Хищение государственных средств
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Хищение государственных средств». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Хищение средств из бюджета чаще всего происходит в крупном или особо крупном размере. В большинстве случаев преступником выступает высокопоставленное лицо, которое отвечает за управление государственными финансами. Преступление происходит за счет увеличения фактической стоимости определенного типа расходов, необходимых для реализации муниципальных или государственных программ.
Отличие кражи от присвоения и растраты
Преступления, касающиеся присвоения чужой собственности, являются смежными по составу, но имеют существенные отличия. Так, присвоение и растрата – это хищение собственности, вверенной виновному, а кража и мошенничество – это тайное или мошенническое присвоение чужого имущества, находящегося вне ведения преступного элемента. Более подробно про присвоение и растрату (ст. 160 УК РФ ) можно прочитать в другой статье нашего портала. Далее будут рассмотрены преступления, касающиеся хищения в форме кражи и мошенничества (ст. 158 и 159 УК ).
Объективная сторона преступного деяния:
Способ совершения преступления:
- кража – тайное хищения имущества;
- мошенничество:
- получение имущества (или права на него) посредством обмана,
- получение имущества (или права на него) при помощи злоупотребления доверием.
Субъективная сторона преступления: и кража и мошенничество предполагают наличие прямого умысла, т. е. виновный знает, что совершает хищение преступным путем, предвидит ущерб, наносимый потерпевшему, и желает совершить хищение.
Субъект преступления: дееспособный гражданин, достигший 16 лет.
Отличие кражи от присвоения и растраты
Обратите вниманиеНаказание за нецелевое использование бюджетных средств по ст.285.1 — штраф до полумиллиона, принудительные работы или лишение свободы на срок до 5 лет. Подробнее читайте здесь
Преступления, касающиеся присвоения чужой собственности, являются смежными по составу, но имеют существенные отличия. Так, присвоение и растрата – это хищение собственности, вверенной виновному, а кража и мошенничество – это тайное или мошенническое присвоение чужого имущества, находящегося вне ведения преступного элемента. Более подробно про присвоение и растрату (ст. 160 УК РФ) можно прочитать в другой статье нашего портала. Далее будут рассмотрены преступления, касающиеся хищения в форме кражи и мошенничества (ст. 158 и 159 УК).
Прекращение уголовного дела по ч. 3 ст. 160 УК РФ
Гр. Т.С.В. совершила присвоение, то есть хищение чужого имущества, вверенного виновному, совершенное лицом с использованием своего служебного положения при следующих обстоятельствах.
Так, гр. Т.С.В. являясь (должность) МОУ «Школа» (преобразованного 29.11.2011 года в БОУ «Школа»), уполномоченная распоряжаться имуществом БОУ «Школа», а также действовать без доверенности от имени учреждения, осуществлять прием на работу и увольнение сотрудников, издавать локальные нормативные акты, давать обязательные для работников учреждения указания, утверждая штатное расписание, являясь должностным лицом, постоянно выполняющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в муниципальном учреждении, совершила хищение денежных средств бюджета «Школа» путем их присвоения.
Постановлением главного государственного инспектора «Школа» по пожарному надзору о назначении административного наказания от 20.10.2011 года Т.С.В., как должностному лицу, было назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, то есть – нарушение требований пожарной безопасности. 22.11.2011 года данный штраф был уплачен Т, С.В. за счет собственных средств.
23.11.2011 года находясь в бухгалтерии МОУ «Школа» Т.С.В. с целью незаконной компенсации понесенных расходов в связи с уплатой данного административного штрафа путем присвоения денежных средств бюджета «Школа», действуя умышленно, из корыстных побуждений, осознавая общественную опасность своих действий, предвидя неизбежность наступления общественно опасных последствий в виде причинения материального ущерба бюджету «Школа», и желая их наступления, используя свои служебные полномочия, регламентированные п. 7.10 устава и п.п. 3.23, 4.5 должностной инструкции, позволяющие ей распоряжаться имуществом МОУ «Школа», предоставила в бухгалтерию МОУ «Школа» авансовый отчет на возмещение указанных рублей, уплаченных ею в счет погашения штрафа, после чего дала устное распоряжение находящимся от нее в служебной зависимости (должность) МОУ «Школа» З.М.С. и (должность) МОУ «Школа» П.Т.А.. оформить заявку на выделение из бюджета «Школа» денежных средств в сумме рублей для незаконной компенсации понесенных расходов в связи с уплатой штрафа.
12.12.2011 года Т.С.В. из полученных денег у (должность) П.Т.А. умышленно, из корыстных побуждений, незаконно обратила в свою пользу путем присвоения, вверенные ей денежные средства в размере рублей, распорядившись ими в дальнейшем по своему усмотрению, тем самым, причинив материальный ущерб бюджету «Школа» на сумму рублей.
Своими умышленными преступными действиями Т.С.В. совершила преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 160 УК РФ – присвоение, то есть хищение чужого имущества, вверенного виновному, совершенное лицом с использованием своего служебного положения.
При ознакомлении с материалами уголовного дела обвиняемая Т. С.В. согласилась с предъявленным обвинением и на основании п. 2 ч. 5 ст. 217 УПК РФ ходатайствовала о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства в общем порядке. Такое ходатайство заявила после консультации и при согласовании со своим защитником Запорожец В.М.
В судебном заседании подсудимая Т.С.В. согласилась с предъявленным обвинением, признала вину в совершении преступления, поддержала ходатайство о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства. Пояснила, что осознаёт характер и последствия заявленного ходатайства, оно заявлено добровольно, после проведения консультаций с защитником.
Защитник — адвокат Запорожец В.М. поддержала свою подзащитную в заявленном ходатайстве о проведении дела в особом порядке. Кроме того представила ходатайства, коллектива работников БОУ «Школа». Управление образования о минимальном наказании. Заявила ходатайство об изменении категории преступления и прекращении уголовного дела.
Представитель потерпевшего С.В.Л. поддержал ходатайство о прекращении дела с учётом того, что ущерб возмещён, преступление совершено впервые.
Подсудимая Т.С.В. ходатайства поддержала, выразила согласие о прекращении дела за деятельным раскаянием.
Куда сообщить о хищении бюджетных средств?
О хищении бюджетных средств, равно как и о любых эпизодах коррупции, следует сообщать в органы правопорядка.
В ГУ МВД есть специальные подразделения – Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД РФ, которые занимают раскрытием именно таких видов уголовных преступлений.
Данное подразделение занимается пресечением противоправной и незаконной деятельности со стороны чиновников федеральных министерств, агентств, служб и ведомств, сенаторов и депутатов, руководителей регионов и городов, руководителей крупным коммерческих предприятий.
В Москве контакты ГУЭБиПК МВД РФ расположены по адресу ул. Новорязанская, д. 8А, стр.3. Звонить следует по номеру – 84956672020.
В каждом региональном и территориальном подразделении МВД есть такие отделения, которые непосредственно занимаются раскрытием преступлений о хищении бюджетных средств.
Ответственность должностных лиц по УК РФ
Основными регуляторами действий должностных лиц, осуществляющих административно-хозяйственную, экономическую функцию со стороны государства, выступают статьи 285 и 286 УК РФ. По данным правовым нормам, ответственность предусматривается при злоупотреблении своими обязанностями (т.е. когда человек использует свои рабочие обязанности для достижения цели, при этом злоупотребление может заключаться и в проявляемом бездействии со стороны человека) и превышении полномочий (т.е. выход за рамки своих рабочих обязанностей).
Иногда классифицировать деяние по какой-либо из данных норм затруднительно. Правоприменители часто спотыкаются о признак «корыстной заинтересованности» при назначении статьи о злоупотреблении. Например, обвиняется государственный эксперт в том, что выдача его заключений по какому-либо вопросу проводилась с нарушениями. Выдавал заключения без оформления необходимой документации: статья 286 – превышение.
Но можно ли классифицировать его действия по данной норме, с учётом того, что эксперт обладает правом выдавать заключения, т.е. это входит в его полномочия? Правоприменитель отталкивается в конкретной ситуации от отсутствия корыстного интереса эксперта, но ведь виновный действовал согласно своим обязанностям, скорее злоупотребляя ими, выдавая заключения без должного правового оформления.
При применении наказания за мошенничество, выделяют следующие признаки правонарушения:
- Лицо заведует гос. имуществом в силу своего положения.
- Полномочия данного лица предусматривают возможность распоряжаться собственностью при помощи/через других лиц.
- Кража совершена обманным путём с использованием своих должностных правомочий.
Помимо указанных статей, законодателем предусмотрено выделение признака хищения с использованием своей должности в статьях за мошенничество, растрату и присвоение.
Растрата или присвоение с использованием служебного положения имеют схожие признаки:
- Правомочия использованы для реализации акта похищения.
- Лицо заведует имуществом, материально ответственно за расход.
- По своей службе лицо имеет функции по использованию государственного имущества.
Признаком, квалифицирующим вышеперечисленные правонарушения, является наличие и использование служебных функций. Это приводит к тому, что преступления приобретают дополнительный объект – интересы государства, организации, которые злоумышленник нарушает своими действиями.
Соответственно, правовой подход к формированию данной нормы должен учитывать специфику преступлений такого рода.
Наказание за крупную и особо крупную кражу
Крупная кража – кража имущества суммой от 250 тысяч до 1 млн рублей.
За воровство в крупном размере предусмотрены следующие последствия:
- тюремное заключение сроком до 6 лет;
- штраф от 100 до 500 тысяч рублей или в сумме заработков осужденного до 5 лет.
Особо крупная кража – воровство имущества суммой от 1 млн рублей.
Возможные юридические последствия:
- тюремное заключение до 10 лет;
- штраф до 1 млн рублей (или в сумме заработков вора до 5 лет);
- ограничение свободы на 5-летний срок.
Важным выступает наличие отягчающих факторов.
Что представляет собой хищение бюджетных средств?
Хищение бюджетных средств – это кража у государства. Такие виды преступлений напрямую связаны с коррупцией и часто совершаются именно чиновниками, благодаря занимаемому ими высокому служебному положению.
Кроме того, фигурантами дел о хищении бюджетных средств могут быть все те, кто непосредственно контактирует с государственным финансированием. Это могут быть директоры школ, главные врачи, директоры театров и т.д.
При хищении бюджетных средств всегда причиняется крупный или особо крупный ущерб.
Государство выделяет на различные проекты, как правило, очень крупные денежные суммы. Всегда, когда деньги выделены, а сроки строительства или реализации проекта затягиваются, смета постоянно растет, имеет место быть хищение. Иногда суммы ущерба превышают миллионы или миллиарды рублей.
Мошенничество с бюджетными деньгами
Хищение бюджетных средств также может быть квалифицировано как мошенничество. В этом случае, в отличие от растраты и присвоения, присутствует злоупотребление доверием потерпевшей стороны. Как правило, доверие возникает в ответ на высокое служебное положение виновника преступления.
При мошенничестве доверие потерпевшей стороны используется преступником в корыстных целях.
Хищение бюджетных средств с признаками мошенничества, как правило, квалифицируется по ч. 3 ст. 159 УК РФ. В ней закреплено наказание за мошенничество в крупном размере, связанное с использованием служебного положения.
Злоумышленнику по ч. 3 ст. 159 УК РФ грозит:
- Штраф от 100 до 500 тысяч рублей;
- Штраф в размере дохода осужденного от 1 года до 3 лет;
- Принудительные работы до 5 лет;
- Лишение свободы до 6 лет.
«в ук нет прямой нормы, предусматривающей наказание за хищение бюджетных средств»
В Госдуме предложили ввести пожизненные сроки за коррупцию. Соответствующие поправки в Уголовный кодекс подготовили депутаты нижней палаты от ЛДПР Антон Ищенко и Иван Сухарев. Господин Ищенко пояснил суть инициативы ведущему «Коммерсантъ FM» Максиму Митченкову.
Согласно инициативе парламентариев, в УК должны появиться две новые статьи. Первая будет предполагать наказание за «хищение бюджетных средств», вторая — за «хищение средств государственных внебюджетных фондов.
Уголовные сроки будут зависеть от размера ущерба. Так, присвоение денег из бюджета на сумму до 10 млн руб. обернется лишением свободы на срок от 5 до 10 лет. За кражу более 10 млн максимальный срок составит 12 лет, а хищение более 50 млн руб.
из бюджета может закончиться пожизненным заключением.
— Расскажите, пожалуйста, подробнее о своей инициативе, какие наказания, какие сроки за какие хищения?
— Все сроки вы уже озвучили. Мы вносим изменения в Уголовный кодекс и добавляем еще две статьи, которые предусматривают как раз наказание за хищение бюджетных средств и средств небюджетных фондов.
Просто, как выяснилось, в самом Уголовном кодексе нет прямой нормы, которая предусматривала бы наказание за хищение средств, связанных с бюджетной сферой.
Есть целая глава преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Но в этой главе есть ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств, а прямого указания на хищение средств, этой статьи просто не было в Уголовном кодексе.
И за все такие преступления были наказания, предусмотренные 159-й статьей «Мошенничество».
Формулировки в этой статье настолько расплывчатые, что зачастую коррупционерам и тем, кто участвовал в хищениях бюджетных средств, удавалось фактически выходить из воды сухими.
Потому что наказание предусматривается по самой тяжелой статье до десяти лет лишения со штрафом или без штрафа, с ограничением свободы или без ограничения.
Настолько не прописано четко наказание по этой статье, что суд мог вынести просто решение о взыскании штрафа, при этом отпустить виновного в хищении на десятки миллионов рублей.
— А в вашем законопроекте все четко, все строго прописано?
— Как раз мы и предлагаем уйти от нечетких формулировок, и прописываем, что есть минимальный срок для наказания – пять лет, и, если сумма хищений не превышает 10 млн руб., то максимальной срок в этом случае десять лет.
Мы даем четкую вилку: от пяти лет до десяти лет, от семи лет до 12 лет, и от 10 лет до пожизненного, при этом прописываем размер хищения. Это соответственно до 10 млн рублей, от 10 млн руб. до 50 млн руб. и свыше 50 млн руб.
, крупные и особо крупные.
Предлагаем ознакомиться Ст. 190 УИК РФ с Комментарием 2021: последние изменения и поправки, судебная практика
— А вы не считаете, что слишком жесткое наказание — вплоть до пожизненного заключения?
— Я не считаю, что это слишком жесткое наказание.
Для любого чиновника, для государственного служащего или муниципального служащего должно быть четкое табу: ни в коем случае нельзя делать какие-то действия, направленные против бюджета Российской Федерации, бюджета субъекта или муниципалитета, потому что это средства, которые принадлежат народу, это средства налогоплательщиков. То есть средства каждого из нас с вами. Это должен быть отдельный состав, именно поэтому мы предусматриваем такие жесткие меры наказания.
Еще наше предложение связано с тем, что за последние несколько лет целая череда таких скандалов стала известная общественности. Это касается и дела Министерства обороны, где госпожа Васильева уже несколько лет находится под домашним арестом и никак не получит наказание.
Это касается, например, хищения средств Росреестра, несколько миллиардов рублей было вывезено через офшорные компании руководством Росреестра.
И статья возбуждена по составу «Халатность», причем еще есть и прямой ущерб государственным интересам Российской Федерации, поскольку государственная тайна стала известна абсолютно не тем людям, которые должны были ею располагать. И руководство Росреестра уехало за границу вместе с этими государственными секретами.
— Сейчас на какой стадии ваш законопроект, вы уже внесли его на рассмотрение?
— Мы вносим концепцию законопроекта на общественное обсуждение, хотим две-три недели дать всем заинтересованным лицам и организациям высказать свое мнение и предложить что-то, и после окончания общественного обсуждения будем вносить его в Государственную думу. Концепция разработана, она уже опубликована в СМИ.
Квалификация преступления по п. г, ч.3 ст. 158 УК РФ
Часто применяется передача руководителями организаций средств коммерческим организациям, которые возглавляют их родственники.Спортивное стремление получить максимальную выгоду из сделки – вполне понятное желание любого предпринимателя. Бизнес не обязан заботиться о выгоде второго участника сделки – государства.
Потому как преступления, осуществленные по предварительному сговору, наказываются строже. И в этом случае пострадают все участники.
Российская Федерация – государство довольно-таки большое, поэтому полностью контролировать поток расходов и доходов в нем практически невозможно.
Контролировать расхитителей, являющихся обычными гражданами – несколько проще. Иное дело обстоит с государственными служащими. Они, в качестве прикрытия своего преступления, используют подложные документальные акты, проверить достоверность которых в некоторых ситуациях не представляется возможным.
Неотвратимость наказания
Разумеется, что за любое деяние, предусмотренное уголовным законодательством, преступник должен нести соответствующую ответственность. Избежать наказания не получится. Многие преступники, желающие «замести следы», совершают ряд других преступлений, которые в совокупности могут повлечь за собой еще более жесткое наказание.
При решении вопроса о том, можно ли уклониться от ответственности, нужно помнить и о сроках давности привлечения к ней. В той ситуации, когда они уже истекли, гражданин привлечен к наказанию не будет. Пожалуй, это и есть единственный способ уклонения от ответственности.
Стоит помнить, что при введении следствия в заблуждение, укрывательства от органов правосудия, могут наступить негативные последствия. Суд учитывает все эти факторы при рассмотрении дела, и при их наличии, может вынести более строгое наказание, чем если бы преступник помогал следствию и раскаялся в совершенном им противоправном деянии.
Пример из судебной практики
Хищение госимущества и бюджетных средств – довольно распространенное преступление. Приведем пример: в городе N целевым финансированием были выделены бюджетные средства на выполнение реставрационных работ одного из памятников старины. Зам. министра культуры этого региона гр. Иванов выделил данные средства фирме, владельцем которой был его знакомый гр. Петров. Финансирование необходимых реставрационных работ проводилось по чрезмерно завышенным расценкам. Деньги в размере 20 миллионов рублей, составляющие разницу между реальной стоимостью работ и выделенной из бюджета суммой, были поделены гражданами Ивановым и Петровым. При проводимой проверке финансирования данное преступление было обнаружено. Обвиняемые пошли на сотрудничество со следствием, признали свою вину, выплатили похищенную из бюджета сумму. Суд, учитывая данные обстоятельства, назначил преступникам меру наказания по ст. 159.4, а именно – лишение свободы на 5 лет.
Меры ответственности за хищение госимущества
Проанализируем, какое наказание предусмотрено УК РФ за хищение госимущества и бюджетных средств. Если преступление произошло путем прямой кражи, например чиновник, зная код от сейфа, где лежат наличные деньги из бюджета, выделенные на проведение какого-либо мероприятия, похищает их, такое преступное деяние будет квалифицироваться по ст. 158 УК «Кража» .
Может быть, что хищение произошло посредством использования служебного положения, например чиновник в составе преступной группы, используя свое положение, позволил получить тендер на проведение каких-либо работ подведомственной ему фирме. Далее деньги, выделяемые из бюджета данной фирме, делятся между членами преступной группы. Такое преступление будет квалифицироваться по ст. 159.3 или 159.4 УК РФ , в зависимости от размера хищения.
Следовательно, в зависимости от способа совершения и размеров хищения госимущества, в том числе – бюджетных средств, будет зависеть квалификация преступления и мера наказания по нему:
Статья УК РФ | Состав и квалификация преступления | Меры наказания |
---|---|---|
158.1 | тайное хищение |
|
158.2 | то же деяние в группе лиц по предварит. сговору или при незаконном проникновении в помещение |
|
158.3 | тайное хищение в крупном размере |
|
158.4 | тайное хищение в организованной группе или в особо крупном размере | лишение свободы до 10 лет с возможным штрафом до 1 миллиона рублей или доходом за 5 лет и возможным огранич. свободы до 2 лет |
159.3 | хищение имущества с использованием служебного положения |
|
159.4 | то же деяние в организованной группе или в особо крупном размере | лишение свободы до 10 лет с возможным штрафом до 1 миллиона рублей и возможным огранич. свободы до 2 лет |