Страны участницы таможенного союза в 2024 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Страны участницы таможенного союза в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Молдавия активно ведет подготовку к присоединению к Таможенному союзу, который сформирован из России, Беларуси, Казахстана и Киргизии. Присоединение к Таможенному союзу позволит Молдавии получить ряд экономических преимуществ и укрепить торговые связи с другими странами.
Грузия: ожидаемый вход в Таможенный союз в 2024 году
В 2024 году Грузия планирует присоединиться к Таможенному союзу. Это событие будет ознаменовать новую эру в экономическом сотрудничестве между Россией, Беларусью, Казахстаном, Арменией и Киргизией.
Вступление Грузии в Таможенный союз позволит укрепить торговые связи между странами-участниками. Грузия, имея благоприятное положение на пересечении Европы и Азии, сможет стать мощным торговым партнером.
Ожидается, что вступление Грузии в Таможенный союз принесет значительные экономические выгоды. Облегчение таможенных процедур и снижение торговых барьеров позволят увеличить объемы торговли и создать новые возможности для развития бизнеса.
В то же время, Грузия будет обязана присоединиться к общей торговой политике, следовать общим правилам и стандартам Таможенного союза. Это может потребовать некоторых адаптаций в грузинской экономике и правовой системе.
Планируемый вход Грузии в Таможенный союз является важным шагом в развитии региональной экономической интеграции. Он способствует укреплению сотрудничества и создает новые возможности для экономического роста всех участников.
Политические аспекты Таможенного союза 2024
Создание Таможенного союза 2024 также имеет целью укрепление геополитической позиции участников на мировой арене. Объединение стран позволяет им выступать с единой позицией по вопросам международной торговли, что увеличивает их влияние при переговорах с другими государствами и международными организациями.
В рамках Таможенного союза 2024 также проводятся политические консультации и встречи высокого уровня, которые способствуют развитию доверия и сотрудничества между участниками. Это помогает странам продвигать свои интересы, а также находить компромиссы и решать спорные вопросы.
Одним из политических аспектов Таможенного союза 2024 является также установление единственного представительства для внешней торговли. Участники объединения могут выступать совместно на мировом рынке, что позволяет им повысить конкурентоспособность и снизить стоимость экспорта и импорта.
Таможенный союз 2024 также способствует укреплению политической стабильности в регионе. Создание единой таможенной территории и принятие общих правил и регламентов помогает снизить вероятность конфликтов и споров между участниками, а также обеспечить гарантии прозрачности и недискриминации при проведении внешней торговли.
- Укрепление политического диалога между странами-участницами;
- Увеличение геополитического влияния на международной арене;
- Развитие доверия и сотрудничества между участниками;
- Установление единого представительства для внешней торговли;
- Снижение вероятности конфликтов и споров между участниками;
- Обеспечение гарантий прозрачности и недискриминации.
Какие страны входят в ЕАЭС?
До момента создания Евразийского экономического союза в 2015 году в Таможенный союз входили только три страны – Беларусь, Россия и Казахстан. Эти же страны входили в состав ЕврАзЭС – Евразийского экономического сообщества.
Членство в ЕврАзЭС не значило, что страна-участница должна входить в Таможенный союз. Сейчас правила поменялись. Все государства, которые являются частью ЕАЭС, автоматически становятся участниками Таможенного союза.
Страны Таможенного союза ЕАЭС в 2020 году:
- Республика Беларусь;
- Российская Федерация;
- Республика Армения;
- Республика Казахстан;
- Кыргызская Республика.
В ЕАЭС хотели вступить Тунис и Сирия, однако предложение не было реализовано. В начале 2020 года начал обсуждаться вопрос вступления в ЕАЭС Узбекистана.
В состав Совета входят главы участников Союза или главы их правительств. Заседаниями руководит Председатель, который готовит вопросы к рассмотрению и организовывает мероприятие.
Повестку Совета формирует Коллегия. Ее члены могут присутствовать на заседании по согласованию с Председателем, который также определяет возможность визита представителей СМИ.
Финансовое обеспечение мероприятия осуществляется за счет средств бюджета ЕАЭС.
К полномочиям Высшего совета, указанным выше, можно добавить следующие:
- утверждение состава Комиссии, регламента ее работы;
- назначение судей по предложенным членами кандидатурам;
- формирование бюджета, представление отчета о его исполнении;
- рассмотрение вопросов, по которым не был достигнут консенсус в рамках заседаний других органов;
- утверждение порядка международного сотрудничества, вступления в ТС ЕАЭС и исключения из него, размеров взносов участников;
- осуществление поручений Межправительственному совету и Комиссии, обращений к Суду;
- принятие решения о создании вспомогательных органов и другие.
По результатам заседаний оформляются решения и распоряжения.
ТС состоит из государств, имеющих общее советское прошлое. Сегодня страны объединяют общие интересы.
Российский рынок является наиболее привлекательным для сбыта продукции остальных членов Союза. Ведущие процессы стабилизации ТС ЕАЭС также оставались за РФ за счет стабильного развития экономической сферы вплоть до 2014 года на фоне высоких цен сырьевых ресурсов. Резкого роста экономики ждать не приходилось, но Россия смогла занять крепкую позицию на мировой арене.
В 2010 году ТС начал работу без участия Белоруссии, впоследствии присоединившейся, по причине возникших разногласий. В целом члены международного объединения высказывали несогласие с условиями договоров, ограничивающих получение выгоды всеми участниками в равных условиях.
Между государствами остались пограничные зоны, пересечение которых все же сопровождается определенными нормами контроля. Так, практика показала отсутствие возможности доверительного взаимодействия, поэтому на внутренних границах ведется санитарный контроль.
Развитие получило производство участниками автомобилей за счет их беспошлинной продажи.
Координируют и управляют работой органов ЕАЭС следующие структуры:
- Высший евразийский ЭС. Такое название носит наднациональный орган. В его состав входят главы стран, ставших членами ТС. Заседание Высшего совета происходит ежегодно. На нем принимаются очередные решения, которые должны выполнять все страны-участницы. Кроме того, совет занимается определением состава и полномочий различных структур ТС.
- Евразийская комиссия по экономике. Это регулирующий орган Союза, который работает постоянно. Кроме общих вопросов, комиссия решает и те, что касаются таможенного регулирования и международной торговли. А также разрабатывает и обеспечивает условия для развития ТС и его нормальной работы.
Полномочия комиссии довольно обширные, она уполномочена решать практически все вопросы:
- Технического регулирования.
- Таможенного администрирования.
- Статистики торговли.
- Закупок.
- Валютной политики.
- Макроэкономической политики.
- Касающиеся перевозок, транспорта.
- Субсидий для сельскохозяйственных или промышленных предприятий.
- Финансовых рынков.
- Миграционной политики.
- Торгового режима с третьими странами.
- Политики конкуренции, энергетики.
- Соблюдения авторского права.
- Мер относительно санитарных/ветеринарных норм.
- Естественной монополии и других областей.
Противоречия в Таможенном союзе
Хотя в состав ТС вошли страны, не так давно составляющие единое государство с общей экономикой, сегодня именно экономическое положение у всех разное.
Во времена СССР каждая страна специализировалась на производстве определенного товара/услуги. После распада Советского Союза экономика всех стран претерпела огромные изменения: каждое государство искало на мировом рынке свое место.
В современный Союз вошли страны, находящиеся географически далеко друг от друга. Устройство экономики у них разное, взаимные интересы почти отсутствуют. Но есть и такие вопросы, которые касаются всех стран. Им нужен российский рынок сбыта, а России нужны товары, которые предлагают другие страны-участницы.
Чтобы объединение работало, иногда приходится идти на компромисс, к чему некоторые страны не всегда готовы. Кроме того, хотя таможенные посты на границах между странами-участницами ликвидированы, остается пограничный и санитарный контроль.
Как показывает практика, пока что не наблюдается единого подхода и взаимного доверия. Один из ярких примеров этого — частые «продовольственные войны» между Беларусью и Россией.
Основная цель создания общего таможенного пространства – достижение социально-экономического прогресса. Работы были направлены на упрощение товарооборота, совершенствование конкурентных условий у хозяйственных субъектов стран-участников ТС. Эти действия должны были привести к увеличению рынка, где страны Союза имели бы возможность реализовывать выпускаемые ими товары и услуги.
Чтобы этого добиться, предполагалось:
- отменить внутренние таможенные платежи, что привело бы к снижению стоимости продукции, которая производится участниками Союза;
- ускорить оборачиваемость товаров внутри ТС по причине отмены таможенной проверки и оформления;
- принять общие требования по санитарии и эпидемиологии, безопасные стандарты на услуги и продукцию, признать общую для всех силу результатов испытаний, проведенных в одной из стран-участников.
Евразийский экономический союз
Сразу уточним: Евразийский экономический союз (ЕАЭС), как международная организация региональной экономической интеграции, создан 1 января 2015 года на основе Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), существовавшего в период с 2011 по 2014 год. Сегодня аббревиатура ЕАЭС принята во всех официальных международных документах.
Согласно Договору о Евразийском экономическом союзе, ЕАЭС обеспечивает странам — участникам свободу движения товаров, капитала, услуг и рабочей силы. Согласованная политика и кооперация в различных сферах экономики, в том числе — снижение бюрократических и таможенных барьеров, должны создавать всем странам условия для стабильного развития опережающими темпами.
Продажа товаров между государствами – членами ЕАЭС осуществляется без таможенного контроля, соответственно, такие товары не облагаются таможенными пошлинами и сборами. Порядок взимания косвенных налогов (НДС и акцизов) при поставке товаров между государствами — членами ЕАЭС регулируется Договором о Евразийском экономическом союзе.
Анализ деятельности ТС
Таможенный союз состоит из стран, у которых одно экономическое прошлое, но сегодня эти государства сильно отличаются друг от друга. Конечно же, и в советское время республики отличались по своей специализации, но после обретения независимости произошло еще очень много изменений, влияющих на мировой рынок и разделение труда. Тем не менее существуют и общие интересы. Например, у многих стран-участниц сохранилась зависимость от российского рынка сбыта. Эта тенденция носит экономический и геополитический характер.
На протяжении всего времени ведущие позиции в процессе интеграции и стабилизации ЕАЭС и Таможенного союза занимала Российская Федерация. Это было возможным благодаря ее стабильному экономическому росту до 2014 года, когда цены на сырьевые ресурсы оставались высокими, что помогало осуществлять финансирование процессов, запущенных соглашениями. Хотя такая политика не прогнозировала быстрого роста экономики, она все же предполагала укрепление позиций России на мировой арене.
История отношений между сторонами соглашений похожа на череду компромиссов, которые строились на основании роли России и позициях стран-партнеров. К примеру, были неоднократные заявления со стороны Беларуси о своих приоритетах: едином экономическом пространстве с одинаковыми ценами нефти и газа, допуске к госзакупкам РФ.
Чтобы осуществить эти цели, Республика пошла на увеличение тарифов на ввозимые автомобили при отсутствии своего производства. Из-за таких мер потребовалось установить правила сертификации товаров легкой промышленности, что нанесло урон розничной торговле. Помимо этого, стандарты, принятые на уровне ТС, были унифицированы с образцом ВТО, притом что Беларусь не находится в составе этой организации в отличие от России. Предприятиями республики не получен доступ к программам России по импортозамещению. Все это послужило препятствиями для Беларуси на пути к достижению своих целей в полном объеме.
Нельзя упустить, что подписанные договоры ТС содержат различные исключения, уточнения, антидемпинговые и компенсационные меры, ставшие помехой в достижении общей выгоды и равных условий всем странам. В разное время фактически каждый участник соглашения высказывал несогласие с условиями, заключенными в соглашениях. Хотя посты таможенников на границах между участниками соглашения были ликвидированы, сохранились пограничные зоны между странами. Также продолжился санитарный контроль на внутренних границах. Тот, кто пересекает границу, не знает, входит или нет Киргизия в Таможенный союз, — пограничный контроль сохранился, но нет контроля за перемещением продукции, так как это государство является членом ТС.
Выявлено отсутствие доверительных отношений на практике взаимодействия. Примером этому служат вспыхивающие время от времени разногласия у России и Беларуси. На сегодняшний день нельзя заявить, что были достигнуты цели, которые были задекларированы в соглашении о создании ТС. Это вытекает из снижения оборота товаров внутри единого экономического пространства. Отсутствуют какие-либо преимущества для экономического развития, если сравнивать со временем до подписания соглашений. Но все же существуют признаки того, что в условиях отсутствия соглашения ситуация ухудшалась бы стремительнее. Проявление кризиса носило бы более масштабный и глубокий характер. Значительное количество предприятий обретает относительную выгоду, участвуя в торговых отношениях внутри ТС.
Методы распределения таможенных пошлин среди стран свидетельствуют о благоприятных тенденциях для Республики Беларусь и Республики Казахстан — тех стран, кто входит в Таможенный союз с Россией в 2021 году. Изначально предполагалась большая доля в бюджет Российской Федерации.
Налогообложение в ЕАЭС
Юридические лица, занимающие импортом товара среди держав – участников, уплачивают:
- НДС.
- Акцизы.
Взимают налоговые органы. Исключение – акцизы по маркированным товарам. Их взимают таможенные органы. Даже применение систем льготных система налогообложения не предусматривает освобождение от уплаты косвенных налогов.
Налоговая база для уплаты НДС рассчитывается как стоимость везённых товаров. Акцизы, подлежащие уплате по подакцизным товарам, входят в общую сумму по уплате НДС.
Предусмотрены случаи освобождения от уплаты косвенных налогов. Это:
- На основании ст. 150 НК РФ – товары, которые освобождены от налогообложения при ввозе их в РФ.
- Товары, которые ввозятся гражданами для личных, а не для предпринимательских целей.
- Товары, передача которых осуществляется в пределах одного юридического лица.
При экспорте товаров применяется ставка НДС, равная 0%. От уплаты акцизов также полное освобождение. Право применения нулевой ставки по НДС должно быть подтверждено документами:
- Договорами.
- Заявлениями.
- Транспортными документами.
Беларусь имеет развитую промышленность, основанную на машиностроении, металлургии, химической и пищевой промышленности. Важными отраслями в стране являются также сельское хозяйство и деревообработка.
На территории Беларуси расположено несколько крупных национальных парков и заповедников, которые занимают значительную площадь и представляют собой уникальные природные комплексы.
Беларусь является одним из ключевых участников Евразийского экономического союза, который был создан для укрепления экономического сотрудничества между своими членами. Союз включает в себя страны Евразии и способствует развитию торговли, инвестиций и обмена научно-технической информацией между участниками.
Присоединение Беларуси к Евразийскому экономическому союзу позволяет стране участвовать в создании общей экономической политики, повышать свою конкурентоспособность на мировом рынке и укреплять экономические связи с другими странами-участниками.
Подписав соответствующее соглашение, Армения присоединилась к Российской Федерации, Республике Беларусь, Казахстану и Киргизии в качестве полноправного члена ЕАЭС. Страна активно участвует в рабочих группах и комиссиях Евразийской экономической комиссии, принимает участие в разработке и принятии решений, относящихся к различным сферам экономического сотрудничества.
Республика Армения стремится максимально использовать потенциал интеграции в рамках ЕАЭС для укрепления своих экономических позиций и развития важных отраслей. Экономическое сотрудничество в рамках ЕАЭС позволяет Армении участвовать в создании общего рынка труда, товаров и услуг, свободного движения капитала и инвестиций.
Участие Армении в ЕАЭС имеет важное значение не только с экономической, но и с политической точки зрения. Поддержка и взаимодействие со странами-членами ЕАЭС позволяет Армении достигать своих национальных интересов и укреплять свою позицию на международной арене.
Киргизская Республика
Киргизская Республика вступила в Евразийский экономический союз в 2015 году. В рамках ЕАЭС Киргизия сотрудничает с другими странами-членами в области экономики, торговли, транспорта, энергетики, сельского хозяйства и других отраслей.
Важной частью присутствия Киргизии в ЕАЭС является свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы между странами-членами. Это способствует развитию торговли и экономическому росту не только для Киргизии, но и для других стран-участниц союза.
Киргизская Республика активно участвует в работе органов Евразийского экономического союза, таких как Евразийская экономическая комиссия и Совет глав государств. Вместе с другими странами-членами Киргизия принимает решения и разрабатывает политику, направленную на укрепление интеграции и сотрудничества в рамках ЕАЭС.
Участие Киргизской Республики в Евразийском экономическом союзе способствует укреплению ее экономической позиции, расширению рынков сбыта для своих товаров и укреплению сотрудничества с другими странами-членами. Это также предоставляет возможности для совместных проектов, инвестиций и других форм экономического сотрудничества.
Основные показатели Киргизской Республики | Значение |
---|---|
Площадь | 199 951 кв. км |
Население | более 6 млн человек |
Валюта | сом |
Главный город | Бишкек |
Армения является одной из стран, которая активно участвует в процессе экономической интеграции в рамках Евразийского экономического союза. Она прилагает усилия для развития торгового сотрудничества с другими странами-участниками союза и улучшения условий экономической интеграции.
Армения также активно сотрудничает с другими странами Евразийского экономического союза в рамках других совместных проектов, таких как инфраструктурные проекты, транспортные проекты и т.д. Это позволяет стране укрепить свою экономическую позицию и развивать свою инфраструктуру.
Официальный язык | Армянский |
---|---|
Столица | Ереван |
Площадь | 29 743 км² |
Население | 2 957 731 человек |
Валюта | Армянский драм |