Какой штраф за езду без шлема на мотоцикле

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какой штраф за езду без шлема на мотоцикле». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В разделе ПДД, где описываются общие обязанности водителей, находиться за рулем только в застегнутом мотошлеме. Такое же защитное приспособление должны иметь и пассажиры при перевозке их на заднем сиденье мотоцикла. Ответственность за это возлагается на водителя.

Может ли сотрудник ГИБДД погнаться за мотоциклистом без шлема

Многие владельцы двухколесной мототехники искренне верят, что представитель закона не имеет никакого права гнаться за «байкером», поэтому останавливаться или нет, решает сам водитель. Данная легенда передается из уст в уста уже долгое время, однако она не имеет никакого реального обоснования.

Чтобы убедиться в этом, достаточно заглянуть в закон «О полиции» и изучить Административный регламент. Ни в одном из этих нормативных документов нигде не указано, что полицейскому запрещено осуществлять преследование нарушителя. Более того, в случае погони он даже имеет право применить огнестрельное оружие, если сочтет действия водителя транспортного средства опасными для жизни других участников движения. Разумеется, такого обычно не происходит. Как правило, сотрудники ГИБДД просто догоняют нарушителя и взимают с него денежные средства. Однако говорить о том, какой штраф будет в этом случае сложно, так как неподчинение сотрудникам полиции также является нарушением, особенно, если в процессе езды произойдет транспортное происшествие.

Кому нужен этот вид защиты

Все, безусловно, знают, что мотоциклист обязан передвигаться по дороге исключительно в шлеме. Мотоцикл является особо опасным средством передвижения, потому как его конструкция никаким образом защитить водителя не сможет. Но мотоциклисты — далеко не все, кому в законном порядке было установлено обязательное ношение шлемов. Это правило касается еще и водителей скутеров, мопедов и велосипедов, а также всех пассажиров в обязательном порядке.

Помимо того, что шлем в принципе должен быть надет на голову, он должен быть еще и надежно зафиксирован, то есть застегнут. Если это требование не будет соблюдено, наказание будет точно таким же, как если бы защиты не было совсем. Не стоит забывать о том, что перевозка пассажиров может допускаться только в том случае, если это допускает конструкция транспортного средства, в ином случае, придется оплачивать штраф.

Спорные ситуации данного нарушения

Некоторые водители мотоциклов необоснованно надеются, что сотрудники ДПС не будут преследовать их при проезде рядом без шлема. Но это не так – инспектор обязательно поедет следом, если заметит мотоциклиста, нарушающего правила безопасности.

На общепринятое мнение о том, что законом запрещается преследование водителей мотоциклов, оказало влияние то, что сотрудники ДПС не всегда оперативно реагируют на ситуацию. Их опыт позволяет предположить, что водитель попытается непременно уехать от преследователей и спровоцирует ДТП или сам попадет в него. Поэтому немедленной погони чаще всего не бывает. Сведения о нарушителе могут быть переданы в ГИБДД и без его ведома.

Получив штраф за несоблюдение правил безопасности, вы можете уменьшить его размер. Для этого следует внести оплату за срок, не превышающий 20 дней. Сумма штрафа будет уменьшена наполовину.

Важно знать, какие еще бывают штрафы на мототранспорт. Предлагаем узнать, какое будет наказание за непостановку на учет мотоцикла, превышение скорости на автомагистрали, езду без прав на мотоцикле, скутере и квадроцикле.

Каким образом ДПС может доказать вину?

Работники ДПС наделены правом оформлять протоколы и выписывать штрафные взыскания людям, едущим за рулем мопедов, скутеров и мотоциклов, в случае, если они увидят, что на водителе нет шлема.

Если мотошлем надет на голову, но не зафиксирован шлейкой, то это тоже повод для предъявления штрафного взыскания. Инспектор оформит протокол об админ. правонарушении и передаст нарушителю квитанцию.

Чтобы доказать вину водителя используются зафиксированные на месте происшествия фотографии или видео. Однако подобные доказательства обязательно должны быть отличного качества и сделанными именно на месте происшествия так, чтобы были видны и опознавательные знаки двухколесного транспорта. Иногда показания дают очевидцы и ставят на документе подпись.

Стал участником ДТП, что дальше?

К сожалению, довольно часто встречаются случаи, когда скутеристы при отсутствии нужной экипировки попадают в аварии с тяжелыми последствиями, после чего их семьи пытаются всеми способами добиться истины и признать именно автомобилиста виновником в случившемся несчастье. На самом деле действительно виновником аварии признается водитель, который пренебрёг правилами ПДД. Но если смотреть на ситуацию более масштабно, то все может оказать не так то и просто.

Читайте также:  Денежные выплаты многодетным семьям: какие суммы положены от государства

Даже если пренебрёг правилами движения автомобилист, то это еще не 100% гарантия того, что в гибели мотоциклиста, виноват именно он. Первее всего нарушил ПДД как раз мотоциклист, тем, что он начал ехать без специального шлема. Кроме того, если человека, управляющего двухколесным транспортом без экипировки признали виновником инцидента, то согласно статье 264 Уголовного Кодекса РФ может быть возбуждено уголовное дело, и тогда нарушителя могут посадить в тюрьму не больше чем на 2 года.

А вот в статье №1079 ГК РФ прописана уже ситуация, когда специальный шлем отсутствует у пассажира двухколесного транспорта. Ответственным за это выступает как раз водитель ТС. Поэтому, если виновником аварии признали другую сторону, то виновником получения увечий пассажиром мототранспорта будет определен именно человек, который управлял ТС, так как он был вкурсе обо всей опасности этого мероприятия и при этом разрешил лицу ехать с ним без шлема.

Не просто так же было создано требование, чтобы водители и пассажиры двухколесного транспорта обязательно надевали специальную экипировку хотя бы на голову. Это обязательная мера для лиц, незащищенных корпусом машины и ремнем безопасности. Поэтому и за такие действия мотоциклиста могут наказать не только штрафным взысканием, но и уголовной ответственностью.

Если вы решили внезапно стать мотоциклистом или скутеристом, то всегда помните о своей же безопасности и сохранности пассажиров, которые будут с вами передвигаться на дороге.

Дорожно-транспортное происшествие с участием скутера

Рассмотрим ДТП с участием скутера, водитель которого не имеет шлема. Вторым участником нашего воображаемого ДТП является легковой автомобиль.

На практике при столкновении транспортных средств со скоростями, близкими к максимальным (50-60 км/ч), водитель скутера зачастую получает травмы несовместимые с жизнью. Кто же будет нести ответственность за такое ДТП? Ответственность всегда несет водитель, нарушивший правила дорожного движения.

Теперь внимание, даже если водитель автомобиля нарушил ПДД, это не значит, что он виноват в смерти скутериста. В ней виноват в первую очередь водитель скутера, который, пренебрегая нормами безопасности и ПДД, выехал на дорогу без шлема.

Напомню, что согласно уголовному кодексу:

Статья 264. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

1. Правила перевозки пассажиров? Нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, —

наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет или без такового.

Водитель скутера, нарушивший правила дорожного движения (не надев шлем) может быть подвергнут в том числе и лишению свободы, т.к. скутер является механическим транспортным средством с апреля 2014 года. А вот водитель легкового автомобиля наказания не понесет, т.к. в травмах водителя скутера виноват сам водитель скутера.

Как восстановить номера на мотоцикл

Нередки случаи, когда при движении водитель мотоцикла теряет номерной знак, если он был закреплен не надлежащим образом. В таком случае, перед ним встает вопрос — как восстановить номерной знак. В настоящее время, это можно сделать двумя возможными способами.

Первый способ — сделайте это самостоятельно, представив в соответствующий орган такой пакет документов:

  • заявление о выдаче нового номерного знака взамен утерянного;
  • национальный паспорт гражданина Российской Федерации;
  • доверенность от имени собственника, если данным вопросом занимается доверенное лицо;
  • свидетельство о регистрации транспортного средства, номерной знак с которого был утерян;
  • банковский документ об оплате государственной пошлины. Размер и реквизиты оплаты можно уточнить в соответствующем подразделении ГИБДД.

Второй способ — обратитесь к коммерческим посредникам, спецификой деятельности которых является оказание помощи водителям транспортных средств в восстановлении номерных знаков или в получении новых, взамен утерянных.

Третий способ — воспользуйтесь онлайн-сервисом, через который подайте:

  • заполненную форму заявления на выдачу номерного знака взамен утерянного;
  • свидетельство о технической регистрации мотоцикла, номерной знак которого утерян;
  • паспорт или водительское удостоверение;
  • данные об уплате государственной пошлины.

Каким способом восстановления утерянного номерного знака воспользоваться, решает собственник транспортного средства в каждом конкретном случае.

Однако следует помнить, что если нет уверенности, что номерной знак был утерян, а не похищен, лучше обратиться с письменным заявлением о краже номерного знака в отделение Полиции.

За езду без категории А

Вождение мотоцикла может осуществляться исключительно по действующему водительскому удостоверению категории А, А1 или М, в соответствии с типом байка. За езду на мотоцикле без прав нарушителю предстоит столкнуться со штрафом. Размер взыскания зависит от серьёзности правонарушения.

Если у водителя просто нет водительского удостоверения при себе, сотрудник госавтоинспекции выпишет постановление на сумму 500 руб. Причём в некоторых случаях инспектор может ограничиться устным предупреждением. А если в короткое время кто-то сможет доставить водительское удостоверение, удастся полностью избежать наказания.

Если же водительского удостоверения нет совсем, нарушителя ждет серьёзное наказание. За езду без категории А водитель, никогда официально не изучавший теорию и практику вождения, будет оштрафован на сумму 5-15 тыс. руб. Штраф в размере 30 тыс. руб. или арест на 15 дней ожидает мотовладельца, который по каким-либо причинам был лишён водительских прав, но сел за управление мототранспортом снова.

Читайте также:  Все об ОСАГО 2022: правила, нюансы, лайфхаки и подводные камни

Обстоятельства и размеры штрафа за шлем регламентируют Административный Кодекс и Правила дорожного движения. В них можно найти две статьи, которые предписывают подробности такого проступка – 24.9 ПДД, которая запрещает движение на велосипедах, мопедах, мотоциклах без застегнутого шлема и 12.6 КоАП РФ, подразумевающая виды наказания за отсутствие пристегнутого ремня безопасности и катание без защитного шлема на мототранспорте.

К статье 12.6 Госдумой был учрежден ряд поправок. Исходя их них, в 2018 году при нарушении данного правила, сотрудниками ГИБДД составляется протокол и квитанция на оплату штрафа за езду без каски на мопеде, размер которого составляет 1000 рублей. С момента принятия закона (19 июня 2015 г.), он вырос в два раза.

В виду того, что вокруг ношения шлемов, также, как и вокруг ремней безопасности, уже много лет не утихают споры на тему «нужен он вообще или делает только хуже?», считаем необходимым коротко перечислить несколько пунктов.

  1. Да, в некоторых случаях шлемы действительно сыграли злую шутку с водителями, но статистика утверждает, что спасенных жизней благодаря такой защите значительно больше.
  2. Если задаться вопросом о том, каких травм больше — незначительных или тяжких из-за ношения шлема, то ответ будет однозначным. Легких травм получается больше.
  3. Статистика настаивает на том, что защитный головной убор причастен в большей степени к ситуациям, в которых травм удалось избежать совсем, нежели к тем, где он стал причиной увечий.

А вот точки зрения тех, кто выступает против ношения защиты:

  1. «При ДТП весь удар вместо головы приходится на шейный отдел и позвоночник». Это логично, ведь шлем призван защищать именно голову, а не что-то другое.
  2. «Эффективность защиты не так уж и высока». Чтобы повысить эффективность защиты можно предложить водителям ездить в бронежилетах, например. Или в скафандрах. Но вряд ли кому-то это будет удобно. Поэтому, на наш взгляд если есть возможность хорошо защитить хотя бы одну часть тела, к тому же, такую жизненно важную, эту возможность нужно использовать.

Водителям мопедов и скутеров шлемы необходимы по тем же причинам — не смотря на гораздо меньшие скорости, угрозы получить серьезные травмы от этого ничуть не меньше.

Чем вызвана необходимость надевать шлем?

Большинство установленных правил и требований не являются чьей-то прихотью, а нацелены на сохранение жизни и здоровья граждан. Наличие экипировки у мотоциклистов значительно снижает получение тяжких повреждений и летального исхода при попадании в ДТП. Поблажки в использовании защиты тела и конечностей объясняются тем, что в случае аварии их повреждение с высокой долей вероятности приведет лишь к травмам и увечиям и гораздо реже к смерти.

В свою очередь, защита головы носит обязательный характер, так как смертельный исход без нее возможен даже на малых скоростях. По статистике в ДТП погибает каждый восьмисотый мотоциклист. И половина из этих случаев – это езда без шлема.

Согласно КоАП лица, управляющие мопедом или мотоциклом обязаны обеспечить мотошлемами себя, а также своих пассажиров. При этом:

  • Шлем должен находится на голове;
  • Должны быть застегнуты, предусмотренные конструкцией ремни на шлеме;

Стоит отметить, что наличие шлема обязательно независимо от места эксплуатации транспортного средства, будь то город, трасса или пересеченная местность.

Можно ли избежать штрафа?

Отсутствие шлема – повод для наложения административного взыскания. Если этого средства безопасности при себе нет, ответственности избежать никак не удастся.

В случае, когда водитель просто не воспользовался шлемом или не застегнул шлейку, можно схитрить, притворившись, что шлем был снят, пока инспектор подходил к нарушителю. В отсутствии видеофиксации подобный трюк иногда помогает избежать ответственности.

Водители имеют возможность сэкономить половину денежных средств, оплачивая штрафы в течение 20 дней после наложения взыскания.

Владельцы мотоциклов должны осознавать степень своей ответственности за езду без мотошлема, в том числе и у пассажиров. Дорожная полиция имеет право догнать и остановить мотоциклиста без шлема, оштрафовать его, а в случае дорожно-транспортного происшествия одним штрафом дело не обойдется – речь пойдет об уголовной ответственности.

Штраф за отсутствие мотошлема

Размер штрафа за отсутствие шлема или ненадлежащее его ношение предусмотрен ст.12.6 КоАП, в которой говорится, что взыскание в размере 1000 рублей может быть применено к:

Здесь следует сказать, что какой-либо особо требовательный инспектор может попытаться наказать дважды водителя скутера или мотоцикла, который сам едет без мотошлема и перевозит пассажиров без этого защитного головного убора: соответственно, за управление ТС без шлема и перевозку пассажиров опять же без шлемов. КоАП утверждает, что такое деяние инспектора является противозаконным, т. к. согласно ст.4.1 Кодекса нельзя дважды наказывать за одно и то же правонарушение, а поскольку управление и перевозка пассажиров указаны в одном пункте ПДД (ст.12.6), то это случай следует считать одним нарушением.

Стал участником ДТП, что дальше?

К сожалению, довольно часто встречаются случаи, когда скутеристы при отсутствии нужной экипировки попадают в аварии с тяжелыми последствиями, после чего их семьи пытаются всеми способами добиться истины и признать именно автомобилиста виновником в случившемся несчастье. На самом деле действительно виновником аварии признается водитель, который пренебрёг правилами ПДД. Но если смотреть на ситуацию более масштабно, то все может оказать не так то и просто.

Читайте также:  Новости подведомственных учреждений

Даже если пренебрёг правилами движения автомобилист, то это еще не 100% гарантия того, что в гибели мотоциклиста, виноват именно он. Первее всего нарушил ПДД как раз мотоциклист, тем, что он начал ехать без специального шлема. Кроме того, если человека, управляющего двухколесным транспортом без экипировки признали виновником инцидента, то согласно статье 264 Уголовного Кодекса РФ может быть возбуждено уголовное дело, и тогда нарушителя могут посадить в тюрьму не больше чем на 2 года.

А вот в статье №1079 ГК РФ прописана уже ситуация, когда специальный шлем отсутствует у пассажира двухколесного транспорта. Ответственным за это выступает как раз водитель ТС. Поэтому, если виновником аварии признали другую сторону, то виновником получения увечий пассажиром мототранспорта будет определен именно человек, который управлял ТС, так как он был вкурсе обо всей опасности этого мероприятия и при этом разрешил лицу ехать с ним без шлема.

Не просто так же было создано требование, чтобы водители и пассажиры двухколесного транспорта обязательно надевали специальную экипировку хотя бы на голову. Это обязательная мера для лиц, незащищенных корпусом машины и ремнем безопасности. Поэтому и за такие действия мотоциклиста могут наказать не только штрафным взысканием, но и уголовной ответственностью.

Если вы решили внезапно стать мотоциклистом или скутеристом, то всегда помните о своей же безопасности и сохранности пассажиров, которые будут с вами передвигаться на дороге.

Последствия ДТП с участием мототранспорта

Многие аварии с мотоциклами и мопедами имеют летальный исход для водителей или приводят к серьезным проблемам со здоровьем.

Поэтому отсутствие мотошлема может привести к более суровым последствиям, чем административное наказание:

  1. Если в ДТП виноват владелец второго ТС, но на мотоциклисте не было шлема, то, вполне возможно, что виновник аварии не будет нести ответственность за ущерб, причиненный здоровью мотоциклиста.
  2. Если в момент аварии на попутчике мотоциклиста не было шлема, то виноват по ст. 1079 ГК будет водитель, позволивший передвижение без шлема. Соответственно, он будет вынужден оплатить лечение или выплатить компенсацию семье пострадавшего.

Столь серьезные наказания были введены, потому что защитный шлем – единственная мера безопасности, которую допускает конструкция мотоциклов, скутеров и мопедов. Отказ от нее чреват печальными последствиями для участников дорожного движения.

Кому нужен этот вид защиты

Все, безусловно, знают, что мотоциклист обязан передвигаться по дороге исключительно в шлеме. Мотоцикл является особо опасным средством передвижения, потому как его конструкция никаким образом защитить водителя не сможет. Но мотоциклисты — далеко не все, кому в законном порядке было установлено обязательное ношение шлемов. Это правило касается еще и водителей скутеров, мопедов и велосипедов, а также всех пассажиров в обязательном порядке.

Помимо того, что шлем в принципе должен быть надет на голову, он должен быть еще и надежно зафиксирован, то есть застегнут. Если это требование не будет соблюдено, наказание будет точно таким же, как если бы защиты не было совсем. Не стоит забывать о том, что перевозка пассажиров может допускаться только в том случае, если это допускает конструкция транспортного средства, в ином случае, придется оплачивать штраф.

Спорные ситуации данного нарушения

Некоторые водители мотоциклов необоснованно надеются, что сотрудники ДПС не будут преследовать их при проезде рядом без шлема. Но это не так – инспектор обязательно поедет следом, если заметит мотоциклиста, нарушающего правила безопасности.

На общепринятое мнение о том, что законом запрещается преследование водителей мотоциклов, оказало влияние то, что сотрудники ДПС не всегда оперативно реагируют на ситуацию. Их опыт позволяет предположить, что водитель попытается непременно уехать от преследователей и спровоцирует ДТП или сам попадет в него. Поэтому немедленной погони чаще всего не бывает. Сведения о нарушителе могут быть переданы в ГИБДД и без его ведома.

Справка! Иногда водители, не застегнувшие мотошлем, пускаются на хитрость. Они уверяют инспектора, что расстегнули застежку в то время, пока ожидали его приближения. Если сотрудник ДПС не догадался или не успел заснять нарушение на фото или видео, доказать его будет непросто. При видеоматериале плохого качества оно не будет являться доказательством.

Получив штраф за несоблюдение правил безопасности, вы можете уменьшить его размер. Для этого следует внести оплату за срок, не превышающий 20 дней. Сумма штрафа будет уменьшена наполовину.

Важно знать, какие еще бывают штрафы на мототранспорт. Предлагаем узнать, какое будет наказание за непостановку на учет мотоцикла, превышение скорости на автомагистрали, езду без прав на мотоцикле, скутере и квадроцикле.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *