Инклюзивное образование, его плюсы и минусы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инклюзивное образование, его плюсы и минусы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В латинском языке одним из значений слова includo является «включать», «помещать». Термин «инклюзивность» используется для обозначения процесса внедрения людей, имеющих различные отклонения от нормы, в социум.

Суть инклюзивного образования

Необходимость гарантировать доступ к получению знаний и профессиональных навыков каждому человеку невзирая на его физические или ментальные особенности признана на международном уровне. Многие страны активно продвигают идею трансформации системы специального образования, организуя обучение детей с ограниченными возможностями в обычных школах.

На Всемирной конференции по образованию лиц с особыми потребностями, проведенной в Испании в июне 1994 года при поддержке ЮНЕСКО, была представлена инновационная образовательная концепция по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья. По итогам конференции была принята Саламанкская декларация о принципах инклюзивного обучения, главный из которых – создание условий для развития уникальных способностей каждого ребенка.

Педагогические приемы и методы инклюзивного образования

  • Совместное групповое обучение. Каждому участнику отводится своя роль, и успех образовательной деятельности зависит от выполнения всеми членами группы возложенных на них функций. Учитель организует взаимодействие между подопечными, следит за тем, чтобы ребенок с ОВЗ принимал активное участие в процессе получения знаний.
  • Взаимное обучение. Под контролем педагога здоровый ученик передает свои умения особенному однокласснику. Такой прием доказал свою эффективность, поскольку дети с ОВЗ доверяют сверстникам и охотно перенимают от них знания и навыки. Взаимное обучение подходит для многих предметов школьной программы.
  • Игровые методы. Обширный набор приемов, включающий вариант для всех возрастных групп и условий обучения.

Недостатки интегрированного обучения

\r

\r Имеются у такого образования и недостатки: прежде всего, это несовершенство кадрового состава педагогов, сложность соединения общеобразовательных программ со специальными, наличие детей с несколькими отклонениями и ряд других. Кроме того, помимо общеобразовательных предметов, дети с нарушениями в развитии нуждаются и в специальных, обеспечивающих интеграцию детей в обществе путем формирования навыков, которые у здоровых детей не требуют внимания педагогов-коррекционистов.\r

\r

\r Необходимо помнить, что в западной Европе родители могут оплатить услуги специальных педагогов отдельно, а для жителей нашей страны это не всегда реально. Очень важно уделять детям с особенностями развития больше внимания, чем здоровым детям.\r

\r

\r Если допустить, что на обучении в общеобразовательной школе в одном классе находятся дети с разными отклонениями, учитель должен владеть набором специальных знаний и навыков: сурдопереводом, системой Брайля и еще многими специальными умениями. И все это педагог должен делать за не слишком большую зарплату.\r

\r

\r Для создания условий для инклюзивного образования необходимы немалые денежные средства. А ведь того финансирования, которое выделяется школам сегодня, порой не хватает даже на текущий ремонт, не говоря уже о том, что многие образовательные учреждения закрываются по причине аварийного состояния помещений.\r

\r

\r Если же говорить о выборе родителями места обучения, нужно понимать, что они мало знают о потребностях и потенциальных возможностях своих детей.\r

\r

Идеи интеграции лиц с отклонениями в развитии в 70-е годы возникают и реализуются в контексте либерально-демократических реформ, общественного противостояния идеям дискриминации людей по расовому, половому, возрастному, национальному, политическому, религиозному, этническому и другим признакам. Борьба против дискриминации способствует формированию новой культурной нормы – уважения к различиям между людьми. Именно в этом широком антидискриминационном контексте специальные школы и интернаты признаются учреждениями сегрегационными, а изолированная от массовой система специального образования – дискриминационной. И если на предшествующем этапе эволюции общество боролось за организацию специальных учебных заведений, то теперь оно стало рассматривать помещение ребенка в специальную школу как нарушение его прав и «навешивание социального ярлыка».

Плюсы:

  • Педагогами таких учебных заведений являются профильные дефектологи (тифлопедагоги, сурдопедагоги, логопеды, олигофренопедагоги), знающие особенности детей, методы и методики обучения. Учебные заведения оснащены всем необходимым для обеспечения обучения: звукоусиливающая аппаратура для плохослышащих, тифлотехника для плоховидящих, ортопедическая техника для детей-опорников и пр.
    ТИФЛОТЕХНИКА – отрасль приборостроения специального назначения, относящаяся к разработке технических средств для обучения, политехнической, производственной подготовки, трудовой деятельности и культурно-бытового обслуживания слепых, слабовидящих и слепоглухих, а также для коррекции, развития, восстановления зрения.

Минусы:

  • Дети с проблемами здоровья изолированы в значительной мере, как от семьи, так и от нормально развивающихся сверстников, и замыкаются в особый социум, внутри которого и осуществляется специальное образование.

Что такое инклюзивное образование?

Детям с особыми потребностями необходимо дать возможность развивать свои навыки, получать образование, становиться членами общества. Эти задачи решает инклюзия (inclusif) – включение в социальную деятельность инвалидов. Поскольку социализация детей происходит в учебных учреждениях, необходимо создавать специальные условия для детей-инвалидов, чтобы их социальные навыки развивались одновременно с их здоровыми сверстниками.

Все большей популярности набирает инклюзивное образование – развитие сферы образования, которое открывает всем равный доступ к обучению. Оно подразумевает создание адаптированных программ и учебных методик, учитывая особенные потребности детей с отклонениями развития (умственного, физического или психоэмоционального).

Включают систему инклюзивного образования в учебные заведения разного уровня – среднего, профессионального и высшего. Таким образом, каждый человек становиться частью общества, может сделать свой вклад, получает общение и помощь.

Оборудование для инклюзивного образования

Перепланировка классов под особые потребности учеников-инвалидов требует учета индивидуальных потребностей. Для этой цели используют специальное оборудование, которое можно поделить на несколько типов:

  • Оборудование для детей с проблемами опорно-двигательного аппарата.
  • Оборудование для обучения детей с проблемами слуха.
  • Оборудование для детей с нарушениями зрительного восприятия.
  • Оборудование для коррекции сенсорного восприятия.

В учебных учреждениях, инклюзивных центрах и интернатах часто организовывают отдельные кабинеты для индивидуальных и групповых занятий. Они могут быть обустроены различными снабжением, помогающее не только в учебном процессе, но и реабилитации, налаживании взаимоотношений между педагогами, отдыхе при нагрузках:

  • Реабилитационное оборудование.
  • Сенсорные и интерактивные устройства.
  • Массажное оборудование.
  • Развивающие игрушки и игры.

Для обучения детей с ограниченными возможностями обязательно используется дидактика – различные дидактические наборы фигур, букв, животных, прочих элементов. Обучаясь в игровой форме, дети не теряют интерес, внимание, быстрее показывают результаты.

Модели инклюзивного образования.

Модели инклюзивного образования.

Инклюзивное образование —

это такая
организация процесса обучения, когда все дети
, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей,
включены в общую образовательную среду
и обучаются по месту жительства в общеобразовательных учреждениях, которые оказывают необходимую специальную поддержку детям с учетом их возможностей и особых образовательных потребностей. Инклюзивное образование исключает любую дискриминацию, обеспечивая равное отношение ко всем участникам процесса.

Важное направление деятельности по реализации прав на образование детей с ОВЗ – создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и психическом развитии.

Процесс включения детей с ОВЗ в общую образовательную среду, который соответствует социальной модели понимания инвалидности, подразумевая гибкость образовательной системы и возможность подстроить ее под ребенка является инклюзивным образованием. Инклюзивное образование исключает любую дискриминацию, обеспечивая равное отношение ко всем участникам процесса.

Мировая практика инклюзивного образования

За рубежом с 1970-х годов ведется разработка и внедрение пакета нормативных актов, способствующих расширению образовательных возможностей инвалидов. В современной образовательной политике США и Европы получили развитие несколько подходов, в том числе: расширение доступа к образованию (widening participation), мэйнстриминг (mainstreaming), интеграция (integration), инклюзия, т.е. включение (inclusion). Мэйнстриминг предполагает, что ученики с ограниченными возможностями общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах. Интеграция означает приведение потребностей детей с психическими и физическими нарушениями в соответствие с системой образования, остающейся в целом неизменной, не приспособленной для них. Включение, или инклюзия, подразумевает реформирование школ и перепланировку учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей без исключения. В 1990-х годах в США и странах Европы вышел ряд публикаций, способствовавших популяризации идей инклюзивного образования. Статьи были посвящены проблеме самоорганизации родителей детей-инвалидов, общественной активности взрослых инвалидов и защитников их прав. Исследования экономической эффективности инклюзивного образования демонстрируют преимущества интегрированного образования в терминах выгоды, пользы, достижений. На сегодняшний день в большинстве западных стран сложился определенный консенсус относительно важности интеграции детей-инвалидов. Государственные и муниципальные школы получают целевое финансирование из бюджета на детей с особыми потребностями, и, соответственно, они заинтересованы в приеме в учебное заведение учащихся, имеющих статус инвалида. Положения об инклюзивном образовании включены в Конвенцию ООН «О правах инвалидов», одобренную Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года.

Инклюзивное образование в Москве

В Москве работают более 1,5 тысяч общеобразовательных школ, из них по программе инклюзивного образования – около пятидести. Кроме этого, в столице функционирует сеть специализированных образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями, которая обеспечивает создание им индивидуальной адаптивной среды:

  • детские сады компенсирующего или комбинированного вида;
  • специальные (коррекционные) школы и школы-интернаты;
  • начальные школы — детские сады компенсирующего вида;
  • средние общеобразовательные учреждения «Школа надомного обучения»;
  • средние общеобразовательные учреждения «Школа здоровья»;
  • санаторно-лесные школы;
  • санаторные школы-интернаты;
  • центры образования;
  • образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи; учреждения начального и среднего профессионального образования.

Первый регионом, узаконившим право ребенка-инвалида на получение образования в рамках общеобразовательной школы, стала Москва. В апреле 2010 года Мосгордума приняла закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» (Закон города Москвы № 16 от 28.04.2010). Новый закон закрепляет гарантии лиц с ограниченными возможностями здоровья на реализацию ими конституционного права на образование, создает необходимые условия для получения необходимого именно им образования с учетом индивидуальных потребностей. Документ устанавливает порядок организации обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья как в рамках общеобразовательной школы и специальных образовательных учреждениях, так и на дому, а также в любом другом избранном учреждении образования. Депутаты, члены комиссии по образованию и молодежной политике надеются, что теперь появится реальная возможность систематизировать выполняющиеся в рамках отдельных программ мероприятия по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, установить порядок обучения детей-инвалидов в массовой (инклюзивной) школе.
Согласно положениям Закона, прием детей-инвалидов в общеобразовательную школу должен быть организован на основе заключения медико-психолого-педагогической комиссии, а число учеников с ограниченными возможностями здоровья в одной школе определяется в соответствии с другими нормативными актами РФ и города Москвы. Кроме этого, новый закон предусматривает создание службы ранней помощи и системы психологической, медицинской и педагогической коррекции ограничений возможностей здоровья с момента их обнаружения независимо от степени их выраженности. Законодательно определены особенности приема, перевода и отчисления детей-инвалидов из образовательных учреждений, порядок финансирования образовательных учреждений, в которых обучаются лица с ограниченными возможностями здоровья, а также меры социальной поддержки педагогов, работающих с детьми-инвалидами. Финансирование инклюзивных школ осуществляется, как и массовых, общеобразовательных, по количеству учеников. Однако затраты школы, взявшей на себя миссию по обучению «особых» детей, не укладываются в этот норматив. Сегодня существует острая потребность пересмотра системы финансирования таких школ, как вариант, по схеме специализированной коррекционной школы. Эти средства должны направляться только на затраты, связанные с образовательным процессом. На них запрещено покупать компьютерное оборудование, проводить текущий и капитальный ремонт, оплачивать коммунальные услуги или школьное питание, использовать для проведения общественно значимых мероприятий. Школа, в которой внедряется система инклюзивного образования, должна быть соответствующим образом оснащена. Более подробно требования прописаны в «Общем перечне рекомендаций по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения».

Читайте также:  Прожиточный минимум с 1 января 2023 года в России и по регионам

Инклюзивное образование: плюсы и минусы, особенности и рекомендации

Мэйнстриминг – программы совместных занятий и проведения досуга детей-инвалидов и обычных детей. Такие программы представляют собой мощное средство социального обучения детей и подростков.

Плюсы:

  • Развитие таких важных навыков и личностных качеств учащихся, как:
    • социальная компетентность (гибкость, эмпатия и заботливость, способность позитивной коммуникации, креативность);
    • навыки решения проблем (умение вырабатывать альтернативные решения, планировать);
    • независимость, ощущение силы, уверенности, самоуважение, эффективность, самоконтроль, адаптивное дистанцирование (например, умение сказать «нет», не быть втянутым в опасную ситуацию);
    • навыки целеполагания (формирование нормальных, или «здоровых», ожиданий и установок, умение до определенной степени контролировать окружение, целеустремленность).
      ЭМПАТИЯ (от греч. empatheia – сопереживание) – категория современной психологии, означающая способность человека представить себя на месте другого человека, понять чувства, желания, идеи и действия другого, на непроизвольном уровне.

Минусы:

  • Общение ограничивается временными рамками мероприятия и часто носит формальный характер. Обе стороны могут быть не удовлетворены своими отношениями со сверстниками.

Составной частью интеграции детей с отклонениями в развитии в общество является их интеграция в общеобразовательные учреждения, где они получают возможность совместного обучения с нормально развивающимися сверстниками.

Главным условием интеграции в России является приведение в соответствие потребностей детей с психическими и физическими нарушениями с системой образования, остающейся в целом неизменной: дети с ОВЗ в массовой школе, не приспособленной для них. Иначе говоря, ребенок должен соответствовать стандартам системы образования.

Плюсы:

  • Сохранение детско-родительских отношений и возможность полноценного участия ребенка в повседневной жизни своей семьи.
  • Обретение опыта социального взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
  • Полноценная речевая среда. В результате постоянного общения со слышащими детьми вырабатывается привычка к общению со слышащими, и в дальнейшем это позволяет легче адаптироваться к обучению в массовом среднем или высшем учебном заведении совместно со слышащими.

Минусы:

  • Сложные акустические условия в помещении классной комнаты или спортзала, большая количественная наполняемость класса, расстановка учебных столов, лекционная форма подачи учебного материала или постоянная работа на уроке в режиме полилога, значительный и разнообразный по лексическим, грамматическим, фонетическим и фонематическим признакам речевой материал.
    ПОЛИЛОГ – разговор многих участников (ср. диалог – разговор двух участников)
  • Плохо говорящий ребенок, не всегда правильно понимающий смысл того или иного слова или фразы, часто оказывается предметом насмешек.
  • Сложности усвоения норм социального поведения, незнание которых может сделать ребенка еще и социальным инвалидом.
  • По мере осознания себя непохожими на других, неслышащие дети как бы воздвигают стену между собой и слышащими сверстниками, отказываясь общаться с ними, замыкаясь на себе самих или, если в группе присутствуют дети с аналогичными проблемами, образуют отдельную группу.
  • Неслышащий ребенок, привыкший к повышенному вниманию в семье, в массовом учебном заведении становится одним из многих, что может быть причиной дискомфорта или стресса.
  • Дети с тяжелой потерей слуха редко приобретают себе друзей среди слышащих, и у них часто развивается чувство собственной неполноценности.
  • Незнание особенностей развития детей с ОВЗ и зачастую нежелание педагогов образовательного учреждения работать с таким ребенком.

Практика показала, что педагог, изначально спрофилированный на работу с обычными детьми в общеобразовательной школе и оказавшийся в условиях интегрированного обучения, не обладает знаниями о специфике обучения детей с ограниченными возможностями, не владеет специально-педагогическими умениями и навыками, и, следовательно, не может оценить степень нарушения и спрогнозировать пути дальнейшего развития такого ребенка. Более того, возникает эмоциональная напряженность во взаимоотношении между педагогами, учащимися с особыми образовательными потребностями и их родителями. В таком положении становится невозможной не только коррекционная работа, но и весь процесс обучения в целом. Это явление В.И. Лубовский назвал «вынужденной интеграцией».

Инклюзивное образование за и против

Статья составлена Кляузовой Вероникой Юрьевной

Термин «инклюзия» в переводе с английского языка означает «включенность». Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю)

  • Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой ВСЕ дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, — в таких школах общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку.
  • Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.
  • Задачи инклюзивного образования состоят в том, чтобы включить всех детей в школьную систему и обеспечить их равноправие
  • Восемь принципов инклюзивного образования
  • 1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

2. Каждый человек способен чувствовать и думать;3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;4. Все люди нуждаются друг в друге;5.

Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;7.

Сторонники инклюзивного образования утверждают: образование ребенка не должно быть ограничено его физическими, интеллектуальными или психическими особенностями. Такие дети способны учиться вместе со сверстниками в общеобразовательных школах, если общество создаст для этого необходимые условия.

Инклюзивное образование: плюсы и минусы

Современная двойная структура коррекционных и общеобразовательных школ требует огромных финансовых вливаний, утверждают сторонники инклюзии. Единовременные инвестиции в реорганизацию общеобразовательных школ являются более экономичным вариантом в долгосрочной перспективе и, кроме того, создают широкое поле для работы. Однако эта система может работать только тогда, когда власти разных уровней будут прилагать совместные усилия.

Читайте также:  Страховые взносы ИП в 2023 году

Инклюзия слишком дорога, утверждают критики. По их данным расходы в пределах одной земли, например, Баден-Вюртемберг, превысят 100 миллионов евро. Одновременно с этим в последующие восемь лет нужно создать почти 1400 новых учительских мест. При этом земля Баден-Вюртемберг будет тратить до 30 миллионов евро в год на школьных ассистентов, школьный транспорт и строительные мероприятия. Колоссальные дополнительные расходы — 9 миллионов евро в год — ложатся и на муниципалитеты, которые еще не знают, смогут ли справиться с ними.

В настоящее время в России насчитывается порядка 2 000 000 с различными отклонениями в психофизическом развитии. Согласно данным медицинских исследований, число таких ребят ежегодно будет увеличиваться в среднем на 4-5% от общего числа детей.
Если придерживаться прежней образовательной системы, в учебные заведения страны будут ежегодно выпускать тысячи учеников, которые не смогут полноценно адаптироваться в обществе. Поэтому Министерство образования решило воспользоваться опытом западных коллег и внедрять программы инклюзивного обучения.

Цель такой методики: создать каждому ребёнку максимальные возможности для обучения в обычных условиях, внедряя особый педагогический подход.

Внимание! Термин «Инклюзивное образование» происходит от французского слова INCLUSIF, что можно перевести как «включающий в себя». В педагогике этим словом обозначают методику формирования смешанных классов, где дети с ограниченными возможностями будут заниматься вместе по единой форме обучения.

Специалисты считают, что внедрение данной методике поможет стереть социальные различия между обычными и особенными детьми. Если речь идёт об учреждениях дошкольного образования, смешанные группы развивают навыки коммуникативного общения, позволяют детям лучше адаптироваться в обществе.

Опираясь на опыт западных коллег, можно отметить, что уровень получаемых знаний в таких группах заметно выше, чем в обычных коррекционных классах.

Наполняемость смешанных классов будет регулироваться санитарными нормами и правилами. Здесь предполагается, что при средней численности класса в 25 человек, здесь могут находиться 2 ученика с ограниченными возможностями. Если детей с ОВЗ больше, снижается общая наполняемость класса.
Программа обучения подстраивается индивидуально под ребенка с психофизическими отклонениями, однако она не является обособленной и понятна остальным ученикам класса. Кроме этого, она полностью адаптирована к общеобразовательной системе, мало отличаясь от обычной манеры проведения занятий.

Вполне естественно, что ребёнок-инвалид не будет вливаться в коллектив без подготовки, поэтому инклюзивная методика образования требует привлечения:

  • педагогов-психологов;
  • дефектологов;
  • тьюторов;
  • работников социальной сферы;
  • педиатров;
  • логопедов;
  • ассистентов педагога.

Кроме этого, в процесс вовлекается весь персонал школы (включая сотрудников службы безопасности) и дети. Такие программы имеют огромное значение для обычных учеников, которые смогут лучше понимать и терпимее относиться к людям с ограниченными возможностями.

Принципы инклюзии основываются на конституционных правах каждого гражданина Российской федерации на получение образования. В частности, программа опирается на такие законодательные акты:

  • статья № 28 Конвенции ООН, защищающую права детей;
  • статья № 43 Конституции РФ;
  • Федеральный закон № 273 «Об образовании», принятый к исполнению 29 декабря 2012 года;
  • статья 19 Федерального закона № 181 «О соцзащите инвалидов РФ», принятого к исполнению 24 ноября 1995 года.

Важно! Все общеобразовательные и дошкольные учреждения, где будут вводиться инклюзивные программы обучения, будут ориентироваться на государственные стандарты образования, и принимая их за базис, разрабатывать собственные методики. Скачать для просмотра и печати:
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990).

Вопрос об адаптации людей с особыми потребностями ставится в обществе очень давно. Процесс их интеграции проходил через очень разные этапы — от откровенного неприятия большинством людей до принятия того факта, что люди с теми или иными ограничениями здоровья могут вести полноценную жизнь, получать образование и работать.

Процесс социализации необходимо начинать с самого раннего возраста. Именно в это время ребёнок получает базовые навыки общения и взаимодействия с другими людьми. Находясь в коррекционном учебном заведении, он остаётся в изоляции от реального мира, в котором ему предстоит жить будучи взрослым. Особенному ребёнку важно учиться находить общий язык со сверстниками, пусть даже они отличаются от него.

Для детей, которые не имеют ограничений здоровья, инклюзивное образование также очень важно. С детства они должны привыкать к тому, что все люди очень разные, и что не все из них нуждаются в одном и том же. Став взрослыми, они уже не будут в буквальном смысле шарахаться от человека в кресло-коляске, когда тот попросит помочь ему заехать на тротуар.

Где может осуществляться инклюзивное образование?

Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано следующим образом:

  • совместно с другими обучающимися;
  • в отдельных классах, группах;
  • в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, подразделяются на организации для разных категорий лиц с ОВЗ:

  • для глухих;
  • для слабослышащих, позднооглохших;
  • для слепых;
  • для слабовидящих;
  • для лиц с тяжелыми нарушениями речи;
  • для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • для лиц с задержкой психического развития;
  • для лиц с умственной отсталостью;
  • для лиц с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно:

  • специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература;
  • услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *