Резервы предстоящих расходов: учет и применение на практике
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Резервы предстоящих расходов: учет и применение на практике». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Оплачиваемый отпуск за отработанное время должен предоставляться работникам (служащим) ежегодно. Также они имеют право претендовать на получение денежной компенсации за все неиспользованные отпуска, в том числе при увольнении по ТК РФ ст. 114, 115, 126, 127, ст. 46 Закона о государственной гражданской службе, ст. 21 Закона о муниципальной службе.
Порядок отражения в учете операций по формированию и использованию резервов
У государственных (муниципальных) учреждений существует обязательство по гарантированному работникам праву на получение ежегодных оплачиваемых отпусков. При этом отсутствует определенность во времени исполнения предстоящей оплаты отпусков за фактически отработанное время ввиду, например, возможного изменения запланированных дат отпусков. Кроме того, величина такого обязательства не может быть точно определена.
Согласно п. 302.1 Инструкции № 157н для обобщения информации о состоянии и движении сумм, зарезервированных в целях равномерного отнесения расходов на финансовый результат учреждения, по обязательствам, не определенным по величине и (или) времени исполнения предстоящей оплаты отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении, включая платежи на обязательное социальное страхование сотрудника (служащего) учреждения, предназначен счет 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов».
В силу п. 308 названной инструкции обязательства учреждения, величина которых определена на момент их принятия условно (расчетно) и (или) по которым не определено время (финансовый период) их исполнения, при условии создания в учете учреждения по данным обязательствам резерва предстоящих расходов являются отложенными обязательствами.
У бухгалтеров нередко возникает вопрос: можно ли использовать резерв на оплату отпусков для выплаты компенсации за неиспользованный отпуск?
Если в учетной политике для целей бухгалтерского учета предусмотрено, что при создании резерва на оплату отпусков учитывается выплата компенсации за неиспользованный отпуск, резерв может использоваться на выплату такой компенсации (п. 302.1 Инструкции № 157н, Письмо Минфина РФ от 16.08.2019 № 02-06-10/62943).
Для чего нужен резерв отпусков
ТК РФ предоставляет всем работникам права на ежегодный оплачиваемый отпуск. Каждый работодатель несет обязательные расходы на:
Компании и ИП планируют отдых всех сотрудников заранее. Для этого составляется особый документ — график отпусков. Продолжительность ежегодного отдыха для работников составляет 28 календарных дней, но для некоторых категорий предусмотрен удлиненный отпускной период (ст. 115 ТК РФ). Компенсация за не использованные работником отпускные дни выплачивается при увольнении.
Поэтому организации необходим запас денег, из которого будут выплачиваться не только отпускные или компенсации, но и взносы во внебюджетные фонды. Такой запас создается в текущем периоде, а используется в будущем. Например, создание резерва на оплату отпусков на 2021-й формировалось в 2020 году. А в текущем работодатели зарезервируют деньги на 2022 год.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали создание и восстановление резерва на оплату отпусков в налоговом учете. Используйте эти инструкции бесплатно.
Формирование резерва на оплату отпусков
Алгоритм формирования резерва закрепляется учреждением в учетной политике в соответствии с пунктом 302.1 Инструкции № 157н. При разработке порядка необходимо установить:
1) правила расчета оценочных значений (сумм резервов);
2) срок признания резервов в учете;
3) аналитические счета учета резервов (в рабочем плане счетов);
4) порядок инвентаризации резервов и отражение результатов в учете.
Рекомендации Минфина по расчету резервов отпусков изложены в Письме от 20.05.2015 № 02-07-07/28998, исходя из которого оценочное обязательство в виде резерва расходов на оплату отпусков за отработанное время предлагается создавать на последний день расчетного периода исходя из количества дней неиспользованного отпуска по всем сотрудникам на отчетный период.
Формировать резерв необходимо отдельно по следующим обязательствам:
1) на оплату отпуска работникам за фактически отработанное время;
2) на уплату начисленных с отпускных сумм взносов в фонды.
Существует несколько методов определения резерва на оплату отпусков и страховых взносов. Они описаны в таблице 1.
Таблица 1. Методы определения резерва отпусков
Метод 1: индивидуальный расчет по каждому сотруднику
Метод 2: расчет в целом по учреждению
Метод 3: расчет по отдельным категориям сотрудников
Резерв отп. = К x ЗП;
Резерв отп. = К x ЗПср;
Резерв отп. = К1 x ЗПср1
К2 x ЗПср2 К3 x ЗПср3;
Резерв страх взн. = К x ЗП x С,
К — количество не использованных дней отпуска за период с начала работы на дату расчета; ЗП — среднедневной заработок сотрудника на дату вычисления резерва; С — ставка страховых взносов
Резерв страх взн. = К x ЗПср x С,
К — общее количество не использованных сотрудниками дней отпуска за период с начала работы на дату расчета; ЗПср — средняя зарплата по всем сотрудникам по учреждению
Резерв страх взн. = (К1 x ЗПср1 К2 x ЗПср2 К3 x ЗПср3) x С,
К1, К2, К3 — количество всех дней неиспользованного отпуска каждой категории сотрудников; ЗПср1, ЗПср2, ЗПср3 — средняя зарплата, рассчитанная по каждой категории сотрудников
Первый метод при расчете резерва по каждому сотруднику более точный, но и более трудоемкий. Подходит для учреждений с небольшой численностью.
Второй метод является более приемлемым, но менее точно отражает сумму резерва.
Третий метод подойдет для расчета по каждой категории сотрудников, например, отдельно для руководителей, специалистов и иного персонала.
Пример 1
В учетной политике казенного учреждения предусмотрено определение «отпускного» резерва на 31 декабря исходя из данных о количестве дней неиспользованного отпуска и средней зарплаты по всех сотрудников в учреждении — метод 2.
На 31.12.2019 количество не использованных всеми работниками отпусков составило 790 дней, среднедневная зарплата за 2019 г. составила 1050 руб.
Сумма создаваемого резерва составит:
Итого сумма сформированного резерва на 2020 год составит 1 080 009 руб. (829 500,00 250 509,00).
В соответствии с п. 302.1 Инструкции № 157н данные о состоянии и движении сумм, зарезервированных по выплате отпускных сотрудникам за фактически отработанное время, компенсаций за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении, а также платежи на обязательное социальное страхование формируются на счете 1.401.60. ХХХ «Резервы предстоящих расходов».
Для отражения данных обязательств на счетах санкционирования расходов применяется счет 1.502.99.ХХХ «Отложенные обязательства на иные очередные годы (за пределами планового периода)» (пункты 308, 309 Инструкции № 157н).
Создание резерва на оплату отпусков оформляется в бюджетном учете следующими бухгалтерскими записями, как в таблице 2.
Для чего нужно формировать «отпускной» резерв?
Право на отдых является конституционным правом (ст. 37 Конституции РФ). Отметим, что данное право реализовано не только в ТК РФ, но и в других нормативных актах, регулирующих вопросы прохождения гражданской службы, в частности в Федеральных законах N N 79-ФЗ , 25-ФЗ .
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Предоставление отпусков осуществляется в соответствии с графиком отпусков. Однако в большинстве случаев реализовывать право на отпуск работники предпочитают в летний период, который является наиболее благоприятным для отдыха. В результате именно на этот период приходится основная часть расходов учреждения на выплату отпускных.
Согласно п. 302.1 Инструкции N 157н в целях равномерного отнесения расходов на финансовый результат деятельности учреждением может создаваться резерв предстоящих расходов. Виды расходов, по которым может формироваться резерв, перечислены в указанном пункте Инструкции. Отметим, что в данный перечень включены расходы на предстоящую оплату отпусков за фактически отработанное время или выплату компенсаций за неиспользованные отпуска, в том числе при увольнении, включая платежи на обязательное социальное страхование сотрудников учреждения.
Должно ли казенное учреждение формировать «отпускной» резерв?
Ответ на данный вопрос был приведен в Письмах Минфина России от 20.06.2016 N 02-07-10/36122, от 14.01.2016 N 02-07-10/604, от 02.09.2015 N 02-07-05/50540. В них чиновники финансового ведомства отметили следующее.
Согласно положениям ст. 6 БК РФ к расходным обязательствам относятся обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения по представлению физическому (юридическому) лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средств из соответствующего бюджета.
Обязанность предоставить сотруднику (служащему) ежегодный оплачиваемый отпуск или выплатить при его увольнении денежную компенсацию за все неиспользованные отпуска регламентирована ТК РФ и (или) иными федеральными законами (нормативными правовыми актами), устанавливающими право сотрудников (служащих) на оплату отпуска или его компенсацию при увольнении.
Как отразить в учете начисление и расходование резерва?
Напомним, что расходы казенного учреждения на выплату отпускных отражаются по подстатье 211 «Заработная плата» КОСГУ (Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденные Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н). При этом следует учитывать код вида расходов:
- в отношении работников, принятых по трудовому договору, — начисление отпускных осуществляется по коду вида расходов 111 «Фонд оплаты труда учреждений»;
- в отношении служащих, с которыми заключен договор с нанимателем, — код вида расходов 121 «Фонд оплаты труда государственных (муниципальных) органов»;
- в отношении сотрудников, имеющих воинские звания, — код вида расходов 131 «Денежное довольствие военнослужащих и сотрудников, имеющих специальные звания».
Целесообразность резерва
Изменениями, внесенными вИнструкцию № 157н, введен новый синтетический счет бухгалтерского учета 401 60 «Резервы предстоящих расходов».
Таким образом, на уровне нормативного акта закреплено право государственных и муниципальных учреждений создавать резервы предстоящих расходов, в том числе резервы на оплату отпусков.
В общем случае подобный резерв целесообразно формировать в случае, когда отпуска персоналу в течение календарного года предоставляются неравномерно: например, все или большая часть работников уходят в отпуск в летнее время – с мая по сентябрь. Вместе с тем при этом могут учитываться и иные факторы, в частности сезонность продаж учреждениями некоторых видов услуг (что обуславливает неравномерность поступления доходов) или специфика деятельности организации (например, в образовательных учреждениях большая часть отпусков приходится на летнее время, что связано с учебным процессом).
Создание резерва позволяет минимизировать расхождения в себестоимости оказываемых услуг (особенно в тех учреждениях, где удельный вес оплаты труда в себестоимости услуг является существенным). Поэтому второе условие, при котором создание резерва на оплату отпусков будет целесообразным, – формирование себестоимости реализуемых работ и услуг.
Резервы предстоящих расходов бюджетных и автономных учреждений
1 января 2012 г. начали действовать поправки, внесенные в НК РФ Федеральным законом N 235-ФЗ , в части формирования резервов предстоящих расходов некоммерческих организаций. Какие резервы предстоящих расходов могут создавать бюджетные и автономные учреждения в связи с внесенными в налоговое законодательство изменениями? Об этом мы поговорим в данной статье.
Федеральный закон от 18.07.2011 N 235-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности».
Федеральный закон N 235-ФЗ с 1 января 2012 г. предоставил некоммерческим организациям, в том числе бюджетным и автономным учреждениям, право формировать резерв предстоящих расходов, которые осуществляются в рамках приносящей доход деятельности и учитываются для целей налогообложения прибыли. Решение о создании резерва предстоящих расходов автономное учреждение принимает самостоятельно и фиксирует его в налоговой учетной политике. Размер и порядок определения данного резерва устанавливаются вновь введенной в Налоговый кодекс ст.
Можно ли использовать текущий резерв на выплату вознаграждений за предыдущий год?
Бюджетные и автономные учреждения вправе предусмотреть резерв на выплату годового вознаграждения в соответствии со ст. 267.3 НК РФ. Обычно вознаграждение за год выплачивается по истечении года, то есть в следующем году. В данном случае речь идет о ситуации, когда в предыдущем году резерв на оплату отпусков и выплату годового вознаграждения не формировался, а вознаграждение за предыдущий год выплачивается в текущем году.
По мнению Минфина, выраженному в Письмах от 02.04.2012 N 03-03-06/4/25 и от 24.01.2012 N 03-03-06/1/31, в этой ситуации организация вправе использовать сформированный в текущем году резерв на выплату годового вознаграждения по итогам работы за предыдущий год. При этом Минфин обращает внимание, что такое использование будет правомерным, если в предыдущем году указанный резерв не формировался, а выплата вознаграждения за предыдущий год предусмотрена в текущем году. Например, приказ о премировании работников датирован текущим годом, а тот факт, что резерв был сформирован для выплаты вознаграждений за текущий год, не имеет значения.
Формирование начисления резервов по очередным отпускам
Для начисления резерва по отпускам используются следующие проводки: Дебет 0 401 20 211 (109 ХХ 211) Кредит 0 401 60 211- планирование резерва отпуска в части выплат сумм отпускных, в т.ч. НДФЛ;Дебет 0 401 20 213 (109 ХХ 211) Кредит 0 401 60 213 — планирование резерва отпуска в части страховых взносов.В учреждении может возникнуть ситуация, когда резерв отпусков текущего года не израсходован и остаток переходит на следующий год, при условии, что он подтвержден расчетами.Так же создается резерв отпусков на следующий год.То есть при определенных условиях в начале года в учреждении могут существовать два резерва: переходящий остаток прошлого года и сумма резерва, создаваемого в новом году.Под ноль закрывать резерв не нужно.
Примеры расчёта резерва отпусков приведены в рекомендациях. Обоснование Из рекомендации Обязано ли учреждение создавать резервы в бухучете Резерв на оплату отпусков и по претензионным требованиям создавайте.
Решение об остальных резервах принимайте самостоятельно. Но если есть прямое распоряжение учредителя на создание определенного резерва, то сформируйте и его.
Резерв на оплату отпусков. Цель резерва – зарезервировать средства для оплаты обязательств по предстоящим отпускам, которые не определены по времени исполнения. Например, если сотрудники не отгуливают отпуск вовремя. Резерв на оплату отпусков создают все организации госсектора, в том числе и получатели бюджетных средств (письма Минфина России от 9 ноября 2016 № 02-06-10/65506, от 1 июля 2016 № 02-07-05/38558, от 20 июня 2016 № 02-07-10/36122).
Проводки для отражения резервов можно посмотреть в таблицах: для казенных, бюджетных, автономных учреждений. Такой порядок следует из пунктов 6, 302.1 Инструкции к Единому плану счетов № 157н и разъяснен в письмах Минфина России от 14 января 2016 № 02-07-10/604, от 31 октября 2014 № 02-07-10/55586. О том, как отразить в учете отложенные обязательства по резервам предстоящих расходов, см.:– Как отразить в учете ПБС отложенные обязательства;– Как отразить в учете бюджетного (автономного) учреждения отложенные обязательства.
О создании резервов в налоговом учете см. здесь. Пример, как в бухучете формировать и использовать резервы на оплату отпусков Бюджетное учреждение «Альфа» создает в бухучете резерв на оплату отпусков за фактически отработанное время. Учреждение в учетной политике для целей бухучета установило следующий порядок расчета оценочного обязательства в виде резерва на оплату отпусков: 1.
Оценочное обязательство на оплату отпусков определяется на последнее число каждого квартала, исходя из количества дней неиспользованного отпуска по всем сотрудникам (по данным кадрового учета).
2. Резерв на оплату отпусков рассчитывается в целом по учреждению:Резерв отпусков = К × ЗПср, где К – общее количество не использованных сотрудниками дней отпуска за период с начала работы на дату расчета; ЗПср – среднедневная зарплата по всем сотрудникам учреждения в целом. 3. Сумма резерва по страховым взносам рассчитывается аналогично резерву
Актуальные вопросы по формированию резерва предстоящих расходов
На вопросы отвечает Станислав Сергеевич Бычков, государственный советник РФ 3-го классаВопросСоздание резерва предстоящих расходов – это право или обязанность учреждения? Из положений п. 302.1 Инструкции № 157н[1] следует, что резерв предстоящих расходов создается в целях равномерного включения расходов на финансовый результат учреждения.
Данный документ не обязывает учреждения создавать такие расходы.
Он предоставляет возможность путем формирования резерва предстоящих расходов, списывать их равномерно в течение года на финансовый результат учреждения. Таким образом, с точки зрения норм Инструкции № 157н формирование резерва предстоящих расходов является правом, а не обязанностью учреждения. В то же время орган исполнительной власти, выполняющий функции учредителя, своим ведомственным нормативным актом может установить в отношении подведомственных учреждений обязанность по формированию резерва предстоящих расходов.
Например, Приказом Минздрава и ТФОМС Нижегородской области от 20.05.2014 № 1109/128-о
«О реализации пилотного проекта по внедрению принципа финансирования скорой медицинской помощи по подушевому нормативу в сочетании с оплатой за вызов скорой медицинской помощи»
установлено, что учреждение, оказывающее скорую медицинскую помощь или имеющее в своем составе структурное подразделение скорой медицинской помощи, финансируемое по подушевому нормативу финансирования в сочетании с оплатой за вызов скорой медицинской помощи на застрахованных лиц, проживающих (имеющих постоянную регистрацию) в зоне его ответственности обязано за счет средств положительного финансового результата формировать резерв средств на предстоящие расходы на случай возникновения отрицательного финансового результата.ВопросСтатьей 324.1 НК РФ установлен порядок формирования резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, резерва на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет в налоговом учете. Можно ли в учетной политике учреждения прописать, что такой же порядок действует при формировании резерва в бухгалтерском учете?
Пунктом 302.1 Инструкции № 157н установлено, что порядок формирования резервов (виды формируемых резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т. д.) устанавливается учреждением в рамках формирования учетной политики.
Таким образом, учетной политикой учреждения может быть установлен любой порядок формирования такого резерва, включая порядок, утвержденный НК РФ.ВопросМожет ли на конец финансового года иметься остаток средств на счете 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов»?
Все зависит от того, на какой период в учреждении формируется резерв.
Если резерв предстоящих расходов формируется на год (например, резерв на оплату отпусков), то по состоянию на 1-е число года, следующего за отчетным, резерва быть не должно. В случае если период предстоящих расходов формируется на период превышающий год, то на отчетную дату по счету 0 401 60 000 будет иметься показатель, который подлежит отражению в отчетных формах.
Возможность наличия показателя по этому счету в отчетных формах рекомендуем согласовать с учредителем.
Даты создания резерва
В бухучете резерв может быть признан на отчетную дату, выбор которой производится из нескольких вариантов на усмотрение предприятия.Основной критерий определения резерва в БУ – наиболее вероятная величина выплат. Организация должна рассчитывать резерв на каждую отчетную дату.
Резерв может формироваться на одну из выбранных отчетныхдат
Отчетная дата | Количество раз формирования резерва | Использование в учете |
Последний день месяца | 12 (двенадцать) | Редко применяется, поскольку определить, контролировать и списывать в расходы ежемесячную сумму достаточно сложно. Размер допускается превысить расчетную на 5% — показатель, не учитываемый при реализации признака существенности |
День окончания квартального периода | 4 (четыре) | Является наиболее оптимальной формой резервирования |
Последний день года | 1 (один) | Редко используется в учете |
В налоговом учете признание расходов производится равномерно, начиная с первого месяца года. Списание сумм производится только при наличии фактических расходов. В учете начала года осуществляется списание затрат до их фактического осуществления с применением показателя «Отложенный налоговый актив». Вычитаемая временная разница применяется в соответствии с ПБУ 18/02, о чем должно быть указано в учетной политике.
Порядок выравнивания показателей в налоговом учете
Расчетные и фактические показатели в НУ могут отличаться. В ст. 324.1 НК РФ установлено обязательство проведения инвентаризации. Мероприятие контроля осуществляется в конце календарного года – налогового периода по прибыли или единому налогу. В процессе инвентаризации уточняются данные:
- Полноты использованных отпусков
- Сумм, направленных на выплату среднего заработка за время отпусков.
- Осуществленных отчислений в фонды.
- Отклонений фактических от расчетных показателей.
По итогам проведенной инвентаризации могут быть выявлены отклонения в одну или другую сторону. Лицо, ответственное за ведение учета принимает меры по выравниванию показателей.
Показатель | Причины возникновения | Предпринимаемые действия |
Выявлены недоиспользованные суммы резерва на отпуск | Фактическое использование меньшего числа отпусков, массовое увольнение работников | Разница подлежит включению в состав внереализационных расходов |
Сумма разницы не включается в расход при планировании создания резерва в будущем периоде | ||
Установлен недостаток средств резерва | Фактическое число дней отпуска работников получилось больше расчетного за счет предоставления отпусков вновь принятым работникам | Выплаты сверх резерва включаются в расходы в размере фактических затрат |
Подтверждение возникновения денежного обязательства (санкционирование расходов учреждения)
Под денежными обязательствами понимаются обязанности учреждения в отношении организации, физического лица или бюджета по выплате определенной суммы денежных средств после того, как выполняются условия, оговоренные в ходе проведения гражданско-правовой сделки, которая заключалась учреждением в границах его бюджетных полномочий (или в согласии с положениями законодательного акта РФ, другого правового акта, договора, соглашения).
Учреждение, получающее финансирование из средств федерального бюджета, на основании статьи 219 БК РФ принимает на себя бюджетные обязательства и обязуется оплачивать денежные обязательства путем заключения госконтрактов и других договоров с организациями, ИП и физическими лицами в рамках доведенных до него лимитов бюджетных обязательств (ЛБО).
Казенные учреждения в целях подтверждения возникновения денежного обязательства должны предоставлять в ОФК следующие документы:
- заявки на кассовый расход (по форме 0531801, 0531851);
- документы, доказывающие факт возникновения денежного обязательства (акт оказанных услуг, акт выполненных работ, счет-фактура, товарная накладная, счет), другие документы, предусмотренные правовыми актами Министерства финансов, Постановлениями Правительства РФ, Указами Президента РФ, федеральным законодательством (Письмо Федерального казначейства от 30.03.2015 № 07-04-05/05-196, Письмо Минфина РФ № 02-03-09/17449).