ДТП с пешеходом: как действовать водителю и пострадавшему

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ДТП с пешеходом: как действовать водителю и пострадавшему». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Мнение большинства граждан таково, что при любой аварии с участием пешехода виноватым останется водитель. Даже в тех случаях, когда человек резко появился на дороге или иначе спровоцировал столкновение, доказать этот факт почти невозможно. Полагается, что лицо, управляющее машиной, то есть источником повышенной опасности, должно всегда быть начеку и делать все возможное для исключения аварии.

Алгоритм действий пешехода, если он получил легкие и средние травмы при наезде

  • Вызвать ГИБДД, чтобы зафиксировать факт наезда. Постарайтесь найти свидетелей и записать их контактные данные (если дело дойдет до взыскания ущерба с водителя через суд, очевидцы вам очень помогут).

  • Обратиться в медучреждение и зафиксировать повреждения.
  • Став участником ДТП и получив травму, сложно понять, насколько она серьезная. Бывали случаи, когда спустя несколько дней при обращении в медучреждение у пострадавших обнаруживались травмы разной степени тяжести. Поэтому никогда не стоит пренебрегать помощью врачей, чтобы исключить более серьезные повреждения. Мало того, без медицинских справок не удастся получить компенсацию. Протокол от ГИБДД и справка из медорганизации будут служить доказательством того, что травмы вы получили именно на дороге.

  • Вы также можете запросить записи с городских камер видеонаблюдения.

Как себя вести, если сбила машине

От действий пешехода также зависит очень многое. Если повреждения отсутствуют или они несущественны, не стоит просто так покидать место ДТП. Водитель также вправе обратиться в полицию с целью розыска сбитого лица. При отсутствии его вины, ответственность будет применена к пешеходу.

Учитывая, что у пешехода отсутствует страхование автогражданской ответственности, при установлении его вины водитель вправе требовать компенсации ущерба. Например, если для избежания столкновения он резко вырулил в сторону и столкнулся с препятствием. С пешехода может быть истребована сумма, необходимая для ремонта.

Поэтому пешеходам рекомендуется оставаться на месте и выходить на контакт как с водителями, так и с сотрудниками ГИБДД. Если взаимные претензии отсутствуют, следует заключить письменное соглашение, отражающее эту информацию. В остальных случаях нужно ответить на вопросы сотрудников ГИБДД, подписать протокол и оставить свои данные.

Впоследствии придется посещать суд. Можно сделать это лично или направить представителя. Конкретный перечень действий тоже зависит от обстоятельств, доводов водителя, имеющейся документации.

Если в результате происшествия пешеход получил существенные повреждения, ему следует дождаться скорой. Не стоит перемещаться, пытаться встать. При наличии кровотечения и отсутствии помощи со стороны других лиц, нужно вызвать скорую и попытаться остановить кровь подручными средствами.

Наезд на пешехода повлекший смерть

Вне зависимости от причиненного вреда пешеходу, водителю следует сообщить о случившимся в ГИБДД и скорую. В случае, если ДТП произошло в населенном пункте и пострадавший не может самостоятельно придвигаться – лучшим будет вызвать скорую помощь и постараться самостоятельно не оказывать помощь пострадавшему т.к. существует риск причинить больше вреда при оказании неквалифицированной помощи, которые могут повлечь смерть пострадавшего.

В случае, если пострадавший не подает признаков жизни – вызов медиков является обязательным, т.к. именно они должны засвидетельствовать смерть пострадавшего.

Водителю не следует ни в коем случае передвигать тело умершего, автомобиль. Следует сфотографировать место происшествия: повреждения автомобиля, состояние дорожного покрытия, источники света (если ДТП произошло в темное время суток), видеокамеры, которые могли зафиксировать момент ДТП. Также следует провести видеосъемку указанных объектов.

Водитель не должен ни в коем случае употреблять алкогольных или иных спиртосодержащих напитков или лекарств, т.к. в обязательном порядке, его ждет медицинское освидетельствование.

Действия водителя после ДТП с пешеходом

Уплотнение трафика на дорогах мегаполисов делает неизбежными всевозможные инциденты. В итоге автомобили сталкиваются не только с другим транспортом, но и пешими участниками дорожного движения. Однако в подобных происшествиях далеко не всегда виноваты автомобилисты.

Неправильно спланированная пешеходная инфраструктура, плохой обзор, элементарная безграмотность в вопросах ПДД, пренебрежение этими нормами, а иногда и откровенная халатность делают свое дело, разделяя не только пешеходную, но и водительскую жизнь на «до» и «после».

Именно поэтому сохранять бдительность должны все участники дорожного движения без исключения, помня о том, какие непоправимые последствия может иметь банальная рассеянность.

Конечно, это не значит, что в случае очевидной вины пешехода водитель должен продолжать движение после столкновения, и дело тут не только в моральной стороне вопроса, но и гражданской, административной и уголовной ответственности.

Наказание за наезд на пешехода вне пешеходного перехода

Предположим, столкновение произошло из-за того, что потерпевший переходил дорогу в неположенном месте, нарушил правила. Виноват все равно будет водитель. По статье 1079 ГК РФ, автомобилист несет большую ответственность, т.к. он создает ситуацию повышенной опасности — водит транспортное средство, которое потенциально может принести вред окружающим. Поэтому он будет обязан оплатить лечение и раскошелиться на моральную компенсацию.

Читайте также:  Расчет по страховым взносам в 2023 году: обзор изменений

Суд освободит водителя от ответственности, только если на него действовала непреодолимая сила или пешеход специально кинулся под колеса. Например, хотел так покончить с жизнью самоубийством или вытрясти с автомобилиста деньги за моральный ущерб. Даже если пешеход сам виноват — это еще надо как-то доказать. Помогают обычно записи с камер и видеорегистраторов, рассказы очевидцев.

По статье 1083 вышеупомянутого кодекса, суд может снизить сумму вреда и компенсации, если авария произошла по вине пешехода. Также разные условия могут стать смягчающими обстоятельствами, когда речь идет об уголовном или административном наказании: человек переходил дорогу в неположенном месте, была ночь, не работали фонари и т.д.

Ответственность за умышленный наезд на пешехода

Если автомобилист сбил человека специально — это уже совсем другая история. Вне зависимости от того, как сильно пострадал пешеход, судить водителя будут по УК.

  • Человек пострадал не сильно — статья 115. На свое усмотрение судья может назначить работы до двух лет, ограничение свободы до двух лет, арест до шести месяцев либо тюрьма до двух лет.
  • Средняя степень вреда — статья 112. Тут суд категоричен: подсудимого ждет лишение свободы сроком до пяти лет.
  • Тяжкий вред — статья 111. Тюрьма на срок до десяти лет. При этом, если ответчик хотел травмировать человека, но случайно его убил, он будет отвечать по этой же статье и получит до пятнадцати лет.

Если все закончилось смертью пешехода, и в суде доказали, что такова и была цель ответчика, судить его будут по статье 105 УК РФ и произошедшее будет квалифицировать как убийство. А заслуженное наказание: тюрьма до пятнадцати лет, если не было отягчающих обстоятельств, и до 20 лет, если таковые были.

Если вы случайно или намеренно сбили человека — вам понадобится хороший адвокат, чтобы смягчить наказание и отстоять свои права в суде. Обратитесь к специалистам R.TIGER.

Пешеход сбит по своей вине

При этом для пешехода также наступает ответственность, но есть также и права. Водитель в такой ситуации по-прежнему будет отвечать по закону, независимо от наличия вины. Для пешехода все ясно: нарушил Правила – оплачивай ущерб автомобилю. Но почему водитель должен отвечать, если не виноват?

Это описано в Гражданском кодексе в статье 1079. Она определяет автомобиль в качестве средства повышенной опасности. А водитель становится ее источником. ГК также устанавливает, что водитель, независимо от виновности, должен возместить нанесенный ущерб.

Исключением будут два условия:

  1. Пешеход намеренно пошел на автомобиль.
  2. ДТП произошло из-за непреодолимой силы.

Источниками повышенной опасности являются водители:

  • автомобилей, которые сбили пешехода;
  • велосипедов.

В Конституции России установлена презумпция невиновности — она гласит, что обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, пока не будут найдены реальные доказательства его правонарушения.

И эта презумпция применяется и при возникновении дорожно-транспортного происшествия, но на практике виновным автоматически считается управляющий машиной, потому что она — средство высокой угрозы для других участников движения. И водителю приходиться доказывать свою невиновность и нарушения правил пешими участниками движения, а при наличии ущерба автомобилю или своему здоровью — ходатайствовать о компенсации.

Проблематичность судебных споров ещё в том, что пешие люди имеют приоритет на дороге, а водители как источники угрозы несут двойное бремя внимательности и реакции, и даже при пренебрежении правилами пешими гражданами сидящий за рулём должен предотвратить аварию или всеми силами избежать её.

Наказание за наезд зависит от последствий и уровня нанесенного вреда.

Их три. Тяжкая степень устанавливается только в ходе экспертизы по специальному методу. А лёгкая и средняя различаются по периоду, в течение которого пострадавший провёл на больничном. Если человек был нетрудоспособным меньше 21 дня, то увечья считаются лёгкими, если больше — то средними.

  1. Длительность больничного определяет лечащий врач.
  2. Санкции коррелируют с разными факторами происшествия.

Так, за наезд вне пешеходного перехода управляющему ТС грозят:

  • гражданской;
  • административной;
  • и уголовной ответственностью.

Умышленный наезд на пешехода: наказание пьяного водителя

Денис Шевченков* выпил на корпоративе алкоголь, после чего у него с коллегами завязалась перепалка. Шевченков вышел на улицу, сел за руль своего автомобиля, разогнался, протаранил ворота и заехал на территорию здания, где сбил двух граждан и совершил наезд на стоявшую там машину.

Шевченков развернулся, поехал на выезд, повторно наехал на пострадавшего и забуксовал. Когда водителя вытащили из машины, он стал помогать сдвинуть автомобиль с потерпевшего, с которым поссорился. Тем не менее, тот скончался.

Вторая потерпевшая, супруга жертвы, получила телесные повреждения, которые квалифицировали как тяжкий вред здоровью.

Шевченкову предъявили обвинение в совершении убийства общеопасным способом, умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, умышленном повреждении чужого имущества, а также в управлении авто в состоянии опьянения (ранее он уже подвергался аналогичному административному наказанию).

В суде Шевченков настаивал: потерпевших невозможно было заметить из-за ворот.

Но свидетели заявили, что Шевченков целенаправленно совершил наезд на лежащего и отчетливо видного на снегу коллегу, а свои действия прекратил только после того, как его извлекли из салона машины.

Читайте также:  Порядок начисления пеней за ЖКУ с поправками за 2022 год

Сотрудники полиции дали показания, согласно которым Шевченков, находясь в патрульном авто сразу после случившегося, сообщил о своей неприязни к потерпевшему и о том, что наехал на него специально.

Краснотурьинский городской суд установил: Шевченков достоверно знал, что за металлическими воротами находятся люди, целенаправленно протаранил их и умышленно совершил наезд. Суд установил и мотив действий преступника: потерпевший потребовал от него извинений, а после отказа предложил написать заявление об увольнении. Именно это обстоятельство вызвало неприязнь Шевченкова.

В суде потерпевшая заявила гражданский иск о взыскании с Шевченкова причиненного ей морального вреда на сумму 2 млн руб., а также материального ущерба, связанного с необходимостью восстановления поврежденной машины, расходов на организацию похорон и обустройство места захоронения – всего 284 999 руб.

Первая инстанция учла в качестве смягчающих обстоятельств наличие у Шевченкова малолетнего ребенка и его положительную характеристику с места жительства.

В качестве обстоятельств, отягчающих наказание, суд признал наличие рецидива преступлений (Шевченков уже имел судимость), а также совершение преступлений в состоянии опьянения.

В итоге суд признал Шевченкова виновным и по совокупности преступлений назначил ему наказание в виде лишения свободы на 16 лет в исправительной колонии особого режима, с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением авто на 3 года, и с ограничением свободы на 1,5 года.

Суд также взыскал с Шевченкова 2 млн руб. в счет компенсации морального вреда и 31 587 руб. в счет возмещения материального ущерба. Из размера предъявленных потерпевшей сумм суд исключил расходы на поминальные мероприятия, а также на восстановление поврежденной машины.

Свердловский областной суд изменил постановление первой инстанции и избрал Шевченкову дополнительно меру пресечения в виде запрета определенных действий.

Тогда потерпевшая обратилась в Верховный суд, у которого просила изменить приговор, усилить назначенное наказание и увеличить размер взысканного материального ущерба.

Осужденный и его адвокат настаивали: нужно отменить приговор и вернуть дело прокурору, либо смягчить назначенное наказание из-за отсутствия умысла на убийство.

ВС изучил дело и не нашел оснований считать назначенное Шевченкову наказание излишне суровым либо чрезмерно мягким. Между тем, он указал, что из приговора невозможно сделать вывод, какие именно расходы возмещены потерпевшей.

Поэтому ВС изменил приговор в части возмещения материального ущерба, признал за потерпевшей право на удовлетворение гражданского иска, а вопрос о размере возмещения передал для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства (ч. 2 ст. 309 УПК).

Этот же приговор ВС изменил, сделав зачет в срок наказания времени применения меры пресечения в виде запрета определенных действий. В остальном приговор остался без изменений (№ 45-АПУ19-22).

Административная ответственность

Этот вид ответственности является минимальным исходящим со стороны государства. Все особенности закреплена в КоАП, а также в обширном перечне подзаконных нормативно правовых актов. При наезде на пешехода возможна квалификация по одной или сразу по нескольким статьям КоАП. Это обстоятельство в основном зависит от причиненного вреда, а также от иных совершенных правонарушений.

Основная статья КоАП предусматривает ответственность исключительно за нанесение легкого или среднего вреда здоровью. Самостоятельно определить нанесенный вред невозможно. По заявлению пострадавшего производится медицинская экспертиза, которая дает свое заключение. Основные критерии оценки установлены в постановлении Правительства. Стоит отметить, что одним из основных условий причиненного вреда является время нетрудоспособности человека. Если этот период менее 3 недель – вред легкий, а если более – средний.

ВАЖНО !!! Относительно недалеко от среднего стоит тяжкий вред здоровью, который имеет смысл разобрать отдельно, поскольку в этом случае предусмотрена уголовная ответственность.

Освобождение от ответственности

В законе указаны условия, когда лицо может быть освобождено от ответственности, даже если в действительности присутствует состав правонарушения или преступления.

На практике водитель будет признан виновным в 9 из 10 случаев. Это связано с повышенной ответственностью автомобилиста, поскольку именно он выступает в качестве источника повышенной опасности. Быть признанным невиновным можно только при наличии весомых обстоятельств, когда водитель не мог предвидеть или предотвратить возникшее обстоятельство.

ВНИМАНИЕ !!! Также в действиях водителя не должны присутствовать признаки иных правонарушений. Если было совершено малейшей нарушение правил дорожного движения, водитель будет считаться виновным практически со стопроцентной вероятностью.

В качестве случая из судебной практики, когда автомобилист не был привлечен к ответственности можно привести следующий случай.

В ночное время автомобилист двигался по трассе, которая с обеих сторон была ограждена высокими заборами и предназначалась исключительно для машин. Пешеходных переходов в радиусе нескольких километров не было, внезапно на дороге появился человек, который был сбит автомобилем. Поскольку у водителя не было оснований даже предполагать, что тут появится человек, он никак не мог устранить последствия. Таких случаев очень мало, поэтому не стоит на них рассчитывать.

Еще одно основание для освобождения – это срок давности привлечения к ответственности. Для административного правонарушения он всегда составляет 1 год. Для уголовного зависит от квалификации и составляет от 2 до 10 лет. После истечения этого времени, водитель освобождается от ответственности независимо от других обстоятельств.

Можно ли избежать ответственности?

При ДТП стороны часто допускают ошибки, из-за которых потом не могут доказать собственную невиновность или виновность и других лиц в случившемся.

Читайте также:  Охранная зона газопровода среднего давления

Принято считать, что водитель не может избежать ответственности, даже если вся вина на пешеходе, но при грамотном подходе к процедуре оформления ДТП и фиксации всех фактов можно даже избежать гражданской санкции.

Каковы обязательные действия водителя:

  • выйти из машина и оказать посильную помощь пострадавшему;
  • при необходимости (угрозе жизни) — отвезти его в госпиталь, предварительно позвонив в ГИБДД и уведомив об оставлении места ДТП;
  • если ушибы и травмы не угрожают жизни, нужно вызвать скорую по номеру 112;
  • нужно выставить аварийный знак за 5 — 10 метров и сделать фотографии машины с разных ракурсов; также необходимо снять на камеру в формате видеосъёмки машины свидетелей, так чтобы были видны номера и модели, а также окружающую обстановку;
  • обязательно нужно взять контакты свидетелей;
  • осмотреть место ДТП на наличие камер видеонаблюдения, чтобы через них можно было увидеть столкновение; нужно помнить, что записи стираются через 3 дня, поэтому запросить их нужно в кратчайшие сроки.

Ответственность водителя

Если пьяный пешеход вел себя неадекватно и препятствовал нормальному движению автомобильных средств, то именно он будет нести ответственность перед законом. Однако водителю предстоит доказать, что все произошло именно так. В юридической практике на шофера изначально накладываются большие требования, поскольку именно он владеет и водит потенциально опасное техническое средство. В интересах водителя, чтобы пострадавший не скрылся с места ДТП и инспекторы могли зафиксировать наличие в крови алкоголя.

Все это повлияет на степень ответственности водителя, однако нужно брать во внимание и характер повреждений пострадавшего пешехода. В зависимости от тяжести ранений виновный может быть привлечен к гражданской, административной или уголовной ответственности

Пришло время рассказать, какие меры наказания предусматривает каждый вид ответственности и в каких случаях они применяются в Российской Федерации.

Когда есть состав преступления

Все виды ответственности виновника ДТП, указаны в гл. 27 УК РФ.

За наезд на пешехода со смертельным исходом существует статья 264 УК РФ. Она регламентирует состав преступления и наказание, которое грозит виновному в произошедшем.

Когда водитель сбил пешехода и он погиб на месте ДТП, то виновность водителя определяется, опираясь на факты нарушения ПДД. Суд будет обязательно учитывать все обстоятельства случившегося.

Если предотвращение наезда было невозможным, то его признают невиновным. Такое решение суда освобождает водителя от возмещения морального и материального ущерба родственникам погибшего.

Случай с летальным исходом относится к одному из самых тяжелых последствий преступной деятельности, а автомобиль выступает источником повышенной опасности. В связи с этим, водителя авто признают виновным, что повлечет за собой наказание даже из-за незначительного нарушения ПДД.

Часто руководствуются пунктом 10.1, в котором оговаривается скоростной режим движения по проезжей части дороги.

К примеру, если незначительное превышение скорости на 10 километров в час, в обычной ситуации признается просто ошибкой приборов, то в данном случае это будет выступать основой для обвинения.

В вышеупомянутом пункте также указывается, что водитель самостоятельно принимает решение о безопасной скорости в случае плохих условий на дороге.

При отсутствии освещения проезжей части, наличии скользкого покрытия и плохой видимости из-за тумана, нужно проявлять максимальную осторожность либо вовсе остановиться. Продолжать движение следует только будучи полностью уверенным в том, что ничего страшного не произойдет.

Важно понимать, что если сбил пешехода насмерть, при назначении наказания суд будет учитывать, насколько водитель пытался предотвратить столкновение.

При наличии доказательств нарушения правил дорожного движения, виновный получит наказание в соответствии с законом.

Для уголовной ответственности имеет значение следующее:

  • количество пострадавших;
  • количество получивших травмы;
  • состояние нарушителя в момент наезда;
  • привлекался ли водитель ранее к данной ответственности.

Что будет, если сбил человека насмерть?

Управляя транспортным средством, каждый водитель обязан сохранять предельную концентрацию на дороге, а также соблюдать требования ПДД, поскольку любое нарушение может привести к неблагоприятным последствиям.

Одним из самых тяжких видов правонарушений считается наезд на пешехода, приведший к его гибели, поэтому невнимательность водителя может слишком дорого обойтись как для водителя, так и для пешехода.

Однако подобная ситуация может случиться с кем угодно, включая даже наиболее внимательных и дисциплинированных водителей. Например, в ситуации, когда пешеход внезапно появляется на проезжей части, в непосредственной близости от движущегося транспортного средства, отреагировать на его появление и выполнить экстренное торможение можно просто не успеть.

Вместе с тем, независимо от актуальной редакции ПДД и развивающейся ситуации на дороге, пешеход всегда будет иметь преимущество перед транспортным средством, поэтому наезд на него практически всегда означает наказание для лица, управляющего автотранспортом.

В случае, если в результате ДТП автотранспорт совершил наезд на пешехода, и он скончался, масштабы наказания, которое будет применено к водителю будут зависеть от того, были ли предприняты попытки избежать наезда.

В ситуации, когда водитель сбил пешехода, в результате чего он скончался, он обязательно должен учесть следующее:

  • Любое ДТП, участник которого получил летальный исход, рассматривается индивидуально;
  • Необходимо четко понимать требования и условия основных законов, которыми регулируется разрешение подобных ситуаций;
  • Результат рассматриваемого ДТП зависит от целого ряда различных факторов и обстоятельств.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *