Аварийный комиссар – кто это?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Аварийный комиссар – кто это?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если вы оформили Европротокол, вы направляете его в свою страховую службу в течение пяти рабочих дней. Потерпевший направляет агенту список документов, который мы указали выше. Со всех документов необходимо снять копии, чтобы в случае разногласий с агентами, направить данные бумаги вместе с претензией их управляющему.
Что делать сразу после ДТП?
ПДД различны для аварий без жертв и с ними. Для первого варианта возможна простая процедура оформления без вызова инспекторов — оформление европротокола. Документ оформляется в трех экземплярах: два — для участников ДТП и один — сотрудникам полиции. Участники происшествия могут не уведомлять полицию об аварии (п.2.6.1 ПДД РФ). Для этого им необходимо написать расписки об отсутствии претензий к другой стороне. Во втором случае вызываются сотрудники ГИБДД. Общие правила для аварии:
- немедленно остановиться, не учиняя препятствий для других автомобилей;
- узнать есть ли травмы у других;
- осмотреть транспорт;
- включить аварийку и выставить специальный предупреждающий знак;
- зарегистрировать подробности и последствия автомобильного столкновения.
Что делать после оформления ДТП
Если документы не были оформлены у сотрудников полиции, по требованию страховых служб, водители должны предоставить свое транспортное средство для экспертизы в течение двух недель после ДТП. Если виновный в происшествии имеет полис ОСАГО, его агенты компенсируют убытки пострадавшим. Законодательно установлен максимум в 400 000 рублей каждому потерпевшему. При наличии травм, максимальная компенсация составляет полмиллиона рублей. Однако виновник происшествия самостоятельно оплачивает ремонт своего автомобиля.
Если виновник не известил страховых агентов об аварии, он возмещает им все денежные средства, потраченные службой на компенсацию ущерба пострадавшей стороне. Такая процедура правоправна, если автор аварии в течение пяти дней после ДТП не известил агентов о случившемся. Процедура регресса возможна также, если владелец не представил свою машину на экспертизу в течение пяти дней после просьбы агентов и начал ее ремонт, не дождавшись двух недель после аварии. Однако прежде агенты должны отстоять свое право на возврат потраченной суммы в суде.
Если зачинщик аварии не имеет полиса, он должен выплатить компенсацию самостоятельно после письменной претензии пострадавшего. Если он игнорирует просьбы, пострадавший может обратиться с исковым заявлением в суд, спустя месяц после получения претензии ответчиком. Заявление на компенсацию подкрепляется заключением экспертов о полученном ущербе, справкой из медучреждения при получении травм, извещением о ДТП, информацией аварийного комиссара, копией расписки, если стороны давали друг другу письменные обязательства после происшествия. Исковая давность для таких дел — три года с момента получения последней претензией ответчиком.
Преимущества услуг комиссаров
При оформлении ДТП требуется учесть все нюансы и иметь практические навыки. Это сложно даже для опытного автовладельца, поскольку стресс негативно влияет на моральное состояние, мешает правильно оценить происходящее.
Услуги аварийных комиссаров являются востребованными и имеют следующие преимущества:
- специалист в кратчайшие сроки прибудет на место аварии (до приезда сотрудников ГИБДД);
- окажет психологическую помощь в такой сложный момент;
- досконально произведет осмотр места происшествия, зафиксирует обстоятельства случившегося, опросит свидетелей, составит схему происшествия;
- в отличие от сотрудников ГИБДД, составляющих укрупненный обзор, эксперт более детально описывает все повреждения;
- разъяснит пошаговый порядок действий;
- поможет не стать жертвой обмана и противостоять давлению со стороны мошенников в случае подставного ДТП;
- окажет квалифицированную помощь в судебном разбирательстве.
Достоинства и недостатки
Основные положительные и отрицательные моменты в привлечении аварийного комиссара для оформления ДТП представлены в таблице ниже.
Преимущества | Недостатки |
---|---|
Контроль со стороны специалиста за соблюдением участниками ДТП всей необходимой процедуры его оформления. | Относительно высокая стоимость оформления ДТП аварийным комиссаром, навязывание дополнительных платных услуг. |
Оказание квалифицированной комплексной помощи, в том числе и психологической. | Не всегда добросовестный подход к выполняемой работе. |
Грамотное фиксирование существенных, важных и значимых обстоятельств аварии. | Неправильное понимание возникшей дорожной ситуации. |
Защита интересов клиента, пресечение попыток ухода от ответственности виновника и противоправных действий сотрудников ГИБДД. | Аварком от страховой компании действует в интересах своего работодателя, стараясь максимально уменьшить размер компенсационных выплат автовладельцу. |
Представление интересов водителя в суде, в случае такой необходимости. | Недостаточное регулирование на законодательном уровне деятельности аварийных комиссаров. |
Типы аварийных комиссаров
Все специалисты, выполняющие функции аварийных комиссаров, делятся на 3 основные группы:
- самостоятельные, не зависимые от страховой компании эксперты, которые оказывают услуги за деньги, но их оценка является наиболее объективной, так как они не являются сотрудниками конкретного страховщика;
- эксперты, состоящие в штате страховой компании, оказывающие услуги, которые оплачиваются страхователем на этапе оформления полиса КАСКО или договора добровольной ответственности (ДГО), и в момент аварии оказываются бесплатно. Услуги по ОСАГО оплачиваются самим участником ДТП, так как законом об ОСАГО запрещено страховщикам оказывать дополнительные услуги, которые могут служить переманиванию клиентов;
- специалисты, которые сотрудничают со страховой компанией в рамках договора подряда и оказывают услуги по КАСКО и ДГО от ее имени и за ее счет; их услуги по ОСАГО также оплачиваются клиентом.
Сейчас на рынке действуют в основном независимые аварийные комиссары. С их помощью проводится спокойная работа по оценке приведших к ДТП факторов, по определению виновника, документированию ущерба.
Кто такой аварийный комиссар
Служба аварийных комиссаров – это своеобразная организация, которая обучает сотрудников знаниям правил дорожного движения, а так же правильному оформлению документов по аварии и фиксации принесённого ущерба. Они эксперты в своём деле.
Данные сотрудники во время рабочего времени находятся на дорогах, могут самостоятельно отслеживать ситуацию по картам и выезжать в места, где обозначены аварии или же пострадавшие обращаются по телефонам организаций, которые курируют аварийных комиссаров.
Такие сотрудники, приезжая на место ДТП, полностью следят за правильным выполнением процедуры фиксации аварии. Они выясняют обстоятельства происшествия, налаживают диалог между владельцами пострадавших автомобилей, находят свидетелей аварии и фиксируют показания, берут их контактные данные.
Основной функцией остаётся выявить нарушителя и правильно заполнить протокол по аварии, указав дорожную ситуацию, движение пострадавших автомобилей, места повреждений на кузове. В целом, аварком выполняет полностью функцию сотрудника ГИБДД при аварии.
Важно! В случае ДТП этот человек не может выступать в роли свидетеля.
Можно выделить следующие типы аварийных комиссаров, они разделяются по месту службы:
- Независимые эксперты. Они имеют лицензию от инспекции ГИБДД на выполнение данной деятельности. Это самый распространённый и популярный вариант, но он является самым дорогим. При обращении к специалистам данного уровня можно быть уверенным, что вся документация будет заполнена правильно, а ситуация оценена объективно. Их услуги стоят своих денег.
- Сотрудники страховой компании. Если вы заключали дополнительный договор к ОСАГО по услугам и там был указан пункт «выезд специалиста в случае аварии», то это именно тот человек, который приедет на место ДТП. Аналогичные услуги могут быть включены и в пакет полиса КАСКО. Стоимость услуг этого специалиста обговаривается в момент покупки полиса.
Это тип сотрудников, которые стараются совместить работу, как в СК, так и независимую деятельность. Данный тип сотрудников опасен тем, что на первый план они будут выставлять интересы свои и фирмы, а уже после интересы автовладельца. Они могут специально допускать ошибки и неточности в оформлении документации для снижения стоимости выплат по аварии.
Иногда данные услуги включают в пакет КАСКО в случае высокой стоимости страхуемого автомобиля (от 50 000 долларов). В полис ОСАГО данные услуги не включаются, так как в случае аварии это принесёт дополнительные траты компании.
Для того чтобы начать деятельность в роли аваркома, не требуется особых усилий. Каждый из таких специалистов проходит специализированное обучение. Преимущественно таким родом деятельности занимаются ребята с юридическим образованием и опытом работы в ГИБДД.
У аварийного комиссара должны быть следующие знания:
- знания в области страхования и юриспруденции;
- знания правил дорожного движения;
- знания правил оказания первой медицинской помощи и умение применять их на практике;
- умение правильно заполнять протоколы по аварии;
- понимание всех особенностей и нюансов, которые могут встретиться при получении/возмещении компенсации за нанесённый ущерб, а также умение их объяснить как пострадавшему, так и виновнику;
- осведомленность в актуальных ценах на автозапчасти или же умение быстро найти данную информацию.
Ответственность комиссаров
В российском законодательном поле отсутствует правовое регулирование и лицензирование деятельности страховых комиссаров. Любое лицо, оформившее ИП с соответствующим видом деятельности, либо оформившее трудовые взаимоотношения со страховой компанией, может выступать в качестве аварийного комиссара.
Главное, чтобы он соответствовал таким требованиям:
- Четко разбирался в действующих ПДД и законодательстве в области страхования.
- Имел опыт проведения оценки автотранспорта, пострадавшего при дорожном происшествии.
- Разбирался в психологии и мог наладить взаимоотношения с лицами, которые пребывают в стрессовом состоянии.
Наиболее часто данную профессию осваивают:
- Бывшие представители ГИБДД.
- Юристы, а также сотрудники компаний-страховщиков.
Все взаимоотношения между комиссаром и лицом, которому оказывается помощь, фиксируются в договоре услуг. Он может заключаться на разовую консультацию либо предусматривать поддержку в течение конкретного временного промежутка. В этом же договоре прописывается и ответственность сторон.
В роли дорожного комиссара может выступать физическое или юридическое лицо. Оно предоставляет услуги страховым компаниям или водителям. Действие аварийного комиссара направлено на защиту материальных и моральных интересов клиента при ДТП. Если гражданин стал участником аварии, он обязан правильно осуществить процедуру оформления с юридической точки зрения. Не все подкованы в вопросах, касающихся действий при аварии. В момент столкновения человек испытывает сильнейший стресс. Он приводит к неспособности применить теоретические знания на практике. Ошибки, допущенные при оформлении, могут привести к тому, что лицо признают виновником столкновения. Гражданин несет ответственность за нарушение ПДД и не сможет получить выплату на ремонт автомобиля.
Выезжая на место ДТП, эксперт должен выполнить свои основные обязанности, в число которых входит:
- внимательный осмотр места ДТП;
- фотофиксация произошедшей аварии;
- оценка ущерба, понесенного водителем;
- опрос свидетелей (если таковые имеются);
- помощь в общении с сотрудниками ГИБДД;
- заполнение всех необходимых документов;
- вызов неотложной помощи, эвакуатора (в случае необходимости).
Кто оплачивает аваркома?
Если водитель, попавший в аварию, по собственному желанию вызывает независимого аварийного комиссара, то и оплачивать данную услугу ему придется самостоятельно. Страховая компания не будет компенсировать стоимость работы аваркома.
ВАЖНО! Водители, ставшие участниками ДТП, имеют право договориться и разделить стоимость работы аварийного комиссара между собой.
Исключением станет тот случай, когда страховщики сами направляют своих представителей на место аварии. В таком случае услуга работы эксперта от СК будет являться бесплатной.
Сколько стоят услуги?
На стоимость услуг, предоставляемых аварийным комиссаром, влияет множество факторов, начиная от степени профессионализма и заканчивая регионом, в котором работает специалист. Так, к примеру, в Москве средняя стоимость выезда аваркома на место аварии составляет 1 500 рублей, в Санкт-Петербурге – 1200 рублей. В менее крупных регионах сумма, как правило, бывает ниже.
Впрочем, расценки могут значительно отличаться и внутри одного региона в зависимости от того, в какую компанию обратится водитель.
СПРАВКА! Некоторые организации предлагают автомобилистам приобрести готовые пакеты услуг, рассчитанные на определенный промежуток времени (например, на год), в течение которого клиент сможет получить неограниченное количество выездов, оформление справок, документов и т.д.
Законодательные изменения
В последние годы законодатель старается упростить процедуру оформления ДТП различными путями. Расширяются полномочия самих водителей, что позволяет обходиться без сотрудников ГИБДД во всем большем количестве случаев. Такие изменения не только положительно влияют на удобство водителей, но и снижают общую нагрузку на инспекторов ГИБДД.
Европротокол – способ самостоятельного оформления ГИБДД появился довольно давно. В первые годы к нему относились с большим подозрением, поэтому процент использования был крайне низким. Также это было связано с крайне малой суммой ущерба, который мог быть компенсирован. Даже после внесения некоторых изменений, такой протокол применялся редко, поскольку условия его составления, а также правила были довольно сложными, поэтому водители просто не знали, что с этим делать. Помимо этого, в первые годы страховые компании полностью отказывали в предоставлении выплаты, если в составленном протоколе имелись минимальные ошибки.
ВАЖНО !!! За последнее время было внесено множество изменений, направленных на упрощение и расширение возможности применения евпропротокола. В связи с этим сегодня это один из самых популярных способов оформления ДТП, который не занимает много времени.
Однако возможность самостоятельного оформления есть не всегда, поэтому в случае, если вызывать сотрудников ГИБДД нет желания можно прибегнуть к помощи аварийного комиссара.
Сегодня существует несколько категорий лиц, оказывающих подобные услуги. Так, аварийный комиссар может являться частным гражданином, который осуществляет деятельность в страховой компании. Организация включает услуги специалиста в полис КАСКО. Закон запрещает предлагать водителям ОСАГО, в перечень возможностей которого входит вызов аварийного комиссара. Подобные действия рассматриваются как переманивание клиентов. Услугу можно приобрести в качестве дополнительной опции. Нередко подобная возможность предоставляется студентам, которые решили застраховать в компании дорогое транспортное средство. В ряде случаев присутствие возможности вызова аваркома зависит от стоимости полиса КАСКО. Чем шире перечень дополнительных возможностей, тем выше цена. Гражданин самостоятельно может выбрать список доступных возможностей.
Преимущества использования услуг аваркома
Использование услуг специалиста влечет за собой ряд плюсов для автолюбителя. Аварийный комиссар окажется на месте происшествия раньше представителей ГИБДД. Гражданину будет оказана моральная поддержка. До приезда полиции аварком успеет подготовиться. Он осуществит правильную видеозапись и фотосъемку, составит схему происшествия и опишет ее водителю. Беседу с представителем ГИБДД лицо также будет вести самостоятельно.
Видео
Специалист зафиксирует все подробности о нанесенном ущербе. Представители ГИБДД осуществлением действия не занимаются. Они отмечают полученные повреждения. Если на месте автомобильной аварии работал дорожный комиссар, страховщику в последующем будет проще осуществить предварительную оценку ущерба. Риск отказа в предоставлении компенсации снижается. Если работает независимый специалист, он может представлять интересы гражданина в суде.
Если происшествие подставное, аварком поможет эффективно противодействовать мошенникам. Так, специалист укажет на ряд действий, которые не могут говорить о том, что авария произошла не случайно.
Известны случаи, когда мошенники старались договориться о мировой без применения штрафных санкций, когда водитель заводил речь о необходимости вызвать дорожного комиссара.
Если ваша ситуация не подходит под те требования, когда ее можно оформить по упрощенной схеме без вызова ГИБДД, то обязательно надо вызвать этих сотрудников. Порядок действий в этом случае будет следующий:
- Остановиться сразу на месте происшествия, не изменяя траектории движения.
- Включить аварийную сигнализацию на машине для оповещения других участников движения.
- Установить аварийный знак на определенном расстоянии от места происшествия. Для населенных пунктов эта дистанция должна составлять не менее 15 м, а для других трасс не менее 30 м.
- Определить пострадавших, оказать им первую медицинскую помощь. Если законодательство требует, поможет вызвать сотрудников ГИБДД и врачей.
- Определить возможность проезда других водителей. Если дорога полностью перекрыта, то необходимо сделать как можно больше фотографий, видео, а затем освободить проезжую часть.
- Дождаться приезда ГИБДД для оформления бумаг.