Договор купли-продажи судна: процедура и оформление

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Договор купли-продажи судна: процедура и оформление». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


До того, как начать заниматься оформлением соглашения о передаче прав собственности на катер, покупатель должен ознакомиться со спецификой этого плавательного средства, а также его техническими характеристиками.

ДОГОВОР КУПЛИ-ПРОДАЖИ КАТЕРА

г. «» 2022 г.Гр. , паспорт: серия , № , выданный , проживающий по адресу: , именуемый в дальнейшем «Продавец», с одной стороны, и гр. , паспорт: серия , № , выданный , проживающий по адресу: , именуемый в дальнейшем «Покупатель», с другой стороны, именуемые в дальнейшем «Стороны», заключили настоящий договор, в дальнейшем «Договор», о нижеследующем:

о продаже катера

г.«» 2021 г.

Гр. , паспорт: серия , № , выданный , проживающий по адресу: , именуемый в дальнейшем «Продавец», с одной стороны, и гр. , паспорт: серия , № , выданный , проживающий по адресу: , именуемый в дальнейшем «Покупатель», с другой стороны, именуемые в дальнейшем «Стороны», заключили настоящий договор, в дальнейшем «Договор», о нижеследующем:

  1. Я, гр. , продал гр. принадлежащий мне прогулочный катер, регистрационный номер , с двигателем №, мощностью л.с.
  2. Указанный катер принадлежит гр. на основании , выданного в «»2021г.
  3. Указанный катер гр. продает гр. за рублей, которые гр. уплачивает гр. при подписании настоящего договора.
  4. До настоящего договора проданный прогулочный катер никому не продан, не заложен, в споре и под запрещением (арестом) не состоит.
  5. Расходы по заключению настоящего договора уплачивает гр. .
  6. Экземпляр настоящего договора хранится в делах нотариальной конторы, экземпляр выдается гр. , и экземпляр – гр. .

Как составить договор купли-продажи лодочного мотора?

Дополнительный договор не требуется, если на лодке установлен стационарный мотор. Если мотор не стационарный, то стороны должны составить дополнительное соглашение, в котором в качестве объекта будет указан мотор к лодке.

Такое соглашение должно быть составлено по тем же правилам что и основное соглашение о продаже лодки, за исключением нескольких моментов.

В тексте обязательно должна быть указан его мощность и регистрационный номер.

Внесение этих данных необходимо для того, чтобы указать категорию плавательного средства в момент его регистрации в органах ГИМС.

Необходимо отметить, что процедуру регистрации и лодки и мотора следует осуществлять совместно. Такая необходимость заключается в том, что процедура регистрации занимает достаточно длительный срок и пока мотор на лодку зарегистрирован не будет, её использовать нельзя.

Как составить договор купли-продажи лодочного мотора

Если мотор на маломерном судне стационарный, на него не требуется отдельного договора и отдельной регистрации — его номер просто указывается в договоре купли-продажи лодки. Однако если мотор подвесной, то возможна ситуация, когда он будет продаваться отдельно. В этом случае продавец и покупатель должны составить особый договор купли-продажи.

Он составляется по тем же правилам, что и договор о продаже самой лодки, но имеет некоторые особенности. Например, в договоре применительно к мотору в обязательном порядке указываются его мощность и номер (дело в том, что регистрации подлежат лишь моторы определенной мощности). Номер же необходим для указания в документах на лодку, поскольку с момента приобретения мотора она будет подлежать регистрации. Именно поэтому специалисты рекомендуют по возможности регистрировать мотор и лодку вместе: это сокращает время, необходимое на оформление документов в ГИМС.

Процедура регистрации лодки

Лодка должна быть зарегистрирована в ГИМС. Для этого двум сторонам нужно прийти в регистрирующий орган и взять с собой договора. Если продавец не может присутствовать, то необходимо нотариальное удостоверение соглашения. В таком случае покупатель сможет самостоятельно перерегистрировать покупку на свое имя.

В Росреестр могут быть внесены лодки ПВХ, которые имеют:

  • вес более 200 кг;
  • длину 20 м;
  • вместимость больше 12 человек;
  • мотор мощностью более 8 киловатт.

Какие документы должен предоставить покупатель в ГИМС?

  • заявление (есть специально установленный бланк);
  • паспорт собственника лодки ПВХ либо его представителя, который действует по доверенности. При обращении в ГИМС иностранного гражданина, постоянно проживающего в России, нужно иметь вид на жительство;
  • документы, которые являются подтверждением того, что купля-продажа осуществлялась правомерно (договор купли-продажи судна, нотариально заверенный чек на лодку);
  • документы, подтверждающие, что приобретенное судно снято с регистрационного учета. Например, судовой билет, который имеет отметку о снятии с учета. Иностранным гражданам нужно брать такие документы в своей стране;
  • заключение государственного инспектора с отметкой, что покупатель может свободно эксплуатировать водное транспортное средство;
  • квитанция, которая подтверждает оплату госпошлины (является возмещением за регистрацию судна, оформление и выдачу судового билета).

Договор купли-продажи лодочного мотора: образец заполнения

Для чего надо составлять договорный документ на покупку лодочного мотора? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к законодательству нашей страны, в котором указывается на обязательную регистрацию маломерных судов и лодочных моторов. В данной статье предлагаем скачать типовой бланк договора купли-продажи лодочного подвесного мотора, а также его заполненный образец в формате word.

Бланк договора купли-продажи лодочного мотораСогласно закону, лодочные моторы должны подвергаться регистрации, и для этой цели владельцу такого агрегата нужно предъявить в ГИМС целый пакет документов, в который входят: (нажмите для раскрытия)

  • соглашение на покупку и продажу лодочного мотора, на котором должны находиться печать и подпись той организации, продающей этот агрегат;
  • паспорт на лодочный мотор, в котором должны быть указаны и описаны все технические его характеристики, а также стоит печать и подписи торговой организации, в которой он был приобретен;
  • все фиксирующие кассовые и торговые документы в виде чеков, ордеров, квитанций и товарных накладных;
  • копию паспорта владельца лодочного мотора;
  • судовой билет;
  • все документы, подтверждающие об оплате все видов налогов.

Без наличия у владельца лодки договорного соглашения на покупку и продажу лодочного мотора будет невозможным для него пройти обязательную регистрацию в соответствующем государственном органе.

Также предлагаем скачать образцы других бланков договоров купли-продажи: моторной лодки – скачать, строительных материалов – скачать, товаров – скачать, животных – скачать.

Какие существуют главные правила и особенности оформления договорного соглашения купли–продажи подвесного мотора для лодки?

Спор о том, являются ли воздушные или водные суда транспортными средствами, не утихает уже давно. Если исходить из правил дорожного движения, то к транспортным средствам относится только то, что передвигается по дороге, в том числе и гужевой транспорт.

Однако 11.8.1 КоАП в качестве наказания за правонарушение, связанное с управлением маломерным судном без права управления им или с управлением судном без судового билета и других документов, подтверждающих право владения или пользования маломерным судном, установлено, помимо штрафа, также и изъятие судна с помещением его на специальную стоянку.

При этом изъятие проводится в соответствии со ст. 27.13 КоАП РФ, хотя статья регламентирует изъятие не судов, а транспортных средств.

Получается, что лодка относится к транспортным средствам только тогда, когда речь идет о наказании ее владельца за правонарушение. Кроме того, многие виды лодок подлежат государственной регистрации в установленном порядке, а значит и их отчуждение должно быть зарегистрировано с последующей выдачей документа о праве собственности, что соответствует процедуре купли-продажи транспортных средств.

Читайте также:  С 1 января 2023 года будет введено единое универсальное пособие

Требования к оформлению

При приобретении лодки, в обязательном порядке ее необходимо поставить на учет в специальный орган – Государственную инспекцию маломерных судов в МЧС (ГИМС).

Когда купля оформляется в юридической организации, то весь необходимый пакет документов отправляет в государственный орган компания в самостоятельном порядке. В случае оформления частной сделки, придется оформлять договор.

Для правильного составления купли-продажи, договор должен содержать следующие сведения:

  1. Информация о каждой стороне. Если сделка происходит между физическими лицами, то обязательно указываются ФИО, а для юридических лиц наименования организаций.
  2. Какое имущество выступает в качестве предмета составленного документа и полная информация о нем (модель, номер, имеется ли мотор).
  3. Сведения о ранней регистрации ГИМС, возможно предоставление официальной документации, свидетельствующей о факте прохождения процедуры.
  4. В том случае, если с передачей лодки имеются какие-либо дополнения, то обязательно составляется перечень вещей.
  5. Прописывается полная стоимость лодки цифрами и прописью.

В качестве необязательного требования, обе стороны могут внести дополнительные пункты в договор об ответственности. В таком случае, при возникновении разногласий, данные обстоятельства будут учитываться.

Специалисты утверждают, что в дополнении рекомендуется указывать факт отсутствия претензий третьих лиц и наличия дополнительного обременения. Если данное условие будет прописано, то при появлении непредвиденных обстоятельств, продавцу может быть предъявлено обвинение в мошенничестве.

1.1. По настоящему договору Продавец передает в собственность Покупателя [морское, внутреннего плавания] судно — (далее — Судно).

1.2. Основные сведения о судне:

— порядковый регистрационный номер судна — [вписать нужное], дата его регистрации — [вписать нужное];

— название судна — [вписать нужное],

— наименование порта (места) регистрации судна — [вписать нужное], идентификационный номер судна, присвоенный Международной морской организацией — [вписать нужное];

— позывной сигнал судна — [вписать нужное];

— наименование судостроительной верфи, место и год постройки судна — [вписать нужное];

— тип и назначение судна — [вписать нужное], район плавания — [вписать нужное];

— основные технические характеристики судна: [в том числе вместимость (валовая и чистая), полная грузоподъемность и главные размерения судна];

1.3. Судно принадлежит Продавцу на праве собственности на основании [вписать нужное]. Право собственности на Судно зарегистрировано в [реестр судов, дата регистрации], свидетельство о праве собственности на судно [номер, наименование регистрирующего органа].

5.1. Продавец обязан:

5.1.1. Передать Покупателю в собственность без каких-либо изъятий Судно, являющееся предметом настоящего договора в соответствии с Передаточным актом в порядке и сроки, установленные настоящим договором.

5.1.2. Предоставить Покупателю все необходимые документы, необходимые для государственной регистрации перехода права собственности на Судно.

5.1.3. Осуществить все необходимые действия и нести все расходы, связанные с подготовкой Судна к продаже.

5.1.4. Принять произведенную Покупателем оплату.

5.2. Покупатель обязан:

5.2.1. Оплатить Судно в размере и порядке, установленных настоящим договором.

5.2.2. Принять Судно на условиях, предусмотренных настоящим договором.

5.2.3. Нести расходы, связанные с государственной регистрацией перехода права собственности на Судно.

Договор купли-продажи маломерного судна/ двигателя (ОБРАЗЦЫ)

Если лодка оснащена стационарным мотором, данная сделка может быть проведена при помощи составления одного договора. Здесь будут указываться сведения не только о судне, но и о моторе. Например, прописывается его номер. Если применяется подвесной мотор, он может быть продан отдельно от транспортного средства. В этом случае для каждой сделки составляется отдельный договор.

При составлении договора стоить придерживаться правил оформления аналогичных документов. Так, здесь должна присутствовать вступительная часть, которая содержит не только название документа, но и дату, и место его заполнения. Ниже идет основная часть, состоящая из следующих пунктов:

  1. Подробные сведения о продавце. Если это частное лицо, прописываются данные его паспорта. Организации должны указать сведения, взятые из регистрационных документов. Если интересы компании представляет ее директор, указываются его паспортные данные.
  2. Аналогичная информация указывается и о покупателе.
  3. Нелишним будет указать, на каком основании продавец является собственником имущества. Например, если он его когда-то купил, прописываются сведения договора купли-продажи.
  4. Подробно описывается объект сделки. Так и нужно указать, что это маломерное судно. Отмечаются его заводской и бортовой номера, дата выпуска, модель. Если судно продается с мотором, нужно указать информацию и о нем: марка, мощность, заводской номер.
  5. Указывается факт продажи судна. По сути, тут и нужно написать, что собственник продает указанное судно, а покупатель его покупает.
  6. Обязательно нужно прописать сумму, на которую договорились стороны. Сумму нужно указать не только цифрами, но и прописью. Нелишним будет отметить, каким именно способом покупатель будет передавать денежные средства. Например, это может быть банковский перевод. Хотя разрешается выбирать и расчет наличными. Но в этом случае рекомендуется, чтобы продавец подтвердил получение денег соответствующей распиской.
  7. Нередко подобные сделки составляются по предоплате. Этот факт также должен быть отображен в договоре.
  8. Можно отметить, что объект сделки был снят с учета в ГИМС. Указывается, когда и где была выполнена данная процедура.
  9. Специалисты рекомендуют указать пункт, в котором будут четко прописаны подробности сделки. А именно, нужно отметить, когда покупатель сможет забрать судно. Например, можно прописать, что ключи и документы будут переданы сразу после подписания договора, или после оплаты.
  10. Рекомендуется прописать обязательства сторон. Благодаря этому участники будут уверены, что сделка не сорвется. При обоюдном желании участники сделки могут определить, какую ответственность понесет провинившаяся сторона.
  11. Указывается, сколько экземпляров имеет данный договор. Обычно каждая сторона должна получить по одной копии. Также один экземпляр нужно будет предъявить в регистрационный орган.
  12. Факт передачи судна должен быть зафиксирован при помощи передаточного акта. Этот документ становится приложением к договору. Он подтверждает, что стороны выполнили свои обязательства в соответствии с ранее составленным договором.
  13. Нередко с самим судном покупателю передается различная документация. Нужно указать, какие именно документы отдает продавец. Не исключено, что покупателю будут передаваться и какие-либо запчасти. О них также следует упомянуть в договоре.

Вообще, стороны вправе самостоятельно решать, какие сведения указывать в основной части. При необходимости можно прописать какие-либо дополнительные пункты. Например, можно указать, при каких обстоятельствах договор может быть признан недействительным. В каких ситуациях возможно одностороннее расторжение сделки. К примеру, при обнаружении серьезных неисправностей, которые заведомо были скрыты от покупателя, он может потребовать отменить действие документа. Если между собой стороны договориться не смогут, спор рассматривается в суде. Здесь договор купли-продажи будет изучаться максимально тщательно.

Если судно имеет несколько владельцев, от каждого из них нужно письменное разрешение на продажу. Для отображения этой информации в договоре можно сделать отдельный пункт. Также продавец должен указать, что судно не находится под арестом, в залоге, и не имеет никаких других обременений. Вообще, юристы рекомендуют максимально описать подробности данной сделки. Это позволит избежать проблем и разногласий между сторонами.

Поскольку лодка также относится к виду транспортного средства, она подлежит обязательной регистрации, как мотоцикл или автомобиль. В обязательном порядке указывается номер агрегата. Однако не каждый тип маломерного судна нуждается в прохождении специальной регистрации. Процедура должна быть выполнена в следующих случаях:

  1. Если вес лодки составляет больше 200кг.
  2. Длина больше 20м.
  3. Общая вместимость судна превышает 12 человек.
  4. При наличии мотора с мощностью больше 8 кВт.

Как было сказано выше, отдельная регистрация должна осуществляться для моторов подвесного типа, где мощность также составляет больше 8кВт.

В ГИМС должны явиться обе стороны сделки. В том случае, когда по уважительной причине продавец не имеет возможности самостоятельно прийти на процедуру, должно быть оформлено соглашение на проведение регистрации и заверено у нотариуса. При наличии соглашения, покупатель может на всех основаниях заниматься регистрацией на свое имя самостоятельно.

Читайте также:  Все детские пособия в 2023 году таблица, новые выплаты на детей

Чтобы оформить регистрацию на нового владельца, для посещения ГИМС необходимо собрать следующий пакет документов:

  1. На специальном бланке пишется заявление.
  2. Паспорт продавца или представителя, действующего на основании нотариальной доверенности. Если покупатель проживает на территории РФ, но является резидентом иного государства, обязательно предъявить документ, подтверждающий вид на жительство.
  3. Документальное подтверждение о том, что вся процедура купли-продаж была оформлена должным образом в соответствии с действующим законодательством. В качестве основной документации служит непосредственно договор и квитанция об оплате или переводе денежных средств.
  4. Подтверждение, что транспортное средство было снято с учета. В качестве примера выступает билет, в котором стоит отметка о снятии с учета регистрации.
  5. Официальный документ, где инспектор подтверждает возможность свободной эксплуатации судна.
  6. Квитанция, выписка с банка и иной документ, который может подтвердить оплату пошлины.

Как только информация о лодке появится в Росреестре, можно считать, что вся процедура оформления закончена и новый владелец может свободно ее эксплуатировать.

Договор купли продажи моторной лодки

Как говорят эксперты, последний законодательный акт немного «ослабил гайки», и после его принятия перечень МС, не подлежащих обязательной регистрации, заметно расширился.

Регистрировать не нужно:

  • любые безмоторные плавсредства массой до 200 кг (включительно);
  • моторные изделия до 200 кг с мощностью двигателя до 8 кВт, т.е. до 10,88 л.с. (включительно).

Внимание! Вес лодки и мощность мотора определяются по документам (паспорту) лодки.

Материал, из которого изготовлено плавательное средство, значения не имеет. Главное, соблюдать требования по весу. Значит, регистрации не подлежат следующие МС до 200 кг:

  • надувные транцевые лодки;
  • надувные, типа «Турист»;
  • пластиковые;
  • металлические;
  • деревянные;
  • разборные композитные;
  • лодки с электромоторами указанной мощности;
  • различные байдарки;
  • гребные и парусные катамараны.

Совет. Если ваш катер или лодку не нужно регистрировать, то на рыбалку стоит взять ксерокопию документов на судно и на мотор, а также ксерокопию собственного паспорта. Если судно зарегистрировано, то с собой нужно возить судовой билет или его заверенную копию.

Все остальные МС, весящие более 200 кг, или оснащенные мотором свыше 8 кВт, необходимо регистрировать в службе ГИМС. Владелец плавательного средства должен регулярно проводить его технический осмотр и платить соответствующие налоги. Нарушение правил приводит к штрафу.

Весной 2021 года в СМИ появилась информация, что специалистами МЧС России разрабатывается новый проект ФЗ «О безопасности судоходства маломерных судов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В частности, будет изменен ряд понятий о судоходстве «маломерок» и их правовом статусе. Также планируется корректировка критериев определения маломерных судов, не подлежащих обязательной регистрации в ГИМС, т.к. действующий регламент толкуется неоднозначно.

Итак, для начала разберемся с правовым понятием термина «маломерные суда». Согласно действующему законодательству, маломерным называется судно, вмещающее на борту до 12 человек при длине корпуса плавсредства не более 20 метров.

По нормам, которые ввели правила водного движения маломерных судов от 2021 года, обязательной регистрации в госинспекции подлежат судна, соответствующие следующим параметрам.

  1. Следует регистрировать маломерные суда, используемые с моторами мощностью более 8 кВт (до 10,8 л.с.).
  2. Регистрации подлежат судна, полная масса которых превышает норму в 200 кг.

И если по первому пункту все предельно ясно, то по второму возникают вопросы и разночтения. Например, что считать за полный и максимально разрешенный вес лодки? Некоторые инспекции производят расчет по следующей схеме:

  • масса данной лодки + вес установленного мотора + перевозимое снаряжение + заполненный топливный бак

Таким образом, в норму на 200 кг укладываются большинство лодок малых и средних габаритов. Но, центральный аппарат ГИМС рекомендует проводить замер массы лодки и мотора исходя из требований ГОСТа Р ИСО-8666-2012. Согласно этому документу, за массу моторного судна берется вес лодки не с фактически установленным мотором, а с максимально возможным по техническим параметрам двигателем. Так, например, если вы используете лодку при мощности мотора на 5 л.с. и весом 27 кг, а в паспорте судна указан двигатель до 10 л.с., то инспекция будет учитывать вес самого тяжелого мотора в 10 л.с.!

Конечно, такое положение вещей вызывает множество споров и разногласий, поэтому порядок регистрации в новом проекте правил управления маломерным судном 2021 обязательно должны подкорректировать. Но вот какими будут эти изменения и с какого года они начнут действовать пока достоверно неизвестно.

К слову заметим, что по новым правилам регистрировать лодку можно в любом отделении ГИМС, а не обязательно в том, где судно регистрировалось ранее. При этом заявителю предоставят результат оформления услуги (документы о регистрации/обоснованный отказ/постановление о приостановлении оформлении документов) в срок не более 3 рабочих дней.

Правила речного судоходства маломерных судов регламентируют законные и необходимые действия рулевого плавсредства. Здесь, в отличие от предыдущего пункта, все предельно просто, понятно и без изменений. Исходя из правил судовождения маломерных судов 2018-2020, судоводители обязаны:

  1. Знать и выполнять требования установленных государством законов и правил судоходства.
  2. Перед каждым выходом на воду проверять техническое состояние судна.
  3. При перевозке пассажиров обеспечивать их безопасность и проводить обязательный инструктаж.
  4. Обеспечивать наличие всех необходимых документов на судно (судоводительские права, свидетельство о регистрации, паспорт транспортного средства и т.п.).
  5. Выполнять требования уполномоченных представителей надзорных органов.

Заметим, что невыполнение установленных государственными законодательными актами и правилами требований влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и строгие санкции, в том числе предусматривающие лишение судоводительских прав.

Возможно будет интересно: Доверенность на управление маломерным судном — как заполнять, бланк

Важные изменения претерпели в 2021 году правила управления маломерным судном в разделе о нанесении бортовой маркировки. До этого наносимый на лодку регистрационный номер состоял из 7 символов (3 буквы + 4 цифры), и по желанию владельца рядом можно было нанести ро��сийский флаг. Теперь же по новому ГОСТу для внутреннего водного транспорта Российской Федерации нанесение государственного флага и 11-значного номера обязательно.

Бортовой номер судну назначают при регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС. По новым правилам он состоит из следующих элементов:

  • 2 буквы;
  • 4 цифры;
  • Цифровое обозначение региона России;
  • Буквенное указание страны (RUS) и изображение флага.

При этом выдвигаются требования к правильному оформлению надписи.

Идентификационный номер наносится на каждый борт лодки в одну строчку и таким образом, чтобы ее геометрическая середина была на удалена от форштевня на расстояние не менее, чем ¼ габаритной длины судна. При этом высота букв должна быть не меньше 15 см, ширина составляет 10 см, а толщина контура допускается в пределах 1,5-2 см.

Правила вождения маломерных судов по рекам, озерам и прочим водоемам предусматривают и техническое освидетельствование транспортных средств. Так, по требованиям нового регламента правил управления маломерными судами 2021 года запрещено использование водного транспорта, у которого выявлены одна или несколько нижеперечисленных неисправностей.

  1. Сквозные пробоины корпуса.
  2. Разгерметизация отсеков и (или) воздушных ящиков, равно как и их отсутствие.
  3. Повреждение составных частей рулевого устройства, отсутствие конструкционных деталей, ненадежные крепления и прочие неисправности, дестабилизирующие надежную работу руля.
  4. Отсутствие или поломка глушителя, сильная вибрация корпуса, выявление утечек топлива.
  5. Повреждение системы управления двигателем, неисправность блокировки запуска мотора при включенном реверсе, нестабильное включение/выключение реверс-редуктора.
  6. Отсутствие, поломка и неправильная работа сигнально-отличительных огней.
  7. Несоответствие комплектации лодки и установленного оборудования нормам, указанным в судовом билете.

Таким образом, выход судна на воду в обход установленных запретов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, т.е. на судоводителя и владельца плавательного средства.

Требуется указать полную информацию о судне:

  • Тип и назначение судна
  • Заводской номер, а также место и год постройки судна
  • Материал корпуса
  • Характеристики двигателя (тип, число, общая мощность)
  • Габариты судна (длина, ширина, высота борта)
  • Грузоподъемность, пассажировместимость
  • Населенный пункт, где поизводилась регистрация транспортного судна.
Читайте также:  Налог на роскошь. Как избежать уплаты?

После приобретения плавсредства транспорт регистрируют в госинспекции маломерных судов. Для регистрации права собственности покупатель должен представить пакет документов, включающий в себя подтверждение покупки, сведения о плавсредстве и данные владельца.

Если вы приобрели новую лодку из магазина, то в качестве документов, подтверждающих покупку, предъявляется кассовый или товарный чек, выписанный продавцом.

Если же приобретается поддержанная лодка, то для перехода прав владения оформляют договор купли-продажи водного транспорта.

Этот документ крайне важен, поскольку без него плавсредству не оформят регистрацию, и использование такой лодки станет незаконным.

Также продавец при передаче имущества предъявляет документы, подтверждающие характеристики и эксплуатационные свойства плавсредства. Не забудьте при покупке проверить достоверность указанных сведений и убедиться в должном техническом состоянии судна.

Договор купли-продажи маломерного судна, как и договор купли-продажи гидроцикла или другого водного транспорта, не только удостоверяет право собственности, но и служит основанием для регистрации лодки в ГИМС. Однако, данная процедура не всегда обязательна. Поэтому в первую очередь следует разобраться, какие плавсредства подлежат обязательной регистрации в рамках государственного реестра маломерных судов.

Обязательной регистрации и оформлению договоров купли-продажи в региональных отделениях государственной инспекции маломерных судов (ГИМС) подлежат следующие виды надводного транспорта:

  • Безмоторные судна длиной свыше 20 метров;
  • Плавсредства вместительностью от 12 человек (учитываются сидячие места);
  • Безмоторные лодки весом от 200 кг;
  • Моторные катера и лодки с мощностью более 8 киловатт (или 10, 88 л.с.).

Однако, даже если вы купили обычную плоскодонку или гидроцикл, которые не попадают под эти требования, лучше правильно оформить сделку.

Так вы обезопасите себя от проблем, которые могут возникнуть в процессе эксплуатации или при последующей перепродаже.

Чуть позже мы приведем примеры, как оформить договор купли-продажи моторной лодки и договор купли продажи гидроцикла. А пока подробнее поговорим про нюансы купли и продажи лодочного транспорта.

Образец договора о продаже катера, заключаемого между физическими лицами

Помимо договора купли-продажи на лодку, в комплект документов для государственной регистрации судна необходимо включить следующие бумаги:

  • Заявление о постановке на учет;
  • Технический паспорт, содержащий характеристики плавсредства (если на лодку установлен мотор, то отдельно представляется и его паспорт);
  • Оригинал паспорта гражданина РФ (для иностранных граждан вид на жительство);
  • Документы, подтверждающие оплату установленной госпошлины.

Также отметим, что если вы приобретаете судно «с рук», то продавец обязан предъявить судовой билет с отметкой о снятии лодки с регистрации на имя бывшего владельца.

Поставить судно на регистрацию новый владелец обязан в течение 10 дней с момента продажи! При покупке новой лодки в магазине о дате продажи свидетельствует штамп и подпись продавца в техпаспорте судна.

А при оформлении сделки на приобретение поддержанной лодки за день покупки принимается дата договора купли-продажи маломерного судна (ДКП, формы которого можно скачать ниже).

И это еще одна причина, почему бланк договора купли-продажи нужно заполнять крайне ответственно.

Обязательная регистрация лодок проводится в отделении ГИМС. Причем при оформлении вторичной продажи необходимо присутствие двух сторон: продавец (бывший владелец) и покупатель, на которого и оформляется продаваемая по договору лодка или иное плавсредство.

Когда продавец в силу обстоятельств не может явится в ГИМС на перерегистрацию, договор продажи любого маломерного судна (будь то договор-купли продажи яхты, гидроцикла, ПВХ лодки, катера и т.п.) ОБЯЗАТЕЛЬНО должен заверяться нотариально. В противном случае, на основании положений Гражданского кодекса РФ, такую сделку не признают официальной и госинспекция откажет в перерегистрации судна.

Сама регистрация (или перерегистрация) проходит в несколько этапов.

  1. Оформление заявления. Бланк заполняется либо в отделении ГИМС, либо через электронный портал организации в сети Интернет.
  2. Представление полного пакета документов в отделение госинспекции маломерных судов.
  3. Регистрация документов инспектором ГИМС.
  4. Проверка соответствия представленного комплекта документов.

Вся работа в среднем занимает 30-40 минут. Далее заявитель покидает кабинет и ожидает решения инспекции в течение 3 суток. В это время сотрудники ГИМС продолжают работу по данному заявлению.

  1. Составление межведомственных запросов, для подтверждения достоверности сведений, представленных в документах.
  2. Техосмотр регистрируемого судна. Проводится по предварительной договоренности с заявителем. Возможны два варианта: судно пригоняют на осмотр в инспекцию или вызывают инспектора по адресу местонахождения лодки (вызов производится на платной основе по ставке от 500 р за час).
  3. Уведомление о принятом решении (постановка на учет или отказ, с указанием законного обоснования). На принятие решения сотрудникам ГИМС предоставляется 3 суток. Однако, в случае выявления особых обстоятельств, принятие решения может быть перенесено на более позднюю дату. Максимальный срок – 30 рабочих дней.
  4. Выдача уникального идентификационного номера (по желанию владельца дополнительно судну можно присвоить название).
  5. Получение судового билета и бортового номера. В получении документов заявитель расписывается лично.

Государственная инспекция маломерных судов в праве отказать в проведении регистрации при наличии одного из следующих факторов.

  • Представлены неверные, похищенные или числящиеся утраченными документы;
  • Бланк договора купли-продажи лодки с мотором (или двигателя в отдельности) заполнен неверно;
  • Не снят с регистрационного учета прежний идентификационный номер;
  • Изменена или уничтожена маркировка с прежним УИН судна;
  • Имеются противоречия между заявленными и зарегистрированными правами;
  • Заявитель не явился в ГИМС спустя 30 рабочих дней от указанной в уведомлении даты вызова.

Кроме того, при покупке судна с рук удостоверьтесь в отсутствии таких обременений, как залог, ипотека, доверительное управление, наличие нескольких собственников и т.п.

Где скачать шаблон договора

В интернете есть множество форм договора по продаже плавсредства для заполнения. Перед использованием такого образца следует проверить:

  1. Актуален ли он по отношению к требованиям текущего законодательства.
  2. Соответствует ли текст документа действительной воле сторон.
  3. Отражает ли он все важные для участников сделки аспекты.

Договор купли-продажи лодочного мотора образца 2019 года составляется по следующей схеме:

  • название документа, дата и место его составления;
  • наименования сторон;
  • суть сделки;
  • права и обязанности сторон (условия и сроки передачи);
  • цена предмета сделки и порядок оплаты;
  • ответственность участников друг перед другом за нарушение обязательств;
  • заключительные положения (порядок действий при наступлении непредвиденных обстоятельств, пути разрешения споров и т. п.).

Скачать бланк договора купли-продажи маломерного судна, составленный с учетом последних изменений законодательства, можно по следующей ссылке: Шаблон соглашения о реализации судна.

Это самый не обремененный сторонними условиями вариант соглашения. При необходимости в него можно включить дополнительные положения, отражающие пожелания сторон.

Обратите внимание! Нотариальное заверение сделки не требуется, если у сторон нет желания обезопасить себя в части подтверждения подписания документа уполномоченным лицом.

Как составить договор купли-продажи лодочного мотора

Если мотор на маломерном судне стационарный, на него не требуется отдельного договора и отдельной регистрации — его номер просто указывается в договоре купли-продажи лодки . Однако если мотор подвесной, то возможна ситуация, когда он будет продаваться отдельно. В этом случае продавец и покупатель должны составить особый договор купли-продажи.

Он составляется по тем же правилам, что и договор о продаже самой лодки, но имеет некоторые особенности. Например, в договоре применительно к мотору в обязательном порядке указываются его мощность и номер (дело в том, что регистрации подлежат лишь моторы определенной мощности). Номер же необходим для указания в документах на лодку, поскольку с момента приобретения мотора она будет подлежать регистрации. Именно поэтому специалисты рекомендуют по возможности регистрировать мотор и лодку вместе: это сокращает время, необходимое на оформление документов в ГИМС.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *