Можно ли депутата привлечь к административной ответственности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Можно ли депутата привлечь к административной ответственности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В соответствии с действующим законодательством, не допускается привлечение депутата к уголовной ответственности без согласия высшего представительного органа. Исключение составляют случаи, когда он задержан на месте преступления. Без согласия высшего представительного органа не допускается и административная ответственность депутатов. По общим правилам, эти лица не могут быть арестованы, задержаны, подвергнуты обыску, личному досмотру. Исключение составляют случаи, когда указанные действия необходимы для обеспечения общественного порядка и безопасности. Неприкосновенность парламентария распространяется на служебное, жилое помещение, личный и служебный транспорт, багаж, переписку, средства связи, которые он использует, а также на документацию, которая ему принадлежит.

Ответственность депутата Государственной думы наступает в особом порядке. Наличие специальных правил для парламентариев связано с достаточно высоким статусом этих лиц. По своей сути, иммунитет предусматривает максимальную защиту служащих при осуществлении ими своей деятельности. Между тем, по смыслу конституционных положений, неприкосновенность парламентария не означает, что привлечь депутата к административной ответственности или вменить ему наказание по УК нельзя совсем. Для наложения соответствующих санкций должен быть доказан факт совершения нарушения не при исполнении своих обязанностей. Расширительное толкование неприкосновенности привело бы к искажению публично-правовой природы иммунитета и трансформацию его в индивидуальную привилегию. Соответственно, это означало бы, с одной стороны, исключение из Конституции принципа равенства всех субъектов перед законом, а с другой – ущемление прав потерпевших вследствие злоупотребления властными полномочиями. В этой связи, хотя и с оговорками, допускается проведение судопроизводства на этапе предварительного следствия или дознания либо производства по административному нарушению до вынесения решения о передаче собранных по делу материалов в суд на основании положений УК, УПК, КоАП без получения согласия нижней палаты.

Как следует из вышесказанного, привлечь депутата весьма проблематично, а в большинстве случаев невозможно. Специалисты, анализирующие законодательство, приходят к выводу о несовершенстве мер пресечения нарушений, допущенных этими лицами. По мнению ряда авторов, именно пробелы в нормах обуславливают распространение коррупции и прочих противоправных действий. В связи с этим предлагается пересмотреть комплекс мер ответственности для представителей законодательной власти, упростить процедуру привлечения их к ответственности. Особенно это касается народных избранников, работающих в муниципалитетах. Существующий сегодня порядок, как считают некоторые эксперты, не позволяет в полной мере реализовать самостоятельность населения в сфере управления делами МО.

Привлечение депутата к административной ответственности

Как отмечается в материалах Прокуратуры, решение работников милиции отправить депутатов на освидетельствование было обусловлено подозрением в том, что они могут быть нетрезвы.

Уголовное дело в отношении депутата Государственной Думы по его ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства, рассматривается Верховным Судом Российской Федерации (Уголовно-процессуальный кодекс РФ).

В случае признания вопроса, выносимого на референдум, отвечающим установленным требованиям, комиссия по референдуму, регистрирует инициативную группу, выдает ей регистрационное свидетельство.

При осуществлении прокурорского надзора за расследованием уголовных дел в отношении депутатов либо за привлечением их к административной ответственности руководствоваться Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10 декабря 1997 г. No.

Каждый гражданин или группа граждан могут организовать инициативную группу по проведению местного референдума численностью не менее 10 человек.

Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

В соответствии с действующим законодательством, не допускается привлечение депутата к уголовной ответственности без согласия высшего представительного органа. Исключение составляют случаи, когда он задержан на месте преступления. Без согласия высшего представительного органа не допускается и административная ответственность депутатов. По общим правилам, эти лица не могут быть арестованы, задержаны, подвергнуты обыску, личному досмотру. Исключение составляют случаи, когда указанные действия необходимы для обеспечения общественного порядка и безопасности. Неприкосновенность парламентария распространяется на служебное, жилое помещение, личный и служебный транспорт, багаж, переписку, средства связи, которые он использует, а также на документацию, которая ему принадлежит.

Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления

Законодательство некоторых субъектов предусматривает в качестве санкции изъятие из компетенции органов местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Такое положение содержится, например, в Законе Пермской области от 14 сентября 1998 г . № 219-22 «О порядке наделения органов местного самоуправления Пермской области отдельными государственными полномочиями» , Законе Томской области от 16 июля 1999 г . № 22-03 «О порядке наделения органов местного самоуправления отдельными государственно-властными полномочиями и передаче муниципальных полномочий органам государственной власти Томской области» . Действенность такой санкции представляется сомнительной, учитывая, что отдельные государственные полномочия передаются органам местного самоуправления без их согласия.

Читайте также:  Уменьшение ЕНВД на сумму страховых взносов

Порядок вменения наказания за преступление

Как указывает 447-я статья УПК, ответственность депутата представительной структуры территориальной власти наступает в особом порядке. Решение о начале производства принимается начальником СК России по соответствующему региону. По ст. 40 ФЗ №131, не предусмотрена ответственность депутата за высказанную позицию, мнение, выраженное при голосовании, а также за иные действия, соответствующие его статусу. Это правило действует и после окончания срока его полномочий. Однако оно не распространяется на случаи, когда лицо допустило публичные оскорбления, клевету или иные нарушения, за которые устанавливается наказание по федеральному законодательству. Если по окончании уголовного судопроизводства в отношении депутата будет принят обвинительный приговор, то, согласно пункту 5 10-й части 40-й статьи ФЗ №131, процедура отзыва мандата не может применяться. Объясняется это тем, что полномочия лица прекращаются в таком случае досрочно. При этом не имеет значения, когда именно было совершено преступление – непосредственно при выполнении своих обязанностей или в случае, когда субъект действовал как физлицо. Последствия и в той, и в другой ситуации будут одинаковыми.

Административная ответственность депутатов

Частью 1 Статьей 98 Конституции Российской Федерации регламентирована неприкосновенность Члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Необходимо подчеркнуть, что срок рассмотрения представления Генерального прокурора Российской Федерации о лишении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности федеральным законодательством не определен, ответственность за несвоевременное извещение о принятом по нему решении, немотивированное или необоснованное решение не установлена.

На рассмотрение Госдумы внесен законопроект, предусматривающий, что депутат, член выборного органа и выборное должностное лицо местного самоуправления не могут быть подвергнуты административному наказанию, налагаемому в судебном порядке, без согласия прокурора субъекта РФ.Соответствующим положением предлагается дополнить ст.

Продолжительность полномочий депутата законом установлено в рамках от двух лет до пяти лет. Конкретный срок полномочий закрепляется уставом города или района. Депутат это выборная должность, однако, на постоянной основе могут находиться не больше, чем десять процентов членов от общего состава депутатов.

Что же касается особого порядка привлечения муниципальных депутатов к уголовной ответственности, предусмотренного указанной ст. 448 УПК РФ, то и здесь особо уповать на какие-либо послабления народному избраннику не следует. Как показывает практика, в случае совершения депутатом преступного деяния принятие руководителем следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ решения о привлечении данного депутата к уголовной ответственности — вопрос времени, притом весьма непродолжительного.

Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления

Закон дает различные определения понятия должностного лица, которые применяются в зависимости от того, к какой отраслевой разновидности ответственности должностное лицо предполагается привлечь. Например, если речь идет о дисциплинарной или конституционной ответственности, следует руководствоваться специальным определением, содержащемся в ст. 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Здесь должностным лицом местного самоуправления названо выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления. Очевидно, что по смыслу указанного закона работники муниципальных учреждений не являются должностными лицами.

Особенности привлечения к административной ответственности депутатов

Сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы и некоторых других органов также несут административную ответственность за совершение лишь отдельных административных правонарушений, в остальных случаях они подвергаются мерам дисциплинарного характера. Дела об их административных правонарушениях, за совершение которых предусматривается дисциплинарная ответственность, рассматриваются непосредственным начальником, которому данные сотрудники подчинены по службе. Вышестоящий начальник вправе отменить, смягчить или ужесточить наказание. Видами наказаний являются: замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; понижение в должности; увольнение.

В муниципальных же советах картина несколько иная. Вышеперечисленные ограничения касаются лишь тех депутатов, которые исполняют свои обязанности на постоянной основе (за деньги), а их, согласно закону, может быть не более 10 % из общего числа лиц, имеющих мандаты. Поскольку количество депутатов зависит от численности населения округа, то нередко можно встретить советы (например, в сельских поселениях), состоящие из 10 человек. В этом случае лишь один из них имеет право работать на постоянной основе, и только ему запрещено совмещать депутатскую деятельность с бизнесом или какой-либо иной формой получения доходов.

Привлечение к административной ответственности депутата

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что положения ст.13 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», устанавливающие неприкосновенность депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, и вытекающие из них положения ст.

Читайте также:  Доверенность на медицинское обследование ребенка бабушке Москва

Сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы и некоторых других органов также несут административную ответственность за совершение лишь отдельных административных правонарушений, в остальных случаях они подвергаются мерам дисциплинарного характера. Дела об их административных правонарушениях, за совершение которых предусматривается дисциплинарная ответственность, рассматриваются непосредственным начальником, которому данные сотрудники подчинены по службе.

Неприкосновенность депутата Государственной Думы распространяется на занимаемые ими жилые и служебные помещения, используемые ими личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие им документы и багаж, на их переписку. Возбуждение уголовного дела или начала производства по делу об административном правонарушении в отношении депутата Государственной Думы Российской Федерации В случае возбуждения уголовного дела или начала производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, в отношении действий депутата Государственной Думы, орган дознания или следователь в трехдневный срок сообщает об этом Генеральному прокурору Российской Федерации.

Несут ли административную ответственность депутаты

Согласно законопроекту Кодекс дополняется новой статьёй 14.61, в которой предусматривается ответственность за организацию или осуществление деятельности по привлечению денежных средств физических или юридических лиц, при которой выплата дохода лицам, чьи денежные средства привлечены, осуществляется за счёт привлеченных денежных средств иных физических лиц или юридических лиц при отсутствии инвестиционной или иной законной предпринимательской деятельности, связанной с использованием привлечённых денежных средств, в объёмах, сопоставимых с объёмами привлечённых денежных средств, при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния.

На должность депутат может претендовать любой гражданин, достигший восемнадцати лет. Особых требований к образованию закон не предъявляет. Кроме того, закон о правовом положении иностранных граждан допускает возможность баллотироваться на должность депутата местного созыва иностранцам, имеющим право на постоянное проживание, то есть вид на жительство.

Могут Ли Депутата Привлечь К Административной Ответственности

6 июля 2012 года Госдума VI созыва дала генпрокурору согласие на лишение неприкосновенности Владимира Бессонова (фракция КПРФ). Он был обвинен в применении насилия по отношению к сотрудникам правоохранительных органов во время несанкционированного митинга в Ростове-на-Дону 2 декабря 2011 года (ч. 2. ст. 318 УК РФ). Владимир Бессонов расценил ситуацию как «политический заказ» и дважды — в 2013 и 2014 годах — пытался обжаловать решение о снятии иммунитета в Верховном суде, однако его обращения были отклонены. 28 января 2015 года Госдума дала согласие на передачу уголовного дела в отношении Бессонова в суд. Сам бывший парламентарий на суде не присутствовал, он находится за пределами РФ. 12 сентября 2018 года Кировский районный суд Ростова-на-Дону заочно приговорил Владимира Бессонова к трем годам лишения свободы с отбыванием в колонии общего режима. Экс-депутат объявлен в федеральный розыск.

13 февраля 2013 года Госдума VI созыва лишила Константина Ширшова (фракция КПРФ) парламентской неприкосновенности и согласилась на привлечение его к уголовной ответственности, удовлетворив запрос генпрокурора РФ. 19 апреля 2013 года ему было предъявлено обвинение в покушении на мошенничество. По данным следствия, вместе с соучастниками Ширшов требовал от предпринимателя Александра Чернякова €7,5 млн за содействие в получении депутатского мандата. Сам Ширшов обвинения отверг, однако согласился сложить полномочия депутата. 22 ноября 2013 года Госдума поддержала представление Генпрокуратуры о передаче уголовного дела в суд. 26 мая 2014 года депутат был приговорен Мосгорсудом к пяти годам колонии общего режима со штрафом в размере 700 тыс. рублей. Приговор вступил в силу 15 апреля 2015 года. С этого дня депутатские полномочия Ширшова были прекращены (постановление Госдумы от 22 мая 2015 года). В январе 2017 года экс-депутат был освобожден из мест лишения свободы досрочно.

Из-за неприкосновенности, административная ответственность депутатов не наступает на протяжении всего срока занимаемой должности. Государственный служащий не может подлежать аресту, обыску и досмотру личных предметов.

Посетители юридической консультации задали 4135 вопросов по теме «Административная ответственность».

В среднем ответ на вопрос появляется через 15 минут, а на -вопрос мы даём гарантию минимум двух ответов, которые начнут поступать уже в течение 5 минут!

Государственная Дума рассматривает представление Генерального прокурора Российской Федерации в порядке, установленном регламентом Государственной Думы, принимает по данному представлению мотивированное решение и в трехдневный срок извещает о нем Генерального прокурора Российской Федерации.

Решением Государственной Думы от Генерального прокурора Российской Федерации могут быть истребованы дополнительные материалы. В рассмотрении вопроса на заседании Государственной Думы Российской Федерации вправе участвовать депутат Государственной Думы, в отношении которого внесено представление.

Случаи лишения неприкосновенности депутатов Госдумы

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что положения ст.13 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», устанавливающие неприкосновенность депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, и вытекающие из них положения ст.

Читайте также:  Инженер по охране труда код по окз в 2022 году

Сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы и некоторых других органов также несут административную ответственность за совершение лишь отдельных административных правонарушений, в остальных случаях они подвергаются мерам дисциплинарного характера. Дела об их административных правонарушениях, за совершение которых предусматривается дисциплинарная ответственность, рассматриваются непосредственным начальником, которому данные сотрудники подчинены по службе.

Неприкосновенность депутата Государственной Думы распространяется на занимаемые ими жилые и служебные помещения, используемые ими личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие им документы и багаж, на их переписку. Возбуждение уголовного дела или начала производства по делу об административном правонарушении в отношении депутата Государственной Думы Российской Федерации В случае возбуждения уголовного дела или начала производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, в отношении действий депутата Государственной Думы, орган дознания или следователь в трехдневный срок сообщает об этом Генеральному прокурору Российской Федерации.

В соответствии с действующим законодательством, не допускается привлечение депутата к уголовной ответственности без согласия высшего представительного органа. Исключение составляют случаи, когда он задержан на месте преступления. Без согласия высшего представительного органа не допускается и административная ответственность депутатов. По общим правилам, эти лица не могут быть арестованы, задержаны, подвергнуты обыску, личному досмотру. Исключение составляют случаи, когда указанные действия необходимы для обеспечения общественного порядка и безопасности. Неприкосновенность парламентария распространяется на служебное, жилое помещение, личный и служебный транспорт, багаж, переписку, средства связи, которые он использует, а также на документацию, которая ему принадлежит.

За позицию, мнение, выраженные при голосовании, прочие действия, умаляющие честь и достоинство граждан и юрлиц, законодательством предусмотрена административная ответственность. Депутатов это правило не касается до тех пор, пока они не будут лишены неприкосновенности. Аналогичное предписание действует и в случае, когда парламентарии допустили клевету в публичном выступлении либо другие нарушения, санкции за которые устанавливает УК. Только после лишения должностного лица неприкосновенности может наступить уголовная ответственность. Депутата нельзя допрашивать до того момента, как не будет получено согласие высшего представительного органа. При этом парламентарий вправе выразить отказ от дачи показаний по делу о фактах, которые ему стали известны в связи с исполнением своих полномочий. Следует особо подчеркнуть, что указанные правила действуют только при наличии неприкосновенности.

Ответственность депутата Государственной думы наступает в особом порядке. Наличие специальных правил для парламентариев связано с достаточно высоким статусом этих лиц. По своей сути, иммунитет предусматривает максимальную защиту служащих при осуществлении ими своей деятельности. Между тем, по смыслу конституционных положений, неприкосновенность парламентария не означает, что привлечь депутата к административной ответственности или вменить ему наказание по УК нельзя совсем. Для наложения соответствующих санкций должен быть доказан факт совершения нарушения не при исполнении своих обязанностей. Расширительное толкование неприкосновенности привело бы к искажению публично-правовой природы иммунитета и трансформацию его в индивидуальную привилегию. Соответственно, это означало бы, с одной стороны, исключение из Конституции принципа равенства всех субъектов перед законом, а с другой – ущемление прав потерпевших вследствие злоупотребления властными полномочиями. В этой связи, хотя и с оговорками, допускается проведение судопроизводства на этапе предварительного следствия или дознания либо производства по административному нарушению до вынесения решения о передаче собранных по делу материалов в суд на основании положений УК, УПК, КоАП без получения согласия нижней палаты.

Административная ответственность за нарушение бюджетного законодательства

Автор: Гусев А., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Вопрос:

Кто может быть привлечен к административной ответственности за нарушение бюджетного законодательства?

Ответ:

К административной ответственности может быть привлечено как должностное, так и юридическое лицо. При привлечении к административной ответственности должностного лица следует убедиться, что именно привлекаемое должностное лицо несет ответственность за совершенное правонарушение. С этой целью необходимо ознакомиться как с уставом учреждения, так и с должностными инструкциями привлекаемого лица, а также с положениями его трудового договора. Например, устанавливая лицо, виновное в нецелевом использовании средств, нужно помнить, что у главного бухгалтера учреждения отсутствует единоличная возможность распоряжения бюджетными средствами, поэтому привлекать его к административной ответственности за нецелевое использование средств неправомерно.

Дисциплинарные взыскания

Они предусматриваются законодательством для служащих госорганов, территориальных структур власти. По общим правилам, дисциплинарные санкции вменяются в отношении лиц, находящихся в подчинении. Судебный порядок в таких случаях не применяется. Вместе с тем депутат муниципалитета к должностным лицам, как мы выяснили выше, не относится. Дисциплинарные санкции избранникам вменяются по специальному порядку. Это обуславливается тем, что их трудовые функции реализуются в особых условиях. Дисциплинарная ответственность устанавливается специальным актом – Регламентом законодательного органа МО. Соответственно, вменить избраннику санкции можно только на основании этого документа. Соответственно, привлечь к ответственности может только непосредственно представительный орган.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *