Сбил пешехода на зебре: что грозит: ответственность и наказание
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сбил пешехода на зебре: что грозит: ответственность и наказание». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Мнение большинства граждан таково, что при любой аварии с участием пешехода виноватым останется водитель. Даже в тех случаях, когда человек резко появился на дороге или иначе спровоцировал столкновение, доказать этот факт почти невозможно. Полагается, что лицо, управляющее машиной, то есть источником повышенной опасности, должно всегда быть начеку и делать все возможное для исключения аварии.
Алгоритм действий пешехода, если он получил легкие и средние травмы при наезде
-
Вызвать ГИБДД, чтобы зафиксировать факт наезда. Постарайтесь найти свидетелей и записать их контактные данные (если дело дойдет до взыскания ущерба с водителя через суд, очевидцы вам очень помогут).
- Обратиться в медучреждение и зафиксировать повреждения.
-
Став участником ДТП и получив травму, сложно понять, насколько она серьезная. Бывали случаи, когда спустя несколько дней при обращении в медучреждение у пострадавших обнаруживались травмы разной степени тяжести. Поэтому никогда не стоит пренебрегать помощью врачей, чтобы исключить более серьезные повреждения. Мало того, без медицинских справок не удастся получить компенсацию. Протокол от ГИБДД и справка из медорганизации будут служить доказательством того, что травмы вы получили именно на дороге.
- Вы также можете запросить записи с городских камер видеонаблюдения.
Наказание за наезд на пешехода вне пешеходного перехода
Предположим, столкновение произошло из-за того, что потерпевший переходил дорогу в неположенном месте, нарушил правила. Виноват все равно будет водитель. По статье 1079 ГК РФ, автомобилист несет большую ответственность, т.к. он создает ситуацию повышенной опасности — водит транспортное средство, которое потенциально может принести вред окружающим. Поэтому он будет обязан оплатить лечение и раскошелиться на моральную компенсацию.
Суд освободит водителя от ответственности, только если на него действовала непреодолимая сила или пешеход специально кинулся под колеса. Например, хотел так покончить с жизнью самоубийством или вытрясти с автомобилиста деньги за моральный ущерб. Даже если пешеход сам виноват — это еще надо как-то доказать. Помогают обычно записи с камер и видеорегистраторов, рассказы очевидцев.
По статье 1083 вышеупомянутого кодекса, суд может снизить сумму вреда и компенсации, если авария произошла по вине пешехода. Также разные условия могут стать смягчающими обстоятельствами, когда речь идет об уголовном или административном наказании: человек переходил дорогу в неположенном месте, была ночь, не работали фонари и т.д.
Ответственность за умышленный наезд на пешехода
Если автомобилист сбил человека специально — это уже совсем другая история. Вне зависимости от того, как сильно пострадал пешеход, судить водителя будут по УК.
- Человек пострадал не сильно — статья 115. На свое усмотрение судья может назначить работы до двух лет, ограничение свободы до двух лет, арест до шести месяцев либо тюрьма до двух лет.
- Средняя степень вреда — статья 112. Тут суд категоричен: подсудимого ждет лишение свободы сроком до пяти лет.
- Тяжкий вред — статья 111. Тюрьма на срок до десяти лет. При этом, если ответчик хотел травмировать человека, но случайно его убил, он будет отвечать по этой же статье и получит до пятнадцати лет.
Если все закончилось смертью пешехода, и в суде доказали, что такова и была цель ответчика, судить его будут по статье 105 УК РФ и произошедшее будет квалифицировать как убийство. А заслуженное наказание: тюрьма до пятнадцати лет, если не было отягчающих обстоятельств, и до 20 лет, если таковые были.
Если вы случайно или намеренно сбили человека — вам понадобится хороший адвокат, чтобы смягчить наказание и отстоять свои права в суде. Обратитесь к специалистам R.TIGER.
Если причинён лёгкий вред здоровью пешехода
Стоит более подробно рассмотреть особенности каждой категории ДТП с участием пешеходов. Для начала стоит разобраться, что такое легкий вред здоровью и в чем он проявляется.
Итак, незначительный ущерб здоровью заключается в непродолжительной утрате человеком способности к труду. Стоит заметить, что небольшие синяки и царапины не рассматриваются как формы легкого ущерба здоровью, ввиду своей незначительности.
При получении пострадавшим легкого вреда здоровью, водитель имеет определенный риск лишиться водительского удостоверения на период от года до полутора лет. В зависимости от сопутствующих обстоятельств ДТП уполномоченное лицо может предоставить обвиняемому выбор меры наказания.
Если автомобилист предпринял грамотные действия и не шел на конфликт с представителями правоохранительных органов, он может внести по штрафу 2500-5000 рублей и сохранить за собой право управления ТС.
Важно знать: административная ответственность не исключает действия положений гражданского кодекса. Это означает, что провинившийся гражданин будет обязан не только выплачивать штраф, но и компенсировать полученный пешеходом ущерб.
Если водитель не виноват?
Итак, второй случай в обсуждаемой нами ситуации – это когда вина полностью легла на пешехода. И да, даже если тот умер в результате этого, виновность автоматически не переходит на других людей – законодательство так не работает.
Таким образом, водителю может ничего не грозить в плане уголовной и даже административной ответственности. Но есть одно «но»!
Теперь плохие новости: даже при отсутствии вины в ДТП водитель автомобиля будет нести ответственность при причинении вреда пешеходу как владелец источника повышенной опасности. То есть страховка ОСАГО при наличии оплатит расходы на погребение и выплату родственникам сбитого насмерть пешехода.
Увы, но таков закон! Статья 1079 Гражданского кодекса указывает, что вне зависимости от виновности водитель возмещает вред, причинённый его машиной… Да, даже если он ничего не нарушал.
Какой штраф и иные меры государственной ответственности?
Если вина водителя была доказана, то ответственность должна возникнуть в любом случае. Выделяют три вида ответственности, которая может возникнуть, если сбил человека. Со стороны государства применяется административная или уголовная, которая зависит от объективных обстоятельств произошедшего. Главным критерием выступает степень причинённого вреда. Возможно наступление и гражданской ответственности. На практике это происходит только после подачи соответствующего заявления от пострадавшей стороны.
Моральный ущерб – наиболее распространённая форма гражданской ответственности, потерпевшая сторона может запросить его возмещения в любом судопроизводстве. Затребовать можно любую сумму, но ее итоговый размер будет определен судом. В каждом субъекте сложилась своя практика по назначению ущерба в зависимости от причиненного вреда.
ВНИМАНИЕ !!! Если гражданская ответственность не влечет ничего кроме выплаты определенных денежных средств, то административная и уголовная предусматривает меры государственного принуждения. Различия между административной и уголовной ответственностью в степени причиненного вреда, а также его квалификации. Административные нормы КоАП поглощают только причинение вреда легкой и средней тяжести.
Условия для привлечения к ответственности
Пешеходные переходы служат для перемещения граждан через дорогу, обозначаются соответствующей разметкой и дорожными знаками. Для обеспечения безопасности водителей и пешеходов, нанесение разметки может сопровождаться установкой светофоров, регулирующих движение. Выделим ключевые правила, которые должны соблюдать водители пешеходы в пределах обозначенного перехода:
- если отсутствует светофор, пешеход имеет безусловный приоритет для передвижения по переходу – каждый водитель обязан остановиться до разметки и пропустить гражданина, а возобновление движения допускается только после завершения перехода;
- если для движения автомобилей горит зеленый свет, водитель не обязан пропускать пешеходов, нарушающих права – ответственность за нарушение ПДД не наступит, однако допускается возмещение вреда здоровью источником повышенной опасности;
- если зеленый свет горит для пешехода, водителю полностью запрещено движение через зебру – наказание за нарушение ПДД последует, даже если водитель не сбил пешехода на пешеходном переходе.
Таким образом, соблюдение правил перехода и проезда через пешеходную разметку является обязанностью не только автовладельца, но и пешехода.
По правилам статьи 12.24 КоАП РФ, наказание последует только за причинение вреда здоровью пешехода в легкой или средней форме. Кроме того, должен быть установлен факт нарушения ПДД (например, отказ уступить дорогу пешеходу и продолжение движения). Для привлечения к ответственности должны быть установлены следующие условия:
- факт нарушения ПДД должен быть зафиксирован сотрудником ГИБДД, либо камерой фото- и видеофиксации – все обстоятельства нарушения отражаются в процессуальном протоколе;
- факт наезда на пешехода должен повлечь легкий или средний вред здоровью – при наступлении более серьезных последствий (летальный исход, тяжкие телесные повреждения), наказание последует по УК РФ;
- степень вреда здоровью носит оценочный характер и подтверждается в результате медосвидетельствования.
Какие предпринять действия
Если печальное событие произойдет, водитель должен взять себя в руки и совершить ряд необходимых действий:
- не отключать регистратор;
- включить аварийку и установить знак аварийной остановки. Если есть возможность установить дополнительные обозначения места ДТП, особенное на участке с ограниченной видимостью или где допустима большая скорость транспорта;
- оказать больному экстренную медпомощь, обеспечить ему более удобные положение. Рекомендуется не перемещать потерпевшего, даже если он лежит на проезжей части и не совершать манипуляции, которые могут причинить больший вред;
- безотлагательно вызвать скорую помощь и работников ГИБДД;
- если состояние пешехода критическое и нет связи с неотложкой, попутным транспортом отправить в ближайшую больницу. А если ситуация не терпит отлагательств и при отсутствии попуток доставить пострадавшего в больницу самому водителю, который сбил пешехода;
- записать ФИО, номера телефонов и адреса свидетелей и очевидцев;
- обеспечить сохранность предметов, имеющие отношение к случившемуся (предметы от машины, вещи пешехода и т.п.);
- позвонить в страховую организацию по полису ОСАГО;
- произвести фото-, видеосъемку обстановки ДТП;
- прочие действия по обстановке.
Бывает, что пешеход не пострадал и не желает ни вызывать ГИБДД, ни оставаться на месте происшествия. В этом случае у него следует отобрать расписку об отсутствии претензий и жалоб на здоровье. В тоже время нужно позвонить в ГИБДД и сообщить о произошедшем. Неоднократно были случаи, когда состояние пострадавшего может ухудшиться на следующий день или он передумает о вчерашнем решении. Такие изменение не на руку водителю. Которого бесспорно будет ждать наказание за наезд на пешехода и покиданием места ДТП.
Водителю уезжать с места происшествия в случае ДТП с пешеходом нельзя. Однако малый опыт управления машиной или пребывание за рулем в алкогольном опьянении зачастую приводят к тому, что автолюбитель либо не видит сбитого человека, либо целенаправленно покидает место происшествия.
В такой ситуации виновный будет привлечен к ответственности в виде лишения водительского удостоверения и лишения свободы на срок до двух лет.
Если состояние пешехода после ДТП дает возможность быстро реагировать, первое, что он должен произвести – набрать номер полиции и скорой помощи.
Далее нужно осуществить сбор доказательств (фотографии, видеозаписи), а также поговорить со свидетелями случившегося. Если пешеход сможет сообщить сотрудникам ГИБДД номерной знак машины, совершившей на наезд, это существенно ускорит ход разбирательства.
Умышленный наезд на пешехода: наказание пьяного водителя
Денис Шевченков* выпил на корпоративе алкоголь, после чего у него с коллегами завязалась перепалка. Шевченков вышел на улицу, сел за руль своего автомобиля, разогнался, протаранил ворота и заехал на территорию здания, где сбил двух граждан и совершил наезд на стоявшую там машину.
Шевченков развернулся, поехал на выезд, повторно наехал на пострадавшего и забуксовал. Когда водителя вытащили из машины, он стал помогать сдвинуть автомобиль с потерпевшего, с которым поссорился. Тем не менее, тот скончался.
Вторая потерпевшая, супруга жертвы, получила телесные повреждения, которые квалифицировали как тяжкий вред здоровью.
Шевченкову предъявили обвинение в совершении убийства общеопасным способом, умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, умышленном повреждении чужого имущества, а также в управлении авто в состоянии опьянения (ранее он уже подвергался аналогичному административному наказанию).
В суде Шевченков настаивал: потерпевших невозможно было заметить из-за ворот.
Но свидетели заявили, что Шевченков целенаправленно совершил наезд на лежащего и отчетливо видного на снегу коллегу, а свои действия прекратил только после того, как его извлекли из салона машины.
Сотрудники полиции дали показания, согласно которым Шевченков, находясь в патрульном авто сразу после случившегося, сообщил о своей неприязни к потерпевшему и о том, что наехал на него специально.
Краснотурьинский городской суд установил: Шевченков достоверно знал, что за металлическими воротами находятся люди, целенаправленно протаранил их и умышленно совершил наезд. Суд установил и мотив действий преступника: потерпевший потребовал от него извинений, а после отказа предложил написать заявление об увольнении. Именно это обстоятельство вызвало неприязнь Шевченкова.
В суде потерпевшая заявила гражданский иск о взыскании с Шевченкова причиненного ей морального вреда на сумму 2 млн руб., а также материального ущерба, связанного с необходимостью восстановления поврежденной машины, расходов на организацию похорон и обустройство места захоронения – всего 284 999 руб.
Первая инстанция учла в качестве смягчающих обстоятельств наличие у Шевченкова малолетнего ребенка и его положительную характеристику с места жительства.
В качестве обстоятельств, отягчающих наказание, суд признал наличие рецидива преступлений (Шевченков уже имел судимость), а также совершение преступлений в состоянии опьянения.
В итоге суд признал Шевченкова виновным и по совокупности преступлений назначил ему наказание в виде лишения свободы на 16 лет в исправительной колонии особого режима, с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением авто на 3 года, и с ограничением свободы на 1,5 года.
Суд также взыскал с Шевченкова 2 млн руб. в счет компенсации морального вреда и 31 587 руб. в счет возмещения материального ущерба. Из размера предъявленных потерпевшей сумм суд исключил расходы на поминальные мероприятия, а также на восстановление поврежденной машины.
Свердловский областной суд изменил постановление первой инстанции и избрал Шевченкову дополнительно меру пресечения в виде запрета определенных действий.
Тогда потерпевшая обратилась в Верховный суд, у которого просила изменить приговор, усилить назначенное наказание и увеличить размер взысканного материального ущерба.
Осужденный и его адвокат настаивали: нужно отменить приговор и вернуть дело прокурору, либо смягчить назначенное наказание из-за отсутствия умысла на убийство.
ВС изучил дело и не нашел оснований считать назначенное Шевченкову наказание излишне суровым либо чрезмерно мягким. Между тем, он указал, что из приговора невозможно сделать вывод, какие именно расходы возмещены потерпевшей.
Поэтому ВС изменил приговор в части возмещения материального ущерба, признал за потерпевшей право на удовлетворение гражданского иска, а вопрос о размере возмещения передал для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства (ч. 2 ст. 309 УПК).
Этот же приговор ВС изменил, сделав зачет в срок наказания времени применения меры пресечения в виде запрета определенных действий. В остальном приговор остался без изменений (№ 45-АПУ19-22).
Что говорит судебная практика о ДТП на пешеходном переходе
Так как ДТП на регулируемых и нерегулируемых переходах случается часто, судебная практика по таким делам разнообразна. Приведу для примера 2 случая.
Случай 1. Кузнецов возвращался из деревне в город и на плохо освещенной улице на нерегулируемом пешеходном переходе сбил — Антипину, которая от полученных повреждений скончалась на месте. В суде мужчина пояснил, что не заметил Антипину, так как она была в темной одежде на темной улице, а в момент приближения к “зебре” (которую также не видел) его ослепила навстречу движущаяся машина.
Мужчина сразу признал свою вину и оплатил похороны (100 тыс. руб.) и дал дочери погибшей 100 тыс. руб. на месте.
В суде также выяснилось, что погибшая женщина передвигалась медленно из-за травмы коленных суставов и страдала близорукостью.
Суд признал Кузнецова виновным и назначил наказание в виде лишения свободы сроком на 2 года и 8 месяцев (по ч. 4 ст. 264 УК) и запрета управлять ТС на срок до 3 лет. В связи со смягчающими обстоятельствами (раскаяние, несовершеннолетний ребенок, помощь пострадавшим) наказание признали условным. Потерпевшим сыну и дочери погибшей Кузнецов обязан выплатить по 300 и 200 тыс. руб.
Случай 2. Исаев в пьяном состоянии за рулем своей машины проехал на красный свет и на пешеходном переходе сбил Осипова. Свидетели вызвали сотрудников ГИБДД и скорую помощь. Пострадавший скончался по пути в больницу. За наезд со смертельным исходом суд приговорил Исаева к 5 годам лишения свободы — по ч. 4 ст. 264 УК.
В: Что считается наездом на пешехода?
О: Наездом на пешехода считается любое взаимодействие между ним и движущимся ТС независимо от степени причиненного в результате происшествия вреда.
В: Какое наказание за наезд на пешехода на тротуаре?
О: При данном происшествии вина водителя очевидна, поскольку ПДД категорически запрещают передвигаться ТС по тротуарам. Что касается наказания за наезд на тротуаре — оно аналогично наказанию за наезд, совершенный во дворе жилого дома. Плюс к мерам наказания добавится штраф 2 тыс. руб. по ч. 2 ст. 12.15 КоАП РФ за езду в не предназначенном для этого месте.
В: Если задел пешехода зеркалом, ДТП это или нет?
О: Поскольку любой контакт между движущимся ТС и пешеходом, считается наездом на него, следовательно, данное происшествие является ДТП.
В: Предусмотрено ли наказание, если задел пешехода зеркалом?
О: Водитель несет ответственность за данное происшествие, если в результате него пешеходу причинен вред здоровью/имуществу. Наказание в этом случае аналогично, как и при наезде на пешехода.
В: Какое наказание, если сбил ребенка на пешеходном переходе?
О: Законодатель не предусмотрел какой-либо разницы в порядке рассмотрения и назначения наказания при участии в ДТП ребенка. Следовательно, ответственность для водителя будет такая же, как и при наезде на взрослого.
Авария произошла по вине пешехода, который был пьян
Если ДТП произошло по вине пешехода или прочих участников движения, административная ответственность наступает по статье 12.30 КоАП, но только при неосторожных действиях.
Санкция предусматривает только штраф от 1 до 1,5 тыс. рублей.
При тяжких травмах, и если сбил человека насмерть (что грозит, читайте по ссылке) ответственность наступает по уголовной статье № 268.
Квалифицирующий признак | Мера наказания |
Причинен тяжкий вред | Свобода ограничивается на период до 3-х лет |
До 2-х лет принудительных работ | |
Арест до 4-х месяцев | |
Тюремное заключение до 2-х лет | |
Погиб один человек | Ограничение – до 4-х лет |
Работы – до 4-х лет | |
Тюремный срок до 4-х лет | |
Погибло двое и больше людей | Принудительный вид работ – до 5-ти лет |
Тюремное заключение – до 7-ми лет |
Обязательное условие квалификации аналогичное — причинение вреда по неосторожности.
Нетрезвое состояние пешехода признается обстоятельством, отягчающим наказание.
Но если виновен водитель, был ли пешеход в состоянии алкогольного опьянения или нет, для него не имеет разницы: он будет отвечать по закону.
В Конституции России установлена презумпция невиновности — она гласит, что обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, пока не будут найдены реальные доказательства его правонарушения.
И эта презумпция применяется и при возникновении дорожно-транспортного происшествия, но на практике виновным автоматически считается управляющий машиной, потому что она — средство высокой угрозы для других участников движения. И водителю приходиться доказывать свою невиновность и нарушения правил пешими участниками движения, а при наличии ущерба автомобилю или своему здоровью — ходатайствовать о компенсации.
Проблематичность судебных споров ещё в том, что пешие люди имеют приоритет на дороге, а водители как источники угрозы несут двойное бремя внимательности и реакции, и даже при пренебрежении правилами пешими гражданами сидящий за рулём должен предотвратить аварию или всеми силами избежать её.
Обязательно прочитайте статью нашего специалиста о том, когда устанавливается знак «Пешеходный переход».