Заявка на участие в электронном аукционе 2023 г.
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Заявка на участие в электронном аукционе 2023 г.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Чтобы участвовать в электронном аукционе, нужно получить квалифицированную электронную подпись (КЭП) и зарегистрироваться в ЕИС. Получить КЭП можно за сутки. Регистрация в ЕИС может занять до 15 рабочих дней, поэтому лучше зарегистрироваться в ЕИС заранее, а потом выбирать закупку, в которой хотите поучаствовать.
Конечно решение комиссии УФАС не безупречно, но факт остается фактом.
При представлении товарных знаков участнику следует быть очень внимательным. Любая неточность здесь чревата отклонением, обжаловать которое, скорее всего не удастся. Если у заказчика указан товарный знак с ошибкой, следует подавать запрос разъяснений. |
Если же установленный законом срок для подачи такого запроса истек, участник оказывается перед трудным выбором: указать товарный знак точно в таком виде, в каком он указан в документации заказчика или предоставить правильное обозначение товарного знака.
По мнению автора, в этом случае, товарный знак следует указывать в том виде, в котором он зарегистрирован, то есть в правильном виде. Но такая рекомендация уместна только если опечатка, допущенная заказчиком в написании товарного знака, налицо.
Подпунктом «б» пункта 1 части 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ установлено требование об указании словесного обозначения товарного знака только при его наличии.
Таким образом, в случае, если предлагаемый к поставке товар не защищен товарным знаком, то отсутствие его словесного обозначения в первой части заявки на участие в электронном аукционе не будет противоречить положениям Закона N 44-ФЗ.
Одновременно обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов.
В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.
Порядок рассмотрения первых частей заявок
Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупок товаров, работ, услуг.
Участник электронного аукциона не допускается к участию в случае:
- непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
- несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по иным основаниям, не допускается.
По результатам рассмотрения первых частей заявок аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе, который подписывается всеми присутствующими на заседании членами комиссии не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок. Указанный протокол не позднее даты рассмотрения заявок направляется заказчику оператором электронной площадки и размещается в ЕИС.
Участник закупки, первая часть заявки на участие в электронном аукционе которого в соответствии с частью 3.1 статьи 66 содержит согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе, и заявка которого не возвращена оператором электронной площадки в соответствии с частью 11 ст.66, считается допущенным к участию в электронном аукционе. Оформление протокола, предусмотренного частью 6 ст.67 в этом случае не требуется.
На стадии рассмотрения первых частей заявок аукцион может быть признан несостоявшимся в следующих случаях:
- Если по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе подана только одна заявка или не подано ни одной заявки.
- Если аукционная комиссия приняла решение об отказе в допуске к участию в таком аукционе всех участников закупки, подавших заявки на участие в нем или о признании только одного участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, его участником (в протокол рассмотрения первых частей заявок вносится информация о признании такого аукциона несостоявшимся).
Как происходит рассмотрение вторых частей
Аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, которые направляются заказчику оператором электронной площадки на соответствие их требованиям установленным документацией о таком аукционе.
По результатам рассмотрения вторых частей заявок комиссией принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки требованиям, установленным документации о таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ст.69 Закона о контрактной системе.
Аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе до принятия решения о соответствии 5 таких заявок требованиям, установленным в документации о таком аукционе.
В случае если в аукционе принимали участие менее чем 10 участников и менее чем 5 заявок на участие соответствует указанным требованиям, аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в таком аукционе, поданные всеми его участниками, которые приняли в нем участие.
Признаки электронных торгов
Всем электронным торгам присущи общие системные признаки:
- В торгах принимают участие 3 стороны:
- Организатор торгов. Организатором торгов является лицо, заключившее с оператором электронной площадки договор с целью поиска лица, заинтересованного в заключении сделки с имуществом (имущественными правами), выставленном на торги в качестве лота;
- Пользователи электронной площадки. Пользователи электронной площадки — государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане, имеющие намерение приобрести информацию, хранящуюся в информационной системе оператора электронной площадки или использующие указанную информацию с целью заключения договора, предметом которого является реализация товаров, работ или услуг;
- Оператор электронной торговой площадки. Оператор электронной торговой площадки — российское юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, являющиеся законными правообладателями размещенной в сети «Интернет» информационной системы общего пользования, с использованием которой участники электронного взаимодействия посредством обмена информацией проводят торги.
- Торги проводятся на электронной торговой площадке.
Где осуществляются закупки
В соответствии с 44-ФЗ о госзакупках, тендеры проводятся на восьми официальных ЭТП.
Теперь чтобы работать на них не нужно регистрироваться и получать аккредитацию на каждой площадке отдельно. Доступ обеспечивает однократная регистрация в ЕИС — единой информационной системе.
Удобная альтернатива ЕИС – система Тендерплан. Попробуйте БЕСПЛАТНО на 2 недели
Это портал, который содержит реестр всех закупок, черный список поставщиков, в который часто попадают неопытные начинающие участники по причине банального незнания всех тонкостей и правил, того, как здесь все устроено.
Поясним на конкретном примере: закон не требует обязательного документального подтверждения всех заявленных поставщиком сведений, но, если в процессе проверки появятся хотя бы малейшие разночтения с фактической информацией (а данные могут меняться в процессе деятельности поставщика) он может оказаться в Реестре недобросовестных поставщиков (РНП). Это означает, что туда вносятся данные не только о самой организации, но и о руководителе и учредителях.
Это, фактически, крест для компании на получении госзаказов. Принимать участие в тендерах после этого невозможно в течение 2 лет, а организация может там оказаться из-за простой ошибки или незнания всех правил.
Также на портале размещена масса полезной информации. Вскоре на сайте планируют разместить полную базу участников тендеровпо 44-ФЗ и перечень услуг и продукции, которые подходят для сотрудничества по этому закону.
На что обратить внимание при заполнении первой части заявки на участие в электронном аукционе
Иногда описание объекта закупки в аукционной документации – это целый лабиринт формулировок, призванный запутать участников и тем самым пролоббировать нужного поставщика. Но даже в честной закупке можно наделать ошибок. На что обратить внимание в первую очередь:
- Формулировки, описывающие объект закупки, имеют совершенно определенное значение, обычно они подробно описываются в инструкции по заполнению заявки. Так, если требуется значение “до 10 кг”, в заявке можно указать 9 кг, 7 кг, но 10 будет уже ошибкой. Символ «±» означает пределы допуска по размерам: вместо 20±5 см нужно указать конкретное значение, например, 22 см. Если же параметр имеет сноску: “фракция гравия1” – он считается неизменным диапазоном и в заявке следует писать такой же диапазон.
- Первая часть заявки на участие в аукционе не должна содержать сведений о поставщике: оформление ее на фирменном бланке, проставление печати или подписи – нарушение. Если этого требует заказчик – это уже нарушение с его стороны и повод обратиться в ФАС.
- Госзаказчики часто имеют собственные бланки для заявок. Их использовать не обязательно, но желательно – так заказчику проще анализировать многочисленные заявки.
Порядок и сроки рассмотрения вторых частей заявок
Оператор ЭТП направляет заказчику вторые части в течение часа после размещения протокола проведения электронного аукциона. Комиссия рассматривает их на соответствие требованиям ч.19 ст.68 44-ФЗ. Примечание: с 1 января 2020 г. в ч.2 ст.69, 44-ФЗ будут внесены изменения о решении комиссии о соответствии либо несоответствии заявки требованиям документации.
После рассмотрения вторых частей, комиссия должна принять решение о соответствии (несоответствии) заявок требованиям документации. Для этого используется реестр участников электронного аукциона, аккредитованных на ЭТП. Примечание: с 1 января 2020 г. в ч.2 ст.69, 44-ФЗ будут внесены изменения о решении комиссии о соответствии либо несоответствии заявки требованиям документации.
Рассмотрение начинается с участника, который предложил наименьшую цену, и продолжается до момента принятия решения о соответствии 5 заявок. Все заявки будут рассмотрены в том случае, если подано менее 10 заявок от участников и требованиям соответствуют менее 5. Если заявок было 10, но не набралось 5, оператор направляет заказчику остальные с учетом ранжирования (ч.18 ст.68 44-ФЗ) для выявления необходимого количества.
Вторые части рассматриваются в течение 3-х рабочих дней с момента размещения протокола проведения электронного аукциона.
Нюансы подготовки первых частей заявок в электронной форме
При формировании аукционной заявки нужно тщательно изучить законодательные требования и аукционную документацию. В процессе подготовки первой части заявки необходимо обратить внимание на следующие моменты:
- В этом разделе не требуется указывать никаких конкретных данных заявителя. То есть предложение, например, оформить заявку на фирменном бланке — повод обратиться в антимонопольную службу для разбирательства.
- Если в предложенной документации есть форма, по которой рекомендуется заполнять заявку, стоит пойти навстречу организаторам торгов, несмотря на необязательность такого требования.
- Сведения о товаре в первом разделе заявки (в отличие от выполнения работ или услуг) должны содержать точные характеристики предмета сделки, которые следует прикрепить к заявке отдельным файлом. Кроме того, информация о товаре может быть дополнена его изображением, эскизом, рисунком, чертежом.
- Документ заверяется электронной цифровой подписью.
Требовать иные документы, кроме тех, которые определены для первого (равно как и второго) раздела заявки законодательно, не допускается.
Отклонить заявку на этапе подачи как первой, так и второй части могут:
- из-за неполной передачи сведений;
- передачи недостоверной информации;
- несоответствия предложенного товара аукционным требованиям.
Правила подачи заявки
Участие в электронном аукционе (ЭА) заказчиков, поставщиков, подрядчиков, исполнителей ст. 66 44-ФЗ обязывает предварять регистрацией в Единой информационной системе (ЕИС), что одновременно автоматически сопровождается аккредитацией и на ЭТП.
Процесс подачи заявок с целью участия в электронных торгах следует сопровождать соблюдением таких правил:
- заявочные документы обязаны включать в себя 2 части;
- не разрешается требовать от участвующих в аукционе предоставлять добавочные документы и сведения, за исключением случая, при котором в закупочную спецификацию вносится проектная документация, что обязывает участников закупочных торгов соглашаться на исполнение работ по правилам документации об ЭА;
- участвующее в ЭА лицо имеет право отправить лишь 1 заявку;
- оператор ЭТП должен на протяжении рабочего дня, который наступает вслед за датой завершения срока подачи заявочных документов, отправить заказчику первую заявочную часть;
- аукционер, который подал заявку, имеет право её отозвать не позже времени завершения срока подачи, уведомив об этом оператора ЭТП;
- последнему надлежит в обязательном порядке до публикации на ЭТП протокола проведения аукциона обеспечить конфиденциальность сведений об аукционерах, которые подали заявочные документы, а также данных, содержащихся в их 1-й и 2-й частях и в другой прилагающейся документации.
Порядок участия в электронном аукционе: статья 66 федерального закона 44
Прежде чем перейти к анализу конкретной статьи Федерального закона, необходимо более детально изучить сам правовой акт.
Этот ФЗ несет название «О контрактной системе в сфере закупки товаров и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Закон состоит из:
- Глав.
- Параграфов.
- Конкретных частей и статей.
Принят он был в 2013 году, а последние изменения вносились в апреле 2018 года. В частности, они коснулись порядка начисления и взыскания пени в правоотношениях между закупщиком и поставщиком.
Статья 44 данного ФЗ раскрывает порядок оформления соглашения на участия в интернет аукционе при осуществлении государственных закупок, предназначенных для тех или иных нужд.
Прежде чем подавать заявку, поставщик должен пройти соответствующую аккредитацию, которая также проходит в электронном виде. Сама заявка, как одна из разновидностей акцептных действий, включает в себя такие элементы, как:
- выражение согласия на участие;
- необходимая документация.
Можно подавать только одну заявку по каждому из предложенных соглашений. В той ситуации, когда обстоятельства дела существенно изменились, лицо, подавшее такую заявку, имеет право в любой момент ее отозвать. Главное, чтобы это произошло не позднее закрытия программы по подаче заявок.
Проводить аукцион в электронной форме заказчик обязан в том случае, когда производится закупка товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 N 2019-р, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта РФ.
Однако заказчик вправе производить закупки путем проведения электронного аукциона закупки товаров, работ, услуг, не включенных в указанные перечни (п. 3 ст. 59 Федерального закона N 44-ФЗ).
Воспользоваться данным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) целесообразно в том случае, когда заказчику не нужно оценивать предложения участников по качеству товаров (квалификации участников, опыту работы и т.п.), а осуществлять закупку товаров (работ, услуг) у единственного поставщика или путем запроса котировок законом не допускается.
В то же время существуют ограничения по проведению закупок товаров (работ, услуг) путем проведения аукциона в электронной форме. В том случае, когда заказчик обязан применять закрытые способы определения поставщика, электронный аукцион не проводится (п. 2 ст. 84 Федерального закона N 44-ФЗ).
Поскольку Федеральным законом N 44-ФЗ других ограничений на использование электронного аукциона для определения поставщика не предусмотрено, при отсутствии необходимости использовать закрытые способы вопрос о проведении электронного аукциона должен решаться заказчиком самостоятельно с учетом преимуществ и недостатков данного способа.
На текущий момент Федеральная Антимонопольная Служба издала письмо №ИА/44536/16 от 01.07.2016 г. В нем она просит покупателей учитывать особенности товаров и приводит перечни, какие требования нельзя включать в документы. На этапе разработки заявки участник не может иметь товар или какие-то материалы в наличии, чтобы измерить эти показатели. Это данные, которые могут стать известны только после проведения испытаний.
Правильная подготовка заявки зависит от нескольких вещей. Необходимо изучить документацию и требования для первой части . Если необходимо готовить форму с конкретными показателями, нужно проверить, правомерно ли требовать предоставления таких данных в составе заявки или нет. Допустим, при проведении закупок на капитальный ремонт, требовать указания конкретных характеристик в первой части заявки заказчик не имеет права. Должен быть размещен проект работ и все участники должны подавать согласие, а затем исполнять работы в строгом соответствии с проектной документацией, использовать именно те материалы, которые прописаны . Второе, что следует сделать — это проверить требования к этим показателям на правомерность. Должны отсутствовать требования характеристикам, которые могут стать известны, только после испытаний. Например, «усилие на разрыв», «предел текучести», «усилие на изгиб» и т.д.
Если первые два пункта выбиваются, есть соответствие нормам законодательства, то подаём жалобу в ФАС и перечисляем, что именно нарушено. И заказчик должен это исправить по предписанию ФАС. Третье, что необходимо сделать — это внимательно изучить инструкцию по подготовке первых частей. У заказчика она обязательно должна быть в составе документации. Если ее нет — нарушение. Инструкцию стоит изучать внимательно, типовой инструкции нет, каждый заказчик пишет ее для себя самостоятельно. На нашей практике сталкивались вплоть до того, что в инструкции может быть описано, что слово «больше» следует трактовать как «меньше», и наоборот. Стоит изучать внимательно, что значит запятая, как трактовать тот или иной знак, то или иное словосочетание, в зависимости от того, в кавычках оно находится, каким шрифтом написано и т.д. Заказчик проверяет заявки в строгом соответствии со своей инструкцией. Именно на неё вы должны опираться при заполнение заявок на участие в аукционе.
Также, нужно обращать внимание на нормативную документацию. Заказчики указывают, какие материалы должны соответствовать государственным стандартам, и указывая в первой части заявки конкретные показатели, всегда необходимо сверяться с ГОСТ. Показатели вашей заявки должны соответствовать конкретному ГОСТу, и требованиям заказчика, учитывая инструкцию по подготовке заявки.
Как происходит передача заявок на участие в электронном аукционе
Поставщик или исполнитель имеет право подать заявку на участие в аукционе в установленные сроки: от размещения извещения о его проведении до содержащихся в документации даты и времени подачи заявок.
Заявка направляется оператору ЭТП в виде двух электронных документов одновременно (первая и вторые части заявок). Участник вправе подать только одну заявку на участие в аукционе.
Согласно ч. 9 ст. 66 ФЗ-44, оператор ЭТП должен присвоить номер участнику аукциона и подтвердить получение заявки. Он несет ответственность за конфиденциальность поступивших заявок. Также он обязан вернуть участнику поступившую заявку в течение 1 часа следующих случаях:
- если она нарушает требования ч. 6 ст. 24.1 или ч. 9 ст. 24.2 ФЗ-44;
- если участник одновременно подал 2 и более заявки;
- при нарушении сроков подачи заявки;
- при наличии сведений об участниках в реестре недобросовестных поставщиков.
Электронный аукцион: сроки
Весь процесс проведения аукциона регламентирован четкими сроками. Некоторые из них приведены в таблице.
Действие |
Срок, статья по ФЗ № 44 |
Аккредитация участника на электронной площадке (или отказ в ней) |
5 дней (61-я ст., п.4) |
Предупреждение оператором о скором истечении полученной аккредитации |
За 3 месяца до даты истечения срока (61-я ст., п.15) |
Изменение заказчиком аукционных документов |
Не позже, чем за 2 дня до окончания срока подачи заявок (65-я ст., п.6) |
Прием первого предложения от участника – о цене контракта |
10 минут с начала электронного аукциона (68-я ст., п.11) |
Размещение протокола о признании аукциона несостоявшимся |
В течение 30 минут после его завершения (68-я ст., п.20) |