Прямые и косвенные налоги – таблица
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Прямые и косвенные налоги – таблица». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Кocвeнныe нaлoги – этo oбязaтeльныe oтчиcлeния, взимaeмыe c пpибыли oт пpoдaжи тoвapoв и ycлyг. Глaвнaя ocoбeннocть нeпpямoгo нaлoгa (кoтopый тaкжe мoжeт имeнoвaтьcя дoбaвoчным) зaключaeтcя в тoм, чтo oн изнaчaльнo включaeтcя в итoгoвyю cтoимocть. Taким oбpaзoм, пpиoбpeтaя тoвap или ycлyгy, пoкyпaтeль oплaчивaeт, в тoм чиcлe, и cyммy oтчиcлeний, кoтopыe бyдyт нaпpaвлeны пpoдaвцoм в бюджeт гocyдapcтвa.
Кocвeнныe oтчиcлeния в бюджeт
BAЖНO! Пo мнeнию мнoгиx экcпepтoв, пpямыe нaлoги пpинocят в кaзнy cтpaны гopaздo мeньший дoxoд пo cpaвнeнию c кocвeнными oтчиcлeниями. Пoэтoмy дoбaвoчныe нaлoги являютcя вaжнoй cocтaвляющeй нaциoнaльнoй экoнoмики.
B итoгe нa вoпpoc «чтo знaчит кocвeнный нaлoг пpocтыми cлoвaми?» мoжнo oтвeтить, чтo этo дoпoлнитeльнaя нaцeнкa нa тoвap, ycтaнaвливaeмaя пpoдaвцoм c цeлью дaльнeйшeгo oтчиcлeния в гocyдapcтвeнный бюджeт.
Это налоги, которыми облагаются товары и услуги. Важно отметить, что величина сбора уже входит в их стоимость. В каких-то случаях это размер налога целиком, в каких-то — определенная его часть.
Таким образом, косвенный налог с продажи какого-либо товара или оказания услуги перечисляется продавцу, реализатору. Его обязанность — отправить сбор, оплаченный таким образом потребителем, в государственный бюджет.
Косвенные налоги — это налоги, которые фактически оплачивает покупатель. Продавец тут выступает посредником между ним и государством. Но именно реализатор ответственен за своевременность и правильность перечисления этого сбора в госказну.
Главная польза косвенных налогов для государства в том, что они позволяют гибко распределять налоговую нагрузку на граждан. Применение таких сборов помогает собрать значительную массу средств на общегосударственные расходы. Поэтому их используют в отношении товаров и услуг, пользующихся большим спросом у населения.
Косвенные налоги — это налоги, которые взимаются с конечного потребителя, а не с производителя, поставщика. Покупатель не погашает их специально. Сумма сбора уже включена в цену приобретаемого им товара или услуги.
Косвенные налоги — это налоги, перекладываемые на третьих лиц по замыслу законодателя, в процессе практики рыночных отношений.
В заявлениях о косвенных налогах нередко указываются и акцизы. Это общегосударственные сборы на потребление определенного рода продукции.
Их экономическое значение в том, что акцизы оказывают значительное влияние как на условия производства, так и потребления подакцизных товаров. Государство облагает ими товары, вызывающие повышенный интерес у потребителей. Тем самым оно регулирует спрос на них.
Схема довольно проста для понимания. Государство повышает размер акцизов. Производители вынуждены повысить стоимость продукции. Возросшая цена несколько снижает спрос покупателей. Так как он уменьшается, производители вынуждены выпускать меньший объем своей продукции. В результате этого немалая часть материальных, денежных и трудовых ресурсов перетекает из этой отрасли производства в иные, более важные для общества.
Акцизы являются важной частью системы государственной налоговой политики. Их используют для увеличения объема поступлений в госказну, корректирования прогрессивного налогообложения, для ограничения отрицательного влияния каких-либо сфер производства на стимулирование спроса.
Плательщики здесь — как физические, так и юридические лица, производящие подакцизную продукцию, оказывающие подакцизные услуги на территории РФ.
К подакцизным операциям относится следующее:
- Розничная и оптовая реализация бензина (за исключением авиационного) и/или дизельного топлива.
- Реализация бесхозных, конфискованных государством подакцизных товаров.
- Деятельность в области игорного бизнеса.
- Проведение лотерей.
- Порча, утрата подакцизного товара, марок акцизного сбора.
Подакцизная продукция — это следующее:
- Все разновидности спирта.
- Алкогольная продукция.
- Табак.
- Дизельное топливо.
- Бензин (не включая авиационный).
- Икра осетровых и лососевых.
- Легковые авто (кроме ТС с ручным управлением, машин, предназначенных для инвалидов).
- Газовое и огнестрельное оружие (кроме приобретенного государством).
- Сырая нефть (в том числе и газовый конденсат).
Характеристики прямых налогов и косвенных, их отличия друг от друга
Разница между прямыми налогами и косвенными заключается в нескольких основных пунктах. Здесь учитывается сам момент уплаты и связь между налогоплательщиком и предметом налогообложения.
Прямыми налогами являются те, налогоплательщиком которых является тот же субъект, которому принадлежит налогооблагаемый объект. Примером для начисления прямого налога может быть фирма (субъект), получившая прибыль (объект) и заплатившая с нее определенный процент государству или владелец недвижимости, платящий процент государству с кадастровой стоимости владения.
Косвенные налоги тоже платит налогоплательщик, но отличие в том, что ему платит, в свою очередь, другое лицо. К примеру: фирма (субъект) продает продукцию или услугу (объект) покупателю, платит с этого НДС, уже включенный в цену продаваемой продукции или услуги. По сути, налогоплательщик является промежуточным звеном. Здесь платит за все покупатель (даже не подозревая об этом), но не напрямую, а через посредника. Таковы общие отличия. Но есть еще нюансы, которые стоит рассмотреть подробнее.
Косвенные налоги и эластичность спроса
Говоря о перераспределении налогового бремени на конечного потребителя товаров и услуг не следует забывать о том, что цены нельзя повышать до бесконечности. А до какой степени можно? Это зависит от показателя, называемого эластичностью спроса. Спрос тем более эластичен, чем сильнее он меняется при изменении какого-либо влияющего фактора (для нашего случая – чем сильнее снижается при росте цены).
Соответственно, чем менее эластичен спрос на определенную группу товаров, тем большую часть нагрузки по косвенным налогам производитель может переложить на потребителей своей продукции.
Не случайно самыми высокими косвенными налогами – акцизами облагается в первую очередь алкогольная и табачная продукция. Эластичность спроса на эти группы товаров очень низка (попросту говоря, их будут покупать практически по любым ценам), что и гарантирует поступления в бюджет по данному налогу.
Отличие прямых и косвенных налогов
Оба вида являются налоговыми обязательствами. Различия представлены в таблице.
Критерий | Налог | |
Прямой | Косвенный | |
Кто выступает налогоплательщиком? | ФЛ, ЮЛ | Потребитель, приобретающий продукцию, произведенную ФЛ или ЮЛ. |
Как происходят взаимоотношения с государством? | Выплата производятся непосредственно государству. | Начисление налогов происходит через посредников, которыми являются владельцы организаций или производители. |
Что является объектом налогообложения? | Все имущество налогоплательщика (недвижимость, транспорт), его доходы, категории полезных ископаемых. | Предназначенные к реализации произведенные товары, оказанные услуги, выполненные работы. |
Что влияет на величину налога? | Величина дохода, получаемого от разного рода деятельности, сложившееся материальное положение и пр. | Цена за произведенные товары или оказанные услуги, тарифные ставки, категории и пр. |
Как зависят от финансовой деятельности? | Прямая зависимость | Отсутствие зависимости |
Как осуществляется расчет? | Сложный, предполагает разделение на несколько категорий. | Простой, осуществляется с помощью специальных формул. |
Как происходит участие в формировании цены? | Цена зависит от конкретного производства. | Влияют на снижение или увеличение стоимости товаров, услуг, работ. |
Какова степень открытости? | Открытые платежи | Закрытые платежи, потребители не имеют представления о величине налогов, уплачиваемых в государственную казну. |
Основу налоговой системы государства составляет показатель соотношения двух типов сборов. С точки зрения оптимального соотношения, необходимо, чтобы их доли были равноценными. Тогда все участники не будут ущемлены, независимо от происходящих изменений. Помимо того, что размер налогов должен соответствовать уровню дохода каждого участника, необходимо принимать во внимание и развитость страны с экономической точки зрения, а также учитывать все потребности, являющиеся актуальными в конкретном временном периоде.
Соотношение прямых и косвенных налогов
Определение степени влияния разных видов налогообложения в РФ необходимо не только для того, чтобы понять, в каком из направлений развивается экономика, но для определения возможности использования наработанного годами опыта разных экономически развитых мировых стран. Вполне понятно, что применение соответствующей системы должно учитывать национальные особенности государства, менталитет его граждан, способы потребления товаров, работ и услуг. Кроме этого, во внимание должна быть принята и действующая структура налоговой системы, составляющей национальную основу фискальной политики.
Чтобы фискальная система оказалась максимально гибкой, учитывающей интересы всех задействованных сторон, необходимо добиться равнозначного вклада каждого вида сборов.
В мировой практике на текущий момент выделяют четыре основных системы, показывающие соотношение прямых налогов и косвенных:
- англосаксонская. Основная доля приходится на прямые сборы, при этом косвенные составляют небольшую часть. Так, например, в Америке 44 % от всех поступлений составляет подоходный налог;
- евроконтинентальная. Для нее характерен высокий уровень отчислений на поддержку социального развития и страхования. Основная часть платежей отводится косвенным налогам;
- латиноамериканская основана на косвенных платежах в бюджет. При этом рост цен и инфляционных процессов приводит к увеличению размеров налоговых отчислений. Поэтому данную систему активно используют при нестабильности экономической ситуации в стране и для защиты государства от финансового кризиса;
- смешанная используется развитыми странами для расширения диверсификации системы доходов, сглаживая таким образом влияние конкретных видов сборов. Основная задача такой модели связана с тем, чтобы увеличить прямые сборы, но при этом преобладающая доля должна приходиться на поступления от предпринимательской деятельности, а не подоходного налога.
К прямым налогом относятся
В отличие от прямых, косвенные платежи определяются не доходами налогоплательщиков, а устанавливаются в качестве надбавки к тарифам или ценам товаров.
Приобретая ту или иную продукцию, потребитель платит не только производителю, но и государству. К косвенным налогам относятся те, которые включаются владельцем предприятия в стоимость выпускаемого им товара или оказываемой услуги.
Исчисление пошлины может осуществляться различными способами. В зависимости от этого ее относят к одному из следующих видов:
Расчет налога на добавленную стоимость осуществляется путем определения разницы между НДС, начисленным на произведенный товар, и НДС на приобретение материалов/сырья для его изготовления.
Для каждой отдельной категории товаров устанавливается своя величина акцизов — в индивидуальном порядке. Нередко их размер достигает половины, а то и двух третьих цены продукции или услуги. Помимо вышеперечисленных групп к подакцизным товарам относятся также бензин, топливо, автомобили и проч.
Если есть государство, значит, есть и налоги. Эти принудительные платежи в пользу бюджета страны давно стали неотъемлемой частью жизни людей и компаний. Многие граждане, однако, плохо разбираются в том, какие налоги и каким образом они платят.
Об НДФЛ и налоге на прибыль знают, наверное, все. Но существуют и другие — непрямые сборы, о которых также важно знать. В данной статье мы рассмотрим, какие налоги относятся к косвенным и в чем их отличительная особенность.
Таким образом, реальными плательщиками непрямых налогов являются конечные потребители, а производители продукции выступают в роли посредников — сборщиков платежей. Отсюда и название — «косвенные».
Соотношение прямых и косвенных налогов
Определение степени влияния разных видов налогообложения в РФ необходимо не только для того, чтобы понять, в каком из направлений развивается экономика, но для определения возможности использования наработанного годами опыта разных экономически развитых мировых стран. Вполне понятно, что применение соответствующей системы должно учитывать национальные особенности государства, менталитет его граждан, способы потребления товаров, работ и услуг. Кроме этого, во внимание должна быть принята и действующая структура налоговой системы, составляющей национальную основу фискальной политики.
Чтобы фискальная система оказалась максимально гибкой, учитывающей интересы всех задействованных сторон, необходимо добиться равнозначного вклада каждого вида сборов.
В мировой практике на текущий момент выделяют четыре основных системы, показывающие соотношение прямых налогов и косвенных:
- англосаксонская. Основная доля приходится на прямые сборы, при этом косвенные составляют небольшую часть. Так, например, в Америке 44 % от всех поступлений составляет подоходный налог;
- евроконтинентальная. Для нее характерен высокий уровень отчислений на поддержку социального развития и страхования. Основная часть платежей отводится косвенным налогам;
- латиноамериканская основана на косвенных платежах в бюджет. При этом рост цен и инфляционных процессов приводит к увеличению размеров налоговых отчислений. Поэтому данную систему активно используют при нестабильности экономической ситуации в стране и для защиты государства от финансового кризиса;
- смешанная используется развитыми странами для расширения диверсификации системы доходов, сглаживая таким образом влияние конкретных видов сборов. Основная задача такой модели связана с тем, чтобы увеличить прямые сборы, но при этом преобладающая доля должна приходиться на поступления от предпринимательской деятельности, а не подоходного налога.
Соотношение прямых и косвенных налогов
Непрямые налоги являются лишь частью доходов государственной казны. В целом же бюджет формируют все виды обязательных отчислений со стороны граждан. Разные возможности сочетания прямых и косвенных налогов позволяют формировать несколько моделей налогообложения, которые существуют в разных странах мира:
- Англосаксонская модель. Для данной системы характерен небольшой объем косвенных налогов. В первую очередь модель направлена на прямое налогообложение физических лиц. Так, например, в США 44% поступлений в национальный бюджет составляют подоходные налоги. Такая же система характерна для Австралии, Великобритании, Канады и многих других стран мира.
- Евроконтинентальная модель отличается высоким размером отчислений на нужды социального страхования. Также для данной системы характерен высокий уровень поступлений от уплаты непрямых налогов.
- Латиноамериканская модель ориентируется на большой процент бюджетных доходов от непрямых налогов. Налоговые отчисления возрастают по мере роста цен, связанного с инфляцией, что позволяет в определенной мере защитить государственный бюджет.
- Модели смешанного типа характерны для многих государств. Такие схемы применяются для диверсификации структуры доходов, нивелируя влияние отдельных типов налогообложения. Главная задача данной модели заключается в том, чтобы сделать прямые налоги основными источниками поступлений, но с преобладанием доли сборов со стороны бизнеса, а не от подоходного налога.
Эксперты в области экономики считают, что налоговая система, существующая на сегодняшний день в Российской Федерации, является наиболее близкой к латиноамериканской модели. Также в российской схеме присутствуют элементы евроконтинентальной модели налогообложения.
Поступления налогов со стороны бизнеса и предпринимателей на сегодняшний день в России составляют порядка 70%.
Преимущества и недостатки косвенных налогов
Преимущества:
- оперативность поступления в бюджет;
- стабильность;
- не требуется усиленного контроля над их поступлением в казну;
- увеличение доходов государства благодаря стабильному и своевременному поступлению косвенных сборов;
- для потребителя эти сборы удобны тем, что не требуют накопления денежных средств, у них отсутствует характер принуждения, потеря времени при оплате;
- сокрытый характер: граждане могут и не подозревать, что выплачивают сбор.
Недостатки:
- имеют фискальное значение;
- ограничивают доход предпринимателей, так как не всегда существует возможность повысить цену товаров пропорционально косвенному сбору, особенно при увеличении налога.
Какие налоги относятся к прямым
Основные задачи, которые решаются при помощи взимания прямого налога, связаны с перераспределением финансовых ресурсов государства в приоритетные отрасли хозяйствования. Подобным образом осуществляется финансовая поддержка стратегически важных направлений народного хозяйства и, напротив, сдерживается рост сегментов, в расширении которых государство не заинтересовано.
Разберем, что же в настоящий момент относится к прямым налогам.
- Для граждан это:
- подоходный налог (НДФЛ);
- налог на имущество физлиц;
- транспортный налог;
- земельный налог;
- водный налог.
- Для организаций:
- НДФЛ, уплачиваемый в качестве агентов (сразу оговоримся, что плательщиками НДФЛ выступают физлица, работодатели лишь осуществляют перевод его в бюджет);
- налог на прибыль;
- налог на имущество;
- транспортный налог;
- земельный налог;
- НДПИ;
- налог на игорный бизнес;
- водный налог.
По объектам обложения налоги делятся на следующие группы:
- налоги на доходы (выручку, прибыль, заработную плату, проценты, дивиденды, ренту);
- налоги на добавленную стоимость продукции, работ, услуг;
- налоги на имущество (предприятий и граждан);
- налоги на определенные виды деятельности и сделки (например, сделки с ценными бумагами);
- налоги за пользование природным ресурсами.
Все потребители оплачивают косвенный налог. Такой налог является регрессивным, он может повышать или понижать спрос на товары. Этот налог налагается на всех людей, независимо от их материального достатка. Косвенные налоги именуются также добавочными.
Добавочный налог входит в стоимость каждого товара, люди оплачивают его при любой покупке. Именно покупатель платит налог государству, а продавец всего лишь выступает в роли посредника. Мы почти не замечаем косвенные налоги, они не персонифицированы, но увеличивают стоимость товаров. Нельзя не добавить, что подобные налоги негативно сказываются на уязвимых слоях населения, они привязаны к инфляции и растут вместе с ней. К подобным налогам относятся:
- НДС;
- Налоги с продаж;
- Акциз;
- Таможенная пошлина;
- Сельскохозяйственный налог.
Добавочная стоимость приплюсовывается к товарам разного вида и из разных ценовых категорий. Подобный сбор принято считать федеральным. Он изначально платится продавцу, а потом уходит государству. Подобные налоги равны 25% от всех отчислений. НДС считаются наиболее спорными из всех налогов.
Прежде чем взимать тот или иной налог, государство в лице законодательных или представительных органов власти в законодательных актах должно определить элементы налога.
Элементы налога – это принципы построения и организации налогов.
К элементам налога относятся:
-
налогоплательщик;
-
объект налогообложения;
-
налоговая база;
-
единица обложения;
-
налоговые льготы;
-
налоговая ставка;
-
порядок исчисления;
-
налоговый оклад;
-
источник налога;
-
налоговый период;
-
порядок уплаты;
-
срок уплаты налога.
Основные функции налогов
Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, распределительную, регулирующую и контролирующую.
-
Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной функции.
-
Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).
-
Регулирующая функция налогообложения — направлена на решение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. В рамках регулирующей функции налогообложения выделяют три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.
-
Стимулирующая подфункция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.
-
Дестимулирующая подфункция налогообложения — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.
-
Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.
-
-
Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.