Транспортный налог ( Зарубежный опыт транспортного налогообложения)
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Транспортный налог ( Зарубежный опыт транспортного налогообложения)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2277 с 1 января 1994 г. одним из новых федеральных налогов был введен транспортный налог с предприятий, учреждений и организаций (кроме бюджетных) в размере одного процента от их фонда оплаты труда, с включением уплаченных сумм в себестоимость продукции. Средства от взимания данного налога направлялись в бюджеты субъектов РФ для финансовой поддержки и развития пассажирского автомобильного транспорта, городского электротранспорта, пригородного пассажирского железнодорожного транспорта[36].
Транспортный налог включен в группу так называемых «имущественным налогов», так как объектом налогообложения выступают имущество физических и юридических лиц.
За историю развития транспортного налога в России он от налога, который, судя по объекту налогообложения, не имел отношения к транспортным средствам (уплачивали его только предприятия в размере 1 % от фонда оплаты труда) преобразовался в транспортный налог, который уплачивают непосредственно владельцы транспортных средств исходя из мощности двигателя.
В европейских странах большое внимание уделяется не только состоянию автодорог, но и экологии. Поэтому, транспортный налог взимается не только в
зависимости от объема двигателя, но и зависит от уровня выбросов автомобилем вредных веществ (углекислого газа) в атмосферу. Самые высокие ставки по транспортному налогу в Дании и Израиле. К тому же в этих странах самые высокие цены на автомобили. Помимо этого, существуют сборы при регистрации автомобиля, а также высокий размер акцизов на бензин. Данные меры направлены на поддержание экологичных видов транспорта (велосипедов, мопедов).
В России объектом налогообложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и иные водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке согласно законодательству Российской Федерации.
Налоговая база определяется согласно определенным видам транспорта: как статистическая паспортная тяга реактивного двигателя, как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах, как валовая вместимость в регистровых тоннах (в некоторых случаях как единица транспортного средства).
Налоговый период — календарный год. А также для налогоплательщиков-организаций установлены отчетные периоды: первый квартал, второй квартал, третий квартал.
Налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, рассчитывается в отношении каждого транспортного средства как произведение налоговой ставки и налоговой базы.
Налогоплательщики-юридические лица должны исчислять и уплачивать авансовые платежи по налогу. Налогоплательщики-физические лица должны уплатить налог до 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании полученного уведомления. Налогоплательщики-организации самостоятельно исчисляют сумму авансовых платежей, сумму налога и подают декларацию до 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Проблемы действующей системы транспортного налога:
— спорный вопрос с налоговой базой: данный показатель никак не связан ни с габаритами автомобиля, ни с его массой, ни с его токсичностью. То есть данный показатель — лошадиные силы — не определяет экологичность, вред, наносимый дорожному покрытию автомобилем;
— собираемость транспортного налога по причине отсутствия эффективных рычагов воздействия налоговой службы на физических лиц;
— прогрессивная шкала ставок транспортного налога.
Существующий порядок взыскания задолженности по транспортному налогу с физических лиц не представляется эффективным, так как затраты на урегулирование задолженности в судебном порядке зачастую превышают сумму
недоимки по налогу, в данном случае было бы целесообразно внести изменения в законодательство в части транспортного налога о том, что при регистрации, перерегистрации транспортного средства, в том числе при прохождении технического осмотра, необходимо предоставлять справку от налоговых органов об уплате транспортного налога.
Также, как вариант решения данной проблемы: разрешить субъектам РФ
устанавливать для налогоплательщиков-физических лиц сроки уплаты налога в течение налогового периода. Это бы распределило налоговую нагрузку и понизило бы задолженность по данному налогу перед бюджетом.
Что касается шкалы ставок, она нуждается в доработке. Возможно, как вариант, разбить интервалы на более мелкие: от 100 л.с. до 120 л.с, от 120 л.с. до 150 л.с. и так далее.
В отношении налоговой базы кажется более справедливой система, действующая в США, где налог включен в стоимость топлива: налогоплательщик платит налог пропорционально количеству сжигаемого топлива и пробегу своего автомобиля. Но, в этом есть как положительные, так и отрицательные стороны. Это бы установило в данной области налогообложения справедливые начала и упростило бы налогообложение по данному налогу с точки зрения физических лиц (не нужно было бы производить расчет и рассылку
уведомлений). Но, это бы возложило дополнительные обязанности на налоговых агентов, исчисляющих параллельно еще и другие налоги. К тому же, переход к такой налоговой базе послужил бы толчком для повышения цен на топливо. Как еще одни вариант, это уплата налога от пройденного автомобилем километража. Но это требует определенной технической оснащенности для осуществления контроля за количеством пройденных километров.
Проблема экологии не зависит от объемов двигателей, как отмечают специалисты. Основные загря��нения атмосферы происходит из-за старых автомобилей, вне зависимости от их литража. Только убрав такие автомобили с улицы и заменив их на новые с системой очистки выбросов, можно решить проблему. Государство со своей стороны может предложить господдержку в виде пониженных ставок на кредиты на покупку новых автомобилей или специальные условия на приобретение автомобилей.
Автомобильный налог: неограниченные налоговые льготы
Некоторые транспортные средства освобождены от уплаты транспортного налога. Решающее значение имеют назначение, держатель и/или тип транспортного средства. Существуют как постоянные, так и временные исключения.
Например, сельскохозяйственная и лесная техника не облагается налогами. К ним относятся
- Тракторы
- спецтехника
- Кулон
Исключение составляют тягачи и их прицепы.
Транспортные средства для выполнения особых задач также освобождаются от уплаты налогов. Это транспортные средства для следующих областей применения:
- Feuerwehr
- Rettungsdienst (Krankenwagen)
- Zivilschutz
- Katastrophenschutz
- Straßenreinigung
- Wegebau
- Busse im Linienverkehr
- Zoll
- Bundeswehr
-
Polizei
- Пожарная охрана
- Спасательная служба (скорая помощь)
- Гражданская оборона
- ликвидация последствий стихийных бедствий
- Уборка улиц
- Строительство дорог
- Автобусы в регулярном сообщении
- Таможня
- Немецкие вооруженные силы
- Полиция
Снижение налога на транспортные средства
В некоторых случаях возможно сокращение, часто на 50%. Это относится к лицам с тяжелой формой инвалидности с отпечатком оранжевого цвета на удостоверении личности с тяжелой формой инвалидности и на въезде G (инвалидность ходьбы) или GI (глухота).
Однако заявитель должен воздерживаться от использования общественного транспорта, который в противном случае был бы бесплатным, для того чтобы воспользоваться налоговой льготой. Уменьшение применяется также в том случае, если лицо с тяжелой степенью инвалидности не управляет транспортным средством самостоятельно. Однако это может быть использовано только для их личных нужд. Причина снижения налогов также должна быть немедленно сообщена в ответственный главный таможенный орган.
Еще 50% скидка применяется к электромобилям после полного освобождения от уплаты налогов. Заявление о сокращении не требуется. За классические автомобили их владельцы также платят равномерно низкую налоговую ставку.
Платные дороги в Германии
20 сентября 2002 года правительство Федеративной Республики Германии (Bundesregierung) приняло важное для всей страны решение и опубликовало соответствующее распоряжение. Оно касалось введения для дорог которые относятся к категории Bundesfernstraßen (Federal Trunk Roads) или же Motorways специального дорожного сбора для грузового транспорта LKW-Maut, размер которого зависел от пройденного им расстояния. Немецкое правительство также определило, на каких именно трассах на территории Германии будут введены такие дорожные сборы.
По прогнозу министерства инфраструктуры Германии (Bundesministerium für Verkehr, Bau und Stadtentwicklung BMVBS) уже с 2003 года протяженность платных участков на немецких автострадах должна была составить около 12 тыс. км. Решение о введении оплаты на том или ином участке пути принимает исключительно правительство Германии. Называется система ELECTRONIC HGV (Heavy Goods Vehicle) TOLLING SYSTEM. Оператором для взимания платы была выбрана компания Toll Collect GmbH с главным офисом в Берлине. Это частная компания, совладельцами которой являются такие гиганты, как Deutsche Telekom AG, Daimler Financial Services AG и Cofiroute SA. Оператор обслуживает систему, занимается сбором оплаты и регистрацией участников движения. Собранные средства передаются заказчику системы, то есть Bundesministerium.
Система «Toll Collect» (www.toll-collect.de), в которую были вложены гигантские суммы, в настоящее время охватывает практически все дороги Германии, а ее контроль с полным основанием можно назвать тотальным – через бортовые блоки на грузовиках, специальные стационарные рамки над дорогой с датчиками фиксации и сотни мобильных пунктов контроля. На наш взгляд, немцы выстроили самую сложную, совершенную, масштабируемую и технически грамотную из всех известных систему сбора средств с грузовых автомобилей.
Немецкая система «Toll Collect» была введена в эксплуатацию со значительной задержкой – лишь с 1 января 2005 года, и сразу вызвала немало критики. А наладить работу всех сервисов в полном объеме ей удалось только с 1 января 2006 года.
Тем не менее уже в 2005 году правительство Германии получило от системы 2,6 млрд евро платы с грузовых автомобилей, в 2011 году – 4,5 млрд. Система «Toll Collect» приносит своим владельцам примерно 15 % от суммы собираемых ею платежей, что составляет примерно 650 млн евро ежегодно.
Некоторые граждане Германии восприняли это нововведение как покушение на один из основных символов немецкой государственности – знаменитые немецкие автобаны. Власти этой страны, однако, здраво рассудили, что символ тоже нуждается в защите и постоянном поддержании его работоспособного состояния, а потому ввели плату за километр пройденного расстояния для компенсации причиненного грузовым автомобилем ущерба. Первоначально плата взималась только с автомобилей собственной массой от 12 т, но с 1 октября 2015 года действие системы было распространено и на грузовые автомобили собственной массой от 7,5 т.
Как работает российская система оплаты дорог «Платон»
Инфраструктура «Платона» включает:
- центр управления, мониторинга и обработки данных;
- региональные центры обслуживания пользователей;
- геоинформационную систему и автоматическую систему расчетов;
- автомобили мобильного контроля;
- систему стационарного контроля (рамки с оборудованием);
- интернет-сайт и мобильное приложение;
- круглосуточный колл-центр;
- терминалы самообслуживания пользователей;
- сеть партнерских терминалов оплаты QIWI;
- бортовые устройства;
- маршрутные карты.
Вносить оплату за проезд можно двумя способами:
- покупая маршрутную карту, используя интернет или терминал;
- используя специальное бортовое устройство.
Какие автомобили покупают в Германии?
Если у потенциального немецкого обладателя нового авто стоит проблема выбора новой машины, он не сомневаясь укажет на одну из популярных немецких марок. Лидерские позиции у BMW и Audi. Не теряют позиции пятерки самых популярных авто Mercedes, Volkswagen и Opel. Автомобилям этих марок отдает предпочтение от 10–14% автолюбителей.
В некоторых обзорах немецкого авторынка в пятерку популярных автомобилей включают корейские и японские авто. Однако их показатели значительно ниже 10% предпочтений.
Не больше 35% немцев решаются на приобретение совершенно нового автомобиля. Для большинства актуальнее модернизация личного автопарка через покупку более дешевого, но качественного автомобиля, который уже был в употреблении.
Льготы на автомобильный налог в Германии
«Чистые» электрокары — не гибриды! — при первой регистрации нового авто освобождаются от сборов на 10 лет. Но максимум до 1.1.2031.
Автомобили, зарегистрированные на инвалидов, имеющих немецкое свидетельство Behindertenausweis, освобождаются от налога полностью. Главное, чтобы в аусвайсе были указаны буквы H — беспомощность, aG — отсутствие мобильности, Bl — слепота. Прочие официально оформленные инвалиды могут получить скидку 50% в зависимости от степени и вида инвалидности.
Не возбраняется с целью получения льгот специально оформлять машину на инвалида, даже если водить физически у него нет возможности. Семьи с ребёнком-инвалидом охотно этим пользуются.
Освобождение не выдаётся автоматически. Необходимо подавать запрос в отделение Zollamt по месту жительства. При этом закон накладывает ограничения на использование авто — таможня подробно всё объясняет. Если вкратце, машина должна использоваться в большинстве случаев для нужд инвалида. Например, не разрешается родителю каждый день ездить на работу на авто, оформленном на ребёнка-инвалида.
Транспортный налог в разных странах мира
Транспортный налог в России менялся неоднократно, а список объектов постоянно расширялся. С 1981 года схема расчета была упрощена, на сумму налога влияла мощность автомобилей. Через 10 лет впервые введены дифференцированные ставки налога на авто. В 2001 наблюдался резкий «скачок» налоговых ставок, их могли увеличивать либо уменьшать власти в регионах. В 2013 году правила исчисления суммы ТН были дополнены, учитывался «возраст» машины.
Действующий сегодня ТН в РФ высчитывается по нескольким параметрам. Значение имеют не только марки, мощность авто, но и место регистрации, год выпуска. На величину взноса сильно влияет мощность двигателя, количество месяцев владения транспортным средством. Тема отмены ТН периодически наталкивается на сопротивление профильных комитетов.
Экология вещь важная – это очевидно. Улучшение экологии является задачей любого государства, однако подходы могут быть разными, а ошибки приведут только к ухудшению обстановки. Возможно, электромобили и являются будущим автотехники, но достаточно посмотреть на их сегодняшние цены, чтобы понять почему выбор людей до сих пор склоняется в сторону двигателей внутреннего сгорания.
Увеличения затрат на бензиновые и дизельные автомобили может и подстегнет переход на электричество тех, кто сомневался или уже и ранее планировал приобрести такое транспортное средство. Но если и после роста налога внутреннее сгорание окажется дешевле, то наряду с неразвитостью инфраструктуры зарядок и технологическими особенностями электромобилей (в частности, длительное время на зарядку АКБ), экологическую обстановку это не изменит, а лишь ляжет дополнительным финансовым бременем на водителей.
Зачем покупать авто в Европе
Первая причина уже косвенно была озвучена: так как продажа осуществляется на внутреннем рынке, цена на автомобиль для «местных» довольно ощутимо ниже. В нее не включены логистические, маркетинговые и прочие затраты, а уплачиваемый НДС можно вернуть, когда машина покинет территорию ЕС.
К тому же (если говорить о подержанном транспорте) техническое состояние самого автомобиля, ездившего по ровным европейским дорогам, которые не кладутся в снег и дождь, существенно лучше, нежели у того, который вкусил все прелести российского быта. Что касается погоды, то в ЕС и она более стабильна, в отличие от суровой русской зимы и беспощадно жаркого лета. Все эти перипетии ложатся на здоровье «железных коней» несмываемым пятном, устранять которое себе дороже.
Пригнать самому или нанять профессионала?
Учитывая тот факт, что покупка автомобиля за границей таит в себе много нюансов, возникает логичный вопрос, а стоит ли с этим связываться самостоятельно?
Конечно, так было бы дешевле, и вероятно даже удобно, если вы, например, бываете в Германии по работе и в одну из поездок купили себе авто и вернулись на нем в Россию, хотя все таможенные процедуры придется пережить, но может быть вам повезет и все пройдет быстро. С другой стороны, даже если все затянется, то один раз можно и потерпеть.
Другое дело – ехать специально. Тут стоит призадуматься. Страны чужой не знаете, ни в чем не ориентируетесь. Скорее всего, языком иностранным тоже не владеете. Как машину смотреть?
Посредник в этом случае представляется отличным выходом, но в этом случае вы покупаете автомобиль без личного осмотра, на усмотрение посредника. Конечно, можно держать связь по Скайпу и он все покажет, но все же это не то, согласитесь.
Но приходится соглашаться. Здесь только важно правильно выбрать посредника. Это может быть частник, тогда это должен быть очень хорошо известный вам человек, который пригнал кучу отличных автомобилей вашим знакомым.
Либо же это должна быть фирма, имеющая представительство в России с постоянным офисом, и так же с кучей отзывов довольных клиентов.
Экологические стандарты Евро
В борьбе за улучшение экологической ситуации еще с начала 90-х Европейская экономическая комиссия ООН принимает экологические стандарты для автотранспорта, обеспечивая тем самым защиту окружающей среды. Различают 6 таких стандартов, начиная с Евро-1, принятого в 1992 году, и заканчивая Евро-6, который был введен в 2014 году.
Евро-стандарт регламентирует объем углеводородов (угарного газа, оксидов азота, твердых частиц и так далее), содержащихся в выхлопных газах автотранспортных средств. Указанные стандарты отличаются не только для разных типов двигателей (бензин/дизель) – отдельные стандарты предусмотрены для автобусов, для большегрузов, для легкого коммерческого транспорта и так далее.
Что же касается обычных легковых автомобилей, для них установлены следующие стандарты в г/км:
Класс | Бензин | Дизель | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Евро | СО | ТНС | NMHS | NOx | HC+NO | PM | СО | ТНС | NMHS | NOx | HC+NO | PM |
Euro-1 | 2.72 | — | — | 0.97 | — | 2.72 | — | — | 0.97 | 0.14 | ||
Euro -2 | 2.2 | — | — | 0.5 | — | 1 | — | — | 0.7 | 0.08 | ||
Euro -3 | 2.3 | 0.2 | — | 0.15 | — | — | 0.64 | — | — | 0.5 | 0.56 | 0.05 |
Euro -4 | 1 | 0.1 | — | 0.8 | — | — | 0.5 | — | — | 0.25 | 0.3 | 0.025 |
Euro -5 | 1 | 0.1 | 0.68 | 0.06 | — | 0.005 | 0.5 | — | — | 0.18 | 0.23 | 0.005 |
Euro -6 | 1 | 0.1 | 0.68 | 0.06 | — | 0.005 | 0.5 | — | — | 0.08 | 0.17 | 0.005 |
Популярная схема покупки европейских подержанных автомобилей — через Беларусь. При этом внутри республики спрос на автомобили из Европы значительно упал. Большинство экземпляров, ввозимых туда из Европы, теперь отправляются в Россию. До сих пор они доставлялись в пределах Беларуси, но в последнее время это становится все сложнее. Например, некоторые дилеры из Германии вообще отказываются иметь дело с россиянами, говорит Руслан Кривонос, эксперт по продаже подержанных автомобилей из Европы.
Эксперт отмечает, что никто не едет в Беларусь покупать автомобиль самостоятельно. По его словам, автомобиль покупается через Интернет, а перевозчики доставляют его из Европы.
«На данный момент такие операции через банковские переводы возможны, поскольку не все банки в Беларуси попали под санкции и отключены от платежной системы SWIFT. Однако ситуация может измениться в любой момент», — пояснил Кривонос.
Между тем, автор под псевдонимом Валентин, который ведет блог для журнала «Тинькофф», сообщил, что за последние три месяца он ввез из Беларуси три автомобиля, включая Volkswagen Polo седан, перепродал их и заработал на них 550 000 рублей.
«Каждый из этих автомобилей было легко ввезти в Россию и легально зарегистрировать. В этом и заключается прелесть покупки автомобиля в странах-членах ЕАЭС». — пишет блогер.
Валентин утверждает, что самый экономичный вариант — поехать в Беларусь самостоятельно и сделать всю бумажную работу от своего имени. Вы также можете воспользоваться услугами брокеров.
По словам автора материала, больше всего автомобилей продается в Минске и Минской области. Тем, кто хочет купить подержанный автомобиль в Беларуси, блогер советует сначала спланировать маршрут и забронировать жилье. Для поиска автомобиля он рекомендует посетить такие сайты, как av.by, Avtobiznes и Avtobaraholka. Перед покупкой автомобиля внимательно осмотрите его, чтобы не купить поврежденный, напоминает Валентин.
«Внимательно осмотрите автомобиль перед покупкой, чтобы не попасть под ограничения. Убедитесь, что автомобиль соответствует, по крайней мере, стандарту Евро-4». — также читает издание.
Автор напоминает, что автомобиль с экологическим рейтингом ниже Евро-4 не может быть легально зарегистрирован в Российской Федерации.
«Внимательно смотрите на номер двигателя: в Беларуси на него никто не обращает внимания, а в России могут быть проблемы». — блогер также рекомендует.
Он также советует тщательно проверить документы, которые понадобятся при регистрации автомобиля в России, и не медлить.