Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «психолог социальной службы. Содержание и организация деятельности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В российском понимании этого слова — это, опять же, врач по образованию с дополнительной подготовкой по психологии. Или наоборот, психолог с мед.образованием, что случается, конечно, реже. Преимущество психотерапевта перед просто психологом (о котором дальше) в том, что он если надо может назначить таблетки, например, антидепрессанты, и проконтролировать медикаментозное лечение. Никакой психолог у которого нет лицензии врача «психотерапевтом» уже быть не может, даже если он прекрасный специалист с огромным опытом. В то же время на западе психотерапевт не обязан иметь мед.образование, отсюда иногда идёт путаница. Я за то чтобы «как у них» любого психолога, помогающего отдельным людьми в решении их проблем называть «психотерапевтом». Тогда путаницы будет меньше, потому что «психологи» бывают очень разные.
Психологи-консультанты это те, кто работает с отдельными людьми. Они могут принимать клиентов как в госструктурах, типа «Центров помощи семье и детям», так и в частных психологических консультациях, санаториях, а могут вести частный индивидуальный приём.
Возвращаясь к теме выпускников психфака скажу, что высшее психологическое образование в общем-то полезно, и обязательно для психолога в госстуктуре, но на самом деле погоды не делает. Высшее образование даёт всего понемножку, и с серьёзным упором на науку, научные методы, эксперимент, гипотезы, обработка и повторяемость результатов. Это ещё советское наследие, когда, согласно идеологии, личных проблем у материалистически мыслящих и строящих коммунизм людей не могло быть в принципе, а были только общественные, которые можно статистически обсчитать. Работа же с отдельными людьми, помощь личности — это совсем другое, она очень далека от психологической науки, каждая личность уникальна и неповторима.
По консультированию психологическое образование даёт примерно такой же объём знаний как и по психиатрии, то есть чуть больше чем ничего. Поэтому для работы с клиентами психологи проходят дополнительные программы, обучающие какому либо подходу в психотерапии. Про различные подходы и методы в психотерапии я расскажу отдельно, хотя об одном из них необходимо упомянуть сейчас.
1 час.
Методика электропунктурного тестирования «Кристалл» Москва
Индивидуальная программа «Быстрое решение, или Личная расстановка!» Москва
Подать заявку
Ирина Ивановна Хажилина
Направление используют
Организаторы
Агентство Социальной Безопасности (Москва), Академия Романовой Елены (Москва), Академия социального искусства (Москва), Анастасия Светлая (Москва), Институт Организационной Психологии (Москва), Институт консультирования и системных решений (Москва), Институт эффективного тренинга (Москва), Компания True Synergy (Москва), Корпорация «Процветание» (Москва), Мастерская Талантов (Москва), Московский Институт Трансактного Анализа (Москва), ООО «Эдельвейс» (Москва), Образовательный проект «Форма Жизни» (Москва), Образовательный центр «Сэлф-Интеграция» (Москва), Онлайн-лаборатория развития EQ EQfactor (Москва), Онлайн-проект Волковой Татьяны и Мишина Андрея (Москва), Проект Life and Psychology (Москва), Тренинговый центр «Дальше — вместе!» (Москва), Центр Развития «Уальгомас» (Москва), Центр психологического развития «Стратегия» (Москва).
Ещё организаторы 164
Тренеры
Ключевые особенности работы психолога
То, что делают психологи, несмотря на развитие науки о психике, большое количество исследований и литературы, часто трудно квалифицировать.
Психически нездоровый человек может внешне выглядеть нормальным, а попытки применения к нему стандартных методик проваливаются. Лишенные совести и чувств психопаты рассуждают с логикой, недоступной лучшим деятелям науки. Первыми, кто чаще других замечает признаки наличия душевных заболеваний, являются психологи.
Хорошо проведенная диагностика и верная коррекция поведения иногда имеют кратковременный эффект. Внутреннее пространство сознания человека может быть нестабильным и легко подверженным негативным влияниям извне.
Специальности направления и методы деятельности
Чтобы понять, какие бывают специальности в психологии, всех специалистов надо разделить на две большие группы. В первую входят теоретики. Это преподаватели профильных дисциплин, исследователи и работники лабораторий. Вторая группа – практики – включает профессионалов, непосредственно работающих с проблемами людей в клиниках, общественных организациях, в компаниях и на предприятиях.
То, в чем заключается работа психолога, зависит от его методов:
тестирование с целью психологической диагностики направлено на изучение специфики эмоционального фона и интеллектуального уровня человека;
консультирование подразумевает прямое общение с пациентом, в ходе которого специалист выявляет проблемы человека и ищет пути их решения;
психологические тренинги включают обучение людей способам самостоятельной регуляции их эмоционального фона, что необходимо для личностного роста и борьбы с комплексами.
Сегодня всем желающим доступна профориентация, которой, кстати, занимаются психологи. В ходе решения простых задач и выполнения тестов профильный специалист устанавливает предпочтительные сферы работы для конкретного человека. Это помогает установить, куда пойти учиться и с какими целями, лучше понять описание профессии и ее нюансы.
Вот какие бывают специальности по направлению психология:
психолог – изучает поведение человека в различных ситуациях;
клинический психолог – врач, способный работать и со здоровыми людьми, и личностями с рядом отклонений;
конфликтолог – специалист, который регулирует межличностные отношения;
психолог-консультант – получивший такое образование может предоставлять по запросу информацию, которая помогает решать проблемы личного характера;
дошкольный психолог и педагог – работает с маленькими детьми с отклонениями и без них.
Психологи помогают обрести гармонию, лучше понять близкого, быстро находить выход из напряженной ситуации.
Профессиональный стандарт социального психолога предполагает, что этот специалист заинтересован в изучении общества и протекающих в нём процессов. Ему нравится общаться с людьми, и он серьезно нацелен помогать им, улучшать эмоциональное здоровье коллектива в целом и каждого его участника в частности. Социальный психолог обладает не только нужным образованием, но и некоторыми личностными качествами, такими, как:
коммуникабельность, умение находить подход;
эмпатия;
желание и готовность помочь;
ответственность;
тактичность;
выдержка, стрессоустойчивость;
желание совершенствоваться в профессиональном плане.
Как поступить на социального психолога
Обучение по профессии «социальный психолог» можно пройти в университете, а именно в тех вузах, где есть такая специальность. Диплом о высшем образовании необходим: без него нельзя работать в этой сфере.
Но даже если в вузе нет нужной специальности, можно стать соцпсихологом другим способом. Для этого достаточно отучиться в университете по любому направлению, связанному с психологией, а затем пройти курсы профессиональной переподготовки. К примеру, в ИМЭС вы можете поступить на направление Психология и выбрать один из профилей: «Психологическое консультирование» или «Конфликтология».
Институт предлагает разные формы обучения: очная, очно-заочная и дистанционная. Поступают в ИМЭС на базе результатов ЕГЭ или внутренних испытаний (при наличии среднего профессионального или высшего образования).
Обучение специалиста
Для того, чтобы стать социальным психологом необходимо получить высшее образование по профилю «Психология». Обучение может проходить в очной или заочной форме, а также с использованием дистанционных технологий.
Неполный перечень учебных заведений
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносов
Московский педагогический государственный университет
Санкт-Петербургский государственный институт культуры
Российский государственный социальный университет
Московский государственный психолого-педагогический университет
Московский гуманитарный университет
Московский психолого-социальный университет
Российский новый университет
Российский университет дружбы народов
Основная суть понятия «психология» и его применение к социальной сфере
Определение 1
Психология является наукой, которая изучает законы психики, поведенческую мотивацию личностей, их потребности, механизмы общения и тому подобное. В психологии, как и в прочих науках, существуют разнообразные специальности, которые имеют собственные предметы изучения.
Если рассматривать понятие «психология» в ее буквальном значении, то оно означает «знание (наука) о душе». Первая часть этого слова, которое базируется на греческом слове psyche («душа»), указывает на особый мир явлений в сознании личности, которые не похожи на явления с которыми она сталкивается в реальной жизни (окружающем мире, науках о природах) и которые может воспринимать невооруженным глазом. Вторая часть слова — logos («понятие»/«учение») указывает на представления людей о таких явлениях, которые сложились на протяжении их жизни или же об особой науке, возникшей и существующей для получения точных знаний о подобных явлениях, обладающих высокой достоверностью.
В настоящее время понятие «душа» было заменено понятием «психика», однако в современном языке сохранились разнообразные выражения, являющиеся производными от начального корня, например, душевный, одушевленный и тому подобное.
Само понятие «психология» является многозначным и имеет широкий спектр употребления не только в науке и практике, но и в повседневной жизни. Наиболее важная причина состоит в том, что существует не только научная психология, но и житейская (иначе — бытовая). И каждая из них определяется по разному.
Определение 2
Предметом изучения научной психологии являются факты, механизмы, закономерности формы жизни, именующейся чаще всего психической (душевной)
В целом, предметом психологии является психика живых существ в большом многообразии ее проявлений. Но, согласно мнению авторитетов в этой области, не нужно удовлетворяться исключительно этим, так как всегда необходимо видеть различие между объектом познания и его предметом. Объект всегда существует сам по себе и на него не влияет информированность о нем человеческих умов. Предмет же строится наукой с применением специальных средств, собственных методов, категорий и теорий.
Поэтому для познания предмета психологии ни в коем случае нельзя ограничиваться только тем (пусть и обширным) кругом явлений, который знаком всем из собственных переживаний и наблюдений, который строится на основе собственного психологического опыта.
Для составления предварительного представления о понятии «психика» чаще всего следует обратиться к понятию «психическое явление».
Определение 3
Психическое явление чаще всего представляет собой факты внутреннего субъективного опыта. Это не только непосредственные ощущения человека и его мысли, но и его знания об этих ощущениях и мыслях. То есть все психические процессы не только происходят в личности, но и открываются ей непосредственно.
Научная психология обладает обширным и уникальным фактическим материалом, который недоступен в своем полном объеме ни одному носителю психологии житейской. Этот материал накапливается и осмысляется также и в таких особых научных отраслях психологии, как возрастная, педагогическая, социальная психология, психология труда, зоопсихология и многих других.
Научные психологические знания в современном мире используются везде, где происходит человеческое взаимодействие. И особую роль с недавнего времени они стали играть в социальной сфере.
Субъекты социальной работы с клиентами социальных служб
Все функции по оказанию помощи нуждающимся, находящимся в трудной, точнее, социально дезадаптивной ситуации, выполняют субъекты социальной работы. К субъектам прежде всего относятся те специалисты и организации, которые ведут социальную работу и управляют ею на профессиональном уровне. Это прежде всего государство в целом, осуществляющее социальную политику. По Конституции Российская Федерация является социальным государством и обязано этим заниматься.
Официальными субъектами социальной работы являются:
? государство со своими структурами в виде законодательной, исполнительной и судебной властей разного уровня. В этой структуре особую роль играют Министерство труда и социального развития, а также исполнительные органы управления социальной работой на региональном уровне (органы социальной защиты краев, областей, республик, автономных образований), городов, местных администраций;
? различные социальные службы: территориальные центры социальной помощи семье и детям; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями; социальные приюты для детей и подростков; центры психолого-педагогической помощи населению; центры экстренной психологической помощи по телефону и др.;
? администрации государственных предприятий, организаций, учреждений, вузов и их подразделения.
Организация психологической службы в детском дошкольном учреждении
Психологическийкабинет. Существует четыре группы организационно-методических требований, предъявляемых к профессиональной деятельности практического психолога. Рассмотрим последовательно группы требований применительно к конкретным условиям детского дошкольного учреждения
(Все приведенные далее нормативы, характеристики и количественные данные рассчитаны на дошкольные учреждения государственного типа со средним уровнем финансового и материально-технического обеспечения). Наряду с содержательным и технологическим компонентами в работе практического психолога выделяются организационные параметры (характеристики).
Их можно определить как правила (нормы) организации условий профессиональной психологической деятельности в образовательном учреждении (детском саду).
Данные правила в равной степени приняты как при первичном формировании психологической службы, так и в текущем ее функционировании. Они связаны с понятием «профессиональная компетентность» и во многом определяют успешность и результативность непосредственной работы психолога. В качестве психологического кабинета может быть использована небольшая по размерам комната, пропорциональная и хорошо освещенная (наличие как естественного, так и искусственного освещения).
Большие и непропорциональные помещения очень трудно оформить (организовать) для индивидуальных бесед и диагностических процедур. Они не способствуют созданию коммуникативной «близости» и доверительной атмосферы. Помещение без окон создает эффект отгороженности от реального пространства, изолированности от окружающего мира. Это иногданеобходимо для коррекционной работы, но является помехой для первичного приема при знакомстве с детьми и родителями, установления контакта. В этом случае происходящее за окном чередование природных и климатических явлений может быть использовано для отвлечения либо фиксации внимания, эмоционального торможения, либо возбуждения. Желательно, чтобы психологический кабинет находился в стороне от помещений хозяйственного и бытового обслуживания, административного и медицинского блоков, а также от залов для музыкальных и физкультурных занятий. К этому перечню можно добавить бассейн и кабинеты с использованием технических средств обучения. Важным является также свободный доступ к кабинету родителей, что подразумевает либо двойной вход (со стороны улицы и основного помещения), либо удобное расположение по отношению ко всем групповым помещениям. Безусловно, полной изоляции от шумовых и технических проникновений в условиях детского дошкольного учреждения достичь трудно, но этого и не требуется. Достаточным будет снижение общего шумового фона, а также возможности ситуативного отвлечения (деконцентрации) и эмоционального напряжения детей. Нельзя приветствовать широкую практику организации психологического кабинета на площади спальных и игровых комнат, функционирующих возрастных групп. Вариантом столь же неудачного расположения является деление методического либо логопедического кабинетов на два профессиональных пространства, так называемые уголки психолога. Данные способы организации психологического кабинета не способствуют компетентной профессиональной деятельности психолога и могут значительно исказить результаты коррекционно-диагностических мероприятий, так как изначально закладывают в них высокий процент погрешности. Итак, кабинет в распоряжение психолога предоставлен. Каким ему быть? Первоначально, это вопросы цветового оформления. Цветовые сочетания и общий цветовой фон не должны быть яркими и подавляющими. Лучше использовать пастельные, успокаивающие оттенки зеленого и голубого в сочетании с теплым бежевым либо желтым цветом. Данная цветовая гамма способствует адаптации как к помещению в целом, так и к ситуации взаимодействия с психологом. Немаловажным добавлением к оформлению кабинета являются живые комнатные растения. Что касается декоративных животных и птиц, то их стационарное присутствие в кабинете не рекомендуется. В случае профессиональной необходимости, как то: коррекция страхов, проявлений агрессии и тревоги, — животные могут быть использованы психологом ситуативно (Живые существа в коррекционных программах используют дозировано, при отсутствии у ребенка аллергических реакций). Основной принцип оформления помещения — ничего лишнего. Увлечение декорированием, не привязанным к функциональности, разрушит пространственный оптимум и неизбежно скажется на результатах психологической деятельности. Как таковой, рабочий кабинет психолога не может быть комнатой отдыха и развлечений для персонала, а также являться «красным», показательным уголком дошкольного учреждения. Оборудование кабинета практического психолога определяется задачами и целями психологической деятельности. Психологический кабинет является основным «рабочим» местом психолога, следовательно, в нем должны быть объединены «рабочие» зоны специалиста. Первая профессиональная зона — пространство взаимодействий с детьми. Оно обеспечивается средствами для предметно-дидактической, изобразительной, конструктивно-моделирующей, двигательно координационной, двигательно-релаксационной и имитационно-игровой деятельности. В перечень оборудования данного пространства включены:
Мебель и оборудование
Детский столик, 2-3 детских стульчика (стандарты старшего дошкольного возраста).
Мягкий диван либо кресло (малогабаритные).
Мягкий ковер (не менее 2 х 2); 1-2 подушки неправильной формы либо плоские мягкие игрушки (черепахи, змейки и пр.).
CD-проигрыватель, магнитофон с функцией записи. Компакт-диски либо кассеты с разнохарактерными музыкальными произведениями, вводными вербальными установками для релаксационной и игровой деятельности
Стимульный материал
Стимульный материал к диагностико-коррекционным методикам и тестам в соответствии с возрастной дифференциацией
Технический материал
Цветная бумага, ножницы, простые и цветные карандаши, фломастеры, ластики, картон, клей, кисточки, пластилин, акварельные краски, альбомные листы различного формата
Вспомогательный материал
Набор объемных геометрических форм (куб, цилиндр, шар, призма, конус).
Набор плоскостных мозаик из картона и пластмассы (геометрические, неправильные, абстрактные фигуры).
Мелкодетальный конструктор типа «ЛЕГО». Несколько атрибутов основных сюжетно-ролевых игр («Парикмахерская», «Больница», «Магазин»,.«Семья») и предметов-заместителей. Маски оппозиционных героев известных детям сказок («Заяц» — «Волк», «Баба-Яга» — «Царевна» и т.д.).
Простые детские музыкальные инструменты (бубен, дудочка, марокас).
2-3 яркие игрушки по принципу половой дифференциации (кукла, машина), 2-3 мяча разного размера и фактуры (надувной, набивной, резиновый), скакалка либо небольшая плетеная веревка. Игрушки-сюрпризы с включением света, звука, движений при произведении определенных операций (механические, электронные, радиофицированные).
Детские книги, книги-раскраски, детские комиксы и журналы
Особенности профессии
Профессия социального психолога может быть направлена как на исследовательскую деятельность, так и на разработку практических, прикладных решений для конкретных коллективов. Оба варианта по-своему важны: первый улучшает теоретическую базу социальной психологии, второй – помогает создать здоровую атмосферу в любой группе. Основные трудовые обязанности специалистов в этой области следующие:
Исследование состояния коллектива и всех его участников, в том числе, за счет использования психодиагностических методик.
Мониторинг психологической безопасности участников группы.
Оказание психологической помощи участникам группы или всему коллективу в целом (социальные психологи могут проводить мероприятия, направленные на сплочение команды).
Создание и реализация программ, направленных на психологическое просвещение, психокоррекционную работу, профилактическое воздействие, повышение психологического здоровья населения.
Психологическое сопровождение людей, относящихся к социально уязвимым слоям населения, психологическая помощь сотрудникам социальных организаций, психологическое сопровождение образования и жизни замещающих семей.
Разработка и реализация тренинговых программ, направленных на улучшение психологического климата в коллективе, ведение терапевтических и других групп.
Проведение психологических исследований, разработка теоретических концепций, оформление соответствующей документации.
Психологическая помощь при реабилитации в результате серьезных травм и повреждений, возвращение человека в социум.
Социальный психолог может заниматься достаточно разнообразной деятельностью, специализироваться на разной проблематике, однако суть ее – работа с коллективом и человеком в нем – остается неизменной.
Моя работа: помощь подросткам в профориентации
Я заинтересовалась темой профориентации, когда работала в школе. Помощь в самоопределении — одна из задач школьного психолога.
Ко мне часто приходили ребята с вопросами, как понять себя и найти своё призвание, свой путь, выбрать профессию. Я поняла, насколько эта тема актуальна, и стала искать разные способы и методики самоопределения для подростков.
Так я нашла компанию Smart Course, которая как раз и предлагает такие услуги для подростков. Мне очень понравился их подход к профориентации: они не говорят «Тебе надо быть тем-то», а учат ребят, как сделать самостоятельный осознанный выбор. Позже, когда я искала работу, сотрудники Smart Course сами нашли меня и позвали в команду. Я прошла у них специальный курс для наставников и стала работать в этом направлении.
Анализ, проведенный в рамках данной курсовой работы, позволяет говорить о том, что перед психологической службой на производстве стоит целый ряд целей и задач. Деятельность психолога на предприятии является многосторонней и направлена на решение целого спектра различных практических задач. Все они направлены на достижение единой цели – создание условий, необходимых для эффективного функционирования организации. Данная цель достигается применением различных видов деятельности.
Выделяются такие основные виды работы психолога в рамках психологической службы, как психологическая профилактика, психодиагностика, коррекция, психологическое консультирование и психотерапия. Все они имеют свои собственные специфические особенности и требуют определенных знаний, умений и навыков для достижения оптимального эффекта. Именно поэтому рассмотрение видов деятельности психолога на предприятии представляет актуальность на сегодняшний день.
В рамках данной курсовой работы были описаны основные подходы к рассмотрению психологической службы и ее задач, а также основные виды деятельности психолога в различных сферах (в том числе и в системе производства). Важно отметить, что все виды работы должны присутствовать и применяться в деятельности психолога во взаимосвязи. Так, психологическая коррекция может быть основана только на результатах предшествующей диагностики. Опять же психологическая диагностика необходима для того, чтобы проверить эффективность проведенных коррекционных мероприятий и т.д. Только в случае комплексного использования всех видов работы психологической службы можно достичь положительного эффекта и добиться реализации поставленных перед психологической службой целей и задач.
Круг обязанностей специалиста
Пациентами гипнолога прежде всего становятся люди, страдающие алкогольной и наркотической зависимостями, игроманией. Специалист вытаскивает наружу неосознаваемые страхи и подавленные эмоции, прорабатывает их вместе с пациентом, формирует у него нормальную самооценку, возвращает адекватное восприятие действительности.