Что представляет собой срочный контракт на госслужбе

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что представляет собой срочный контракт на госслужбе». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Если вы не справились со своими обязанностями, работодатель может расторгнуть трудовой договор. Сообщить об этом он должен минимум за три дня до увольнения в письменной форме и с указанием причин. Выходного пособия при этом не предусмотрено, но дни работы должны оплатить.

Общие положения об испытательном сроке.

В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 27.07.2004 № 79‑ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон № 79‑ФЗ) при заключении служебного контракта с гражданином, впервые поступающим на гражданскую службу, в этом контракте и в акте государственного органа о назначении на должность гражданской службы устанавливается условие об испытании гражданского служащего в целях проверки его соответствия замещаемой должности (если иное не предусмотрено ст. 27).

Кроме этого, определены категории гражданских служащих, которым испытание может быть установлено и для которых оно невозможно. Причем, в отличие от испытательный срок государственного служащего, преду­смотренного Трудовым кодексом и по общим правилам составляющего 3 месяца, служащие проходят испытание сроком от 1 месяца до 1 года, а в отдельных случаях до 6 месяцев.

Испытание может устанавливаться

Испытание не устанавливается

Случаи установления

Срок испытания

При назначении граждани-
на или гражданского служащего на должность гражданской службы, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ

От 1 месяца до 1 года

Гражданам, получившим среднее профессиональное образование по программе подготовки специалистов среднего звена или высшее образование в соответствии с договором о целевом обучении с обязательством последующего прохождения гражданской службы и впервые поступающих на такую службу

При назначении на должность гражданской службы гражданина, ранее проходившего государственную службу РФ

От 1 до 6 месяцев

Служащим, назначенным на должность гражданской службы в порядке перевода в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа

При назначении гражданско-го служащего на должность гражданской службы в порядке перевода из другого государственного органа

От 1 до 6 месяцев

Гражданам и гражданским служащим, для которых законодательством РФ
предусмотрены гарантии по сохранению места работы (должности). Например, беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до 1,5 лет (абз. 2 ч. 4 ст. 70 ТК РФ)

Законодательные акты по теме

В таблице рассмотрены законодательные акты по теме:

ст. 27 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ

Об испытательном сроке на государственной службе

ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ

Причины, по которым служащий может быть признан негодным к несению госслужбы на занимаемой должности

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос № 1: Как государственный служащий может понять, что он прошел проверку и получил удовлетворительную оценку своим профессиональным качествам?

Ответ: Непосредственную оценку пригодности для службы на претендуемой должности дает руководитель госслужащего, он обязан оформить свое заключение в письменной форме по окончании испытательного срока кандидата. Профессиональные и деловые качества госслужащего оцениваются специально организованной комиссией, делающей выводы о соответствии претендента желаемой должности и присваивающей классный чин. Успешное прохождение аттестации предполагает знание ответов на задаваемые комиссией вопросы относительно работы на госслужбе.

Вопрос № 2: Что делать, если госслужащий не согласен с решением руководителя и комиссии о его непригодности для должности, которую он хотел бы занимать?

Ответ: Если кандидат уверен в успешном прохождении испытательного срока и в своей пригодности для того, чтобы занять желаемую должность, он вправе обжаловать решение комиссии в суде. Возможно, он сможет доказать свою правоту, и для него будет назначена переаттестация.

Вопрос № 3: Как выбираются члены аттестационной комиссии, оценивающей профессиональные качества государственного служащего?

Ответ: Стать членом аттестационной комиссии могут только действующие сотрудники государственной службы, обладающие необходимым опытом и способные дать объективную оценку пригодности претендента для исполнения им должностных обязанностей.

Ошибка № 1: Увольнение госслужащего по причине неудовлетворительного прохождения испытательного срока в случае, когда в трудовом договоре нет указания на назначение испытательного срока.

Комментарий: Когда в трудовом контракте не содержится сведений об установлении испытательного срока, уволить сотрудника за профнепригодность нельзя – кандидат на вакантную должность автоматически признается принятым на службу без необходимости проходить испытания.

Ошибка № 2: Установление испытательного срока на государственной службе для беременной.

Комментарий: Беременные должны быть приняты на службу без предварительных испытаний, так как они относятся к категории служащих, для которых не устанавливаются проверки на профпригодность.

Правкомиссия одобрила законопроект о порядке установления испытательного срока при поступлении на госслужбу

Проектом федерального закона предлагается внести изменения в статьи 24, 27 и 33 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», направленные на расширение практики использования испытательного срока при замещении должностей государственной гражданской службы.

Законопроектом предлагается установить, что при заключении служебного контракта с гражданином, впервые поступающим на госслужбу, предусматривается условие об испытании государственного гражданского служащего в целях проверки его соответствия замещаемой должности продолжительностью от одного месяца до одного года.

Также проектом федерального закона уточняются случаи, при которых испытание при назначении на должность может устанавливаться по усмотрению представителя нанимателя. В частности, указанная норма распространяется на должности гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляется президентом или Правительством РФ.

[2]

Кроме этого, законопроектом определены случаи, при которых испытание не устанавливается. Так, испытание не устанавливается в отношении граждан, получивших среднее профобразование по программе подготовки специалистов среднего звена или высшее образование в соответствии с договором о целевом обучении с обязательством последующего прохождения гражданской службы и впервые поступающих на гражданскую службу, для государственных гражданских служащих, назначенных на должности в порядке перевода в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа. Испытание также не устанавливается для граждан и государственных гражданских служащих, для которых в соответствии с законодательством РФ предусмотрены гарантии по сохранению места работы, сообщает правительственная пресс-служба.

Читайте также:  Тема: Предоставление работнику отпуска за свой счет при регистрации брака

Законопроект будет рассмотрен на заседании правительства.

Для каких категорий граждан не устанавливается испытание при приеме на госслужбу

Испытательный срок на госслужбе не устанавливается для следующей категории граждан:

  • Для беременных женщин;
  • Для граждан окончивших учебные заведения и впервые поступающих на госслужбу в соответствии с договором об обязательном трудоустройстве;
  • Для должностей «руководители» и «помощники», которые принимаются на службу на определенный срок;
  • Для служащих, переведенных с одной должности на другую, в связи с сокращением штата;

Испытательный срок для госслужащих

В Российской Федерации регулирование сферы трудовых взаимоотношений обеспечивается государством в большинстве аспектов трудовой деятельности. В том числе нормативы трудового законодательства рассматривают и такое понятие, как испытательный срок. Однако Трудовой кодекс устанавливает лишь общие нормативы, параллельно действуют и другие нормативно-правовые акты. В частности, испытательный срок для госслужащих имеет отличные механизмы правового регулирования по сравнению с лицами, работающими вне государственной сферы. Данный вопрос регламентирует:

  • Ст.57 ТК РФ требует в обязательном порядке фиксировать сведения о наличии испытательного срока государственного гражданского служащего, а также время его продолжительности.
  • Ст.70 ТК РФ устанавливает основные принципы правового регулирования испытательного срока в общих случаях, а также ограничения по возможности его применения к некоторым категориям трудящихся.
  • Ст.71 ТК РФ регламентирует порядок определения прохождения соискателем испытания и иные аспекты, связанные с возможным увольнением сотрудника во время этого периода.
  • ФЗ №79 от 27.07.2004 обеспечивает правовое регулирование непосредственно государственной службы и особенности работы на ней в различных аспектах, в том числе и касательно установления испытательного срока.

Оценка успешности прохождения испытательного срока

Прямую оценку профессиональных качеств служащего дает его непосредственный руководитель. Это оформляется в виде заключения. Решение о возможности присвоения служащему классного чина, а также оценку его профессиональных и деловых качеств дает специальная комиссия. Она создается из действующих гражданских служащих, которые имеют достаточный опыт и знания в области. При прохождении аттестации госслужащий должен ответить на определенный перечень вопросов, касающихся государственной службы.

В случае если служащий не согласен с выводами о том, что он не выдержал испытательный срок, он вправе подать жалобу в суд и оспорить данное решение. При этом если возникают сложности в составлении жалобы, или не ясно имеется ли достаточные основания для обжалования решения всегда можно обратиться за помощью к юристам. Они помогут составить заявление в суд и защитить нарушенные права.

Комиссия также может сделать вывод о том, что служащий не прошел испытательный срок, если он нарушал трудовую дисциплину, в том числе имели место опоздания, прогулы, появление на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения и т.д. Кроме того, лицо может быть освобождено с должности гражданского государственного служащего на испытательном сроке, если он допустил порчу государственного имущества (находясь на позиции «руководитель»), нарушил нормы законодательства и т.д. Все причины указаны в ст. 37 Закона №79-ФЗ от 27.07.2004 года.

Испытание при поступлении на государственную службу

В
ранее действовавшем Федеральном
законе от
31 июля 1995 г. №
119-ФЗ «Об
основах государственной
службы Российской Федерации» норма
об испытании государственного
служащего имела императивный характер.
Так, в ст.

23 вышеупомянутый
закон устанавливал правило, согласно
которому испытание устанавливалось
как при
приеме
, в
том числе по итогам конкурса документов,
так и при
переводе
на
должность иной группы или иной
специализации в качества обязательного
условия приема на государственную
службу.

По соглашению
сторон в трудовом договоре определялась
лишь продолжительность
такого испытания.

В
ныне действующем Федеральном
законе от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О
государственной
гражданской службе Российской Федерации»
(ч. 1 ст. 27)соответствующая норма
сформулирована существенно иначе: сторонами
может
быть
предусмотрено испытание гражданского
служащего
.

Другими словами,
условие об испытании гражданского
служащего теперь является
договорным и включается в служебный
контракт по соглашению
сторон (диспозитивная норма).

Более
того, при отсутствии
в акте о назначении на должность и
служебном контракте
условия об испытании следует исходить
из того, что гражданский
служащий принят без испытания.

Случаи,
когда испытание не может быть установлено

Федеральный
закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной
гражданской службе Российской Федерации»
(ч. 3 ст. 27) содержит перечень
случаев, когда испытание не может быть
установлено.

  • Испытание
    не устанавливается:
  • · для
    беременных женщин – гражданских
    служащих;
  • · для
    граждан, окончивших обучение в
    образовательных учреждениях
    профессионального образования и впервые
    поступающих на гражданскую службу в
    соответствии с договором на обучение
    с обязательством последующего прохождения
    гражданской службы;
  • · для
    граждан и гражданских служащих при
    замещении должностей
    гражданской службы категорий «руководители»
    и «помощники (советники)»,
    которые замещаются на определенный
    срок полномочий;
  • · для
    государственных служащих, назначенных
    на должности гражданской
    службы в порядке перевода в связи с
    реорганизацией или
    ликвидацией государственного органа
    либо сокра­щением
    должностей гражданской службы.
  • По
    указанию закона данный перечень случаев,
    когда испытание не может быть
    установлено, не
    является исчерпываю­щим
    и может быть расширен федеральным
    законом (но не законом
    субъекта Российской Федерации и не
    подзаконным ак­том).

В
частности, более широкий перечень
случаев, когда при приеме
на работу не может устанавливаться
испытание, установ­лен ст.
70 Трудового кодекса РФ. Кроме
перечисленных
случаев, Трудовой кодекс РФ запрещает
устанавливать ис­пытание:

  1. · лицам,
    поступающим на работу по конкурсу на
    замещение соответствующей
    должности, проведенному в порядке,
    установленном
    законом;
  2. · лицам,
    окончившим образовательные учреждения
    начального,
    среднего и высшего профессионального
    образования и впервые
    поступающим на работу по полученной
    специальности;
  3. · лицам,
    избранным на выборную должность на
    оплачиваемую
    работу;
  4. · лицам,
    приглашенным на работу в порядке перевода
    от другого работодателя
    по согласованию между работодателями.
Читайте также:  ВОЕННЫЕ ПЕНСИОНЕРЫ ЗА РОССИЮ И ЕЁ ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ

Вместе
с тем вопрос о применимости данных
правил к замещению
должностей гражданской службы
представляется достаточно
спорным. Законодатель намеренно сузил
в отношении гражданских служащих
перечень случаев, когда испытание
не устанавливается.

Например, в отличие
от об­щих
правил Трудового кодекса РФ, испытание
по прямому указанию Федерального
закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О
государственной
гражданской службе Российской
Федерации» (ч.
4 ст.

27)может
устанавливаться в отношении гражданских
служащих, назначенных
на должность в порядке перевода из
другого государственного
органа.

Порядок поступления на государственную службу

Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы. при заключении срочного служебного контракта; при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 28 и частями 1, 2 и 3 статьи 31 настоящего Федерального закона; при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе. По решению представителя нанимателя конкурс может не проводиться при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы. На гражданскую службу Томской области вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ

«О государственной гражданской службе Российской Федерации»

(статья 12), Законом Томской области от 09.12.2005 № 231-ОЗ «О государственной гражданской службе Томской области» (статьи 2, 4). стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности; профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. При назначении на должность гражданской службы, в соответствующем акте государственного органа и служебном контракте сторонами может быть предусмотрено испытание гражданского служащего в целях проверки его соответствия замещаемой должности гражданской службы.

При каких обстоятельствах не устанавливается испытательный срок для госслужащего

Отвечает помощник Курчатовского межрайонного прокурора Красникова А.В.: Федеральным законом от 31.12.2014 N 509-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В соответствии со ст. 27 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» при заключении служебного контракта с гражданином, впервые поступающим на гражданскую службу, в контракте и в акте государственного органа о назначении на должность предусматривается условие об испытании продолжительностью от одного месяца до одного года в целях проверки его соответствия замещаемой должности гражданской службы.

Испытательный срок от одного до шести месяцев устанавливается в случаях, если гражданин ранее проходил государственную службу либо назначается на должность в порядке перевода из другого государственного органа.

Испытание не устанавливается для граждан, получивших среднее профессиональное образование по программе подготовки специалистов среднего звена или высшее образование в соответствии с договором о целевом обучении с обязательством последующего прохождения гражданской службы и впервые поступающих на гражданскую службу.

Для гражданских служащих, назначенных на гражданскую службу в порядке перевода в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа, также испытательный срок не устанавливается.

Кроме того, исключение составляют граждане и гражданские служащие, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрены гарантии по сохранению места работы (должности).

Предлагаем ознакомиться: Срок давности взыскания налогов для физических лиц

При неудовлетворительном результате испытания представитель нанимателя вправе до истечения срока испытания расторгнуть служебный контракт с гражданским служащим, предупредив его об этом в письменной форме не позднее, чем за три дня с указанием причин, послуживших основанием для признания этого гражданского служащего не выдержавшим испытание.

Изменения вступили в законную силу с 11 января 2015 года

Здание прокуратуры Курской области 305000, г. Курск, ул. Ленина, 21 схема проезда

В данной статье мы рассмотрим испытательный срок на госслужбе. Узнаем, в каких случаях устанавливается испытательный срок. Разберемся, когда не устанавливается испытательный срок. Поговорим о типичных ошибках.

В большинстве случаев назначение на госслужбу происходит на основании прохождения конкурса, однако его итоги не гарантируют претенденту на должность принятие его на службу. По завершении отбора кандидат должен также успешно пройти испытательный срок, а затем – аттестацию. За экзаменом последует повышение квалификации и переподготовка.

Ошибка № 1: Увольнение госслужащего по причине неудовлетворительного прохождения испытательного срока в случае, когда в трудовом договоре нет указания на назначение испытательного срока.

Комментарий: Когда в трудовом контракте не содержится сведений об установлении испытательного срока, уволить сотрудника за профнепригодность нельзя – кандидат на вакантную должность автоматически признается принятым на службу без необходимости проходить испытания.

Ошибка № 2: Установление испытательного срока на государственной службе для беременной.

Комментарий: Беременные должны быть приняты на службу без предварительных испытаний, так как они относятся к категории служащих, для которых не устанавливаются проверки на профпригодность.

Ошибка № 3: Установление испытательного срока для госслужащего продолжительностью в 2 года.

Комментарий: Испытательный срок, направленный на выяснение профессиональных и деловых качеств госслужащего, может быть назначен на срок от 3 месяцев до 1 года.

Ошибка № 4: Госслужащий, не имевший звания на начало прохождения испытательного срока на государственной службе, по окончании проверки так и не получил звания.

Комментарий: В случаях, когда служащий, не имевший звания до прохождения испытательного срока, получил удовлетворительную оценку своей пригодности к несению службы и был нанят, ему должно быть присвоено звание.

Читайте также:  Нужен ли договор для утилизации компьютерной техники

Устанавливаем испытательный срок

Испытательный срок устанавливается для проверки соответствия ­работника поручаемой ему работе, при этом важно следующее:

  • испытательный срок может быть установлен только для принимаемых на работу сотрудников, то есть ранее не работавших в компании. Испытательный срок не может быть установлен, например, для сотрудника, уже работающего в компании и назначаемого на более высокую должность;
  • испытательный срок может быть установлен только до того, как работник приступил к работе. Если работодатель считает необходимым предусмотреть испытание для принимаемого работника, то до того как работник приступит к исполнению обязанностей, следует оформить один из документов – трудовой договор, содержащий условие об испытании, или отдельное соглашение, предусматривающее применение испытательного срока. Иначе условие об испытательном сроке не будет иметь юридической силы;
  • условие о наличии испытательного срока должно содержаться в трудовом договоре, а также в приказе о приеме на работу.

    Причем сотрудник должен своей подписью подтвердить тот факт, что он ознакомился с этими документами. Необязательно ставить в трудовой книжке отметку об установлении испытательного срока.

    Важно учитывать, что основным документом, подтверждающим наличие испытательного срока, является трудовой договор. В соответствии с Трудовым кодексом испытательный срок устанавливается только по соглашению сторон, а документом, отражающим обоюдное волеизъявление, является именно трудовой договор. Если же условие об испытательном сроке содержится только в приказе о приеме на работу, то это является нарушением трудового законодательства, и, в случае спора, суд признает условие об испытании недействительным.

    Помимо трудового договора согласие работника на испытательный срок может быть выражено, например, в заявлении о приеме на работу:

Длительность испытательного срока

Срок испытания не может превышать трех месяцев, а для руководителей организаций и их заместителей, главных бухгалтеров и их заместителей, руководителей филиалов, представительств или иных обособленных структурных подразделений организаций – шести месяцев, если иное не установлено федеральным законом.

Если вы заключаете с работником трудовой договор на срок от двух до шести месяцев, то испытательный срок не может превышать двух недель. В испытательный срок не включаются период временной нетрудоспособности работника и другие периоды, когда он фактически отсутствовал на работе. Длительность испытательного срока устанавливается по усмотрению сторон, но не может быть больше установленного законодательством.

На практике нередко работодатель продлевает испытательный срок в период прохождения работником испытания, согласованного при заключении трудового договора. Это противоречит законодательству. И, если работодатель до истечения указанного в трудовом договоре срока не примет решение об увольнении сотрудника, то работник будет считаться ­прошедшим испытание.

Отметим, что законодательство в некоторых случаях устанавливает большую продолжительность испытательного срока по сравнению с установленным Трудовым кодексом, в частности для государственных служащих (ст. 27 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

В соответствие с положениями Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» испытание устанавливается для лиц принимаемых на гражданскую службу для проверки их соответствия замещаемой должности.

Продолжительность испытательного периода для гражданских служащих несколько отличается от установленной Трудовым Кодексом РФ для обычных работников и может составлять от 1 месяца до 1 года (в отдельных случаях от 1 до 6 месяцев). Срок испытания исчисляется с момента назначения госслужащего служащего на должность. В срок испытательного период не включаются периоды, в которых госслужащий не исполнял свои должностные обязанности (например, период временной нетрудоспособности, учебный отпуск и т.п.).

Перечень лиц, в отношении которых проводится испытание, а так категории лиц, освобождаемых от него, определяется действующим законодательством РФ.

Увольнение с госслужбы на испытательном сроке

Поступившего на службу гражданина могут уволить и тогда, когда проверка его навыков еще не закончена. Причиной тому станет тот факт, что его прямой начальник обнаружит, что служащий не справляется с поставленными перед ним задачами, не соответствует занимаемой в данный момент должности. Об увольнении его обязаны предупредить заранее – за 3 дня до освобождения от несения службы, в письменной форме. Официальная бумага должна содержать сведения о причине увольнения вновь прибывшего. В случае, когда сотрудник не солидарен с решением начальства и считает, что справляется с работой, он может подать исковое заявление в суд.

Если до того, как служащий был назначен на новую должность, он уже занимал другую государственную должность, его можно восстановить на прежних условиях даже в случае неудовлетворительного прохождения испытательного срока на новом месте.

Государственный служащий вправе самостоятельно решить покинуть службу еще до окончания испытания, предупредив об этом начальство за 3 дня до ухода. Когда проверка закончена, а служащий продолжает нести службу, это является сигналом того, что испытание он прошел и доказал факт соответствия занимаемой должности.

Наставничество на госслужбе осуществляется лицами, имеющий соответствующий опыт и квалификацию. Наставничество осуществляется с целью ускорению получения лицом принятым на госслужбу необходимых навыков и умений.

Как правило наставничество осуществляется по решению нанимателя в отношении лиц, впервые принятых на госслужбу, либо не имеющих практического опыта в сфере деятельности конкретного государственного органа. Организацией наставничества занимается кадровая служба.

В качестве наставников не могут выступать служащие, имеющие дисциплинарное взыскание или совершившие коррупционное правонарушение. Непосредственный руководитель госслужащего так же не может выступать в качестве его наставника.

Наставник может осуществлять наставничество в отношении не более 2-х госслужащих.

В случае длительной болезни наставника (или наличии других причин его отсутствия) непосредственным руководителем служащего направляется предложение о назначении другого наставника. Срок наставничества при этом не меняется.

В течении 2 рабочих дней по истечении срока наставничества наставник направляет непосредственному руководителю служащего отзыв о результатах проведенного наставничества. После чего данным отзыв передается в кадровую службу организации.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *