Движение по полосам: как правильно ездить, чтобы не получить штраф

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Движение по полосам: как правильно ездить, чтобы не получить штраф». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Тогда нужно просто занять крайнее левое положение. Напомним, что по ПДД при наличии двустороннего движения и отсутствии разметки дорога делится пополам. Следовательно, вам необходимо встать так, чтобы окажись кто-либо левее вас, он был бы уже на встречном направлении.

Как ДПС может доказать вашу вину

Ссылаясь на российское законодательство, сотрудники дорожно-патрульной службы могут в любой момент выявить совершаемые нарушения при очередном патрулировании порученной им территории.

Когда по поводу конкретного правонарушения на дороге уже готов типичный протокол, то избежать наказания трудно. Обнулить выговор получится только в том случае, если соберётся достаточно аргументов, чтобы оспорить решение в суде. Например, для доказательства чужой вины работники ДПС могут предоставить фото или видео, сделанные на месте правонарушения.

Заодно важно помнить, что большинство представителей органов стараются дополнительно заручиться еще и свидетельскими показаниями. На практике при наличии хотя бы минимального юридического опыта доказательства в виде снимков несложно оспорить. Поэтому в качестве аргументов подойдут любые сведения, которые подтверждают, что в конкретное время ваш автомобиль принимал активное участие в нарушении.

Произошло ДТП при повороте налево по рядам – кто виноват по ПДД

Что такое «возможность» в контексте пункта 8. 6? Этого неизвестно никому. Является ли, например, пешеход на правой полосе причиной отсутствия такой возможности?

Или тот факт, что на следующем перекрестке синему нужно будет повернуть налево, поэтому он сразу решил занять крайнее левое положение уже при повороте на эту дорогу направо.

  • в отсутствие разметки красный нарушил 8. 5 ПДД, поэтому виновен в любом случае он,
  • если разметка и/или знаки разрешают поворот из правого ряда налево, то снова видим 2 лагеря оппонентов практики ПДД:
    • с одной стороны, 8. 5 не делает исключение для красного занять крайнее положение, даже если левый поворот ему разрешен по его траектории,
    • с другой – практика ДТП показывает, что «виноватят» синего за нарушение движения по полосам (хотя данного нарушения здесь нет, так как не размечены полосы).

В случае, если красному нужно на выезде с перекрестка в правый ряд, то обязанность уступить синему для него регулируется пунктом 13. 4 Правил дорожного движения. Но что, если наоборот – синий хочет в левую полосу, а красный – тоже в левую, кто будет виноват в таком ДТП?

  • если перекресток регулируемый (есть светофор или регулировщик) и обоим горит зеленый, то виноват красный (нарушение п. 13. 4 ПДД), аналогично, если обоим горит красный сигнал, и, соответственно, оба нарушают,
  • если перекресток нерегулируемый и главная проходит прямо для синего, то виноват красный; если главная поворачивает налево по траектории красного авто, то синий виноват.

Но ясно одно: практика разборов ДТП в ГИБДД здесь ведет в сторону виновности водителя красного автомобиля, потому что синий может указать на то, что возможности не было (препятствие, остановившийся другой автомобиль и тому подобное). Поэтому при отсутствии записи видеорегистратора у красного доказать иное будет сложно.

Поворот налево – ДТП: кто виноват

Но очевидно следующее: практика разбирательств аварий инспекторами ГИБДД склоняется в сторону вины водителя красной машины. Ведь участник движения на синем авто может предъявить, что у него не было возможности (остановившаяся машина, наличие препятствия и другие причины). Поэтому, если нет видеозаписи с автомобильного регистратора у водителя красного автомобиля, доказать что-то другое будет трудно. Выше перечислены не все пункты ПДД, которые требуются при разборе происшествий и аварий на проезжей части. Кроме них рассматриваются и другие необходимые пункты.

Также используются нормы, устанавливающие порядок поворота по второстепенной дороге, в части касающейся того, чтобы уступить дорогу автомобилям, едущим по главной дороге. В данном случае имеет место неоднозначная трактовка порядка движения в ПДД пункте 8. 6. Правила определяют, что синяя машина должна ехать ближе к правой стороне проезжей части только при наличии возможности.

Поэтому по схеме видно, если у водителя синей машины была возможность ехать правее, но он этого не сделал, значит он и является виновником аварии и нарушителем ПДД. У водителя красной машины в этой ситуации нет обязанности уступать дорогу, так как синему автомобилю запрещено движение в запланированном направлении, соответственно и нет преимущества. Разберем ситуацию на дороге: на перекрестке или в другом месте вы решили повернуть налево.

В это время неожиданно появляется другой автомобиль, и с ним происходит столкновение. Водитель должен знать, что делать в данной ситуации, кто виноват и на какие пункты ПДД опираться. Последующие действия и вина в дорожной аварии при повороте налево непосредственно зависят от письменных объяснений участников при оформлении. Инспекторы ГИБДД должны правильно нарисовать схему со слов участников, а вы – правильно обозначить путь движения, работу сигналов поворота и другую важную информацию.

Читайте также:  Срок взыскания налога на имущество физических лиц

В обзоре разберем разные ситуации, ссылаясь на пункты ПДД, действующие в 2020 году.

Поиск виновного в ДТП при обгоне или повороте налево

Конечно, хорошо, когда все соблюдают правила дорожного движения и удается избегать аварийных ситуаций. Но что делать, если произошло ДТП при повороте налево и обгоне? В любом случае лучше вызвать представителей правоохранительных органов, чтобы все обстоятельства были изучены специалистами. Если одна машина будет выезжать с прилегающей территории даже на разрешающий сигнал светофора, управляющий ею водитель обязан пропустить транспортные средства, которые уже движутся по дороге.

Но с автомобилями, которые едут прямо, все понятно. А как быть водителю, который в этот момент поворачивает налево на основную дорогу, пересекая траекторию, по которой должна ехать первая машина, совершающая выезд с прилегающей территории?Например, перед обгоном важно удостовериться, что человек во впереди едущей машине не намерен никого обгонять или объезжать препятствие. И также запрещено приступать к маневру, когда водитель подал сигнал, что он собирается осуществлять поворот налево. Есть указание о запрете подобного движения, когда автомобиль уже кто-то обгоняет.

И еще в правилах содержится формулировка, что обгон запрещен, когда из-за него может возникнуть аварийная ситуация либо машина станет помехой для других участников движения. На самом деле схемы ДТП при поворотах налево бывают довольно сложными и запутанными. Так что и специалистам непросто определить, кто прав, а кто виноват. Тем более что не редкость ситуация, когда каждый из участников ДТП в большей или меньшей степени виновен в произошедшем.

Что такое встречная полоса

А вот этот вопрос едва ли вызовет сложности с ответом. Все автолюбители знают и могут объяснить, что это такое. Ведь все они, каждый раз садясь за руль, видят других людей, которые едут во встречном направлении. Итак, как это уже ясно, полоса встречного движения — это полоса проезжей части, по которой автомобили двигаются во встречном направлении. Все знают, что выезжать на «встречку» опасно, делать это можно только при обгоне, если позволяет дорожная разметка, и то, убедившись, что до впереди идущего автомобиля достаточное расстояние, и водитель сможет успеть завершить маневр и перестроиться обратно в свою полосу.

Также большинство автомобилистов знают, что лобовое столкновение на встречной полосе чревато трагическими последствиями, и если не уверен, то лучше на нее не выезжать. А выезд на «встречку» на перекрестке не разрешен даже для поворота налево или разворота. На встречную полосу нельзя в таком случае выезжать, ее можно только пересекать по кратчайшей траектории.

Следует помнить, что объезд препятствия на перекрестке по встречной полосе может трактоваться сотрудниками ДПС как обгон на перекрестке, что является грубым нарушением правил. Ведь объезд препятствия осуществляется с правой стороны.

Как поворачивать и не нарушать ПДД

Поворот, даже если он простой, — маневр потенциально опасный. Нужно всегда обращать пристальное внимание на дорожную разметку и дорожные знаки. Кроме того, нужно постоянно отслеживать обстановку вокруг автомобиля, кто едет сзади, спереди, справа и слева. Нужно одновременно контролировать все вокруг. Это сложно, но приходит с опытом. Всем нужно помнить, что выезд на встречную полосу при повороте налево — это потенциальный риск бокового или лобового столкновения, поэтому так делать нельзя, придется нести ответственность. А если это еще делается в нарушение предписаний «сплошной», то за это можно лишиться прав. Поэтому такое маневрирование недопустимо.

Безусловно, перед поворотом заблаговременно нужно подать сигнал остальным участникам дорожного движения о том, что вы собираетесь совершить этот маневр, с помощью «поворотника». При выполнении этих обязательных требований, перечень которых, конечно, не является исчерпывающим, можно снизить риск ДТП.

И еще очень важный момент: поворачивать направо нужно из крайней правой полосы, налево — из крайней левой, если иное не предусмотрено дорожными знаками особых предписаний.

Какие санкции за нарушение правил поворота?

Здесь все зависит от того, как именно были нарушены правила при повороте. Например, разворот с выездом на встречную полосу в нарушение предписаний знаков или дорожной разметки наказывается штрафом от 1000 до 1500 рублей. А если водитель выехал через «сплошную» на встречную полосу и при этом еще и проехал по ней в направлении движения и только после этого совершил поворот, то за такое можно получить в зависимости от обстоятельств либо штраф 5000 рублей, либо лишиться прав на срок от 4 до 6 месяцев.

Если водитель выполнит поворот в нарушение «двойной сплошной» наказание будет такое же, как и за «одинарную».

Следует помнить, что поворачивать налево нужно с крайней левой полосы, направо — с крайней правой, если иное не предусмотрено дорожными знаками. Если водитель этими правилами при повороте решит пренебречь и случится ДТП, то он получит штраф за то, что не уступил дорогу другому транспортному средству.

Поворот с двух крайних левых полос

Поворот направо обычно считается наиболее простым в исполнении маневром. Он нетрудный, поскольку, когда вы поворачиваете направо по ПДД, то ваша траектория движения не пересекается с другими транспортными средствами.

Как выполняют поворот направо? Согласно п. 8,6 ПДД повернуть нужно таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей автомобиль не переместился на встречную полосу.

Читайте также:  Каков земельный налог и льготы по нему в Санкт-Петербурге и области

По какой траектории разрешено выполнить поворот направо? Согласно ПДД поворачивая направо, водитель должен ехать по возможности ближе к правому краю дороги.

Повернуть налево реально сложнее, чем направо, ведь нужно видеть все транспортные средства на всех сторонах перекрестка. Поворачивая влево, можно заготовить для себя поэтапный план и действовать, согласно ему.

Для начала необходимо разместиться на левом крае дороги.

На первом этапе, когда только происходит подготовка к маневру, нужно занять на дороге крайнее левое положение. При выполнении маневра тоже возможны сложности, тем более если это многополосное движение и в наличии разметка, разграничивающая встречные потоки машин.

Чтобы выбрать на подобной трассе левое положение, нужно сместиться ближе к линии оси. Однако бывают случаи, когда на дороге разметка отсутствует совсем, что же тогда делать водителю? Необходимо определить, в каком месте дорога делится пополам и занять на трассе место, показывающее другим участникам движение Ваше намерение свернуть в левую сторону. При выполнении указанного действия обязательно включить поворотники.Затем необходимо мысленно представить центр перекрестка, приблизиться к нему и потом сделать поворот. Выполняя действие подобным методом, машина постоянно справа, на своей полосе, уходя от аварийных столкновений. Для того чтобы понять, что вы в центральной части перекрестка, нужно посмотреть на встречные машины, на их траекторию движения. Если они двигаются прямо или сворачивают в правую сторону, при этом не мешая Вашей траектории движения, значит Ваше действие верное. Необходимо только чуть снизить скоростной режим и дать дорогу машинам, двигающимся навстречу. Для этого возможно остановиться в центральной части перекрестка. Но нельзя менять установленную траекторию следования. Если встречный автомобиль повернет влево, вы разъедетесь таким образом, что центр перекрестка будет находиться между машинами. Таким образом, выезд в центр перекрестка будет наиболее удобной траекторией в случае поворота налево на любом перекрестке. Как определить эту пресловутую центральную часть перекрестка, ведь, само собой, какого-либо обозначения в центре не будет? Будьте наблюдательным. В теплый период года на асфальте перекрестка много шинных следов. И только в центре перекрестка они отсутствуют. А заодно следы от шин показывают, как его нужно объезжать именно здесь. В зимнее время в вероятном центре находится нетронутый снежный покров.

На этом этапе выезжаете с территории перекрестка. Здесь тоже возможны варианты развития ситуации. К примеру, если вы, поворачивая выезжаете на дорогу с двухполосным движением, необходимо только плавно сместиться на вашу полосу. При наличии многополосной трассы, надо предварительно решить, какую полосу стоит занять и ехать по намеченному пути следования.

Остановка и стоянка на дороге с односторонним движением

1. Остановка и стоянка на правой стороне дорог с односторонним движением осуществляется также, как и на дорогах с двухсторонним движением. Т.е. если нет условий, запрещающих остановку (знаки, остановки, переходные переходы и т.п.), то можно останавливаться на правой стороне дороги.

2. Остановка и стоянка на левой стороне дорог с односторонним движением имеет некоторые особенности.

Остановка и стоянка на левой стороне дороги разрешены только в населенных пунктах

Грузовые автомобили, с разрешенной максимальной массой более 3,5 т. на левой стороне стоять не могут, а могут лишь останавливаться, причем только для загрузки или разгрузки. Остальные автомобили могут останавливаться на левой стороне дороги с односторонним движением без риска получить штраф.

12.1. На левой стороне дороги остановка и стоянка разрешаются в населенных пунктах на дорогах с одной полосой движения для каждого направления без трамвайных путей посередине и на дорогах с односторонним движением (грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 т на левой стороне дорог с односторонним движением разрешается лишь остановка для загрузки или разгрузки).

Если дорога содержит встречную полосу для маршрутных транспортных средств, то остановка и стоянка на левой стороне дороги запрещаются всем автомобилям.

в редакции от 2 января 2020 года

13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.

13.2. Запрещается выезжать на перекресток, пересечение проезжих частей или участка перекрестка, обозначенного разметкой 1.26, если впереди по пути следования образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении, за исключением поворота направо или налево в случаях, установленных настоящими Правилами.

13.3. Перекресток, где очередность движения определяется сигналами светофора или регулировщика, считается регулируемым.

При желтом мигающем сигнале, неработающих светофорах или отсутствии регулировщика перекресток считается нерегулируемым, и водители обязаны руководствоваться правилами проезда нерегулируемых перекрестков и установленными на перекрестке знаками приоритета.

13.4. При повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо или направо. Таким же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

13.5. При движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.

13.6. Если сигналы светофора или регулировщика разрешают движение одновременно трамваю и безрельсовым транспортным средствам, то трамвай имеет преимущество независимо от направления его движения.

Однако при движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с красным или желтым сигналом светофора, трамвай должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.

Ответственность за несоблюдение

Поскольку знаки носят предписывающий характер, наказание за проезд под такое обозначение не самое строгое.

Читайте также:  Частная жалоба на определение суда о восстановлении срока: краткая инструкция

В качестве санкций применяют:

  • предупреждение за нарушение;
  • штраф за поворот налево при знаке только прямо, а также за осуществление разворота в неположенном месте.

Часто в первый раз водители отделываются устным предупреждением. Однако при попадании на встречную полосу или дорогу с односторонним движением не получится выйти из ситуации так легко.
Если выполняется поворот под знак движение прямо, то штраф обойдётся нарушителю в 500 – 1500 р.

Санкции не распространяются на следующие ТС:

  • маршрутный автотранспорт;
  • спецтранспорт (скорая помощь, полиция и т. д.).

Автобусы, троллейбусы, а также трамваи и прочие средства передвижения, используемые для перевозки пассажиров по заложенному пути, могут ездить под обозначение движения прямо. Особенно если их маршрут пролегает несоответственно предписаниям общего потока.

Если под знаком находится изображение транспорта в виде таблички, значит, предписание распространяется не на легковые автомобили, а только на изображённый транспорт.

Если под знаком водитель легковой машины видит белую прямоугольную табличку, изображающую грузовой автомобиль, значит, можно спокойно продолжать движение в любом нужном направлении – прямо, направо или налево. Разумеется, не создавая помех другим водителям и аварийных ситуаций. Значит, ограничение действует только на грузовики массой более 3,5 тонн или на другой транспорт, который изображён.

Выезд с дороги с односторонним движением

1. Вы выезжаете с дороги с односторонним движением прямо.

В такой ситуации проблем возникнуть не должно. Единственное, на что нужно обратить внимание, — нельзя оказаться на полосе встречного движения дороги с двухсторонним движением.

2. Вы выезжаете с дороги с односторонним движением направо.

Тоже никаких проблем. Занимаем крайнее правое положение на проезжей части перед поворотом и после поворота стараемся оказаться как можно ближе к правому краю.

3. Вы выезжаете с дороги с односторонним движением налево.

В такой ситуации водители часто нарушают правила. Поскольку поворот на обычных перекрестках осуществляется примерно с середины проезжей части, многие водители делают также и при выезде с одностороннего движения, т.е. поворачивают с середины проезжей части. Хотя, согласно правилам дорожного движения, нужно поворачивать из крайнего левого положения, т.е. от левого края проезжей части.

Перекресток со светофором. Поворот направо на перекрестке

Кто может ехать под знак движение запрещено. Запрещающие знаки

Стоя на светофоре в первом ряду и собираясь повернуть направо, всегда обращайте внимание на автомобиль, стоящий слева от вас также в первом ряду. Бывают случаи, когда водитель левой машины при включении зеленого сигнала светофора буквально срывается с места и, подрезая вас, уходит направо, успевая проскочить перед пешеходами

Это нарушение и разбираться в причинах такого поступка нет смысла, просто нужно быть внимательнее. Поворачивая направо, требуется уступить дорогу велосипедистам, которые движутся прямо (если таковые имеются) и пешеходам, переходящим проезжую часть (п. 13.1 ПДД).

В статье Поворот направо. Опасные ситуации эти самые «нюансы» расписаны более подробно. Если светофор на перекрестке оборудован дополнительной секцией для поворота направо, то в зависимости от комбинации сигналов этого светофора, будет изменяться приоритет по отношению к встречным автомобилям. Эту особенность нужно учитывать, тем более, если есть привычка поворачивать не в крайний правый ряд, как этого требует пункт 8.6 ПДД, а далее правого ряда. Подробнее об этой ситуации — в статье Поворот направо и пункт 8.6 ПДД.

ПДД и знак «Поворот главной дороги налево»

Правила проезда перекрестков могут отличаться в зависимости от того, какое это пересечение путей. И немало проблем возникает, когда они неравнозначны. Особенно там, где установлен знак «Поворот главной дороги налево». Собственно, в этом случае их должно быть два: 2.1, отмечающий приоритетность пути, и 8.13, указывающий его направление (в левую сторону от основного). Как двигаться в этом случае, расскажут разделы 13.10 и 13.2 ПДД:

  • Если главная дорога меняет траекторию на перекрестке, его нужно проезжать так, как будто все пересекающиеся пути равнозначные. Это относится и к тем, кто перемещается по второстепенной.
  • На пересечении равнозначных дорог действует правило «правой руки». Оно означает необходимость уступить очередность проезда тому, кто приближается с этой стороны. То есть машина, в направлении которой справа едет другое ТС, должна притормозить и подождать.

Ситуация зависит от того, есть дорожная разметка или нет. Также на исход дела влияет вид транспорта, объезжающего автомобиль справа.

Правила четко определяют данную ситуацию, но нашего вопроса касаются только некоторые пункты:

  • 9.1 – указывает, что, если есть дорожная разметка, разделяющая проезжую часть на отдельные полосы, то они определяются как раз по размечаемым линиям. Если разметки нет, то полосы определяются водителями, учитывая размеры транспортных средств;
  • 8.5 ПДД устанавливает, что перед началом движения направо, нужно занимать крайнюю правую позицию на дороге;
  • 8.6 определяет, что во время поворота направо, нужно держаться ближе к правому краю дорожного полотна;
  • 8.7 – допускает делать некоторые отступления от пункта 8.5, если есть такая необходимость, но при условии, что другим участникам движения не будет помех;
  • 24.2 – устанавливает обязанность водителей двухколесного транспорта, а именно, велосипедистов, ехать с правой стороны дороги;
  • 24.7 – те же требования устанавливаются для водителей скутеров и мопедов.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *