Выкуп земельных участков предоставленных в бессрочное пользование и аренду
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Выкуп земельных участков предоставленных в бессрочное пользование и аренду». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Право на переоформление земельного участка осталось и после 01.06. 2012 года
Выкуп в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования (п. 2 ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 № 137- ФЗ (ред. от 23.06.2014) «О введении в действие Земельного кодекса РФ» и выкуп земельных участков собственниками расположенных на них объектов недвижимости (ст. 36 ЗК РФ в ред. до 01.03.2015, в настоящее время — гл. v. 1 ЗК РФ) являются различными правоотношениями.
Право на выкуп земельного участка
В первом случае предусмотрены специальные условия приобретения земли в частную собственность:
• наличие титула права постоянного (бессрочного) пользования;
• ограничение по времени права землепользователя по своему желанию выбрать дальнейший режим землепользования.
Для приобретения земли в частную собственность должны быть другие условия, а именно:
• наличие титула права собственности на здание, строение, сооружение;
• исключительный характер права на приватизацию или приобретение права аренды земельного участка, необходимого для эксплуатации объекта недвижимости.
Поскольку правоотношения являются различными, ограничения и условия, установленные ЗК РФ в части выкупа земельного участка, не подлежат применению. Например, если на земельном участке, принадлежащем на праве собственности, нет объекта недвижимости, это не является препятствием для переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право собственности (постановление Президиума ВАС РФот21.03.2006 по делу №А41-К1-1979/05).
Эту правовую позицию последовательно поддерживают арбитражные суды и по настоящее время (определения ВАС РФ от 30.03.2010 №ВАС-3722/10, от 12.10.2011 по делу №А35-7365/2010).
Еще одним видом льготного выкупа является выкуп арендатором земельного участка, переоформившим свое право бессрочного (постоянного) пользования на право аренды до 01.07.2012.
Такая возможность была предоставлена п. 2.2 ст. 3 Вводного закона. При этом такой участок после 01.07.2012 должен быть предоставлен по льготной цене, установленной субъектами РФ в пределах: 20% кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 млн человек; 2,5% , расположенного в другой местности.
До установления субъектами РФ цены земельного участка применяется наибольшая для соответствующей местности цена земельного участка.
В связи с установлением п. 2 ст. 3 Вводного закона обязанности осуществить переоформление права бессрочного (постоянного) пользования до 01.07.2012, возникает вопрос о возможности выкупа земельного участка в собственность на указанном основании после 01.07.2012. В данном случае наиболее обоснованным является следующее толкование закона.
Из пункта ст. 3 Вводного закона вытекает и право лица, владеющего правом постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, на его переоформление. Установленная законом дата определяет срок для исполнения обязанности по переоформлению такого права, но не может рассматриваться как срок, наступление которого влечет утрату права на его переоформление.
Более того, КоАП РФ дополнен ст. 7.34, устанавливающей административную ответственность за нарушение сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или сроков и порядка приобретения земельных участков в собственность. Данная статья КоАП применяется с 01.01.2013.
Из этого следует, что после 01.07.2012 лица, владеющие правом постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, по-прежнему вправе переоформить такое право (в противном случае введение с 01.01.2013 административной ответственности за непереоформление указанного права не имело бы правового смысла, поскольку привлечение к административной ответственности за неисполнение обязанности, которую нельзя по закону исполнить, недопустимо).
Однако необходимо иметь в виду, что период выкупа по льготной цене государственных или муниципальных земельных участков коммерческими организациями — собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности и не относящихся к линейным объектам, закончился 01.07.2012 (ст. ст. 1, 2, п. 2 ст. 3 Вводного закона) (постановление Президиума ВАС РФот17.12.2013 поделу №А41-44318/12).
В связи с окончанием 01.07.2012 срока выкупа земельных участков по льготной цене, расчет выкупной цены после 01.07.2012 осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными п. п. 1.1, 1.2 ст. 36 ЗК РФ (после 01.03.2015 — гл. v. 1 ЗК РФ), и не может превышать размер кадастровой стоимости указанного участка (определение ВАС РФ от 28.05.2014 по делу №А76-7285/2013.
Земля под зданием, чья она?
На самом деле на написание статьи с подобной тематикой натолкнул звонок человека, обратившегося за консультацией, который полагал, что ему необходимо (далее терминология соблюдена) отмежевать земельные участки, привязать строения к данным наделам и будет ему счастье в виде права собственности на все это богатство.
После небольшого опроса обращающегося всплыли некие детали: если в двух словах без подробностей, то оказалось, что участки давно уже «отмежеваны», но находятся в собственности муниципалитета, а права на строения зарегистрированы, но сами здания на учете не стоят. В конце разговора консультируемый искренне, вопрошал: «но ведь по закону под здания положена земля, значит после привязки зданий к участкам, земля будет наша?». От такого неожиданного вывода (как оказалось только для меня), я порядком опешила, но потом вспомнила, что несмотря на то, что закон один, даже сотрудники органов государственной власти трактуют, казалось бы, очевидные вещи «кто во что горазд», молчу уже про Росреестр (кто знает, тот поймет).
Отвечая на поставленный вопрос, скажу: «Нет, не будет!». Действительно, по закону, здания, строения, сооружения не могут «висеть в воздухе», земля под ними должна быть оформлена, однако право собственности на объекты капитального строительства (далее – «ОКС») не дает права собственности на землю под ними, это не прямая зависимость. Разберемся со всем по порядку.
Порядок выкупа земельного участка из аренды
В случае выкупа земельного участка из аренды у государства, вся процедура значительно упрощается. Поскольку в таком случае участок уже имеет кадастровый номер, определен в границах и в виде разрешенного использования, соответственно предварительное согласование его предоставления не требуется.
Как мы уже писали ранее, если на арендованной у государства земле расположены ОКСы, то продажа данных земельных участков собственникам ОКСов осуществляется без публичных торгов.
Соответственно по истечению 3 лет использования земельного участка достаточно обратиться к арендодателю (местная администрация или уполномоченный государственный орган) с соответствующим заявлением и выждать 30 дней, в течении которых арендодатель рассмотрит ваше обращение.
Если решение по заявлению будет положительным, арендодатель направит в ваш адрес договор купли-продажи земельного участка на подписание.
Регистрация права собственности
Выкуп участка из аренды в собственность подразумевает совершение арендодателем целого комплекса юридически значимых действий. Во-первых, сторонам необходимо договориться об условиях сделки, затем подписать ДКП, а после этого, зарегистрировать переход права собственности в Росреестре.
Для осуществления регистрационных действий необходимо подать заявление, подкрепленное пакетом документов, в территориальное подразделение Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии:
- лично, путем подачи сотруднику ведомства;
- через МФЦ;
- онлайн, на официальном сайте Росреестра или на портале Госуслуги.
Расчёт стоимости земельного участка
Цена приобретаемого участка напрямую влияет на возможность покупки. Стоит разобраться из чего складывается стоимость земли.
По Закону существует два способа определения стоимости недвижимого имущества:
- Расчет процента от кадастровой стоимости объекта. Метод применяется, когда покупатель имеет приоритетное право выкупа.
- Анализ рынка подобной недвижимости и составление на его основе формул, позволяющих определить цену конкретного объекта.
Текущая экономическая ситуация оказывает непосредственное влияние на формирование цены. Кадастровая стоимость устанавливается в размере средней стоимости одного квадратного метра недвижимости в конкретном регионе, исходя из особенностей данной группы в рамках методов массовой оценки. Рыночная же стоимость — из расчета в рамках индивидуальных методов.
По Закону цена на земельный участок определяется по следующей формуле: Ц=Цкад х К, где Ц — цена участка, Цкад — кадастровая стоимость, К — корректирующий коэффициент, установленный в Земельном Кодексе.
Коэффициент устанавливается в зависимости от предназначения и статуса выкупаемой территории. Разобрать показатели можно на примере Закона Санкт-Петербурга №59-19 от 15 02.10 «Об установлении цены земельных участков в Санкт-Петербурге».
Показатель равный 1 устанавливается в случаях:
- Если продаваемый участок предназначен для сельскохозяйственного использования, на котором расположены сооружения и конструкции, оформленные в собственность арендатором;
- При продаже участка, находящегося в постоянном пользовании юридического лица и перечисленные в пункте 2 статьи 39 Земельного Кодекса;
- Если участок продается для постройки ИЖС, дачного хозяйства или садоводства. Уполномоченный орган извещает покупателя о своем решении и предоставляет все данные с полными характеристиками надела;
- Если участок образован из земли, выделенной некоммерческой организации, сформированной из граждан, для исследования местности в целях сооружения ИЖС. Земля передается членам организации или самой организации, по решению её участников.
Показатель равный 0,5 устанавливается, когда продажа осуществляется из земель, предоставленных в аренду с целью комплексного освоения, гражданину, с которым заключен специальный договор. Исключение составляют граждане, арендовавшие землю для освоения с целью создания жилья экономкласса.
Коэффициент 0,05 используется:
- При продаже участков, на которых находятся садовые и дачные дома, являющиеся собственностью покупателя;
- Если земля продается участникам некоммерческой организации, которым был предоставлен данный участок для расположения ИЖС и дачных построек;
Коэффициент 0,01 используется:
- Если участок, образованный в результате раздела, передается юрлицу для ведения хозяйства и имеет статус имущества общего пользования;
- Если продажа участка, образованного в результате раздела, предоставляется некоммерческой организации, которой этот участок был передан для освоения с целью строительства ИЖС.
Коэффициент 0,25 используется:
- В случаях, когда происходит продажа участка, который используется для индустриальных объектов, собственникам сооружений на этих объектах. Важное условие — занятость не менее семидесяти процентов площади;
- При продаже земли собственникам зданий и сооружений на её территории, если площадь застройки не менее семидесяти процентов площади участка и эти здания являются центрами здравоохранения, спорта, культуры;
- Если участок продается собственнику находящихся на нем зданий, которые были образованы в результате стратегического инвестиционного проекта. Подробные случаи перечислены в 39 статье Земельного Кодекса РФ.
Коэффициент 0,003 следует установить, когда осуществляется продажа земли гражданам, являющимися собственниками жилых домов на участке, приобретёнными в соответствие с подпунктом 5 пункта 2 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 5 апреля 2006 года N 169-27 «О порядке и условиях продажи жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга».
Пункт закона гласит о том, что продажа жилых помещений целевым назначением осуществляется на основании решения Правительства города гражданам из числа реабилитированных репрессированных народов, проживающим в жилых помещениях, построенных в соответствии с решениями федеральных органов государственной власти и(или) органов государственной власти Санкт-Петербурга, принятыми до 1 января 2009 года, в целях организации на территории Санкт-Петербурга компактных поселений таких граждан, на основании их заявлений о приобретении указанных жилых помещений.
Также продажа земли, на которой имеются здания и сооружения, проводится собственникам иных в случаях, которые описаны в ст. 39 Кодекса и определяется по формуле:
Ц=0,25 х Цк х Sз/Sзу + Цк х (Sзу-Sз)/Sз,
где:
- Ц — цена участка;
- Цк — кадастровая стоимость;
- Sзу — площадь земельного участка;
- Sз — площадь застроенной части, рассчитываемой по формуле:
- Sз=S1+S2….+Sn, где:
- S1 — площадь застройки под первым зданием;
- S2 — площадь застройки под вторым зданием;
- Sn — площадь застройки под n зданием;
Собственность или аренда земли – что лучше и когда вам могут отказать?
В некоторых случаях вам могут сразу отказать. В основном это связано с тем, что ваша земля относится к одной из особых категорий, на передачу которых наложены ограничения. К ним относятся:
- части улиц, городские парки и сады;
- земля Лесного Фонда, природные заповедники;
- зоны аэропортов, участки, относящиеся к автомагистралям и другим транспортным сооружениям;
- территория Министерства Обороны;
- участки, зарезервированные под государственные проекты и необходимые для развития города или региона.
Как поставить участок на кадастровый учет и зарегистрировать право собственности
Кадастровый учет нужен всегда, когда участок не образован или его границы не уточнены, а регистрация – только если право собственности на участок разграничено, то есть установлено, в чьей именно собственности (области, района и т.д.) он находится (пп. 5 п. 1 ст. 39.14 ЗК РФ).
Срок, когда вы можете поставить участок на учет и зарегистрировать право собственности на него, – два года с даты принятия решения о предварительном согласовании. Если он будет нарушен, предварительное согласование придется проходить заново (п. 14 ст. 39.15 ЗК РФ).
Подать заявление на кадастровый учет и регистрацию права публичной собственности вы можете в МФЦ или ваше отделение Росреестра (см. форму).
Это общее заявление. При живом обращении его распечатают при вас. Также заявление можно подать по почте или через Интернет.
Вместе с заявлением предъявите, а если подаете его по почте, то приложите следующие документы ( ст. 18 Закона о регистрации недвижимости):
- межевой план. Файл на носителе либо номер в электронном хранилище вам предоставит кадастровый инженер ( ч. 12 ст. 22 Закона о регистрации недвижимости);
- правоустанавливающий документ на земельный участок. Он нужен только при регистрации права собственности. Возьмите его в уполномоченном органе;
- решение о предварительном согласовании, в котором прописано ваше право подавать заявления на кадастровый учет и регистрацию (пп. 12 п. 9 ст. 39.15 ЗК РФ);
- документ о полномочиях представителя юрлица (доверенность, документ о назначении директора и т.д.);
- паспорт представителя (по почте – копию паспорта).
Сроки решения Росреестра по кадастровому учету и регистрации права собственности следующие ( ч. 1 ст. 16 Закона о регистрации недвижимости):
- пять рабочих дней, если вы подали заявление на кадастровый учет прямо в Росреестр, семь рабочих дней, если в МФЦ;
- 10 рабочих дней, если вы подали заявление на кадастровый учет и регистрацию собственности в Росреестр, и 12 рабочих дней, если в МФЦ.
Если Росреестр найдет обстоятельства, мешающие провести кадастровый учет или регистрацию, то он приостановит процесс. Вас уведомят об этом. В уведомлении будет указан срок, в который можно исправить ошибки. Как правило, это три месяца ( ч. 3 ст. 26 , п. 2 ч. 4 ст. 29 Закона о регистрации недвижимости).
- Не поставленный на кадастровый учет участок выкупить нельзя.
- Не подлежат выкупу земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами, а также которые в данный момент ещё к ним не относятся, но планируются Генпланом отнести к участкам такого назначения. К примеру, приватизировать дорогу не получится даже если она идёт только к вашему участку. И тот факт, что сейчас Правила землепользования и застройки разрешают использовать участок под ваше здание, так же не имеет значения, т.к. они должны соответствовать Генплану.
- Выкупить землю не смогут иностранные граждане и юридические лица, так как это прямо запрещено ч. 3 ст. 15 Земельного кодекса РФ, но только участки, находящиеся на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ. Единственный район Калининградской области, где иностранцы смогут выкупить землю в собственность – это Гвардейский район. Ни в Калининграде, ни в Светлогорске или курортном Зеленоградске, ни в других районах и городах области сделать это не получится. Такая сделка не будет зарегистрирована Росреестром. При этом юридическое лицо будет считаться российским даже если его учредили на 100% иностранные лица, поэтому многие иностранцы создают дочерние компании.
- Разные права. Если здание, сооружение, расположенные на неделимом земельном участке находятся не только в частной собственности, но и на ином праве у государственных органов, учреждений, а равно на таком участке есть несколько зданий, одни из которых в частной собственности, а другие, к примеру, на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, то оформить в собственность также не получится.
- Если нет согласия подать совместное заявление у всех сособственников здания, то обязанности продать участок не возникает.
- Выкупить под объект незавершенного строительства не получится.
- Собственник разрушенного объекта недвижимости вправе требовать предоставления участка, занятого этим объектом, только после восстановления объекта.
Общий порядок выкупа земельного участка под существующие здание, строение, сооружение:
- Подача заявления собственника в уполномоченный орган власти, который ведает вопросами распоряжения имущества.
- В течение 10 календарных дней с момента получения уполномоченный орган проверяет соответствует ли заявление всем требованиям и приложены ли все документы. При этом орган должен указать конкретные причины возврата заявления. В случае возврат заявления ничего не мешает устранить нарушение и повторно подавать заявление столько раз, сколько будет необходимо.
- Проект договора купли-продажи (3 экз.) должен быть направлен уполномоченным органом в течение 30 календарных дней со дня получения заявления на выкуп или отказ в его заключении.
- Заключение договора купли-продажи и оплата стоимости участка
- Регистрация права собственности на земельный участок.
Уполномоченным органом (т.е. куда следует подавать документы) для муниципальной земли и земли, на которую госсобственность не разграничена, является администрация муниципалитета или его соответствующий комитет, отдел и т.п., для участков в собственности субъектов – орган по управлению госимуществом субъекта (в Калининградской области – Агентство по имуществу Калининградской области), для федерального имущества – в Росимущество.
Заявление на выкуп можно подать в МФЦ, напрямую в канцелярию (экспедицию) уполномоченного органа или почтой (рекомендуется отправлять заказным с описью вложения), к которому надо приложить следующие документы:
- документ, подтверждающий право собственности, если право не зарегистрировано в ЕГРН (к примеру, регистрационное удостоверение БТИ);
- аналогичный документ на выкупаемый земельный участок, если права на него не внесены в ЕГРН
- сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на выкупаемый земельном участке с указанием кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров зданий, сооружений, принадлежащих на соответствующем праве заявителю.
- доверенность на представителя, если подается не лично.
- Покупка земельного участка под ИЖС у государства по кадастровой стоимости — это не только выгодно, но и безопасно. Однако найти подходящий для строительства дома или бизнеса ЗУ в муниципальные собственности не просто;
- Кроме свободных государственных земель рекомендую обратить внимание на земли бывших колхозов. Если колхозная земля уже была разделена на паи, то выгоднее покупать земельные участки у сельских жителей — бывших членов колхоза. Далеко не все из них землями пользуются и, возможно, готовы продать свой пай за небольшую цену. Возможно, такой вариант окажется выходом для тех, кому не удастся купить землю напрямую у государства. Жаль, что паевые земли, в основном, сельскохозяйственного назначения.
Действующим законодательством определен порядок выкупа и перевода земельного участка на другого собственника. Прежде всего, инициатор должен иметь на руках договор аренды, по условиям которого возможно в последующем покупать занимаемую территорию. Следующим шагом станет обращение в регистрирующую инстанцию, которая выдаст инициатору документы, с указанием технических характеристик участка. После этого необходимо оформить заявление и направить его собственнику.
К обращению нужно приложить план арендуемой земельной территории. После представления необходимой документации, бюджетная инстанция, которая является владельцем участка, рассмотрит заявление и вынесет решение. В случае положительного ответа инициатор получит на руки постановление, с указанием стоимости территории. После этого заключается договор купли-продажи. В завершении нужно будет оплатить пошлину, переоформить участок и зарегистрировать соглашение в государственном порядке. Итогом указанной процедуры станет выдача свидетельства о праве собственности.
Приобретение земельного участка у государства
07.12.2018
С принятием Конституции РФ с 2021 г. у граждан и организаций появилось право на приобретение федеральной или муниципальной земли в собственность. А в 2021 г. был введен Земельный кодекс, содержащий правила землепользования. Но в нашей стране законодательные акты постоянно терпят изменения, и чтобы выкупить землю из государственной собственности необходимо владеть актуальными на 2021 г. сведениями и знать все нюансы приобретения земли.
Проблема в том, что многие интернет-порталы содержат устаревшую или недостоверную информацию, из-за которой граждане не могут получить участки даже на платной основе и правильно оформить их в собственность.
В данной статье содержится информация о том, в каких случаях можно выкупить государственные участки, как происходит процедура выкупа, сколько это будет стоить и как рассчитать. Также мы предоставим пошаговую инструкцию с описанием каждого этапа.
К сожалению, на практике часто встречаются неправомерные отказы в предоставлении ЗУ в собственность. Примером может послужить дело Алтайского краевого суда, рассмотренное в 2021 г.
Истец обратился в суд с иском к Барнаульской городской думе с требованием признать незаконные положения Правил землепользования и застройки городского округа по поводу земельного участка отнесенного к санитарно-защитной зоне.
В иске указано, что истец пользовался ЗУ и самовольно построенным на нем домом длительное время. Ранее он обращался в Комитет по земельным ресурсам и просил предоставить используемый участок в собственность. Однако истец получил отказ, обоснованный тем, что данный ЗУ находится на территории санитарно-защитной зоны Северного Промышленного района. Согласно положениям Российского законодательства строительство жилых объектов на территории таких зон запрещено.
Однако проект защитных зон не разрабатывался и соответствующее заключение главного санитарного врача Алтайского края не было выдано. Таким образом суд установил, что ЗУ не относится к санитарно-защитной зоне Северного промышленного района и положения Правил землепользования недействительны.
Т.е. иск был удовлетворен. Положения правил, касающиеся расположения защитных зон не действительны. А истец может повторно обратиться для выкупа ЗУ и узаконить построенный дом.
Выкуп земельного участка в собственность под объектом
За последние 5 лет порядок оспаривания кадастровой стоимости несколько раз менялся, однако процедура оспаривания уменьшения кадастровой стоимости выгодна по-прежнему для владельцев земельных участков. Арендатор может законно снизить арендную плата, а собственник — земельный налог. Для тех, кто планирует выкупить земельный участокпочти всегда услуга по уменьшению кадастровой стоимости очень выгодна.
Стоимость выкупа земли для этих же лиц, госсобственность на которые не разграничена, определяется в размере 10-кратной ставки земельного налога. В связи с этим в случае отсутствия кадастровой имеет смысл просить исправить эту ошибку. Сколько стоит выкупить землю в Калининграде? Ни для кого не секрет, что выкупная стоимость напрямую зависит от кадастровой стоимости, которую последний раз утвердило Правительство Калининградской области в 2022 г.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Закон о выкупе земли из аренды в собственность 2022
Какова стоимость Стоимость участка рассчитывается в процентном соотношении от его кадастровой цены, которая зависит от региона и месторасположения земли. Например, стандартно для граждан, которые возвели постройки на участках, а также для юридических лиц, которые являются владельцами зданий, стоимость выкупа из аренды составляет около 60% кадастровой цены. Минимальная ставка в размере 2,5% предоставляется в случае выкупа участка из федерального владения. Данный процент также применяется в отношении юридических лиц, когда выкупаются разделенные наделы, предоставленные в аренду с целью формирования дачного хозяйства. Также обратите внимание, что в случае необходимости смены категории и характера целевого использования участка, вам необходимо будет оплатить около 80% его кадастровой стоимости. Если нужды в таких изменениях нет, тогда применяется ставка на уровне 20%.