Утилизационный сбор на спецтехнику повысят с начала 2023 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Утилизационный сбор на спецтехнику повысят с начала 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Список товаров, по которым будет необходимо оплачивать утилизационный сбор в 2023 году, включает 18 категорий товаров, которые производятся на территории Республики Казахстан или ввозится из-за границы.

Способы исполнения расширенных обязательств для производителей и импортеров на территорию Республики Казахстан

Производители и импортеры на территории Республики Казахстан имеют право исполнять расширенные требования в сфере утилизационного сбора следующими способами:

  1. Использование собственной системы сбора, обработки, переработки, обезвреживания и утилизации отходов, транспортировки, подготовки к повторному использованию и сортировки. Но следует учесть, что данный способ не распространяется на производителей и импортеров кабельной продукции и легкого, грузового автомобильного транспорта;
  2. Составление договора с оператором расширенных обязательств производителей (импортеров) об организации сбора, транспортировки, подготовки к повторному использованию, сортировки, обработки и переработки. Подачи заявки согласно правилам реализации расширенных обязательств производителей (импортеров), утвержденных правительством РК с последующим внесением на банковский счет оператора денег в виде утилизационного платежа.

На кого не распространяются расширенные обязательства производителей или импортеров

Расширенные обязательства производителей или импортеров не распространяются на следующих лиц:

  1. производителей в части произведенных масел, полимерной, стеклянной, бумажной и (или) картонной упаковок, аккумуляторных батарей при условии использования для их производства не менее тридцати процентов отработанных масел, отходов пластмасс, стекла, бумаги и картона, использованных аккумуляторных батарей соответственно, переработанных и утилизированных на территории Республики Казахстан;
  2. производителей и импортеров в части произведенной (произведенных) на территории Республики Казахстан и (или) ввезенной (ввезенных) на территорию Республики Казахстан продукции (товаров), реализованной (реализованных) за ее пределами;
  3. производителей и импортеров в части произведенных на территории Республики Казахстан и (или) ввезенных на территорию Республики Казахстан полимерной, стеклянной, бумажной, картонной и (или) металлической упаковок, упаковки из комбинированных материалов, которые предназначены для упаковки и (или) в которые упакована (упакованы) продукция (товары), реализованная (реализованные) за ее пределами;
  4. физических лиц, осуществляющих ввоз на территорию Республики Казахстан продукции (товаров), на которую (которые) распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров), при импорте продукции (товаров) в пределах квоты на беспошлинный ввоз товаров личного пользования, за исключением импортеров автомобильных транспортных средств, самоходной сельскохозяйственной техники;
  5. импортеров в части полимерной, стеклянной, бумажной, картонной и (или) металлической упаковок, упаковки из комбинированных материалов, в которые упакованы социально значимые продовольственные товары, перечень которых утверждается Правительством Республики Казахстан;
  6. производителей в части произведенной полимерной упаковки из преформ, за которые внесен утилизационный платеж;
  7. импортеров в части ввезенных полимерной, стеклянной, бумажной, картонной и (или) металлической упаковок, упаковки из комбинированных материалов, в которые упакована ввезенная (ввезенные) продукция (товары), используемая (используемые) в их деятельности в качестве основных средств, материалов, сырья, запасных частей (комплектующих) при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, для общехозяйственных нужд и не предназначенная (не предназначенные) для реализации;
  8. импортеров в части ввезенных полимерной, стеклянной, бумажной, картонной и (или) металлической упаковок, в которые упакованы товары, ввезенные в качестве иностранной безвозмездной помощи в установленном законодательством Республики Казахстан порядке.

Куда уплачивать сбор при приобретении авто с отсутствием отметки в ПТС?

Утилизационный сбор в подавляющем большинстве случаев уплачивает именно производитель. Покупатель переводит деньги, только если он ввозит авто из-за границы или на ТС не уплачен сбор прежним владельцем. Во втором случае выплаты делаются в ФНС. Нужно зайти на официальный сайт ФНС, найти соответствующий раздел по сборам. В нем можно:

  1. Выяснить коды бюджетной классификации.
  2. Оформить расчет УС по установленной форме.
  3. Записаться на прием в местный ФНС.

Реквизиты для выплаты в ФНС можно также найти на официальном сайте налоговой. После того как оплата сбора будет проведена, нужно посетить налоговую с данными бумагами:

  1. Формой расчета УС (заполненной).
  2. ПТС на авто, на которое платится сбор.
  3. Документы, подтверждающие покупку автомобиля, и все прочие бумаги, указанные в предыдущем разделе.
Читайте также:  Муниципальная квартира в России

К СВЕДЕНИЮ! Сбор придется выплачивать и лицам, собравшим автомобиль самостоятельно. В этом случае в ФНС предоставляются копии ПТС транспорта, который был использован при конструировании новой машины.

Кто должен платить утилизационный сбор?

Перечень плательщиков утилизационного сбора приводится в части 3 статьи 24.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления»:

3. Плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые:

  • осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию;
  • осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации;
  • приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора;
  • являются владельцами транспортных средств, в отношении которых утилизационный сбор не был уплачен в соответствии с абзацем пятым пункта 6 настоящей статьи, при помещении таких транспортных средств под иную таможенную процедуру при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны, применяемой на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, за исключением случаев помещения таких транспортных средств под таможенную процедуру реэкспорта.

Процессы, которые касаются утилизационного сбора на самоходные машины и прицепы к ним, регламентируются рядом законодательных актов и нормативов:

  • Федеральным законом № 89-ФЗ, датированным 24.06.98 (актуальная версия от 25.12.18). Начало действия документа в данной редакции от 05.01.2019;
  • Постановлением № 81, принятым Правительством РФ 06.02.16 (актуальная редакция от 11.07.19);
  • Постановлением № 639, датированным 31.05.18 и вступившим в законную силу 13.06.18, которым были внесены определённые изменения в 81-ое постановление;
  • Совместным приказом Минпромторга России (№ 147), Минсельхоза России (№44) и ФТС России (№140), изданным 31.01.17;
  • Совместным приказом Минфина России и ФНС России, изданным 24.10.16. Номер документа MMB-7-3/578@.

Перечень необходимых документов

Утилизационный сбор, вносимый за новую спецтехнику, изготовленную в России, платит производитель. Отметка об этом обязательно проставляется в ПТС на каждое изделие.

Не позднее, чем через три рабочих дня после внесения оплаты, плательщик обязан представить в ФНС произведенный расчет величины сбора с приложением:

  • бланка техпаспорта на каждое изделие;
  • дубликата сертификационного документа, подтверждающего отсутствие необходимости проведения обязательной оценки ее соответствия;
  • дубликатов паспортов на технику, за которую сбор уже внесен, после чего ее переделали таким образом, что настала необходимость оформления нового техпаспорта;
  • копии (дубликата) квитанции, подтверждающей оплату сбора.

В случае оплаты утилизационного сбора в ФТС платеж должен быть проведен в сроки, установленные для процедуры растаможивания. При этом потребуется предоставить:

  • форму расчета величины вносимого сбора;
  • ПТС на технику, за которую осуществляется платеж;
  • копии документов, подтверждающих, что параметры спецтехники идентичны указанным в формуле;
  • договор на покупку;
  • документы, подтверждающие внесение оплаты.

Виды и категории транспорта, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор

Объектом обложения утилизационным сбором признается транспортное средство:

1. произведенное (изготовленное) на территории Республики Беларусь и отчуждаемое либо используемое производителем (изготовителем) для собственных нужд;

2. достроенное на территории Республики Беларусь на базе шасси, предоставленного заказчиком, если в результате такой достройки производитель (изготовитель) в установленном законодательством порядке присвоил завершенному изготовлением транспортному средству идентификационный номер (VIN);

3. ввозимое (ввезенное) в Республику Беларусь в качестве товара для личного пользования, выпускаемое (выпущенное) в свободное обращение;

4. ввозимое (ввезенное) в Республику Беларусь и помещаемое под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;

5. ввезенное в Республику Беларусь с территорий государств – членов Евразийского экономического союза и подлежащее государственной регистрации на территории Республики Беларусь в соответствии с законодательством.

Объектом обложения утилизационным сбором в Республике Беларусь не признается транспортное средство:

1. произведенное (изготовленное) на территории Республики Беларусь и отчуждаемое производителем (изготовителем) за пределы Республики Беларусь;

2. переоборудованное на территории Республики Беларусь на базе транспортного средства, ранее зарегистрированного в Республике Беларусь.

Для целей настоящей главы под переоборудованным транспортным средством понимается транспортное средство, в конструкцию которого внесены не предусмотренные нормативно-технической документацией производителя (изготовителя) изменения весовых, габаритных и иных параметров и которому при этом юридическим лицом Республики Беларусь в установленном законодательством порядке присвоен идентификационный номер (VIN);

3. переоборудованное на территории Республики Беларусь на базе транспортного средства, ранее ввезенного на территорию Республики Беларусь, в отношении которого был уплачен утилизационный сбор в соответствии с законодательством;

Читайте также:  Какими правами обладают собственники жилья, подлежащего сносу?

4. достроенное на территории Республики Беларусь на базе шасси, если в отношении такого шасси в Республике Беларусь уплачен утилизационный сбор;

5. достроенное на территории Республики Беларусь на базе шасси и отгружаемое (передаваемое) производителем (изготовителем) за пределы Республики Беларусь заказчику, местом нахождения (местом жительства) которого не является Республика Беларусь, либо отчуждаемое за пределы Республики Беларусь заказчиком, местом нахождения (местом жительства) которого является территория Республики Беларусь;

6. зарегистрированное до 1 марта 2014 года на территории Республики Беларусь в установленном законодательством порядке;

4.7. выпущенное в свободное обращение либо помещенное под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в соответствии с таможенными декларациями, зарегистрированными до 1 марта 2014 года.

С 1 января 2021 года вступило в силу постановление Совета Министров Республики Беларусь № 647 от 16.11.20 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 1 июня 2019 года № 437», где был уточнен перечень видов и категорий транспортных средств, которые являются объектами обложения утилизационным сбором, а также ставок утилизационного сбора.

Кто освобождается от уплаты утилизационного сбора

В соответствие с п.6 ст.24.1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ утилизационный сбор не уплачивается в следующих случаях:

  • прицеп ввезён на территорию Российской Федерации лицами, признанными беженцами, вынужденными переселенцами, участниками Государственной программы по содействию добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом;
  • прицеп ввезён на территорию Российской Федерации и принадлежит дипломатическому представительству, консульскому учреждению, международной организации, пользующейся приоритетами и привилегиями международного права;
  • прицеп ввезён на территорию Российской Федерации и принадлежит сотруднику (членам семьи) дипломатического представительства, консульского учреждения, международной организации, пользующейся приоритетами и привилегиями международного права;
  • прицеп выпущен более тридцати лет назад, не используется в коммерческих целях, имеет оригинальный кузов и (при наличии) раму и сохранён или отреставрирован до оригинального состояния.

Для каких категорий авто предоставляется освобождение от уплаты

Законодательством определен ряд категорий «счастливчиков», не уплачивающих утиль сбор:

  • владельцы авто, возвращающиеся на историческую родину (подпадают в рамки программы возвращения на историческую родину), вынужденные переселенцы, беженцы;
  • консульские и дипломатические органы, сотрудники этих органов, их семьи;
  • собственники автомобилей-раритетов (при условии, что авто не моложе 30 лет, будет использоваться только в личных нуждах, установлены «родные» кузов, рама, двигатель);
  • если машина попадает в Россию на срок, не превышающий полгода (следует транзитом);
  • когда «растаможка» происходит в ОЭЗ в Калининградской области и возраст автомашины не старше 3 лет.

Сумма утилизационного сбора в 2022 году

01.01.2022 утилизационный сбор в РФ увеличили, что отразилось на стоимости практически всех автомобилей.

Размер сбора зависит от типа и возраста автомобиля, а также от лица, приобретающего автомобиль:

Тип транспортного средства Размер сбора для ТС младше 3 лет, руб. Размер сбора для ТС старше 3 лет, руб.
Электромобили 32.600 122.000
Легковые авто, ввозимые юридическими лицами 48.200-445.000 в зависимости от объема двигателя 123.000-700.200 в зависимости от объема двигателя
Любые легковые авто, ввозимые гражданами для личного использования 3.400 5.200
Грузовые автомобили до 3.5 тонн 178.500-300.000 в зависимости от максимально разрешенной массы авто 189.000-432.000 в зависимости от максимально разрешенной массы авто
Грузовые автомобили от 3.5 до 20 тонн 300.000-496.500 в зависимости от максимально разрешенной массы авто 456.000-1.735.500 в зависимости от максимально разрешенной массы авто
Автобусы 171.000-990.000 в зависимости от объема двигателя 172.500-1.558.500 в зависимости от объема двигателя
Тягачи, фургоны, самосвалы, автобетономесители и прочая спецтезника 285.000-1.002.000 в зависимости от вида спецтехники и ее грузоподъемности 1.725.000-3.469.500 в зависимости от вида спецтехники и ее грузоподъемности
Мототранспорт Утилизационный сбор отсутствует Утилизационный сбор отсутствует

Где ставится отметка об оплате?

Фактическая оплата УС фиксируется в паспорте транспортного средства. Подтверждение проставляется в разделе «Особые отметки».

Незаполненный раздел ПТС не дает право регистрировать новую машину. При льготах, освобождающих от взноса, обязательно указывается в паспорте основание для их предоставления. Утильсбор не уплачивается некоторыми категориями граждан, список которых указан в законе.

Приобретение ТС российских производителей на первичном рынке освобождает покупателя от взноса, так как сумма утилизационного сбора включена в цену. Лицам, купившим технику за границей, при ввозе нужно оплатить УС, и предоставить сведения на таможню.

При покупке автотехники на вторичном рынке отметка об утилизационном сборе в ПТС может отсутствовать по 2 причинам:

  • ТС ввезено в страну до 2012 г.;
  • выпущено с конвейера российским автоконцерном до 2012 г.

Новые поборы – новые беды

С начала 2018 г. нас ожидает продолжение ставшей уже эпичной истории утилизационного сбора. Обязательные отчисления на единицу импортируемых и производимых грузовых автомобилей, строительной, дорожной и иной спецтехники увеличатся еще на 15%. Такие показатели в сентябре внесены Минфином в проект бюджета, предложенный для рассмотрения Госдумой. УС на колесные и самоходные транспортные средства, а также прицепы к ним в 2018 г. будет проиндексирован на 15%. Соответствующие изменения предусматривает законопроект № 274618-7 «О федеральном бюджете на 2018 г. и на плановый период 2019–2020 гг.».

Читайте также:  Для чего нужна временная регистрация для граждан РФ?

Чего стоит ожидать от очередного повышения ставки утилизационного сбора? В первую очередь, к сожалению, повышения цен на новые машины. Второе, продолжится рост спроса со стороны фирм, специализирующихся на сдаче техники в аренду. Но эти богатые организации делают выбор в пользу проверенных импортных брендов. Крупные игроки – государственные и окологосударственные – продолжат наращивать закупку иностранных машин. В-третьих, положение производителей российской техники продолжит ухудшаться. Отечественные предприятия выпускают в основном спецтехнику небольшой единичной мощности и веса, на которую ставки УС особенно высоки в процентном отношении от стоимости. Уже обанкротился ряд российских заводов, дышит на ладан крупнейший концерн «Тракторные заводы». Оставшиеся вынуждены будут бороться за выживание и снижать свои затраты для обеспечения минимальной рентабельности. Несмотря на невысокие по сравнению с импортными цены на продукцию, доля рынка отечественных бульдозеров составила всего 34%.

Новый бюджетный сбор вполне обоснованно был воспринят участниками рынка спецтехники как «контрольный выстрел» в голову отечественного машиностроения.

Кому возвратят уплаченные миллиарды?

В документах об утилизационном сборе отмечается, что средства, полученные от него, поступят в федеральный бюджет и послужат «базой для последующего расходования средств бюджета на компенсацию затрат по утилизации самоходных машин и прицепов». А средства эти немалые. По расчетам Минфина, поступления в бюджет составят в 2018 г. 223,4 млрд руб.; в 2019-м – 259,8 млрд руб.; в 2020-м – 267,9 млрд руб. Кому же достанутся эти миллиарды? Пока же мы видим, что расходуются собранные миллиарды весьма негативно для страны. Так, только на предметы роскоши, типа по-настоящему золотого унитаза «для уважаемых гостей» (воплотив ленинскую идею об истинном назначении золота), чиновники намерены потратить 263 млрд руб.!

Обнадеживают слова главы Минпромторга Д. Мантурова, который бодро заявил: «Есть надежда, что утильсбор поспособствует не только некоторому подорожанию катков и бульдозеров, но и созданию целой отрасли рециклинга этих транспортных средств». В п. 8 статьи 24.1. Федерального закона от 21.10.2013 № 278-ФЗ об утилизационном сборе сказано: «За счет средств федерального бюджета …компенсируются затраты организаций и ИП, связанные с осуществлением ими деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортными средствами, в отношении которых уплачен УС, своих потребительских свойств, в том числе эти затраты, связанные с созданием мощностей и инфраструктуры, которые необходимы для осуществления такой деятельности». Чиновники считают, что «вполне разумно использовать поступающие средства от УС на создание системы рециклинга, тем более что в Европе такой бизнес успешно налажен, и этот опыт можно применять в России. Кроме того, при создании системы рециклинга появятся новые предприятия». Однако есть серьезные опасения, что собранные с горняков, строителей и фермеров деньги пойдут в руки очередных приближенных к государственной кормушке олигархов. Сомнительно также, что вновь созданные компании ринутся в отдаленные регионы страны на утилизацию 2–3 единиц техники небольших предприятий – вся утилизация ляжет на плечи владельцев.

Что означает печать «утилизационный сбор» в ПТС?

Штамп утилизационный сбор ставится на лицевой части ПТС в графе «Особые отметки» (в левой части страницы). Он означает, что сбор в отношении указанного автомобиля уплачен.

Так что если штамп в документе стоит, то это является скорее преимуществом, чем недостатком. Собственник автомобиля в будущем вправе рассчитывать на бесплатную утилизацию автомобиля.

Если же такого штампа в ПТС нет, то имеет смысл изучить ситуацию подробнее.

Это связано с тем, что до 1 сентября 2012 года утилизационный сбор уплачивать было не нужно. Т.е. при покупке машины, ПТС на которую выдан до 1 сентября 2012 года, отсутствие штампа об уплате сбора не должно вызывать никаких проблем.

При покупке автомобиля, ПТС на который выдан после 1 сентября 2012 года, нужно иметь в виду, что если утилизационный сбор уплачен не был, то его придется заплатить Вам.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *