Таблица организационно правовых форм предпринимательской деятельности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Таблица организационно правовых форм предпринимательской деятельности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Каж­дый, кто хоть раз об­ра­щал­ся к клас­си­фи­ка­то­ру видов эко­но­ми­че­ской де­я­тель­но­сти, на­вер­ня­ка за­да­вал­ся во­про­сом, по­че­му он со­став­лен имен­но так. По­че­му ка­кие-то виды де­я­тель­но­сти по­име­но­ва­ны од­но­знач­но, а в ка­ких-то слу­ча­ях ука­за­на до­воль­но общая фор­му­ли­ров­ка, под ко­то­рую на пер­вый взгляд под­па­да­ет сразу несколь­ко видов де­я­тель­но­сти.
В ос­но­ве клас­си­фи­ка­ции лежат 3 при­зна­ка: сфера де­я­тель­но­сти, про­цесс про­из­вод­ства, ис­поль­зу­е­мое сырье и ма­те­ри­а­лы. Де­ле­ние по сфе­рам де­я­тель­но­сти по­нят­но: сель­ское хо­зяй­ство, об­ра­ба­ты­ва­ю­щие про­из­вод­ства и, на­при­мер, стро­и­тель­ство со­вер­шен­но раз­ные от­рас­ли. И пер­во­на­чаль­но виды де­я­тель­но­сти в ОКВЭД де­лят­ся как раз по от­рас­лям.
Про­цесс про­из­вод­ства как при­знак ис­поль­зу­ет­ся для раз­гра­ни­че­ния видов де­я­тель­но­сти внут­ри од­но­го клас­са, под­клас­са или груп­пы. На­при­мер, для раз­гра­ни­че­ния «До­бы­чи ан­тра­ци­та от­кры­тым спо­со­бом» (05.10.11) и «До­бы­чи ан­тра­ци­та под­зем­ным спо­со­бом» (05.10.14).
Ис­поль­зу­е­мое сырье и ма­те­ри­а­лы – до­пол­ни­тель­ный уро­вень де­ле­ния внут­ри под­груп­пы, по кон­крет­ным видам де­я­тель­но­сти. К при­ме­ру, в груп­пе «Под­го­тов­ка и пря­де­ние тек­стиль­ных во­ло­кон» (код 13.10) вы­де­ля­ют «Пря­де­ние хлоп­ча­то­бу­маж­ных во­ло­кон» (13.10.1), «Пря­де­ние льня­ных во­ло­кон» (13.10.4) и дру­гие виды.
При этом в клас­си­фи­ка­то­ре не учи­ты­ва­ют­ся раз­ли­чия по форме соб­ствен­но­сти, ор­га­ни­за­ци­он­но-пра­во­вой форме, ве­дом­ствен­ной под­чи­нен­но­сти ком­па­ний. Также для целей ОКВЭД не имеет зна­че­ния ком­мер­че­скую или неком­мер­че­скую де­я­тель­ность ведет ор­га­ни­за­ция, за­ни­ма­ет­ся внеш­ней или внут­рен­ней тор­гов­лей.

Основные виды организационно-правовых форм предприятий

В законодательно закрепленную систему организационно-правовых форм входят:

  • две формы предпринимательской деятельности (без образования юридического лица);

  • 7 разновидностей организаций коммерческого характера;

  • 7 видов организаций некоммерческого характера.

Согласно ГК РФ возможны следующие организационно-правовые формы собственности:

  • хозяйственные товарищества;

  • хозяйственные общества;

  • производственные кооперативы;

  • унитарные предприятия.

  • В — включение в классификатор записей с новыми кодами
  • А — аннулирование записей в классификаторе
  • И — изменение записей классификатора без изменения кодов
  • ИР — внесение правок в позиции или в текст документа классификатора без изменения кодов
Номер Документ (основание для изменения) Введение в действие Действия
6/2022 Приказ Росстандарта от 21.11.2022 №1321-ст 01.01.2023 В ИР
5/2021 Приказ Росстандарта от 10.09.2021 №944-ст 01.01.2021 ИР
4/2018 Приказ Росстандарта от 24.10.2018 N 839-ст 01.01.2019 В А ИР
3/2018 Приказ Росстандарта от 16.10.2018 N 781-ст 01.01.2019 ИР
2/2014 Приказ Росстандарта от 12.12.2014 №2011-ст 01.01.2015 В А И ИР
1/2013 Приказ Росстандарта от 28.06.2013 №266-ст 01.09.2013 В И ИР

Дата актуализации классификатора: 09.12.2022.

Инструкция по кодам ОКВЭД: принцип составления

Код имеет строго определенную структуру, ОКОПФ расшифровка приведена в таблице ниже:

Р

Т

Т

В

В

ОКОПФ

1

2

3

4

5

Классификация юридических лиц по целям предпринимательской деятельности

Одним из главных критериев предприятий является классификация по целям деятельности. Отметим, что субъектами деятельности могут быть:

  • физические лица (ИП – индивидуальные предприниматели, без образования юридического лица);

  • юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации).

Гражданский кодекс РФ включает две основные формы ведения предпринимательской деятельности: коммерческие компании и некоммерческие организации. Поскольку юридические лица могут разделяться на коммерческие компании и некоммерческие организации, то цели могут здесь различаться. То есть целями может являться:

  • Получение прибыли — для коммерческих фирм;

  • Общественные интересы, образование, просвещение и пр. — для некоммерческих организаций.

Таким образом, две основные формы ведения предпринимательской деятельности- это:

1. Коммерческие компании.

Для коммерческих организаций основной целью является получение прибыли с ее последующим распределением между участниками.

Основными видами коммерческих организаций являются:

  • хозяйственные товарищества,

  • хозяйственные общества,

  • производственные кооперативы,

  • унитарные предприятия.

2. Некоммерческие организации.

Существует несколько подходов к тому, как именно будут рассчитываться, и уплачиваться налоговые платежи:

  1. ОСНО – общая система налогообложения, которая назначается по умолчанию всем, кто прошел регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя (ИП) или юридического лица (ЮЛ). Чтобы был выбор, необходимо в процессе регистрации ЮЛ или ИП подать заявление для перехода на другой режим налогообложения. Эта система подразумевает ведение бухгалтерской отчётности, как правило, самая не выгодная в плане величины уплачиваемых налогов, предполагает уплату НДС. Рассматривать её стоит только если среди ваших бизнес-партнёров будут преобладать контрагенты, работающие с НДС.

  2. УСН – упрощенная система налогообложения, отличается удобством применения, с точки зрения экономической выгоды и простоты ведения отчетности.

    Переход на УСН предполагает обращение к одному из двух вариантов уведомления налоговой: не позднее 30 дней после даты открытия бизнеса и тогда УСН можно будет применять сразу, в другом случае использовать УСН можно будет только с 1 января следующего года.

  3. ЕСХН – единый сельскохозяйственный налог, находящий применение тогда, когда виды деятельности обусловливаются производством продукции сельскохозяйственного назначения. Ключевой момент применения этого режима заключается в том, что выручка, от реализации сельхозпродукции, не должна быть менее 70%.

  4. ЕНВД – единый налог на вмененный доход. Не применяется с 2021 года.

  5. ПСН – патентная система налогообложения, обращение к которой допустимо только индивидуальным предпринимателям с годовым доходом в пределах 60 млн. руб., обеспечивающих работой не более 15 человек.

    Действие патента ограничивается одним годом и использовать его можно только в той территориально-административной единице, в кторой он выдан. При необходимости допустимо получение нескольких патентов. Заявление о переходе на патентную систему подается за 10 рабочих дней до начала работы по патенту.

Рассмотрим пример с предприятием, занимающимся розничной реализацией свежей выпечки с помощью собственного магазина. Начальные характеристики торговой точки этого вида следующие:

  • прогноз товарооборота – 700 000 руб./мес. без учета НДС;
  • ожидаемые расходы, связанные с приобретением продукции, арендой, заработной платой и др. – 400 000 руб./мес.;
  • общая площадь зала, используемого для торговли, – 40 м2;
  • штат сотрудников на условиях найма – 3 человека;
  • страховые взносы, уплачиваемые в соответствии с количеством трудоустроенных людей, – 9 000 руб./мес.
Читайте также:  Льготы пенсионерам для проезда в электричке

Общероссийский Классификатор Организационно-Правовых Форм (ОКОПФ)

Ниже представлен полный справочник ОКОПФ (Общероссийский Классификатор Организационно-Правовых Форм) на 2017 год. В таблице представлены коды ОКОПФ с расшифровкой наименования хозяйствующего субъекта и его организационно-правовой формы.

Наименование ХС Код ОКОПФ
Организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся коммерческими корпоративными организациями 1 00 00
Хозяйственные товарищества 1 10 00
Полные товарищества 1 10 51
Товарищества на вере (коммандитные товарищества) 1 10 64
Хозяйственные общества 1 20 00
Исключен — Изменение 2/2014 ОКОПФ Приказ Росстандарта. 1 21 00
Исключены — Изменение 2/2014 ОКОПФ Приказ Росстандарта. 1 21 65 — 1 21 66
Акционерные общества 1 22 00
Публичные акционерные общества 1 22 47
Непубличные акционерные общества 1 22 67
Общества с ограниченной ответственностью 1 23 00
Хозяйственные партнерства 1 30 00
Производственные кооперативы (артели) 1 40 00
Сельскохозяйственные производственные кооперативы 1 41 00
Сельскохозяйственные артели (колхозы) 1 41 53
Рыболовецкие артели (колхозы) 1 41 54
Кооперативные хозяйства (коопхозы) 1 41 55
Производственные кооперативы (кроме сельскохозяйственных производственных кооперативов) 1 42 00
Исключен — Изменение 2/2014 ОКОПФ Приказ Росстандарта. 1 50 00
Исключен — Изменение 2/2014 ОКОПФ Приказ Росстандарта. 1 51 00
Исключены — Изменение 2/2014 ОКОПФ Приказ Росстандарта. 1 51 41 — 1 51 43
Исключен — Изменение 2/2014 ОКОПФ Приказ Росстандарта. 1 52 00
Исключены — Изменение 2/2014 ОКОПФ Приказ Росстандарта. 1 52 41 — 1 52 43
Крестьянские (фермерские) хозяйства 1 53 00
Прочие юридические лица, являющиеся коммерческими организациями 1 90 00
Организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся некоммерческими корпоративными организациями 2 00 00
Потребительские кооперативы 2 01 00
Гаражные и гаражно-строительные кооперативы 2 01 01
Жилищные или жилищно-строительные кооперативы 2 01 02
Жилищные накопительные кооперативы 2 01 03
Кредитные потребительские кооперативы 2 01 04
Кредитные потребительские кооперативы граждан 2 01 05
Кредитные кооперативы второго уровня 2 01 06
Потребительские общества 2 01 07
Общества взаимного страхования 2 01 08
Сельскохозяйственные потребительские перерабатывающие кооперативы 2 01 09
Сельскохозяйственные потребительские сбытовые (торговые) кооперативы 2 01 10
Сельскохозяйственные потребительские обслуживающие кооперативы 2 01 11
Сельскохозяйственные потребительские снабженческие кооперативы 2 01 12
Сельскохозяйственные потребительские садоводческие кооперативы 2 01 13
Сельскохозяйственные потребительские огороднические кооперативы 2 01 14
Сельскохозяйственные потребительские животноводческие кооперативы 2 01 15
Садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы 2 01 20
Фонды проката 2 01 21
Общественные организации 2 02 00
Политические партии 2 02 01
Профсоюзные организации 2 02 02
Общественные движения 2 02 10
Органы общественной самодеятельности 2 02 11
Территориальные общественные самоуправления 2 02 17
Исключен — Изменение 2/2014 ОКОПФ Приказ Росстандарта. 2 03 00
Исключены — Изменение 2/2014 ОКОПФ Приказ Росстандарта. 2 04 00 — 2 04 04
Исключен — Изменение 2/2014 ОКОПФ Приказ Росстандарта. 2 05 00
Ассоциации (союзы) 2 06 00
Ассоциации (союзы) экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации 2 06 01
Советы муниципальных образований субъектов Российской Федерации 2 06 03
Союзы (ассоциации) кредитных кооперативов 2 06 04
Союзы (ассоциации) кооперативов 2 06 05
Союзы (ассоциации) общественных объединений 2 06 06
Союзы (ассоциации) общин малочисленных народов 2 06 07
Союзы потребительских обществ 2 06 08
Адвокатские палаты 2 06 09
Нотариальные палаты 2 06 10
Торгово-промышленные палаты 2 06 11
Объединения работодателей 2 06 12
Объединения фермерских хозяйств 2 06 13
Некоммерческие партнерства 2 06 14
Адвокатские бюро 2 06 15
Коллегии адвокатов 2 06 16
Садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства 2 06 17
Ассоциации (союзы) садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений 2 06 18
Саморегулируемые организации 2 06 19
Объединения (ассоциации и союзы) благотворительных организаций 2 06 20
Товарищества собственников недвижимости 2 07 00
Садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества 2 07 01
Товарищества собственников жилья 2 07 16
Исключены — Изменение 2/2014 ОКОПФ Приказ Росстандарта. 2 08 00 — 2 08 03
Исключены — Изменение 2/2014 ОКОПФ Приказ Росстандарта. 2 09 00 — 2 09 08
Исключены — Изменение 2/2014 ОКОПФ Приказ Росстандарта. 2 10 00 — 2 10 03
Казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации 2 11 00
Общины коренных малочисленных народов Российской Федерации 2 12 00
Исключены — Изменение 2/2014 ОКОПФ Приказ Росстандарта. 2 80 00 — 2 80 08
Исключен — Изменение 2/2014 ОКОПФ Приказ Росстандарта. 2 80 10
Исключены — Изменение 2/2014 ОКОПФ Приказ Росстандарта. 2 80 12 — 2 80 14
Исключены — Изменение 2/2014 ОКОПФ Приказ Росстандарта. 2 80 16 — 2 80 17
Исключен — Изменение 2/2014 ОКОПФ Приказ Росстандарта. 2 90 00
Организационно-правовые формы организаций, созданных без прав юридического лица 3 00 00
Представительства юридических лиц 3 00 01
Филиалы юридических лиц 3 00 02
Обособленные подразделения юридических лиц 3 00 03
Структурные подразделения обособленных подразделений юридических лиц 3 00 04
Паевые инвестиционные фонды 3 00 05
Простые товарищества 3 00 06
Районные суды, городские суды, межрайонные суды (районные суды) 3 00 08
Организационно-правовые формы международных организаций, осуществляющих деятельность на территории российской федерации 4 00 00
Межправительственные международные организации 4 00 01
Неправительственные международные организации 4 00 02
Организационно-правовые формы для деятельности граждан (физических лиц) 5 00 00
Организационно-правовые формы для коммерческой деятельности граждан 5 01 00
Главы крестьянских (фермерских) хозяйств 5 01 01
Индивидуальные предприниматели 5 01 02
Организационно-правовые формы для деятельности граждан, не отнесенной к предпринимательству 5 02 00
Адвокаты, учредившие адвокатский кабинет 5 02 01
Нотариусы, занимающиеся частной практикой 5 02 02
Организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся коммерческими унитарными организациями 6 00 00
Унитарные предприятия 6 50 00
Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия) 6 51 00
Федеральные казенные предприятия 6 51 41
Казенные предприятия субъектов Российской Федерации 6 51 42
Муниципальные казенные предприятия 6 51 43
Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения 6 52 00
Федеральные государственные унитарные предприятия 6 52 41
Государственные унитарные предприятия субъектов Российской Федерации 6 52 42
Муниципальные унитарные предприятия 6 52 43
Организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся некоммерческими унитарными организациями 7 00 00
Фонды 7 04 00
Благотворительные фонды 7 04 01
Негосударственные пенсионные фонды 7 04 02
Общественные фонды 7 04 03
Экологические фонды 7 04 04
Автономные некоммерческие организации 7 14 00
Религиозные организации 7 15 00
Публично-правовые компании 7 16 00
Государственные корпорации 7 16 01
Государственные компании 7 16 02
Отделения иностранных некоммерческих неправительственных организаций 7 16 10
Учреждения 7 50 00
Учреждения, созданные Российской Федерацией 7 51 00
Федеральные государственные автономные учреждения 7 51 01
Федеральные государственные бюджетные учреждения 7 51 03
Федеральные государственные казенные учреждения 7 51 04
Учреждения, созданные субъектом Российской Федерации 7 52 00
Государственные автономные учреждения субъектов Российской Федерации 7 52 01
Государственные бюджетные учреждения субъектов Российской Федерации 7 52 03
Государственные казенные учреждения субъектов Российской Федерации 7 52 04
Государственные академии наук 7 53 00
Учреждения, созданные муниципальным образованием (муниципальные учреждения) 7 54 00
Муниципальные автономные учреждения 7 54 01
Муниципальные бюджетные учреждения 7 54 03
Муниципальные казенные учреждения 7 54 04
Частные учреждения 7 55 00
Благотворительные учреждения 7 55 02
Общественные учреждения 7 55 05

Статья 50 ГК РФ. Коммерческие и некоммерческие организации

В законодательно закрепленную систему организационно-правовых форм входят:

  • две формы предпринимательской деятельности (без образования юридического лица);

  • 7 разновидностей организаций коммерческого характера;

  • 7 видов организаций некоммерческого характера.

Согласно ГК РФ возможны следующие организационно-правовые формы собственности:

  • хозяйственные товарищества;

  • хозяйственные общества;

  • производственные кооперативы;

  • унитарные предприятия.

На практике используются такие виды ОПФ коммерческих образований: общества, товарищества, унитарные предприятия, кооперативы.

В некоммерческих образованиях выделяют такие типы: кооператив, общественная организация, различные фонды, товарищества, ассоциации.

Организационно-правовая форма (ОПФ) – это система организационных и правовых условий функционирования организаций, установленных законодательством и другими нормативными документами, с целью упорядочения их деятельности.

Организационно-правовые формы организаций в соответствии с Гражданским кодексом РФ приведены на рис. 1.11. К коммерческим организациям в частности относятся:

1. Полное товарищество (ПТ);

2. Товарищество на вере (коммандитное товарищество) (ТВ);

3. Общество с ограниченной ответственностью (ООО);

4. Общество с дополнительной ответственностью (ОДО);

5. Закрытое акционерное общество (ЗАО);

6. Открытое акционерное общество (ОАО);

7. Дочернее хозяйственное общество (ДХО);

8. Зависимое хозяйственное общество (ЗХО);

9. Производственный кооператив (ПК) (артель);

10. Государственное (муниципальное) унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения (МУП);

11. Государственное унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (ГУП) или Федеральное казенное предприятие.

Организационно-правовая форма предприятия закрепляет имущество и характер его использования, из чего в последующем вытекает и правовой статус организации.

Таким образом, организационно правовые формы предприятий определяют правовое положение и характер предпринимательской деятельности.

В нашей стране действует классификатор организационно-правовых форм (ОКОПФ), согласно которому каждой форме присваивается цифровой код.

В зависимости от характера деятельности предприятия, ОПФ можно подразделить на:

  • коммерческие организации (предприятия);
  • некоммерческие организации;
  • организации без образования юридического лица;
  • государственные и муниципальные организации;
  • государственные и унитарные предприятия.

На данное время существует четыре вида организационно-правовых форм для предприятий, ведущих коммерческую деятельность:

  1. товарищества;
  2. общества;
  3. общества акционерные;
  4. предприятия унитарного типа.

Помимо характера основной деятельности предприятия, на выбор организационно-правовой формы влияет и ряд других факторов. Среди наиболее значимых можно выделить:

  • организационно-технические;
  • социальные и экономические.

В первом случае выбор формы осуществляется исходя из количества учредителей и их характеристик, сферы коммерческой деятельности, характера и новизны производимого продукта, во втором – объемов стартового капитала и личностных характеристик как самого предпринимателя, так и его команды.

Кроме того, выбор формы предприятия ограничен и действующим законодательством. Так, например, коммерческие организации, которые обладают статусом юридического лица, имеют возможность быть созданными лишь в форме товарищества любого типа, общества (с ограниченной ответственностью, открытого, закрытого типа).

1. Учредительным документом АУ является устав, утверждаемый его учредителем.

2. Устав АУ должен содержать следующие сведения:

  • наименование учреждения, включающее слова «автономное учреждение» и содержащее указание на характер его деятельности, а также на собственника имущества;
  • место нахождения АУ;
  • предмет и цели деятельности АУ;
  • исчерпывающий перечень видов деятельности АУ, которые оно вправе осуществлять в соответствии с целями и задачами, для достижения которых оно создано;
  • сведения о филиалах и представительствах;
  • структуру, компетенцию, порядок формирования, сроки полномочий и порядок деятельности органов АУ;
  • иные предусмотренные законом сведения.

Порядок совершения крупных сделок и последствия его нарушения

1. Крупная сделка совершается с предварительного одобрения наблюдательного совета АУ. Наблюдательный совет обязан рассмотреть предложение руководителя АУ о совершении крупной сделки в течение 15 календарных дней с момента поступления такого предложения председателю, если уставом не предусмотрен более короткий срок.

2. Крупная сделка, совершенная с нарушением настоящих требований, может быть признана недействительной по иску АУ или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии одобрения сделки наблюдательным советом АУ.

3. Руководитель АУ несет перед АУ ответственность в размере убытков, причиненных ему в результате совершения крупной сделки с нарушением требований настоящей статьи, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной.

В течение двух лет со дня вступления в силу настоящего федерального закона решение об изменении типа государственного учреждения принимается с согласия этого государственного учреждения.

Изменение типа существующих государственных и муниципальных учреждений здравоохранения не допускается.

Понятие автономных учреждений будет введено в БК РФ, поскольку они будут выполнять обязательные задания собственника соответственно за счет бюджетных средств. Такие средства будут выделяться им на основе нормативов финансовых затрат. АУ включат в перечень участников бюджетного процесса, но только в этой части.

По последнему варианту проекта закона «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в целях уточнения правоспособности государственных и муниципальных учреждений в связи с принятием Федерального закона «Об автономных учреждениях» вносятся изменения в БК РФ, при которых АУ будут иметь право взять кредит (осуществить заимствование), если у них не будет хватать средств на обеспечение своей деятельности. При этом АУ будет обязано зарегистрировать свои заимствования в соответствующем финансовом органе так, как это делают государственные унитарные предприятия (ст. 118 БК РФ). Из Бюджетного кодекса в связи с этим уйдут понятия внебюджетной деятельности и предпринимательской деятельности бюджетных учреждений. Бюджетное учреждение будет по-прежнему получать финансирование из бюджета, но по новым принципам — финансироваться будет конечный результат, то есть будет внедрено программно-целевое финансирование на конкурсной основе.

Этим же проектом закона соответственно будут внесены поправки:

1) в ГК РФ и Закон «О некоммерческих организациях»;

2) в Закон «Об образовании» предлагается внести некоторые изменения:

  • отменить ст. 11-1, в которой дается понятие негосударственной образовательной организации;
  • в ст. 12 внести в перечень образовательных учреждений АУ.
Читайте также:  Как получить отсрочку от армии по учебе в вузе первую отсрочку

Отменить п. 5 ст. 39: «Негосударственное образовательное учреждение пользуется преимущественным правом на приобретение ранее закрепленной за ним или арендуемой им отчуждаемой государственной и муниципальной собственности».

Организационно правовая форма организации 2021

Этот термин означает возможность приобретать права (на имущество в том числе) и нести обязанности. Юрлицо получает ее с момента регистрации. Виды правоспособности юридического лица немногочисленны, их всего два: общая и специальная. Общая предоставляет неограниченный круг прав: организация может осуществлять любую разрешенную деятельность. При специальной организация вправе вести только ту деятельность, которая прописана в Уставе или предусмотрена законом. Так, банки не могут заниматься торговой, производственной и страховой деятельностью, а страховые компании вообще никакой другой.

Даже если юрлицо создается на неопределенный срок, деятельность его может быть закончена по желанию учредителей, например, в случае, если деятельность не приносит желаемых доходов. Или же принудительно по решению суда или государственных органов в случае нарушения законов. Таким образом, выделяют следующие виды ликвидации юридического лица: добровольная и принудительная. Добровольная вполне может вылиться в банкротство.

Организационно-правовая форма (ОПФ), или как ее иногда называют, «форма ведения бизнеса», это закрепленный законодательством страны способ владения и пользования имуществом (для некоторых и распоряжения), и, исходя из этого, цели создания и ведения деятельности.

Поскольку юридические лица могут разделяться на коммерческие и некоммерческие, цели могут здесь различаться на:

  • Получение прибыли — для коммерческих;
  • Общественные интересы, образование, просвещение и пр. — для некоммерческих.

Коммерческие юридические лица, в свою очередь, подразделяются на:

  • Хозяйственные товарищества и общества — с правом владения, пользования и распоряжения имуществом;
  • Унитарные предприятия — с правом хозяйственного ведения или оперативного управления имуществом. Распоряжаться они им не могут.

Разберем на примере. Самый частый случай коммерческого юр. лица — ООО, или общество с ограниченной ответственностью:

  • Общество — вид коммерческой организации, а именно хозяйственного общества.
  • Ограниченная ответственность — означает, что общество отвечает по своим обязательствам в пределах своего имущества и уставного капитала. Правда, никто не отменял субсидиарную ответственность его контролирующих лиц.

Здесь проще все свести в таблицу:

Коммерческие организации
Товарищества Полные товарищества
Товарищества на вере
Хозяйственные общества Общества с ограниченной ответственностью
Непубличные акционерные общества
Публичные акционерные общества
Унитарные предприятия Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения
Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления
Прочие Производственные кооперативы
Крестьянские (фермерские) хозяйства (с 1 января 2010 г.)
Хозяйственные партнерства
Некоммерческие организации
Потребительские кооперативы
Общественные объединения Общественные организации
Общественные движения
Органы общественной самодеятельности
Политические партии
Фонды Благотворительные фонды
Общественные фонды
Учреждения Федеральное государственное учреждение
Федеральное государственное автономное учреждение
Федеральное государственное бюджетное учреждение
Государственные корпорации
Некоммерческие партнерства
Автономные некоммерческие организации
Общины коренных малочисленных народов
Казачьи общества
Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)
Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств
Территориальные общественные самоуправления
Товарищества собственников недвижимости
Садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества
Религиозные организации
Адвокатские образования Адвокатское бюро
Адвокатская контора
Адвокатский кабинет
Юридическая фирма
Юридическая компания
Нотариальные конторы Государственные нотариальные конторы
Частные нотариальные конторы
Без образования юридического лица
Паевые инвестиционные фонды
Простые товарищества
Индивидуальные предприниматели

Организационно-правовая форма – это способ организации и ведения предпринимательской деятельности, имеющий закрепление в виде юридического документа.

Организационно-правовая форма определяет ответственность компании по обязательствам, право сделок от лица предприятия, структуру управления и другие особенности хозяйственной деятельности предприятий.

Для удобства пользования в прилож. «В» классификатора содержится алфавитный указатель, который группирует все ОПФ по алфавиту с присвоенным каждой форме своим кодом.

Вот так выглядит указатель:

АНО – 71400

Адвокатск. бюро – 200615

Адвокатск. палаты – 20609

Благотворительн. учреждения – 75502

Благотворительн. фонды – 70401

Гаражные и гаражно – строительн. кооперативы – 20101

Главы КФХ – 50101

Жилищные и жилищно-строительн. кооперативы – 20102

Жилищные накопительн. кооперативы – 20103

ИП – 50102

Казачьи общества (внесены в реестр) – 21100

Казённые предпр. субъектов РФ – 65142

Межправительствен. Международн. организации – 40001

МАУ – 75401

МБУ – 75403

МКП – 65143

МКУ – 75404

МУП – 65243

НПФ – 70402

НП – 20614

Неправительствен. международн. организации – 40002

Непубличн. АО – 12267

Нотариальн. палаты – 20610

Нотариусы – 50202

Обособл. подразд. юрлиц – 30003

Общества взаимострахования – 20108

ООО – 12300

Обществен. организации – 20200

Обществен. движения – 20210

Обществен. учреждения – 75505

Обществен. фонды – 70403

Общины КМНС – 21200

ПИФ – 30005

Политич. партии – 20201

Полн. товарищества – 11051

ПО – 20107

Представительства юрлиц – 30001

ПК (артели) – 14000

Далее по алфавиту ОПФ.

Подводя итоги, отметим, ОКОПФ предназначен для ведения статистического учета юрлиц и физлиц в соответствии с их правовой формой.

Такая статистика, например, важна для налоговых органов, статистических служб, органов ПФР и прочих.

В органах ФНС можно учитывать, сколько постановок на учет юрлиц, ИП было произведено по годам (с расшифровкой по ОПФ), сколько из этих лиц прекратили свою деятельность.

Данная статистика помогает госорганам и ведомствам при формировании прогнозов для разработки перспектив развития экономики страны.

Крестьянские хозяйства

Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности могут быть связаны с сельскохозяйственной отраслью. Вести бизнес в данной сфере можно посредством самых разных статусов. ГК РФ предусматривает, в частности, возможность организации гражданами РФ совместного крестьянского хозяйства.

Данный вид совместной деятельности фермеров предполагает создание юридического лица в виде добровольного объединения, в основе которого — совместная работа, а также имущественные вклады участников. Особенность крестьянского хозяйства состоит в том, что все имущество в рамках данной организации находится в совместной собственности фермеров, учредивших ее. Согласно ГК РФ, человек может быть в составе только одного фермерского объединения. Граждане, ведущие совместную деятельность в рамках данной организационно-правовой формы, несут субсидиарную ответственность по возникающим обязательствам.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *