Организация работы по назначению пенсий
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Организация работы по назначению пенсий». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Российская Федерация в соответствии со статьей 7 Конституции РФ является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Эти условия во многом обусловлены состоянием пенсионной системы, в частности они, зависят от размеров пенсий.
Социальная политика российского государства должна быть направлена на реализацию гражданином права на получение материального обеспечения в установленных законом случаях. Право на материальное обеспечение должно охраняться законом.
В Российской Федерации численность пенсионеров составляет около 38,4 млн. человек. Вся информация о них, а также иных потенциальных пенсионерах хранится в Пенсионном фонде РФ, органе назначающим и выплачивающим пенсии гражданам.
Обращение гражданина за пенсией является отдельной законодательно урегулированной процедурой, где обозначены как права и обязанности гражданина, так права и обязанности Пенсионного фонда РФ. В силу того, что данная процедура периодически меняется представляется достаточно актуальным ее рассмотрение по действующему законодательству.
Цель курсовой работы — рассмотреть процедуру обращения гражданина за назначением пенсии.
Задачи курсовой работы:
. Рассмотреть понятие пенсии и ее виды;
. Проанализировать круг лиц, имеющих право на пенсию;
. Изучить порядок подачи заявления о назначении пенсии в Пенсионный фонд РФ;
. Рассмотреть порядок рассмотрения заявления о назначении пенсии Пенсионным фондом РФ;
. Изучить порядок принятия решения о назначении пенсии или об отказе в ее назначении.
Объект исследования — общественные отношения, касающиеся пенсионного обеспечения граждан РФ.
Предмет исследования — процедура (порядок) обращения гражданин за назначением пенсии в соответствии с действующим законодательством.
В ходе написания курсовой работы автор опирался на официально опубликованные разъяснения Пенсионного фонда РФ, комментарии законодательства, учебную литератур по праву социального обеспечения и статьи, касающиеся порядка назначения пенсии.
При написании работы использовались диалектический, исторический, сравнительно-правовой, системный, логический и другие методы научного познания.
Физические лица могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком, путем подачи соответствующего заявления непосредственно либо через доверенное лицо.
Обращение за пенсией — это процедура подачи гражданином заявления в территориальный орган ПФР о назначении пенсии. Днем обращения за назначением пенсии считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления со всеми необходимыми документами. Перечень документов для назначения пенсии представлен на официальном сайте ПФР.
По желанию гражданина заявление со всеми необходимыми документами может быть подано в ПФ путем отправке по почте. В этом случае днем обращения за пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.
Факт и дата приема заявления и необходимых документов от гражданина, обращающегося за пенсией, подтверждается распиской-уведомлением, выдаваемой территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. В том случае, если заявление и необходимые документы поступили по почте, расписка-уведомление направляется в адрес заявителя по почте.
Важно отметить, что граждане подают заявление о назначении пенсии в территориальный орган ПФР по месту жительства.
В тех случаях, когда лицо, которому назначается пенсия, является несовершеннолетним или недееспособным, заявление подается по месту жительства его родителя (усыновителя, опекуна, попечителя). При этом, если родители (усыновители) ребенка проживают раздельно, то заявление подается по месту жительства того из родителей (усыновителей), с которым проживает ребенок.
Заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом ПФР и до наступления пенсионного возраста гражданина, однако не ранее чем за месяц до возникновения права на эту пенсию.
По результатам рассмотрения заявления гражданина, срок которого 10 дней, территориальный орган ПФР производит расчет размера пенсии и выносит соответствующее решение.
Заявление о назначении трудовой пенсии (либо о переводе на трудовую пенсию или с одного вида трудовой пенсии на другой) рассматривается не позднее чем через 10 дней со дня приема этого заявления со всеми необходимыми документами либо со дня представления недостающих документов для назначения пенсии.
В случае отказа в удовлетворении указанного заявления орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, не позднее чем через пять дней после вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причины отказа и порядка его обжалования и одновременно возвращает все документы.
В случае несогласия гражданина, обратившегося за пенсией, с решением, вынесенным территориальным органом ПФР, по его заявлению данное решение может быть обжаловано.
Правовое положение территориальных органов Пенсионного фонда РФ
ПФР имеет свои территориальные органы, которые создаются как самостоятельные юридические лица, тогда как гражданским законодательством возможность наличия у государственного учреждения каких-либо обособленных подразделений (тем более юридических лиц) не предусмотрена.
ПФР и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подчиняются вышестоящим.
Система Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов имеет 3 х-уровневую структуру:
1. центральный аппарат (Исполнительная дирекция ПФР, Ревизионная комиссия ПФР);
2. отделения ПФР в субъектах Российской Федерации;
3. управления (самостоятельные отделы) ПФР в городах (районах).
Руководство Пенсионным фондом РФ в соответствии с Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации осуществляет Правление ПФР, которое также утверждает положения о территориальных органах Фонда, являющихся юридическими лицами.
Данная норма содержится в законодательстве РФ об обязательном пенсионном страховании в связи с тем, что средства обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации являются федеральной собственностью, поэтому с учетом положений ст. 71 Конституции (об исключительной компетенции Российской Федерации в вопросах управления федеральной собственностью) управление этими средствами может осуществляться только федеральным органом или централизованной системой органов с жесткой, вертикально интегрированной структурой и подотчетностью нижестоящих органов вышестоящим.
В соответствии с Законом об обязательном пенсионном страховании на ПФР и его территориальные органы возложено большое количество полномочий, в том числе властных (связанных, например, с осуществлением проверки правильности представления страхователями сведений индивидуального (персонифицированного) учета с правом требования всех необходимых документов и т.д.). Возложение всего этого комплекса полномочий на негосударственные пенсионные фонды представляется необоснованным, поскольку в отличие от ПФР они не выступают в системе обязательного пенсионного страхования от имени государства.
Основные обязанности и функции территориальных органов
В число основных обязанностей территориального отделения ПФ входят следующие:
-исполнение бюджета отделения в соответствии с плановым показателями, утвержденными правлением ПФР.
-организация работы по учету средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию, целевому использованию средств обязательного пенсионного страхования, а также ком роль за их использованием;
-финансирование расходов на выплату трудовых пенсий, пенсий, по государственному пенсионному обеспечению и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;
-организация и ведение государственного банка данных по всем категориям страхователей, в том числе физических лиц, добровольно вступивших, в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию;
-организация работы по назначению (перерасчету) и доставке трудовых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, выплате трудовых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;
-организация работы по ведению базы данных по пенсионерам;
-организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета сведений обо всех категориях застрахованных лиц в соответствии с законодательством о таком индивидуальном учете в системе пенсионного страхования;
-разрешение споров по вопросам уплаты взносов, назначения (перерасчета) и организации доставки трудовых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, выплаты трудовых пенсий,
пенсий по государственному пенсионному обеспечению и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти (удержания из пенсий, взыскания излишне выплаченных сумм пенсий и др.);
-ведение учета страховых взносов физических лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию;
-решение других вопросов, отнесенных к компетенции отделения в соответствии с законодательством.
Основные функции территориальных отделений РФ:
-своевременное установление и выплата пенсий и социальных пособий;
-ведение индивидуального (персонифицированного) учета;
-своевременное формирование доставочных документов на выплату пенсий и пособий;
-ежемесячное перечисление начисленных к доставке сумм пенсий, пособий и др. выплат на счета организаций осуществляющих доставку пенсий, пособий и иных выплат;
-формирование информации о получателях пенсий и пособий, проживающих на территории региона;
-регистрация и учет плательщиков страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование;
-контроль над правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;
-взыскания задолженности по платежам в бюджеты ПФР, ФФОМС, ТФОМС, пеней и штрафов, в т.ч. в судебном порядке;
-ведение учета дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии участников программы государственного софинансирования пенсий;
-прием и обработка заявлений правоприемников умерших застрахованных лиц и выплата средств пенсионных накоплений правоприемникам умерших граждан и др.
В ходе осуществления своей деятельности территориальные отделения ПФР также взаимодействуют с различными органами соответствующего уровня государственной власти и организациями.
В зависимости от объема выполняемых работ, численности получателей пенсий и других факторов структура территориальных органов ПФР может быть такой: аппарат; различные управления – юридическое, бюджетное, контрольно-ревизионное, казначейства, централизованной выплаты пенсий, по назначению и перерасчету пенсий, по работе с обращениями граждан, застрахованных лиц, организаций и страхователей, управление по организации персонифицированного учета, взаимодействия со страхователями и застрахованными лицами, управление информационных технологий, капитального строительства и материального обеспечения, безопасности и защиты информации, управление делами.
Структурные подразделения в территориальных органах ПФР могут быть названы по-разному, например: отделы, секторы, бюро, группы.
Наименования структурных подразделений территориальных органов ПФР обусловлены основными направлениями их деятельности.
Задачи и функции Пенсионного фонда
ПФР обеспечивает целевой сбор страховых взносов совместно с налоговыми органами. Он финансирует расходы, связанные с его деятельностью. К задачам ПФР относят:
- ведение персонифицированного (индивидуального) учета застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования;
- привлечение дополнительных источников финансирования;
- капитализация собственных средств с целью получения дополнительного дохода;
- взыскание с работодателей, ИП и граждан РФ средств на выплаты пенсий по инвалидности, полученной на производстве;
- контроль за правильным и своевременным исполнением обязательств работодателей по оплате страховых взносов.
Основными функциями Пенсионного фонда являются ведение учета поступающих средств, назначение и выплата пенсий. Кроме этого, реализация социальных выплат инвалидам и другим льготным категориям граждан.
ПФР эффективно взаимодействует со страхователями. Взыскивает недоимки по пенсионным отчислениям, оформляет сертификаты материнского капитала, выплачивает средства по этим сертификатам, устанавливает федеральные социальные доплаты, реализует государственные программы по финансированию пенсий.
В структуру Отделения ПФР по Республике Карелия входят:
- отдел организации персонифицированного учета и процесса инвестирования
- отдел организации взаимодействия со страхователями,
- отдел социальных выплат,
- отдел по работе с обращениями граждан, застрахованных лиц, организаций и страхователей,
- отдел организации, назначения и перерасчета пенсий,
- отдел по защите информации,
- группа по обеспечению работы государственных информационных систем
- группа по госзакупкам,
- группа капитального строительства
- а также кадровая, экономическая, информационная, юридическая, административно-хозяйственная службы.
Основные функции и назначение Пенсионного Фонда в России
Практически все россияне сталкивались с таким государственным учреждением, как Пенсионный фонд. Большинству граждан данный государственный орган известен как ответственная организация за выплату пенсий. Но на самом деле функции ПФР заключаются не только в этом. Сфера деятельности Пенсионного фонда намного шире, чем просто формирование и дальнейшая выплата пенсий.
Само название организации пошло от названия выплат, которые получают граждане, когда оказываются нетрудоспособными и нуждаются в государственной финансовой помощи. Такая социальная поддержка называется пенсией. А организация, из бюджета которой осуществляются эти выплаты, называется Пенсионным фондом. Сокращенно аббревиатура данной государственной организации звучит как ПФР.
Функции Пенсионного фонда РФ
К социально-значимым функциям Пенсионного фонда РФ можно отнести:
— назначение и выплата пенсий;
— ведение учета средств, поступающих на счета;
— назначение и реализация социальных выплат определенным категориям граждан: инвалидам, Героям Советского Союза, Героям РФ, ветеранам и т.д.
— взаимодействие со страхователями и работодателями;
— взыскание недоимок по пенсионным отчислениям;
— оформление и выдача материнских сертификатов;
— выплата средств материнского капитала;
— управление накопленными в системе деньгами с помощью государственной управляющей компании;
— установление федеральных социальных доплат, чтобы довести совокупный доход до размера прожиточного минимума;
— реализация государственных программ по совместному финансированию пенсий для населения.
Для полноценного развития пенсионной отрасли государству необходимо не только концентрироваться на том, что происходит внутри его территорий, но и иметь представление об аналогичной деятельности в других странах. Именно с этой целью ПФР в рамках своей компетенции осуществляет партнерство с многочисленными зарубежными организациями.
Задачи пенсионного фонда РФ
Основными задачами пенсионного фонда РФ являются:
- обеспечение совместно с налоговыми органами целевого сбора и аккумуляция страховых взносов;
- финансирование расходов;
- капитализация собственных средств, привлечение дополнительных источников финансирования, инвесторов;
- организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования;
- работа по взысканию с граждан и работодателей пенсионных средств в целях обеспечения выплат по инвалидности в результате получения увечий на производстве;
- осуществление совместно с налоговыми органами контроля за полнотой поступающих страховых взносов со стороны работодателей и правильностью их расходования и др.
Пенсионный фонд РФ: структура, функции, задачи общая характеристика
Государственные внебюджетные фонды являются составной частью финансовой системы РФ. Кроме того они представляют собой одну из форм перераспределения и использования национального дохода государства на определенные социальные и экономические цели.
Крупнейшим из внебюджетных социальных фондов является Пенсионный фонд РФ, на его долю приходится 75% от всех внебюджетных средств. Он представляет собой централизованную систему аккумуляции и перераспределения денежных средств.
В целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ был создан Пенсионный фонд (ПФ). Фонд создан на основании Постановления Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. Однако данный Фонд начал действовать с 1 января 1992г. Деятельность его регулируется Положением о Пенсионном фонде от 27 декабря 1991г.
Существует множество точек зрения на определения термина «Пенсионный фонд». Пенсионный фонд РФ представляет собой централизованную систему аккумуляции и перераспределения денежных средств, используемых главным образом для осуществления выплат различным категориям нетрудоспособного населения в виде трудовых, военных и социальных пенсий, пенсий по инвалидности, пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, пособий по случаю потери кормильца, компенсационных выплат. Такой точке зрения придерживаются ученые П.Н. Шуляк и Н.П. Белотелова.
По мнению профессора А.Г. Грязновой и профессора Е.В. Маркиной, Пенсионный фонд Российской Федерации – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета, предназначенный для финансового обеспечения защиты граждан от особого вида социального риска – утраты заработка (или другого постоянного дохода) вследствие потери трудоспособности при наступлении старости, инвалидности; для нетрудоспособных членов семьи – смерти кормильца; для отдельных категорий трудящихся – длительного выполнения определенной профессиональной деятельности. Другой точке зрения придерживается А.С. Нешитая. Пенсионный фонд РФ, по ее мнению, – это централизованный фонд пенсионного обеспечения населения.
Согласно экономическому словарю Пенсионный фонд РФ представляет собой самостоятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее государственное управление финансами пенсионного обеспечения.
Функции пенсионного фонда сегодня
Основной целью ПФР, ради чего и было принято решение о создании фонда, является управление денежными средствами, за счет которых происходит обеспечение пенсионной системы в стране. Это выражается в аккумулировании денежной массы, поступающей в фонд за счет, преимущественно, страховых взносов, и в выплате пенсий гражданам, имеющим на нее право. С этой задачей ПФР справляется и сегодня.
Кроме этого, к функциям этой организации следует отнести:
- администрирование системы персонифицированного учета;
- софинасирование отдельных социальных программ;
- осуществление контроля поступления страховых взносов и надзор за исполнением страхователями их обязанностей по ОПС;
- выдача сертификатов маткапитала и контроль расходования его средств.
ПФР – это Пенсионный Фонд России. Организация основана на базе государственного учреждения. Имеет своими задачами оказывать социально значимые услуги населению по обеспечению пособиями в пенсионном возрасте граждан.
Фонд действует на основании правительственного Постановления ВС РСФСР №442-1 от 22.12.1990 г. Является внебюджетным формированием несмотря на государственную регистрацию.
Как построен и образован ПФР:
- 8 учреждений федерального уровня – управления ПФР;
- 83 отделения в субъектности;
- 2500 управлений территориально региональных;
- всего служащих в ПФР работает свыше 130 тыс. человек.
Исполнительной дирекции принадлежит прерогатива контролировать и регулировать исполнительную часть Фонда.
Функции ПФР:
- Управлять всеми средствами системы.
- Быть участником Программ софинансирования, при сотрудничестве с государственными структурами.
- Назначать ежемесячные суммы пенсионного довольствия.
- Организовывать выплаты – страхователям, льготникам, специальным категориям граждан (ветеранам, инвалидам и прочее).
- Вести учет взносов, которые поступают от страхователей.
- Содержать и вести учет базы персонификации – трудоустроенных на предприятиях граждан.
- Взыскивать недоимку по взносам со страхователей.
- Оформлять и выдавать сертификаты по материнскому капиталу (далее – МК).
- Производить выплаты денежных средств на основании сертификата МК.
- Администрировать страховые средства (с 2010 г.).
- Устанавливать и доплачивать добавочные к пенсиям суммы (с 2010 г.).
Страхователями являются:
- граждане;
- работодатели – предприятия, организации и т.д.
Страхователем могут быть как отдельные физические лица, так и любые юридические, держащие в штате сотрудников. Перед страхователями, иными участниками, пенсионные управления выступают в качестве юридических лиц.
Поэтому создаётся 12-значный код, где 6 цифр обозначают территориальное пенсионное административное образование, а остальная часть номера относится к страхователю или страхователю-работодателю (зарегистрированному пользователю страховки).
В файлах отчетной документации узнать код территориального органа ПФР можно, посмотрев на первые 6 цифр:
- Первая часть – 3 цифры. Это кодировка региона, где располагается налоговое учреждение (ФНС), привязанное к ПФР. Плюс к такому коду добавляется обязательно значение – 010;
- Вторая часть – 3 цифры. Это код района и региона, где непосредственно находится страхователь-работодатель и сама инстанция ПФР.
Пенсионный фонд России возник в 1990 году, в рамках реставрации капитализма, после уничтожения СССР. В эпоху социалистического государства бремя пенсионного обеспечения лежало на бюджете страны, поскольку государство являлось единственным работодателем и получателем прибыли. Распад всесоюзной экономической системы, деградация и переход в частные руки бюджетообразующих предприятий, общий спад экономики, привёл к невозможности исполнять социальные обязательства государства из средств государственного бюджета.
Потребовались внебюджетные механизмы, под государственным контролем, но с некоторой долей самостоятельности. Был образован Пенсионный фонд, средства которого принадлежали государству, но формировались отдельно от бюджета. С 1991 года Фонд отвечает за пенсионное и социальное обеспечение, самостоятельно формируя свой бюджет и портфель инвестиций для получения дополнительных средств.
В период до 1992 года полностью сформировалась всероссийская структура Фонда и основные принципы его наполнения. Дефицит наполняемости фонда в первые годы после создания, вынудил пойти на беспрецедентный шаг — ПФР в начале 90-х взял кредит у коммерческих банков.
Последующие реформы пенсионного обеспечения и рост экономики страны выровняли финансовое положение Фонда, и сейчас только в России, ежемесячно и без задержек, получают выплаты почти 45 миллионов человек. В рамках межгосударственных соглашений имеют право на получение пенсии из средств ПФР некоторые жители Беларуси, Украины, стран Прибалтики. Всего в мире 109 стран, с которыми есть соглашения, и несколько государств, в которых живут российские пенсионеры, получающие выплаты без межгосударственных договоров. В основном, такие пенсионеры живут в Израиле, Германии и США.
Пенсионный фонд РФ: структура, функции, задачи общая характеристика
Государственные внебюджетные фонды являются составной частью финансовой системы РФ. Кроме того они представляют собой одну из форм перераспределения и использования национального дохода государства на определенные социальные и экономические цели.
Крупнейшим из внебюджетных социальных фондов является Пенсионный фонд РФ, на его долю приходится 75% от всех внебюджетных средств. Он представляет собой централизованную систему аккумуляции и перераспределения денежных средств.
В целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ был создан Пенсионный фонд (ПФ). Фонд создан на основании Постановления Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. Однако данный Фонд начал действовать с 1 января 1992г. Деятельность его регулируется Положением о Пенсионном фонде от 27 декабря 1991г.
Существует множество точек зрения на определения термина «Пенсионный фонд». Пенсионный фонд РФ представляет собой централизованную систему аккумуляции и перераспределения денежных средств, используемых главным образом для осуществления выплат различным категориям нетрудоспособного населения в виде трудовых, военных и социальных пенсий, пенсий по инвалидности, пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, пособий по случаю потери кормильца, компенсационных выплат. Такой точке зрения придерживаются ученые П.Н. Шуляк и Н.П. Белотелова.
По мнению профессора А.Г. Грязновой и профессора Е.В. Маркиной, Пенсионный фонд Российской Федерации – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета, предназначенный для финансового обеспечения защиты граждан от особого вида социального риска – утраты заработка (или другого постоянного дохода) вследствие потери трудоспособности при наступлении старости, инвалидности; для нетрудоспособных членов семьи – смерти кормильца; для отдельных категорий трудящихся – длительного выполнения определенной профессиональной деятельности. Другой точке зрения придерживается А.С. Нешитая. Пенсионный фонд РФ, по ее мнению, – это централизованный фонд пенсионного обеспечения населения.
Согласно экономическому словарю Пенсионный фонд РФ представляет собой самостоятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее государственное управление финансами пенсионного обеспечения.
В соответствии с Законом РФ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ субъектами обязательного пенсионного страхования являются федеральные органы государственной власти, страховщики, страхователи и застрахованные лица.
Пенсионный фонд РФ (ПФР) является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, подотчетным правительству РФ и осуществляющий свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и Положением о Пенсионном фонде РФ, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991г. №2122-I. ПФР осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ. Денежные средства фонда являются федеральной собственностью и не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Общий бюджет ПФР составляет 1/3 Федерального бюджета РФ. В ПФР входят региональные отделения, создаваемые по решению правления фонда для осуществления государственного управления финансами пенсионного обеспечения в республиках, входящих в состав РФ, автономных областях, округах, краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге. Фонд и его региональные отделения являются юридическими лицами, имеют гербовую печать со своим наименованием, расчетные, валютные и иные счета в банках.
Клиентская служба – «визитная карточка» Управления ПФР
Клиентская служба – лицо Управления, его «визитная карточка». Специалисты клиентской службы должны быть не только высококвалифицированными профессионалами, но и обладать искусством общения, умением вести диалог с клиентами, ведь именно при встрече с ними складывается общее впечатление не только об Управлении, но и о Пенсионном фонде Российской Федерации в целом.
Об организации работы клиентской службы в Управлении ПФР в городе Кондопога рассказывает ее руководитель Ирина Куценко:
«В Управлении работают семь специалистов клиентской службы. Ежедневно к нам поступает более ста обращений граждан по различным вопросам: пенсионное обеспечение, установление различных социальных выплат. Специалисты клиентской службы осуществляют прием заявлений и документов, представляемых в целях установления пенсий, единовременных денежных выплат и иных выплат, в целях выдачи государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал, распоряжения его средствами.
Для комфортного общения с посетителями наша клиентская служба оборудована специализированными кабинками, для получения актуальной информации организованы информационные стенды с буклетами и брошюрами. Созданы условия для посещения клиентской службы маломобильными группами населения. Управление оборудовано пандусами на улице и в помещении, кнопками вызова специалиста клиентской службы и охраны, тактильными полосами для слабовидящих и индивидуальными индукционными панелями для общения со слабослышащими.
В Управлении работает мобильная клиентская служба, с помощью которой специалисты осуществляют выездные приёмы не только в трудовые коллективы учреждений и организаций Кондопожского района, но и в отдаленные деревни и поселки. Служба представляет собой аналог стационарной: граждане, обратившийся в неё, могут получить весь спектр услуг, предоставляемых в Управлении.
Еженедельно специалистами клиентской службы проводится обучение граждан работе с Порталом государственных услуг РФ, электронными услугами и сервисами ПФР. Хотелось бы подробнее рассказать об электронном сервисе «Личный кабинет застрахованного лица». Данный сервис позволяет узнать о количеств пенсионных баллов и длительности стажа, учтенных на индивидуальном лицевом счете в ПФР. Там же можно получить подробную информацию о периодах трудовой деятельности, местах работы, размере начисленных работодателями страховых взносов.
Электронное взаимодействие между ПФР и работодателем
Пенсионный фонд – крупнейший государственный институт, деятельность которого затрагивает, пожалуй, самые важные и социально значимые услуги, в том числе установление и выплату пенсий, а также прочие выплаты пенсионного характера. Пенсионное обеспечение для нетрудоспособных лиц имеет исключительную важность поскольку для них это единственный источник дохода. В связи с этим приоритетная задача фонда – это качественно и эффективно предоставить гражданам названные услуги. От того, насколько успешно будет выполнена данная задача, зависит социальная стабильность в обществе, и как бы громко это ни звучало, степень доверия проживающего нашей стране населения к власти.
Не для кого ни секрет, что во многом наша пенсия зависит от действий работодателя (страхователя). В его обязанности входит выплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и представление сведений индивидуального учета по застрахованным лицам в территориальные органы фонда в соответствии с установленным законодательством. Кроме того, это касается и оказания работникам содействия по оформлению необходимых документов для назначения пенсии.
Поэтому Фонд ведет работу по организации электронного взаимодействия работодателей с территориальными органами ПФР по представлению документов для пенсии на граждан, состоящих с работодателем в трудовых отношениях. Фонд это взаимодействие ведет в качестве проведения, так скажем, заблаговременной работы, которая включает комплекс мер, направленных на обеспечение более полных и достоверных данных о пенсионных правах застрахованных лиц, которые зарегистрированы в территориальных органах пенсионного фонда, что необходимо для правильного и назначения пенсии.
При этом сам страхователь может являться партнером ПФР в деле по улучшению качества обслуживания граждан в предоставлении пенсионного обеспечения.