2.4. Свидетель и понятой в административном производстве
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «2.4. Свидетель и понятой в административном производстве». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно КоАП РФ права понятых включают в себя денежную компенсацию понесенных расходов. К таким расходам можно отнести затраты на проезд и проживание. А также человеку должны оплатить пропущенные дни работы в размере средней зарплаты.
Какие есть обязанности и права у понятого?
Их не так много. Фактически, прямо это нигде не прописано, но понятой должен присутствовать на протяжении всей административной процедуры, для которой он привлечён. Это исходит из самого назначения человека в таком статусе – удостоверения процесса.
Во время проведения самой административной процедуры понятой больше ничего не обязан, кроме как быть законопослушным гражданином (не мешать инспекторам и иными способами не нарушать правопорядок, не хулиганить, не бить привлекаемое лицо и т.п.).
Важно понимать, что Вас привлекают не только для просмотра эдакого театрального представления, например, с привлечением пьяного водителя, а для удостоверения корректности всех действий сотрудников и подтверждения слов и/или действий нарушителя.
Чтобы получить компенсацию, суд выносит соответствующее решение и передает его в финансовые органы. В течение 30 дней гражданин должен получить деньги. Если этого не произошло, то можно говорить о нарушении прав понятых.
Лучше не пускать это дело на самотек, а приложить усилия для восстановления справедливости. Для начала можно написать заявление в финансовые органы с требованием выплатить положенные деньги или объяснить невозможность выплаты. Если это не помогает, надо обращаться с жалобой в суд и добиваться оплаты компенсации.
Комментарии к статье:
Комментируемая ст. 25.7 КоАП РФ определяет правовой статус понятого по делу об административном правонарушении.
Понятым является лицо, которое призвано подтвердить подлинность и законность процедуры фиксирования факта совершения правонарушения. Правовой формой фиксирования такого рода юридических фактов являются: протокол об административных правонарушениях, протокол об административном задержании, личном досмотре и т.д.
Понятые подписывают протокол совершенного при них процессуального действия. Понятой вправе делать замечания по поводу совершаемых процессуальных действий. Замечания понятого подлежат занесению в протокол.
Понятые приглашаются для участия в производстве по делу об административных правонарушениях на добровольной основе. Понятому возмещаются расходы, связанные с его участием.
Понятым может быть только не заинтересованное в исходе дела лицо.
КоАП РФ предусматривает случаи совершения процессуальных действий в отсутствие понятых. Это возможно в случае применения видеозаписи для фиксации совершения процессуальных действий, за исключением личного досмотра. О применении видеозаписи делается запись в соответствующем протоколе либо акте освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении
Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда (ст. 49 Конституции РФ). Несмотря на то что в данной конституционной норме говорится лишь о лицах, обвиняемых в совершении преступления, ее положения в соответствии с общим принципом презумпции невиновности распространяются на все случаи совершения правонарушений. В частности, согласно ст. 1.5 КоАП РФ, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном данным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
В этой связи участник производства по делу об административном правонарушении, в отношении которого составляется протокол о правонарушении, применяются меры обеспечения производства по делу и рассматривается дело, в КоАП РФ называется не нарушителем, как это было в ранее действовавшем Кодексе РСФСР об административных правонарушениях, а лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Таким образом, законодатель подчеркнул незыблемость в производстве по делам об административных правонарушениях принципа презумпции невиновности.
В качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению.
Показания свидетелей являются источником доказательств по делу об административном правонарушении. Для всестороннего, полного и объективного выяснения обстоятельств совершения правонарушения наличие свидетельских показаний в ряде случаев бывает крайне необходимым, их отсутствие восполнить никакими другими доказательствами невозможно. Особенно часто свидетели выступают по делам, связанным с мелким хулиганством, мелким хищением, нарушениями Правил дорожного движения (особенно в случаях причинения материального ущерба или легкого вреда здоровью потерпевшего), неповиновением законному распоряжению сотрудника милиции, и некоторым другим делам.
Положение ст. 25.6 КоАП РФ о том, что в качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению, принципиально отличается от аналогичной нормы, действовавшей до принятия этого Кодекса — Законодатель опустил положение, существовавшее в ранее Действовавшем КоАП РСФСР о том, что в качестве свидетеля может быть вызвано любое лицо, обладающее соответствующей информацией, и тем самым подчеркивалась незаменимость свидетеля.
Однако, согласно ст. 51 Конституции РФ, никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом. Повторив в ч. 3 ст. 25.6 КоАП РФ это конституционное положение, законодатель определил в примечании к данной статье круг близких родственников. Ими являются родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки. Таким образом, свидетель вправе не свидетельствовать против себя самого, своего супруга, родителей, детей, усыновителей, усыновленных, родных братьев и сестер, дедушек, бабушек, внуков.
Статьей 51 Конституции РФ установлено также, что федеральным законом могут предусматриваться и иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания. В этой связи законодатель не счел правильным говорить о возможности вызова в качестве свидетеля любого лица, которому известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по делу.
Закон не запрещает вызывать в качестве свидетелей супругов и близких родственников, их нельзя лишь заставлять давать свидетельские показания. Если же они сами желают выступать в качестве свидетеля по делу, родственные связи не могут служить основанием для отказа от привлечения данных лиц к производству по делу. При этом недопустимо также заранее установленное отрицательное отношение к достоверности их показаний, даже если они действительно вызывают сомнения в объективности. Эти показания должны быть оценены наряду с другими собранными по делу доказательствами.
В ст. 25.6 КоАП РФ в круг лиц, освобожденных от обязанности давать свидетельские показания, не включены опекуны и попечители. Они наряду с родителями и усыновителями правомочны в качестве законных представителей выступать в защиту прав и законных интересов лица, в отношении которого ведется производство по делу, и потерпевшего, которые либо являются недееспособными или ограниченно дееспособными, либо, будучи дееспособными, в силу своего возраста или физического состояния не могут лично осуществлять свои права и обязанности. Законным представителям могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению, как лично, так и со слов представляемых ими лиц, и в этой связи они отвечают основаниям привлечения в качестве свидетеля.
Однако в соответствии с конституционным положением о том, что никто не обязан свидетельствовать против близких родственников, законодатель определил таких лиц. Это, в частности, родители и усыновители. Вопрос же об аналогичном праве опекунов и попечителей, обладающих тем же процессуальным статусом, не урегулирован. Представляется, что опекуны и попечители должны, как и родители, усыновители, иметь право не свидетельствовать против представляемых ими лиц (в данном случае свидетельствование против представляемых лиц является в определенной степени свидетельством против себя самого).
Думается, что лица могут привлекаться в качестве свидетеля лишь по их собственной инициативе. Если же они сами желают выступать в качестве свидетеля по делу, их статус законного представителя не должен служить основанием для отказа от заслушивания их свидетельских показаний: этим лицам могут быть известны многие обстоятельства дела, подлежащие установлению. При этом недопустимо также заранее установленное отрицательное отношение к достоверности соответствующих показаний, даже если они действительно вызывают сомнения в объективности. Эти показания должны быть оценены наряду с другими собранными по делу доказательствами.
Основанием для вызова лица в качестве свидетеля служит предположение о том, что ему известны какие-либо данные об обстоятельствах, подлежащих доказыванию. К обстоятельствам, подлежащим установлению по конкретному делу об административном правонарушении, относятся фактические данные, на основе которых судья, орган, должностное лицо устанавливают наличие или отсутствие административного правонарушения, виновность лица в его совершении и иные факторы, имеющие значение для правильного разрешения дела; к числу иных — данные о личности виновного, его имущественном положении, обстоятельствах, смягчающих и отягчающих ответственность, о причиненном ущербе и др. Лицо может быть вызвано в качестве свидетеля и для выявления причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Основанием для вызова лица в качестве свидетеля может быть также знание им существенных для дела сведений, полученных из рассказов других лиц, из документов.
В качестве свидетеля могут быть вызваны работники милиции, другие лица, которые пресекли правонарушение, осуществляли задержание лица, в отношении которого ведется производство по делу, личный досмотр, досмотр вещей, изъятие вещей и документов, иные меры обеспечения производства. Допрос работников милиции в качестве свидетелей допустим, в частности, по вопросу об основаниях задержания и о том, обращались ли к ним другие лица с сообщениями о противоправных действиях лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Свидетелями могут быть работники контрольно-ревизионных органов, надзорных органов, инспекций, собиравшие материалы, которые послужили основанием к возбуждению дела об административном правонарушении. Лица, входящие в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, могут давать свидетельские показания о личности, связях, условиях жизни и воспитания несовершеннолетнего.
В качестве свидетеля может быть опрошен и потерпевший, хотя в этом видится серьезное противоречие в законодательстве, о чем уже шла речь в § 2 настоящей главы.
При наличии перечисленных в ч. 2 ст. 25.12 КоАП РФ обстоятельств, исключающих возможность участия в производстве по делу об административном правонарушении лица в качестве специалиста, эксперта или переводчика, оно подлежат отводу и замене в этом качестве другим компетентным лицом. Между тем, если указанным лицам известны обстоятельства, подлежащие установлению по делу, они также могут быть опрошены в качестве свидетеля.
Обстоятельства, исключающие возможность участия в производстве по делу об административном правонарушении
К участию в производстве по делу об административном правонарушении в качестве защитника и представителя не допускаются лица в случае, если они являются сотрудниками государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением правил, нарушение которых явилось основанием для возбуждения данного дела, или если они ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу (ст. 25.12 КоАП РФ).
Формулируя этот запрет, законодатель исходил из конституционного положения о том, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (ст. 123 Конституции РФ). В этой связи защитник и представитель не вправе принять поручение об оказании юридической помощи, если они каким-либо образом связаны с лицами, интересы которых противоречат интересам лица, обратившегося к ним за юридической помощью. Лица не должны выступать защитником или представителем также и из-за их предыдущего участия в деле в ином качестве, так как у них может быть выработано предвзятое, одностороннее мнение по существу дела.
Согласно ст. 25.12 КоАП РФ к участию в производстве по делу об административном правонарушении не допускаются также лица в качестве специалиста, эксперта и переводчика в случае, если они состоят в родственных отношениях с лицом, привлекаемым к административной ответственности, потерпевшим, их законными представителями, защитником, представителем, прокурором, судьей, членом коллегиального органа или должностным лицом, в производстве которых находится данное дело, или если они ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу либо если имеются основания считать этих лиц лично, прямо или косвенно, заинтересованными в исходе данного дела.
Законодатель не указывает в ст. 25.12 КоАП РФ, что следует понимать под родственными отношениями. Однако, как уже отмечалось в § 5 данной главы, в ст. 25.6 Кодекса определяются близкие родственники: родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки. Хотя этот перечень для положений ст. 25.12 КоАП РФ, безусловно, не является исчерпывающим, видимо, нет нужды в его чрезмерном расширении. Дело в том, что в любой ситуации никакое лицо не может быть допущено к участию в производстве по делу, если имеются основания считать его прямо или косвенно заинтересованным в исходе данного дела.
При наличии предусмотренных ст. 25.12 КоАП РФ обстоятельств, исключающих возможность участия лица в качестве защитника, представителя, специалиста, эксперта или переводчика в производстве по делу об административном правонарушении, указанное лицо подлежат отводу.
Заявление о самоотводе или об отводе подается судье, органу, должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении. Рассмотрев заявление о самоотводе или об отводе, судья, орган, должностное лицо выносят определение об удовлетворении заявления либо об отказе в его удовлетворении.
Чем отличается понятой от свидетеля и очевидца?
Всё очень просто, и различия исходят из самих значений понятого и других статусов граждан в данный момент времени:
- очевидец – неформальный статус человека, который что-то где-то видел, то есть сам факт того, что Вы являетесь очевидцем, не может фигурировать ни в каком документе;
- очевидец становится свидетелем после того, как будет привлечён в качестве последнего с соблюдением всех норм и требований для этого: уведомления надлежащим образом (повесткой), зачтения ему его прав;
- значение понятого вообще никак не связано ни со свидетелем, ни, тем более, с очевидцем – понятой лишь удостоверяет своим присутствием и подписью факт наличия той или иной админпроцедуры, а также соответствия её порядка проведения описанному в документах (протоколе или акте).
Ст 170 УПК РФ (Уголовно-процессуальный Кодекс РФ). Участие понятых
Статья 69.
В случаях, предусмотренных , , , — , , , и УПК РФ (наложение ареста на имущество, осмотр места происшествия, местности, жилища, иного помещения, предметов и документов, трупа, следственный эксперимент, обыск, выемка, личный обыск, осмотр, выемка и снятие копий с задержанных почтово-телеграфных отправлений, осмотр и прослушивание фонограммы, предъявление для опознания, проверка показаний на месте), следственные действия производятся с участием не менее двух понятых (не заинтересованных в исходе уголовного дела лиц), которые вызываются для удостоверения факта производства следственного действия, его хода и результатов, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьи ( УПК РФ).
Выемка и осмотр фонограмм дознавателем производится в соответствии со , , , , УПК РФ.
В протоколе осмотра фонограммы должна быть дословно изложена ее часть, которая, по мнению дознавателя, имеет отношение к данному уголовному делу.
С помощью него законодатель попытался предоставить следователю (дознавателю и др.) возможность провести некоторые следственные действия, в том числе и осмотр, без участия понятых, полагая, что замена участия таковых в следственном действии применением технических средств позволит решить сразу несколько проблем: – ограничение прав граждан, обусловленное вовлечением таковых в уголовный процесс в качестве понятых; – экономия времени следователя (дознавателя и др.) за счет отказа от приглашения и обеспечения участия в следственном действии понятых; – увеличение мобильности и быстроты работы следователя (дознавателя и др.) на первоначальном этапе расследования и др. При этом общим правилом о необходимости в отсутствие понятых применять технические средства фиксации хода и результатов следственного действия и увеличением санкции статьи, предусматривающей ответственность за фальсификацию доказательств, как думается, законодатель собирается предотвратить искажение (несоответствие тому, что в действительности имело место) органом предварительного расследования фиксируемой в протоколе следственного действия информации. Итак, в настоящее время законный осмотр может быть произведен без участия понятых.
В случае производства следственного действия без участия понятых применяются технические средства фиксации его хода и результатов.
Если в ходе следственного действия применение технических средств невозможно, то следователь делает в протоколе соответствующую запись. 4. Перед началом следственного действия следователь в соответствии с частью пятой статьи 164 настоящего Кодекса разъясняет понятым цель следственного действия, их права и ответственность, предусмотренные статьей 60 настоящего Кодекса. 1. О понятии и процессуальном положении понятого см.
комментарий к ст. 60 УПК. 2. Участие понятых является важной гарантией удостоверения объективности получаемых доказательств. Поэтому понятые не участвуют в тех следственных действиях, которые основаны на субъективном методе расспроса (допрос, очная ставка, производство экспертизы). Понятые могут быть нужны в тех действиях, которые основаны на объективном методе наблюдения (например, осмотр, обыск, освидетельствование).
В случае производства следственного действия без участия понятых применяются технические средства фиксации его хода и результатов.
Если в ходе следственного действия применение технических средств невозможно, то следователь делает в протоколе соответствующую запись.
4. Перед началом следственного действия следователь в соответствии с частью пятой статьи 164 настоящего Кодекса разъясняет понятым цель следственного действия, их права и ответственность, предусмотренные статьей 60 настоящего Кодекса. 1. О понятии и процессуальном положении понятого см.
комментарий к ст. 60 УПК. 2. Участие понятых является важной гарантией удостоверения объективности получаемых доказательств.
Поэтому понятые не участвуют в тех следственных действиях, которые основаны на субъективном методе расспроса (допрос, очная ставка, производство экспертизы). Понятые могут быть нужны в тех действиях, которые основаны на объективном методе наблюдения (например, осмотр, обыск, освидетельствование). 3.
Понятые в определении УПК РФ
Юридическую трактовку понятия и статуса понятого дает Уголовно-Процессуальный Кодекс (УПК) РФ в статье № 60. Понятой, согласно УПК РФ – это гражданин, привлеченный к каким-либо следственным операциям для фиксации факта их исполнения и получения результатов. Обязательным условием является незаинтересованность данного лица в предмете и целях проводимого следственного мероприятия (ст. 60, ч. 1 УПК РФ).
Понятыми, согласно ч. 2 ст. 60 УПК, не могут быть следующие лица:
- граждане, не достигшие 18-летнего возраста;
- стороны данного производства и их родственники;
- сотрудники органов исполнительной власти, осуществляющие расследование или розыск в рамках следственных манипуляций.
Функции уголовного процесса
Поскольку уголовное судопроизводство является правоприменительной деятельностью компетентных органов государственной власти, которые вовлекают в производство по уголовному делу иных лиц, имеющих различные права и интересы, то деятельность всех участников уголовного судопроизводства имеет весьма разнообразный, разнонаправленный характер.
Уголовно-процессуальные функции — отдельные направления уголовно-процессуальной деятельности, обусловленные различными ролью и назначением органов дознания, следствия и суда, а также различием законных интересов лиц, вовлекаемых этими органами в уголовное судопроизводство.
Уголовно-процессуальные функции — роль и назначение участников уголовного процесса, выражающиеся в основных направлениях их деятельности (П.С. Элькинд).
Классическая точка зрения заключается в том, что в уголовном процессе существуют три функции:
-
- обвинение (уголовное преследование);
- защита от обвинения;
- юстиция (судебное рассмотрение и разрешение уголовного дела по существу).
Обвинение и защита (а точнее, их представители) суть стороны в уголовном процессе, противоборство (противостояние) которых должен разрешать независимый, беспристрастный и самостоятельный арбитр — суд. Каждую сторону обычно представляют несколько участников.
- Так, например, функцию уголовного преследования осуществляют органы предварительного расследования и их руководители, прокурор, частный обвинитель, потерпевший, гражданский истец и представители трех последних участников процесса.
- Функцию защиты реализуют подозреваемый (обвиняемый, подсудимый, осужденный или оправданный), его законный представитель, защитник, гражданский ответчик и его представитель.
- Другие авторы полагают, что в уголовном судопроизводстве реализуются четыре функции: обвинение, защита, юстиция и расследование уголовного дела.
Отдельные специалисты (в частности П.С. Элькинд) считают, что в уголовном процессе существуют шесть функций:
-
- обвинение;
- защита;
- юстиция (рассмотрение и разрешение уголовного дела судом по существу);
- предварительное расследование уголовного дела;
- побочная (деятельность гражданского истца и гражданского ответчика и их представителей);
- вспомогательная (деятельность участников процесса, не входящих в ранее перечисленные группы и оказывающих содействие в достижении целей и решении задач уголовного процесса: свидетеля, понятых, секретаря судебного заседания и т.д.).
Некоторые авторы одной из функций уголовного судопроизводства считают осуществление прокурорского надзора (В.И. Рохлин).
Разрешение уголовного дела осуществляется судом, который обязан посредством рассмотрения уголовного дела и при наличии к тому оснований разрешить уголовное дело по существу:
-
- признать лицо виновным в совершении преступления и назначить ему наказание;
- применить к лицу принудительные меры медицинского характера в соответствии с требованиями главы 51 УПК РФ;
- применить к лицу принудительные меры воспитательного воздействия в соответствии с требованиями главы 50 УПК РФ;
- отменить или изменить решение, принятое нижестоящим судом (ч. 1 ст. 29 УПК РФ).
Обвинение возложено со стороны органов уголовного судопроизводства главным образом на прокурора, поддерживающего государственное обвинение в суде (ч. 3 ст.
37 УПК РФ), а также субсидиарно (за исключением дел частного обвинения) на потерпевшего (ст. 22 УПК РФ).
Суть данной функции состоит в изобличении виновного в ходе предварительного расследования и поддержании предъявленного ему обвинения в судебном разбирательстве.
Защита от обвинения осуществляется защитником (ст. 49 УПК РФ), обвиняемым (ст. 47 УПК РФ), подозреваемый (ст. 46 УПК РФ), лицо, в отношении которого ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера (гл. 51 УПК РФ).
Функция защиты производна от функции обвинения (защищаться можно только от предъявленного обвинения), а потому возникать они должны одновременно с учетом фактического, а не только формального процессуального положения лица, подозреваемого (обвиняемого) в совершении преступления.
Вместе с тем, по делам о применении принудительных мер медицинского характера функция защиты не противопоставлена функции обвинения, поскольку в этих делах нет ни только обвинения, но даже и подозрения в совершении преступления.
В данном случае в функцию защиты включена процессуальная деятельность по указанным делам (ст.
438 УПК РФ), которая направлена против вывода следователя, утвержденного прокурором, о том, что подзащитный совершил общественно опасное деяние, причем по характеру деяния и своему болезненному состоянию представляет опасность для окружающих либо существует возможность причинения им иного существенного вреда (ст. 439 УПК РФ). Что касается процессуальной деятельности следователя, то она производится в рамках уголовного преследования, о котором речь пойдет в гл. VI раздела первого настоящего учебника.
В рамках расследования органы следствия и дознания (следователь, руководитель следственного органа, дознаватель, орган дознания, начальник специализированного подразделения дознания) путем производства следственных действий решают все общие задачи уголовного судопроизводства, а именно:
-
- устанавливают событие преступления и лицо, совершившее преступление, изобличая последнего;
- формируют предмет доказывания по уголовному делу в предусмотренные законом сроки;
- направляют материалы уголовного дела в суд с обвинительным заключением, в котором отражена правовая квалификация деяния в точном соответствии с законом.
Вместе с тем, выполнение данной функции, несмотря на терминологическую схожесть с одноименной стадией, сводится не только к деятельности указанных лиц на стадии предварительного расследования, но и ко всему производству по уголовному делу, в котором принимают участие, например, суд, проводя судебное следствие, или свидетели, эксперты, специалисты, понятые, принимающие непосредственное участие в процессе исследования доказательств по делу.
Прокурорский надзор за законностью в сфере уголовного судопроизводства — заключается в том, чтобы на всех стадиях уголовного судопроизводства обеспечить правильное применение закона.
Предметом данного надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
Согласно КоАП РФ права понятых включают в себя денежную компенсацию понесенных расходов. К таким расходам можно отнести затраты на проезд и проживание. А также человеку должны оплатить пропущенные дни работы в размере средней зарплаты.
Чтобы получить компенсацию, суд выносит соответствующее решение и передает его в финансовые органы. В течение 30 дней гражданин должен получить деньги. Если этого не произошло, то можно говорить о нарушении прав понятых.
Лучше не пускать это дело на самотек, а приложить усилия для восстановления справедливости. Для начала можно написать заявление в финансовые органы с требованием выплатить положенные деньги или объяснить невозможность выплаты. Если это не помогает, надо обращаться с жалобой в суд и добиваться оплаты компенсации.
Понятые в определении УПК РФ
Юридическую трактовку понятия и статуса понятого дает Уголовно-Процессуальный Кодекс (УПК) РФ в статье № 60. Понятой, согласно УПК РФ – это гражданин, привлеченный к каким-либо следственным операциям для фиксации факта их исполнения и получения результатов. Обязательным условием является незаинтересованность данного лица в предмете и целях проводимого следственного мероприятия (ст. 60, ч. 1 УПК РФ).
Понятыми, согласно ч. 2 ст. 60 УПК, не могут быть следующие лица:
- граждане, не достигшие 18-летнего возраста;
- стороны данного производства и их родственники;
- сотрудники органов исполнительной власти, осуществляющие расследование или розыск в рамках следственных манипуляций.
При отступлении от данного регламента действия по расследованию могут быть признаны незаконными, а результаты и выводы проводимых мероприятий – недействительными.
Статус понятого накладывает на гражданина определенные права и обязанности. Они прописаны в 3 и 4 частях статьи 60 УПК РФ.
Права понятого:
Обратите вниманиеУголовным Кодексом РФ предусмотрены меры наказания за дачу заведомо ложных показаний, в зависимости от обстоятельств правонарушения они могут закобчаться в штрафе до 80 тыс. руб или до 2-х лет исправительных работ. В этой статье мы расскажем подробно о этих мерах.
- принимать участие в следственных мероприятиях;
- высказывать замечания по поводу проводимых действий с занесением их в протокол;
- быть ознакомленным с протоколом следственного мероприятия, на котором он присутствовал в статусе понятого;
- подписывать вышеуказанный протокол или же не подписывать его, если у понятого есть сомнения в правильности отраженной в документе информации;
- подавать жалобы на действие или бездействие лиц, осуществляющих следственные мероприятия в рамках данного уголовного дела, вследствие которых были ущемлены его права как понятого;
- получать возмещение материальных расходов, понесенных в ходе проведения следственных действий.
Обязанности понятого:
- являться по вызову следственных или судебных органов при возникшей необходимости. Неявка понятого может быть только по уважительной причине, подтвержденной справкой или иным документом;
- сохранять в тайне предмет и данные проводимого в его присутствии расследования. При нарушении тайны следствия, понятой, согласно ст. 310 Уголовного Кодекса (УК) РФ, может быть наказан либо штрафом до 80 тыс. рублей, либо исправительными работами до 2 лет.
Когда и для чего приглашают понятых?
При совершении преступления следователь по делу или дознаватель привлекает дополнительных лиц. Граждане приглашаются для подтверждения факта преступления и отслеживанием действий сотрудников полиции. Понятые – это два или более гражданских лиц, не заинтересованных в исходе уголовного дела. Своей подписью подтверждают присутствие в следственном мероприятии. Являются гарантами соблюдения законности и могут высказывать свои замечания, которые будут внесены в протокол. Понятыми не могут быть:
- граждане, не достигшие 18-летнего возраста;
- участники судопроизводства и их ближайшие родственники;
- оперативные работники и сотрудники предварительного расследования.
Статья 25.3 КоАП РФ. Законные представители физического лица
- Защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющихся несовершеннолетними либо по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно реализовать свои права, осуществляют их законные представители.
- Законными представителями физического лица являются его родители, усыновители, опекуны или попечители.
- Родственные связи или соответствующие полномочия лиц, являющихся законными представителями физического лица, удостоверяются документами, предусмотренными законом.
- Законные представители физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего имеют права и несут обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом в отношении представляемых ими лиц.
- При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном лицом в возрасте до восемнадцати лет, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя указанного лица.