Увольнение при ликвидации структурного подразделения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Увольнение при ликвидации структурного подразделения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Всё начинается с того, что головная организация принимает решение о закрытии обособленного подразделения. Если это филиал или представительство, то требуется решение от собственников головной организации. В обществах с ограниченной ответственностью для этого следует провести общее собрание участников. Закон об ООО прямо этого не требует, однако проводить собрание нужно при открытии таких подразделений. Соответственно, и при закрытии лучше позаботиться о коллективном решении собственников компании.

Анализируем ситуацию:

В изложенной ситуации работодатель имел право уволить работника в связи с ликвидацией обособленного подразделения (филиала). При этом работодатель правомерно предупредил работника под роспись о прекращении трудового договора в связи с ликвидацией филиала за 2 месяца, а также выплатил выходное пособие в размере среднего месячного заработка.

Вместе с тем, в действиях работодателя имеется правонарушение.

Работодатель обязан был выплатить работнику, увольняемому в связи с ликвидацией филиала, компенсацию за неиспользованный отпуск в полном размере, а не пропорционально отработанному в текущем рабочем году времени (п. 28 Правил об очередных и дополнительных отпусках, утвержденных НКТ СССР 30.04.1930 № 169).

Работник имеет право требовать от работодателя выплаты компенсации за неиспользованный отпуск в полном объеме.

Работник имеет право на компенсацию за каждый день задержки причитающихся выплат в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты.

Если работодатель отказывается добровольно устранить нарушение трудовых прав работника, работник имеет право обратиться в суд или направить жалобу в государственную инспекцию труда того субъекта Российской Федерации, на территории которого зарегистрирован работодатель. Подать жалобу можно путем личного обращения в инспекцию, а также посредством электронного ресурса Онлайнинспекция.РФ.

В случае нарушения работодателем трудового законодательства он может быть привлечен к административной ответственности.

В соответствии со ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение трудового законодательства работодатель может быть привлечен к административной ответственности:

1) должностное лицо:

— в виде административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;

2) лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица:

— в виде административного штрафа — от одной тысячи до пяти тысяч рублей;

3) юридическое лицо:

— в виде административного штрафа — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Что делать при нарушении прав

В случае отказа работодателя от законных выплат, при понуждении к совершению определенных действий (например, к увольнению по собственному желанию) работник вправе предпринять следующие действия:

  • направление работодателю претензии. Так реализуется попытка урегулирования спора до применения иных методов воздействия. В тексте требования нужно указать не только на нарушенные права, но и на последствия в случае продолжения их нарушения. При этом не стоит использовать угрозы – текст должен соответствовать законодательству и быть юридически грамотным;
  • подача жалобы в трудовую инспекцию. Данный орган есть в каждом регионе, представительства находятся при центрах занятости. Он имеет реальные возможности по воздействию на работодателя, применению мер ответственности и проведение проверок;
  • обращение в прокуратуру. Данный орган занимается надзором за исполнением законодательства. Скорее всего, жалоба будет переправлена в трудовую инспекцию, но в ряде случаев прокуратура будет проводить собственную проверку или возьмет ситуацию на свой контроль;
  • подача иска в суд. Судебный процесс позволит разрешить практически любой спор. Чаще всего так взыскиваются выплаты или обжалуются незаконные действия.

Закон не запрещает сотрудникам обращаться сразу во все органы, использовать все возможные методы защиты одновременно. Но при вынесении решения одним, нужно уведомить об этом остальные.

Когда происходит увольнение в связи с ликвидацией подразделения, руководство обязано выплатить всем сотрудникам пособие, которое равняется среднемесячной заработной плате конкретного человека.

Кроме этого, после увольнения должна производиться выплата еще одного пособия в размере среднемесячной зарплаты. Она положена только тем сотрудникам, которые так и не устроились на новую работу. Срок выплат — 2 месяца. В итоге, бывший работник должен получить на руки 3 среднемесячные заработные платы.

Однако и тут есть некоторые тонкости при закрытии подразделения.

  1. Если работник решил не дожидаться официальной ликвидации предприятия (например, нашел новое место работы), тогда работодатель должен произвести ему еще одну выплату, которая равняется оставшимся дням.
  2. В случае, если свою деятельность прекращает подразделение в котором нет штата, то никаких выплат производиться не будет.
Читайте также:  Факторный анализ фонда рабочего времени

Порядок действий при увольнении сотрудников

Увольнение работников при ликвидации проводится в несколько этапов, работодатели могут воспользоваться пошаговой инструкцией:

  1. Принятие решения о прекращении деятельности юридического лица. На это уполномочено либо собрание учредителей, либо единственный собственник. После этого формируется ликвидационная комиссия, которая получает существенные полномочия и берет на себя руководство процессом прекращения деятельности и решение вспомогательных вопросов.
  2. Уведомление профсоюза. Если такой орган имеется, его необходимо известить за три месяца до реализации процедуры.
  3. Уведомление работников. Трудовой кодекс, в , предусматривает, что работодатель обязан предупредить своих сотрудников о предстоящей ликвидации за два месяца. Если осуществляются сезонные работы, то уведомление производится за семь дней.
  4. Передача информации в службу занятости. Сделать это нужно как минимум за два месяца, кадровый отдел направляет соответствующее . Соблюдение какой-то специальной формы не обязательно, но есть рекомендованный Рострудом бланк, который чаще всего применяется на практике.
  5. Прекращение трудовых отношений с теми сотрудниками, кто решил рассчитаться раньше срока ликвидации. Такое право есть у всех работников, работодатель не вправе отказать в прекращении договора. При этом работодатель должен выплатить компенсацию в размере среднего заработка за оставшийся период.
  6. Увольнение оставшихся работников. Производится по окончании двухмесячного срока. Работодатель должен выпустить общий приказ по установленной форме (Т-8). Каждый сотрудник ознакамливается с ним под роспись. После этого каждому вносится запись в трудовой книжке, и правоотношения прекращаются.
  7. Оформление выплат. Все сотрудники должны получить суммы, определенные в .
  8. Передача информации в военный комиссариат, а также в ФССП (Службу судебных приставов). Это нужно сделать лишь в том случае, если имелись сотрудники, находящиеся на учете и в отношении которых велось исполнительное производство.

Увольнение сотрудников в связи с ликвидацией организации

В такой ситуации работодатель должен выплатить ему дополнительную компенсацию, размер которой составляет среднемесячный заработок работника, подсчитанный пропорционально времени, которое осталось до окончания срока предупреждения об увольнении. Уведомление службы занятости. Уведомление кадрового состава. Издание соответствующего приказа об отставке. Подсчет и выплата трудовых пособий. Внесение в трудовые книжки записи о расчете. При принятии решения об увольнении в связи с ликвидацией предприятия в обязанности работодателя входит передача соответствующей информации об этом в письменной форме в службу занятости при: увольнении в связи с ликвидацией более 15 человек; сокращении штата работников в количестве: более 50 человек в течение 1 месяца; более 200 человек в течение 2 месяцев; отставке более 1% от общего числа работников или сокращении штата в течение 1 месяца в областях с общим количеством занятости не более 5000 человек. В зависимости от особенностей территориального развития экономики, а также уровня безработицы в регионе, могут устанавливаться другие критерии для процесса увольнения кадрового состава, которые определяются органами государственной власти республик в составе РФ, автономных образований, областей, районов и городов. Данные о расформировании должны быть предоставлены за 2 месяца до начала соответствующего процесса.

Порядок действий при увольнении сотрудников

Увольнение работников при ликвидации проводится в несколько этапов, работодатели могут воспользоваться пошаговой инструкцией:

  1. Принятие решения о прекращении деятельности юридического лица. На это уполномочено либо собрание учредителей, либо единственный собственник. После этого формируется ликвидационная комиссия, которая получает существенные полномочия и берет на себя руководство процессом прекращения деятельности и решение вспомогательных вопросов.
  2. Уведомление профсоюза. Если такой орган имеется, его необходимо известить за три месяца до реализации процедуры.
  3. Уведомление работников. Трудовой кодекс, в , предусматривает, что работодатель обязан предупредить своих сотрудников о предстоящей ликвидации за два месяца. Если осуществляются сезонные работы, то уведомление производится за семь дней.
  4. Передача информации в службу занятости. Сделать это нужно как минимум за два месяца, кадровый отдел направляет соответствующее . Соблюдение какой-то специальной формы не обязательно, но есть рекомендованный Рострудом бланк, который чаще всего применяется на практике.
  5. Прекращение трудовых отношений с теми сотрудниками, кто решил рассчитаться раньше срока ликвидации. Такое право есть у всех работников, работодатель не вправе отказать в прекращении договора. При этом работодатель должен выплатить компенсацию в размере среднего заработка за оставшийся период.
  6. Увольнение оставшихся работников. Производится по окончании двухмесячного срока. Работодатель должен выпустить общий приказ по установленной форме (Т-8). Каждый сотрудник ознакамливается с ним под роспись. После этого каждому вносится запись в трудовой книжке, и правоотношения прекращаются.
  7. Оформление выплат. Все сотрудники должны получить суммы, определенные в .
  8. Передача информации в военный комиссариат, а также в ФССП (Службу судебных приставов). Это нужно сделать лишь в том случае, если имелись сотрудники, находящиеся на учете и в отношении которых велось исполнительное производство.

На что обратить внимание при ликвидации фирмы

Если компания начала ликвидацию, сотрудникам нужно быть предельно внимательными. Рекомендуется обратить внимание на следующие факторы:

  • все извещения о каких-либо действиях реализуются под подпись. Руководитель должен вызвать сотрудника и дать ему ознакомиться с документом. Никакие звонки или сообщения не могут считаться методом правильного уведомления;
  • важную роль играет профсоюз. Он уведомляется еще до основной массы сотрудников. Это делается для того, чтобы он мог подготовиться к возможной массовой защиты прав работников. При возникновении противоправной ситуации, до использования иных методов защиты, можно обратиться в профсоюзную организацию – если она действительно работает и реально помогает своим членам;
  • каждый сотрудник имеет право уволиться до истечения двухмесячного срока с момента ликвидации. Работодатель не вправе отказать в расторжении трудового договора в таком случае.
Читайте также:  Какие водительские документы будут проверяться через информационные системы

Сокращение работников при ликвидации должно производиться в соответствии с действующим законодательством. В противном случае к компании, а также к ее руководству, могут быть применены меры ответственности, вплоть до административной и даже уголовной.

Снятие обособленного подразделения с учета

В соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ организация в течение месяца со дня прекращения деятельности через обособленное подразделение должна сообщить об этом в налоговый орган по месту своего нахождения. По мнению налоговиков, в случае если дата принятия организацией решения о ликвидации обособленного подразделения совпадает с датой его ликвидации, установленной в решении, месячный срок для представления заявления в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения отсчитывается с даты принятия такого решения. Если дата принятия организацией решения о ликвидации обособленного подразделения отличается от даты его ликвидации, установленной в решении, то месячный срок для представления заявления в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения отсчитывается с даты ликвидации, установленной в указанном решении (Письмо УФНС по Ленинградской обл. N 19-08-2/12694 ).

Письмо УФНС по Ленинградской обл. от 23.12.2005 N 19-08-2/12694 «О сроках представления организацией сведений о ликвидации обособленного подразделения на территории РФ».

Согласно п. 5 ст. 84 НК РФ в случае принятия организацией решения о прекращении деятельности (закрытии) своего обособленного подразделения снятие с учета организации по месту нахождения этого подразделения осуществляется налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение 10 дней со дня подачи такого заявления, но не ранее окончания выездной налоговой проверки в случае ее проведения. Раньше налоговый орган мог рассматривать заявление налогоплательщика о ликвидации обособленного подразделения в течение 14 дней. Изменение внесено Федеральным законом N 137-ФЗ , который был опубликован в «Российской газете» 30.12.2006 и поэтому вступил в действие 31.01.2007.

Форма заявления предусмотрена Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-09/826@ «Об утверждении форм документов, используемых при постановке на учет и снятии с учета российских организаций и физических лиц», действующим с 23.01.2007.
Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования».

Хотя формально срок рассмотрения налоговым органом заявления налогоплательщика о снятии с учета обособленного подразделения уменьшился, фактически дополнительное условие о возможном проведении налоговой проверки может значительно увеличить указанный срок. Согласно п. 2 ст. 89 НК РФ налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения вправе самостоятельно принять решение о проведении в отношении него выездной налоговой проверки. Однако такая проверка может касаться лишь вопросов правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов и срок ее проведения не должен превышать месяца. Кроме того, если в течение календарного года, в котором обособленное подразделение ликвидируется, уже проводилась его выездная проверка, то вновь назначить ее нельзя (п. 7 ст. 89 НК РФ). Согласно п. 8 ст. 89 НК РФ срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке. Таким образом, максимальный срок с момента подачи организацией заявления о ликвидации обособленного подразделения до принятия налоговым органом решения об этом может составить 41 день, поскольку решение о проведении проверки, принятое по истечении 10 дней после получения заявления о ликвидации, следует признать незаконным.

В Письме Минфина России от 20.06.2006 N 03-05-01-04/168 указано, что в целях налогообложения датой закрытия обособленного подразделения будет считаться дата снятия его с учета в налоговом органе. Согласно пп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики должны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах (Письмо Минфина России от 18.10.2005 N 03-02-07/1-268).

В случае если деятельность обособленного подразделения прекратилась, но по бывшему месту его нахождения имеется недвижимое имущество, организация продолжает числиться по месту нахождения данного недвижимого имущества (Письмо Минфина России от 15.12.2005 N 03-03-04/1/427).

Виды обособленных подразделений

Закрытие обособленного подразделения зависит от его вида. Гражданский кодекс особо выделяет два вида ОП – филиал и представительство, которые вправе представлять интересы самой организации в целом. Но кроме них, есть еще обычные подразделения, такие как офис, магазин, склад, мастерская.

Главный критерий ОП – это наличие стационарного рабочего места, созданного сроком более чем на один месяц. Соответственно, при прекращении деятельности структурной единицы ООО надо решить имущественные, административные и кадровые вопросы.
Читайте также:  МАКСИМАЛЬНЫЙ РАЗМЕР БОЛЬНИЧНОГО В 2023 ГОДУ УВЕЛИЧИТСЯ

Кроме того, о закрытии подразделения надо уведомить налоговую инспекцию. О том, как это сделать, ничего не упустив, расскажет наша пошаговая инструкция в 2022 году.

Кем и как принимается решение о прекращении деятельности ОП?

В российских нормативно-правовых актах точно не определено, в компетенцию какого органа хозобщества входит утверждение решений о закрытии ОП. Так кто же тогда уполномочен принимать решение о ликвидации ОП?

Есть 3 возможных варианта:

  1. По аналогии с указанной в п. 1 ст. 5 закона № 14-ФЗ процедурой создания ОП его ликвидация производится также на основании решения не менее 2/3 голосов от всей численности участников ООО, если в уставе не указан больший порог для принятия подобного решения.
  2. В ООО, в которых есть только один участник, решение о прекращении деятельности ОП, согласно ст. 39 закона № 14-ФЗ, принимается им единолично.
  3. Уставом ООО может быть делегирована компетенция принятия решения о прекращении деятельности ОП совету директоров (подп. 11 п. 2.1. ст. 32 закона № 14-ФЗ).

Порядок принятия решения

  1. Рассмотрение решения о прекращении деятельности ОП должно быть включено в перечень рассматриваемых вопросов очередного собрания, которое собирается в установленные уставом сроки (ст. 34 закона № 14-ФЗ). Если вопрос о закрытии ОП требует скорейшего разрешения, то общее собрание соучастников хозобщества, согласно ст. 35, созывается директором или уполномоченным исполнительным органом в срок, не превышающий 5 дней после получения требования набсовета, ревизора или аудитора.
  2. В том случае, если в уставе ничего не сказано об ОП, на общих сборах участников хозобщества принимается решение о его закрытии с обозначением ответственного лица, которому будет поручено провести все необходимые действия по оповещению контролирующих органов. Согласно абз. 3 п. 8 ст. 37 закона № 14-ФЗ, такое решение принимается простым большинством голосов.
  3. Если в уставе имеется запись об ОП, тогда на общих сборах участников дополнительно принимается решение о внесении изменений в устав либо принятии его в новой редакции. Согласно абз. 1 п. 8 ст. 37 закона № 14-ФЗ, для утверждения этого решения необходимо не меньше 2/3 голосов участников хозобщества.
  4. Результаты по решению о ликвидации ОП, принятому на общих сборах участников хозобщества, оформляются в форме протокола (п. 6 ст. 37 закона № 14-ФЗ). Образец решения о закрытии ОП, предлагаемый нами далее, поможет участникам и директору головного предприятия разработать свой собственный протокол.

Последствия ликвидации филиала организации

К последствиям ликвидации относятся:

  • Прекращение трудовых отношений между директором филиала и работниками. Работники переводятся в иное структурное подразделение или головной офис. При отсутствии рабочих мест или нахождении в другом регионе юридического лица сотрудники сокращаются.
  • Закрытие лицевых счетов в банке.
  • Снятие с постановки в налоговом органе.
  • Прекращение отчислений в фонды (Пенсионный, ФСС и т.д.).
  • При недостаточности средств филиала для погашения задолженности перед кредиторами взыскание обращается на имущество юридического лица.
  • Оставшееся имущество и денежные средства после расчетов с кредиторами передаются юридическому лицу.

В случае проведения ликвидационных действии не в соответствии с законодательством заинтересованные лица вправе обратиться в суд за восстановлением своих нарушенных прав.

В какой срок уведомить службу занятости?

Аналогично – в случае нетрудоустройства в течение третьего месяца. В такой ситуации работник предъявляет не только трудовую книжку, но и решение службы занятости населения о необходимости выплатить выходное пособие за третий месяц. Имейте в виду, что получить такое решение можно лишь при соблюдении сроков постановки службой на учет.

В частности, законодателем закреплена норма, что все выплаты, на которые работники имеют право в связи с увольнением по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, должны быть произведены до завершения ликвидации организации. А сам факт таких выплат организации необходимо будет подтверждать и указывать в заявлении о ликвидации.

Рассмотрим, какие основные действия необходимо предпринять при ликвидации филиала хозобщества (ООО, ОДО, АО) или УП, расположенного на территории Республики Беларусь.

Также работодатель может предусмотреть выплату выходного пособия сверх законодательно установленного размера при условии, что это будет отражено в трудовом или коллективном договоре.

В данном материале рассмотрим практический опыт пользования социальными сетями в рамках трудовых отношений на примере Германии. 1.

Суды первой и второй инстанций не применили подлежащих применению положений закона, не учли, что директором АО принято решение о прекращении деятельности его филиала в Брянске, т. е. о фактической ликвидации филиала в Брянске, где по трудовому договору было определено место работы истца.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *