Статья 2.4 КоАП РФ. Административная ответственность должностных лиц

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 2.4 КоАП РФ. Административная ответственность должностных лиц». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Это преступление менее распространено, чем, скажем, кражи, избиения, мошенничество и другие умышленные деяния против имущества или личности потерпевшего. Халатность относится к ряду неосторожных преступлений, которые могут быть выражены как в форме действия, так и бездействия.

Комментарии к ст. 2.4 КОАП РФ

1. Статья посвящена должностным лицам как специальным субъектам административных правонарушений. В большинстве статей КоАП РФ в числе возможных субъектов административной ответственности названы должностные лица.

2. Административная ответственность должностных лиц играет важную роль в обеспечении законности и дисциплины в управлении. Основанием для привлечения таких лиц к административной ответственности является совершение ими административных правонарушений в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Такая установка КоАП РФ никоим образом не ставит знак равенства между дисциплинарным и административным правонарушением, между дисциплинарной и административной ответственностью. КоАП РФ лишь презюмирует, что невыполнение должностными лицами обязанностей по службе может быть не только дисциплинарным проступком, но и административным правонарушением. Причем не любой дисциплинарный проступок, если он совершен должностным лицом, может автоматически считаться административным правонарушением. Для признания его таковым необходимо, чтобы данное правонарушение было зафиксировано в конкретной статье Особенной части КоАП РФ. Законодатель при формулировании составов со специальным субъектом ответственности руководствовался определенным ограничителем: административным правонарушением признается нарушение лишь таких служебных правил (обязанностей), которые имеют надведомственный характер и охраняют государственный интерес.

Сложная правовая природа таких служебных обязанностей обусловила то обстоятельство, что государство, во-первых, охраняет их с помощью не одного, а нескольких видов ответственности и, во-вторых, учредило соответствующие контрольно-надзорные органы, призванные следить за выполнением этих правил.

3. В комментируемой статье впервые в законодательстве об административных правонарушениях закреплено понятие должностного лица как субъекта административной ответственности. В своей основе оно совпадает с определением должностного лица, данным в Уголовном кодексе РФ, если принять во внимание обобщающую формулировку ст. ст. 201, 285, 318 УК РФ (см. комментарий к ст. 19.28 КоАП РФ).

Прежде всего, данная статья относит к должностным лицам представителей власти, т.е. лиц, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости. Речь идет о должностных лицах правоохранительных и контролирующих органов. Функции представителя власти могут осуществляться постоянно, временно или по специальному полномочию. К должностным лицам отнесены работники, полномочные выполнять организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, т.е. полномочные совершать в пределах своей компетенции властные действия, имеющие юридически значимые последствия (например, издавать правовые акты, давать обязательные указания, нанимать и увольнять работников, управлять государственным имуществом, распоряжаться денежными средствами).

В качестве должностных лиц (кроме должностных лиц, являющихся государственными или муниципальными служащими, служащими государственных учреждений и организаций) рассматриваются также руководители и иные работники иных (т.е. негосударственных) организаций, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.

Ныне перечень таких лиц дополнительно конкретизирован применительно к ряду статей Особенной части КоАП РФ. Речь идет об ответственности членов советов директоров, коллегиальных исполнительных органов, счетных, ревизионных, ликвидационных комиссий юридических лиц и руководителей организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, за нарушение требований законодательства о хранении документов (ст. 13.25), за нарушение законодательства о биржах и биржевой торговле (ст. 14.24), за нарушения законодательства о ценных бумагах (ст. ст. 15.17 — 15.22), а также за административные правонарушения, предусмотренные ст. ст. 15.23.1, 15.24.1, 15.29 — 15.31, ч. 9 ст. 19.5 и рядом других статей КоАП РФ.

Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 160-ФЗ к числу должностных лиц отнесены также лица, осуществляющие функции члена конкурсной комиссии, котировочной комиссии или единой комиссии, созданной государственным или муниципальным заказчиком, уполномоченным органом, совершившие административные правонарушения, предусмотренные ст. ст. 7.29 — 7.32 КоАП РФ.

По ответственности приравнены к должностным лицам и индивидуальные предприниматели, т.е. лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Это общее правило, но из него законом может быть сделано исключение. Такое исключение установлено, например, в примечании к ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, где говорится о том, что за административные правонарушения, предусмотренные гл. 16 КоАП РФ, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

4. Наличие у должностных лиц права совершать действия властного характера предопределяет и особенности их административной ответственности. К административной ответственности могут быть привлечены должностные лица, во-первых, при нарушении своими собственными действиями установленных правил; во-вторых, при даче подчиненным указаний, идущих вразрез с требованиями этих правил; в-третьих, за непринятие мер по обеспечени�� соблюдения правил подчиненными лицами, если обеспечение соблюдения этих правил входит в круг служебных обязанностей конкретного должностного лица.

5. Противоправное поведение должностного лица при наличии у него властных полномочий может причинить больший вред, нежели административное правонарушение обычного гражданина. Поэтому в конкретных статьях Особенной части Кодекса, в которых в качестве возможных субъектов ответственности названы как гражданин, так и должностное лицо, установлен повышенный размер штрафных санкций, применяемых к должностному лицу.

6. Тот факт, что административное правонарушение должностного лица одновременно является и нарушением служебных правил, т.е. дисциплинарным проступком, обусловливает вопрос о допустимости или недопустимости наложения на виновное должностное лицо сразу двух мер наказания: и административного наказания, и дисциплинарного взыскания. В КоАП РФ общего решения этого вопроса нет. Однако исходя из того что меры и дисциплинарной, и административной ответственности имеют характер наказания, вряд ли целесообразно обязательное одновременное применение к должностному лицу за совершение им противоправного деяния, содержащего признаки и дисциплинарного, и административного правонарушения, двойного наказания. Такое наказание допустимо, во-первых, лишь за отдельные виды правонарушений, социальная вредность которых достаточно велика, и, во-вторых, если об этом есть специальное указание в законе.

В случае причинения нарушителем еще и материального ущерба возможно одновременное применение за одно и то же деяние и административной, и материальной ответственности, поскольку последняя, в отличие от первой, выполняет лишь правовосстановительную функцию.

7. Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ существенно расширен круг государственных и муниципальных учреждений (бюджетных учреждений), на которые распространяются порядок размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, и оказание услуг, установленный Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ (с изм. и доп.). В связи с этим служащие бюджетных учреждений, на которых возложены функции члена конкурсной, аукционной, котировочной или единой комиссии бюджетного учреждения — заказчика, также приравниваются к должностным лицам и, следовательно, несут ответственность, предусмотренную ст. ст. 7.29 — 7.32 настоящего Кодекса.

Врачебная ошибка: как написать заявление в Следственный комитет

При рассмотрении дел о халатности следственные органы всегда сталкиваются с трудностями в предоставлении доказательств. Дела указанной категории расследуются Следственным комитетом РФ.

По статистике, больше всего дел по халатности возбуждают по врачебным ошибкам, причем в последнее время их количество только растет. Типичные примеры:

  • вызвали скорую помощь из-за болей в груди, врач констатировал остеохондроз, выписал направление к невропатологу. Через три часа больной скончался из-за инфаркта;
  • поздно вечером в областную больницу поступил мужчина из поселка без сознания. Врач, оглядев пациента, оценив его грязноватую одежду и наспех послушав стетоскопом, не стал его будить, так как подумал, что он пьян. Наутро сменивший дежурного врач диагностировал тяжелейший инсульт с потерей сознания, мужчина был абсолютно трезв и после длительного лечения остался инвалидом;
  • обратившись в поликлинику с внуком, бабушка по рекомендации участкового педиатра поехала в инфекционную больницу из-за подозрения на пневмонию. В больнице отказали в стационарном лечении на том основании, что бабушка не является законным представителем малыша, на вторые сутки ребенок скончался от отека легких, так и не получив медпомощь из-за бюрократических проволочек.

Основания возбуждения уголовного дела

Безразличие, проявленное халатным отношением к должностным обязанностям, ставшее причиной тяжелых, опасных для общества последствий, признается законным основанием для наказания виновных.

Приведем несколько примеров, что может стать причиной открыть уголовное производство по обвинению в халатности по статье.

  1. Формализм со стороны руководителя предприятия к выполнению требований охраны труда может привести к аварийным ситуациям, несчастным случаям, получению подчиненными производственных травм с тяжкими для здоровья и жизни людей последствиями.
  2. Отписка инспектора территориального органа в сфере труда о проведенном контроле соблюдения работодателем норм трудового права косвенно также может стать причиной непоправимых последствий. Например, по факту представитель Роструда не появился в организации для расследования жалобы подчиненных о том, что не проводится специальная оценка труда рабочих мест, работодатель не обеспечивает рабочих средствами индивидуальной защиты при выполнении трудовых обязанностей в опасных и вредных условиях.

Смерть работника, связанная с полученным профессиональным заболеванием, вследствие игнорирования требований создания безопасных условий труда, может стать поводом в данном случае привлечения к ответственности не только работодателя, но и инспектора, назначенного провести надзорные мероприятия по жалобе.

  1. Непринятие мер сотрудниками полиции, если поступают сигналы о бытовом насилии по отношению к членам семьи, ставшее в последующем причиной более серьезной трагедии – повод привлечь к ответственности уже стражей закона, призванных защищать права и покой мирных граждан.
  2. Еще одной сферой деятельности, где ненадлежащим образом выполнение своих обязанностей приводит к нарушению прав, назовем – услуги, оказываемые социальными службами.

Результатом халатности становятся:

  • искалеченные судьбы детей, оставленных проживать с неблагополучными родителями;
  • преждевременные смерти одиноких стариков, инвалидов, не получивших должный уход.
  1. Невнимательность при внесении данных в финансовые документы бухгалтером и как следствие нанесенный материальный ущерб предприятию – одна их причин обращения к правоохранительным органам.
  2. Неисполнение должным образом надзора со стороны противопожарных служб может привести к неминуемой трагедии, гибели массы людей в случае возникновения пожара.
  3. Халатное отношение медработников также нередко стоит жизни и здоровья пациентов.

К сожалению, этот список далеко не полный.

Что делать и куда обращаться при столкновении с врачебной халатностью?

Добиваться наказания врача, чья халатность привела к ухудшению здоровья, а порой и смерти (например, близкого родственника), можно написав жалобу в порядке подчиненности:

  • главному врачу медицинского учреждения, где не была оказана квалифицированная помощь пациенту, назначены лекарственные препараты, усугубившие состояние здоровья;
  • в территориальное отделение Росздравнадзора – орган, контролирующий качество оказанных медицинских услуг (если зарегистрировать личный кабинет на портале Госуслуги, обращение можно отправить в электронном виде);
  • если нет никаких сдвигов в расследовании виновных действий врача (или не удовлетворены полученным ответом), пишите в Министерство здравоохранения, дав ссылку на отправленные ранее обращения.

Если есть доказательства противоправных действий со стороны врача, заявление можно написать:

  • в прокуратуру;
  • в полицию.

Еще одна инстанция, призванная контролировать качество услуг, оказываемых населению – Роспотребнадзор, куда можно пожаловаться на халатность медперсонала частных клиник.

Никаких унифицированных форм для составления заявления не существует.

Соблюдая правила деловой переписки, обращение с жалобой произвольно:

  • пишут разборчивым почерком от руки;
  • или распечатывают средствами современной оргтехники.

Оформляют «шапку документа» в правой верхней части первого листа, указав – куда и от кого направлено заявление.

Озаглавив посередине – «Жалоба» или «Заявление» (принципиального значения не имеет), переходят к текстовой части, где:

  • по существу, без лишних эмоций, оскорблений, угроз в адрес должностных лиц (или их родственников), описывают хронологию событий, ставших поводом обращения, перечислив факты, подтверждающие обоснованность претензий;
  • выражают желаемый результат рассмотрения заявления по существу.

Заканчивают такое послание уточнением даты, личной подписью с расшифровкой рядом фамилии, инициалов имени, отчества.

При наличии документов (или копий), имеющих непосредственное отношение к предмету жалобы, их подают вместе с заявлением, перечислив списком в приложении.

Максимум через месяц главный врач должен дать ответ заявителю.

Привлечение врача к ответственности за халатность

г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

Читайте также:  Трудовые войны: беременность отменяет испытательный срок

остановка транспорта Гагарина

Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

Троллейбус: 20, 6, 7, 19

Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

В уголовном праве халатность считается преступлением и подлежит наказанию, если вследствие этого был причинён значительный ущерб (материальный, моральный, физический).

То есть под халатностью понимается ненадлежащее исполнение гражданином возложенных на него должностных обязанностей ввиду недобросовестного или небрежного отношения к своей трудовой деятельности.

В России халатность является уголовным преступлением, за которое предусмотрена ответственность по ст. 293 УК РФ.

Тема халатности довольно часто поднимается в СМИ, поскольку её последствия бывают очень трагичны.

Причины такого отношения к своим профессиональным обязанностям довольно разные. Это может быть легкомыслие, неосторожность, небрежность или же сознательное игнорирование обязанностей.

Последствия такого отношения могут быть следующими:

  • Разглашение персональной информации.
  • Причинение вреда здоровью.
  • Ущемление гражданских прав.
  • Смерть людей.
  • Нарушение производственного процесса.
  • Сокрытие информации о другом должностном проступке.
  • Финансовые убытки.

Преступная халатность подразумевает наступление одновременно нескольких видов последствий, за которые можно привлечь к уголовной ответственности по ст. 293 УК.

Правильная квалификация данного преступления очень важна, так как оно может быть схожим по составу с должностным проступком.

При определении халатности, как вида преступления, учитываются следующие квалифицирующие признаки:

  • Материальный ущерб, который не всегда выражается в денежном эквиваленте, поскольку речь может идти о гражданских правах, жизни, здоровье и т.д.
  • Отсутствие/наличие умысла. Правонарушение, связанное с ненадлежащим выполнением должностных обязанностей может произойти без умысла: по неосторожности, лёгкой небрежности и т.д. Если же виновник совершил халатность умышленно, то такое преступление квалифицируется иначе (служебный подлог, злоупотребление полномочиями и т.д.).

В соответствие со ст. 293 УК РФ объективной стороной считается действие или преступное бездействие субъекта, а субъективной – наличие неумышленной формы вины.

Субъектом халатности признаётся только должностное лицо. Преступность халатности состоит в причинно-следственной связи между действиями/бездействием лица и наступившими последствиями.

Виды преступной халатности не влияют на его квалификацию. Тем не менее с юридической точки зрения принято различать следующие виды данного преступления:

  • Служебная халатность, субъектами которой выступают государственные служащие.
  • Должностная халатность, при которой у субъекта имеются организационные, распорядительные и хозяйственные функции.
  • Профессиональная: халатность врачей, полицейских, учителей и пр.

На квалификацию преступления влияет только наличие серьёзных последствий, таких как причинение ущерба, вреда здоровью или смерть человека.

Самой распространённой в России считается профессиональная халатность. Субъектами такого деяния выступают определённые специалисты.

К примеру, халатность сотрудника полиции может заключаться в следующем:

  • Игнорирование просьб и требований о принятии мер по отношению к лицу, применяемому бытовое насилие.
  • Невыполнение своих прямых обязанностей при пропаже человека, угоне автомобиля и т.д.
  • Отказ полицейского в привлечении к уголовной ответственности лица, угрожавшего кому-либо (устно или письменно).

Халатность медработников зачастую приводит к инвалидности или гибели пациента. Тем не менее ежегодно к ответственности привлекается множество специалистов.

Немало вреда вследствие халатности причиняют и соцработники. Они в основном занимаются инвалидами и детьми из неблагополучных семей, поэтому ответственность здесь достаточно высокая.

Уголовное право, исполнение наказания

Срок давности в уголовном праве напрямую зависит от степени тяжести содеянного или, как она еще называется, категории преступления.

В этом отношении действует прямая зависимость: чем опаснее преступление, тем выше срок давности по нему. Есть ли срок давности за убийство, и какому значению он равен – поговорим об этом далее.

В УК РФ существует следующие категории уголовно наказуемых деяний:

  • Небольшой тяжести. Максимальный срок наказания за преступления небольшой тяжести составляет 3 года.
  • Средней тяжести. К ним относятся преступления, совершенные по неосторожности, лишение свободы по которым не превышает 3 лет, а также умышленные деяния с максимальным размером ответственности в 5 лет тюрьмы.
  • Тяжкие. Это исключительно умышленные преступные действия, которые наказываются 10 годами лишения свободы.
  • Особо тяжкие. Действий, носящие умышленный характер, как правило, с отягчающими вину обстоятельствами. Срок лишения свободы по ним превышает 10 лет, а также может происходить в форме пожизненного заключения.

Срок давности по преступлениям небольшой тяжести – 2 года, средней тяжести – 6 лет, для тяжких деяний – 10 лет, для особо тяжких – 15 лет.

Какие преступления с лишением жизни не имеют сроков давности? Существует целый ряд преступлений, которые связаны с убийством человека и не имеют срока давности.

По таким преступлениям наказывают по прошествии любого срока с момента совершения преступления.

К таким преступлениям можно отнести геноцид (ст 357 УК РФ), терроризм, повлекший за собой преднамеренное убийство человека (ст. 205 п 3 УК РФ), акт международного терроризма, который повлек за собой смерть человека (ст 361 п 3 УК РФ), захват заложника с последующей его гибелью (ст. 206 УК РФ).

Эти преступления считаются тяжкими и имеют весьма серьезные сроки по наказаниям. Чаще всего, люди, совершившие такие преступления, отбывают наказание в виде пожизненного лишения свободы.

Установленные законодательством сроки давности за совершенные преступления предусмотрены ст. 78 УК РФ. Отдельный срок давности применяется в отношении каждого преступления.

Срок давности начинает исчисляться с момента совершения преступления до вступления приговора по уголовному делу в законную силу.

Вступают приговоры в законную силу через 10 суток после их вынесения и оглашения. За это время они могут быть обжалованы сторонами дела.

Если гражданин совершил преступление, за которое не был осужден, вынесение приговора по другому эпизоду не будет никак влиять на предыдущее деяние.

В отношении особо опасных преступлений, за которые предусмотрено наказание в виде смертной казни или пожизненного заключения, по решению суда срок давности может быть отменен.

Напомним, что в стране смертная казнь не исключена из законодательства, на нее просто наложен мораторий.

Срок давности начинает исчисляться с 0 часов 00 минут суток, которые следуют за сутками, в которые было совершено преступление.

Если в течение срока давности человек, совершивший преступление, не подвергается уголовному преследованию, то по прошествии этого срока уголовное преследование не начинается.

В том же случае, когда в адрес преступника начинается уголовное преследование, срок давности за совершенное преступление прекращается.

Этот срок может быть и приостановлен.

Каковы основания для приостановления срока исковой давности за убийство?

Приостановление его обычно наступает тогда, когда человек умышленно уклоняется от суда или от выполнения уже назначенного судом наказания за совершенные преступления.

Такие уголовные деяния признаны имеющими повышенную общественную опасность и связанными с высокими рисками массовых убийств и жертв.

К ним относятся:

  • Терроризм;
  • Геноцид;
  • Экоцид;
  • Использование запрещенных методов ведения войны (например, химическое или биологическое оружие);
  • Угон водного или воздушного судна;
  • Преступления, сопряженные с терроризмом (например, насильственный захват и удержание власти, нападение на находящиеся под международной защитой учреждения);
  • Посягательство на жизни государственных служащих;
  • Антигуманные способы захвата заложников.

За выше указанные преступления уголовная ответственность наступает бессрочно, вне зависимости от количества смягчающих или отягчающих обстоятельств.

Фактически, все деяние из этого списка так или иначе сопряжены с убийствами, в том числе, и массовыми.

Срок давности привлечения к уголовной ответственности за убийство определен однозначно. Для более детального освещения этого вопроса обратимся к уголовной ответственности, предусмотренной ст. 105 УК РФ.

Статья УК РФ «Убийство» на 2020 год включает в себя две части, каждая из которых имеет свои пределы ответственности.

Выглядит это следующим образом:

  • Ч. 1 отведена не квалифицирующим преступлениям, наказание по которым установлено в размере 8-15 лет лишения свободы;
  • Ч. 2 регулирует преступления с отягчающими обстоятельствами, срок реального лишения свободы по которым может быть в пределах 8-20 лет или вовсе в виде пожизненного заключения.

Так все-таки, сколько лет должно пройти с момента совершения преступления для того, чтобы дело было прекращено сроку давности?

Получается, что убийство, вне зависимости от наличия или отсутствия отягчающих в деле обстоятельств вины, имеет срок давности в 15 лет. Это значение применимо ко всем особо тяжким преступлениям.

При этом в отношении деяний, предполагающих пожизненный срок или смертную казнь, срок давности может и вовсе не применяться.

Если родственники потерпевшего в уголовном деле об убийстве будут подавать ходатайство о пересмотре срока давности по делу, срок давности в 15 лет может быть отменен.

В результате такого обращения в вышестоящую судебную инстанцию подсудимый может быть привлечен к уголовной ответственности в любой момент времени на протяжении всей его жизни.

Как показывает практика, зачастую стремятся наказать именно за уклонение от уплаты налогов (сборов и страховых взносов) (ст. 199 УК РФ). Фигурантами дела в этом случае становятся руководители, главные бухгалтеры компаний и иные лица, которые принимали участие в преступлении (давали советы, указания и пр.) (п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 № 64). Так что, не исключено привлечение к ответственности собственников компании, контролирующих компанию лиц (бенефициаров). Сейчас налоговые и правоохранительные органы весьма успешно определяют лиц, фактически владеющих и управляющих бизнесом, поэтому зачастую «номиналы» и оффшорные структуры не мешают определить «нужное лицо» и привлечь его к уголовной ответственности.

На данный момент суды руководствуются постановлением ВС РФ 13-летней давности (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 № 64), согласно которому способами уклонения от уплаты налогов (сборов) могут быть:

  1. Действия в виде умышленного включения в налоговую декларацию или иные документы, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, заведомо ложных сведений.

  2. Бездействия, выражающееся в умышленном непредставлении налоговой декларации или иных документов.

Совсем недавно, а именно 6 июня текущего года Верховный суд рассмотрел проект постановления «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления», который по сути заменит пока действующее Постановление Пленума ВС РФ от 28 декабря 2006 года № 64.

В данном документе Пленум ВС РФ дает долгожданные разъяснения по применению самых популярных на практике статей по налоговым преступлениям, посвященных неуплате налогов физическими лицами, организациями, налоговыми агентами, сокрытие имущества, за счет которого должно производиться взыскание налогов (ст. 198,199, 199.1,199.2 УК РФ). Но особое внимание следует уделить предложению ВС РФ считать неуплату налогов длящимся преступлением, именно оно вызвало бурю эмоций в бизнес-сообществе! И на то есть серьезные основания. В проекте указано, что преступления по статьям 198, 199, 199.1 УК РФ являются длящимися, т.е. сроки давности уголовного преследования исчисляются с момента фактического прекращения виновным лицом преступной деятельности, в частности со дня добровольного погашения либо взыскания недоимки. Следовательно, если компания недоплатила налоги в бюджет лет эдак 15 назад, руководитель/собственник компании будет жить, как на «пороховой бочке», т.к. его могут осудить за неуплату этих «древних» налогов в любой момент. Можно сказать, что Верховный суд предложил отменить срок давности по налоговым преступлениям.

Сроки давности по налоговым преступлениям пока по общим правилам исчисляются с момента неуплаты налога. Верховный суд РФ пытается изменить эти правила-предлагает считать налоговые преступления длящимися и сроки давности исчислять с момента фактического прекращения виновным лицом преступной деятельности (например, добровольной уплаты задолженности или взыскания недоимки по налогам).Таким образом, многие налоговые преступления могут стать длящимися до момента погашения задолженности.

Комментарий к ст. 2.4 КоАП

В КоАП РФ впервые закрепляется понятие должностного лица. Сам термин «должностное лицо» использовался и в старом Кодексе 1984 года. Однако тогда законодатель не определил критерии отнесения служащих к должностным лицам, в результате чего достаточно долгое время при определении круга должностных лиц правоприменители руководствовались определением, существующим в уголовном законодательстве.

Определение должностного лица, данное в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ, практически совпадает с понятием должностного лица, данным в примечании к ст. 285 Уголовного кодекса Российской Федерации, что позволяет говорить о едином подходе к данному понятию в российском законодательстве.

При анализе примечания к ст. 2.4 КоАП РФ становится очевидно, что в основу определения понятия должностного лица положены два критерия: обладание полномочиями распорядительного или административно-хозяйственного характера (представители власти обладают распорядительными полномочиями внешневластного характера).

При определении круга представителей власти допустимо использовать по аналогии Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2000 г. N 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе». В нем устанавливается, что «к представителям власти следует относить лиц, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работников государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности». К таковым, например, могут относиться: члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, члены Правительства Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, судьи федеральных судов и мировые судьи, наделенные соответствующими полномочиями работники прокуратуры, налоговых, таможенных органов, органов МВД Российской Федерации и ФСБ Российской Федерации, состоящие на государственной службе аудиторы, государственные инспекторы и контролеры, военнослужащие при выполнении возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка, обеспечению безопасности и иных функций, при выполнении которых военнослужащие наделяются распорядительными полномочиями.

Читайте также:  Налоги на продажу жилой недвижимости: кто должен их платить и как их уменьшить

Это Постановление также примерно указывает, какие функции следует считать организационно-распорядительными и административно-хозяйственными. В соответствии с п. 3 Постановления организационно-распорядительные функции включают в себя, например, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий. К административно-хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п.

Исходя из изложенного выше, можно сделать вывод, что распорядительными полномочиями являются полномочия по управлению людьми или организациями, а административно-хозяйственными — по управлению вещами.

Таким образом, для того, чтобы определить, является ли конкретный государственный или муниципальный служащий должностным лицом, необходимо выяснить, обладает ли он правом осуществлять управление людьми, организациями или вещами. Такие полномочия могут указываться как в должностном регламенте и служебном контракте, так и в общих компетенционных актах (например, в положении о государственном органе, в котором он работает). Управление в данном случае обозначает возможность совершения действий, которые вызывают возникновение, изменение или прекращение тех или иных правоотношений в отношении физических лиц (например, назначение конкретного лица на должность в государственной организации), юридических лиц (например, составление акта проверки организации), а также совершение юридически значимых действий по изменению правового статуса материальных объектов (например, списание имущества, находящегося на балансе организации).

К должностным лицам могут относиться не только служащие государственных и муниципальных органов, но и работники других организаций, а также индивидуальные предприниматели, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.

Вместе с тем следует иметь в виду, что некоторые другие нормативные акты могут использовать и принципиально иные определения должностного лица, применимые к государственной или муниципальной службе. Так, например, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. определяет должностное лицо местного самоуправления как выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного само��правления. Вполне очевидно, что данное определение гораздо шире, чем используемые в УК РФ и КоАП РФ, так как под него попадают практически все муниципальные служащие. В то же время в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» подчеркивается, что указанное определение должностного лица используется только для целей настоящего Закона. Таким образом, при привлечении муниципальных служащих к административной и уголовной ответственности следует руководствоваться определениями, приведенными в УК РФ и КоАП РФ, в иных случаях — в Законе о местном самоуправлении.

Наделение должностных лиц особым кругом полномочий предопределяет особенности их ответственности. По общему правилу должностные лица несут административную ответственность в большем размере, по сравнению с гражданами.

В соответствии со ст. 2.4 Кодекса должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Непременным условием привлечения таких лиц к административной ответственности является наличие в их деянии вины (ст. 2.2 КоАП РФ).

Должностные лица, выполняющие функции представителя власти, организационно-распорядительные или административно-хозяйственные полномочия в органах государственной власти, местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, являются субъектами административной ответственности различных групп правонарушений, составы которых содержит Особенная часть Кодекса (раздел II).

Сравнивая КоАП РФ с КоАП РСФСР 1984 года, можно с уверенностью утверждать, что законодатель сохранил свой подход к административно-правовому статусу должностных лиц в части их ответственности. По-прежнему в качестве основных к ним применяются такие наказания, как предупреждение и административный штраф. Данные взыскания могут быть применены в отношении любой категории должностных лиц, указанных в ст. 2.4 КоАП РФ. Примечательно, однако, что в большинстве составов именно административный штраф как санкция превалирует над остальными мерами ответственности, и не только в отношении должностных лиц, но и иных субъектов ответственности.

Что касается той категории должностных лиц, которые выполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в исполнительном органе управления юридического лица, являются членами совета директоров, осуществляют предпринимательскую деятельность в качестве юридического лица, помимо перечисленных выше мер административной ответственности, в качестве основной к ним может применяться новая, ранее не предусмотренная санкция — дисквалификация. Распространяется данное наказание и на арбитражных управляющих. Указанная мера административной ответственности назначается только в судебном порядке.

Халатность медицинских работников

Практика показывает, что доказать невыполнение врачом своих обязанностей, халатное отношение к пациенту довольно сложно.

Грань между оправданным медицинским риском и недобросовестным отношением к выполнению своего долга четко не определена правовыми актами.

Привлечь к уголовной ответственности за причиненный вред здоровью человека, например, за введенную инъекцию, ставшую причиной ухудшения самочувствия, можно лишь врача.

Медсестра, выполнявшая назначение, добросовестно выполняет в данном случае свои профессиональные обязанности.

Помимо уголовного наказания, в зависимости от тяжести последствий (от штрафных санкций, до лишения права заниматься врачебной практикой, лишения свободы) сам потерпевший или его родственники в гражданском судопроизводстве вправе добиваться:

  • возмещения материального ущерба;
  • компенсации морального вреда.

Из-за преступной халатности работников музея картина Казимира Малевича

«Черный квадрат» два месяца провисела вверх ногами.

Халатность как качество личности – склонность не исполнять или не надлежаще исполнять свои обязанности вследствие безответственного, недобросовестного или небрежного отношения к службе и причинять вред, ущерб себе или окружающим.

Насреддин копал в степи ямы. Прохожий спросил его: — Что ты тут делаешь? — Да зарыл в этой степи деньги, — отвечал Насреддин, — но, как ни бьюсь, не могу найти. — А ты не оставил каких-нибудь примет? — спросил прохожий. — А как же! — ответил Насреддин. — Когда я зарывал деньги, в том месте была тень от облака, но теперь ни облака нет, ни тени.

Однажды, когда Молла сидел на берегу реки, к нему подошли десять слепцов. Они попросили перевести их на другой берег. Молла согласился, но с тем условием, что каждый из них даст по четверть таньга. Он перевёл девять слепцов, а когда повёл десятого, то посредине реки вода подхватила слепца и унесла. Слепцы поняли, что случилось, и подняли крик. А Молла, увидев, как обернулось дело, сказал: — Что вы напрасно шумите? Дайте на четверть таньга меньше, и дело с концом!

Халатность предполагает работу «спустя рукава». Название этого качества личности произошло от слова «халат» — домашней одежды, просторной, не стесняющей движений, теплой и уютной. Халат позволял расслабиться, отдохнуть, отойти от дела. Отсюда и «халатность», характеризующая отход от дела, от серьезного и усердного его выполнения, расслабленность и даже леность.

У Сергея Михалкова есть на этот счет хорошая басня:

Остаток крепости — кирпичная стена На древней площади мешала горсовету, И вот взорвать решили стену эту, Чтоб вид на новый дом не портила она. Решенье принято. Назначен день и час, И как-то ночью площадь взрыв потряс, Но вид на новый дом при этом не открылся — Стена осталась, как была, Она лишь трещину дала, А новый дом напротив… развалился!

Я к тем строителям свой обратил упрёк, Что строят тяп да ляп, чтоб только сляпать в срок.

Если жизнь или здоровье людей подвергается опасности из-за пренебрежения необходимыми мерами предосторожности, значит, перед нами преступная халатность, основанная на невнимательности и отсутствии заботы относительно других, а иногда и самого себя. Халатность – точный индикатор сознательности и социальной ответственности. Она порождается недоразвитым чувством ответственности за жизнь и здоровье окружающих.

Окунемся в историю. Кто должен был отвечать за жизнь первых лиц государства в послереволюционной России? Конечно, ВЧК, а именно, «железный» Феликс Дзержинский. На него была возложена ответственность за борьбу с контрреволюционными силами. И что происходит? Писатель Николай Стариков в книге «Кто добил Россию? Мифы и правда о Гражданской войне» описывает вопиющие случаи халатности руководителя ВЧК.

Утром 30 августа 1918 года на Дворцовой площади Петрограда появился велосипедист. Это был молодой человек в клетчатом кепи, бриджах и длинных желтых перчатках-крагах. Он небрежно поставил велосипед у сгены и уверенно вошел в дом номер пять по Гороховой улице, где помещалась Петроградская ЧК. Начинался рабочий день, в фойе было пустынно, на молодого человека никто не обратил внимания. Он преспокойно уселся· в кресло и уткнулся в газету. Около десяти часов у дома остановился служебный автомобиль Урицкого. Глава питерской ЧК вошел в подъезд и направился к лифту. Здесь его догнал «велосипедист» и выстрелил ему в голову. Охраны у Урицкого не было, а револьвер он, как и убитый ранее Володарский, достать не успел. Убийца, член паpтии правых эсеров, студент Петроградского университета Леонид Кaнemccep был задержан.

Субъект и субъективная сторона преступления

Мера пресечения за халатные действия может быть избрана в отношении должностного лица, которое не выполнило должным образом свои служебные обязанности. Из этого определения вытекает, что в качестве субъекта может выступать только человек, занимающий определенную должность. В данном случае можно говорить о наличии специального субъекта.

Субъективная сторона выражена в иной форме неосторожности (небрежности). Легкомысленное отношение к своим обязанностям является квалифицирующим признаком и дает возможность отличить, к примеру, халатность от злоупотребления должностными полномочиями

В последнем случае преступник предпринимает действия, имея представление о возможных последствиях.

Присутствие в деле признака легкомысленности становится главным квалифицирующим фактором.

Особенность субъективной стороны помогает следствию разграничить халатность от служебного подлога. При этом оба этих преступления посягают на интересы предприятия или государства. В результате служебного подлога должностное лицо может нарушать должностную инструкцию или совершать иные действия, наносящие ущерб учреждению или организации, в которой он работал.

Халатность и небрежность должностного лица

В делах, связанных с должностной халатностью, особо серьезное наказание присуждается людям, занимающим серьезные рабочие места в государственных структурах.

Недобросовестное, небрежное выполнение положенных трудовых обязанностей должностным лицом карается достаточно сурово!

Уголовное наказание по причине халатности предусмотрено, если человек, занимающий серьезную должность, выполняет возложенные обязанности без строгого соблюдения законом установленных правил. Если деяния или его бездействие стали причиной таких серьезных последствий, как:

  1. Крупный и особо крупный урон многим гражданам, одному человеку и государству.
  2. Существенный урон здоровью, установленный судебно-медицинской экспертизой. Во внимание принимается потеря одной и более конечности или способности органа нормально функционировать.
  3. Смерть одного человека или нескольких физических лиц.

Другой комментарий к Ст. 293 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Объективная сторона халатности образована тремя признаками: а) общественно опасным деянием в форме действия или бездействия; б) общественно опасными последствиями в виде причинения крупного ущерба или иного существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства; в) причинной связью между деянием и последствиями.

2. Халатность наиболее часто выражается в бездействии, когда виновный не выполняет тех действий, которые должен был совершить в силу возложенных на него обязанностей. Однако халатность может быть выражена и в форме действия — закон указывает, что наказуемым является не только невыполнение служебных обязанностей, но и ненадлежащее их выполнение. В этом случае виновный выполняет свои служебные обязанности, но делает это недобросовестно.

3. Закон исходит из того, что халатность является проявлением недобросовестного или небрежного отношения к должностным обязанностям. Условием ответственности за халатность является реальная возможность надлежащим образом исполнять свои должностные обязанности. Если в конкретном случае такая возможность отсутствует, отсутствует и состав рассматриваемого преступления.

4. В результате неисполнения или ненадлежащего исполнения лицом своих служебных обязанностей должны быть причинены общественно опасные последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, а также крупного экономического и экологического ущерба, стоимостное выражение которого в соответствии с примечанием к статье превышает 1 млн. 500 тыс. руб. Между указанными последствиями и деянием должностного лица необходимо установить наличие причинной связи.

Читайте также:  Сумма налога по патенту в 2023 году

Каков состав преступления?

Субъектом, т.е. преступником по этой статье выступает лицо, в той или иной мере облеченное властными полномочиями, т.е. должностное лицо. Неважно, это наделение является постоянным, временным или по спец. распоряжению (чрезвычайным).

Вина, т.е. субъективная сторона такого преступления, может быть в легкомысленной или небрежной форме. Небрежная разновидность вины имеет место тогда, когда наделенный властью человек свои обязанности должен знать и предвидеть опасные последствия их невыполнения, но из-за недобросовестного отношения не удосужилось их изучить. При этом лицо не предвидело и не предотвратило опасные последствия своего деяния, но должен был и мог по обстоятельствам их спрогнозировать.

При легкомыслии субъект прекрасно осознает, что его невыполнение его функций приведет к печальным последствиям, но относится к этому равнодушно («авось, пронесет»). Преступление не считается оконченным, если не наступили негативные последствия отказа от исполнения возложенных на субъекта задач.

Объектом рассматриваемого деяния являются государственно-властные отношения и отношения в сфере муниципальной власти. У преступления есть еще и дополнительные объекты:

  1. интересы и права рядовых граждан, зафиксированные в законе;
  2. государственные и общественные интересы, предусмотренные законом;
  3. законодательно закрепленные интересы и права организаций.

Объективная сторона такого преступления может быть как активной (действие), так и пассивной (бездействие). Действием является неверное выполнение предписанных служебных обязанностей. Бездействие предполагает полный отказ от выполнения своих функций, предусмотренных нормативными правовыми документами.

Другой комментарий к статье 2.4 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Дефиниция должностного лица в комментируемой статье базируется на синтезе двух определений, содержащихся соответственно в ст. 201 и 285 УК: лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, и должностного лица.

Таким образом, в отличие от УК, данная статья КоАП, основанная на рецепции названных дефиниций, определяет обобщающее понятие должностного лица, единое для всего КоАП; тем самым предпринята попытка устранить логическое несоответствие статуса должностного лица в сферах частного права и публично-правовых отношений.

Об административной ответственности должностных лиц, возглавляющих юридическое лицо, см. п. 2 комментария к ст. 2.1.

2. По смыслу комментируемой статьи статус должностного лица распространяется на физических лиц, наделенных организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями в юридическом лице, независимо от формы собственности и подчиненности, а также на индивидуальных предпринимателей (см. п. 6 данного комментария).

Действующее законодательство отождествляет понятия «юридическое лицо» и «организация» (см. дефиниции организации, установленные ст. 11 НК, ст. 5 Федерального закона от 6 января 1999 г. N 7-ФЗ «О народных художественных промыслах», ст. 2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ «О почтовой связи», ст. 1 Федерального закона от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами»). В соответствии с ГК юридическим лицом является организация, наделенная правомочиями, установленными п. 1 ст. 48 ГК.

Таким образом, лица, осуществляющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в общественных объединениях, не имеющих статуса юридического лица, например лица, осуществляющие указанные функции в религиозных группах, не относятся к должностным лицам и несут ответственность, установленную санкцией соответствующей статьи Особенной части КоАП для граждан.

Административная ответственность должностных лиц по КоАП возможна только в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения ими возложенных на них служебных обязанностей.

Административная ответственность за проступки должностных лиц предусмотрена также отдельными федеральными законами. В ст. 289 — 306 БК, определяющих виды правонарушений бюджетного законодательства, понятие «должностное лицо» не упоминается, однако правонарушителями в указанных случаях являются лица, наделенные государственно-властными полномочиями, руководители хозяйственных и муниципальных органов и иные лица, осуществляющие функции должностных лиц в том смысле, как это предусмотрено дефиницией должностного лица, содержащейся в примеч. 1 к ст. 285 УК. К правонарушителям — должностным лицам, как правило, относятся государственные и муниципальные должностные лица. Санкции за налоговые правонарушения чаще применяются к должностным лицам коммерческих организаций. Санкции, определенные БК и НК, в отличие от КоАП, не предусматривают дифференциации наказаний, совершенных должностными лицами и лицами, не наделенными правомочием должностного лица: так, при выявлении обстоятельств, отягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, принимается во внимание лишь повторное совершение указанного проступка лицом, к которому уже были применены налоговые санкции.

Административная ответственность должностных лиц в соответствии с КоАП, как правило, является следствием противоправного бездействия: нарушитель не соблюдает своих должностных обязанностей либо уклоняется от их исполнения, допуская тем самым наступление общественно опасных последствий.

Согласно ст. 35 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» должностные лица организаций, принимающих в РФ иностранных граждан, обеспечивающих их обслуживание или выполняющих обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания (проживания) иностранных граждан в РФ, а также порядка их регистрации, оформления документов на право пребывания или проживания иностранных граждан в РФ, их передвижения в пределах РФ, изменения ими места жительства в РФ, виновные в нарушении законодательства РФ, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством РФ.

О статусе иностранного гражданина см. п. 1 комментария к ст. 2.6. Административная ответственность за нарушение должностным лицом организации, принимающей в РФ иностранного гражданина или лицо без гражданства, правил пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства в РФ установлена ч. 1 ст. 18.9 КоАП (см. комментарий к указанной статье).

3. При квалификации преступлений должностных лиц, определенных ст. 285 — 293 УК, наряду с противоправным бездействием учитываются также и действия должностного лица. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» под указанными деяниями понимаются действия должностного лица, осуществляемые в соответствии с возложенными на него служебными полномочиями; под незаконными действиями должностного лица подразумеваются неправомерные действия, которые не вытекали из его служебных полномочий или совершались вопреки интересам службы, а также действия, содержащие в себе признаки преступления либо иного правонарушения.

В соответствии с указанным Постановлением Пленума Верховного Суда РФ выполнение перечисленных функций по специальному полномочию озн��чает, что лицо исполняет определенные функции, возложенные на него законом (стажеры органов милиции, прокуратуры и др.), нормативным актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо уполномоченным на то органом или должностным лицом. Такие функции могут осуществляться в течение определенного времени или одноразово либо совмещаться с основной работой (народные и присяжные заседатели и др.).

Согласно данному Постановлению Пленума Верховного Суда РФ к представителям власти следует относить лиц, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работников государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности (например, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных органов государственной власти субъектов РФ, члены Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ, судьи федеральных судов и мировые судьи, наделенные соответствующими полномочиями работники прокуратуры, налоговых, таможенных органов, органов МВД и ФСБ, состоящие на государственной службе аудиторы, государственные инспектора и контролеры, военнослужащие при выполнении возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка, обеспечению безопасности и иных функций, при которых военнослужащие наделяются распорядительными полномочиями).

По смыслу рассматриваемого Постановления Пленума Верховного Суда РФ к организационно-распорядительным функциям, осуществляемым постоянно или временно должностным лицом, относятся, например, руководство коллективом, расстановка и подбор кадров, организация труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий.

К административно-хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены функции по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий (принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п.).

К лицам, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, относятся также поверенные, представляющие в соответствии с договором интересы государства в органах управления акционерных обществ (хозяйственных товариществ), часть акций (доли, вклады) которых закреплена (находится) в федеральной собственности (см. п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6).

Халатность: состав и виды преступления

Правильная квалификация данного преступления очень важна, так как оно может быть схожим по составу с должностным проступком.

При определении халатности, как вида преступления, учитываются следующие квалифицирующие признаки:

  • Материальный ущерб, который не всегда выражается в денежном эквиваленте, поскольку речь может идти о гражданских правах, жизни, здоровье и т.д.
  • Отсутствие/наличие умысла. Правонарушение, связанное с ненадлежащим выполнением должностных обязанностей может произойти без умысла: по неосторожности, лёгкой небрежности и т.д. Если же виновник совершил халатность умышленно, то такое преступление квалифицируется иначе (служебный подлог, злоупотребление полномочиями и т.д.).

В соответствие со ст. 293 УК РФ объективной стороной считается действие или преступное бездействие субъекта, а субъективной – наличие неумышленной формы вины.

Субъектом халатности признаётся только должностное лицо. Преступность халатности состоит в причинно-следственной связи между действиями/бездействием лица и наступившими последствиями.

Виды преступной халатности не влияют на его квалификацию. Тем не менее с юридической точки зрения принято различать следующие виды данного преступления:

  • Служебная халатность, субъектами которой выступают государственные служащие.
  • Должностная халатность, при которой у субъекта имеются организационные, распорядительные и хозяйственные функции.
  • Профессиональная: халатность врачей, полицейских, учителей и пр.

На квалификацию преступления влияет только наличие серьёзных последствий, таких как причинение ущерба, вреда здоровью или смерть человека.

Самой распространённой в России считается профессиональная халатность. Субъектами такого деяния выступают определённые специалисты.

К примеру, халатность сотрудника полиции может заключаться в следующем:

  • Игнорирование просьб и требований о принятии мер по отношению к лицу, применяемому бытовое насилие.
  • Невыполнение своих прямых обязанностей при пропаже человека, угоне автомобиля и т.д.
  • Отказ полицейского в привлечении к уголовной ответственности лица, угрожавшего кому-либо (устно или письменно).

Халатность медработников зачастую приводит к инвалидности или гибели пациента. Тем не менее ежегодно к ответственности привлекается множество специалистов.

Основания возбуждения уголовного дела

Безразличие, проявленное халатным отношением к должностным обязанностям, ставшее причиной тяжелых, опасных для общества последствий, признается законным основанием для наказания виновных.

Приведем несколько примеров, что может стать причиной открыть уголовное производство по обвинению в халатности по статье.

  1. Формализм со стороны руководителя предприятия к выполнению требований охраны труда может привести к аварийным ситуациям, несчастным случаям, получению подчиненными производственных травм с тяжкими для здоровья и жизни людей последствиями.
  2. Отписка инспектора территориального органа в сфере труда о проведенном контроле соблюдения работодателем норм трудового права косвенно также может стать причиной непоправимых последствий. Например, по факту представитель Роструда не появился в организации для расследования жалобы подчиненных о том, что не проводится специальная оценка труда рабочих мест, работодатель не обеспечивает рабочих средствами индивидуальной защиты при выполнении трудовых обязанностей в опасных и вредных условиях.

Смерть работника, связанная с полученным профессиональным заболеванием, вследствие игнорирования требований создания безопасных условий труда, может стать поводом в данном случае привлечения к ответственности не только работодателя, но и инспектора, назначенного провести надзорные мероприятия по жалобе.

  1. Непринятие мер сотрудниками полиции, если поступают сигналы о бытовом насилии по отношению к членам семьи, ставшее в последующем причиной более серьезной трагедии – повод привлечь к ответственности уже стражей закона, призванных защищать права и покой мирных граждан.
  2. Еще одной сферой деятельности, где ненадлежащим образом выполнение своих обязанностей приводит к нарушению прав, назовем – услуги, оказываемые социальными службами.

Результатом халатности становятся:

  • искалеченные судьбы детей, оставленных проживать с неблагополучными родителями;
  • преждевременные смерти одиноких стариков, инвалидов, не получивших должный уход.
  1. Невнимательность при внесении данных в финансовые документы бухгалтером и как следствие нанесенный материальный ущерб предприятию – одна их причин обращения к правоохранительным органам.
  2. Неисполнение должным образом надзора со стороны противопожарных служб может привести к неминуемой трагедии, гибели массы людей в случае возникновения пожара.
  3. Халатное отношение медработников также нередко стоит жизни и здоровья пациентов.

К сожалению, этот список далеко не полный.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *