Что такое специальная оценка условий труда (СОУТ)?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое специальная оценка условий труда (СОУТ)?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Кроме статьи 212 ТК РФ, в которой указана обязанность работодателей проводить спецоценку, действует федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Сама методика проведения оценки утверждена приказом Минтруда от 24 января 2014 года № 33н.
Какие нормативные правовые акты регулируют проведение спецоценки?
- Трудовой кодекс РФ, ст. 212
- Федеральный закон «О специальной оценке условий труда»
от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ - Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О специальной оценке условий труда“»
от 28.12.2013 № 421-ФЗ - Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
от 23.06.2014 № 160-ФЗ - Федеральный закон «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона „Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ и Федеральный закон „О специальной оценке условий труда“»
от 01.05.2016 № 136-ФЗ - Приказ Минтруда России «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению»
от 24.01.2014 г. № 33н - Приказ Минтруда России
от 20.01.2015 N 24н «О внесении изменений в Методику проведения специальной оценки условий труда и Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации» от 24 января 2014 г. № 33н.
Особенности проведения процедуры
- Предварительная идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов
- Установление соответствия условий труда в организациях государственным нормативным требованиям
- Оценка эффективности средств индивидуальной защиты (СИЗ) (в случае необходимости таковой оценки) с возможным дальнейшим снижением класса условий труда за счет применения эффективных СИЗ
- Обязанность работодателя уведомить организацию, проводящую СОУТ, об утверждении Отчёта в течение трёх рабочих дней с даты утверждения
- Обязанность работодателя опубликовать на сайте организации материалы по итогам спецоценки
- Обязанность работодателя подать в ГИТ декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (при наличии РМ, подлежащих декларированию).
ТРЕТИЙ ШАГ: подписание договора на выполнение спецпроверки трудовых условий
Проведением специальной оценки условий труда совместно с комиссией от организации занимаются специализированные лаборатории. Выбирать проверяющих по принципу, чьи услуги обойдутся дешевле, не стоит. В этой сфере достаточно неблагонадежных организаций и мошенников. Поиск лучше осуществлять в реестре аккредитованных лабораторий по проведению СОУТ.
Типичные ошибки в организации и проведении спецоценки условий труда
Некоторые лаборатории выполняют теоретическую оценку, опираясь на производственную документацию, изучая технические паспорта оборудования и фотоснимки рабочей среды. Выезд на предприятие они не осуществляют, предлагая скидку. Это очень плохой способ экономии.
Работники компании, которые ежедневно трудятся в условиях, которые могут оказаться на деле вредными и требующими компенсации за вред здоровью, могут подать письменную жалобу в трудовую инспекцию. Руководителю не только придется потратиться на повторную проверку, но и выплатить штраф за нарушение правил проведения СОУТ.
Типичной ошибкой может стать умышленное занижение показателей трудовой среды. В последующем работодатель сможет сэкономить на льготных выплатах. Но когда факт подлога вскроется, ответственность не заставит себя долго ждать.
Чем грозит ненадлежащая спецпроверка?
Трудовая инспекция очень легко определит нарушения в проведении СОУТ после изучения протокола оценки. Первый фактор, указывающий на низкое качество анализа условий труда и заинтересованность проверяющего в подыгрывании работодателю, класс условий труда.
Всего выделяют 4 класса.
- Оптимальный – нет опасности для здоровья сотрудников.
- Допустимый – неблагоприятное воздействие присутствует, но минимизируется за счет применения средств индивидуальной защиты, дополнительных перерывов на отдых, современного оснащения помещения.
- Вредный – имеет несколько подклассов, чем выше ступень, тем вреднее процесс производства.
- Опасный – сотрудникам полагается ранний выход на пенсию и ряд льгот.
ПЯТЫЙ ШАГ: прохождение СОУТ
Для компании-подрядчика, выполняющей проверку условий труда на рабочем месте, потребуется дополнительная информация для составления объективной оценки в заключении.
- Список работников и номера их СНИЛС.
- Штатное расписание с перечнем должностей.
- Техническая документация на оборудование, которое находится в оснащении каждой рабочей зоны.
- Должностные инструкции для каждой должности.
- График работы.
- Заключение по результатам производственного контроля состояния рабочих мест.
- Для водителя необходимо указать марку автомобиля, год выпуска, тип используемого топлива, номер.
- Фотоснимки рабочего места на протяжении смены.
Ознакомление сотрудников с результатами оценки условий труда
В течение 30 календарных дней руководитель компании (предприятия) должен ознакомить сотрудников с результатами специальной оценки условий труда. В эти временные рамки не входят выходные дни, внеочередной или плановый отпуск, отдых сотрудника между сменами, поездки в командировку или пребывание на больничном. С полученными результатами персонал должен быть ознакомлен под подпись. Это необходимо, поскольку работы в опасных или вредных условиях дают сотрудникам право на следующие преференции:
- Уменьшение обязательного рабочего времени с 0 до 36 часов в неделю (то есть шестичасовой рабочий день)
- Увеличение заработной платы. Оклад должен быть повышен не менее чем на 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда
Что такое внеплановая специальная оценка условий труда и как она проводится?
Иногда возникает необходимость провести внеплановую специальную оценку условий труда. В Законе 426-ФЗ перечислены ситуации, когда она требуется:
- Создание в компании (на предприятии) новых рабочих мест
- Несчастные случаи в процессе выполнения каких-либо работ, получение сотрудником травмы (но не в результате действий третьих лиц)
- Выявление профессиональных заболеваний, возникших из-за воздействия вредных или опасных производственных факторов
- Предписание контролирующих органов в связи с выявленными в ходе государственного надзора нарушениями Закона 426-ФЗ или иных нормативно-правовых актов в области охраны труда
- Внедрение новых технологий в процесс производства, а также модернизация производственных линий, использование нового оборудования
- Внесение изменений в состав сырья, используемого для производства продукции. В данном случае проверка проводится лишь при обнаружении новых вредных или опасных факторов, влияющих на здоровье сотрудников
- Обращение профсоюза с обоснованными аргументами в пользу проведения СОУТ вне намеченного графика
Основные положения закона о специальной оценке условий труда
Как мы уже сказали, организация СОУТ — это обязанность каждого работодателя, который имеет наемных сотрудников.
По сути, спецоценка представляет собой мероприятие, направленное на выявление опасных или вредных факторов, способных оказать негативное влияние на здоровье сотрудников. Она призвана определить степень воздействия выявленных факторов на работников, а также выяснить, насколько существующие показатели отличаются от установленных норм. Также в ходе мероприятия выполняется анализ эффективности средств, которые применяются для защиты персонала.
Проведение спецоценки регламентирует Федеральный закон от 28 декабря 2013 года №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон №426-ФЗ). После принятия данного закона положение о СОУТ было включено в Трудовой кодекс РФ (в статью 212). Методика проведения и форма отчета о проведении СОУТ вместе с классификатором вредных и/или опасных производственных факторов утверждены приказом Минтруда России от 24 января 2014 года №33н (далее — Приказ №33н).
Порядок контроля над СОУТ до недавнего времени регулировался приказом Минтруда РФ от 21 апреля 2017 года №377н, ему на смену пришел приказ Роструда от 23 августа 2019 года №231, утвердивший новый административный регламент. Этот документ больше предназначен для должностных лиц Федеральной службы по труду и занятости, но в плане ознакомления может быть полезен для работодателя.
Однако основополагающим актом выступает именно Закон №426-ФЗ.
Обратите внимание
СОУТ проводится специализированными компаниями, к которым предъявляется ряд требований. Сотрудничество компании-работодателя и компании, оказывающей услуги по проведению СОУТ, происходит на основании договора, имеющего гражданско-правовой характер.
Что следует сделать, чтобы провести спецоценку
Работодателю следует иметь в виду, что:
- Для регулирования отношений с компанией, проводящей СОУТ, заключается контракт (ч. 2 ст. 8 Закона № 426-ФЗ). Форма типового контракта утверждена приказом Минтруда РФ от 24.12.2018 № 834Н (действует с 09.03.2019).
- А в следующий раз проводить все мероприятия и привлекать стороннюю организацию для того, чтобы провести СОУТ, придется, по общему правилу, через 5 лет (ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ).
При этом, привлечение организации для проведения спецоценки не означает, что работодателю больше ничего не придется делать. Ему предстоит провести значительное число организационных мероприятий, в том числе еще до момента выбора организации по проведению спецоценки.
Как было отмечено ранее в статье, первым шагом к проведению оценки является создание работодателем комиссии по проведению СОУТ. Согласно ч. 2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ комиссия создается приказом работодателя. При этом, число членов комиссии должно быть нечетным (ч. 1 ст. 9 Закона № 426-ФЗ), а в состав комиссии согласно ч. 2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ нужно включить:
- представителей работодателя (в том числе специалистов по охране труда);
- представителей работников (профсоюз).
Важные моменты определения аналогичности рабочих мест при СОУТ
Перед началом аттестационной кампании работодатель сталкивается с проблемой: какие рабочие места подлежат специальной оценке условий труда? Чаще всего расчёты бывают ошибочными, поскольку неверно установлены аналогичные рабочие места. К ним относятся места, где выражается совокупность всех факторов:
- располагающиеся в одном или нескольких зданиях одного типа;
- оборудованные однородными вентиляционными системами или кондиционерами;
- имеющие аналогичную систему отопления и источник света;
- где работники имеют одинаковую профессию и выполняют один тип работы;
- режим труда и отдыха одинаковый для всех работников;
- при работе используется однотипное оборудование, станки, инструменты, механические приспособления, сырьевые ресурсы и материалы;
- обеспечиваются идентичными СИЗ.
Проведение СОУТ государственных и муниципальных служащих
Регулированию проведения оценки в отношении условий труда служащих органов государственной и муниципальной власти посвящена ч. 4 ст. 3 закона № 426-ФЗ. Правда, данная норма является лишь бланкетной, поскольку отсылает к неопределенному кругу нормативных источников и определяет, что особенности проведения такой оценки должны быть утверждены соответствующими законами и иными правовыми актами, регламентирующими правовое положение указанных лиц на уровне Федерации и регионов.
К моменту написания статьи (конец 2017 года) на федеральном уровне не принято ни одного акта, регламентирующего порядок проведения СОУТ в отношении данной категории служащих. Аналогичная ситуация складывается и в регионах — в связи с этим ни проведение подобных мероприятий, ни тем более привлечение к ответственности за их непроведение пока невозможно.
Однако на практике надзорные органы в лице государственных инспекций труда нередко проявляют рвение при проведении проверок (особенно в отношении муниципальных органов власти), привлекая руководителей учреждений к административной ответственности за отсутствие результатов проведения СОУТ, а также выдавая соответствующие предписания по проведению оценки условий труда служащих.
Суды подобные пробелы правоприменения разрешают однозначно в пользу органов власти и их представителей, подвергнутых наказаниям в соответствии с КоАП. Так, например, Московский областной суд, рассматривая подобный спор в качестве апелляционной инстанции, вынес определение от 15.04.2015 по делу № 33-8631/2015, установив также (как и предыдущая инстанция), что предписание о проведение СОУТ было выдано незаконно. В частности, судом указывалось, что в связи с отсутствием принятых правовых актов, регулирующих порядок спецоценки условий труда данной категории служащих, проведение соответствующих мероприятий не представляется возможным.
Аналогичные решения уже рассматривались и разрешались верховным судом Республики Хакассии (от 06.10.2016 по делу № 33-3412/2016), Приморским краевым (от 02.07.2014 по делу № 33-5613) и Свердловским областным (от 14.07.2016 по делу № 33-11987/2016) судами. Таким образом, очевидно, что до принятия соответствующих правовых актов данная оценка проведена не будет ни одним из органов власти. Соответственно, судебная практика по данной категории дел будет только пополняться.
Как применить отчет по специальной оценке условий труда?
Нельзя просто убрать результаты СОУТ в шкаф на 5 лет. Специальная оценка служит основанием для назначения дополнительного отпуска, сокращенной рабочей недели или дополнительных выплат. Все эти изменения необходимо включить в трудовые договоры, а для этого необходимо составить дополнительные соглашения для всех работников.
Для некоторых должностей могут быть назначены медосмотры или психологические освидетельствования, которые финансируются работодателем. Данными из отчета можно воспользоваться при закупке нового оборудования со сниженным вредным воздействием на людей и окружающую среду. Зная вредные факторы производства, отдел кадров сможет подбирать более подходящих кандидатов на определенные должности. Также специальная оценка условий труда может выявить неэффективность средств индивидуальной или коллективной защиты, а их замена может даже снизить класс условий труда для рабочего места.
Каковы сроки проведения специальной оценки условий труда?
Каковы сроки проведения специальной оценки условий труда, зависит от того:
√ в какой раз она организуется;
√ что на этих РМ происходило раньше;
√ какие УТ на них сейчас.
1. Компаниям с аттестованными РМ, результаты для которых еще действительны, разрешено впервые организовать СОУТ после окончания прописанного в документах срока. Однако при желании этой даты дожидаться необязательно: организовать спецоценку можно раньше.
2. 426 ФЗ «О специальной оценке условий труда» предписывает повторять процедуру СОУТ каждые 5 лет.
3. В случае, когда УТ на РМ оказались допустимыми, в ГИТ подается декларация, в которой написано, что УТ соответствуют трудоохранным гостребованиям. В классическом случае она действует 5 лет. Если за этот срок в плане УТ на РМ все осталось по-прежнему, не произошло НС и ПЗ, то декларация продлевается на аналогичный срок.
4. Закон 426 ФЗ предписывает специальную оценку условий труда организовывать внепланово, если:
• зафиксированы НС, ПЗ (СОУТ проводится для «стратившего» РМ);
• начали эксплуатироваться вновь созданные РМ;
• изменился техпроцесс, произведена переоснастка, были другие изменения, меняющие позиционирование и характеристики неблагоприятных факторов.
При наступлении вышеперечисленных событий за 180 суток с момента, когда они были зафиксированы, нужно успеть организовать специальную оценку условий труда (СОУТ). Когда изменившиеся обстоятельства требуют внеплановой СОУТ, результаты предыдущей аннулируются досрочно.
Ответственность за непроведение специальной оценки условий труда в 2015 году
Если организация не проведет обязательную специальную оценку условий труда, это будет являться нарушением трудового законодательства. В 2015 г. административная ответственность за нарушение законодательства об охране труда установлена ст. 5.27 КоАП РФ. Но основании этой статьи работодателя могут наказать в том числе за непроведение специальной оценки условий труда:
- организации — штрафом от 30 до 50 тыс. руб. или приостановлением деятельности до 90 суток;
- индивидуальных предпринимателей — штрафом от 1 до 5 тыс. руб. или приостановлением деятельности до 90 суток;
- должностных лиц организации — штрафом от 1 до 5 тыс. руб. или дисквалификацией от 1 до 3 лет (при повторном нарушении).
С 1 января 2015 г. в КоАП РФ добавляется новая ст. 5.27.1 КоАП РФ, которая прямо устанавливает ответственность за нарушение работодателем порядка проведения специальной оценки условий труда или ее непроведение:
- организацией — предупреждение; штраф от 60 до 80 тыс. руб.; штраф от 100 до 200 тыс. руб. или приостановление деятельности до 90 суток (при повторном нарушении);
- индивидуальным предпринимателем — предупреждение; штраф от 5 до 10 тыс. руб.; штраф от 30 до 40 тыс. руб. или приостановление деятельности до 90 суток (при повторном нарушении);
- должностными лицами — предупреждение; штраф от 5 до 10 тыс. руб.; штраф от 30 до 40 тыс. руб. или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет (при повторном нарушении).
В законодательстве есть определение специальной оценки условий труда аналогичных рабочих мест. Это ч. 6 ст. 9 профильного Закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ.
В итоге, специальная оценка условий труда аналогичных рабочих мест – это когда на этапе подготовки к проведению спецоценки они могут быть классифицированы по схожим характеристикам: каждая сформированная категория объектов будет состоять из аналогичных мест труда наемного персонала.
Закон № 426-ФЗ выделяет перечень критериев, по которым ведут объединение рабочих мест в группу аналогичных. Это когда:
- рабочие места расположены на одном производственном объекте, в одном или нескольких однотипных помещениях;
- условия работы идентичны или почти одинаковые;
- персонал при выполнении своей трудовой функции применяет однотипное оборудование, схожими характеристиками обладают системы кондиционирования, вентиляции, отопления и освещения;
- на схожих рабочих местах трудятся специалисты с одинаковыми должностными инструкциями, совпадают их квалификационные уровни, должности, профессиональные навыки;
- рабочий процесс на разных объектах, которые предполагается объединить, протекает однотипно;
- при выполнении заданий наемный персонал использует инструменты и средства защиты с одинаковыми техническими характеристиками.
Аналогичные рабочие места при спецоценке
Прежде чем заказать услуги по СОУТ, работодатель оценивает, в какую сумму ему обойдется данная процедура. Зачастую подсчеты работодателя оказываются неверными, поскольку не учитываются следующие моменты.
Ситуация 1. Рабочие места бухгалтера и главного бухгалтера находятся в одном кабинете, а значит, они работают в одинаковых условиях по температуре воздуха, освещению и т.д. Трудовая деятельность данных работников одинаково связана с работой на компьютере. И все-таки данные рабочие места нельзя признать аналогичными, поскольку у этих работников разные должности, а значит, и разные трудовые функции.
Ситуация 2. В службе техподдержки в одном помещении работают 10 человек. У них одна и та же должность – оператор службы поддержки, одинаковые трудовые функции. Все они используют компьютеры и телефонную аппаратуру. Для того, чтобы данные рабочие места могли быть признаны аналогичными, работники должны использовать именно одинаковое оборудование: одной марки, одного года производства, с одинаковыми техническими характеристиками и т.д.
Предлагаем ознакомиться: Как ограничить в правах на ребенка отца
Ситуация 3. В юридическом отделе работает 5 юристов. Согласно требованиям законодательства спецоценке подлежат двадцать процентов аналогичных рабочих мест. Путем несложных вычислений получается, что СОУТ может быть проведена в отношении одного рабочего места из пяти. Однако при таком подсчете не учитывается другое правило – спецоценка проводится в отношении не менее двух рабочих мест из категории аналогичных.
- Работодатель при расчете 20% рабочих мест, подлежащих оценке, не учитывает, что по каждой группе должны быть оценены не менее двух мест. Таким образом, во всех случаях, когда аналогичных рабочих мест в группе десять и менее, следует оценивать два из них (даже если их всего два).
- Работодатель не учитывает, что рабочие места должны отвечать всем критериям «аналогичности», перечисленным выше, а не части из них.
Начальники отдела снабжения и отдела сбыта работают в кабинетах одинаковой площади, с одной общей системой отопления и кондиционирования, пользуются одинаковой оргтехникой. Но считать эти рабочие места аналогичными нельзя, т.к. руководители разных отделов выполняют разные трудовые функции.
Водители грузовых автомобилей работают по одинаковому графику, перевозят однотипные грузы. Рабочим местом водителя является кабина автомобиля. В данном случае аналогичными могут считаться только рабочие места тех водителей, которым выделены автомобили одной марки и года выпуска.
Специалисты по технической поддержке работают в одном общем зале в формате open space, выполняют одинаковые функции – консультируют клиентов компании. Но для того, чтобы их рабочие места можно было считать аналогичными, они еще должны пользоваться одинаковой оргтехникой. В частности, телефонные аппараты должны быть одного производителя, года выпуска и со сходными техническими характеристиками.
Ошибки при выделении групп аналогичных рабочих мест могут привести к тому, что вместо экономии времени и ресурсов предприятие понесет дополнительные затраты. Пункт 5 ст. 16 закона № 426-ФЗ предусматривает, что при выявлении несоответствия признакам аналогичности хотя бы по одному рабочему месту, спецоценку нужно будет провести по всем рабочим местам из данной группы, которые ранее были признаны аналогичными.
Поэтому целесообразно воспользоваться услугами специализированной организации уже на этапе отбора рабочих мест для СОУТ. Это поможет оптимально спланировать работу и свести к минимуму вероятность ошибок.
При отборе аналогичных рабочих мест для проведения СОУТ важно правильно оценить все критерии, позволяющие объединить рабочие места в группу. Чтобы избежать ошибок, лучше всего уже на этом этапе обратиться к специализированной организации.
Аналогичными рабочими местами считаются рабочие места, которые располагаются в одном или нескольких идентичных производственных помещениях, оснащенных однотипным оборудованием, инструментами, системами вентиляций, отопления, кондиционирования воздуха, освещения. Обязательным условием является принадлежность работников к одинаковой профессии, специальности, должности и выполнение одних и тех же трудовых обязанностей.
Как Вы думаете, можно ли отнести, к примеру, рабочее место бухгалтера и ведущего бухгалтера, находящихся в кабинете напротив друг друга к аналогичным? Верно, этого сделать невозможно. Даже если работники выполняют одинаковые функции, находятся в одной рабочей зоне, но у них разные должности, то об аналогии не может быть и речи.
Ошибка №1. Начнем с расчётов по формуле. В штате работает 5 сотрудников, все они находятся в одном кабинете, выполняют одинаковые должностные обязанности. По всем признакам их можно отнести к аналогичным. Многие специалисты автоматически рассчитывают по формуле – 20% из 5, получают «1» и на СОУТ, соответственно, заявляют только одного работника.
Верный вариант: В данном случае специалистом упускается из виду требование закона, о том, что оценке подлежит не менее 2-х рабочих мест. Даже если у Вас всего два рабочих места, например, «менеджера», которые отвечают принципам аналогичности, СОУТ будут подлежать оба рабочих места.
Установленный минимум по рабочим местам был определен для того, чтобы в ходе проведения инструментальных исследований получался объективный результат работ. Если хотя бы один из измеряемых параметров на двух рабочих местах будет отличаться, оценке будет подвергаться все 100 процентов рабочих мест.
Важно: если для работника занимаемая ставка равна одной или менее одной, то при СОУТ это приравнивается к одному рабочему месту. То есть, 0,5 ставки = 1 рабочее место; 0,2 ставки = 1 рабочее место; 2,25 ставки = 2 рабочих места (в данном примере подразумевается три рабочих места, но согласно правилу аналогии, СОУТ будет подлежать два рабочих места) и т.д.
Ошибка №2. Офисный кабинет, в котором представлены такие категории сотрудников, как бухгалтер, главный бухгалтер, ведущий бухгалтер, инженер по кадровому делопроизводству. У каждого из них на рабочем столе имеется ПК. Ряд специалистов пытаются приравнять их друг к другу по причине того, что они находятся в одном кабинете с одинаковыми условиями и выполняют работы за ПК.
Предлагаем ознакомиться: Какая статья за один удар по лицу
Верный вариант: наличие идентичного оборудования не означает, что работники выполняют одинаковый технологический процесс. Учитываться оборудование будет только в том случае, если должности работников одинаковые. При этом марка, год выпуска оборудования должны быть идентичными. В данном случае признак аналогии не допустим.
В законодательстве есть определение специальной оценки условий труда аналогичных рабочих мест. Это ч. 6 ст. 9 профильного Закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ.
В итоге, специальная оценка условий труда аналогичных рабочих мест – это когда на этапе подготовки к проведению спецоценки они могут быть классифицированы по схожим характеристикам: каждая сформированная категория объектов будет состоять из аналогичных мест труда наемного персонала.
Закон № 426-ФЗ выделяет перечень критериев, по которым ведут объединение рабочих мест в группу аналогичных. Это когда:
- рабочие места расположены на одном производственном объекте, в одном или нескольких однотипных помещениях;
- условия работы идентичны или почти одинаковые;
- персонал при выполнении своей трудовой функции применяет однотипное оборудование, схожими характеристиками обладают системы кондиционирования, вентиляции, отопления и освещения;
- на схожих рабочих местах трудятся специалисты с одинаковыми должностными инструкциями, совпадают их квалификационные уровни, должности, профессиональные навыки;
- рабочий процесс на разных объектах, которые предполагается объединить, протекает однотипно;
- при выполнении заданий наемный персонал использует инструменты и средства защиты с одинаковыми техническими характеристиками.
Правовые последствия СОУТ
Итоги проведенной СОУТ влияют на трудовые отношения с работниками и на ставки взносов во внебюджетные фонды.
Работникам, чьи рабочие места признаны вредными или опасными (3-4 класс) полагаются различные гарантии и компенсации в соответствии с ТК РФ и другими нормативными актами:
- Сокращенное рабочее время (ст. 92 ТК РФ).
- Повышенные тарифные ставки (ст. 146, 147 ТК РФ).
- Дополнительные отпуска (ст. 117 ТК РФ).
- Досрочный выход на пенсию (ст. 27 закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»).
- Ограничения для работы на таких местах женщин и несовершеннолетних (ст. 253, 265 ТК РФ).
- Регулярные медосмотры (ст. 213 ТК РФ).
- Предоставление средств индивидуальной защиты.
- Выдача молока и лечебно-профилактического питания (ст. 222 ТК РФ).
Кроме того, по итогам СОУТ разрабатываются и внедряются мероприятия по охране труда и улучшению его условий.
ФСС РФ может предоставить компании скидки (или напротив – надбавки) к действующему тарифу на страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Правила предоставления скидок (надбавок) утверждены постановлением Правительства РФ от 30.05.2012 № 524. Решение ФСС по поводу тарифов зависит от состояния охраны труда на предприятии, одной из важнейших характеристик которого и является результат СОУТ.
Также оценка условий труда влияет и на начисление дополнительных взносов на обязательное пенсионное страхование (ст. 428 НК РФ). Определение конкретных классов и подклассов условий труда по рабочим местам позволяет начислять эти взносы более дифференцированно и в большинстве случаев – снизить суммы платежей.