Государственные муниципальные унитарные предприятия

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Государственные муниципальные унитарные предприятия». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Унитарным предприятием является коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, переданное ей собственником. В форме унитарного предприятия могут создаваться только государственные и муниципальные предприятия. Термин «унитарный» (от латинского unitas — единое целое) означает единое, объединенное, образующее целое. В унитарном предприятии, созданном в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, это единство выражается в ряде признаков, характеризующих статус юридических лиц данного типа. Правовая природа унитарного предприятия не подразумевает разнообразия структуры собственности, используемой при его создании — такое предприятие может быть создано как в государственной (Российская Федерация, ее субъекты), так и в муниципальной (муниципальное предприятие) собственности (пп. 1 ст. 113 ГК РФ, пп. 1 ст. 2 Закона). Создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, ее субъектов или муниципальных образований, запрещается императивной нормой (см. п. 4 ст. 2 Закона).

Структура предприятия. Общая, производственная и организационная.

Структура предприятия – это состав и соотношение его внутренних звеньев, цехов, участков, отделов, лабораторий и других подразделений, составляющих единый хозяйственный объект.

Общая структура предприятия – это комплекс производственных подразделений, организаций по управлению предприятием и обслуживанию работников, их количество, величина, взаимосвязи и соотношения между ними.

Структура предприятия определяется следующими факторами:

— размером предприятия;

— отраслью производства;

— уровнем технологии и специализация предприятия и т.п.

Какой либо устойчивой и стандартной структуры предприятия не существует, она постоянно корректируется под воздействием производственно-экономической конъюнктуры рынка, РТП и социально-экономических процессов. Наряду с этим для успешной и эффективной работы предприятия, а также для рациональной организации предприятия на стадии создания предприятия формируются, а в дальнейшем и модернизируются различные виды целевых структур управления, среди которых различают:

— производственную;

— организационную структуру.

Производственная структура предприятия представляет собой форму организации производственного процесса и находит выражение в размерах предприятия, количестве, составе и удельном весе цехов, подразделений и служб, их планировке, а также в составе и количестве производственных участков, рабочих мест и конкретных исполнителей внутри цехов или участков. Основой производственной структуры является производственный участок, представляющий собой совокупность рабочих мест, на которых выполняется технологически однородная работа или различные операции по изготовлению однородной или одинаковой продукции.

Состав, количество участков и взаимоотношения между ними определяют состав более крупных производственных подразделений и производственную структуру предприятия в целом.

Различают следующие виды производственных структур:

  • бесцеховая. В ее основе лежит организация работы на участке;

  • цеховая. В ее основе лежит организация работы в цехе;

  • корпусная;

  • комбинатная (например, текстильная фабрика).

Производственная структура предприятия должна быть рациональной. Поэтому на начальной стадии она формируется под влиянием 2-х групп факторов:

— величина и структура стартового капитала;

— портфель заказов предприятия.

Строительная организация:

1. Обслуживающие хозяйства (котельные, подстанции, АТП, ремонтно-механические мастерские)

2. Производственные подразделения (производственные подразделения, строительные участки, участки мастеров).

3. Подсобное производство (АБЗ, ЦБЗ, Карьеры)

Организация структура управления предприятием – это упорядоченная совокупность служб, управляющих деятельностью организации, его взаимосвязями и соподчинением. Она непосредственно связана с производственной структурой и определяется исходя из задач, которые стоят перед персоналом предприятия, многообразием функций управления и их объемов. Принцип формирования организационной структуры управления – это закрепление и организация тех или иных функций управления за подразделениями аппарата управления, которая включает в себя управленческий персонал в масштабе всего предприятия, а также его структурных подразделений.

Аппарат управления включает в себя функциональные структурные подразделения (департаменты, службы и отделы), выполняющие работу по управлению предприятием по следующим направлениям:

— оперативное руководство предприятием;

— управление персоналом;

— экономич. и финансовая деятельность;

— обработка информации;

— административное управление;

— маркетинг;

— внешнеэкономич. связи;

— техническое развитие и т.п.

Каждая служба возглавляется начальником и подчиняется непосредственно директору или одному из его заместителей.

Роль местных органов власти в экономике

На сегодняшний день неотъемлемой частью государственной стратегии устойчивого развития является эффективная организация муниципального хозяйства. Муниципальное хозяйство — это совокупность экономических ресурсов, направленных на удовлетворение жизненно важных потребностей населения муниципальных образований.

К основным услугам, предоставляемым муниципалитетами, относятся следующие: Газ, электро-, тепло- и водоснабжение, пассажирские перевозки на общественном транспорте, переработка отходов, социальные услуги и т.д. В большинстве случаев практическим внедрением всех вышеперечисленных услуг занимаются муниципальные унитарные предприятия государства.

МУП играют важную роль в экономике регионов страны, они осуществляют коммерческую деятельность с использованием муниципальной собственности, обеспечивают занятость, пополняют доходы местного бюджета, на них возложены функции по предоставлению социальных услуг населению и т.д.

Процесс создания МУП, как и любого юридического лица включает в себя следующие этапы и действия:

1. Принятие решения о создании.

Такое решение принимается главой муниципального образования. Готовится проект данного решения отраслевым подразделением администрации, по профилю деятельности которого и будет специализироваться МУП. Одновременно с проектом решения должен быть подготовлен проект технико-экономического обоснования. В этих документах, а так же в пояснительной записке отражаются ожидаемые результаты деятельности и необходимые для создания ресурсы. Пояснительная записка в обязательном порядке согласовывается с соответствующими профильными департаментами администрации МО (финансов, собственности, правовой). Решение о создании МУП подлежит обязательному согласованию с представительным органом МО.

2. Подготовка и утверждение учредительных документов МУП.

Учредительные документы регламентируют все основные аспекты деятельности предприятия. В число этих документов входит учредительный договор и устав. Для унитарных предприятий учредительным документом является устав.

В уставе МУП в обязательном порядке находят свое отражение следующие обязательные позиции:

Читайте также:  У пострадавшей стороны в ДТП нет страховки ОСАГО - кто возместит ущерб?

— цель и предмет деятельности;

— имущество;

— права и обязанности;

— управление деятельностью;

— реорганизация и ликвидация

Цель и предмет деятельности определяется теми вопросами местного значения, для решения которых создается предприятие.

Состав имущества передаваемого муниципальным образованием МУП определяется профилем его деятельности. Особенностью этого имущества является то, что оно неделимо и распоряжение им строго контролируется муниципальным образованием.

МУП имеет право участвовать в деятельности других организаций, открывать филиалы представительств.

Предприятие не имеет право продавать, передавать в аренду или в иной форме использовать переданное ему имущество без согласия собственника. Собственник имеет право на получение части прибыли от деятельности МУП. Предприятие обязано отчитываться о результатах своей деятельности перед собственником. Отчетность осуществляется в ежеквартальном режиме и осуществляется по установленным формам. Наряду с традициионными формами статистической, налоговой отчетности в отчете МУП дополнительно дается информация о выполнении установленных для него финансовых показателей о направлениях использования прибыли, по численности работы и форме их оплаты.

Устав МУП готовится отраслевым органом, инициировавшим создание предприятия, и утверждается департаментом по управлению собственностью.

3. Назначение руководителя МУП.

Общий порядок назначения руководителя МУП предусматривает предложение отраслевым органом кандидатуры, согласование ее со службой по управлению муниципальным имуществом и главой МО. Затем кандидатура должна быть согласована с представительным органом (соответствующим комитетом городской думы).

Затем готовится приказ о назначении руководителя МУП и трудовой договор.

Данные документы подписываются одновременно с уставом МУП и решением о его создании.

4. Формирование уставного фонда.

Уставной фонд представляет собой стоимостную оценку имущества, которое передается МУП в хозяйственное ведение и которым оно отвечает по своим обязательствам). Минимальная величина уставного фонда должна быть равна 1000 минимальных размеров оплаты труда.

Формирование уставного фонда осуществляется путем передачи соответствующего муниципального имущества от администрации МО МУП. Факт передачи оформляется актом, подписываемым представителем администрации и директором МУП. Предельный срок передачи составляет 3 месяца с момента создания МУП.

5. Оплата государственной пошлины осуществляется директором МУП. Размер пошлины равен 2000 руб.

6. Оформление заявления на регистрацию.

Оформляется от имени администрации МО и содержит информацию о том, что содержательные позиции устава соответствуют требованиям действующего законодательства, что содержащаяся в нем информация является достоверной и соблюден установленный порядок создания МУП.

7. Представление документов на государственную регистрацию.

Документы представляются в регистрирующий орган, в качестве которого выступают налоговые органы по месту нахождения МУП. В число предоставляемых документов входит:

— заявление;

— решение о создании;

— устав;

— акт передачи имущества.

8. Государственная регистрация МУП осуществляется в течение пяти рабочих дней с момента принятия документов и предусматривает внесение МУП в единый государственный Реестр юридических лиц. Предприятию выдается свидетельство о государственной регистрации.

9. Получение идентификационных или статистических кодов.

Указанные коды используются для нужд статистического и налогового учета. Присваиваются они в органах статистики и зависят от формы собственности, направления специализации, отраслевой принадлежности и др.факторов.

10. Постановка на налоговый учет

Осуществляется налоговыми органами одновременно с государственной регистрацией и предусматривает присвоение МУП ИНН

11. Открытие расчетного счета в банке

Производится директором МУП и в обязательном порядке предусматривает предварительное заверение образцов подписи распорядителей счета.

12. Изготовление печати и углового штампа.

13. Получение лицензии

Лицензия — это официальный документ дающий право пре��приятию заниматься определенным видом деятельности на определенной территории в течение определенного периода времени. Выдается лицензия полномочными на это органами. Она представляет собой бланк со многими степенями защиты, порядковым номером, с указанием выдавшего органа и указанием владельца лицензии.

Федеральные единые предприятия: перечень наиболее известных

Примеры государственных и муниципальных унитарных предприятий, функционирующих в нашей стране, разнообразны. С ними знакомы практически все жители нашей страны. Список федеральных государственных единых компаний довольно обширный. Это крупные компании, которые занимаются стратегически важной деятельностью. Она важна для всех жителей нашей страны. Самыми известными примерами ФГУП являются:

  • «Космическая связь»;
  • «Гознак»;
  • «Связь-безопасность»;
  • паспортно-визовый сервис;
  • «Почта России»;
  • «Охрана»;
  • НПП ВНИИЭМ;
  • «Мосфильм»;
  • Российская телевизионная радиовещательная связь;
  • Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания;
  • Центральный научный институт машиностроения;
  • прочее.

Подчинения у этих организаций разные. Однако их объединяет стратегическое назначение в разных отраслях деятельности. Финансирование подобных компаний производится на всероссийском уровне. Это самый высокий уровень подчинения.

Для чего создаются унитарные предприятия федерального уровня? Например, деятельность ФГУП «Космическая связь» направлена на обеспечение спутниковыми технологиями РФ. Компания обеспечивает доступ в интернет, услуги связи для крупных корпораций, средних, малых компаний и частных пользователей.

Финансовая деятельность

Чтобы лучше понять особенности государственных, муниципальных унитарных предприятий, примеров может быть недостаточно. Нужно рассмотреть также финансовую сторону деятельности подобной компании. Создание источников экономических ресурсов достигается путем правомерных действий.

Финансовые резервы подобных организаций формируются не только уставным капиталом. Это может быть прибыль от основной, инвестиционной или финансовой деятельности, получение кредитов и т. д. Однако от иных разновидностей организации хозяйствования унитарные предприятия сильно отличаются.

Так, если в конце года стоимость имущества МУП станет меньше минимального размера уставного фонда, компания должна направить ресурсы на восстановление этого показателя. Если же стоимость активов не увеличится, собственник обязан ликвидировать такую компанию. В этом случае кредиторы вправе потребовать досрочной уплаты задолженности. При этом им по закону возмещаются финансовые убытки (при их наличии).

Одним из основных источников дохода подобных компаний является прибыль, полученная в конце отчетного периода. Стоит отметить, что унитарные предприятия перечисляют в бюджет ее часть. В соответствии с законодательством, доход МУП, ГУП является прибылью, которая не облагается налогом при поступлении в бюджет. Каждый год унитарные предприятия перечисляют часть прибыли в государственные или муниципальные фонды, уплатив необходимые налоги.

Унитарные предприятия в аспекте современной правовой действительности

Поправки в ФЗ ограничивают случаи создания и конкретизируют сферы деятельности унитарных предприятий:

  • искусство, культура, кино;
  • естественные монополии;
  • радиоактивные отходы;
  • за пределами РФ;
  • иные случаи (регулируются ФЗ, актами президента и правительства РФ)

Организации, которые не подпадают под данные условия, будут подлежать ликвидации или реорганизации по решению суда. Крайний срок: 1 января 2025 года. В результате все большую популярность набирает реорганизация МУП в акционерные общества с долями акций муниципалитета и частного бизнеса (государственно-частное партнерство).

Читайте также:  Новые правила оформления инвалидности: что изменится с 1 июля 2022 года

Не вся хозяйственная деятельность, результаты которой необходимы государству, может приносить прибыль.

Очевидно, что предпринимателям не выгодно заниматься производством убыточной продукции.

Поэтому роль организатора таких предприятий вынуждено брать на себя государство или муниципальные образования.

Другая причина создания УП – решение социальных задач, обеспечение населения страны различными услугами и социально значимыми товарами по доступным ценам.

Например, муниципальные поликлиники, больницы, школы и т.д. имеют статус унитарных предприятий.

И третья причина – необходимость удовлетворения нужд государства (например, Монетный двор РФ – для печати денежных знаков).

УП ведет свою деятельность на основании Устава – документа, в котором прописаны следующие моменты:

  1. фирменное наименование предприятия с указанием владельца его имущества. Например – «МУП». Из названия становится понятно, что имущество принадлежит муниципальному образованию;
  2. точный юридический и фактический адрес;
  3. цель деятельности;
  4. предмет деятельности (описание того, чем должно заниматься конкретное УП);
  5. сумма уставного фонда.

Устав утверждается государственными органами или органами местной власти. Руководитель УП назначается уполномоченным органом структуры, которой принадлежит собственность УП.

  1. Унитарное предприятие ведет коммерческую деятельность.
  2. Имущество УП принадлежит государству или муниципальному образованию.
  3. УП несет ответственность по своим обязательствам имуществом УП.

Читайте наш блог, это позволит вам понимать, что происходит в экономической и политической жизни нашей страны и мира!

Реорганизация и ликвидация унитарных предприятий предусмотрена главой 5 закона. Она устанавливает ряд особых правил проведения таких процедур.

Реорганизация

Реорганизация унитарного предприятия может совершаться во всех возможных формах, при условии соблюдения ряда правил. Она предписывает ограниченный состав участников слияния, присоединения и разделения.

Случаи слияния и присоединения возможны при участии 2-х и более УП. Реорганизация унитарного предприятия в этой форме с другими юрлицами невозможна. Разделение и выделение тоже допускается только с образованием аналогичных организаций.

Реорганизация унитарного предприятия посредством преобразования может осуществляться только в случае создания государственного (муниципального) учреждения, либо автономной некоммерческой организации. Исключения составляют случаи приватизации.

Ликвидация

Ликвидация унитарного предприятия происходит по стандартным для всех юрлиц основаниям (ст. 61 ГК). Процедура предполагает создание ликвидационной комиссии, выполняющей все функции по управлению и работе с кредиторами.

Ликвидация унитарного предприятия считается осуществленной с даты внесения соответствующих данных в ЕГРЮЛ.

Особенности финансов унитарных предприятий

Особенности финансов унитарных предприятий заключаются в способах формирования источников финансовых ресурсов.

Уставный капитал унитарных предприятий образуется за счет закрепленных за унитарным предприятием основных и оборотных активов, его размер отражается в балансе предприятия на дату утверждения устава. Размер уставного фонда муниципального унитарного предприятия должен составлять не менее 1000 МРОТ, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации муниципального предприятия, а государственного унитарного предприятия — не менее 5000 МРОТ. Уставный фонд в унитарном предприятии выполняет те же функции, что и уставный капитал в других коммерческих организациях. Помимо того, что уставный фонд является материальной основой ведения унитарным предприятием хозяйственной деятельности, он выступает индикатором ее эффективности.

Что значит унитарное предприятие

Унитарным предприятием называется коммерческая организация, имущество которой полностью неделимо. Форма собственности предусмотрена для различных госструктур и муниципальных образований. Официальное название всегда должно содержать отсылку к учредителю.

Главной и явной отличительной особенностью является указание в уставе лица, которое полностью владеет всем имуществом (государственные структуры или муниципальные управления). Следовательно, само предприятие не владеет своим имуществом как собственник частного бизнеса. Вверенное имущество такому юридическому лицу находится в доверительном управлении.

Собственниками имущества УП может быть: Российская Федерация, субъект РФ, конкретный орган местного самоуправления.

Преимущества и недостатки

На самом деле, сложно выделить плюсы и минусы унитарного предприятия в силу того, что данные предприятия может учреждать только государство со своими структурами. Частному сегменту данная форма собственности недоступна. Итак, можно выделить следующие плюсы и минусы.

К плюсам можно отнести:

  • Самостоятельное предприятие, которое осуществляет хозяйственную деятельность под надзором и защитой вышестоящих структур;
  • Может претендовать на различные дотации и поддержки от государства;
  • За счет находящегося в управлении имущества, генерирует прибыль;
  • Процедура банкротства практически невозможна, так как собственник (государство) будет осуществлять финансовое оздоровление предприятия;
  • Привилегированное положение в рамках закупочных процедур (при закупках для государственных и муниципальных нужд контракты содержат достаточно жесткие рамки для победителей закупок или иных исполнителей).

К минусам относятся:

  • Жесткий контроль со стороны вышестоящих организаций, которые полностью регламентируют и регулируют всю деятельность УП;
  • Вопросы реорганизации согласовываются с собственником имущества;
  • Нет возможности ведения свободной коммерческой деятельности;
  • Большая часть прибыли отчисляется в бюджет государства.

Какие в России есть госпредприятия: примеры

Какие в России функционируют известные государственные предприятия?

В числе таковых — ФГУП «Космическая связь», которая находится в подчинении Федерального агентства связи. Данная организация является одним из ведущих поставщиков спутниковых технологий в РФ. География его деятельности не ограничена территорией России — компания широко известна и за рубежом. Данное госпредприятие обладает современной инфраструктурой, задействует волоконно-оптические линии. Ее сервисы представлены организацией телевизионного вещания, предоставления доступа в интернет, предоставления коммуникационных услуг для крупных бизнесов.

Известным государственным предприятием является ФГУП «Гознак». Данная организация осуществляет исследования и разработки в сфере государственных знаков. В компетенции данной компании — производство различных официальных документов, монет, орденов. Госпредприятие находится в подчинении Минфина РФ.

К федеральным госпредприятиям относится Издательско-торговый . Данная издает и выпускает почтовые марки, различные буклеты, конверты, карточки, бланки, штемпели, открытки, наборы для филателистов.

Бизнесы с государственным участием

Еще один тип компаний, присутствующих в экономике РФ — бизнесы с государственным участием. Они чаще всего представлены в виде хозяйственных обществ. Это могут быть производственные предприятия, банки, консалтинговые — в принципе, любые бизнесы. Участие государства в них обеспечивается посредством приобретения с его стороны определенной доли в акциях соответствующих фирм. Властям может принадлежать контрольный пакет акций, или же, миноритарный. В первом случае фирма, теоретически, может именоваться госпредприятием, но это не совсем корректно с юридической точки зрения. Например, ПАО «Сбербанк» с точки зрения контрольного пакета акций принадлежит государству. Но называть его госпредприятием не вполне корректно, так как по всем признакам данное кредитно-финансовое учреждение следует относить к хозяйственным обществам.

Читайте также:  Вместе мы сила: что решается на собрании собственников жилья

Основанные на праве оперативного управления

Предприятия такого типа основываются на базе того имущества, которое на данный момент находится в федеральной собственности, муниципальной собственности или же собственности различных субъектов РФ. Такое государственное унитарное предприятие в качестве учредительного документа использует устав, который утверждается правительством, субъектом страны или же органом местного самоуправления, у которого имеются соответствующие полномочия.

Таким образом, государственное унитарное предприятие не может распоряжаться любым имуществом, если на то нет разрешения непосредственно собственника данного имущества.

Фирменное наименование компании, которое основывается на праве оперативного управления, в любом случае должно включать в себя указание на то, что данное предприятие казенное.

Российская Федерация, какой-либо ее субъект или же муниципальное образование в данном случае несут субсидиарную ответственность по конкретным обязательствам, которые имеет федеральное унитарное предприятие, если присутствует недостаточность его имущества. Также стоит отметить тот факт, что решение о реорганизации или полной ликвидации таких предприятий принимает непосредственно правительство, субъект РФ или определенный орган местного самоуправления.

Приватизация государственных унитарных предприятий

Приватизация обозначенных субъектов осуществляется на основании специального законодательного акта — Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ.

Приватизация представляет собой процесс, при котором предприятие меняет свою форму собственности, то есть из государственной превращается в частную.

В такого рода деятельности участвуют две стороны — частное лицо или (хозяйствующий субъект) и государственные органы.

Иногда приватизация применяется, когда нет возможности осуществлять государственную поддержку неплатежеспособных предприятий, а частный владелец берет на себя такую ответственность и готов восстановить деятельность организации.

Перед непосредственной приватизацией проводится обязательная инвентаризация ГУП, в соответствии с которой составляется акт инвентаризации.

Кроме того, обязательным документом и является аудиторское заключение — именно на основании этих двух документов составляется передаточный акт. В нем указывается вся необходимая информация по имуществу, передаваемому в частные руки, с поименным перечислением всех объектов.

Все обязательства, имеющиеся у государственного унитарного предприятия, передаются новому собственнику, который является правопреемником от государственных органов.

Имущество приватизируемого предприятия подлежит обязательной оценке в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

Финансами рассматриваемых коммерческих организаций после приватизации распоряжаются новые собственники организации.

Что касается работы на государственном предприятии, которое приватизируется и передается в ведение частных собственников, то здесь все уже зависит от нового работодателя.

Он имеет полное право оставить тех же сотрудников, которые работали и ранее.

Это очень выгодно, поскольку многие работники имеют богатый опыт и знания в деятельности данной компании и смогут дальше выполнять свои должностные обязанности на хорошем профессиональном уровне.

Приватизация унитарного предприятия сопряжена со сменой формы собственности — с государственной на частную.

Все имущество и обязательства передаются новому владельцу, который может самостоятельно управлять компанией, пользоваться имуществом и решать коммерческие вопросы.

Понятие и виды субъектов финансового права

Вопрос о субъекте права,является одним из ключевых в доктрине права, так как «вопрос о субъектах, в конечном счете, — это вопрос о необходимости существования самой отрасли права как самостоятельного нормативного образования, ведь наряду с предметом, методом и принципами должен сформироваться определенный круг участников общественных отношений» . По верному представлению С.И. Архипова, «не правовые нормы или правоотношения, права или обязанности являются исходными моментами, основаниями, объясняющими сущность субъекта права, а сам субъект есть объясняющее начало для всего правового» . Тем не менее, следует отметить, что именно право превращает участника общественных отношений в субъекта правоотношений , а позитивное право имеет государственное установление. Поэтому в то же время не стоит соглашаться с тезисом о том, что формирование субъектного состава носит объективный характер и связано с приобретением указанными лицами в отношениях друг с другом специфических функций . Круг субъектовг права зависит, в .конечном счете, от воли государства . «Не природа, не общество, а только государство в действительности определяет, кто и при каких условиях может быть субъектом права, а следовательно, и участниками правоотношений, какими качествами он должен обладать» .

В теории права можно встретить различные интерпретации категории «субъект права». H.H. Алексеев понимал под субъектом права все то, что может быть носителем права или обладать правоспособностью . В целом в дореволюционной доктрине права при рассмотрении вопроса о субъекте права исходили из позиций участника правоотношения, где подразумевалось участие двух или более лиц . Тем не менее, были и иные точки зрения. Например, В.М. Хвостов отмечал, что юридическое отношение возможно между двумя лицами, так и между лицом и вещью . Современная же теория права также исходит из различий «субъект-субъектных» отношений (социальная сфера, предмет социального регулирования) и «субъект-объектных» отношений (предмет действия технических норм…). Правоотношение упорядочивает отношения между людьми, но оно не касается сферы отношений человека к вещи , т.е. правоотношение — это-отношение между людьми по поводу иных материальных предметов, но не отношение к той или иной вещи.

Теория права советского периода исходила из понимания под субъектами права индивидов или организаций; которые на основе юридических норм могут быть участниками правоотношений — носителями юридических прав и обязанностей?.

Несколько иную точку зрения на понимание субъекта права можно встретить у В.Н. Протасова. В частности; автор под субъектами права понимает потенциальные элементы правоотношений, которые становятся реальными участниками правовых связей с появлением у них дополнительных целесообразных свойств юридического характера — субъективных юридических прав и обязанностей . Несомненно, субъект правоотношения является, одним из ключевых элементов структуры правоотношения.

В.А. Четвернин пишет, что субъект права как правовое явление — это субъект, обладающий определенной мерой свободы, или правосубъектностью . Вероятно, под свободой в данном случае можно подразумевать самоисходное право на правосубъектность, границы которого заложены в позитивном праве.

С.С. Алексеев под субъектами.права понимает лиц, обладающих правосубъектностью, т.е. граждане, организации, общественные образования которые могут быть носителями прав и-обязанностей, участвовать в правовых отношениях . В.Д. Перевалов и В.И. Леушин дают следующую трактовку субъектов права: это «индивиды или организации, которые на основании юридических норм могут быть участниками правоотношений…» .


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *