Треугольник «СТОА – СК – клиент». Кто на вершине?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Треугольник «СТОА – СК – клиент». Кто на вершине?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Направление на ремонт по ОСАГО – это документ, который официально предоставляет пострадавшему в аварии право на полную компенсацию вреда от него за счёт ремонта автотранспорта. Здесь важно, чтобы восстановление было полным, а не частичным. После выдачи направления на ремонт по ОСАГО ремонтные работы должны быть выполнены в строго оговоренные сроки. Это справедливо и к оценке ущерба, которая необходима для получения данного документа.
Что представляет собой направление на ремонт по ОСАГО?
На сегодняшний день направление на восстановительные работы выступает прямой альтернативой страховой выплате по ОСАГО. Она предназначена упростить процесс возмещения путём удаления целого звена – эта стадия между полученными денежными средствами при выплате и до этапа оплаты сервису за проведённые ремонтные работы. На деле избежать этого не удалось как минимум по двум причинам:
- У автомобилиста отбирается выбор СТО для ремонта авто.
- Для ремонта машины приходится обращаться в страховую и получать направление на СТОА по ОСАГО. Другими словами, деньги заменены сертификатом на получение восстановительных работ для устранения ущерба.
Когда просят заключить дополнительное соглашение или провести дополнительный осмотр
Не следует ничего подписывать. Обычно в дополнительное соглашение включают невыгодные для клиента условия, связанные с доплатой, установлением вторичных деталей и тому подобное.
Иногда СТО просят произвести дополнительный осмотр. Его цель – определить скрытые повреждения с расчётами по повышению расходов на восстановление авто, поскольку страховщик не учитывает данные дефекты. Владелец автомобиля может согласиться произвести подобный осмотр, однако это не должно сказываться на повышении периода восстановительных работ. Клиент предоставил транспортное средство, остальное – не его забота. После 30 рабочих дней владельцу авто должны предоставить его авто в том состоянии, в котором оно находился до дорожно-транспортного происшествия.
Также нужно помнить, что разработка различных смет, актов работ и иной документации не является обязанностью автомобилиста. Никогда их нельзя подписывать. Всё что требуется – предоставить транспортное средство и получить этому подтверждение.
Какие последствия за несоблюдение срока ремонта по ОСАГО
Неустойка за нарушение периода, отведённого на восстановительные работы, составляет полпроцента за каждый день. Для её получения необходимо подать соответствующее требование в страховую компанию, а не в СТО. Именно страховщик будет производить выплату.
Максимальная неустойка за несоблюдение обоих сроков может достигать величины страхового возмещения. Это значит, что если ущерб транспортному средству был причинён по оценке в 300 тысяч рублей, то даже при просрочке в полгода страховщик заплатит неустойку в размере только 300 тысяч рублей. Однако в судебной практике такое встречается редко, обычно сумма занижается со ссылкой на ГК статью 999, которая предполагает снижение величины до «адекватной». Нередко судьи считают максимальную неустойку слишком большой, а автомобилист просто хочет обогатиться.
Если добиваться справедливости придётся через суд, тогда страховщик будет обязан предоставить дополнительные «бонусы» – штраф за отказ в возмещении либо за несоблюдение сроков. Обычно его величина составляет половину от невозмещённого ущерба, невыплаченной неустойки либо дополнительных затрат.
Преимуществом является возможность быстро и с небольшими расходами найти юриста. Многие из них обладают практическим опытом и хорошим знанием страхового законодательства, поскольку водители часто обращаются в суды после неудовлетворения всех требований страховщиком. Большая конкуренция на рынке позволила уменьшить цены услуг. Часто суды становятся на сторону автомобилиста. В этом случае ответчику приходится возместить понесённые на тяжбы расходы, в том числе и оплату юридических услуг.
Правила установлены в ст. 12 Федерального Закона №40 от 25.04.2002 «Об ОСАГО»:
- В течении 5 дней после обращения к страховщику предоставьте ТС для осмотра. Если повреждения, полученные в результате ДТП, исключают возможность передвижения автомобиля, осмотр и экспертиза производятся по месту его нахождения.
- После осмотра специалисты рассчитывают стоимость восстановительных работ, согласовывают с вами станцию технического обслуживания, которая займется починкой. В случае несогласия с итогами расчета закажите независимую техническую экспертизу.
- Доставьте автомобиль на станцию технического обслуживания. Нетранспортируемое авто эвакуируется с помощью специальной техники. Оплачивать эвакуацию придется за собственный счет. Для возмещения данных затрат впоследствии обратитесь в суд с иском к виновной стороне.
- Восстановление транспортного средства должно быть завершено в срок не превышающий 30 дней с момента помещения его в автомастерскую. Все этапы работы сотрудник мастерской обязан согласовывать с владельцем.
Может ли водитель самостоятельно выбрать СТО?
Нет — выбрать СТО можно только из списка партнеров страховщика. Для этого нужно изучить перечень сервисов, с которыми сотрудничает страховая компания.
Можно ли получить денежную выплату вместо ремонта?
В большинстве случаев ремонт по ОСАГО является приоритетным для всех договоров с 28 апреля 2021 года. Только в некоторых случаях пострадавший сможет гарантированно рассчитывать на выплату:
- Если стоимость ремонта превышает 400 000 рублей (в случае оформления по справке из ДТП)
- Если стоимость ремонта превышает более 50 000 рублей (в случае оформления по европротоколу)
- Если потерпевший получил травмы средней тяжести или тяжкие
- Если СТО не соответствует требованиям закона
- Если автомобиль был признан полностью уничтоженным
- Если потерпевший является инвалидом
Что делать, если СТО отказывается принимать автомобиль?
В этом случае вы можете сменить станцию техобслуживания на другую из списка партнеров или потребовать денежной компенсации.
Информация об аккредитованных СТОА размещается на сайте страховой компании. Дополнительно указывается информация о марках автомобилей, которые ремонтируются сервисом, о сроках ремонта и адресах обслуживания клиентов. Пострадавший выбирает из указанного перечня.
При отсутствии перечня, информация запрашивается у СК в письменной форме, указав на то, что в нарушение требований закона такая информация не размещена на официальном ресурсе компании.
Если СТОА не выбрана потерпевшим в рамках ОСАГО, то страховщик определяет станцию по своему усмотрению.
При отсутствии в перечне СТОА, который занимается ремонтом конкретной марки, потерпевший предлагает вариант сервиса, согласовывает с СК и ремонтирует там.
Автомобили младше 2-х лет подлежат ремонту исключительно в дилерских центрах. Если организация ремонта у дилера по ОСАГО невозможна по словам страховой компании, то следует взять подробные данные официального центра ремонта и в письменной форме потребовать исполнение страховщиком возложенной на него обязанности по организации ремонта у дилера. Не соглашайтесь на денежную компенсацию или направление в неофициальный сервис.
Так как по закону СК обязана направить на ремонт в официальный дилерский центр только гарантийные автомобили со дня производства которых прошло не более 2-х лет. Автомобили, которые старше этого возраста, СК имеет право не направлять на ремонт к дилеру. Не учитывается и то обстоятельство, что гарантийный срок на машину может превышать два года.
Использование новых запасных частей при ремонте по ОСАГО
Пункт 151 статьи 12:
При проведении восстановительного ремонта в соответствии с пунктами 152 и 153 настоящей статьи не допускается использование бывших в употреблении или восстановленных комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), если в соответствии с единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства требуется замена комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов). Иное может быть определено соглашением страховщика и потерпевшего.
Автосервис при ремонте автомобиля должен использовать только новые запасные части.
Однако по соглашению с владельцем автомобиля для ремонта могут взять и бывшие в употреблении или восстановленные комплектующие. Этот вариант имеет смысл использовать только в тех случаях, когда новые запасные части не удается получить в разумные сроки.
Ремонт автомобиля по ОСАГО на стороннем сервисе
Пункт 153 статьи 12:
153. При наличии согласия страховщика в письменной форме потерпевший вправе самостоятельно организовать проведение восстановительного ремонта своего поврежденного транспортного средства на станции технического обслуживания, с которой у страховщика на момент подачи потерпевшим заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков отсутствует договор на организацию восстановительного ремонта. В этом случае потерпевший в заявлении о страховом возмещении или прямом возмещении убытков указывает полное наименование выбранной станции технического обслуживания, ее адрес, место нахождения и платежные реквизиты, а страховщик выдает потерпевшему направление на ремонт и оплачивает проведенный восстановительный ремонт.
Если автовладелец не хочет ремонтировать автомобиль на сервисных станциях, предложенных страховой компанией, то он может договориться о ремонте автомобиля в любом другом автосервисе. Однако для этого нужно получить письменное согласие страховой компании.
В этом случае страховая компания также оплачивает ремонт транспортного средства без учета износа запасных частей, т.е. в полном объеме. Обратите внимание, при ремонте на стороннем сервисе, решение о выдаче направления на ремонт принимается дольше и об этом речь пойдет ниже.
Ответственность за несоблюдение СТО срока передачи потерпевшему отремонтированного т/ и нарушение иных обязательств по восстановительному ремонту несет страховая компания, выдавшая направление на ремонт. Причём независимо от того, имела ли место доплата со стороны потерпевшего за проведенный ремонт.
При возникновении спора суд обязан привлекать станцию техобслуживания к участию в деле в качестве третьего лица.
Иные обязательства по восстановительному ремонту, за которые несет ответственность страховая компания, это надлежащее выполнение СТО работ по ремонту. В том числе выполнение их в объеме и в соответствии с требованиями, установленными в направлении на ремонт, а при их отсутствии – требованиями, обычно предъявляемыми к работам соответствующего рода.
Ремонт в рамках ОСАГО
Как известно, по договорам, оформленным до 28 апреля 2021 года, вместо денежной выплаты по «автогражданке» можно выбрать ремонт в автосервисе. По договорам, заключённым после этой даты, можно выбрать денежную выплату только в одном из следующих случаев.
- Стоимость ремонтных работ больше четырёхсот тысяч рублей (пятидесяти тысяч рублей при оформлении ДТП по «Европротоколу»).
- Здоровью потерпевшего причинён вред средней тяжести либо тяжкий вред.
- Характеристики СТОА противоречат требованиям закона.
- Произошла полная гибель транспорта.
- Потерпевший является инвалидом.
- Наступила смерть потерпевшего.
При выдаче направления на ремонт страховщик должен иметь с автосервисом действующий договор на оказание услуг по восстановлению транспорта в рамках системы ОСАГО.
Законом оговаривается, что страховая компания обязана направить пострадавшего владельца нового автомобиля (до двух лет) именно на дилерскую сервисную станцию. Однако это правило действует только по договорам, оформленным после 28 апреля 2021 года. В ином случае нет возможности повлиять на страховщика, если он направляет потерпевшего к «неофициалам».
Страховщик не вправе навязывать услуги конкретной СТОА при наличии в договоре КАСКО условия о ремонте машины на станции по выбору клиента. То есть можно выбрать любой приглянувшийся автосервис, а страховая компания обязана оплатить работу этой организации и стоимость запчастей.
При этом оплата может быть произведена либо авансовым платежом, либо после завершения ремонта на основании счета СТОА. Последний вариант позволяет значительно сократить время восстановления машины, но придётся самостоятельно оплатить услуги автосервиса, ведь страховщик вернёт деньги уже после окончания ремонта.
Так или иначе, при наступлении страхового события можно выбрать любую СТОА, но чаще всего по условиям договора необходимо уведомить об этом страховщика. Если менеджеры страховой компании пытаются оспорить решение автовладельца о выборе конкретного автосервиса, следует жаловать в надзорную инстанцию.
Параллельно с жалобой нужно направить страховщику претензию о нарушении условий договора. Если же обращение в Центробанк и письменная претензия не принесут результата, придётся урегулировать конфликт в судебном порядке.
Чаще всего автовладельцы выигрывают подобные процессы, ведь речь идёт об очевидном нарушении условий договора КАСКО со стороны страховщика.
Порядок обращения в суд
Условно порядок обращения в суд с иском к страховой компании можно разделить на несколько этапов:
- Оценка ущерба и автотехническая экспертиза.
- Определение стоимости предмета иска.
- Составление и подача искового заявления в суд. Если стоимость иска не превышает 50 000 рублей, иск подают в мировой суд по месту нахождения страховой организации. Иски стоимостью свыше указанной суммы, рассматриваются районными судами аналогичной подсудности.
- Судебные слушания. Вместо себя вы можете нанять представителя по доверенности или адвоката, чтобы он участвовал в суде от вашего имени.
- Получение постановления суда и его реализация.
Направляя автомобиль на ремонт по ОСАГО помните:
- хотя восстановление авто на СТО является приоритетным, по согласованию с СК не исключена возможность получения денежной компенсации;
- максимальный срок выдачи направления составляет 20 дней с момента обращения;
- срок восстановления автомобиля не должен превышать 30 дней;
- без вашего согласия при ремонте не должны использоваться б/у или неоригинальные запчасти;
- автомобили младше 2-х лет направляются на СТО официального дилера;
- гарантия на детали и узлы составляет 6 месяцев, на покраску 12.
- претензии по ремонту предъявляются страховой компании, а не автосервису;
- жаловаться на СК можно в Федеральную службу страхового надзора, Центральный банк и Союз автостраховщиков;
- после проведения досудебного урегулирования для получения компенсации, пени и неустойки обратитесь в суд.
Что нужно и чего нельзя делать при получении направления на восстановительные работы?
При выдаче направления на ремонт по ОСАГО страховщик обычно требует подписать определённые бумаги. Всё, что нужно подписать, – это только своё заявление и извещение об аварии на стадии подачи документа. Для своей безопасности даже на бланке организации лучше на вносить информацию в поля, не являющиеся обязательными для получения направления.
Нередко страховщики идут на хитрости и предоставляют клиентам дополнительные договоры или указывают требуемые для них поля в заявлении. Такими могут являться следующие:
- согласие доплатить за свой счёт суммы, которой будет недостаточно для полноценного ремонта (результат заниженной величины оценки ущерба);
- согласие на установку во время ремонта деталей, которые уже находились в эксплуатации;
- согласие на использование любого автосервиса на выбор страховой компании, хотя в определённых случаях СТО обязана направить автомобиль исключительно на дилерскую станцию.
Могут быть и прочие условия. Если что-то настораживает в документе, не вносите информацию в такие поля и не ставьте подпись под такими дополнительными бумагами. С подобной ситуацией можно столкнуться и на СТО. В таком случае нужно быть особенно внимательными, поскольку можно подписать соглашение цессии, которое определяет переуступку права требования от страховой. В результате владелец автомобиля продаёт СТО право требовать компенсацию на устранение ущерба, причинённого транспортному средству. В итоге ремонт будет выполнен в обычном порядке. Если собственник авто подписал документ, не прочитав предварительно его, могут быть установлены вторичные детали, восстановление по ОСАГО может быть частичным, а работы выполнены некачественно.
Ни в коем случае на соглашайтесь на какие-то доплаты, не стоит ничего подписывать помимо заявления страховой и извещения об аварии на этапе направления документации страховщику. Водитель не обязан ничего доплачивать, а организация обязана восстановить автомобиль до того состояния, в котором он находился до дорожно-транспортного происшествия.
УТС по КАСКО при ремонте на СТОА
Вопрос о том, имела ли место утрата товарной стоимости как таковая с учетом того, что при ремонте на СТОА по направлению страховщика поврежденные изношенные детали могли быть заменены на новые, суд апелляционной инстанции не исследовал.
Требование истца
И. Н.В. обратилась в суд с названным иском к СПАО «Наименование Страховой Наименование Страховой Наименование Страховой Наименование Страховой Наименование Страховой Рольф». Полагая, что возмещению подлежит также и утрата автомобилем товарной стоимости, истец обратилась к СПАО «Наименование Страховой Наименование Страховой Наименование Страховой Ущерб», «Угон без документов и ключей».
8 сентября 2021 г. в период действия договора страхования автомобилю причинены механические повреждения, в связи с чем 11 сентября 2021 г. истец обратилась в СПАО «Наименование Страховой Рольф». Стоимость ремонта транспортного средства составила 1 357 811 руб. 70 коп., данная сумма была перечислена СПАО «Наименование Страховой Рольф».
16 января 2021 г. И. Н.В. обратилась к СПАО «Наименование Страховой возмещение УТС» не был застрахован СПАО «Наименование Страховой Наименование Страховой Наименование Страховой Наименование Страховой Наименование Страховой Об организации страхового дела в Российской Федерации» установлено, что под страховой выплатой понимается денежная сумма, которая определена в порядке, установленном федеральным законом и (или) договором страхования, и выплачивается страховщиком страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю при наступлении страхового случая.
В п. 3 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с добровольным страхованием имущества граждан (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27 декабря 2021 г.) разъяснено, что договором добровольного страхования может быть предусмотрено, что утрата товарной стоимости не подлежит возмещению страховщиком; данное условие договора не противоречит каким-либо императивным правовым нормам и не ущемляет права страхователя.