Нормы расхода топлива 2023 Минтранс

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нормы расхода топлива 2023 Минтранс». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Для грузового автотранспорта порядок расчета усложнен. В расчете учитываются и масса груза, и вес прицепов, и прочие характеристики перевозки. Для самосвалов и тягачей нормативные значения считают в особом порядке.

Чиновники выделили три основных понятия:

Базовая НЗТ

Это стандартное значение затрат ГСМ. Устанавливается в отдельности для каждой марки транспортных средств. Учитывает индивидуальные конструкции, массу в снаряженном состоянии, вид потребляемого ГСМ и прочие характеристики. Вид расхода применим для стандартных, типизированных ситуаций.

Транспортная НЗТ

Этот вид нормативного использования применяется уже с учетом характеристик транспортной работы агрегата. По сути, это базовый стандарт, пересчитанный с учетом грузоподъемности, тяговой силы, номинальной загрузки груза или пассажиров. То есть стандарт с учетом рабочих характеристик авто.

Эксплуатационная НЗТ

Это реальный норматив затрат, который пересчитан с учетом поправочных коэффициентов. Это базовая и транспортная НЗТ, которые учитывают условия эксплуатации ТС (местность, климат, температурный режим и прочие особенности эксплуатации).

Расчет для грузовиков

Формула, как рассчитать норму расхода топлива на автомобиль грузовой:

Qн = 0,01 × (Hsan × S + Hw × W) × (1 + 0,01 × D),

где:

  • Qн — стандартный расход ГСМ в литрах;
  • S — пробег автомобиля или автопоезда, определяют в км;
  • Hsan — норма потребления топлива, установленная на пробег автомобиля или автопоезда в снаряженном состоянии без груза.

Последний показатель Hsan вычисляют отдельно. Для этого используйте формулу:

Hsan = Hs + Hg × Gпр, л/100 км,

где:

  • Hs — базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля (тягача) в снаряженном состоянии, л/100 км (Hsan = Hs, л/100 км, для одиночного автомобиля, тягача);
  • Hg — норма расхода на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, л/100 т. км;
  • Gпр — собственная масса прицепа или полуприцепа, т;
  • Hw — норма расхода топлива на транспортную работу, л/100 т. км;
  • W — объем транспортной работы, т. км: W = Gгр × Sгр (где Gгр — масса груза, т, Sгр — пробег с грузом, км);
  • D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.

Для автомобилей общего назначения установлены следующие виды норм:

  • базовая норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега автотранспортного средства в снаряженном состоянии. Базовая норма зависит от конструкции автомобиля, его агрегатов и систем, категории, типа и назначения автомобильного подвижного состава (легковые, автобусы, грузовые и т.д.), от вида используемых топлив, учитывает массу автомобиля в снаряженном состоянии, типизированный маршрут и режим движения в условиях эксплуатации в пределах Правил дорожного движения;
  • транспортная норма (норма на транспортную работу) включает в себя базовую норму и зависит или от грузоподъемности, или от нормируемой загрузки пассажиров, или от конкретной массы перевозимого груза:
  • в литрах на 100 км (л/100 км) пробега при проведении транспортной работы;
  • в литрах на 100 тонно-километров (л/100 ткм) при проведении транспортной работы грузового автомобиля учитывает дополнительный к базовой норме расход топлива при движении автомобиля с грузом, автопоезда с прицепом или полуприцепом без груза и с грузом или с использованием установленных ранее коэффициентов на каждую тонну перевозимого груза, массы прицепа или полуприцепа — до 1,3 л/100 км и до 2,0 л/100 км для автомобилей соответственно с дизельными и бензиновыми двигателями, — или с использованием точных расчетов, выполняемых по специальной программе-методике непосредственно для каждой конкретной марки, модификации и типа автотранспортного средства;
  • автобуса, при этом учитывается снаряженная масса и нормируемая по назначению автобуса номинальная загрузка пассажиров;
  • самосвала, при этом учитывается снаряженная масса и нормируемая загрузка самосвала (с коэффициентом 0,5).

Новыми Нормами введено в действие еще одно понятие — «эксплуатационная норма». Эта норма устанавливается по месту эксплуатации автотранспортных средств на основе базовой или транспортной нормы с использованием поправочных коэффициентов (надбавок), учитывающих местные условия эксплуатации, по формулам, приведенным в нормах.

Установленные единицы измерения представим в виде таблицы:

Вид автомобиля
Норма расхода топлив на 100 км пробега 
Бензиновые 
и дизельные
автомобили
В литрах бензина или дизельного топлива 
Автомобили, 
работающие
на сжиженном
нефтяном газе
В литрах сжиженного нефтяного газа из расчета 1 л 
бензина соответствует "1,32 л сжиженного нефтяного газа,
не более" (рекомендуемая норма в пределах 1,22 +/- 0,10 л
сжиженного нефтяного газа к 1 л бензина, в зависимости
от свойств пропан-бутановой смеси)
Автомобили, 
работающие
на сжатом
природном газе
В нормальных метрах кубических сжатого природного газа 
из расчета 1 л бензина соответствует 1 +/- 0,1 куб. м
сжатого природного газа (в зависимости от свойств
природного газа)
Газодизельные 
автомобили
Норма расхода сжатого природного газа указана в куб. м 
с одновременным указанием нормы расхода дизельного топлива
в литрах, их соотношение определяется производителем
техники (или в инструкции по эксплуатации)

Нормы эксплуатационного расхода смазочных материалов (с учетом замены и текущих дозаправок) установлены из расчета на 100 л от общего расхода топлива, рассчитанного по нормам для данного автомобиля.

Зимние надбавки к нормам

Приведенный в таблице период применения зимних надбавок к норме и их величину рекомендуется оформить распоряжением региональных (местных) органов власти, а при отсутствии соответствующих распоряжений — приказом руководителя организации.

Регионы России 
Количество
месяцев
Срок 
действия
надбавок
Предельная 
величина
зимних
надбавок
не более, %
Центральный федеральный округ 
Москва 
5 
1 ноября - 
31 марта
10 
Белгородская обл. 
4 
15 ноября - 
15 марта
7 
Брянская обл. 
5 
1 ноября - 
31 марта
10 
Владимирская обл. 
5 
1 ноября - 
31 марта
10 
Воронежская обл. 
5 
1 ноября - 
31 марта
10 
Ивановская обл. 
5 
1 ноября - 
31 марта
10 
Калужская обл. 
5 
1 ноября - 
31 марта
10 
Костромская обл. 
5 
1 ноября - 
31 марта
10 
Курская обл. 
5 
1 ноября - 
31 марта
10 
Липецкая обл. 
5 
1 ноября - 
31 марта
10 
Московская обл. 
5 
1 ноября - 
31 марта
10 
Орловская обл. 
5 
1 ноября - 
31 марта
10 
Рязанская обл. 
5 
1 ноября - 
31 марта
10 
Смоленская обл. 
5 
1 ноября - 
31 марта
10 
Тамбовская обл. 
5 
1 ноября - 
31 марта
10 
Тверская обл. 
5 
1 ноября - 
31 марта
10 
Тульская обл. 
5 
1 ноября - 
31 марта
10 
Ярославская обл. 
5 
1 ноября - 
31 марта
10 
Северо-Западный федеральный округ 
Санкт-Петербург 
5 
1 ноября - 
31 марта
10 
Республика Карелия 
5,5 
1 ноября - 
15 апреля
12 
Республика Коми 
6 
1 ноября - 
30 апреля
15 
г. Воркута с прилегающим 
административным районом
6,5 
15 октября -
30 апреля
15 
Архангельская обл. (без Ненецкого 
автономного округа)
6 
1 ноября - 
30 апреля
15 
Вологодская обл. 
5 
1 ноября - 
31 марта
10 
Калининградская обл. 
4 
15 ноября - 
15 марта
7 
Ленинградская обл. 
5 
1 ноября - 
31 марта
10 
Мурманская обл. 
6 
1 ноября - 
30 апреля
15 
Новгородская обл. 
5 
1 ноября - 
31 марта
10 
Псковская обл. 
5 
1 ноября - 
31 марта
10 
Ненецкий автономный округ 
6 
15 октября -
15 апреля
18 
Северо-Кавказский федеральный округ 
Республика Адыгея 
3 
1 декабря - 
1 марта
5 
Республика Дагестан 
3 
1 декабря - 
1 марта
5 
Республика Ингушетия 
3 
1 декабря - 
1 марта
5 
Чеченская Республика 
3 
1 декабря - 
1 марта
5 
Кабардино-Балкарская Республика 
3 
1 декабря - 
1 марта
5 
Республика Калмыкия 
5 
15 октября -
15 марта
10 
Карачаево-Черкесская Республика 
3 
1 декабря - 
1 марта
5 
Республика Северная Осетия - Алания 
3 
1 декабря - 
1 марта
5 
Краснодарский край 
3 
1 декабря - 
1 марта
5 
Ставропольский край 
3,5 
1 декабря - 
15 марта
5 
Астраханская обл. 
5 
15 октября -
15 марта
10 
Волгоградская обл. 
5 
15 октября -
15 марта
10 
Ростовская обл. 
4 
15 ноября - 
15 марта
7 
Приволжский федеральный округ 
Республика Башкортостан 
5,5 
1 ноября - 
15 апреля
12 
Республика Марий Эл 
5 
1 ноября - 
31 марта
10 
Республика Мордовия 
5 
1 ноября - 
31 марта
10 
Республика Татарстан 
5 
1 ноября - 
31 марта
10 
Удмуртская Республика 
5 
1 ноября - 
31 марта
10 
Чувашская Республика 
5 
1 ноября - 
31 марта
10 
Кировская обл. 
5,5 
15 октября -
31 марта
12 
Нижегородская обл. 
5 
1 ноября - 
31 марта
10 
Оренбургская обл. 
6 
15 октября -
15 апреля
15 
Пензенская обл. 
5 
1 ноября - 
31 марта
10 
Пермская обл. (без Коми-Пермяцкого 
автономного округа)
5,5 
1 ноября - 
15 апреля
10 
Самарская обл. 
5 
1 ноября - 
31 марта
10 
Саратовская обл. 
5 
1 ноября - 
31 марта
10 
Ульяновская обл. 
5 
1 ноября - 
31 марта
10 
Коми-Пермяцкий автономный округ 
6 
15 октября -
15 мая
18 
Уральский федеральный округ 
Курганская обл. 
5,5 
1 ноября - 
15 апреля
10 
Свердловская обл. 
5,5 
1 ноября - 
15 апреля
10 
Тюменская обл. (без Ханты-Мансийского
и Ямало-Ненецкого автономных округов)
5,5 
1 ноября - 
15 апреля
12 
Челябинская обл. 
5,5 
1 ноября - 
15 апреля
10 
Ханты-Мансийский автономный округ 
6,5 
15 октября -
30 апреля
18 
Ямало-Ненецкий автономный округ 
6,5 
15 октября -
30 апреля
18 
Сибирский федеральный округ 
Республика Алтай 
5,5 
1 ноября - 
15 апреля
15 
Республика Бурятия 
6 
1 ноября - 
30 апреля
18 
Республика Тыва 
5 
1 ноября - 
30 апреля
18 
Республика Хакасия 
6 
1 ноября - 
30 апреля
18 
Алтайский край 
5,5 
1 ноября - 
15 апреля
15 
Красноярский край (без Таймырского 
и Эвенкийского автономных округов)
5,5 
1 ноября - 
15 апреля
15 
Иркутская обл. (без Усть-Ордынского 
Бурятского автономного округа)
6 
1 ноября - 
30 апреля
18 
Кемеровская обл. 
6 
1 ноября - 
30 апреля
15 
Новосибирская обл. 
5,5 
1 ноября - 
15 апреля
12 
Омская обл. 
5,5 
1 ноября - 
15 апреля
12 
Томская обл. 
5,5 
1 ноября - 
15 апреля
12 
Читинская обл. (без Агинского 
Бурятского автономного округа)
6 
1 ноября - 
30 апреля
18 
Таймырский автономный округ 
7 
15 октября -
15 мая
18 
Усть-Ордынский Бурятский автономный 
округ
6 
1 ноября - 
30 апреля
18 
Эвенкийский автономный округ 
7 
15 октября -
15 мая
18 
Агинский Бурятский автономный округ 
6 
1 ноября - 
30 апреля
18 
Дальневосточный федеральный округ 
Республика Саха (Якутия) 
(без Чукотского автономного округа)
7 
15 октября -
15 мая
20 
Приморский край 
5,5 
1 ноября - 
15 мая
12 
Хабаровский край 
5,5 
1 ноября - 
15 мая
12 
Охотский район 
6,5 
15 октября -
30 апреля
18 
Амурская обл. 
6 
1 ноября - 
30 апреля
15 
Камчатская обл. (без Корякского 
автономного округа)
6 
1 ноября - 
30 апреля
15 
Магаданская обл. 
6,5 
15 октября -
30 апреля
18 
Сахалинская обл. - южная часть 
5 
15 ноября - 
15 апреля
12 
Сахалинская обл. - северная часть 
(выше 50° сев. широты)
6 
1 ноября - 
30 апреля
15 
Еврейская автономная обл. 
5,5 
1 ноября - 
15 апреля
12 
Корякский автономный округ 
6 
1 ноября - 
30 апреля
15 
Чукотский автономный округ 
6,5 
15 октября -
30 апреля
20 
Острова Северного Ледовитого океана 
и морей
7 
1 ноября - 
31 мая
20 

При работе автомобилей в отрыве от основных баз (нахождение в командировках в других климатических районах) применяются надбавки, установленные для района фактической работы автомобиля.

Читайте также:  Замена календарных лет при исчислении пособий

При междугородных перевозках грузов и пассажиров (поездках в другие климатические зоны) рекомендуется применять надбавки, установленные для начального и конечного пунктов маршрута.

Выбор экономичного автомобиля • Нормативное регулирование

Как правильно рассчитать нормы расхода топлива по приказу Минтранса. Списание ГСМ: нормы расхода, оформление и отражение в учете
В новом отечественном стандарте ГОСТ Р 52368-2005 как и в EN 590 предусмотрена выработка шести сортов дизельного топлива для умеренного климата и пяти классов — для холодного и арктического климата вместо трёх сортов летнего, зимнего и арктического топлива в устаревшем ГОСТ 305-82 для экологических классов Евро-2 и ниже. Для грузовых бортовых автомобилей и автопоездов, выполняющих работу, учитываемую в тонно-километрах, дополнительно к базовой норме, норма расхода топлива увеличивается в литрах на каждую тонну груза на 100 км пробега в зависимости от вида используемого топлива бензин — до 2 л; дизельное топливо — до 1,3 л; снг — до 2,64 л; спг — до 2 м 3 ; при газодизельном питании ориентировочно — до 1,2 м 3 природного газа и до 0,25 л дизельного топлива.
Автоперевозчик 2008 №12(99)
Для контроля и учета количества ГСМ выведено понятие нормы расхода топлива экономически обоснованного показателя, отражающего среднюю надобность в горючем бензине, газе, солярке для служебного автотранспорта различных разновидностей на определенный километраж. К грузовому грузовые бортовые автомобили, фургоны, самосвалы, тягачи, прицепы и полуприцепы, включая специализированные АТС, предназначенные для перевозки конкретного вида специальных грузов.

Изменения по легковым автомобилям отечественным и стран СНГ выпуска с 2008 года

N п/п

Модель, марка, модификация автомобиля

Число и расположение цилиндров

Мощность двигателя, л.с.

Рабочий объем, л

КПП

Базовая норма расхода топлива, л/100 км

1

2

3

4

5

6

7

103

Lada Granta 219010 1.6

(ВАЗ-11186)

4L

87

1,596

5M

8,2

(п. 103 введен распоряжением Минтранса России от 06.04.2018 N НА-51-р)

104

Lada Granta 219170 1.6

(ВАЗ-21127)

4L

106

1,596

5M

8,1

(п. 104 введен распоряжением Минтранса России от 06.04.2018 N НА-51-р)

105

Lada Priora 217020 1.6

(ВАЗ-21116)

4L

87

1,596

5M

8,0

(п. 105 введен распоряжением Минтранса России от 06.04.2018 N НА-51-р)

106

Lada Kalina 219410 1.6

(ВАЗ-11186)

4L

87

1,596

5M

8,6

(п. 106 введен распоряжением Минтранса России от 06.04.2018 N НА-51-р)

107

Lada Largus 1.6 (RSOY5L)

(Renault K4M 490)

4L

105

1,598

5M

10,7

(п. 107 введен распоряжением Минтранса России от 06.04.2018 N НА-51-р)

108

Lada Vesta 1.6

(ВАЗ-21129)

4L

106

1,596

5M

8,5

(п. 108 введен распоряжением Минтранса России от 06.04.2018 N НА-51-р)

109

Lada XRay 1.6

(ВАЗ-21129)

4L

106

1,596

5M

8,6

(п. 109 введен распоряжением Минтранса России от 06.04.2018 N НА-51-р)

110

Lada XRay 1.6

(Renault H4M)

4L

110

1,598

5M

8,2

(п. 110 введен распоряжением Минтранса России от 06.04.2018 N НА-51-р)

111

УАЗ-3163-10 Patriot

(ЗМЗ-40905)

4L

128

2,693

5M

13,8

(п. 111 введен распоряжением Минтранса России от 06.04.2018 N НА-51-р)

Правила учета ГСМ: проводки

Бухгалтерский учет купленных горюче-смазочных материалов будет зависеть от того, каким способом их приобретали:

Операция ДЕБЕТ КРЕДИТ
Покупка ГСМ по топливным картам и талонам
Отражение денежных средства, перечисленных за карты/талоны, в качестве выданного аванса 60, субсчет «авансы выданные» 51
Принятие к вычету НДС с выданного аванса 68, субсчет «расчеты по НДС» 76
Принятие к учету горюче-смазочных материалов, отпущенных по талом или картам (на основании отчета компании-эмитента талонов или карта, либо корешков талонов от водителей). 10 60
Отражение НДС по ГСМ 19 60
Принятие к вычету НДС по ГСМ 68, субсчет «расчеты по НДС» 19
Восстановление НДС, принятого к вычету с перечисленного аванса 76 68, субсчет «расчеты по НДС»
Покупка ГСМ за наличные
Выдача денег под отчет на покупку ГСМ 71 50
Оприходование ГСМ на основании авансового отчета от водителя 10 71
Отражение НДС по приобретенным ГСМ 19 71
Принятие к вычету «входного» НДС по ГСМ 68, субсчет «расчеты по НДС» 19

Какие марки выпускают авто с низким топливным расходом?

Практически все такие модели принимают участие в нашем рейтинге. Традиционное лидерство в этом вопросе можно отдать японским и немецким автомобильным брендам. В стране восходящего солнца образцом экономичности считается Toyota и его премиальный сегмент Lexus. Эти марки занимают лидерские позиции в автомобилях с гибридными установками. Mazda даже не пытается с ними конкурировать, сосредоточившись на доведении своих топовых моделей до совершенства.

Немецкие марки делают основной упор на технологичность бензиновых и дизельных моторов. Среди гибридов преуспел только PORSCHE, а вот у Audi симбиоз электрических и бензиновых моторов откровенно не задался. Mercedes и Volkswagen традиционно держат марку, и даже BMW оказался в тренде, продемонстрировав немного неожиданные для своей линейки параметры экономичности.

Южнокорейские Hyundai и Kia в России считаются экономичными с момента появления на отечественном рынке, как и французский Renault. А вот автомобильная марка Chevrolet таким подходом похвастаться не может. Тем не менее, единственная малолитражка бренда тоже есть среди участников.

Как регулируются нормативы

Для работы транспортного средства необходимо топливо. Каждая категория авто требует разных объемов ГСМ. Минтранс разработал специальный стандарт — это норма расхода топлива по маркам автомобилей. Норматив позволяет определить, сколько горюче-смазочных материалов требуется конкретной марке транспорта для обеспечения технологического процесса. Стандарты разработаны только в отношении рабочего процесса транспортных средств. Например, применять значения для расчета списания ГСМ при ремонте, настройке или испытании недопустимо. Для технологических целей следует установить дополнительные нормы затрат топлива (НЗТ).

Минтранс ввел нормативы отдельным Распоряжением от 14.03.2008 № АМ-23-р (ред. от 20.09.2018). Документ устанавливает сразу несколько категорий стандартов по расходу топлива и ГСМ:

  1. Базовый норматив затрат бензина в литрах на 100 км в снаряженном состоянии.
  2. Транспортный стандарт в литрах на 100 км в эксплуатации (при проведении транспортной работы), в том числе:
    • стандарт затрат для автобуса с учетом снаряженной массы и номинальной загрузки пассажиров;
    • норматив потребления для самосвалов с учетом снаряжения и номинальной загрузки ТС.
  3. Транспортный норматив грузового авто в литрах на 100 тоннокилометров, определенный при проведении транспортных работ.

Нормативы устанавливаются в литрах, например, для бензина или дизельного топлива. Либо стандарты закрепляют в метрах кубических, если, к примеру, транспорт потребляет газ.

Что говорит налоговое законодательство

Базовая норма расхода топлива, установленная Минтрансом, не является обязательной. Налоговый кодекс не содержит требований о необходимости нормирования расходования ГСМ. Расходы на топливо для автотранспорта организация вправе списать в размере фактических затрат. Это правило действует и для ОСНО при расчете налога на прибыль, и для УСН.

Этой позиции на сегодняшний день придерживается и Минфин (письмо от 27.01.2014 № 03-03-06/1/2875). Контролирующие органы указывают, что затраты на ГСМ должны быть экономически оправданны и документально подтверждены, а каких-либо требований об их нормировании в НК РФ не установлено. Но налогоплательщик вправе установить объемы списания, опираясь на приказ Минтранса о нормах расхода топлива ГСМ на 2021 год (точнее, на методические рекомендации Минтранса, утвержденные распоряжением от 14.03.2008).

Достаточно длительное время контролирующие органы придерживались противоположной точки зрения. Еще в 2010 году в письме от 03.09.2010 № 03-03-06/2/57 Минфин указывал на обязанность налогоплательщика применять нормативы расходования топлива, установленные Минтрансом. Но затем под влиянием судебной практики точка зрения Минфином была изменена. И теперь для применения иных нормативов списания налогоплательщику необходимо документально обосновать правомерность списания ГСМ в том объеме, в котором они были фактически израсходованы.

Таблица зимних коэффициентов

Ежегодно Минтранс публикует таблицу зимних коэффициентов, которую используют бухгалтеры в расчетах расхода ГСМ в холодное время года.

N пп Регионы России (по федеральным округам) Количество месяцев и срок действия зимних надбавок Предельная величина зимних надбавок не более, %
I. Центральный
1 Москва 5.0 01.11-31.03 10
2 Белгородская обл. 4.0 15.11-15.03 7
3 Брянская о. 5.0 01.11-31.03 10
4 Владимирская об. 5.0 01.11-31.03 10
5 Воронежская о. 5.0 01.11-31.03 10
6 Ивановская об. 5.0 01.11-31.03 10
7 Калужская о. 5.0 01.11-31.03 10
8 Костромская обл. 5.0 01.11-31.03 10
9 Курская обл. 5.0 01.11-31.03 10
10 Липецкая об. 5.0 01.11-31.03 10
11 Московская о. 5.0 01.11-31.03 10
12 Орловская обл. 5.0 01.11-31.03 10
13 Рязанская обл. 5.0 01.11I-31.03 10
14 Смоленская о. 5.0 01.11-31.03 10
15 Тамбовская о. 5.0 01.11-31.03 10
16 Тверская обл. 5.0 01.11-31.03 10
17 Тульская обл. 5.0 01.11I-31.03 10
18 Ярославская о. 5.0 01.11-31.03 10
II. Северо-Западный
19 Санкт-Петербург 5.0 01.11-31.03 10
20 Республика Карелия 5.5 01.11-15.04 12
21 Республика Коми 6.0 01.11-30.04 15
г. Воркута с прилегающим административным районом 6.5 15.10-30.04 15
22 Архангельская обл. (без Ненецкого автономного округа) 6.0 01.11-30.04 15
23 Вологодская о. 5.0 01.11-31.03 10
24 Калининградская об. 4.0 15.10-15.03 7
25 Ленинградская об. 5.0 01.11-31.03 10
26 Мурманская о. 6.0 01.11-30.04 15
27 Новгородская об. 5.0 01.12-31.03 10
28 Псковская обл. 5.0 01.12-31.03 10
29 Ненецкий а.о. 6.0 15.10-15.04 18
III. Северо-Кавказский
30 Республика Адыгея 3.0 01.12-01.03 5
31 Республика Дагестан 3.0 01.12- 01.03 5
32 Республика Ингушетия 3.0 01.12- 01.03 5
33 Чеченская Республика 3.0 01.12- 01.03 5
34 Кабардино-Балкарская Республика 3.0 01.12-01.03 5
35 Республика Калмыкия 5.0 15.10-15.03 10
36 Карачаево-Черкесская Республика 3.0 01.12-01.03 5
37 Республика Северная Осетия — Алания 3.0 01.12- 01.03 5
38 Краснодарский край 3.0 01.12- 01.03 5
39 Ставропольский край 3.5 01.12-15.03 5
40 Астраханская об. 5.0 15.10-15.03 10
41 Волгоградская об. 5.0 15.10-15.03 10
42 Ростовская о. 4.0 15.11-15.03 7
IV. Приволжский
43 Республика Башкортостан 5.5 01.11-15.04 12
44 Республика Марий Эл 5.0 01.11-31.03 10
45 Республика Мордовия 5.0 01.11-31.03 10
46 Республика Татарстан 5.0 01.11-31.03 10
47 Удмуртская Республика 5.0 01.11-31.03 10
48 Чувашская Республика 5.0 01.11-31.03 10
49 Кировская об. 5.5 15.10-31.03 12
50 Нижегородская об. 5.0 01.11-31.03 10
51 Оренбургская обл. 6.0 15.10-15.04 15
52 Пензенская об. 5.0 01.11-31.03 10
53 Пермская обл. (без Коми-Пермяцкого а.о) 5.5 01.11-15.04 10
54 Самарская обл. 5.0 01.11-31.03 10
55 Саратовская об. 5.0 01.11-31.03 10
56 Ульяновская об. 5.0 01.11-31.03 10
57 Коми-Пермяцкий а.о. 6.0 15.10-15.04 18
V. Уральский
58 Курганская обл. 5.5 01.11-15.04 10
59 Свердловская обл. 5.5 01.11-15.04 10
60 Тюменская обл. (без Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого а. о.) 5.5 01.11-15.04 12
61 Челябинская обл. 5.5 01.11-15.04 10
62 Ханты-Мансийский а.о. 6.5 15.10-30.04 18
63 Ямало-Ненецкий а.о. 6.5 15.10-30.04 18
VI. Сибирский
64 Республика Алтай 5.5 01.11-15.04 15
65 Республика Бурятия 6.0 01.11-30.05 18
66 Республика Тува 6.0 01.11-30.04 18
67 Республика Хакасия 6.0 01.11-30.04 18
68 Алтайский край 5.5 01.11-15.04 15
69 Красноярский край (без Таймырского и Эвенкийского а.о.) 5.5 01.11-15.04 15
70 Иркутская обл. (без Усть-Ордынского Бурятского а.о.) 6.0 01.11-30.04 18
71 Кемеровская обл. 6.0 01.11-30.04 15
72 Новосибирская обл. 5.5 01.11-15.04 12
73 Омская обл. 5.5 01.11-15.04 12
74 Томская обл. 5.5 01.11-15.04 12
75 Читинская обл. (без Агинского Бурятского а.о.) 6.0 01.11-30.04 18
76 Таймырский а.о. 7.0 15.10-15.05 18
77 Усть-Ордынский Бурятский а.о. 6.0 01.11-30.04 18
78 Эвенкийский а.о. 7.0 15.10-15.05 18
79 Агинский Бурятский а.о. 6.0 01.11-30.04 18
VII. Дальневосточный
80 Республика Саха (Якутия) (без Чукотского а.о.) 7.0 15.10-15.05 20
81 Приморский край 5.5 01.11-15.04 12
82 Хабаровский край 5.5 01.11-15.04 12
Охотский район 6.5 15.10-30.04 18
83 Амурская обл. 6.0 01.10-30.04 15
84 Камчатская обл. (без Корякского а.о.) 6.0 01.11-30.04 15
85 Магаданская обл. 6.5 15.1030.04 18
86 Сахалинская обл.- южная часть 5.0 15.11-15.04 12
Сахалинская обл. — северная часть (выше 50 сев. широты) 6.0 01.10-30.04 15
87 Еврейская а.обл. 5.5 01.10-15.04 12
88 Корякский а.о. 6.0 01.10-30.04 15
89 Чукотский а.о. 6.5 15.10-30.04 20
90 Острова Северного Ледовитого океана и морей 7.0 01.10-31.05 20
91 Крымский 4.0 01.10-01.03 5
Читайте также:  Что такое бессрочное пользование наделом и какие права имеет гражданин на землю

Базовая норма расхода гсм рекомендуемый минтранс 2021

Очевидно, что едва ли не каждое предприятие использует в своих целях автомобильный транспорт. В то же время, кроме того, что на его покупку были потрачены деньги, деньги также будут постоянно тратиться на уход за автомобильным парком. Каждый автомобиль нужно периодично заправлять, обновлять горюче-смазочные материалы, которые в процессе эксплуатации сгорают. Все это требует преждевременных расчетов.

Стоит также учесть, что каждое ТС использует разное количество топлива в разных климатических и окружающих условиях. Грузовой автомобиль будет использовать больше бензина чем «легковушка», а новое авто более экономно в этом плане, чем старое. Расход топлива зимой будет больше, чем летом. Эти и другие условия нужно непременно учитывать при составлении годовой сметы.

Чтобы облегчить данное задание, государством были созданы нормы расхода топлива. По-сути, это таблица, в которой указано конкретное потребление ГСМ конкретным автомобилем.

В 2021 году организации и предприятия могут сами утверждать подобные нормы. Сделать это можно одним из двух способов:

  • Взяв в учет нормы, созданные сотрудниками Минтранса РФ;
  • Без учета данной нормативной базы.

Закон не запрещает игнорировать установленные Минтрансом нормы, но, однако, если затраты на ГСМ будут слишком большие и значительно разойдутся с показателями этого министерства, тогда может быть начато расследование, поскольку подобное состояние дел, возможно, указывает на махинации или хищения.

Если предприятием был избран первый способ, тогда нужно ориентироваться на то, что было создано сотрудниками Минтранса РФ. Последняя редакция соответствующих показателей, как уже говорилось ранее, включает в себя все новые марки и модели автомобилей, которые могут быть использованы на предприятиях России. Кроме того, увеличены повышающие коэффициенты для тех предприятий, которые работают в городах с количеством жителей более пяти миллионов.

Этот способ более легкий. Сотрудникам предприятия нужно просто взять уже готовые базовые расходы и перевести их в нормативные.

Для легковых автомобилей, к примеру, подсчет расходов делается по формуле:

  • 0,01 * БЗ * ПТС* сумма коэффициентов правки (БЗ – базовая норма; ПТС – пробег транспортного средства).

Можно подсчитать нормы расхода ГСМ и без учета данной таблицы. Но в таком случае у проверяющих органов могут возникнуть определенные вопросы. Впрочем, всегда можно сказать, что за основу все же брались нормативы Минтранса. При решении самостоятельно провести все подсчеты, коэффициенты потребления придется составлять с нуля. Поэтому это более трудоемкий процесс.

Но нужно внимательно проводить расчеты даже в тех случаях, если брались за основу установленные нормы расхода топлива. Россия является обширной страной, с множеством климатических поясов и разнообразными географическими условиями. Даже с таблицы нормы берутся только при учете всех необходимых коэффициентов.

Минтранс РФ выпустил изменения по нормам расхода ГСМ. Предыдущими редакциями воспользоваться уже невозможно. Ниже представлен приказ Минтранса РФ в текущей редакции на 2021 год, в том числе представлена последняя таблица норм расхода топлива, благодаря чему вы сможете воспользоваться данными для определения нормы расхода ГСМ на 2021 год по любому автомобилю.

Путевой лист — первичный документ, в котором фиксируется пробег автомобиля. На основании этого документа можно определить расход бензина.

Организации, для которых использование транспортных средств является основным видом деятельности, должны применять форму ПЛ с реквизитами, которые указаны в разделе I приказа Минтранса от 11.09.2020 № 368.

Документ вступил в силу с 01.01.2021. Основные нововведения:

  1. Путевой лист обязателен при любой эксплуатации автомобиля вне зависимости от вида и нюансов перевозки.
  2. Введен новый реквизит «Сведения о перевозке».
  3. Обязательно нужно указывать марку прицепа.
  4. Ответственное лицо обязано указывать время выезда ТС на линию и время его возвращения.

Об остальных изменениях в путевом листе рассказали эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Обзорный материал, чтобы узнать все подробности нововведений.

Для организаций, которые используют автомобиль для производственных или управленческих нужд, возможна разработка ПЛ с учетом требований закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Сомневаетесь в правильности оприходования или списания материальных ценностей? На нашем форуме можно получить ответ на любой вопрос, вызывающий у вас сомнения. Например, в этой ветке можно уточнить какая базовая норма расхода ГСМ, рекомендуемая Минтрансом.

С примером приказа об утверждении ПЛ можно ознакомиться здесь.

На практике организации часто используют ПЛ, которые были утверждены еще постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78. В этом постановлении есть формы ПЛ в зависимости от вида автомобиля (например, форма 3 — для легкового автомобиля, форма 4-П — для грузового).

Образец заполнения обновленного путевого листа см. здесь.

О заполнении путевых листов с учетом последних нововведений вы можете узнать в Готовом решении от КонсультантПлюс. Пробный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.

Задать вопрос и получить оперативный ответ по заполнению путевого листа вы можете в наших обсуждениях в группе «ВК».

Путевые листы должны регистрироваться в журнале регистрации путевых листов. Учет путевых листов и ГСМ взаимосвязан. В организациях, которые по роду деятельности не являются автотранспортными, ПЛ могут составляться с такой регулярностью, которая позволяет подтвердить обоснованность расхода. Главное — подтвердить расходы. Такие выводы содержатся, например, в письме Минфина России от 07.04.2006 № 03-03-04/1/327, постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 27.04.2009 № А38-4082/2008-17-282-17-282.

О путевых листах для ИП читайте в статье «Какие особенности у путевого листа для ИП (бланк)?».

При понижении температуры ниже +5 °С применяется зимняя надбавка, продолжительность применения которой зависит от региона. Переход на зимние нормы расхода топлива в 2020 году осуществляется в зависимости от климатической зоны. От климата места эксплуатации зависят и зимние, и летние нормы расхода топлива — с какого месяца вводятся. В центральной части России зимняя надбавка составляет до 10% и вводится она на пять месяцев: с 1 ноября по 31 марта. В северных районах надбавка достигает 20% и применяется до 7 месяцев в году.

Читайте также:  Развод с ребенком до 1 года: когда можно и нельзя

Субъект Российской Федерации или его часть

Количество месяцев и срок действия зимних надбавок

Предельная величина зимних надбавок, не более, %

Москва

5

01.11–31.03

10

Белгородская область

4

15.11–15.03

7

Брянская область

5

01.11–31.03

10

Владимирская область

5

01.11–31.03

10

Воронежская область

5

01.11–31.03

10

Ивановская область

5

01.11–31.03

10

Калужская область

5

01.11–31.03

10

Костромская область

5

01.11–31.03

10

Курская область

5

01.11–31.03

10

Липецкая область

5

01.11–31.03

10

Полный перечень уровней зимних коэффициентов по климатическим зонам и срокам их введения представлен в приложении 2 к методическим рекомендациям установления нормативов расходования ГСМ.

Для перехода на зимние коэффициенты рекомендуется издать приказ.

Нормы расхода топлива на 2020 и 2021 год: Минтранс РФ последняя редакция таблицы

Распоряжение от 20.09.2018 № ИА-159-р предусматривает возможность выбора порядка расчета базовой нормы расхода топлива на пробег легкового автомобиля:

  1. Поформулам, установленным ранее приказом № АМ-23-р
  2. На основании информации о расходе топлива, полученной от завода-изготовителя авто. Причем данные должны быть составлены по всемирной согласованной процедуре испытаний транспортных средств малой грузоподъемности WLTP (Worldwide harmonized Light vehicles Test Procedures) в соответствии с Глобальными правилами Организации Объединенных Наций № 15 «Всемирная согласованная процедура испытания транспортных средств малой грузоподъемности».

Раньше Минфин РФ и налоговики утверждали: именно в пределах лимитов Минтранса нужно списывать расходы на топливо.

Но для некоторых моделей ТС норм от Минтранса нет. Как быть в такой ситуации? Долгое время чиновники считали, что поначалу можно руководствоваться соответствующей технической документацией и (или) информацией производителя машины. А в дальнейшем необходимо обратиться в специализированную организацию, которая разработает показатели конкретно для автомобиля вашей компании.

Таким образом, можно без споров с инспекторами использовать те лимиты, которые фирма разработала для себя самостоятельно. Практика показывает, что при возникновении подобного споров судьи на стороне компаний. В своих решениях они подчеркивают, что глава 25 Налогового кодекса не требует нормировать расходы на топливо.

Любые расходы должны быть документально подтверждены и экономически обоснованы. Для контроля расхода ГСМ и подтверждения экономической оправданности затрат нужно определить внутренние лимиты расхода ГСМ для автомобильного транспорта, который числится на балансе фирмы.

Разработать собственный лимит можно как на основании рекомендаций Минтранса, так и исходя из рекомендуемой нормы расходов, которая определена производителем транспортного средства.

Рассмотрим особенности расчета на примере легковых авто. Пункт 7 раздела II Распоряжения № АМ-23-р, содержит формулу расчета значения для легковых автомобилей:

Qн = 0,01 × Hs × S × ( 1 + 0,01 × D ),

где Qн — норматив, л;

Hs — базовая норма расхода топлив на пробег ТС, л/100 км;

S — пробег ТС, км;

D — коэффициент к норме, в %.

Лимит фирма определяет в соответствии с распоряжением Минтранса РФ:

  • базовая норма расхода топлива (Hs) — 7,6 л./100 км;
  • надбавка (D) по критерию численности города – 10%;
  • надбавка за работу в зимнее время – 15%.

Лимит расхода ГСМ в 2021 году по машине:

Qн = 0,01 × 7,6 × 200 × (1+0,01 ×(10+15)) = 19,0 л.

Когда организация владеет и распоряжается одним или несколькими служебными автомобилями, стоящими на ее балансе, перед ней постоянно стоит задача покупки топлива, обоснования его использования и списания на расходы.

Действующие правила налогообложения позволяют уменьшать за счет этого списания базу налога на прибыль, но только в том случае, если они правильно обоснованы в соответствующей отчетной документации.

Поэтому крайне важно корректно вести учет истраченных горюче-смазочных материалов и соблюдать нормы списания, устанавливаемые Министерством транспорта Российской Федерации.

Рассмотрим, какие нормы по ГСМ актуальны на сегодняшний день, как они зависят от сезона, а также нюансы, которые могут возникнуть при обосновании их списания в неоднозначных случаях. Покажем на примере, как правильно произвести нормативный расчет списания ГСМ.

В определение горюче-смазочных материалов для автотранспорта включены:

  • топливо (бензин, дизель);
  • моторные и трансмиссионные масла;
  • тормозные и охлаждающие жидкости.

Для подтверждения расходования ГСМ необходимо составление обязательного документа путевых листов.

Внимание! Для каждого вида транспорта предусмотрены унифицированные формы путевых листов, но их использование необязательно.

В бухгалтерском учете приобретение и расходование ГСМ отображается в составе материально-производственных запасов на 10 счете («Материалы» — «Топливо»).

В расходы на снижение налогооблагаемой базы включаются все затраты, связанные с приобретением топлива независимо от способов его оплаты, но они должны быть обоснованны для осуществления деятельности фирмы в целях увеличения прибыли.

  1. Показатели расходования топлива и смазочных материалов разработаны в зависимости от моделей, марок и модификаций автотранспортных средств согласно назначению их использования. Включают расход топлива только на обеспечение транспортного процесса.
  2. Разработаны следующие виды нормативных показателей:
    1. для авто в снаряженном состоянии;
    2. при осуществлении транспортных работ;
    3. для автобусов (дополнительно включена загрузка пассажирами);
    4. для самосвалов (с учетом загрузочного коэффициента);
    5. при осуществлении транспортных работ грузовым автотранспортом.
  3. Учтены повышающие коэффициенты (например, работа в определенных регионах в зимнее время года).
  4. Учтены понижающие коэффициенты (например, при проведении работ с использованием автотранспорта в пригородной зоне за пределами города не учитываются городские поправки).
  5. Для более удобного поиска автомобили распределены по изготовителю и году выпуска (страны СССР и СНГ и зарубежные авто, до 2008 и новее).
  6. Предусмотрены нормативные показатели расходования смазочных материалов.
  7. Приведена классификация ТС.
  8. Разработаны формулы вычисления нормативных значений потребления топлива в зависимости от видов авто (таблица):

Тип авто

Нормативный показатель расходования

Легковые

Qн = 0,01 * Hs * S * (1+0.01*D),

Qн расход по нормативу, л

Hs нормативное значение потребления топлива на пробег, л/100 км;

S пробег авто, км

D коэффициент поправки к норме, %

Автобусы

Qн = 0,01 * Hs * S * (1+0.01*D) + Hot * T, дополнительно учитывается функционирование независимых отопителей, л/ч (Hot), и время работы автобуса с работающим отопителем, ч (T).

Автопоезда и грузовые бортовые авто

Qн = 0,01 * (Hsan * S + Hw * W) * (1+0,01 * D),

Hsan — норма расхода топлива на пробег без груза

Hsan = Hs + Hg * Gпр

(Hg норма транспортной работы; Gпр вес прицепа, т)

Hw база нормы расхода на пробег

W объемы транспортной работы (произведение масс груза и прицепа)

Тягачи

Аналогично грузовикам

(Qн = 0,01 * (Hsan * S + Hw * W) * (1+0,01 * D)

Самосвалы

Qн = 0,01 * Hsanc * S * (1+0.01*D) + Hz + Z,

Hsanc = Hs + Hw * (Gпр + 0,05q), где дополнительно учтены величина грузоподъемности (q) и загрузочный коэффициент 0,5.

Hz дополнительный норматив потребления топлив при поездках с грузом, л

Z произведенные поездки за смену (с учетом груза)

Фургоны

Аналогично грузовикам

(Qн = 0,01 * (Hsan * S + Hw * W) * (1+0,01 * D)

Спец транспорт — работающие при стоянке

— работающие при передвижении

Qн = (0,01 * Hsc * S + Ht * T) * (1+0,01 * D),

Hsc нормативный расход на пробег (если спец транспорт может выполнять дополнительно перевозку груза)

Qн = (0,01 * Hsc * S` + Hs« * S«) * (1+0,01 * D), где дополнительно учтены передвижения до работы и на стоянку, а также отдельно определен расход при работе

Для спец. транспорта с установленным оборудованием нормативный расход на пробег определяется базовым способом с учетом массы.

Если Минтрансом РФ в рекомендации не включены нормы потребления для имеющегося на предприятии автомобильного средства, то руководитель имеет право ввести собственные разработанные показательные значения личным приказом. При формировании приказа следует сделать обязательные контрольные заезды. Кроме того, учитываются данные технической документации и информации от изготовителя авто.

Рекомендации по определению нормативных значений расходования ГСМ в зависимости от типа авто обеспечивают грамотный оперативный и статистический контроль над деятельностью. Это дает возможность определять себестоимость перевозок (например, для корректировки ценовой политики фирмы), обоснованно уменьшать налогооблагаемую базу при расчете налога на прибыль. Основным предназначением установленных норм расхода является принятие управленческих решений о путях экономии и энергосбережения топлива.

Законодательная база Российской Федерации

действует Редакция от 10.02.1999

Подробная информация

Наименование документ ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госстроя РФ от 10.02.99 N 6 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМ РАСХОДА ЖИДКОГО ТОПЛИВА ДЛЯ МАШИН, ЭКСПЛУАТИРУЮЩИХСЯ В ПРЕДПРИЯТИЯХ УБОРКИ ГОРОДСКИХ ТЕРРИТОРИЙ, САНИТАРНОЙ ОЧИСТКИ И РЕМОНТНО-СТРОИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ»
Вид документа постановление, нормы
Принявший орган госстрой рф
Номер документа 6
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 10.02.1999
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус действует
Публикация
  • На момент включения в базу документ опубликован не был
Навигатор Примечания

Можно ли разработать индивидуальные нормативы

Использовать стандарты Минтранса или нет в своей работе — решение руководства компании. То есть на законодательном уровне нет никаких требований к обязательному применению НЗТ.

Налоговый кодекс не требует нормировать затраты на ГСМ ни по налогу на прибыль организаций, ни по УСНО. Аналогичную позицию поддерживает Минфин (Письма от 22.03.2019 № 03-03-07/19283, от 27.09.2018 № 03-11-11/69335). Каждая организация должна принять самостоятельное решение о работе с топливными нормативами.

Стандарты затрат разрешается разработать самостоятельно. Например, учреждение, основываясь на рекомендации Минтранса, утверждает собственные нормативы. Показатели отвечают реальным характеристикам транспортных средств, эксплуатируемых в процессе жизнедеятельности.

Рекомендации министерства — это лишь стандартные значения, рассчитанные по общим характеристикам марок авто. Несмотря на поправочные коэффициенты, на практике значения существенно отличаются от фактических затрат. Поэтому организации вправе утвердить собственные показатели.

Нормативные значения утвердите локальным приказом.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *