Процедура внешнего управления при банкротстве
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Процедура внешнего управления при банкротстве». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии с нормами стат. 93 № 127-ФЗ внешнее управление вводится судебными органами на общий срок не больше 18 месяцев. Продление возможно по просьбе кредиторов банкрота, но не более, чем еще на 6 мес. Обязательно наличие соответствующих оснований – к примеру, внесение важных изменений в утвержденный план управления или достижение реально ощутимых результатов оздоровления предприятия и т.д. Общий срок санации и внешнего управления максимально не может превышать два года (п. 2 стат. 92 № 127-ФЗ).
Срок внешнего управления
Также возможно и сокращение срока внешнего управления по ходатайству управляющего или собрания кредиторов (п. 3 стат. 93). Принятие такого решения должно быть исполнено немедленно. Временные рамки стадии управления могут быть расширены для градообразующих предприятий до 2,5 лет и фермерских хозяйств, к банкротству которых привели непоправимые стихийные бедствия.
Внешнее управление как процедура банкротства
Внешнее управление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности.
Внешнее управление вводится
- арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов (за исключением случаев, предусмотренных ФЗ),
- на срок не более чем 18 месяцев, который может быть продлен не более чем на 6 месяцев.
Определение о введении или продлении срока внешнего управления подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано.
По ходатайству собрания кредиторов или внешнего управляющего установленный срок внешнего управления может быть сокращен. Определение о сокращении срока внешнего управления подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано.
С даты введения внешнего управления:
- прекращаются полномочия руководителя должника (органов управления), управление делами должника возлагается на внешнего управляющего;
- органы управления должника, временный управляющий, административный управляющий в течение 3 дней с даты утверждения внешнего управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов, материальных и иных ценностей внешнему управляющему;
- отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;
- аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве, за исключением арестов и иных ограничений, налагаемых в гражданском или арбитражном судопроизводстве либо исполнительном производстве в отношении взыскания задолженности по текущим платежам, истребования имущества из чужого незаконного владения;
- вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей;
- требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением особого порядка, установленного законом.
Процедурой внешнего управления руководит внешний управляющий. Статьи 96-105 Закона о банкротстве регламентируют порядок его назначения и освобождения от исполнения обязанностей управляющего, закрепляют права и обязанности.
Внешний управляющий имеет право:
- распоряжаться имуществом должника в соответствии с планом внешнего управления с ограничениями, предусмотренными законом;
- заключать от имени должника мировое соглашение;
- заявлять отказ от исполнения договоров должника в соответствии со статьей 102 Федерального закона;
- подавать в арбитражный суд от имени должника иски и заявления о признании недействительными сделок и решений, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований настоящего Федерального закона, и заявлять требования о взыскании убытков, причиненных действиями (бездействием) членов органов управления должника, лицами, действовавшими от имени должника в соответствии с доверенностью, иными лицами, действовавшими в соответствии с учредительными документами должника;
- осуществлять иные предусмотренные настоящим Федеральным законом действия.
Планом внешнего управления могут быть предусмотрены следующие меры по восстановлению платежеспособности должника (ст. 109 закона):
- перепрофилирование производства;
- закрытие нерентабельных производств;
- взыскание дебиторской задолженности;
- продажа части имущества должника;
- уступка прав требования должника;
- исполнение обязательств должника собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами;
- увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц;
- размещение дополнительных обыкновенных акций должника;
- продажа предприятия должника;
- замещение активов должника;
- иные меры по восстановлению платежеспособности должника.
На внешнего управляющего возлагается обязанность подготовить отчет, где должно содержаться одно из предложений:
- о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;
- о продлении установленного срока внешнего управления;
- о прекращении производства по делу в связи с удовлетворением всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов;
- о прекращении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Отчет внешнего управляющего подлежит обязательному рассмотрению арбитражным судом. К отчету прилагаются протокол собрания кредиторов и реестр их требований.
По результатам рассмотрения отчета арбитражный суд выносит определение:
- о прекращении производства по делу о банкротстве в случае удовлетворения всех требований кредиторов или в случае утверждения арбитражным судом мирового соглашения;
- о переходе к расчетам с кредиторами в случае удовлетворения ходатайства собрания кредиторов о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;
- о продлении срока внешнего управления в случае удовлетворения ходатайства о продлении срока внешнего управления;
- об отказе в утверждении отчета внешнего управляющего в случае, если судом будут выявлены обстоятельства, препятствующие утверждению отчета внешнего управляющего.
Процедуры банкротства
При рассмотрении дела о банкротстве должника — юридического лица применяются следующие процедуры:
- Наблюдение — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.
- Финансовое оздоровление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.
- Внешнее управление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности.
- Конкурсное производство — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. После того, как должник признается банкротом, вводится конкурсное производство.
- При рассмотрении дела о банкротстве гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, применяются:
- Реструктуризация долгов гражданина;
- Реализация имущества гражданина;
- Мировое соглашение.
Не признаются объектом обложения НДС операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами) (пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ).
Это правило было введено с 01.01.2015 Федеральным законом от 24.11.2014 N 366-ФЗ.
НДС не уплачивается только если должник признан банкротом. Это решение принимается перед стадией банкротства Конкурсное производство. На всех остальных стадиях банкротства НДС должником уплачивается.
Контролирующие органы считают, что работы и услуги, выполненные банкротом, облагаются НДС, так как в пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ не предусмотрено их освобождение от налогообложения (Письма Минфина России от 30.10.2015 N 03-07-14/62525, от 06.05.2015 N 03-07-11/26074, ФНС России от 17.08.2016 N СД-4-3/15110@).
НДС до 01.01.2015
До 01.01.2015 реализация имущества банкротов облагалась НДС, но этот НДС удерживал и уплачивал налоговый агент (п. 4.1. ст. 161 НК РФ — отменен с 01.01.2015).
Признаки неплатежеспособности юридического лица
Критерии, определяющие неплатежеспособность юридического лица:
- неспособность совершать выплаты по договорам, обязательным платежам;
- недостаточное количество имущества и активных средств.
Следует различать некоторые типы неплатежеспособности:
- временная – позволяет избежать банкротства при разработке соответствующей антикризисной стратегии;
- хроническая – означает значительное превышение доли средств, поглощаемых различными тратами (в том числе и на штрафы за неуплату) по отношению к прибыли;
- абсолютная – финансовое оздоровление невозможно или предполагаемый для него срок превышает лимит, установленный кредиторами.
Юридическая помощь при банкротстве
Закон «О несостоятельности (банкротстве)» гласит, что правом рекомендации кандидатуры управляющего обладает то лицо, которое изначально обращается с заявлением о банкротстве. Для руководства компании, желающего сохранить свою фирму, важно вовремя подать заявление о банкротстве, чтобы получить возможность назначить «своего» управляющего. Если же заявление будет подано кредитором, то назначаемый по его рекомендации арбитражный управляющий далеко не всегда заинтересован в восстановлении платежеспособности юридического лица. Ему проще довести компанию до конкурсного производства и содействовать гашению долгов кредиторов за счет распроданного имущества, нежели пытаться спасти фирму.
Бородина и Кº юрист по банкротству предлагает полный комплекс правовой помощи в сфере банкротства, включая услуги 7 профессиональных арбитражных управляющий. Ваши проблемы – это наши заботы, не тяните время!
Главный признак несостоятельности компании или гражданина – неплатежеспособность: лицо не может оплачивать свои кредитные счета и имеет долги по кредитам. В наличии явная нехватка финансовых средств, а расходы превышают доходы.
Это формальные признаки банкротства.
Есть и неформальные симптомы разорения, которые можно заметить до наступления реальной финансовой несостоятельности.
К ним относятся следующие факты:
- в бухгалтерских документах во множестве присутствуют неточности;
- отчетные бумаги подаются с опозданием;
- внешний баланс предприятия меняется;
- долги по зарплате сотрудникам растут;
- выплаты инвесторам компании задерживаются или прекращаются;
- меняется ценовая политика.
Лица, заинтересованные в выяснении финансового состояния фирмы, могут инициировать дело о банкротстве в суде, если получат на это соответствующие полномочия.
О банкротстве юридических лиц на сайте есть отдельная статья.
Пошаговый алгоритм действий для выведения предприятия из состояния финансового кризиса
Внешнее конкурсное управление при банкротстве – это совокупность этапов и стратегического планирования, которое может поспособствовать восстановлению финансового положения предприятия. Для выведения предприятия из кризисного положения требуется следовать такому алгоритму действий:
- в первый день введения ВУ требуется поставить в известность руководителей предприятия;
- за 10-дневный срок направляется заявление о присвоение статуса несостоятельности;
- права на руководство и принятие решений передаются управляющему;
- в течение 1 месяца проводится собрание кредиторов для обсуждения дальнейших действий;
- все организации, которые выдавали кредиты предприятию, получают извещение о начале оздоровительного процесса;
- проводится собрание всех сотрудников;
- бухгалтер и аудитор организации привлекается к разработке и обсуждению дальнейшего плана действий;
- проведение инвентаризации и последующий анализ финансовой ситуации;
- принятие от кредиторов претензий, проведение еще одного собрания для обсуждения;
- составление отчетности, передача ее кредиторам и в суд;
- проведение оздоровительных мероприятий;
- подготовка итогового отчета за все время ВУ и предоставление информации суду, кредиторам.
Отличие финансового оздоровления от внешнего управления?
Часто внешнее управление путают с финансовым оздоровлением. Обе процедуры сходны в том, что направлены на восстановление бизнеса и погашение требований кредиторов.
Вместе с тем, между финансовым оздоровлением и внешним управлением имеются существенные отличия:
- При финансовом оздоровлении сохраняется менеджмент компании, руководитель продолжает осуществлять свои обязанности. В случае открытия внешнего управления руководителя увольняют и его полномочия переходят к управляющему.
- Финансовое оздоровление в первую очередь направлено на предоставление рассрочки для выплаты долгов перед кредиторами и привлечение инвестиций. При внешнем управлении проводится модернизация всего бизнеса и меняется стратегия деятельности компании.
План внешнего управления
В соответствии с положениями пунктов 1 и 2 статьи 106 Закона о банкротстве не позднее чем через месяц с даты своего утверждения внешний управляющий обязан разработать план внешнего управления и представить его собранию кредиторов для утверждения.
План внешнего управления должен соответствовать требованиям, установленным федеральными законами, предусматривать срок восстановления платежеспособности должника, содержать обоснование возможности восстановления платежеспособности должника в установленный срок.
Утвержденный собранием кредиторов план внешнего управления представляется в арбитражный суд внешним управляющим не позднее чем через пять дней с даты проведения собрания кредиторов (пункт 4 статьи 107 Закона о банкротстве).
Жалоба на управляющего
Управляющий является лицом, от которого зависят шансы компании на дальнейшее функционирование. Но его действия не всегда результативны, причинами чего может быть:
- политическая ситуация;
- стихийные бедствия;
- инфляция и другие факторы.
Также это может обуславливаться давлением кредиторов, которые хотят быстрее перейти к этапу конкурсного производства из-за чего оказывают давление на управляющего и устанавливают препятствия для его эффективной работы.
Но чаще всего отсутствие результатов объясняется низким уровнем профессионализма временного руководителя.
Если кредиторов не устраивает политика управляющего, они могут подать на него жалобу в суд. Также направить претензии могут иные лица, перед которыми у компании есть неисполненные финансовые обязательства.
Жалоба составляется в письменной форме с учетом общих норм судопроизводства и содержит:
- реквизиты судебного органа;
- сведения об истце и ответчике;
- реквизиты дела о банкротстве;
- суть обращения – основания для претензии;
- требования к суду – замена управляющего либо открытие конкурсного производства;
- перечень приложений;
- дату и подпись истца.
На рассмотрение обращения суду отводится месяц.
Алгоритм действий при внешнем управлении
Внешнее управление как процедура банкротства предполагает следующий алгоритм действий:
- уведомление директора и владельцев фирмы в день введения ВУ;
- направление заявки на издание данных о запуске ВУ как стадии несостоятельности – за 10 дней;
- получение управляющим распоряжения о передаче ему документации;
- передача новому временному руководителю пакета документов;
- первичное собрание кредиторов – до истечения 31-го дня с момента запуска ВУ;
- направление информации о проводимых мероприятиях в целях оздоровления в налоговые органы, банковские предприятия, ФССП и иные организации, перед которыми у фирмы имеются долги;
- общее собрание персонала организации;
- привлечение к ВУ бухгалтера и аудитора;
- организация инвентаризации;
- анализ финансового положения компании;
- возврат третьим лицам принадлежащего им имущества;
- составление и рассмотрение претензий кредиторов;
- повторное собрание кредиторов;
- формирование отчетов и их передача кредиторам и судебным органам;
- осуществление мероприятий по плану оздоровления;
- составление итоговой отчетности и его предоставление кредиторам и в судебные органы.
Внешнее управление – совокупность действий, которые проводятся для остановки процесса банкротства и возврата прежней работоспособности организации. Возможно только по постановлению арбитражного суда, выносящим его только когда есть реальный шанс на финансовое оздоровление организации.
Для «реанимации» компании важна не только совокупность финансовых особенностей, в результате которых возникла данная ситуация, но также профессиональная грамотность назначенного управляющего.
Внешнее управление как процедура банкротства назначается по результатам финансового оздоровления при следующих условиях:
- имеется реальный шанс вернуть состоятельность юридического лица-должника в течение конкретного периода;
- кредиторы совместным решением направили в судебные органы ходатайство о введении внешнего управления на предприятии-должнике;
- после направления ходатайства о признании банкротства организации, появились факты, согласно которым восстановление платёжеспособности юридического лица реально, а значит утверждение управляющего целесообразно.
Основное отличие данного этапа банкротства – отстранение должностных лиц от руководства фирмой и передача данных функций внешнему управляющему. После их получения последний имеет право уволить директора, его заместителя, главбуха и определять дальнейшую политику деятельности предприятия самостоятельно.
Чем внешнее управление отличается от финансового оздоровления
Это два разных этапа банкротства, имеющие общие черты:
- единая цель – восстановление платежеспособности компании;
- предоставление льготных условий по дальнейшему функционированию фирмы;
- введение по решению судебных органов либо первого собрания кредиторов.
При этом между этими способами восстановления жизнеспособности есть 2 существенных отличия:
- При финансовом оздоровлении функции директора ограничиваются, но он продолжает управлять компанией (под контролем), а при внешнем управлении происходит полное отстранение действующего руководства предприятия, а в обязанности временного управляющего входит принятие резолюций, определяющих дальнейшую политику компании;
- Финансовое оздоровление – это закрытие долгов в рассрочку под конкретные гарантии, а при внешнем управляющем происходит абсолютное изменение стратегии деятельности фирмы.
Пошаговый алгоритм действий для выведения предприятия из состояния финансового кризиса
Внешнее конкурсное управление при банкротстве – это совокупность этапов и стратегического планирования, которое может поспособствовать восстановлению финансового положения предприятия. Для выведения предприятия из кризисного положения требуется следовать такому алгоритму действий:
- в первый день введения ВУ требуется поставить в известность руководителей предприятия;
- за 10-дневный срок направляется заявление о присвоение статуса несостоятельности;
- права на руководство и принятие решений передаются управляющему;
- в течение 1 месяца проводится собрание кредиторов для обсуждения дальнейших действий;
- все организации, которые выдавали кредиты предприятию, получают извещение о начале оздоровительного процесса;
- проводится собрание всех сотрудников;
- бухгалтер и аудитор организации привлекается к разработке и обсуждению дальнейшего плана действий;
- проведение инвентаризации и последующий анализ финансовой ситуации;
- принятие от кредиторов претензий, проведение еще одного собрания для обсуждения;
- составление отчетности, передача ее кредиторам и в суд;
- проведение оздоровительных мероприятий;
- подготовка итогового отчета за все время ВУ и предоставление информации суду, кредиторам.