психолог или дефектолог на кого лучше учиться
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «психолог или дефектолог на кого лучше учиться». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Считается, что специалисты работают только над звукопроизношением, то есть учат детей правильно выговаривать звуки, не «шепелявить» и не «картавить». На самом деле, сфера компетенций логопеда значительно шире, как и понятие речевых нарушений. Это и проблемы с говорением, чтением и письмом, нарушения голоса, заикание, задержка развития речи или ее полное отсутствие.
Работа логопеда в детском саду и школе
«С каждым годом процент детей, которые нуждаются в логопедической помощи, растет, — отмечает эксперт. — А чем позже будет обнаружен дефект, тем более серьезные негативные последствия для развития ребенка он может повлечь. Поэтому задача специалиста, работающего в детском саду, — своевременно выявлять и предупреждать речевые нарушения у детей старшего дошкольного возраста».
В детских садах специалисты отвечают за развитие навыков связной речи у малышей и полное формирование ее звуковой стороны. Другими словами, учат детей правильно слышать и воспринимать звуки, а затем правильно их воспроизводить. Работают с малышами индивидуально и в группах.
В обычных садах уделяют внимание лишь тем детям, которым требуется помощь профессионала. А в специализированных учреждениях и группах с логопедическим уклоном отвечают за весь образовательный процесс, строят его так, чтобы помочь детям избавиться от речевых проблем как можно раньше.
Обязательно привлекают к работе родителей, консультируют, рекомендуют техники коррекции, которые можно использовать дома. Если логопед считает, что причиной дефекта стало заболевание, порекомендует родителям показать малыша врачу — профильному специалисту. Такой подход помогает устранить нарушение в раннем возрасте или максимально сгладить его негативное воздействие на развитие и речь ребенка.
Когда нужно обратиться к дефектологу
На проблемы с развитием ребенка указывают психологи при плановом обследовании и поступлении в детский сад. Чаще всего у детей диагностируют задержку речевого развития. Связана она с неврологическими заболеваниями, но возможны и психологические причины.
Психолог-дефектолог детский консультирует по следующим вопросам.
Трудности с движениями. Возможно два варианта — гиперактивность и гипоактивность. В первом случае ребенок постоянно в движении, машет руками и ногами даже во время отдыха, трудно засыпает. При гипоактивности, наоборот, ребенок мало двигается, апатичный при подтвержденном физическом здоровье и хорошем самочувствии.
Неумение играть в игры. К трем годам ребенок должен научиться играть самостоятельно с игрушками и другими детьми. Если малыш психует, кричит во время игры, не может сконцентрироваться на одной деятельности на 10 и более минут, то нужна помощь специалиста.
Агрессивное поведение. Если ребенок старше 3 лет ведет себя агрессивно, отказываясь от игр и учебы, то у него есть психологические проблемы.
Медленное умственное развитие. При оценке интеллектуального развития нужно опираться на усредненные рамки, позволяя своему ребенку развиваться чуть медленнее. Помощь специалиста требуется при серьезных отклонениях от рекомендованной нормы. Например, если в 5 лет ребенок не знает названий цветов, животных, трудно запоминает имена близких.
Медленное речевое развитие. Обратиться к дефектологу стоит при отказе ребенка отвечать на заданные вопросы, низком словарном запасе.
Родителям оценивать развитие собственных детей трудно, поэтому рекомендовано регулярное обследование у невролога и психолога для своевременной коррекции.
Согласно общепринятым стандартам логопед, дефектолог-психолог требуется в следующих случаях:
Многие проблемы решаются только у невролога. Но даже при подтвержденных неврологических проблемах не помешает консультация дефектолога.
Когда нужно обратиться к дефектологу
На проблемы с развитием ребенка указывают психологи при плановом обследовании и поступлении в детский сад. Чаще всего у детей диагностируют задержку речевого развития. Связана она с неврологическими заболеваниями, но возможны и психологические причины.
Психолог-дефектолог детский консультирует по следующим вопросам.
Трудности с движениями. Возможно два варианта — гиперактивность и гипоактивность. В первом случае ребенок постоянно в движении, машет руками и ногами даже во время отдыха, трудно засыпает. При гипоактивности, наоборот, ребенок мало двигается, апатичный при подтвержденном физическом здоровье и хорошем самочувствии.
Неумение играть в игры. К трем годам ребенок должен научиться играть самостоятельно с игрушками и другими детьми. Если малыш психует, кричит во время игры, не может сконцентрироваться на одной деятельности на 10 и более минут, то нужна помощь специалиста.
Агрессивное поведение. Если ребенок старше 3 лет ведет себя агрессивно, отказываясь от игр и учебы, то у него есть психологические проблемы.
Медленное умственное развитие. При оценке интеллектуального развития нужно опираться на усредненные рамки, позволяя своему ребенку развиваться чуть медленнее. Помощь специалиста требуется при серьезных отклонениях от рекомендованной нормы. Например, если в 5 лет ребенок не знает названий цветов, животных, трудно запоминает имена близких.
Медленное речевое развитие. Обратиться к дефектологу стоит при отказе ребенка отвечать на заданные вопросы, низком словарном запасе.
Родителям оценивать развитие собственных детей трудно, поэтому рекомендовано регулярное обследование у невролога и психолога для своевременной коррекции.
Согласно общепринятым стандартам логопед, дефектолог-психолог требуется в следующих случаях:
- в 7 месяцев малыш не реагирует на обращенную к нему речь, не берет игрушки;
- в год не «лепечет»;
- в 2,5 года не знает простых слов, не может составить предложения из 2-3 слов;
- в 3 года течет слюна, есть проблемы с артикуляцией;
- в 5 лет не составляет предложения;
- заикается;
- отстает в умственном развитии, отсутствует желание обучаться;
- имеет заболевания психики, нервной системы;
- имеет болезни слуха или зрения.
Заболевания и состояния, которые лечит логопед-психолог
Логопед-психолог проводит коррекцию, лечение речевых и психологических нарушений, которые возникают по таким причинам:
- Патологии беременности, процесса родов, приведшие к органическим, физиологическим повреждениям у ребенка. К примеру, острая или хроническая гипоксия плода, асфиксия новорожденного, внутричерепная травма.
- Патологии или задержки внутриутробного развития плода. К примеру, внутриутробное инфицирование.
- Заболевания беременной женщины, негативно отразившиеся на состоянии здоровья малыша.
- Неправильный образ жизни беременной (курение, употребление алкоголя) или прием определенных медикаментов в период вынашивания малыша.
- Травматизация будущей матери – это могут быть падения или удары в область живота.
- Наследственность, генетический фактор.
- Черепно-мозговая травма.
- Перенесенные в раннем возрасте инфекционно-воспалительные заболевания, лечение сильнодействующими препаратами, хирургические операции под общим наркозом.
- Следствие сильного стресса, психологической травмы, потрясения, неправильного, агрессивного воспитания или обращения, полученного от родителей.
- Следствие изменения особенностей окружающей среды ребенка. Переезд на другое место жительства, переход в новое учебное заведение.
- Детский церебральный паралич, аутизм и подобные заболевания.
- Дефицит общения, изоляция, отсутствие родственников и близких рядом с ребенком.
- Нарушения социализации ребенка.
Как найти действительно хорошего логопеда-психолога
Логопед-психолог есть далеко не в каждой поликлинике. Обычно в медицинских учреждениях работает логопед, но есть и психолог. Если не хотите ходить к разным врачам, нужно найти клинику, где принимает врач со специализацией логопед-психолог.
Найти доктора можно при помощи интернета. Многие современные клиники имеют сайты, где выкладывается информация о штате врачей.
Как убедиться, что специалист действительно вам подходит:
- Почитайте информацию о враче на специализированных форумах. Родители часто делятся информацией о специалистах, качество услуг которых их не устроило или наоборот приятно впечатлило.
- Узнайте, какое образование получил врач, какой у него опыт работы, проходит ли он стажировку за рубежом и курсы повышения квалификации. Врачи, которые постоянно обновляют свои знания, используют современные, высокоэффективные методики лечения.
- Запишитесь на консультацию и составьте мнение о специалисте самостоятельно. Посмотрите на реакцию ребенка во время общения с врачом и после приема. Оцените, насколько профессионально логопед-психолог ведет себя, как быстро нашел подход к малышу.
Окончательно установить, подходит ли вам врач или нет, можно после получения первых результатов лечения. Нужно оценивать, насколько быстро они появились, насколько существенны сдвиги в положительную сторону.
Что за специалист логопед-дефектолог
В современном понимании разница между логопедом и логопедом-дефектологом заключается в том, что первый работает со здоровыми детьми, у которых есть нарушения речи, а второй занимается с детьми, у которых, помимо речевых проблем, есть еще нарушения психического развития, нарушения слуха, зрения или интеллекта.
Кроме логопедов-дефектологов с детьми также работают сурдопедагоги (глухие и слабослышащие дети), тифлопедагоги (слабовидящие дети), олигофренопедагоги (дети, у которых диагностирована умственная отсталость).
Логопеды-дефектологи помогают детям с психическими и неврологическими заболеваниями, повышенным внутричерепным давлением, гидроцефалией, ДЦП, аутизмом, расстройствами сенсорной обработки, ММД, СДВГ, ЗПР, ЗПРР, серьезными речевыми нарушениями и т. д.
Проблемы, с которыми работает специалист данного профиля
Логопед коррекционного профиля решает проблемы вторичных нарушений речи у детей, нуждающихся в специализированной помощи. Дети с УО, глубокой ЗПР, аутизмом и ДЦП имеют и задержку в речевом развитии. Осложнение работы может заключаться:
- В нежелании со стороны малыша идти на контакт со взрослым (особенно это ярко наблюдается у аутистов).
- В ограничении физических возможностей детей (при нарушении моторной системы наблюдаются осложнения координирования мышц речевого аппарата).
- В непонимании или в полном отказе от помощи со стороны родителей особого ребенка (протест против комплексной врачебно-педагогической помощи). Часто коррекционные специалисты сталкиваются с тем, что взрослые не могут принять тот факт, что малыш «не такой, как все». В этом случае важно уметь успокоить родителей, объяснить и доказать им необходимость работы в условиях именно специализированного учреждения или группы. Чем раньше будет оказана помощь, тем больше шансов компенсировать недостатки в развитии и социализировать ребенка.
Сложнее всего педагогу работать с детьми, имеющими тяжелые формы нарушения.
Какие требования предъявляют к психологу ДОУ?
Для работы психологом ДОУ необходимо образование:
- Высшее или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Психология дошкольного образования» или «Психология и педагогика», «Детская психология».
- Любое высшее или среднее профессиональное образование и дополнительные курсы для психолога ДОУ – профессиональное образование по направлению подготовки «Психология дошкольного образования» или «Психология и педагогика», «Детская психология».
Шансы на трудоустройство будут выше, если вы специализируетесь именно на дошкольной психологии, но на практике к работе в ДОУ допускаются специалисты и с похожим образованием: детские психологи, психологи-педагоги. Главное – разбираться в тонкостях психологического сопровождения именно в рамках дошкольной образовательной программы и возрастной психологии.
Личностные характеристики психолога ДОУ:
- доброжелательность;
- тактичность;
- любовь к детям;
- сдержанность;
- оптимизм;
- ответственность;
- организованность;
- наблюдательность;
- настойчивость;
- эмпатия;
- решительность.
Большинство людей уже в школе задумываются о будущей профессиональной деятельности, связанной с дефектологией, как правило, среди них чаще встречаются девушки. Но, специальность логопеда имеет свои требования к кандидату, одно из них – отсутствие дефектов звукопроизношения и грамотный речевой строй.
Общая культура речи тоже является преимуществом для тех, кто решил выбрать этот профессиональный путь. При взаимодействии с учащимися необходимо следить за корректностью стилистики, орфоэпии и избегать просторечий. Речевой стиль логопеда должен быть достойным примером для ученика, который совершенствует свои вербальные навыки.
Чем занимается логопед
Распространённым заблуждением является утверждение, что врач-логопед всего лишь помогает нужным образом “установить” правильное произношение конкретных звуков, так как это лишь часть работы логопеда. Доктор проводит диагностирование нарушений, изучает анамнез своего пациента, при необходимости назначает различные обследования – таким образом ему удаётся установить причину появления дефектов речи. После того, как диагноз поставлен, врач-логопед принимает решение о назначении конкретных терапевтических схем для устранения нарушений речевой активности.
Для этого специалиста обязательны навыки психолога и психотерапевта, так как работа с дефектами речи часто напрямую связана с психологическими травмами и комплексами, перенесённым испугом или иными тяжёлыми, стрессовыми состояниями.
Задачи специалиста в школе
Педагог занимается с детьми в школах первой ступени (1-4 классы) и позволяет справиться с нарушениями письма и чтения, речевыми дефектами, психологическим напряжением и зажимами. Логопедический пункт представляет собой отдельный кабинет. Зачастую специалист принимает детей индивидуально, но, могут проводиться также групповые занятия, если в этом есть необходимость.
Логопедический пункт может быть на одну или несколько школ, расположенных рядом. Обычно, задача эксперта состоит в следующих аспектах:
- комплексная диагностика устной речи у первоклассников, определение дефектов, общего уровня развития;
- проверка устной и письменной речи у учащихся со 2 по 4 классы;
- индивидуальная беседа с детьми, своевременное диагностирование проблем и их решение, определение ряда заболеваний, которые могут вызвать дефект речи;
- проведение коррекционных занятий со школьниками разных возрастов, подключение родителей к решению конкретных проблем;
- направление к специалистам разного профиля, если в этом есть необходимость;
- профилактика возникновения и развития дефектов речи;
- проведение тематических занятий для школьников, их родителей и учителей, которые помогут понять проблематику заболеваний и научат заниматься с теми детьми, которые имеют врожденные или приобретенные дефекты речи;
- помощь детям в усвоении школьного материала (устного и письменного).
В школе особенно остро становится вопрос социализации и адаптации детей с дефектами речи. Поэтому логопед обязан проводить разъяснительные лекции, которые помогут нейтрализовать враждебность сверстников и принять детей с дефектами в коллектив.
Особенности проведения приема логопеда
Чтобы понять, что делает учитель-логопед, необходимо ознакомиться с его методиками. Обычно, специалист действует по заранее отработанной схеме, чтобы собрать наиболее полный анамнез и поставить точный диагноз, а также определиться с методом работы конкретного клиента.
Опрос
Первичное обследование пациента начинается с общения. Если речь идет о ребенке, информация уточняется у родителей. Логопед уточняет, какими заболеваниями он страдал раньше или сейчас, были ли патологии, задержки в развитии, задает вопросы об общем психическом и физическом состоянии. К самым распространенным категориям относятся:
- Время появления речевых дефектов. Позволяет определить, являются ли дефекты речи врожденными, или же они появились недавно по ряду причин.
- Наличие проблем. К примеру, позднее первое слово и разговор, проглатывание звуков, проблемы с выговором конкретных звуков могут свидетельствовать об определенной патологии.
- Перенесенные заболевания. Чтобы собрать наиболее полный анамнез, необходима информация о перенесенных инфекционных заболеваниях, а также проблемах с нервной, сердечно-сосудистой системой, нарушения слуха или зрения, прочих болезнях, перенесенных с момента рождения.
- Беременность и роды. Речевые патологии, вызванные проблемами с головным мозгом, нередко возникают еще в утробе матери. Кроме того, на патологическое состояние могут повлиять травмы во время рождения, обвитие пуповиной и прочее.
- Наличие врожденных аномалий. Особое внимание логопед обращает на проблемы с развитием зубов, языка, других органов полости рта, которые отвечают за правильное воспроизведение звуков. Нарушения слуха и зрения также могут спровоцировать патологии речевого центра.
- Общие показатели развития ребенка. Родители должны рассказать об умственном и физическом развитии ребенка, начиная с первых дней жизни. Недостаточный рост и масса тела, аномалии, связанные со строением черепа, также могут быть причинами нарушений.
Взрослые пациенты отвечают на те же вопросы, только охватывается не только детский период, но и последующие годы жизни. Обязательно нужно сообщать о травмах, перенесенных операциях, заболеваниях, болях и т.д.
Осмотр
После общения специалист проводит подробный осмотр тех органов, которые могли стать причиной появления конкретного дефекта речи. Обязательно обращается внимание на следующие факторы:
- состояние зрения;
- наличие деформаций пальцев рук и кистей
- проверка органов слуха;
- отсутствие травм, деформаций, патологий языка и ротовой полости;
- оценка состояния зубов, их расположения, количества;
- строение челюсти и лицевого скелета в целом;
- функциональность лицевых мышц, скорость их сокращения.
В том случае, если были найдены отклонения определенных систем органов, логопед может отправить ребенка на консультацию к другому специалисту (отоларинголог, стоматолог, окулист, травматолог, невропатолог и т.д.).
Оценка речи
Является одним из важнейших этапов поиска и диагностирования патологий, а также определения причины их возникновения. Оценивается как письменная, так и устная речь ребенка. Логопед учитывает особенности пациента, его возраст, различные факторы воздействия, перенесенные заболевания и т.д. Специалист оценивает следующие характеристики речи:
- Письменная речь. Для этого пациент должен на бумаге изобразить буквы, цифры, слоги и слова. В зависимости от возраста, символы диктуются или копируются с книги. Также проверяется уровень мышления и логики путем записывания названий предметов по картинкам.
- Чтение. Тест предназначен для пациентов старше 5 лет, которые уже умеют читать. Ребенок должен прочесть определенные слова и объяснить их. Во время исследования эксперт изучает характеристики голоса, параметры речи, включая интонацию и скорость.
- Грамотность. Проверяется правильность написания слов, работа со множественным числом, сопряжение отдельных слов и прочее.
- Словарный запас. Логопед проверяет, знает ли ребенок синонимы и антонимы, просит его описать предметы, уточняет знание обобщающих и прочих слов, которые позволяют ему свободно изъяснять свою речь.
- Разговорная речь. Специалист задает ребенку самые простые вопросы, начиная от его имени и возраста, и заканчивая любимым животным, занятием, отношение к детскому саду или школе, прочее.
- Автоматическая речь. Для начала, эксперт просит пациента сосчитать от 1 до 10, после чего сделать это в обратном порядке. Вместо чисел могут использоваться сезоны, дни недели, названия пальцев. Нередко врач просит продекламировать что-нибудь вслух (короткую песенку или стишок).
- Речевая моторика. Проверяется движение губ, языка, челюсти, а также других частей лица, которые участвуют в воспроизведении речи и формировании звуков.
- Произношение. Тест позволяет понять, как ребенок произносит гласные и согласные, звонкие и шипящие звуки, соединяет их в слоги и слова разной длины и уровня сложности.
После каждого исследования логопед делает определенные пометки, которые позволят в итоге вывести общую клиническую картину и понять, в чем состоит причина патологии речи.
Оценка слуха
Обязательной частью исследования пациента является оценка состояния его слуха. Если есть проблемы со внутренним или внешним ухом, это негативно сказывается на формировании речи ребенка. Эксперт проверяет:
- полноту выполнения определенных действий;
- реакцию на голос близкого человека;
- реакцию на слишком громкие и тихие звуки;
- распознавание шепота;
- возможность повторения услышанной информации.
В том случае, если во время диагностики были обнаружены проблемы со слухом, пациента направляют на консультацию к отоларингологу. Врач должен оценить все слуховые функции и их уровень, используя при этом инструментальные методики.
Оценка зрения
Проводится в том случае, если есть проблемы с письменной речью. Если ребенок изначально плохо видит буквы и цифры, он не сможет их правильно писать и распознавать в тексте, даже если нет повреждений головного мозга. Помимо реакции на вспышку, логопед также проверяет узнавание оттенков, цветов, предметов по картинкам, оценивает слежение за предметами в движении и использует другие точные методики.
Какие методики используются
Специалист использует совершенно разные, но эффективные методики, которые подбираются в зависимости от заболевания, возраста ребенка, наличия определенных патологий и заболеваний, психологического состояния и прочих факторов. В том случае, если нарушение функциональности речевого центра возникло по причине заболевания или травмы, посещение логопеда совмещается с лечением у специалистов другого профиля.
Ассоциации и моделирование
Метод применяется логопедом для развития устной речи и логического восприятия. Для этого используются карточки, образы, ролики с разными предметами и ситуациями, которые нужно описать. При этом, ребенок должен использовать только собственную речь, а не полагаться на родителей или других взрослых. Материал подбирается в зависимости от интересов ребенка, чтобы его заинтересовать.
Помимо развития речи, пациент изучает правильность звучания каждого звука и слова. Данное упражнение можно продолжить и в домашних условиях для стимуляции разговорной деятельности.
Пение
Несмотря на наличие инструкций, в чем заключается работа учителя-логопеда, многие используют более широкие и современные методики. К примеру, доказано, что во время пения пропадают проблемы с произношением, заикание и другие речевые дефекты. Громкое пение позволит не только отточить произношение каждого из звуков, но и определить, есть ли физиологические проблемы, или все-таки корень кроется в психологическом состоянии ребенка.
Игровая форма занятий
Позволяет развить устную и письменную речь ребенка с использованием игровых методов, которые обязательно привлекут его внимание. Обычно, для этого используются различные кубики, лото, настольные игры, подвижные упражнения, тренировки с цветными предметами и прочее, а также различные книжки с яркими картинками.
Игровая подача позволяет малышу легче воспринимать то, что от него требуется, и такой подход логопедов в разы ускоряет изучение произношения того или иного звука, слога, слова. При этом нет совершенно никакой психологической нагрузки или давления, препятствующего выздоровлению.
Задания на творчество
К данной категории относится близкое воспроизведение тех или иных звуков, повторение скороговорок, загадок, песенок, конкретных слов и предложений, а также другие упражнения с подражательным характером. Данная методика позволяет пациенту выучить, как правильно должен звучать тот или иной звук.
Речевые тренировки
Суть методики состоит в многократном повторении пациентов определенных звуков, слогов и слов, с которыми возникают проблемы. Регулярное произношение позволяет закрепить основные правила и справиться с речевыми дефектами. Особенно речевые тренировки способствуют решению проблем с артикуляцией, которые возникают из-за нарушения функциональности лицевых мышц.
Гимнастика для пальцев
Применяется при нарушениях письменной речи у детей. Помогает логопеду справиться с недостаточно развитой моторикой пальцев ребенка. Упражнения построены на укреплении рук, уверенном держании в руках ручки или карандаша, улучшении качества письма. Методика применяется как для детей, так и для взрослых, которые перенесли определенные заболевания.
Занятия с артикуляцией
Мышцы губ, языка, щек играют непосредственную роль в формировании речи ребенка и воспроизведении различных звуков и слов. Чтобы улучшить качество произношения, необходимо постоянно работать с артикуляцией, выполнять ряд упражнений, направленных на укрепление данных групп мышц.
Исправление эмоционального окраса
Из-за отсутствия педагогического воспитания и общения со сверстниками некоторые дети не могут придать речи эмоционального окраса, что делает ее невыразительной, тихой и чрезмерно ровной. Чтобы справиться с этим, педагог вместе с пациентом воспроизводит различные стишки, сказки, прочие произведения, занимаются чтением по ролям с приданием голосу правильной интонации.
Работа с дыханием
Иногда дефекты речи возникают из-за неправильного дыхания и прохождении большей части воздуха через носовые пути, что приводит к снижению качеств речи и появлению дефектов. Специалист помогает нормализовать данный процесс и улучшить голосовую функцию, сформировать спокойную, плавную и четкую речь, а также проработать произношение проблемных звуков.
Логопедический массаж
Позволяет устранить речевые дефекты, которые вызваны поражениями, травмами, патологиями, потерей тонуса языка, лицевых мышц, челюсти. Массаж возвращает голосообразующие функции, восстанавливает работу речевого аппарата. Специалист выполняет расслабляющий и стимулирующий массаж с применением различных техник, подобранных для конкретной ситуации.
Правильно подобранные упражнения помогают восстановить работу артикуляционных мышц лица, сделать речь более чистой и четкой, справиться с повышенным слюноотделением, вернуть прежние речевые функции после перенесенных травм или заболеваний.
Само происхождение термина восходит к греческим «логос» – слово и «пед» – ребенок, дитя. Логопед занимается устранением, корректировкой речевых нарушений у детей. Логопедия находится на стыке двух наук – медицины и педагогики. От специалиста-дефектолога требуется умение не только исправить дефекты речи, но и найти индивидуальный подход к каждому ребенку, который поможет ему воспринимать логопеда не как врача, а речевые нарушения – не как болезнь. Поэтому педагог-логопед должен быть еще и психологом.
Чаще всего логопед-дефектолог занимается с детьми дошкольного возраста – потому что в этом возрасте обычно и проявляются речевые нарушения. Малыш может не выговаривать отдельные звуки (чаще всего – р, л, шипящие), заикаться или вообще не разговаривать. К отклонениям, требующим вмешательства специалиста, относятся также:
- дислексия – неспособность человека овладеть навыками чтения;
- дисграфия – неспособность овладеть навыками письма.
Коррекционная работа и лечение при задержке речи
В первую очередь устраняется влияние внешних факторов, вызвавших задержку речевого развития. Например, если поводом послужила неблагоприятная социально-педагогическая обстановка, необходимо создать ребенку все условия для стимуляции речи: показывать, как правильно произносить слова, проговаривать все, что происходит с ребенком и вокруг него, подобрать подходящий дидактический материал и регулярно заниматься.
Если причиной стало заболевание или поражение мозга, то невролог назначает подходящее лечение, включающее в себя логопедический и другие виды массажа, прием ноотропов, магнитотерапию и прочее.
Совместно с лечением и обучением потребуются занятия с нейропсихологом, логопедом-дефектологом, преподавателями ЛФК. Отдельное внимание следует уделить стимуляции мелкой моторики (пальчиковым играм, лепке из твердого пластилина, вырезанию из бумаги), физкультурным упражнениям (бассейн, гимнастика) и дидактическим играм (тематические лото, логопедические карточки и кубики).