Ценообразование управляющих компаний

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ценообразование управляющих компаний». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Согласно новому пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) на территории РФ такая операция, как реализация коммунальных услуг, предоставляемых названными выше налогоплательщиками, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций.

Законодатели не разработали таких понятий, как «коммунальные услуги», «предоставление коммунальных услуг». На основании п. 1 ст. 11 НК РФ при применении налогового законодательства следует руководствоваться положениями отраслевых нормативных актов. В частности, п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг определено понятие коммунальных услуг. Это деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. При этом в качестве исполнителя коммунальных услуг рассматривается лицо, предоставляющее коммунальные услуги, производящее или приобретающее коммунальные ресурсы и отвечающее за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Как видим, для формулирования условий применения льготы по НДС законодатель воспользовался положениями из Правил предоставления коммунальных услуг, которые подвергаются критике из-за трактовки оказания коммунальных услуг в целом. Сейчас фактически такая трактовка перекочевала в НК РФ: исполнитель коммунальных услуг реализует коммунальные услуги гражданам.

Заметим, что согласно Правилам предоставления коммунальных услуг исполнитель приобретает у РСО коммунальные ресурсы и, используя внутридомовые инженерные системы, предоставляет гражданам коммунальные услуги. Согласно пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ предполагается, что налогоплательщики (управляющие организации, ТСЖ), предоставляющие коммунальные услуги, вправе применять льготу при условии приобретения у коммунальных предприятий коммунальных услуг. Таким образом, налицо перепродажа услуг, узаконенная теперь в Налоговом кодексе.

Добавим, что в первой редакции законопроекта N 164297-5 освобождалась от налогообложения реализация коммунальных услуг при условии приобретения их только у организаций коммунального комплекса. Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» под организацией коммунального комплекса понимается лицо, эксплуатирующее системы коммунальной инфраструктуры, используемые для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) объекты, используемые для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов. Добавление поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций позволяет охватить весь перечень возможных коммунальных услуг.

Формулировка нового пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ позволяет говорить об освобождении от обложения НДС реализации коммунальных услуг, которые в неизменном виде передаются от РСО потребителям.

Дополнение статьи 162 НК РФ

Комментируемый Закон внес дополнения в гл. 21 НК РФ не только в части расширения операций, освобожденных от налогообложения. Так, начиная с 2010 г. в ст. 162 НК РФ появится новый п. 3. Согласно данному пункту все те же категории налогоплательщиков (названы в начале статьи) не включают в налоговую базу денежные средства, полученные на формирование резерва на проведение текущего и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.

Как видим, законодатель воспользовался формулировкой, аналогичной той, что представлена в пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ. Однако нормы гл. 21 НК РФ в этой части не корреспондируют с правилами гл. 25 НК РФ, в частности со ст. 324, поэтому, полагаем, трудностей у налогоплательщиков не возникнет.

Фактически п. 3 ст. 162 НК РФ освобождает от налогообложения суммы предварительной оплаты, полученные налогоплательщиками в счет проведения текущего и капитального ремонта общего имущества в следующих периодах. Причем независимо от того, пользуется ли налогоплательщик льготой, предусмотренной пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ. Для правомерности неначисления НДС на поступившие суммы платежей за ремонт, запланированный на следующие периоды, в решении общего собрания собственников помещений о ремонте следует отразить, что ремонт финансируется путем формирования резерва (например, на отдельном расчетном счете).

Освобождение от уплаты НДС при начислении жилищно-коммунальных услуг

Согласно закону № 287-ФЗ для управляющих организаций (УК), товариществ собственников жилья (ТСЖ), жилищно-строительных кооперативов (ЖСК) можно применять определенные льготы в части начисления НДС, А именно, освобождена от налогообложения реализация этими организациями:

Также согласно закону :
В налоговую базу не включаются денежные средства, полученные управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, на формирование резерва на проведение текущего и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.

Зарубежный опыт налогообложения управляющих компаний

В ряде зарубежных стран, особенно в странах Европы и США, несколько иной подход к организации предоставления услуг ЖКХ в целом. Проблема обслуживания дома, по сути, является личной проблемой жильцов, а органы ЖКХ в большей степени оказывают сервисные услуги.

Прежде чем переходить к изучению вопросов налогообложения предприятий сферы ЖКХ, необходимо рассмотреть особенности практик управления самой системой ЖКХ в зарубежных странах, являющейся основой формирования финансово-хозяйственной деятельности и финансовых ресурсов управляющих компаний.

В таких иностранных государствах, как: Норвегия, Дания, Германия, Нидерланды, Швейцария, Польша, Венгрия и Чехия, высокое качество предоставляемых услуг ЖКУ, в первую очередь обусловлено созданием объединений собственников жилья на добровольной основе, но с обязательным участием. Такие объединения очень строго следят за качеством услуг, оказываемым в сфере ЖКХ, а так же организуют собрания по вопросам регулирования общественных вопросов в изучаемой сфере деятельности.

В Польше и Швеции управление системой ЖКХ и предоставлением ЖКУ занимается государство. В этих странах создаются акционерные общества со 100% участием государства, которые на основе разработанной законодательной база в сфере ЖКХ, руководствуют деятельностью управляющих компаний.

Практически все цивилизованные страны предоставляют своим гражданам жилищные и коммунальные услуги, а потому это – интернациональная тема, в которой есть место схожим понятиям. За границей, чтобы получить качественные коммунальные и жилищные услуги, собственники создают некоммерческие потребительские организации, объединяясь между собой или с пайщиками. Цель формирования таких структур – управлять комплексом недвижимости, обеспечивать его эксплуатацию, владение, использование и распоряжение имущественными ценностями. ОСЖ, или объединение собственников жилья, – обобщающее понятие разных юридических форм жилищных коопераций. Здесь можно сказать, к примеру, о территориальных сообществах жителей, кондоминиумах, жилищных кооперативах в таких странах, как Канада и США. Зарубежный опыт ЖКХ довольно интересен. Так, во Франции действуют синдикаты, в Финляндии – квартирные АО, в Украине – объединения совладельцев многоквартирных домов, в России – ТСЖ или ЖСК (жилищно-строительные кооперативы).

Иностранный опыт организации налогообложения в ЖКХ проанализируем на примере обслуживания жилья в коммунальной отрасли США, где работают приватные фирмы. При этом в большом количестве случаев инженерная инфраструктура в коммунальном хозяйстве городов находится во владении муниципалитетов и эксплуатируется приватными операторами на основе соглашений об аренде, контрактов на управление или концессионных соглашений. Соблюдение таких стандартов качества обязательно регулируется органами местного самоуправления, при которых непременно формируются службы хозяйственного аудита, призванные оценить результативность работы муниципальных служб и установить резервы уменьшения себестоимости услуг. Исключение составляют рынки услуг по обеспечению газом и бытовой электроэнергией, где уровень стоимости и тарифов регулируется властями страны. В США налогообложение приватных фирм не чем не отличается от других видов компаний, они так же платят федеральный подоходный налог, который составляет от 15 до 39%, в зависимости от размера прибыли, налог с продаж и другие налги. Величина налогов зависит в большинстве случаев от штата, где располагается предприятие.

В западноевропейских государствах часть жилищного фонда, который принадлежит стране и муниципалитету, намного больше, чем в США. Существенная доля этого фонда приходится на кооперативы. Обычно это большие организации, которые владеют многочисленными жилыми домами. Подобные кооперативы широко распространены в Германии и скандинавских странах. В конце 80-х годов в Восточной Германии проводят реорганизацию жилищно-коммунальных предприятий. Из бывших жилищных агентств формируются городские жилищные организации как дочерние фирмы общин и городов. Начинают создаваться жилищные кооперативы, а также союзы жилищных компаний как представители интересов компаний ЖКХ. Основное отличие немецкой системы жилищного хозяйства заключается в том, что все платят за то, что используют, поэтому в Германии уделяется значительное внимание экономии энергетических ресурсов. В ФРГ налог на прибыль взимается по ставке 15%. Также уплачивается налог солидарности по ставке 5,5% от суммы налога на прибыль, таким образом, эффективная ставка налога составляет 15,825%.

Кроме того, в Германии взимаются следующие социальные взносы за счет работодателя:

— пенсионное страхование по ставке 18.6% с дохода до 85.200 евро (в некоторых федеральных землях ниже);

— страхование от безработицы по ставке 2,4% с дохода до 85.200 евро;

— медицинское страхование по ставке 15,9% с дохода до 58.050 евро.

— страхование по обеспечению длительного ухода по ставке 3,05% (3,3% для бездетных старше 22 лет) с дохода до 58.050 евро;

— страхование производственного травматизма, ставки зависят от сектора экономики, взносы так же уплачиваются работодателем.

В итоге можно сделать вывод о том, что налогообложение предприятий сферы ЖКХ в зарубежных странах существенно не отличается от налогообложения других коммерческих предприятий, при этом не во всех странах предприятия ЖКХ могут использовать специальные (льготные) режимы налогообложения.

Таким образом, на основании выше представленного материала можно сделать следующие выводы:

Читайте также:  Какие налоги и взносы при увольнении по соглашению сторон

— специфика деятельности управляющих компаний обусловлена особенностями ее организации функционирования как посредника между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими компаниями;

— в целом бухгалтерский и налоговый учет в управляющих компаниях не имеет отдельной законодательной базы, он строится на основании норм НК РФ, Федерального законодательства, ПБУ, методик, рекомендаций и разъясняющих писем Министерства Финансов РФ, а так же локальных актах самих компаний;

— отдельными особенностями налогообложения управляющих компаний являются порядок формирования и налогообложения их доходов, который претерпел существенные изменения в 2018 году;

— исследование зарубежного опыта налогообложения предприятий сферы ЖКХ показало, что в целом, существенных отличий и особенностей налогообложения в иностранных государствах, п сравнению с российской практикой, за исключением применения специальных налоговых режимов, не выделяется.

Тарифы, штрафы, льготы: что изменится в оплате ЖКУ в 2021 году

Нужно ли выставлять НДС потребителю коммунальных услуг? Минфин разъяснил, что объектом налогообложения в данном случае являются: операции по производству товаров и осуществлению работ и услуг на территории России, передача имущественных прав. Другие операции налогами не облагаются.

Согласно НК РФ реализация КУ, которые предоставляет управляющая МКД организация — не подлежит налогообложению. От налогообложения НДС освобождаются операции по осуществлению коммунальных услуг тех управляющих организаций, которые в установленном порядке предоставляют КУ потребителям.

Заполняю квитанцию на оплату коммунальных услуг через интернет-клиент банк. Не пойму — надо указывать платеж с НДС (18%) или за коммунальные услуги НДС не платится.

НДС на коммунальные услуги не платится

НДС не платится. В соответствии с подпунктом 29 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождается реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций.

Олег Борисович, этот показатель зависит от того на какой системе налогообложения находится Ваш поставщик коммунальных услуг: на общей системе налогообложения или на упрощенной. Обычно, НДС если предусмотрен в соответствии с законом, уже включен в тариф. Поэтому на Вашем месте я бы не делал никаких выделений. Удачи Вам! В случае возникновения вопросов, обращайтесь.

Уважаемый Олег Борисович !

Коммунальные услуги оплачиваются на основании квитанций, которые предоставляют ежемесячно собственникам помещений в Многоквартирных жилых домах Управляющие компании, ТСЖ, ЖСК или поставщики конкретных видов коммунальных услуг. В квитанциях таких уже указана сумма оплаты за поставку данной коммунальной услуги.

Вот эту сумму и следует указывать в квитанцию на оплату коммунальных услуг через интернет-клиент банк.

НДС чаще всего закладывается в тарифы за коммунальные услуги. Зная тариф, зная объем поставленной коммунальной услуги, легко определить сумму оплаты за конкретный месяц.

НДС представляет собой один из налогов, которые имеют достаточно больше влияние на формирование бюджета нашего государства. При этом суть налога на добавленную стоимость всецело отражена в его названии, то есть человек оплачивает определенный процент с той цены, которая была добавлена продавцом поверх себестоимости продукции.

В соответствии с действующим законодательством данный налог рассчитывается и выплачивается изначально предприятиями и производителями, розничными или оптовыми торговыми компаниями, а также частными предпринимателями, ведущими собственный бизнес.

На практике сумма данной выплаты составляет произведение установленной действующим законодательством ставки на разность, полученную между выручкой, которую продавец приобрел после реализации своей продукции, а также той суммой затрат, которая потребовалась для производства этого товара.

В соответствии с нормами, указанными в пункте 3 статьи 149 Налогового кодекса, говорится о том, что реализация коммунальных услуг полностью освобождается от налога на добавленную стоимость.

Данное правило применяется только в том случае, если коммунальные услуги предоставляются товариществами владельцев недвижимости, управляющими организациями, а также другими потребительскими специализированными кооперативами, формирование которых осуществлялось для того, чтобы удовлетворить потребности граждан в недвижимости, а также обеспечить оптимальное обслуживание общедомовых инженерных систем.

При этом стоит отметить тот факт, что указанная норма не предусматривает возможность освобождения от налога каких-либо коммунальных услуг, которые продаются управляющим организациям специализированными коммунальными комплексами, а также поставщиками газа и электричества.

Точно так же не освобождаются от необходимости выплаты данного налога какие-либо работы, связанные с поддержанием зданий в нормальном состоянии и проведением ремонта общедомового имущества.

На сегодняшний день управляющие компании, ведущие свою деятельность на основании упрощенной системы налогообложения, оказываются в несколько двойственной ситуации. Так как изначально тарифы указываются с учетом налога на добавленную стоимость, граждане оплачивают их с учетом данной выплаты, и если в дальнейшем компания, работающая на упрощенной системе, не оплатит в бюджет соответствующую сумму, по факту она ей будет присвоена, что в соответствии с действующим законодательством представляет собой непосредственное нарушение государственной ценовой дисциплины.

Таким образом, если компания, занимающаяся предоставлением коммунальных услуг, работает на упрощенной системе и не хочет оплачивать налог на добавленную стоимость в соответствии с общеустановленным порядком, то в таком случае ей стоит обратиться в орган местного самоуправления для того, чтобы добиться возмож��ости указания тарифов для граждан, не включая в них указанную выплату.

Чтобы добиться реализации данной цели, можно инициировать проведение специализированной экспертизы тарифов, результатом которой будет указание на то, что отсутствие в установленных ценах налога на добавленную стоимость в конечном итоге позволит существенно сократить затраты для обычных граждан.

Как происходит возврат коммунальных платежей — читайте далее.

В этой статье мы расскажем, где оплатить коммунальные платежи.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

    ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

    Вправе ли ТСЖ, управляющая организация включать в счет за коммунальные услуги НДС?

    Операции по реализации организациями коммунального комплекса коммунальных услуг, на основании п. 1 ст. 146 Кодекса, облагаются НДС в общеустановленном порядке вне зависимости от того, кто приобретает эти услуги.

    Ресурсоснабжающая организация реализует коммунальную услугу исполнителю — ТСЖ или управляющей организации по стоимости, в которую уже включен налог на добаленную стоимость, поэтому исполнитель, например, ТСЖ не вправе выставлять счет на оплату коммунальных услуг населению с НДС.

    Как указано в письме ФНС России от 15.06.2012 N ЕД-3-3/2088, приобретение жилищно-строительным кооперативом коммунальных услуг производится по тарифам, включающим сумму НДС. При дальнейшей реализации коммунальных услуг населению на основании пп. 29 п. 3 ст.

    149 Кодекса исчисление НДС не производится, а реализация осуществляется по стоимости, соответствующей стоимости приобретения у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций коммунальных услуг с учетом налога на добавленную стоимость. При этом на основании п. 2 ст.

    170 Кодекса сумма НДС, предъявленная жилищно-строительному кооперативу организациями коммунального комплекса, вычету не подлежит и учитывается в стоимости приобретенных коммунальных услуг.

    Необходимые определения

    НДС представляет собой один из налогов, которые имеют достаточно больше влияние на формирование бюджета нашего государства. При этом суть налога на добавленную стоимость всецело отражена в его названии, то есть человек оплачивает определенный процент с той цены, которая была добавлена продавцом поверх себестоимости продукции.

    В соответствии с действующим законодательством данный налог рассчитывается и выплачивается изначально предприятиями и производителями, розничными или оптовыми торговыми компаниями, а также частными предпринимателями, ведущими собственный бизнес.

    На практике сумма данной выплаты составляет произведение установленной действующим законодательством ставки на разность, полученную между выручкой, которую продавец приобрел после реализации своей продукции, а также той суммой затрат, которая потребовалась для производства этого товара.

    Другими словами, та часть товарной продукции, которая была добавлена к исходному продукту, и будет представлять собой налогооблагаемую базу. Сам по себе же данный вид налога является косвенным, потому что реализаторы изначально вкладывают его в стоимость каждого изделия, в связи с чем в конечном итоге НДС перечисляется потребителями продукции.

    Доктор экономических наук, профессор кафедры государственного и территориального управления Санкт-Петербургского государственного экономического университета Вадим Чекалин поясняет: поставщики коммунальных ресурсов, стоимость услуг которых регулирует государство, в отличие от производителей любой другой «нерегулируемой» продукции, не смогут автоматически переложить дополнительные налоговые расходы на плечи потребителей.

    — При этом многие коммунальные предприятия, функционирующие в регионах Северо-Западного федерального округа, работают на грани рентабельности, — отмечает Вадим Чекалин. — Но региональные и муниципальные власти, разумеется, не должны допустить, чтобы социально значимые коммунальные объекты закрылись. Выходов из ситуации может быть несколько. Первый — поднимать тарифы, выходя за рамки распоряжения правительства РФ. Для этого необходимо, чтобы законодатели муниципалитета обратились в администрацию региона, и региональные власти поддержали эту инициативу. Второй вариант — выделять дополнительные средства поставщикам услуг за счет средств местных бюджетов. Может быть и третий вариант — снижать качество услуг, но его всерьез рассматривать нельзя. В результате получится, что либо налоговую реформу в коммунальной сфере после сложных административных процедур все-таки оплатят потребители, либо просто произойдет отток средств с муниципального и регионального уровней на федеральный.

    НДС у УК по коммунальным услугам

    hidden>

    Список операций, при которых не нужно платить НДС, приведён в ст. 149 НК РФ. В этом случае льгота распространяется только на них, а не на всю деятельность предприятия. В частности, при реализации на территории России не облагаются НДС:

    • медицинские товары отечественного и зарубежного производства из перечня, утверждённого правительством, — протезно-ортопедические изделия, очки и линзы для коррекции зрения, техсредства для реабилитации инвалидов и т. д.;
    • услуги по уходу за больными, инвалидами и престарелыми;
    • сдача в аренду домов, квартир и комнат в частном, государственном и муниципальном жилищном фонде;
    • медицинские услуги, кроме косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических;
    • обслуживание банковских карт и др.
    Читайте также:  Земли поселений в 2023 году: виды разрешенного использования

    Нет необходимости уведомлять налоговую инспекцию о начале применения льготы по НДС по отдельным операциям. Об этом она узнает сама, когда получит декларацию. Главное, соответствовать всем условиям ст. 149 НК РФ, дающим право на освобождение от налога.

    Условия, при которых можно применять льготы по уплате НДС согласно ст. 145 НК РФ:

    • С момента госрегистрации ИП или организации прошло не меньше трёх месяцев.
    • Выручка за предыдущие 3 календарных месяца — не больше 2 млн руб. Её считают только по облагаемым НДС операциям, но без учёта самого налога.

    Не получится избавиться от НДС, если налогоплательщик выступает налоговым агентом либо реализует импортные или подакцизные товары. Если есть и необлагаемые товары, и подакцизные, для применения льготы нужно вести раздельный налоговый учёт НДС.

    Чтобы отказаться от налога на добавленную стоимость:

    • Напомнит о сроках сдачи
    • Учёт переносы в выходные и праздники
    • Настраивается по вашим параметрам
    • Учитывает совмещение налоговых режимов

    Эксплуатирующая организация, как и любое другое юридическое лицо осуществляет в пользу государства основные выплаты:

    • Налог на добавленную стоимость (НДС) – 20%
    • Налог на прибыль – 20% для ОСНО, и 15% или 6% для УСНО
    • Налог на имущество – зависит от региона, в среднем 2,2%
    • Налог на доходы физических лиц -13%
    • Социальные выплаты – 30%

    Для оптимизации налоговых платежей при регистрации общества УК имеет право выбирать систему налогообложения или же изменить его в следующем налоговом периоде, оформив надлежащим образом заявление. Всего систем налогообложения, применяемых в ЖКХ, две:

    1. ОСНО: общая система налогообложения, в рамках которой фирма выплачивает НДС
    2. УСНО: упрощенная система в которой нет НДС, а налог на прибыль составляет 15%, если налоговая база принимается как выручка минус расходы, и 6%, если налог считается от выручки организации.

    Рассмотрим все виды налоговых режимов более подробно.

    ОСНО – обязательный режим для фирм, у которых годовая выручка больше 150 млн.р. и среднесписочной численности. более 100 человек. Если рассматривать через управляемую площадь, то при среднем тарифе 23р/м2 эксплуатирующая организация, УК крупнее чем 540 т.м2. управляемого жилья должны быть на общей системе. Для оптимизации расходов на государственные выплаты в этом случаем поступают следующим образом:

    • в группе компаний формируется несколько УК, чтобы не выходить за лимит по выручке и численности.
    • в группе компаний одна УК на ОСНО и несколько ЖЭУ выведенные со штатом в отдельные юр.лица.

    Такие манипуляции позволяют экономить по выплатам с прибыли. С НДС же не все так просто.

    Второй наиболее распространенный режим — упрощенный. Здесь все просто — нет НДС, выплаты сборов за прибыль в разы меньше чем те, что уплачиваются на общей системе налогообложения. Все небольшие УК или ЖЭУ используют этот режим. Но здесь важно правильно выбрать налог на прибыль 6% или 15%. Для этого приводим простой пример расчета.

    Ранее организации ЖКХ имели право на применение льготной ставки по единому социальному налогу, в случае если организация занималась непосредственным обслуживанием жилого фонда. Общая ставка составляла порядка 24% вместо 30% в среднем для коммерческих фирм. Однако в 2019 году льгота для этой отрасли была отменена и ставка была приравнена к общим параметрам на основании Федерального закона от 03.08.2018 № 303-ФЗ. Поэтому такие выплаты организации по своим сотрудникам выплачивают как любая другая компания. Для простоты расчета принимается 30,2% от уровня ФОТа (фонда оплаты труда).

    Бюджетные субсидии и НДС: когда налог платить не надо, а возмещать можно

    Поставка коммунальных услуг производится исполнителем, в качестве которого законодательством названы управляющая компания, либо ТСЖ, либо жилищный кооператив.

    В соответствии с законом, исполнитель обязан заключить договоры по доставке с потребителями, собственниками квартир, в обязательства которых входит своевременная оплата предоставляемых услуг. Для того, чтобы выполнить обязанности перед потребителями, исполнитель должен подписать соглашения о закупке необходимых ресурсов (электроэнергии, газа, воды и т.д.) с организациями коммунального комплекса, ресурсоснабжающими предприятиями.

    Важно! У данных поставщиков исполнитель приобретает необходимые ресурсы и обеспечивает их поставку потребителям, выполняя таким образом свои договорные функции по исполнению услуг.

    Рассмотрим финансовые потоки участников данной схемы.

    • Потребитель, как сторона договора с исполнителем, обязан произвести оплату.
    • Управляющая компания оплачивает закупку ресурсов у организаций коммунального комплекса, ресурсообладателей. Ситуация выглядит следующим образом. В подпункте 29 п. 3 ст. 149 НК РФ указано, что доход исполнителя от реализации коммунальных услуг не облагается НДС. Необходимым условием является закупка управляющей компанией ресурсов у соответствующих организаций.

    Однако реализация этими организациями поставок ресурсов в жилищное хозяйство не освобождена законом от начисления налога на добавленную стоимость.

    • Размеры тарифов устанавливаются государственными органами власти регионов. Исполнитель изменять стоимость приобретенных ресурсов при доставке их потребителям не имеет права. Следуя букве закона, он действительно не производит начисление НДС, а поставляет закупленные ресурсы потребителю по цене, равной стоимости их приобретения у ресурсоснабжающих предприятий, включающей в свой состав указанный налог.

    Формальное освобождение управляющих компаний и других подобных исполнителей от уплаты налога при выполнении коммунальных услуг и общедомовых работ в многоквартирном доме, не предоставляет им права исключать суммы этого налога из платежных квитанций на оплату для населения. Поэтому получается нестыковка: в законе указывается, что оказание услуг освобождено от НДС, а на практике их облагают налогом. В конечном счете потребитель оплачивает их вместе с данным федеральным налогом, что подтверждается платежными документами с соответствующей графой.

    Важно! Норма закона по освобождению деятельности по оказанию коммунальных услуг от обложения налогом, позиционируется законодателями как льгота для компаний, их оказывающих. Однако на практике никаких экономических выгод предпринимателям она не несет, а их услуги жителям в общеустановленном порядке облагаются НДС, что повышает их стоимость и невыгодно как для предпринимателей, так и для потребителей.

    Проблема состоит в том, что согласно законодательным нормам, регулирующим условия и порядок осуществления коммунальных услуг и их оплаты, исполнителями этой работы называются УО, товарищества собственников недвижимости, жилищные кооперативы. На практике же они сами непосредственно их не оказывают, однако в нормативных актах названы исполнителями.

    В Федеральную налоговую службу часто поступают вопросы о том, выставляется ли НДС при приобретении потребителями коммунальных услуг. Поэтому ведомство составило письмо, в котором разъяснило, учитывается ли сумма НДС в цене коммунальных услуг.

    Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ, объектом налогообложения считаются:

    • операции по осуществлению товаров, работ и услуг на территории России,
    • передача имущественных прав.

    Другие операции налогами не облагаются. Полных их перечень представлен в ст. 149 НК РФ. Нас интересует пп. 29 п. 3 указанной статьи, согласно которому не подлежит налогообложению реализация КУ, предоставляемых управляющими организациями, ТСЖ, ЖСК, ЖК и другими специализированными потребительскими кооперативами.

    ФНС РФ делает вывод, что от налогообложения НДС освобождаются операции по осуществлению коммунальных услуг только тех управляющих организаций, которые в установленном порядке предоставляют КУ потребителям.

    Поставка коммунальных услуг производится исполнителем, в качестве которого законодательством названы управляющая компания, либо ТСЖ, либо жилищный кооператив.

    В соответствии с законом, исполнитель обязан заключить договоры по доставке с потребителями, собственниками квартир, в обязательства которых входит своевременная оплата предоставляемых услуг. Для того, чтобы выполнить обязанности перед потребителями, исполнитель должен подписать соглашения о закупке необходимых ресурсов (электроэнергии, газа, воды и т.д.) с организациями коммунального комплекса, ресурсоснабжающими предприятиями.

    Важно! У данных поставщиков исполнитель приобретает необходимые ресурсы и обеспечивает их поставку потребителям, выполняя таким образом свои договорные функции по исполнению услуг.

    Льгота по НДС для жилищно-коммунальных компаний: в чем суть?

    Для УК, ТСЖ и ЖК ограничений для применения УСН нет, так как они не занимаются банковской, микрофинансовой деятельностью и не работают с ценными бумагами.

    Тем не менее им могут не позволить перейти на УСН, если:

    • средняя численность работников за налоговый период превышает 100 человек;
    • остаточная стоимость основных средств по данным бухгалтерского учёта превышает 150 миллионов рублей;
    • организация зарегистрирована за пределами РФ;
    • организация не уведомила о переходе в установленные сроки;
    • организация имеет филиалы.

    Полный перечень условий, при которых перейти на УСН невозможно, вы найдёте в п. 3 ст. 346.12 НК РФ.

    С 2018 года управляющие компании, ТСЖ и ЖК, которые применяют упрощённую систему налогообложения, смогут не учитывать в качестве налогооблагаемых доходов суммы, полученные от собственников в счёт оплаты коммунальных услуг, которые оказаны сторонними организациями (пп. 4 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ). Для этого между управляющей и ресурсоснабжающей организацией должен быть заключен договор ресурсоснабжения.

    Это хорошая новость для УК, ТСЖ и ЖК, хотя без сложностей не обошлось. Так, если договор ресурсоснабжения носит посреднический характер, сумму агентского вознаграждения придётся включить в доходы. На онлайн-семинаре Юрий Романченко подробно объяснил, как правильно рассчитать налоговые расходы при такой схеме отношений. Подробные рекомендации вы найдёте в записи онлайн-семинара.

    При исчислении доходов по УСН в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, поступления за коммунальные услуги не будут учитываться в доходах и расходах.

    Управляющие организации, ТСЖ и ЖК не вправе до окончания налогового периода сменить режим налогообложения.

    Однако при несоблюдении отдельных условий они могут утратить право на применение упрощённой системы налогообложения. Перечислим такие условия:

    1. Превышение доходов налогоплательщика за отчётный период.
    2. Превышение установленного ограничения по численности работников и стоимости основных средств.
    3. Ведение деятельности, при которой не допускается применение УСН или ограничен выбор объекта налогообложения (п. 3 ст. 346.12 НК РФ, п. 3 ст. 346.14 НК РФ).

    Организационная форма ТСЖ позволяет председателю выбирать форму налогообложения из доступных для юридических лиц видов. В зависимости от структуры доходов и расходов конкретного дома, проводится оптимизация платежей в бюджет лишь за счет смены режима. Какими налогами облагается ТСЖ и по какой ставке, зависит от выбранной системы налогообложения.

    Читайте также:  Доплата к пенсии за несовершеннолетних детей и иждивенцев в 2021 году

    При применении общей системы, ТСЖ обязано оплачивать следующие виды сборов:

    • Налог на добавленную стоимость, начисляемый только на действия (производство товаров и оказание коммунальных услуг), которые производятся товариществом самостоятельно.
    • Налог на прибыль, представляющий собой разницу доходов и производственных расходов, полученных (понесенных) в ходе реализации функций ТСЖ. Некоторые организации вовсе избегают выплат по данному пункту, поскольку не извлекают никакого дополнительного притока денежных средств (являются некоммерческими и сводят нулевой баланс). Паевые платежи, взносы граждан, согласно судебной практике, не учитываются.
    • Налог на имущество и земельный налог ТСЖ являются еще более специфическими: несмотря на фактическое распоряжение общими площадями здания, платежи возлагаются на жильцов, хотя все юридическое сопровождение оказывает коллективный орган. Исключение составляет имущество, используемое для оказания услуг и купленное для нужд ТСЖ.

    Отдельная категория платежей – это взносы в фонды пенсионного, социального и медицинского страхования. То, какими налогами облагается вознаграждение председателю ТСЖ, зависит от формы его найма. Например, будучи сотрудником организации, в отношении него производится оплата НДС, НДФЛ (форма №2).

    Действующие налоговые ставки определены в НК РФ: любые изменения в размере взимаемой платы отражаются в кодексе путем принятия федерального закона. Налоговая база для НДС включает в себя все завершенные операции по поддержанию домовой инфраструктуры и оказанные гражданам услуги. Размер косвенного платежа составляет 18% от выручки, полученной в результате совершения основной деятельности.

    Налог на прибыль в отношении ТСЖ взимается только с той части средств, которая официально признается, как доходы и расходы. Если деятельность товарищества убыточная, существует базовая ставка налогообложения. В остальных случаях выплачивается 20% от установленной разницы (чистой прибыли).

    Налоги ТСЖ на УСН в 2020 году могут быть представлены следующими видами:

    • 6% от выручки;
    • до 15% от чистой прибыли;
    • приобретение патента (стоимость устанавливается регионами).

    Несмотря на выгоду УСН, использование его товариществами ограничено верхней планкой оборота – 150 миллионов в год.

    Де-юре налогообложения можно избежать: ТСЖ имеет право не приобретать в собственность объекты стоимостью более 40 тысяч рублей (строения, технику), а также оказывать услуги за счет полученных с населения платежей. На деле данная практика не распространена, поскольку лишает товарищество инвестиционного стимула (возможность развивать организацию, предоставляя более качественные услуги).

    От уплаты НДС можно отказаться, если передать оказание всех услуг подрядчикам и полностью уйти от самостоятельной деятельности. Несомненно, что в стоимость коммунальных услуг будет включена плата, которую платит посредник в качестве налогов. Обязанность по выставлению счетов-фактур при этом сохраняется – в документе указывается, что деятельность не облагается НДС. Следует отметить, что имущественный вычет при этом не применяется.

    При расчете налога на прибыль следует учесть, что целевые поступления, сделанные гражданами на решение общедомовых задач, не могут учитываться, как доход некоммерческой формы управления.

    В НК РФ устанавливается понятие налогового периода – срока, в рамках которого вся деятельность является подотчетной и налогооблагаемой. Налоги для ТСЖ в 2020 году уплачиваются по общему графику. Если ТСЖ применяет упрощенную систему взимания сборов, дата предоставления отчетности наступает 31 марта. В течение 25 дней с этого момента необходимо произвести оплату всех установленных налоговых (не страховых) платежей. При общей системе, оплата и предоставление подтверждающих бумаг осуществляются ежеквартально, но данная система практически не применяется.

    Отчетность за сотрудников с последующей уплатой НДФЛ производится до 1 апреля следующего года. Списочная численность сотрудников соотносится со статическими данными Росстата также до 1 апреля. Спустя месяц после отчетного периода предоставляются бумаги на оплату страховых взносов на работающих сотрудников.

    Если налоги не были перечислены в срок, на сумму начисляется пеня в размере суточной доли годовой ставки рефинансирования. Злостное уклонение может вести к наложению штрафа в размере от 20 до 40% от неуплаченной задолженности.

    ТСЖ обязаны производить уплату налоговых взносов в следующем порядке:

    1. В течение года фиксируются все доходы и расходы в рамках приходных книг или банковского счета.
    2. ТСЖ не обязано вести кассовый учет в обычной форме (не требуется кассовый аппарат). Фиксация взносов, если они осуществляются непосредственно в офисе товарищества, производится на основании бланков строгой отчетности.
    3. Бухгалтер формирует декларацию и перечень документов, подтверждающий доходы и расходы организации. Данные меры осуществляются либо ежеквартально, либо по окончании отчетного периода.
    4. 31 марта предоставляется декларация в управление ФНС, на территории которого находится многоквартирный дом.
    5. Вне зависимости от решения налоговой, платеж в рамках декларации должен быть произведен не позднее 24 апреля.
    6. Электронная отчетность может быть сдана на 5 дней позднее.
    7. Банковский документ предоставляется в отделение.

    Какие существуют льготы по НДС для управляющих компаний ЖКХ

    ОСНО – обязательный режим для фирм, у которых годовая выручка больше 150 млн.р. и среднесписочной численности. более 100 человек. Если рассматривать через управляемую площадь, то при среднем тарифе 23р/м2 эксплуатирующая организация, УК крупнее чем 540 т.м2. управляемого жилья должны быть на общей системе. Для оптимизации расходов на государственные выплаты в этом случаем поступают следующим образом:

    • в группе компаний формируется несколько УК, чтобы не выходить за лимит по выручке и численности.
    • в группе компаний одна УК на ОСНО и несколько ЖЭУ выведенные со штатом в отдельные юр.лица.

    Такие манипуляции позволяют экономить по выплатам с прибыли. С НДС же не все так просто.

    Второй наиболее распространенный режим — упрощенный. Здесь все просто — нет НДС, выплаты сборов за прибыль в разы меньше чем те, что уплачиваются на общей системе налогообложения. Все небольшие УК или ЖЭУ используют этот режим. Но здесь важно правильно выбрать налог на прибыль 6% или 15%. Для этого приводим простой пример расчета.

    Ранее организации ЖКХ имели право на применение льготной ставки по единому социальному налогу, в случае если организация занималась непосредственным обслуживанием жилого фонда. Общая ставка составляла порядка 24% вместо 30% в среднем для коммерческих фирм. Однако в 2019 году льгота для этой отрасли была отменена и ставка была приравнена к общим параметрам на основании Федерального закона от 03.08.2018 № 303-ФЗ. Поэтому такие выплаты организации по своим сотрудникам выплачивают как любая другая компания. Для простоты расчета принимается 30,2% от уровня ФОТа (фонда оплаты труда).

    Для начала определимся, что означают вышеназванные платежи. Подобные выплаты осуществляются за услуги, необходимые для обеспечения стандартных условий постоянного проживания людей в жилых помещениях. Они называются коммунальными, их перечень содержится в Правилах – инструктивном документе, принятом Правительством в 2011 году. Список включает услуги по закупке и поставке следующих ресурсов:

    • электроэнергии;
    • снабжение водой;
    • устройство канализации;
    • обеспечение природным газом;
    • отопления;
    • вывоз твердых неопасных отходов.

    Поставка коммунальных услуг производится исполнителем, в качестве которого законодательством названы либо управляющая компания, либо ТСЖ, либо жилищный кооператив.

    В соответствии с законом, исполнитель обязан заключить договоры по доставке с потребителями, собственниками квартир, в обязательства которых входит своевременная оплата предоставляемых услуг. Для того, чтобы выполнить обязанности перед потребителями, исполнитель должен подписать соглашения о закупке необходимых ресурсов (электроэнергии, газа, воды и т.д.) с организациями коммунального комплекса, ресурсоснабжающими предприятиями.

    Важно! У данных поставщиков исполнитель приобретает необходимые ресурсы и обеспечивает их поставку потребителям, выполняя таким образом свои договорные функции по исполнению услуг.

    Условия освобождения от уплаты

    Условия, при которых можно применять льготы по уплате НДС согласно ст. 145 НК РФ:

    • С момента госрегистрации ИП или организации прошло не меньше трёх месяцев.
    • Выручка за предыдущие 3 календарных месяца — не больше 2 млн руб. Её считают только по облагаемым НДС операциям, но без учёта самого налога.

    Не получится избавиться от НДС, если налогоплательщик выступает налоговым агентом либо реализует импортные или подакцизные товары. Если есть и необлагаемые товары, и подакцизные, для применения льготы нужно вести раздельный налоговый учёт НДС.

    Чтобы отказаться от налога на добавленную стоимость:

    • Подайте в ИФНС уведомление по форме из приложения 1 к приказу Минфина № 286н от 26 декабря 2018 года. Срок — до 20 числа месяца, с которого начнётся применение льготы. В уведомлении укажите помесячную выручку без учёта НДС за 3 последних месяца. Например, если хотите льготу в августе, — нужны суммы за май, июнь, июль.
    • Приложите документы, подтверждающие право на освобождение от НДС — выписки из бухгалтерского баланса или отчёта о финансовых результатах (для ООО), книги продаж, учёта доходов и расходов (для ИП). Если перешли на общий режим с упрощёнки — выписку из КУДиР.

    Налоговые проблемы ТСЖ

    : Потребовать выставления счетов без НДС вы не можете. Коммунальные услуги, реализуемые вам организациями коммунального комплекса, поставщиками электроэнергии и газоснабжающими организациями, облагаются НД С Письмо Минфина России от 27.09.2010 № 03-07-14/66 . Но принять его к вычету также нельз я подп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ . Вы включаете его в цену коммунальных услу г подп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ .
    Вы сможете заявлять вычеты, только если откажетесь от льгот ы п. 5 ст. 149 НК РФ; Письма Минфина России от 27.09.2010 № 03-07-14/66, от 23.12.2009 № 03-07-15/169 . Но тогда придется начислять налог на оказываемые собственникам услуги. При этом необходимо будет выставлять счета-фактуры, следить за правильностью выставленных в ваш адрес счетов-фактур, а в случае проверки — представлять копии всех документов в налоговую. Для ТСЖ это лишние проблемы, а собственникам все равно, облагается ли реализация услуг в их адрес НДС или нет, так как его в любом случае придется заплатить, пусть и в составе цены услуг. Поэтому отказываться от льготы особого смысла нет.


    Похожие записи:


    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *