которые снизились в целом по РСФСР в 1961 г. более чем на 40%. В Ленинграде, Рязани, Магадане, Комсомольске-на-Амуре начали изготавливаться и устанавливаться пульты централизованного наблюдения, результатом чего стало возможным сокращение численности сторожей.
Наиболее значительный вклад в разработку ТСО внес коллектив энтузиастов Управления охраны Ленинграда под руководством талантливого конструктора и организатора Виталия Николаевича Строчкова, который разработал и внедрил в серийное производство ставший впоследствии массовым приемно-контрольный прибор «Сигнал-3», пульты централизованного наблюдения «Онега-400», «Онега-100», «Нева-60», «Нева-10», «Нева-10м», автоматизированную систему «Комета», концентраторы малой емкости «Рубин».
Численность отдела охраны при УМ МВД РСФСР возрастает с 23 до 45 чел.
13 января 1960 г. упраздняется МВД СССР. Появляется возможность укомплектовать аттестованные должности опытными работниками бывшего МВД СССР. В отделе охраны появляются бывший военный контрразведчик, специалист по инспектированию ведомственной охраны и оргштатной работе С.С. Жигалкин, профессиональный связист, бывший директор радиозавода, специалист по оперативной технике И.А. Чернышев, работники кадрового аппарата ГУМ МВД СССР И.И. Перепечко, М.А. Григорьев и др.
Руководителем отдела назначается специалист по оргштатной работе П.К. Лазарев.
30 августа 1962 г. МВД РСФСР преобразуется в Министерство охраны общественного порядка РСФСР. Управление милиции преобразуется в Главное управление милиции, а отдел охраны – в управление охраны.
В 1962 г. указанием министра внутренних дел РСФСР № 66-10/187а в штаты низовых подразделений охраны вводятся должности техников для обслуживания сигнализации и дежурных-диспетчеров для пультов централизованного наблюдения.
Развитие централизованного наблюдения за охраняемыми объектами потребовало и создания оперативного реагирования на сигналы тревоги. В Ленинграде и Москве появились новые формы охраны в виде автомотопатрулирования, что было отмечено в докладе А.М. Волкова. Но в 1963 г. эта инициатива не встретила понимания в Правительстве РСФСР. После совещания ситуация изменилась, и Совет Министров РСФСР издает распоряжения о проведении экспериментов по организации милицейской патрульной охраны: № 334-рс от 31 августа 1964 г. в Ленинграде, № 258-рс от 8 февраля 1965 г. в Подольске, Климовске и Домодедово Московской области и № 4007-рс от 7 октября 1965 г. во Всеволжске, Выборге, Гатчине, Бокситогорске, Ломоносове и Луге Ленинградской области. Эксперимент дал положительный результат, и в 1967 г. вышло распоряжение СМ СССР № 1026, разрешающее введение в штат подразделений вневедомственной охраны рядового и младшего начальствующего состава милиции. Тем самым было положено начало ночной милиции.
Предшественник современной ФГУП «Охрана» при федеральной службе ВНГ – вневедомственная охрана (УВО) МВД СССР, а затем РФ. Была образована в 1920г., специально для охраны промышленных зданий, складов и прочих объектов государственной важности. Уже в конце 1980-х годов численность сотрудников УВО при МВД СССР достигала 180 тыс. человек. Под охраной организации в это время состояло свыше 600 тысяч объектов, из которых более 400 тысяч были частные дома и квартиры граждан.
После распада СССР произошло слияние вневедомственной охраны и УВО, в результате численность объединённой организации возросла до 470 тысяч сотрудников. В 2005г. произошла очередная реструктуризация, в ходе которой было образовано ФГУП «Охрана» при МВД РФ. В 2016г. в соответствии с президентским указом №157 вневедомственная охрана была передана из ведения полиции в новообразованную силовую структуру – в войска Росгвардии.
Почему вневедомственная охрана так называется. История создания службы вневедомственной охраны. Ведомственная и вневедомственная охрана: сравнение с ЧОП
Как сообщил РИА «Дейта» начальник Управления вневедомственной охраны при УВД по Приморскому краю, полковник милиции Владимир Шмидт, на протяжении последних лет борьба с кражами имущества граждан стала одной из наиболее актуальных проблем в деятельности органов внутренних дел.
В текущем году на территории Приморского края совершено порядка 3000 квартирных краж, что составляет 7% процентов от общего числа зарегистрированных преступлений. И хотя динамика этого вида преступления ежегодно снижается, для граждан это невосполнимый материальный и моральный ущерб.
На переднем крае борьбы с «домушниками» стоят подразделения вневедомственной охраны совместно с ФГУП «Охрана» МВД России по Приморскому краю. Сегодня в крае под их защитой находится более 23 тысяч квартир. Стоит только вору проникнуть в охраняемое жилище, как сигнал о несанкционированном доступе приходит на пульт дежурных. По адресу тотчас же направляется группа задержания и воров удается взять с поличным прямо на месте преступления, а если вдруг сумели уйти, в таких случаях сотрудники вневедомственной охраны без промедления приступают к розыску подозреваемых по «горячим следам», блокируют пути возможного отхода преступника, что дает возможность задержать вора.
Работа подразделений вневедомственной охраны дает положительные результаты. В сравнении с прошлым годом, общее количество квартирных краж, в среднем, снизилось порядка 20%. Одним из показателей, характеризующих успешную работу вневедомственной охраны, является сокращение числа посягательств на охраняемые квартиры. Согласно статистике, за год активность «домушников», в целом по стране, снизилась в полтора раза.
Наиболее надежным способом защиты личного имущества граждан является централизованная охрана. Принцип ее организации заключается в том, что аппаратуру сигнализации подключают через канал связи (обычно это линия городской телефонной сети) к пульту централизованного наблюдения, находящемуся в подразделении вневедомственной охраны. Все большее распространение находят радиосистемы передачи извещений. Преимущество радиосистем состоит в том, что они позволяют осуществлять охрану независимо от наличия и состояния телефонной связи, что особенно важно для сельских районов. К сожалению, существующие радиосистемы централизованного наблюдения (ПЦН) пока еще сравнительно дороги, но специалисты работают над их удешевлением.