Ответственность за совершение налоговых правонарушений
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность за совершение налоговых правонарушений». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Ответственность за неуплату налогов
Существует три вида ответственности за нарушение налогового законодательства, к которой могут привлечь компанию или ее сотрудника: административная, налоговая и уголовная.
- Административная ответственность предполагает обязательство для налогоплательщика погасить образовавшуюся недоимку. Никаких дополнительных санкций (в виде наказания рублем или лишения свободы) этот вид ответственности не предусматривает.
- Налоговая ответственность предполагает финансовые расходы, то есть наказание рублем в виде штрафа. Инспектор вправе потребовать у налогоплательщика погасить недоимку, начислить пеню, штрафы. Эти суммы налоговики взыщут с без судебного разбирательства.
- Уголовная ответственность предусмотрена за преступления тяжелые и финансово емкие. Виновного определяет суд, который может его заключить под арест и лишить свободы на довольно длительный срок, в зависимости от тяжести и масштаба преступления.
Мерой ответственности за совершение налогового правонарушения является налоговая санкция.
Формы налоговых санкций. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных статьями НК за совершение конкретного вида налогового правонарушения.
Особенности применения мер ответственности в зависимости от наличия смягчающих и отягчающих обстоятельств совершения налогового правонарушения. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК за совершение налогового правонарушения.
При наличии отягчающего вину обстоятельства размер штрафа увеличивается на 100 % по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК за совершение налогового правонарушения.
Порядок взыскания налоговой санкции. После вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в случаях, когда внесудебный порядок взыскания налоговых санкций не допускается, соответствующий налоговый орган обращается с исковым заявлением в суд о взыскании с этого лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговой санкции.
ВИДЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ И ПОРЯДОК ЕГО ПРОВЕДЕНИЯ
Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.
Проводится налоговый контроль должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах.
В целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.
Виды налогового контроля
Виды налогового контроля:
1) В зависимости от времени проведения:
-
предварительный;
-
текущий (оперативный);
-
последующий.
Предварительный налоговый контроль проводится до отчетного периода по конкретному виду налога либо до решения вопроса о предоставлении налогоплательщику налоговых льгот, изменении сроков уплаты налогов и т.д.
Текущий налоговый контроль проводится во время отчетного налогового периода. Особенностью текущего налогового контроля является его проведение в ходе реализации хозяйственных или финансовых операций, т.е. в процессе ежедневной работы налогоплательщиков. Данный вид контроля основывается на бухгалтерском и налоговом учетах, первичных документах, инвентаризациях, порядке ведения кассовых операций, что позволяет и контролирующим органам, и подконтрольным субъектам быстро реагировать на изменения в финансовой деятельности, предупреждать нарушения налогового законодательства и, таким образом, предотвращать финансовые потери государственной или муниципальной казны.
Последующий налоговый контроль проводится после завершения отчетного периода путем анализа и ревизии бухгалтерской и финансовой документации. Главной целью последующего налогового контроля является оценка своевременности и полноты исполнения налоговой обязанности со стороны фискально обязанных лиц.
2) В зависимости от субъекта:
-
налоговых органов;
-
таможенных органов;
-
органов внутренних дел;
-
следственных органов.
3) В зависимости от места проведения:
-
выездной — в месте расположения налогоплательщика;
-
камеральный — по месту нахождения налогового органа.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Формы вины при совершении административного правонарушения. Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, т. е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, т. е. не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.
Состав лиц, подлежащих административной ответственности. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых НК или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Для целей КоАП должностное лицо – это:
– лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т. е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него;
– лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.
Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Состав административных правонарушений в области налогов и сборов и ответственность за их совершение указаны в гл. 15 КоАП (ст. 15.3-15.7 и ст. 15.11). За совершение административных правонарушений в сфере налогообложения в настоящее время применяются меры административной ответственности в форме административного штрафа.
Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Нарушение правил составления налоговой декларации
Инструкции по заполнению налоговых деклараций по федеральным, региональным и местным налогам издаются Министерством РФ по налогам и сборам по согласованию с Минфином России, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В случае нарушения правил юридическим лицом ответственность наступает в соответствии с п.4 ст.120 НК РФ.
Нарушение должно быть выражено в несвоевременном или неправильном отражении в декларации доходов и расходов налогоплательщика, источников доходов, исчисленной суммы налога и (или) других данных, связанных с исчислением и уплатой налога. Согласно данной норме ответственность наступает в виде штрафа в размере трех тысяч рублей.
В случае совершения нарушения физическим лицом ответственность наступает в соответствии со ст.121 НК РФ.
Если физическое лицо обязано подавать декларацию, оно должно собрать прежде всего все документы, подтверждающие полученные доходы и произведенные расходы, связанные с их получением, право на уменьшение совокупного дохода и право на льготы по подоходному налогообложению. Следует иметь в виду, что при декларировании учитываются и принимаются налоговыми органами не любые расходы, а только те, что предусмотрены законодательством о подоходном налогообложении.
Субъектом нарушений правил составления налоговой декларации является физическое лицо, обязанное сдавать налоговую декларацию.
Форма вины может быть как умышленная, так и неосторожная.
Признаками нарушения правил составления налоговой декларации является неотражение или неполное отражение доходов (расходов), а равно ошибки, приводящие к занижению сумм налогов, подлежащих уплате.
Вышеуказанные деяния влекут взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.
Таким образом, можно сделать вывод, что налоговым правонарушением признается виновно совершенное деяние лица в сфере налогов и сборов, повлекшее за собой общественно опасные последствия в виде неуплаты или неполной уплаты, неправильного исчисления сумм налогов и сборов, предусмотренных Налоговым законодательством РФ. Данный вид правонарушений – один из наиболее важных для государства видов правонарушений, т.к. благодаря налоговой системе формируется доходная часть бюджета, которая способствует нормальному функционированию как государства в целом, так и исполнению отдельных его функций и задач.
Разнообразные виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение определены главой 16 НК РФ (нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе; непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества, расчета по страховым взносам); нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета) и другие). Их можно систематизировать по-разному. Наиболее распространено разделение налоговых правонарушений согласно их направленности. Так, И.И. Кучеров акцентирует внимание на следующие обособленные группы: нарушения, связанные с неисполнением обязанностей в связи с налоговым учетом (ст. 116 НК РФ);
— нарушения, связанные с несоблюдением порядка ведения учета объектов налогообложения, доходов и расходов и представлением в налоговые органы налоговых деклараций (ст. ст. 119-120 НК РФ);
— нарушения, связанные с неисполнением обязанностей по уплате, удержанию или перечислению налогов и сборов (ст. ст. 122, 122.1, 123 НК РФ);
— нарушения, связанные с воспрепятствованием законной деятельности налоговых администраций (ст. ст. 125, 126, 126.1., 128, 129, 129.1 НК РФ). Особенность всех налоговых правонарушений в том, что они регулярно модифицируются и видоизменяются.
Разнообразие видов налоговых, административных правонарушений в области финансов, налогов и сборов обусловлено в основном увеличением числа «интеллектуальных» правонарушений, и преступлений в налоговой сфере, юридические конструкции которых требуют разработки основ налоговой деликтологии.
В настоящее время многие налогоплательщики используют различные схемы уклонения от налогообложения. В связи с этим одной их функций налоговых органов является осуществление контроля за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах. Законодатель совместно с ФНС создают специальные Федеральные законы, Положения, Инструкции, которые уточняют положения НК РФ и способствуют снижению количества налоговых правонарушений и повышению эффективности их выявления.
В соответствии с законодательством РФ налоговые органы осуществляют свои функции в целях выявления и предотвращения налоговых правонарушений, но подходы, к которые необходимо устранить при помощи мер налогового администрирования, под которым подразумевают деятельность государственных органов управления (но не законодательных органов власти) в налоговой сфере.
И именно обеспечение качества и эффективности налогового администрирования считается одним из основных условий полного и своевременного поступления в бюджетную систему налогов и других обязательных платежей. Однако, невзирая на постоянный контроль со стороны налоговых органов, зачастую допускаются нарушения законодательства в области налогов и сборов. Такие нарушения, содержащие признаки преступления (налоговые преступления), представляют собой наиболее опасную форму противоправного поведения налогообязанных лиц — одну из главных угроз экономической безопасности государства, определяемая как устойчивость к воздействию внешних и внутренних факторов, нарушающих нормальное функционирование процесса общественного воспроизводства, подрывающий достигнутый уровень жизни населения, вызывающих социальную напряженность в обществе и угрозу существования государства. В связи с этим, подобные посягательства причиняют существенный вред системе налогообложения, разрушают существующие механизмы формирования
Исходя из всего вышесказанного, можно сказать, уклонение от налогов – неизбежная проблема любого государства. Однако существуют меры по уменьшению масштабов уклонения от уплаты. Для этого необходимо:
1.Систематическое совершенствование законодательства, как в отношении налогов, так и в плане общего ведения бизнеса;
2.Усиление контроля и средств мониторинга денежных потоков, с помощью которых можно скрыть средства, с которых должен быть уплачен налог;
3.Увеличение «прозрачности» системы сбора и распределения налоговых средств, так как это увеличит доверие налогоплательщиков государтву;
4. Информационная систематическая работа на всех уровнях со всеми слоями населения с целью донесения критически важной функции сбора и распределения налогов в государстве.
Также следует обратить внимание на опыт зарубежных стран. Эти государства применяют корпоративную социальную ответственность, которая является эффективной мерой воздействия для предотвращения налоговых правонарушений.
Статья 109. Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения
1. Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) отсутствие события налогового правонарушения;
2) отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;
3) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста;
4) истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
2. Помимо обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если такое правонарушение было совершено при приобретении (формировании источников приобретения), использовании либо распоряжении имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями, а также счетами (вкладами), информация о которых содержится в специальной декларации и (или) прилагаемых к ней документах и (или) сведениях, представленных в соответствии с Федеральным законом «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В случае, указанном в настоящем пункте, основанием для непривлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения является представление копии такой специальной декларации и копий прилагаемых к ней документов и (или) сведений с отметкой налогового органа о приеме.
Статья 112. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения
1. Обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:
1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
2.1) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;
3) иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
2. Обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.
3. Лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда или налогового органа.
4. Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.
Статья 112. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения
1. Обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются: 1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; 2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; 2.1) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения; (пп. 2.1 введен Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ) 3) иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность. (в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 04.11.2005 N 137-ФЗ) 2. Обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение. 3. Лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда или налогового органа. (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) 4. Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций. (п. 4 введен Федеральным законом от 09.07.1999 N 154-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 04.11.2005 N 137-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
Статья 113. Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения
(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) 1. Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового (расчетного) периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности). (в ред. Федеральных законов от 27.07.2006 N 137-ФЗ, от 03.07.2016 N 243-ФЗ) Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных статьями 120 и 122 настоящего Кодекса. Исчисление срока давности со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода применяется в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120 и 122 настоящего Кодекса. 1.1. Течение срока давности привлечения к ответственности приостанавливается, если лицо, привлекаемое к ответственности за налоговое правонарушение, активно противодействовало проведению выездной налоговой проверки, что стало непреодолимым препятствием для ее проведения и определения налоговыми органами сумм налогов (страховых взносов), подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ) Течение срока давности привлечения к ответственности считается приостановленным со дня составления акта, предусмотренного пунктом 3 статьи 91 настоящего Кодекса. В этом случае течение срока давности привлечения к ответственности возобновляется со дня, когда прекратили действие обстоятельства, препятствующие проведению выездной налоговой проверки, и вынесено решение о возобновлении выездной налоговой проверки. (п. 1.1 введен Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ) 2. Исключен. – Федеральный закон от 09.07.1999 N 154-ФЗ.
Основаниями налоговой ответственности выступают: 1) нормативное основание – закрепленная в законе нормативная модель правонарушения; 2) фактическое основание – реально совершенное налоговое правонарушение; 3) процессуальное основание – официальный акт налогового органа или суда о привлечении к ответственности.
Налоговое правонарушение – виновно совершенное противоправное (в нарушение налогового законодательства) деяние (действие или бездействие), за которое НК установлена ответственность (ст. 106 НК).
Изучения налоговых правонарушений и ответственности за нарушения налогового законодательства как никогда актуально во времена развития рыночной экономики.
Целью работы является рассмотрение основных понятий налогового правонарушения и мер ответственности за них. В связи с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
изучить понятие налогового правонарушения;
охарактеризовать виды налоговых правонарушений;
рассмотреть порядок привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства.
Объектом исследования в данной работе выступает налоговое законодательство РФ. Предмет изучения – налоговые правонарушения.
Теоретическую базу исследования составили труды отечественных ученых, политологов и др. авторов, относящиеся к теме исследования. При написании работы использовалось действующее законодательство России. Нормативная база исследования включает, помимо норм налогового права, источники других отраслей права: конституционного, гражданского, финансового, административного, уголовного и др.
Задача 1
Организация осуществляет производственную деятельность, часть своей продукции реализует через магазин площадью 85 кв. м. Доходы организации за налоговый период составили 7250 тыс. руб., в том числе от реализации через магазин 2100 тыс. руб.
Для производства были приобретены товарно-материальные ценности на общую сумму 6300 тыс. руб. (в том числе НДС 18%), приняты к учету, продавец выдал надлежащим образом оформленные счета-фактуры.
Рассчитать сумму НДС, подлежащую внесению в бюджет за налоговый период.
Задача 2
Гражданин имеет на территории муниципального образования дом, инвентаризационная стоимость которого составляет 1220 тыс. руб., и земельный участок 500 кв. м. Кадастровая стоимость 1 кв. м. земли – 850 руб. Ставка земельного налога — 0,3 %, ставка налога на имущество физических лиц – 0,1 %. Определить размер налога на имущество физических лиц за год; размер земельного налога за год.
О юридических последствиях налоговых злоупотреблений
Налоговый кодекс РФ устанавливает ответственность налогоплательщиков за нарушение налогового законодательства. Какие правовые последствия возникают у субъектов налоговых правоотношений в случае злоупотребления ими налоговыми правами? Ответ на этот вопрос дает Константин Сасов, ведущий юрист «Пепеляев Групп», адвокат, к.ю.н.
О злоупотреблении налоговым правом
Под злоупотреблениями обычно понимается совершение деяний в своем праве (без нарушения закона), но имеющих негативные последствия для третьих лиц.
В Гражданском кодексе РФ для участников гражданского оборота давно имеется запрет на злоупотребление правом (действия исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав).
Долгое время пресечение налоговых злоупотреблений налогоплательщиков не было урегулировано в законе. В разные периоды в российских судах для этого применялись судебные доктрины «недобросовестного налогоплательщика», «необоснованной налоговой выгоды», «непроявление должной осмотрительности» и др.
Федеральным законом от 18 июля 2021 г. № 163-ФЗ в НК РФ введена ст. 54.1 НК РФ «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов».
В большинстве своих норм эта статья не содержит новых правовых ориентиров.
Так, запрет учитывать (в том числе – для целей налогообложения) нереальные сделки (п. 1) уже существует в Законе о бухгалтерском учете (ст. 9), а требование наличия деловой цели сделок (п. 2) установлено в ст. 9 постановления Пленума ВАС РФ № 53. Пункт 3 ст. 54.1 НК РФ адресован налоговым органам: он запрещает налоговые претензии, основанные на обстоятельствах, не зависящих от налогоплательщика (неуплата налогов контрагентом и подписание его документов неустановленным лицом), а также запрещает проверять целесообразность, рациональность или неэффективность сделок налогоплательщика. Такие законные ориентиры также основаны на правовых позициях высших судов[1].
Юридические последствия этих запретов разными субъектами налоговых правоотношений одинаковы: они не порождают прав и обязанностей, подлежащих судебной защите.
Так, бухгалтерский учет фиктивных (мнимых) сделок и сделок, совершенных исключительно с целью налоговой экономии, не позволяет налогоплательщику учитывать их для целей налогообложения (уменьшать налогооблагаемую прибыль, заявлять вычеты НДС и т.д.). Нарушение этого запрета, повлекшего уменьшение налога, подлежащего уплате в бюджет, подпадает под санкцию ст. 122 НК РФ.
Если же налоговый орган обоснует свое решение исключительно формальными замечаниями к действиям контрагента налогоплательщика либо сомнениями относительно коммерческой состоятельности сделки налогоплательщика, то арбитражный суд на основании п. 3 ст. 54.1 НК РФ должен признать такое решение недействительным. Своеобразной санкцией в этом случае выступает обязанность налогового органа возместить налогоплательщику его судебные издержки в разумном размере по правилам ст. 110–111 АПК РФ.
Последствия нарушения правовой новеллы
Единственная реальная правовая новелла содержится в подп. 2 п. 2 ст. 54.1 НК РФ. Она устанавливает новое условие для реализации налогоплательщиком прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов: обязательство по сделке (операции) должно быть исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону.
Мерой ответственности за совершение налогового правонарушения является налоговая санкция.
Формы налоговых санкций. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных статьями НК за совершение конкретного вида налогового правонарушения.
Особенности применения мер ответственности в зависимости от наличия смягчающих и отягчающих обстоятельств совершения налогового правонарушения. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК за совершение налогового правонарушения.
При наличии отягчающего вину обстоятельства размер штрафа увеличивается на 100 % по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК за совершение налогового правонарушения.
Порядок взыскания налоговой санкции. После вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в случаях, когда внесудебный порядок взыскания налоговых санкций не допускается, соответствующий налоговый орган обращается с исковым заявлением в суд о взыскании с этого лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговой санкции.
Исковое заявление о взыскании налоговой санкции подается:
- в арбитражный суд (при взыскании налоговой санкции с организации или индивидуального предпринимателя);
- суд общей юрисдикции (при взыскании налоговой санкции с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем).