Таблица организационно правовых форм предпринимательской деятельности
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Таблица организационно правовых форм предпринимательской деятельности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Каждый, кто хоть раз обращался к классификатору видов экономической деятельности, наверняка задавался вопросом, почему он составлен именно так. Почему какие-то виды деятельности поименованы однозначно, а в каких-то случаях указана довольно общая формулировка, под которую на первый взгляд подпадает сразу несколько видов деятельности.
В основе классификации лежат 3 признака: сфера деятельности, процесс производства, используемое сырье и материалы. Деление по сферам деятельности понятно: сельское хозяйство, обрабатывающие производства и, например, строительство совершенно разные отрасли. И первоначально виды деятельности в ОКВЭД делятся как раз по отраслям.
Процесс производства как признак используется для разграничения видов деятельности внутри одного класса, подкласса или группы. Например, для разграничения «Добычи антрацита открытым способом» (05.10.11) и «Добычи антрацита подземным способом» (05.10.14).
Используемое сырье и материалы – дополнительный уровень деления внутри подгруппы, по конкретным видам деятельности. К примеру, в группе «Подготовка и прядение текстильных волокон» (код 13.10) выделяют «Прядение хлопчатобумажных волокон» (13.10.1), «Прядение льняных волокон» (13.10.4) и другие виды.
При этом в классификаторе не учитываются различия по форме собственности, организационно-правовой форме, ведомственной подчиненности компаний. Также для целей ОКВЭД не имеет значения коммерческую или некоммерческую деятельность ведет организация, занимается внешней или внутренней торговлей.
Основные виды организационно-правовых форм предприятий
В законодательно закрепленную систему организационно-правовых форм входят:
-
две формы предпринимательской деятельности (без образования юридического лица);
-
7 разновидностей организаций коммерческого характера;
-
7 видов организаций некоммерческого характера.
Согласно ГК РФ возможны следующие организационно-правовые формы собственности:
-
хозяйственные товарищества;
-
хозяйственные общества;
-
производственные кооперативы;
-
унитарные предприятия.
- В — включение в классификатор записей с новыми кодами
- А — аннулирование записей в классификаторе
- И — изменение записей классификатора без изменения кодов
- ИР — внесение правок в позиции или в текст документа классификатора без изменения кодов
Номер | Документ (основание для изменения) | Введение в действие | Действия |
---|---|---|---|
6/2022 | Приказ Росстандарта от 21.11.2022 №1321-ст | 01.01.2023 | В ИР |
5/2021 | Приказ Росстандарта от 10.09.2021 №944-ст | 01.01.2021 | ИР |
4/2018 | Приказ Росстандарта от 24.10.2018 N 839-ст | 01.01.2019 | В А ИР |
3/2018 | Приказ Росстандарта от 16.10.2018 N 781-ст | 01.01.2019 | ИР |
2/2014 | Приказ Росстандарта от 12.12.2014 №2011-ст | 01.01.2015 | В А И ИР |
1/2013 | Приказ Росстандарта от 28.06.2013 №266-ст | 01.09.2013 | В И ИР |
Дата актуализации классификатора: 09.12.2022.
Инструкция по кодам ОКВЭД: принцип составления
Код имеет строго определенную структуру, ОКОПФ расшифровка приведена в таблице ниже:
Р |
Т |
Т |
В |
В |
|
ОКОПФ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Классификация юридических лиц по целям предпринимательской деятельности
Одним из главных критериев предприятий является классификация по целям деятельности. Отметим, что субъектами деятельности могут быть:
-
физические лица (ИП – индивидуальные предприниматели, без образования юридического лица);
-
юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации).
Гражданский кодекс РФ включает две основные формы ведения предпринимательской деятельности: коммерческие компании и некоммерческие организации. Поскольку юридические лица могут разделяться на коммерческие компании и некоммерческие организации, то цели могут здесь различаться. То есть целями может являться:
-
Получение прибыли — для коммерческих фирм;
-
Общественные интересы, образование, просвещение и пр. — для некоммерческих организаций.
Таким образом, две основные формы ведения предпринимательской деятельности- это:
1. Коммерческие компании.
Для коммерческих организаций основной целью является получение прибыли с ее последующим распределением между участниками.
Основными видами коммерческих организаций являются:
-
хозяйственные товарищества,
-
хозяйственные общества,
-
производственные кооперативы,
-
унитарные предприятия.
2. Некоммерческие организации.
Существует несколько подходов к тому, как именно будут рассчитываться, и уплачиваться налоговые платежи:
-
ОСНО – общая система налогообложения, которая назначается по умолчанию всем, кто прошел регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя (ИП) или юридического лица (ЮЛ). Чтобы был выбор, необходимо в процессе регистрации ЮЛ или ИП подать заявление для перехода на другой режим налогообложения. Эта система подразумевает ведение бухгалтерской отчётности, как правило, самая не выгодная в плане величины уплачиваемых налогов, предполагает уплату НДС. Рассматривать её стоит только если среди ваших бизнес-партнёров будут преобладать контрагенты, работающие с НДС.
-
УСН – упрощенная система налогообложения, отличается удобством применения, с точки зрения экономической выгоды и простоты ведения отчетности.
Переход на УСН предполагает обращение к одному из двух вариантов уведомления налоговой: не позднее 30 дней после даты открытия бизнеса и тогда УСН можно будет применять сразу, в другом случае использовать УСН можно будет только с 1 января следующего года.
-
ЕСХН – единый сельскохозяйственный налог, находящий применение тогда, когда виды деятельности обусловливаются производством продукции сельскохозяйственного назначения. Ключевой момент применения этого режима заключается в том, что выручка, от реализации сельхозпродукции, не должна быть менее 70%.
-
ЕНВД – единый налог на вмененный доход. Не применяется с 2021 года.
-
ПСН – патентная система налогообложения, обращение к которой допустимо только индивидуальным предпринимателям с годовым доходом в пределах 60 млн. руб., обеспечивающих работой не более 15 человек.
Действие патента ограничивается одним годом и использовать его можно только в той территориально-административной единице, в кторой он выдан. При необходимости допустимо получение нескольких патентов. Заявление о переходе на патентную систему подается за 10 рабочих дней до начала работы по патенту.
Рассмотрим пример с предприятием, занимающимся розничной реализацией свежей выпечки с помощью собственного магазина. Начальные характеристики торговой точки этого вида следующие:
- прогноз товарооборота – 700 000 руб./мес. без учета НДС;
- ожидаемые расходы, связанные с приобретением продукции, арендой, заработной платой и др. – 400 000 руб./мес.;
- общая площадь зала, используемого для торговли, – 40 м2;
- штат сотрудников на условиях найма – 3 человека;
- страховые взносы, уплачиваемые в соответствии с количеством трудоустроенных людей, – 9 000 руб./мес.
Общероссийский Классификатор Организационно-Правовых Форм (ОКОПФ)
Ниже представлен полный справочник ОКОПФ (Общероссийский Классификатор Организационно-Правовых Форм) на 2017 год. В таблице представлены коды ОКОПФ с расшифровкой наименования хозяйствующего субъекта и его организационно-правовой формы.
Наименование ХС | Код ОКОПФ |
Организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся коммерческими корпоративными организациями | 1 00 00 |
Хозяйственные товарищества | 1 10 00 |
Полные товарищества | 1 10 51 |
Товарищества на вере (коммандитные товарищества) | 1 10 64 |
Хозяйственные общества | 1 20 00 |
Исключен — Изменение 2/2014 ОКОПФ Приказ Росстандарта. | 1 21 00 |
Исключены — Изменение 2/2014 ОКОПФ Приказ Росстандарта. | 1 21 65 — 1 21 66 |
Акционерные общества | 1 22 00 |
Публичные акционерные общества | 1 22 47 |
Непубличные акционерные общества | 1 22 67 |
Общества с ограниченной ответственностью | 1 23 00 |
Хозяйственные партнерства | 1 30 00 |
Производственные кооперативы (артели) | 1 40 00 |
Сельскохозяйственные производственные кооперативы | 1 41 00 |
Сельскохозяйственные артели (колхозы) | 1 41 53 |
Рыболовецкие артели (колхозы) | 1 41 54 |
Кооперативные хозяйства (коопхозы) | 1 41 55 |
Производственные кооперативы (кроме сельскохозяйственных производственных кооперативов) | 1 42 00 |
Исключен — Изменение 2/2014 ОКОПФ Приказ Росстандарта. | 1 50 00 |
Исключен — Изменение 2/2014 ОКОПФ Приказ Росстандарта. | 1 51 00 |
Исключены — Изменение 2/2014 ОКОПФ Приказ Росстандарта. | 1 51 41 — 1 51 43 |
Исключен — Изменение 2/2014 ОКОПФ Приказ Росстандарта. | 1 52 00 |
Исключены — Изменение 2/2014 ОКОПФ Приказ Росстандарта. | 1 52 41 — 1 52 43 |
Крестьянские (фермерские) хозяйства | 1 53 00 |
Прочие юридические лица, являющиеся коммерческими организациями | 1 90 00 |
Организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся некоммерческими корпоративными организациями | 2 00 00 |
Потребительские кооперативы | 2 01 00 |
Гаражные и гаражно-строительные кооперативы | 2 01 01 |
Жилищные или жилищно-строительные кооперативы | 2 01 02 |
Жилищные накопительные кооперативы | 2 01 03 |
Кредитные потребительские кооперативы | 2 01 04 |
Кредитные потребительские кооперативы граждан | 2 01 05 |
Кредитные кооперативы второго уровня | 2 01 06 |
Потребительские общества | 2 01 07 |
Общества взаимного страхования | 2 01 08 |
Сельскохозяйственные потребительские перерабатывающие кооперативы | 2 01 09 |
Сельскохозяйственные потребительские сбытовые (торговые) кооперативы | 2 01 10 |
Сельскохозяйственные потребительские обслуживающие кооперативы | 2 01 11 |
Сельскохозяйственные потребительские снабженческие кооперативы | 2 01 12 |
Сельскохозяйственные потребительские садоводческие кооперативы | 2 01 13 |
Сельскохозяйственные потребительские огороднические кооперативы | 2 01 14 |
Сельскохозяйственные потребительские животноводческие кооперативы | 2 01 15 |
Садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы | 2 01 20 |
Фонды проката | 2 01 21 |
Общественные организации | 2 02 00 |
Политические партии | 2 02 01 |
Профсоюзные организации | 2 02 02 |
Общественные движения | 2 02 10 |
Органы общественной самодеятельности | 2 02 11 |
Территориальные общественные самоуправления | 2 02 17 |
Исключен — Изменение 2/2014 ОКОПФ Приказ Росстандарта. | 2 03 00 |
Исключены — Изменение 2/2014 ОКОПФ Приказ Росстандарта. | 2 04 00 — 2 04 04 |
Исключен — Изменение 2/2014 ОКОПФ Приказ Росстандарта. | 2 05 00 |
Ассоциации (союзы) | 2 06 00 |
Ассоциации (союзы) экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации | 2 06 01 |
Советы муниципальных образований субъектов Российской Федерации | 2 06 03 |
Союзы (ассоциации) кредитных кооперативов | 2 06 04 |
Союзы (ассоциации) кооперативов | 2 06 05 |
Союзы (ассоциации) общественных объединений | 2 06 06 |
Союзы (ассоциации) общин малочисленных народов | 2 06 07 |
Союзы потребительских обществ | 2 06 08 |
Адвокатские палаты | 2 06 09 |
Нотариальные палаты | 2 06 10 |
Торгово-промышленные палаты | 2 06 11 |
Объединения работодателей | 2 06 12 |
Объединения фермерских хозяйств | 2 06 13 |
Некоммерческие партнерства | 2 06 14 |
Адвокатские бюро | 2 06 15 |
Коллегии адвокатов | 2 06 16 |
Садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства | 2 06 17 |
Ассоциации (союзы) садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений | 2 06 18 |
Саморегулируемые организации | 2 06 19 |
Объединения (ассоциации и союзы) благотворительных организаций | 2 06 20 |
Товарищества собственников недвижимости | 2 07 00 |
Садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества | 2 07 01 |
Товарищества собственников жилья | 2 07 16 |
Исключены — Изменение 2/2014 ОКОПФ Приказ Росстандарта. | 2 08 00 — 2 08 03 |
Исключены — Изменение 2/2014 ОКОПФ Приказ Росстандарта. | 2 09 00 — 2 09 08 |
Исключены — Изменение 2/2014 ОКОПФ Приказ Росстандарта. | 2 10 00 — 2 10 03 |
Казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации | 2 11 00 |
Общины коренных малочисленных народов Российской Федерации | 2 12 00 |
Исключены — Изменение 2/2014 ОКОПФ Приказ Росстандарта. | 2 80 00 — 2 80 08 |
Исключен — Изменение 2/2014 ОКОПФ Приказ Росстандарта. | 2 80 10 |
Исключены — Изменение 2/2014 ОКОПФ Приказ Росстандарта. | 2 80 12 — 2 80 14 |
Исключены — Изменение 2/2014 ОКОПФ Приказ Росстандарта. | 2 80 16 — 2 80 17 |
Исключен — Изменение 2/2014 ОКОПФ Приказ Росстандарта. | 2 90 00 |
Организационно-правовые формы организаций, созданных без прав юридического лица | 3 00 00 |
Представительства юридических лиц | 3 00 01 |
Филиалы юридических лиц | 3 00 02 |
Обособленные подразделения юридических лиц | 3 00 03 |
Структурные подразделения обособленных подразделений юридических лиц | 3 00 04 |
Паевые инвестиционные фонды | 3 00 05 |
Простые товарищества | 3 00 06 |
Районные суды, городские суды, межрайонные суды (районные суды) | 3 00 08 |
Организационно-правовые формы международных организаций, осуществляющих деятельность на территории российской федерации | 4 00 00 |
Межправительственные международные организации | 4 00 01 |
Неправительственные международные организации | 4 00 02 |
Организационно-правовые формы для деятельности граждан (физических лиц) | 5 00 00 |
Организационно-правовые формы для коммерческой деятельности граждан | 5 01 00 |
Главы крестьянских (фермерских) хозяйств | 5 01 01 |
Индивидуальные предприниматели | 5 01 02 |
Организационно-правовые формы для деятельности граждан, не отнесенной к предпринимательству | 5 02 00 |
Адвокаты, учредившие адвокатский кабинет | 5 02 01 |
Нотариусы, занимающиеся частной практикой | 5 02 02 |
Организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся коммерческими унитарными организациями | 6 00 00 |
Унитарные предприятия | 6 50 00 |
Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия) | 6 51 00 |
Федеральные казенные предприятия | 6 51 41 |
Казенные предприятия субъектов Российской Федерации | 6 51 42 |
Муниципальные казенные предприятия | 6 51 43 |
Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения | 6 52 00 |
Федеральные государственные унитарные предприятия | 6 52 41 |
Государственные унитарные предприятия субъектов Российской Федерации | 6 52 42 |
Муниципальные унитарные предприятия | 6 52 43 |
Организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся некоммерческими унитарными организациями | 7 00 00 |
Фонды | 7 04 00 |
Благотворительные фонды | 7 04 01 |
Негосударственные пенсионные фонды | 7 04 02 |
Общественные фонды | 7 04 03 |
Экологические фонды | 7 04 04 |
Автономные некоммерческие организации | 7 14 00 |
Религиозные организации | 7 15 00 |
Публично-правовые компании | 7 16 00 |
Государственные корпорации | 7 16 01 |
Государственные компании | 7 16 02 |
Отделения иностранных некоммерческих неправительственных организаций | 7 16 10 |
Учреждения | 7 50 00 |
Учреждения, созданные Российской Федерацией | 7 51 00 |
Федеральные государственные автономные учреждения | 7 51 01 |
Федеральные государственные бюджетные учреждения | 7 51 03 |
Федеральные государственные казенные учреждения | 7 51 04 |
Учреждения, созданные субъектом Российской Федерации | 7 52 00 |
Государственные автономные учреждения субъектов Российской Федерации | 7 52 01 |
Государственные бюджетные учреждения субъектов Российской Федерации | 7 52 03 |
Государственные казенные учреждения субъектов Российской Федерации | 7 52 04 |
Государственные академии наук | 7 53 00 |
Учреждения, созданные муниципальным образованием (муниципальные учреждения) | 7 54 00 |
Муниципальные автономные учреждения | 7 54 01 |
Муниципальные бюджетные учреждения | 7 54 03 |
Муниципальные казенные учреждения | 7 54 04 |
Частные учреждения | 7 55 00 |
Благотворительные учреждения | 7 55 02 |
Общественные учреждения | 7 55 05 |
Статья 50 ГК РФ. Коммерческие и некоммерческие организации
В законодательно закрепленную систему организационно-правовых форм входят:
-
две формы предпринимательской деятельности (без образования юридического лица);
-
7 разновидностей организаций коммерческого характера;
-
7 видов организаций некоммерческого характера.
Согласно ГК РФ возможны следующие организационно-правовые формы собственности:
-
хозяйственные товарищества;
-
хозяйственные общества;
-
производственные кооперативы;
-
унитарные предприятия.
На практике используются такие виды ОПФ коммерческих образований: общества, товарищества, унитарные предприятия, кооперативы.
В некоммерческих образованиях выделяют такие типы: кооператив, общественная организация, различные фонды, товарищества, ассоциации.
Организационно-правовая форма (ОПФ) – это система организационных и правовых условий функционирования организаций, установленных законодательством и другими нормативными документами, с целью упорядочения их деятельности.
Организационно-правовые формы организаций в соответствии с Гражданским кодексом РФ приведены на рис. 1.11. К коммерческим организациям в частности относятся:
1. Полное товарищество (ПТ);
2. Товарищество на вере (коммандитное товарищество) (ТВ);
3. Общество с ограниченной ответственностью (ООО);
4. Общество с дополнительной ответственностью (ОДО);
5. Закрытое акционерное общество (ЗАО);
6. Открытое акционерное общество (ОАО);
7. Дочернее хозяйственное общество (ДХО);
8. Зависимое хозяйственное общество (ЗХО);
9. Производственный кооператив (ПК) (артель);
10. Государственное (муниципальное) унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения (МУП);
11. Государственное унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (ГУП) или Федеральное казенное предприятие.
Организационно-правовая форма предприятия закрепляет имущество и характер его использования, из чего в последующем вытекает и правовой статус организации.
Таким образом, организационно правовые формы предприятий определяют правовое положение и характер предпринимательской деятельности.
В нашей стране действует классификатор организационно-правовых форм (ОКОПФ), согласно которому каждой форме присваивается цифровой код.
В зависимости от характера деятельности предприятия, ОПФ можно подразделить на:
- коммерческие организации (предприятия);
- некоммерческие организации;
- организации без образования юридического лица;
- государственные и муниципальные организации;
- государственные и унитарные предприятия.
На данное время существует четыре вида организационно-правовых форм для предприятий, ведущих коммерческую деятельность:
- товарищества;
- общества;
- общества акционерные;
- предприятия унитарного типа.
Помимо характера основной деятельности предприятия, на выбор организационно-правовой формы влияет и ряд других факторов. Среди наиболее значимых можно выделить:
- организационно-технические;
- социальные и экономические.
В первом случае выбор формы осуществляется исходя из количества учредителей и их характеристик, сферы коммерческой деятельности, характера и новизны производимого продукта, во втором – объемов стартового капитала и личностных характеристик как самого предпринимателя, так и его команды.
Кроме того, выбор формы предприятия ограничен и действующим законодательством. Так, например, коммерческие организации, которые обладают статусом юридического лица, имеют возможность быть созданными лишь в форме товарищества любого типа, общества (с ограниченной ответственностью, открытого, закрытого типа).
1. Учредительным документом АУ является устав, утверждаемый его учредителем.
2. Устав АУ должен содержать следующие сведения:
- наименование учреждения, включающее слова «автономное учреждение» и содержащее указание на характер его деятельности, а также на собственника имущества;
- место нахождения АУ;
- предмет и цели деятельности АУ;
- исчерпывающий перечень видов деятельности АУ, которые оно вправе осуществлять в соответствии с целями и задачами, для достижения которых оно создано;
- сведения о филиалах и представительствах;
- структуру, компетенцию, порядок формирования, сроки полномочий и порядок деятельности органов АУ;
- иные предусмотренные законом сведения.
Порядок совершения крупных сделок и последствия его нарушения
1. Крупная сделка совершается с предварительного одобрения наблюдательного совета АУ. Наблюдательный совет обязан рассмотреть предложение руководителя АУ о совершении крупной сделки в течение 15 календарных дней с момента поступления такого предложения председателю, если уставом не предусмотрен более короткий срок.
2. Крупная сделка, совершенная с нарушением настоящих требований, может быть признана недействительной по иску АУ или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии одобрения сделки наблюдательным советом АУ.
3. Руководитель АУ несет перед АУ ответственность в размере убытков, причиненных ему в результате совершения крупной сделки с нарушением требований настоящей статьи, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной.
В течение двух лет со дня вступления в силу настоящего федерального закона решение об изменении типа государственного учреждения принимается с согласия этого государственного учреждения.
Изменение типа существующих государственных и муниципальных учреждений здравоохранения не допускается.
Понятие автономных учреждений будет введено в БК РФ, поскольку они будут выполнять обязательные задания собственника соответственно за счет бюджетных средств. Такие средства будут выделяться им на основе нормативов финансовых затрат. АУ включат в перечень участников бюджетного процесса, но только в этой части.
По последнему варианту проекта закона «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в целях уточнения правоспособности государственных и муниципальных учреждений в связи с принятием Федерального закона «Об автономных учреждениях» вносятся изменения в БК РФ, при которых АУ будут иметь право взять кредит (осуществить заимствование), если у них не будет хватать средств на обеспечение своей деятельности. При этом АУ будет обязано зарегистрировать свои заимствования в соответствующем финансовом органе так, как это делают государственные унитарные предприятия (ст. 118 БК РФ). Из Бюджетного кодекса в связи с этим уйдут понятия внебюджетной деятельности и предпринимательской деятельности бюджетных учреждений. Бюджетное учреждение будет по-прежнему получать финансирование из бюджета, но по новым принципам — финансироваться будет конечный результат, то есть будет внедрено программно-целевое финансирование на конкурсной основе.
Этим же проектом закона соответственно будут внесены поправки:
1) в ГК РФ и Закон «О некоммерческих организациях»;
2) в Закон «Об образовании» предлагается внести некоторые изменения:
- отменить ст. 11-1, в которой дается понятие негосударственной образовательной организации;
- в ст. 12 внести в перечень образовательных учреждений АУ.
Отменить п. 5 ст. 39: «Негосударственное образовательное учреждение пользуется преимущественным правом на приобретение ранее закрепленной за ним или арендуемой им отчуждаемой государственной и муниципальной собственности».
Организационно правовая форма организации 2021
Этот термин означает возможность приобретать права (на имущество в том числе) и нести обязанности. Юрлицо получает ее с момента регистрации. Виды правоспособности юридического лица немногочисленны, их всего два: общая и специальная. Общая предоставляет неограниченный круг прав: организация может осуществлять любую разрешенную деятельность. При специальной организация вправе вести только ту деятельность, которая прописана в Уставе или предусмотрена законом. Так, банки не могут заниматься торговой, производственной и страховой деятельностью, а страховые компании вообще никакой другой.
Даже если юрлицо создается на неопределенный срок, деятельность его может быть закончена по желанию учредителей, например, в случае, если деятельность не приносит желаемых доходов. Или же принудительно по решению суда или государственных органов в случае нарушения законов. Таким образом, выделяют следующие виды ликвидации юридического лица: добровольная и принудительная. Добровольная вполне может вылиться в банкротство.
Организационно-правовая форма (ОПФ), или как ее иногда называют, «форма ведения бизнеса», это закрепленный законодательством страны способ владения и пользования имуществом (для некоторых и распоряжения), и, исходя из этого, цели создания и ведения деятельности.
Поскольку юридические лица могут разделяться на коммерческие и некоммерческие, цели могут здесь различаться на:
- Получение прибыли — для коммерческих;
- Общественные интересы, образование, просвещение и пр. — для некоммерческих.
Коммерческие юридические лица, в свою очередь, подразделяются на:
- Хозяйственные товарищества и общества — с правом владения, пользования и распоряжения имуществом;
- Унитарные предприятия — с правом хозяйственного ведения или оперативного управления имуществом. Распоряжаться они им не могут.
Разберем на примере. Самый частый случай коммерческого юр. лица — ООО, или общество с ограниченной ответственностью:
- Общество — вид коммерческой организации, а именно хозяйственного общества.
- Ограниченная ответственность — означает, что общество отвечает по своим обязательствам в пределах своего имущества и уставного капитала. Правда, никто не отменял субсидиарную ответственность его контролирующих лиц.
Здесь проще все свести в таблицу:
Коммерческие организации | |
Товарищества | Полные товарищества |
Товарищества на вере | |
Хозяйственные общества | Общества с ограниченной ответственностью |
Непубличные акционерные общества | |
Публичные акционерные общества | |
Унитарные предприятия | Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения |
Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления | |
Прочие | Производственные кооперативы |
Крестьянские (фермерские) хозяйства (с 1 января 2010 г.) | |
Хозяйственные партнерства | |
Некоммерческие организации | |
Потребительские кооперативы | |
Общественные объединения | Общественные организации |
Общественные движения | |
Органы общественной самодеятельности | |
Политические партии | |
Фонды | Благотворительные фонды |
Общественные фонды | |
Учреждения | Федеральное государственное учреждение |
Федеральное государственное автономное учреждение | |
Федеральное государственное бюджетное учреждение | |
Государственные корпорации | |
Некоммерческие партнерства | |
Автономные некоммерческие организации | |
Общины коренных малочисленных народов | |
Казачьи общества | |
Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) | |
Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств | |
Территориальные общественные самоуправления | |
Товарищества собственников недвижимости | |
Садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества | |
Религиозные организации | |
Адвокатские образования | Адвокатское бюро |
Адвокатская контора | |
Адвокатский кабинет | |
Юридическая фирма | |
Юридическая компания | |
Нотариальные конторы | Государственные нотариальные конторы |
Частные нотариальные конторы | |
Без образования юридического лица | |
Паевые инвестиционные фонды | |
Простые товарищества | |
Индивидуальные предприниматели |
Организационно-правовая форма – это способ организации и ведения предпринимательской деятельности, имеющий закрепление в виде юридического документа.
Организационно-правовая форма определяет ответственность компании по обязательствам, право сделок от лица предприятия, структуру управления и другие особенности хозяйственной деятельности предприятий.
Для удобства пользования в прилож. «В» классификатора содержится алфавитный указатель, который группирует все ОПФ по алфавиту с присвоенным каждой форме своим кодом.
Вот так выглядит указатель:
АНО – 71400
Адвокатск. бюро – 200615
Адвокатск. палаты – 20609
…
Благотворительн. учреждения – 75502
Благотворительн. фонды – 70401
…
Гаражные и гаражно – строительн. кооперативы – 20101
Главы КФХ – 50101
…
Жилищные и жилищно-строительн. кооперативы – 20102
Жилищные накопительн. кооперативы – 20103
…
ИП – 50102
…
Казачьи общества (внесены в реестр) – 21100
Казённые предпр. субъектов РФ – 65142
…
Межправительствен. Международн. организации – 40001
МАУ – 75401
МБУ – 75403
МКП – 65143
МКУ – 75404
МУП – 65243
…
НПФ – 70402
НП – 20614
Неправительствен. международн. организации – 40002
Непубличн. АО – 12267
Нотариальн. палаты – 20610
Нотариусы – 50202
…
Обособл. подразд. юрлиц – 30003
Общества взаимострахования – 20108
ООО – 12300
Обществен. организации – 20200
Обществен. движения – 20210
Обществен. учреждения – 75505
Обществен. фонды – 70403
Общины КМНС – 21200
…
ПИФ – 30005
Политич. партии – 20201
Полн. товарищества – 11051
ПО – 20107
Представительства юрлиц – 30001
ПК (артели) – 14000
…
Далее по алфавиту ОПФ.
Подводя итоги, отметим, ОКОПФ предназначен для ведения статистического учета юрлиц и физлиц в соответствии с их правовой формой.
Такая статистика, например, важна для налоговых органов, статистических служб, органов ПФР и прочих.
В органах ФНС можно учитывать, сколько постановок на учет юрлиц, ИП было произведено по годам (с расшифровкой по ОПФ), сколько из этих лиц прекратили свою деятельность.
Данная статистика помогает госорганам и ведомствам при формировании прогнозов для разработки перспектив развития экономики страны.
Крестьянские хозяйства
Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности могут быть связаны с сельскохозяйственной отраслью. Вести бизнес в данной сфере можно посредством самых разных статусов. ГК РФ предусматривает, в частности, возможность организации гражданами РФ совместного крестьянского хозяйства.
Данный вид совместной деятельности фермеров предполагает создание юридического лица в виде добровольного объединения, в основе которого — совместная работа, а также имущественные вклады участников. Особенность крестьянского хозяйства состоит в том, что все имущество в рамках данной организации находится в совместной собственности фермеров, учредивших ее. Согласно ГК РФ, человек может быть в составе только одного фермерского объединения. Граждане, ведущие совместную деятельность в рамках данной организационно-правовой формы, несут субсидиарную ответственность по возникающим обязательствам.