Особенности учета у налогового агента при приобретении услуг у иностранца

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности учета у налогового агента при приобретении услуг у иностранца». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Как известно, НДС — косвенный налог и в итоге он платится из кармана конечного покупателя. В случае с физическими лицами все просто — плательщики «налога на Google» просто увеличили цену на сумму НДС. Таким образом, теперь за одни и те же электронные товары и услуги россияне платят больше, чем, скажем, пользователи в Америке или Европе.

Новые обязанности приобретателей электронных услуг

С 01.10.2022 г. при покупке электронных услуг у зарубежных партнеров отечественные компании и ИП обязаны сами считать и платить НДС со стоимости этих услуг. При этом вне зависимости от того, является ли покупатель плательщиком НДС или же нет. Налогооблагаемая база по НДС определяется им самим по отдельности при осуществлении каждой операции покупки электронных услуг. НДС следует рассчитывать по ставке 20/120 (п. 4 ст. 164 НК).

Исчисленный НДС удерживают из стоимости вознаграждения, которое выплачивается зарубежному поставщику электронных услуг. Сумма налога платится в бюджет вместе с выплатой (перечислением) денег зарубежному поставщику в счет оплаты покупаемых электронных услуг.

НДС платится по месту нахождения приобретателя электронных услуг. Для этого покупатель направляет в банк два поручения на:

  • перечисление оплаты, в т.ч. аванса или предоплаты, по приобретаемой электронной услуге;
  • перечисление исчисленного размера НДС.

Когда следует уплачивать агентский НДС?

В соответствии с пунктом 4 статьи 174 НК РФ, при покупке электронных услуг у иностранной компании НДС агентом должен быть перечислен одновременно с оплатой за эти услуги. Более того, если оформить платежку на перевод иностранному контрагенту и не приложить документ для уплаты НДС в бюджет, банк попросту не проведет платеж.

Тут хочется вновь вернуться к упомянутому выше Uber, как к примеру компании, которая самостоятельно удерживает комиссию. Хотя на самом деле так работает большинство иностранных контрагентов. Проблема в следующем: перечислить в бюджет НДС нужно тогда, когда Uber удержит комиссию, однако российский контрагент не всегда может обладать такой информацией. Поэтому есть риск, что налоговые органы посчитают оплату несвоевременной. И опять же, учитывая массовость операций, как отследить момент удержания комиссии, чтобы своевременно уплатить НДС в бюджет? Это непонятные моменты, ответы на которые Налоговый кодекс не дает.

Обратите внимание! Уплачивая НДС в бюджет за иностранного контрагента, следите за правильным указанием статуса плательщика! Нужно выбрать код 02 — налоговый агент!

Услугами в электронной форме в данном случае считаются услуги, которые оказаны через информационно-телекоммуникационную сеть (сеть электросвязи), в том числе через Интернет, и оказание которых невозможно без использования информационных технологий.

При этом к электронным услугам, в частности, не отнесены:

  • реализация товаров/работ/услуг, если при заказе через информационно-телекоммуникационную сеть, в т. ч. Интернет, поставка идёт без использования такой сети;
  • реализация или передача прав на использование программного обеспечения для любых видов электронных устройств (вкл. компьютерные игры) и/или баз данных на материальных носителях;
  • предоставление доступа к информационно-телекоммуникационной сети, в т. ч. к Интернету.

Место деятельности покупателя электронных услуг

КТО ПОКУПАТЕЛЬ УСЛОВИЯ ПРИЗНАНИЯ МЕСТОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИИ ГОСУДАРСТВА-ЧЛЕНА ЕАЭС (ДОСТАТОЧНО ОДНОГО)
Организация
  • Организация действует на территории государства-члена на основе госрегистрации, за исключением случаев.
  • Услуги оказаны филиалу/представительству/постоянному представительству организации в этом государстве-члене, не являющемся местом госрегистрации организации, либо приобретены для такого филиала и др. и потреблены им.
  • Место нахождения постоянно действующего исполнительного органа (место управления) организации находится в этом государстве-члене, не являющемся местом госрегистрации организации, и здесь фактически происходит предпринимательская деятельность организации, а также потреблены услуги.
Физлицо, в т. ч. ИП
  • Место жительства (постоянного или преимущественного проживания) покупателя находится в этом государстве-члене.
  • Место нахождения банка, в котором открыт счет, используемый покупателем для оплаты услуг, или оператора электронных денежных средств, через которого покупатель оплачивает услуги, на территории этого государства-члена.
  • Сетевой адрес покупателя, использованный при приобретении услуг, зарегистрирован в этом государстве-члене (относится к соответствующему адресному пространству).
  • Международный код страны телефонного номера, используемого покупателем для приобретения или оплаты услуг, присвоен этим государством-членом.

Отдельно оговорено, что место деятельности ИП-покупателя электронных услуг определяют по правилам для организаций, если это установлено нормативными актами государства-члена, в котором он зарегистрирован.

Читайте также:  Увеличение уставного капитала ООО: пошаговая инструкция по регистрации изменений

Если выходит, что место деятельности покупателя-физлица на территории более чем одного государства-члена, продавец определяет его исходя из одновременного соблюдения бОльшего числа указанных условий на территории государства-члена.

При одновременном соблюдении равного числа условий на территориях нескольких государств-членов продавец самостоятельно определяет место деятельности такого физлица – исходя из подходов для неограниченного круга покупателей электронных услуг.

Правила и особенности

Правила определения места реализации услуг прописаны в Налоговом кодексе в статье 148. Законодательство предлагает определять место реализации по местонахождению имущества, с которым связаны работы и услуги; месту их фактического оказания; месту деятельности покупателя или исполнителя услуг.

Так, услуги считаются реализованными на территории РФ, если:

  • Их покупатель фактически ведет деятельность на территории России.
  • Они непосредственно связаны с операциями с недвижимостью, расположенной на российской территории. Это, например, услуги по выполнению отделочных, строительно-монтажных и ремонтных работ, арендных, реставрационных и озеленительных работ.
  • Они фактически оказываются на российской территории и связаны со сферами искусства и культуры, образования, физкультуры и спорта.
  • Они предполагают ремонт, обработку, техническое обслуживание, сборку, переработку воздушных и морских судов, движимого имущества на территории России.

Реализация работ и услуг иностранными компаниями

Два основных налога, которые взимаются с организаций, – это налог на добавленную стоимость (далее – НДС) и налог на прибыль. Но в данной статье мы сосредоточимся на первом и рассмотрим, каким образом он исчисляется, кем и когда уплачивается.

Руководство иностранной организации, решившей вступить в борьбу за российского потребителя, должно понимать специфику нашего рынка и налогового законодательства. Начать можно с малого и выяснить, например, платят ли иностранные компании НДС, если реализуют свои услуги в России. И хотя понятие НДС знакомо практически любому обывателю (а топ-менеджеру тем более), порядок работы с этим налогом имеет свои особенности в каждой стране.

Российская Федерация в этом смысле не является исключением: деятельность иностранных компаний подлежит налогообложению (включая уже упомянутый НДС). Но наше законодательство никак нельзя назвать простым и однозначным, ведь иногда разобраться в его хитросплетениях под силу лишь юристам. Именно поэтому, прежде чем расширять зону своего присутствия, нужно уточнить, как уплачивается НДС при реализации услуг на территории РФ.

Существует лишь два варианта ответа на этот вопрос: в первом случае компания самостоятельно рассчитывает и перечисляет сумму налога в бюджет, во втором все то же самое проделывает посредник – налоговый агент. Все зависит от того, зарегистрирована ли иностранная организация в российском налоговом органе – Федеральной налоговой службе (далее – ФНС).

В российском законодательстве есть такие понятия, как резидент и нерезидент.

Резидентом называется физическое или юридическое лицо, зарегистрированное и состоящее на налоговом учете на территории РФ, а к нерезидентам, как несложно догадаться, относятся все те, у кого отсутствует регистрация (в том числе и в ФНС) в России.

Рекомендуем ознакомиться с более подробной информацией о том, как определить, является ли юридическое лицо резидентом или нерезидент.

Если заграничная компания встала на учет в ФНС, то взаимодействие с налоговым ведомством целиком и полностью ляжет на ее плечи. В противном случае – если регистрация в налоговых органах отсутствует – рано или поздно клиенту придется задуматься, что делать с НДС при покупке услуг у иностранной компании.

Ведь Налоговый кодекс РФ (далее – НК РФ) не оставляет выбора: налог в любом случае должен быть уплачен. И это как раз та ситуация, когда покупатель будет выступать в роли налогового агента, который улаживает все вопросы с перечислениями в бюджет.

Налоговые агенты по уплате НДС

Налоговый агент – это посредник, который рассчитывает, удерживает у налогоплательщика и перечисляет в бюджет сумму НДС. Налогоплательщиком называется организация, деятельность которой облагается налогами по законодательству РФ.

В нашем случае налогоплательщик – это иностранная компания, оказывающая платные услуги, но не зарегистрированная в налоговых органах РФ.

Именно по причине отсутствия регистрации в ФНС уплата НДС за иностранное юридическое лицо осуществляется налоговым агентом.

В обязанности налогового агента входит:

  • своевременный и корректный расчет налога, его удержание и перечисление в бюджет;
  • учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов;
  • контроль налогов (исчисление, удержание, перечисление в бюджет);
  • письменное информирование налоговой инспекции о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика. Уведомление направляется в инспекцию по месту учета налогового агента, срок информирования – 1 месяц с момента, когда агент узнал об образовании задолженности;
  • предоставление подтверждающей документации;
  • хранение документов, на основании которых осуществлялись расчеты налогов, в течение 4 лет;

Когда НДС от иностранного контрагента незаконен

Если работы или услуги не должны облагаться иностранным НДС, то контрагент допускает ошибку, предъявляя российской компании к уплате НДС своей страны.

К примеру, российская организация заказала рекламные услуги у казахстанской фирмы. Местом реализации таких услуг считается Россия (так как заказчик — российская компания) . Если казахстанская фирма выставит счет-фактуру с выделенным НДС по ставке 12%, это будет незаконно. Казахстанским НДС такие услуги облагаться не должны .

Читайте также:  Расторжение брака по инициативе одной стороны

Следовательно, и в составе налоговых расходов такой необоснованный налог российский заказчик не сможет учесть (как и иные экономически необоснованные расходы ). В итоге есть два пути:

  • или смириться с тем, что необоснованный НДС не будет учтен для целей налогообложения в составе расходов;
  • или предъявить казахстанскому партнеру претензию, потребовав исключить неправомерный иностранный НДС из стоимости рекламных услуг.

Составление счета-фактуры

Счет-фактура – это документ, на основании которого покупатель принимает к вычету суммы налога, предъявленные продавцом услуг.

Документ выставляется продавцом при реализации услуг и содержит следующие данные:

  • номер и дата оформления;
  • информация о продавце-налогоплательщике и покупателе (наименование, адрес, идентификационные номера);
  • номер платежного документа (если использовались такие способы оплаты за услуги, как полный или частичный авансовый платеж);
  • описание услуг и единицы измерения (если применимо);
  • объем оказанных услуг;
  • валюта;
  • цена за единицу измерения (если применимо) без учета налога;
  • стоимость всего объема услуг без налога;
  • налоговая ставка;
  • сумма налога;
  • стоимость всего объема услуг с учетом налога.

НДС при оказании услуг иностранному контрагенту

Объектом налогообложения НДС становятся работы и услуги, выполненные на российской территории.

Если с экспортируемыми или импортируемыми товарами вопрос начисления НДС достаточно хорошо урегулирован нормами Налогового и Таможенного кодексов, то в плане оказания услуг нередко возникает немало спорных моментов. Дело в том, что обычно весьма непросто определить место выполнения определенной работы.

Именно местоположение будет иметь определяющее значение для целей налогообложения российской или иностранной компании.

Именно от ответа на вопрос, оказывалась ли услуга на территории РФ, будет в конечном итоге зависеть облагается ли она НДС или нет.

Ситуация: нужно ли платить НДС, если российская организация оказывает услуги по сдаче недвижимого имущества в субаренду? Недвижимое имущество находится за пределами России.

Нет, не нужно.

Объект обложения НДС возникает, если местом реализации работ (услуг) является территория России. Об этом сказано в пункте 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ.

Подпункт 1 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса РФ устанавливает, что местом реализации работ (услуг), непосредственно связанных с недвижимым имуществом, признается территория России, если такое имущество находится на территории России. При этом к работам (услугам), непосредственно связанным с недвижимым имуществом, относятся и услуги по аренде. В свою очередь статья 615 Гражданского кодекса РФ прямо указывает, что к субаренде применяются правила об аренде.

Значит, услуги, связанные со сдачей в субаренду недвижимого имущества, находящегося за пределами России, считаются оказанными за пределами России. Поэтому на их стоимость НДС не начисляйте (п. 1 ст. 146, подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ).

В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого вывода (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 1 декабря 2005 г. № А56-52630/04).

Ситуация: нужно ли платить НДС, если российская организация передает в лизинг иностранной организации движимое имущество (за исключением наземных автотранспортных средств)? Иностранная организация на налоговом учете в России не состоит.

Нет, не нужно.

Объект обложения НДС возникает, если местом реализации работ (услуг) является территория России. Об этом сказано в пункте 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ.

Порядок определения места реализации работ (услуг) установлен в статье 148 Налогового кодекса РФ. В подпункте 4 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса РФ сказано, что местом реализации услуг по сдаче движимого имущества (кроме наземных транспортных средств) в аренду является Россия, только если арендатором является организация, находящаяся в России.

Гражданский кодекс РФ определяет, что лизинг является разновидностью аренды (ст. 665–670 ГК РФ).

Значит, услуги, связанные с передачей в лизинг движимого имущества (кроме наземных транспортных средств) иностранной организации, не состоящей на налоговом учете в России, считаются оказанными за пределами России. Поэтому на их стоимость НДС не начисляйте (п. 1 ст. 146 и подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ).

Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 27 октября 2008 г. № 03-07-08/246.

Для целей исчисления и уплаты в бюджет НДС операции по передаче имущества в аренду признаются услугой.

Следовательно, по общему правилу если арендодатель является плательщиком НДС, то его доходы по арендной плате облагаются НДС. Исключением является ситуация, при которой арендодателем в аренду на территории Российской Федерации предоставляется помещение иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в Российской Федерации. Данная операция не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) в соответствии с положениями п. 1 ст. 149 НК РФ (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ).

Прежняя редакция п. 1 ст. 149 НК РФ для целей применения освобождения от налогообложения предусматривала ограничения по виду помещений, передаваемых в аренду, а именно освобождение от налогообложения предусматривалось только в отношении передачи в аренду служебных и (или) жилых помещений. Действующая редакция п. 1 ст. 149 НК РФ ограничений по видам помещений не содержит.

Исключение составляет Франция, где освобождение от обложения НДС предусмотрено только в отношении передачи в аренду немеблированных помещений, а также Чешская республика, где из числа необлагаемых операций исключена передача в аренду гостиничных номеров для проживания граждан Чехии. В отношении Испании предусмотрено освобождение от обложения операций по передаче в аренду только жилых помещений. На Острове Мэн (Великобритания) существуют ограничения по аренде для организаций, оказывающих финансовые услуги.

Читайте также:  Амортизация основных средств в бухгалтерском учете

Таким образом, операции по предоставлению российской организацией (арендодателем) на территории Российской Федерации помещения в аренду иностранной фирме (арендатору), аккредитованной в Российской Федерации, объектом налогообложения по НДС не признаются. Следовательно, при оказании услуг по аренде помещений гражданам и (или) организациям иностранных государств, включенных в Перечень, счета-фактуры выставляются без НДС.

Между тем операции по предоставлению российской организацией (арендодателем) на территории Российской Федерации помещения с мебелью для коммерческих нужд в аренду иностранной фирме (арендатору), например резиденту Франции, признаются объектом налогообложения по НДС у арендодателя в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ. При этом обложению НДС по налоговой ставке 18% подлежит стоимость оказанных услуг в виде арендной платы без включения в нее сумм НДС (п. 1 ст. 154 и п. 3 ст. 164 НК РФ). Аналогичным образом с учетом установленных ограничений подлежит обложению НДС передача в аренду помещений иностранным фирмам — резидентам Чехии, Испании, Острова Мэн (Великобритания).

Что касается документального подтверждения права налогоплательщиков на освобождение от налогообложения рассматриваемых операций, перечень документов, подтверждающих правомерность применения такого освобождения, положениями гл. 21 НК РФ не установлен.

Официальная позиция фискальных органов заключается в том, что документом, подтверждающим льготу при сдаче помещений в аренду филиалу иностранной организации, может являться выписка из реестра филиалов и представительств международных и иностранных некоммерческих организаций (Письма УМНС России по г. Москве от 16.09.2004 N 24-08/60108 и от 21.06.2004 N 24-14/4/41004). В связи с этим необходимо учитывать, что сводный государственный реестр аккредитованных на территории Российской Федерации представительств иностранных компаний и государственный реестр филиалов иностранных юридических лиц, аккредитованных на территории Российской Федерации, ведет Государственная регистрационная палата при Минюсте России (Устав федерального бюджетного учреждения «Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции Российской Федерации», утвержденный Приказом Минюста России от 20.07.2011 N 269).

В каких случаях облагаются НДС консультационные услуги?

Услуги, связанные с консультированием сторонних компаний, формируют базу по взиманию НДС, что объясняется подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ. В соотвествии с п. 3 ст. 164 НК РФ к ним применяется обычный процент начисления — 18%.

Обязанность производить расчет и перевод налога в казначейство возникает у всех организаций, занимающихся данным направлением бизнеса на основе п. 1 ст. 143 НК РФ.

Деятельность в сфере образования довольно часто отождествляют с консультационными операциями. В этой связи в подп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ подробно раскрыта возможность не начислять и не уплачивать НДС для компаний, не относящихся к коммерческим и имеющих лицензию на образовательную деятельность.

Какие услуги иностранных компаний относятся к электронным для целей учета НДС

Признаются ли услугами в электронной форме для целей применения ст. 174.2 НК РФ услуги мониторинга и представления актуальной информации по международным тендерам и проектам? Результат работы предоставляется путем направления иностранным контрагентом письма со списком тендеров на электронную почту заказчика.

Данный вид услуг может квалифицироваться как услуги в электронной форме в целях применения ст. 174.2 НК РФ. Обязанность платить НДС в таком случае возникает у оказывающей их иностранной организации. Однако для правильной квалификации следует учитывать также характер оказания услуги и особенности конкретных договоров.

Так называемый налог на Google обязаны уплачивать иностранные организации, которые оказывают электронные услуги или выступают посредниками при их продаже (п. 3 ст. 174.2 НК РФ). При этом такая обязанность возникает, только если местом реализации услуг признается РФ. В соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ иностранная организация, оказывающая эти услуги, обязана встать на учет в российских налоговых органах.

Услугой в электронной форме в соответствии с п. 1 ст. 174.2 НК РФ признается услуга, оказанная автоматизированно, с использованием информационных технологий через телекоммуникационную сеть, в том числе Интернет. Этим же пунктом конкретизирован перечень таких услуг, который считается закрытым, однако формулировки данной статьи и отсутствие четких определений терминов зачастую допускают расширительное толкование и вызывают массу вопросов при отнесении конкретных видов услуг под действие рассматриваемой статьи.

В частности, этот перечень включает услуги по поиску и (или) представлению заказчику информации о потенциальных покупателях.

Кроме того, перечень содержит еще одну довольно общую категорию: «…оказание через сеть Интернет услуг по предоставлению технических, организационных, информационных и иных возможностей, осуществляемых с использованием информационных технологий и систем, для установления контактов и заключения сделок между продавцами и покупателями». Этот пункт включает больший спектр вариантов трактовок и включения самых разнообразных видов услуг.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *