Можно ли бить детей: 8 фактов о физическом наказании
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Можно ли бить детей: 8 фактов о физическом наказании». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Однако нередки случаи, когда насилию подвергаются дети, их бьют и унижают в семье. Наталья тяжело вспоминает, как в центр обратилась 19-летняя девушка, которую вместе с 9-летним братом избивала собственная мать. Выяснилось, что мальчик не посещал школу, находился на домашнем обучении, а у девушки не было паспорта — мать забрала его сразу после получения, чтобы та не сбежала.
Нужно ли перенимать родительский опыт
Есть ли какая-нибудь статистика, как выросшие дети, которых раньше били, поступают уже со своими детьми?
В. Г.: В 90% случаев избиваемый ребенок будет поступать так же, потому что он не знает другого способа. Но есть и те, кто, повзрослев, понимают, что не хотят поступать таким жестоким образом со своим малышом.
Ю. К.: Часто родители говорят: «Меня били в детстве, и ничего: нормальным человеком вырос!» Но это большая ловушка, потому что очевидно, что методы воспитания, которые использовали 25–30 лет назад, категорически не подходят современным детям. Кардинально изменился мир, общество, да и сами дети сейчас другие. Объем психики современных детей в разы больше, чем еще 30 лет назад.
Как правильно наказывать детей
Какие есть правила, как, избегая шлепков и ударов, реагировать на провинности ребенка?
Важно помнить, что мы наказываем ребенка для того, чтобы что-то ему объяснить, научить, расставить границы дозволенного, а не унизить, оскорбить и обидеть.
- Наказание должно соответствовать возрасту и проступку ребенка.
- Оно не должно наносить ни физического, ни психологического вреда.
- Не работает: «Я навсегда забираю у тебя планшет!» Дети не понимают, что такое «навсегда», это идет в разрез с их ощущением времени.
- Нельзя наказывать важными вещами: едой, сном, чтением, общением с друзьями и близкими людьми.
- Наказание должно отвечать на вопросы: «За что?», «В каком объеме?» и «На какой срок?»
- Если вы озвучили свое решение о наказании, крайне важно его выполнить.
Можно ли бить ребенка
Допустимо ли физическое наказание детей за пустяковые проступки — разбить вазу, опрокинуть кастрюлю, отобрать игрушку у другого ребенка, порвать обои, сказать неприличное слово?
Юлия К.: Каким бы ужасным и безобразным ни было поведение вашего ребенка, важно не вымещать свои чувства на ребенке и оставаться спокойным и рассудительным. Задача родителей — не разрушить чувство безопасности и защищенности ребенка, наказывая его. Поэтому главным посланием должно быть не «Ты плохой», а «Ты сделал что-то плохое». Чувствуете разницу?
В. Г. Если вы решили ударить ребенка, сначала опуститесь на его уровень: встаньте на колени или сядьте на одном уровне с ним. А затем подумайте, как он может отреагировать на вас, если подвергнется физическому нападению, как сможет защититься.
Самое страшное для маленького человека то, что он не может сказать: «Ты не должен так со мной обращаться или трогать меня руками». Он никак не может справиться с маленьким браслетом, который у него в руках.
Что происходит с ребенком в момент наказания?
Я.К.: Самое главное и страшное — это потеря чувства безопасности и защищенности. Именно это чувство является основой для здорового психологического развития ребенка. Этот механизм можно сравнить со строительством дома: без крепкого и стабильного фундамента невозможно возвести стены и накрыть его крышей.
В. Г.: Когда вы перекладываете ребенка, начинается нормальный процесс: все внутри него сжимается — особенно анус, сфинктер. Он стремится закрыться в своем «доме». Это мешает ему дрожать и вызывает сокращение всего кровообращения, что приводит к гипоксии и неспособности правильно реагировать на окружающий мир. Отсюда задержки в развитии
Какой возраст считается наиболее чувствительным, когда насильственные методы приводят к серьезным проблемам?
Я.К.: В любом возрасте телесные наказания являются серьезным стрессовым фактором. В возрасте трех лет ребенок все еще эмоционально привязан к матери, и если она причиняет ему физическую боль, это определенно влияет на психоэмоциональное развитие малыша. Но и после трех лет любое физическое воздействие обязательно оставит шрамы на психике ребенка. С помощью таких наказаний вы можете научить ребенка слушаться и выполнять желания по вашему желанию. Но не забывайте, что этот навык он заберет с собой, когда покинет родительскую семью: Кого он будет слушаться после вас — большой вопрос!
По словам митрополита, наказание детей не запрещено в православной традиции, хотя и считается нежелательным. Например, если мать в качестве «наказания» не общается со своим ребенком в течение недели, то это, по словам митрополита, «гораздо хуже порки с точки зрения разрушения души». Ребенок не должен страдать, наказание должно быть «предсказуемым и справедливым и направленным на воспитание полезных качеств», — заключил священнослужитель. Эти слова вызвали большой резонанс в обществе. Мнения разделились
Любое физическое насилие вызывает страх, ребенок начинает подавлять свои чувства и перестает познавать мир.
«Я не Макаренко, но иногда ребенка, который много шумит и чье поведение представляет опасность для его здоровья и жизни, можно ударить по мягкому месту. Он запомнит этот инцидент и больше так не будет делать», — говорит наша читательница Надежда Петрова.
Телесные наказания недопустимы!». — убеждена Ольга Савельева: «Это может привести к дальнейшим психологическим проблемам, не будет доверительных отношений с родителями».
«Бить детей нельзя, физическое насилие унизительно, — говорит Наталья Захарова, — меня в детстве наказывали, поэтому я прекрасно знаю, что чувствует ребенок в такой ситуации. Нужно разговаривать и объяснять, что плохой, необдуманный поступок вредит и ребенку, и окружающим его людям».
«Я никогда не бил своего сына, но ремень всегда висит на стене, — рассказывает Александр Полтавский, — он знает, что будет наказан, если сделает что-то плохое».
В России прежний запрет на телесные наказания в государственных школах и гимназиях был отменен в 1820 году. До этого в губерниях могли выпороть розгой, ударить линейкой по пальцам, дать пощечину проказнику или открутить ему ухо. Список проступков был длинным: лень, пропуск материала в классе, небрежность в тетради, разгильдяйство на уроках, толкание и пихание, шалости на переменах и на улице.
Шлепки — это тоже насилие
— С чем у ребенка потом ассоциируется насильственное раздевание и битье по обнаженным частям тела?
— С тем, что он вещь и с ним можно обращаться, как хочется. Он будет думать, что другие лучше знают, как с ним поступать. У людей может нарушиться восприятие своего тела и связанных с ним функций: либо они начнут ненавидеть это тело и причинять ему вред (самоповреждение, зависимости, расстройства пищевого поведения), либо они вступят в какие-то деструктивные отношения, где к телу регулярно практикуют насилие, либо вообще ни в какие отношения вступать не будут, потому что боятся близости: там, где близость, надо же открываться. А как открыться, если тебя в детстве предали твои близкие?
Шлепки — это тоже насилие
— С чем у ребенка потом ассоциируется насильственное раздевание и битье по обнаженным частям тела?
— С тем, что он вещь и с ним можно обращаться, как хочется. Он будет думать, что другие лучше знают, как с ним поступать. У людей может нарушиться восприятие своего тела и связанных с ним функций: либо они начнут ненавидеть это тело и причинять ему вред (самоповреждение, зависимости, расстройства пищевого поведения), либо они вступят в какие-то деструктивные отношения, где к телу регулярно практикуют насилие, либо вообще ни в какие отношения вступать не будут, потому что боятся близости: там, где близость, надо же открываться. А как открыться, если тебя в детстве предали твои близкие?
— С какого возраста мы начинаем осознавать свои границы?
«Мать избила дочь проводом, и та ослепла на один глаз»
— Девушка ослепла на один глаз после того, как мать избила ее проводом от фена. Мы отправили ее на обследование, но в больнице сказали, что время упущено, восстановить глаз нельзя. У мальчика были отбиты внутренние органы. Нам удалось довести дело до суда. К сожалению, мать выследила дочь, поговорила с ней и та отказалась от своих слов. В итоге женщина забрала детей и уехала с ними в Москву.
После этого случая, признается Наталья, она проплакала три дня. Ей было очень жаль детей, которым помочь она не смогла. Потом поняла, что не надо ждать результата, ни положительного, ни отрицательного. Иногда люди даже не хотят вспоминать, что с ними было, и как в центре им помогли — просто пропадают. Со временем она научилась не пропускать эти истории через себя, не ждать благодарностей и не давать оценку действиям сторон.
Почему малыш не слушается
Психологи выявили несколько причин непослушания детей. К ним относятся:
борьба за самоутверждение;
способ привлечь внимание;
желание противоречить;
чувство неуверенности;
непоследовательность в воспитании;
завышенные требования к малышу.
Ощущение уникальности присуще всем людям, однако, со временем оно может исчезнуть. К году кроха осознает себя личностью, у которой есть собственное мнение и позиция. Это взрослые воспринимают его крохой, но не он сам! Отсюда берут корни многие детские капризы и недоразумения.
Если карапузу не хватает внимания, он находит способ воздействия на взрослых – непослушание. Очень действенный способ! Делать все наоборот – тоже один из методов воздействия малыша на родителей. Причинами подобного поведения может быть обида либо недостаток внимания родителей.
Чувство неуверенности в себе возникает на почве постоянных одергиваний малыша и раздражения родителей по малейшему поводу. Маленький человечек просто пытается защититься и перестает воспринимать постоянные одергивания со стороны матери, абстрагируется.
Повышенный тон, обвинения, оскорбления
Не битье, конечно, но тоже вещь ненужная и неприятная. Напишу коротко: дети способны усваивать информацию только в состоянии покоя, поэтому, когда вы кричите, сказанное доходит до них крайне плохо. Крик — неважный способ коммуникации.
Ваша задача — объяснить ребенку, показать, рассказать, научить, а не напугать своим криком так, что ребенок ничего не поймет, но послушается по инерции.
Оскорблениями мы программируем детей на определенную волну. Если внушать сыну, что он неряшливый, трусливый и никчемный, а дочери — что она глупая, некрасивая и неумеха, они такими и вырастут, не сомневайтесь.
Но вы сами-то верите в те слова, что говорите? Верите, что разбить чашку из сервиза — самый ужасный поступок в жизни? И что малыш — идиот и рукожоп, если случайно ее уронил? Верите?
А ребенок верит. Кстати, урони чашку вы сами, наверное, не набросились бы на себя с криками и обзывательствами.
Конечно, есть моменты, когда крикнуть просто необходимо. Например, при возникновении опасности для жизни и здоровья ребенка или в других похожих ситуациях. Но использовать крик ежедневно, просто потому, что вы не можете ребенку донести свой запрет или указание, — крайне глупо. Тем самым вы просто расписываетесь в своей беспомощности и слабости.
Как держать себя в руках. Вообще отлично работает следующая тактика: когда вам захочется покричать, поставьте на место ребенка себя. Хотелось бы вам услышать такие слова? Еще и в таком тоне? Нет? А чем тогда ваш ребенок хуже?
Детская ревность всегда вызвана страхом быть нелюбимым, незащищённым. В детстве деревья кажутся большими, а беды — непреодолимыми, мир для карапуза начинается с мамы и в основном ограничивается именно ею. До определённого возраста мама — главный гарант безопасности, источник любви и нежности, в которой дети нуждаются не меньше, чем в пище и воде, во сне и играх. Страх потерять хотя бы малую толику этой любви главного человека для малыша и порождает ревность.
Не стоит думать, что малыши воспринимают близкого человека как собственность, это больше присуще для взрослой ревности
Механизм развития негативных реакций у детей обычно иной: сначала появляется недоумение, почему и откуда появился кто-то, кому мама уделяет внимание. Невозможность в силу возраста и отсутствия жизненного опыта объяснить всё себе и дать ответы на мучащие вопросы, трансформируется в психологическое неприятие ситуации
Если ситуация от этого не исчезает, начинается протест, который может быть как открытым, так и протекать в форме тяжёлого внутреннего конфликта.
Последствия рукоприкладства
Постоянное ожидание наказание, страх и боязнь боли может привести к нервному расстройству (неврозу).
Ребенок с проблемами нервной системы испытывает трудности в общении со сверстниками, в нахождении в коллективе, а в дальнейшем и в создании полноценной семьи. Невроз негативно влияет на карьерный рост и самоутверждение.
Дети, которые подвергаются насилию со стороны взрослых, усваивают правило «Кто сильнее, тот и прав»
Став взрослыми, такие дети воплотят свое «право» в жизнь, при этом им будет трудно избавиться от множества комплексов и низкой самооценки.
Возможна задержка развития ребенка – речевого, умственного, психического, физического, эмоционального.
У таких детей рассеянное внимание, слабая память, низкий уровень мышления и небольшой словарный запас.
В девяти семьях из десяти такие дети, став родителями, тоже будут избивать своих малышей.
Девять особо жестоких преступников из десяти в детстве подвергались физическому наказанию.
Регулярные избиения и жестокие наказания вызывают в детях постоянную тревогу и страх, что мешает учебе и создает множество проблем с учителями и сверстниками.
Родители должны задуматься о так называемом «законе бумеранга». Каждый раз, поднимая руку на своего ребенка, подумайте, что он вырастет, а вы постареете и утратите былую силу. Ваш малыш постепенно будет отдаляться от вас и замыкаться в себе, оставаясь наедине со своими бедами
Став взрослым, он вряд ли поможет старикам – родителям, скорее наоборот, создаст множество проблем.
Дети от таких родителей уходят в никуда. Они готовы жить в подвалах, находиться в плохих компаниях, пить и курить, принимать наркотики лишь бы снова не подвергаться избиению. Некоторые дети пытаются свести счеты с жизнью.
Как воспитывать без рукоприкладства
Иногда родители спрашивают: как объяснить совсем маленькому ребенку, что можно, а чего нельзя делать? Ведь зачастую он пока не способен понять объяснения. С другой стороны, с чего мы взяли, что ребенок может в этом случае правильно понять, что мы хотим сказать ему с помощью наказания?
По логике взрослых, ребенок должен сделать вывод: «Буду поступать плохо — меня ударят». Однако нет оснований полагать, что он подумает именно так. Почему бы ему не прийти к умозаключению вроде: «Мама плохая, она меня не любит и поэтому бьет».
В дошкольном возрасте ребенок — «раб зрительного поля». Вместо наказаний и даже вместо объяснений, которые не всегда эффективны, когда он возбужден, можно просто взять его на руки и унести в другое место, где он сможет переключиться и успокоиться, либо отвлечь другим способом. Например, подойти к окну и, глядя на улицу, сказать: «Какие чудесные облака проплывают над нами, интересно куда? Вот бы на них прокатиться!»
До 3 лет дети наиболее активно изучают окружающий мир, им просто необходимо пространство для его исследования. Своим непослушанием ребенок подает сигналы родителям, что ему неудобно, или хочется познать неизведанное, или он банально привлекает к себе внимание.
Родителям вовсе не обязательно скрывать собственные негативные чувства, неизбежно возникающие вследствие «неправильного» поведения ребенка. Вполне допустимы сожаление, разочарование, досада, возмущение, раздражение — но не обвинение. Нормально и даже желательно их проявление, демонстрация этих чувств себе и ребенку. Такая обратная связь способна показать ему, что он поступает неправильно.
«Не ищите виноватого, ищите решения», — почти 100 лет назад говорил Генри Форд. К примеру, одна мама для своего трехлетнего сына, не желавшего убирать на место свои игрушки, придумала увлекательную игру под названием «Где кто живет?». Теперь проблема с уборкой игрушек для этого ребенка решена.
Вот еще опыт другой мамы: «Если ребенок капризничает, я пытаюсь отвлечь его внимание игрой. Если не получается, и он продолжает визжать, я говорю: если не хочешь нормально гулять, пойдем домой. И он почти сразу успокаивается. А если он капризничает в магазине, обычно это значит, что он хочет или пить, или есть. На такие случаи у нас есть бутылка с водой, и обычно с удовлетворением естественных потребностей он успокаивается. Еще у меня в сумке всегда припасено несколько интересных „отвлекалок“. Это может быть связка старых ненужных ключей, например, или любые другие безделушки».
Общаясь с ребенком, старайтесь чаще вспоминать себя маленького. Представлять, какие чувства испытывали или могли бы испытывать в сходной ситуации, о чем думали, чего хотели.
В Беларуси более 30% родителей считают, что правильное воспитание ребенка включает физическое наказание. Таковы выводы национального исследования по оценке распространенности насилия в отношении детей. Как рассказал старший координатор программной деятельности по защите прав детей представительства Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Беларуси Александр КАРАНКЕВИЧ, в прошлом году ЮНИСЕФ провел исследование совместно с министерствами образования, здравоохранения, внутренних дел, труда и социальной защиты. Были опрошены через анкетирование более 8 тыс. респондентов, из них 5 тыс. — дети в возрасте от 10 до 17 лет, проживающие в семьях, в детских интернатных учреждениях, специальных учреждениях. Так, 31% опрошенных родителей полностью согласны с утверждением, что правильное воспитание ребенка включает физические наказания. 29,3% родителей считают, что иногда ремень необходим для дисциплинирования ребенка. Лишь 30% пап и мам согласны с тем, что многие проблемы можно решать путем диалога. Почти половина родителей (48%) уверены: чтобы ребенок добился успеха в жизни, его нужно не только поощрять, но и наказывать. 36,4% родителей считают, что те, кто не применяют наказания по отношению к своим детям, портят их.
Можно ли бить ребенка по губам
Причины, по которым малыш «получает по губам», разные:
Иногда взрослые так пресекают его попытки все попробовать на вкус. Беспокоятся, чтобы чадо не получило отравление или инфекцию.
Оральную стадию развития проходят абсолютно все малыши: в этот период они все тащат в рот. Нет смысла бить по губам — достаточно просто не позволять брать опасные предметы. Оральная стадия проходит быстро, и малыш научится познавать мир другим способом.
Но есть ребята, у которых рот имеет особую чувствительность. Это обладатели орального вектора. Они дольше других могут тянуть все в рот, играть со слюной, пускать изо рта пузыри
Здесь важно знать, как правильно их развивать и воспитывать: удары по самой чувствительной зоне нанесут серьезный ущерб.
Есть малыши, которые употребляют «туалетную лексику». Это повод не для наказания, а для серьезного анализа причин: такое состояние говорит о проблемах в развитии
Особенную тревогу и смятение у взрослых вызывают матерные слова в детской речи. Так и тянется рука дать по губам, чтобы сходу и навсегда пресечь эту гадость!
Впервые слышит мат еще дошкольник, он приносит его в семью из садика.
Мат — всегда о сексуальном. Но малыш еще не понимает смысла этих необычных слов. В смятении и возбуждении он бежит к родителям. Самая правильная реакция мамы — спокойно сказать, что это «взрослые» слова и он не должен ими пользоваться
И переключить внимание на что-то другое. Если бить по губам и стыдить, во взрослом возрасте секс и парные отношения скрыто будут восприниматься человеком как что-то грязное, порицаемое, недостойное
Подробно об этом в статье Ребенок и матерное слово. Как реагировать родителям?